Датчик температуры на приборной панели что показывает
Перейти к содержимому

Датчик температуры на приборной панели что показывает

  • автор:

Чем опасна поломка датчика температуры охлаждающей жидкости

Рассказываем о коварстве датчика температуры охлаждающей жидкости и учимся вовремя обнаруживать его неисправность.

Depositphotos

Датчик температуры охлаждающей жидкости – копеечная деталь, поломка которой может не только изрядно потрепать нервы автовладельцу, но и вывести из строя двигатель автомобиля. От неё зависит работоспособность множества систем.

Зачем нужен датчик температуры охлаждающей жидкости

Датчик температуры охлаждающей жидкости относится к наиболее важным элементам электронной системы любого автомобиля, при этом его нельзя назвать надёжным вне зависимости от того, на машине какой марки и модели он установлен. Именно этот датчик отвечает за работу системы принудительного охлаждения двигателя, а также за показания температуры на приборной панели (если эта опция предусмотрена производителем). От его корректной работы зависит запуск двигателя, смесеобразование и даже расход топлива.

© Niva 4×4 / Яндекс.Дзен

Как устроен температурный датчик

Датчик температуры охлаждающей жидкости имеет компактные размеры и располагается таким образом, чтобы контактировать непосредственно с антифризом в системе охлаждения двигателя. Данные, которые получает это устройство, в виде электрического сигнала поступают в электронный блок управления мотором. Тот, в свою очередь, использует их для приготовления правильной топливной смеси и корректировки угла зажигания, а также управления системой принудительного охлаждения двигателя. По его команде включаются и выключаются первая и вторая скорости вращения вентилятора и тем самым поддерживается постоянная рабочая температура мотора. Данные, которые снимаются с датчика, отображаются на приборной панели и помогают водителю вовремя заметить недогрев или перегрев движка.

© Depositphotos

Принцип работы устройства основан на способности материалов датчика изменять электрическое сопротивление в зависимости от температуры. Датчик состоит из рабочего элемента из чувствительного материала и контактов, которые подключены к электросистеме автомобиля. При некорректной работе устройства электронный блок управления машины получает неверную информацию, что приводит к подготовке неправильной (слишком богатой или бедной) смеси, а также к некорректной работе системы охлаждения. Это может приводить к закипанию антифриза и деформации головки блока цилиндров, а также к переходу автомобиля в так называемый аварийный режим (двигатель не развивает полную мощность, повышается расход топлива).

© Depositphotos

Признаки поломки

О существовании датчика температуры охлаждающей жидкости водители вспоминают обычно лишь тогда, когда мотор уже «закипел», либо вот-вот достигнет критической температуры. Насторожить водителя может активация сигнализатора «неисправность двигателя», либо слишком большое (или напротив низкое) значение указателя температуры на «приборке». Нередко поломка датчика длительное время остаётся незамеченной (особенно на машинах без указателя температуры, которых год от года становится больше).

Косвенными признаками неисправности являются неуверенный запуск и «троение» двигателя, повышение расхода топлива и ухудшение динамики автомобиля. В случае обрыва электрической цепи датчика температуры охлаждающей жидкости или короткого замыкания вентилятор охлаждения двигателя начинает работать на полную мощность и перестаёт отключаться. Течь антифриза из резьбового соединения датчика – также сигнал к необходимости ревизии устройства или его замены.

Как проверить и заменить датчик температуры

Проверить работоспособность датчика температуры довольно просто. Для этого нужно вооружиться мультиметром и «прозвонить» устройство на обрыв цепи, а также снять показатели омметром при разной температуре, воспользовавшись таблицей параметров (найти эту информацию можно в Интернете). При увеличении температуры детали сопротивление между выводами датчика должно уменьшаться. Если устройство не реагирует на изменение температуры или наблюдается обрыв цепи, либо параметры расходятся с заведомо правильными, смело отправляйтесь в магазин за новым датчиком.

Почему датчик температуры охлаждающей жидкости показывает неправильно

За сохранность двигателя от перегрева следит датчик температуры охлаждающей жидкости. Он фиксирует изменения ее температуры и сообщает об этом водителю или блоку управления автомобиля для принятия соответствующих мер.

Что такое датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) и его предназначение?

datchik-temperatury-ohlazhdayuschej

В основе принципа действия двигателя внутреннего сгорания (ДВС) лежат высокие температуры при сгорании топливной смеси. Чтобы предотвратить перегрев мотора, в автомобиле предусмотрен контур охлаждения с циркулирующей в нем специальной жидкостью. Температурный контроль этого вещества осуществляется датчиком температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ).

ДТОЖ – терморезистор для оценки работы мотора автомобиля с помощью фиксации температурных изменений залитой жидкости охлаждения.

Форма ДТОЖ для всех моделей автомобиля типична, поэтому его трудно спутать с другими деталями. Однако точка установки будет отличаться. Поэтому следует изучить инструкцию производителя, где указывают позицию датчика. Типичные места для установки: головка блока цилиндров или выпускной патрубок, верхний шланг радиатора, корпус термостата.

Для части схем двигателей актуально использование пары датчиков температуры и конструкция предусматривает это. Первый располагается в районе блока цилиндров, замеряя температуру на выходе оттуда, второй же ставится после радиатора. Благодаря этому осуществляется интеллектуальный анализ процессов в моторе и контуре охлаждения. Обычно использование дуэта сенсоров критически важно для мощных или очень дорогих машин, где пара датчиков позволяет посредством ЭБУ реализовывать особые алгоритмы работы мотора.

Принцип работы ДТОЖ

Процесс работы ДТОЖ может быть организован двумя вариантами:

  1. при изменениях температуры датчик передает информацию на блок управления, который принимает меры по регулировке работы системы, либо оставляя всё как есть, либо уменьшая параметр, который стал причиной нагрева;
  2. при изменениях температуры датчик передает информацию водителю, выводя информацию на термометре панели. В этом случае решение о прекращении движения или изменении режима вождения принимает сам водитель.

ДТОЖ, в зависимости от модели машины, выполняет такие функции как:

  • контроль температуры;
  • влияние на изменение режима работы, при изменении температуры;
  • оповещение о необходимости аварийного включения/отключения мотора при резком изменении температуры;
  • контроль опережения и запаздывания зажигания;
  • подача команды на увеличение доли топлива в смеси, если температура охлаждающей жидкости снижается до критического значения.

Признаки неисправности ДТОЖ и причины их возникновения

Как и любой элемент автомобиля, ДТОЖ подвержен износу, старению и отказу. Основными сигналами поломки датчика, которые проявляются при движении авто, являются:

  • трудности при запуске мотора при низких температурах окружающей среды;
  • необычные звуки из системы выхлопных газов при пуске двигателя;
  • мотор самопроизвольно глохнет при росте температуры охлаждающей жидкости до предельного значения (при этом тип теплоносителя не играет никакой роли);
  • неправильная работа охлаждающего вентилятора. Возможны несколько вариантов проявления этой проблемы: элемент системы охлаждения совсем не включается либо только в аварийных режимах, не отключается, когда температура контура охлаждения достигла низких значений, когда датчик ДТОЖ отключается, вентилятор напротив включается;
  • перерасход топлива. Состав топливной смеси определяется электронным блоком управления (ЭБУ), который собирает информацию со множества датчиков. Если сведения о температуре неверны, то и количество бензина будет рассчитано не оптимально, из-за чего нагрев двигателя может стать еще больше;
  • на приборной панели загорится индикатор Check Engine.

Перечисленные ситуации могут сигнализировать и о других проблемах в двигателе, поэтому для точного определения причины неисправности требуется дополнительная диагностика.

Причинами выхода из строя датчика или отображения им некорректной информации могут быть как механические повреждения (изношенная прокладка, разгерметизация корпуса, плохое качество самого прибора, сорванная резьба, растрескивание корпуса, перегорание термистора, загрязнение), так и электрические (короткое замыкание в измерительной цепи, обрыв провода, скачки напряжения, плохая пайка пинов, неправильное подсоединение контактов, потеря напряжения, коррозия, накопившийся нагар на проводах).

Проверка и замена ДТОЖ

Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости

При малейших подозрениях необходимо провести диагностику датчика и, если потребуется произвести установку нового.

Для процедуры проверки ДТОЖ можно либо обратиться на СТО (с использованием осциллографа), либо проверить диагностическим прибором (при загоревшейся лампе Check Engine считать код ошибки используя портативный ODB2 сканер), либо провести ручную диагностику. Проверка с использованием более простого инструментария может проводиться несколькими методами:

  • с демонтажом без использования термометра;
  • с демонтажом и использованием термометра;
  • без демонтажа.

В целом можно выделить несколько этапов проведения проверки без термометра с демонтажем и без:

  1. внешний осмотр датчика на отсутствие ржавчины, подтеков антифриза, трещин и т.п.;
  2. диагностировать ДТОЖ, не отходя от капота, можно сняв фишку с датчика (при горячем моторе важно работать очень аккуратно) или произведя его демонтаж гаечным ключом. Во втором случае сначала от него нужно отключить контактные клеммы и проверить подачу питания (нормальное значение напряжения 5 Вольт постоянного тока);
  3. подключить щупы мультиметра к выводам датчика и замерить величину омического сопротивления. Измерения производятся при холодном ДВС. Для того чтобы обеспечить нужную температуру, можно выкрутить датчик с посадочного места и опустить чувствительный элемент в холодную воду;
  4. запустить двигатель и дождаться включения вентилятора охлаждения. При выкрученном датчике, его нужно поместить в кипяток;
  5. повторно замерить величину переходного сопротивления;
  6. сравнить полученные данные сопротивления для вашей модели автомобиля.

Если при проверке используется термометр, то она будет выглядеть следующим образом:

  1. демонтаж датчика;
  2. набрать чайник воды (будьте аккуратны при нагревании);
  3. опустить в разогреваемую воду измеряющую часть датчика;
  4. щупы электронного мультиметра закрепить на сигнальных выводах датчика и перевести прибор в режим омметра (измерение сопротивление электрической цепи);
  5. погрузить в жидкость электронный термометр;
  6. поэтапно замерять показания термометра и омметра – шаг взять, например, в 5°С, нанося значения на график зависимости первого от второго;
  7. полученные данные сравниваете с технической документацией вашего авто.

Если датчик неисправен, его необходимо заменить, предварительно слив антифриз из системы охлаждения. Отключив шнур питания, с использованием торцевого или рожкового ключа выкрутить сенсор. Перед установкой нового датчика нужно обязательно надеть прокладку. Затем плотно зажмите его ключом по резьбе до упора. Подключаете шнур питания и вновь заливаете антифриз.

Экономить на новом датчике не стоит, так как он имеет невысокую стоимость, ломается редко, имеет неразборный корпус, а с заменой сможет справиться даже начинающий автомобилист.

Замена ДТОЖ

Если же исправить ситуация можно просто почистив корпус/резьбу/контакты ДТОЖ, то датчик продолжит свою работу и замена не потребуется.

Горит лампочка температуры охлаждающей жидкости: причины, диагностика, решение проблемы

Автомобильная панель приборов с каждым годом становится все сложнее, и на ней появляется все больше различных значков, сигнализирующих водителю о той или иной неисправности. При этом значок охлаждающей жидкости не относится к числу новых, и контролировать параметр охлаждения производители автомобилей предлагают водителям давно. На это есть причины – поддержание верной температуры в двигателе необходимо, чтобы не ухудшились его тяговые характеристики. Кроме того, излишне охлажденный или перегретый двигатель несет опасность для отдельных агрегатов, которые могут выйти из строя, и их ремонт обойдется в немалую сумму.

Как должна работать лампочка охлаждающей жидкости

Как должна работать лампочка охлаждающей жидкости

Как и большинство индикаторов на панели приборов, лампочка охлаждающей жидкости при верной работе агрегатов и отсутствии проблем с охлаждением ДВС, выключена при заведенном моторе.

Она должна загораться в момент старта двигателя, тем самым компьютерная система автомобиля сверяет наличие связи между температурными датчиками и лампочкой на панели приборов. Если лампочка после старта мотора спустя 2-5 секунд погасла, значит, система прошла диагностику, и никаких разрывов или проблем в цепи между индикатором и датчиками не обнаружено. В том случае, когда лампочка охлаждающей жидкости не загорается при старте двигателя, следует искать неисправность непосредственно в индикаторе. Не исключено, что лампочка (светодиод) перегорела.

Если после старта двигателя лампочка охлаждающей жидкости на панели приборов автомобиля продолжает гореть, значит, имеются проблемы с датчиком или цепью, и информация к индикатору не поступает. Также подобная индикация может сигнализировать о проблеме с одним или несколькими элементами системы охлаждения мотора.

Обратите внимание: Современные автомобили имеют продвинутую систему индикации на панели приборов, и лампочки могут работать в нескольких режимах. Производители автомобилей часто пользуются подобной возможностью для индикатора охлаждающей жидкости, и он загорается красным в момент перегрева или синим при излишнем охлаждении.

Почему горит лампочка охлаждающей жидкости

горит лампочка охлаждающей жидкости

Как было сказано выше, индикация о проблеме в охлаждающей системе автомобиля загорается при повышенной или пониженной температуре двигателя, то есть при любом отклонении от номинального температурного режима. Чаще всего лампочка сигнализирует о недостатке в баке охлаждающей жидкости и необходимости ее в срочном порядке долить. Смешивать антифриз можно не всегда, и следует ответственно подходить к выбору охлаждающей жидкости для автомобиля.

Важно: Если индикатор охлаждающей жидкости загорелся на горячем двигателе, ни в коем случае не доливайте сразу антифриз. Мотору необходимо дать время остыть, иначе перепад температуры между горячими элементами двигателя и охлаждающей жидкостью приведет к появлению трещин в головке блока цилиндров.

При этом лампочка охлаждающей жидкости может гореть на панели приборов не только в том случае, когда имеются проблемы с антифризом. Возможно, что неисправен один из элементов охлаждающей системы, и выявить проблему наиболее точно можно с помощью электронного диагностического оборудования в сервисе.

Что делать если загорелась лампочка охлаждающей жидкости в дороге

загорелась лампочка охлаждающей жидкости в дороге

Проблема с охлаждением двигателя чаще всего появляется именно во время движения автомобиля, когда мотор работает на различных нагрузках в течение продолжительного периода времени. Охлаждение может перестать справляться с нагревом, и в таком случае у водителя загорится соответствующая лампочка. Если индикатор охлаждающей жидкости загорелся при движении автомобиля, необходимо сделать следующее:

Если по первичным признакам обнаружить проблему, из-за которой загорелась лампочка охлаждающей жидкости, не получилось, необходимо завести двигатель и без резких ускорений добраться до ближайшего сервисного центра или площадки, где имеется диагностическое оборудование.

Почему необходимо реагировать на лампочку охлаждающей жидкости

Почему необходимо реагировать на лампочку охлаждающей жидкости

На приборной панели автомобиля имеется масса различных индикаторов, часть из которых можно проигнорировать и заняться устранением возникшей неисправности чуть позже. Данное утверждение явно не относится к индикации охлаждающей жидкости на панели приборов автомобиля.

При перегреве двигатель рискует получить серьезные неисправности, ремонт которых заставит водителя раскошелиться. В частности, при работе мотора на повышенных температурах, могут деформироваться детали цилиндро-поршневой группы, системы охлаждения и смазки. При возникновении трещин на стенках цилиндрах, разрыве поршневых колец или «клине» двигателя ремонт обойдется недешево.

Если автомобильный мотор излишне охлаждается, данная проблема может стать причиной понижения мощности двигателя в результате проблем с образованием топливной смеси. Это приведет не только к потере динамических характеристик, но и ускоренному износу ряда агрегатов.

Температура двигателя на приборной панели и в действительности

Стрелка температуры двигателя держится ниже 90 градусов. Красная черточка на фото — на таком уровне держится стрелка, через elm327 показывает от 80-85 градусов. Показания на щитке и через elm327 всегда различаются на 5-8 градусов. У кого как показывает и на каком уровне держится температура? Читал, что если если двигатель не доходит до рабочей температуры — влияет на расход топлива. И если это неисправность, от чего зависит?

8 апреля 2020 Метки: электроника
Поделиться:

Lada Калина Хэтчбек 2011, двигатель бензиновый 1.6 л, 84 л. с., передний привод, механическая коробка передач — электроника

Машины в продаже

Красноярск

Hyundai Creta, 2019

Новосибирск

Toyota Gaia, 2001

Toyota Land Cruiser Prado, 2007

Красноярск

Toyota Highlander, 2014

Комментарии 20

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии, задавать вопросы и участвовать в обсуждении.

Я езжу на Lada 21112

Подскажите кто знает, на ваз 2111 проблема появилась, по приборка 95-100 градусов машина закипает но вентилятор не срабатывают, датчик исправен, но так как мозги дают команду для срабатывания вентилятора как я знаю, но мозги выдают температуру по OBD 85-90 градусов но машина закипает уже, в чем проблема кто знает?

Масса на двигателе

в калине 2 датчика температуры- в голове на панель приборов и в термостате на мозги. поэтому разные показания- бывает. и если термостат от гранты- так и показывает.

спасибо за информацию)

Это на холостом ходу такие показания? Проверь термостат стрелка обычно врет в большую сторону градусов на 5 а тут что то совсем маловато

Да, на холостом. Термостат рабочий, проверил

В прошивке температура прогретого мотора от 80

Кстати, когда прошивался, сказали что на 85 уже включается вентилятор в прошивке

У меня стрелка на 90, а по елм 85.

Показывало по стрелке и ELM одинаково. После замены ДТ на стрелку, на одно деление стало занижать.

Никакой разницы нет по расходу. Тапок нежней дави и будешь экономить.

Она различалась пока не перебрал приборку а при сборке просто выставил стрелки по elm теперь все совпадает и я не парюсь а рабочая температура начинается от 80 а на некоторох ино встречал по докам 110 было указано. Зимой конечно если температура 90-92 это будет лучше

Я езжу на Lada Калина хэтчбек

У меня тоже так показывает, не думал что это неисправность… А вот соседняя стрелочка обычно пониже��

В том положении стрелки, что на фото, температура 85 градусов и у меня совпадает с elm327. Температура зависит от термостата, как от его настройки, так и возможной неисправности.

А рабочая температура 85 держится?

У меня да, но до замены термостата всегда была 90! Кто какие предпочитает, кто на 87 ставит, а кто на 92. Я хотел у своего немного шток подточить до 90 градусов, но все руки не доходят.

Понял, спасибо. Проверю термостат

Приборка показывает погоду на Луне в плане температуры 🙂 Показания могут быть с точностью +/- 5 градусов, этих приборок на калине минимум 3 вида, если не 4 и всё показывают по разному.Какие то более менее точно, какие то не очень) СчетМаш/ АвтоПрибор АП / VDO и ещё вроде какая то фирма есть Лучше всех слышал что VDO приборки (VDO исконно немецкая фирма и делает приборки на немецкие машины уже лет 40 минимум)

Вообще есть понятие температура «КП» (забыл что значит), она всегда ниже — когда она 80 то температура в самом термостатем где то 85, она всегда выше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *