Как раскрасить ботанический барельеф из гипса
Перейти к содержимому

Как раскрасить ботанический барельеф из гипса

  • автор:

Мастер-класс: делаем ботанический барельеф

Сначала мы влюбились в работы англичанки Рейчел Дейн, она делает тонкие и нежные картины из гипса и живых цветов. А затем познакомились в Москве с мастером Марианной Макаровой, которая, как оказалось, тоже восхищается работами Рейчел. Марианну мы и попросили научить нас делать барельефы.

Ботанический барельеф

Вам понадобится:
2,5 кг глины для лепки (товары для художников)
— 500 г гипса для скульптурных работ (стройтовары)
— Пластиковая емкость для смешивания гипсового раствора
— Любые живые цветы, главное — не сухоцветы
— Деревянная скалка
— Раздвижной металлический бортик от формы для выпечки (диаметром 23 см)
— Вафельное полотенце
— Губка с абразивной стороной
— Деревянный скульптурный стек («Товары для художников»)
— Малярный шпатель
— Пинцет
— Проволока для петельки (если хотите повесить барельеф на стену)

1. Раскатываем скалкой пласт глины, равномерно нажимая на нее так, чтобы скалка двигалась по часовой и против часовой стрелки (это важно). Контролируем нажим скалки. Это непростая задача, но вполне выполнимая! Не раскатывайте пласт слишком тонко — толщина должна быть не меньше 1, 5 см.

2. Выкладываем цветы на подготовленную поверхность, создаем композицию. Важно учитывать — все, что мы выложили справа, при отливке барельефа будет слева.

3. Снова работаем скалкой: одной рукой придерживаем стебли цветов, а другой держим скалку по центру и «вкатываем» цветы в глину, начиная с соцветий так, чтобы они были утоплены в пласт глины. Все детали растений должны быть хорошо закатаны в глину — это будущий объем барельефа.

4. Аккуратно удаляем цветы, вытягивая их за стебли один за другим, плавными движениями вверх. Оставшиеся элементы цветов удаляем пинцетом. Старайтесь не повредить полученный оттиск и поверхность глины.

5. Вдавливаем бортик от формы для выпечки в поверхность глины. С внешней стороны формы промазываем форму кусочками глины так, чтобы закрыть все возможные щели, не дать раствору гипса вытечь за пределы формы.

6. Готовим гипсовый раствор для заливки: в пластиковой емкости смешиваем 500 мл воды и 500 г сухого гипса. Размешиваем до однородного состояния и выливаем тонкой струйкой в форму, постепенно заполняя всю поверхность.

7. Когда пройдет 5-10 минут, погружаем в полузастывший гипс концы петельки для подвешивания барельефа на стену. Петельку можно сделать из проволоки. Ждем еще 20-30 минут — идет процесс застывания гипса.

8. После застывания деревянным стеком (или шпателем) отодвигаем глину снаружи от формы, открываем замок и снимаем ее.

9. Аккуратно ставим на ребро пласт глины и отгибаем его от гипсового барельефа. Глину заворачиваем в пакет или кладем в контейнер с плотной крышкой — ее можно будет использовать снова.

10. Смываем остатки глины с барельефа, абразивной стороной губки зачищаем края барельефа, придавая им ровный, гладкий вид. До полного высыхания должно пройти 7 дней: вы почувствуете, что барельеф станет легче и на несколько оттенков светлее.

Реклама

Мастер-класс по Ботаническому Барельефу в Арт-технике Отпечатки Растений

Сообщений: 2 • Страница 1 из 1
Календула Сообщения: 2 Зарегистрирован: 11 июл 2017, 22:04

Мастер-класс по Ботаническому Барельефу в Арт-технике Отпечатки Растений

Сообщение Календула » 11 июл 2017, 23:06

Мастер-класс по Ботаническому Барельефу в Арт-технике Отпечатки Растений

Материалы и Инструкция для Мастер-класса по Ботаническому Барельефу в Арт-технике Отпечатки Растений/ Гипсовое Панно:

Шаг 1. Гончарная глина для оттиска растений.
Для оттиска растений лучше всего подойдет мягкая гончарная глина. Глина может быть разных цветов и оттенков. При выполнении оттиска сырое гипсовое панно окрашивается в тон глины. Степень окраса готового панно можно регулировать. В среднем гипсовая заливка затвердевает в течение часа (можно оставить и на сутки). Окрас гипсового барельефа возможно смыть/отрегулировать холодной водой легкими нажатиями мягкой губки или не жесткой кисти.
Полное высыхание барельефа обычно занимает около недели. В высохшем виде готовое гипсовое панно тускнеет, поэтому при финальной обработки я обычно использую матовый акриловый лак. Лак придает яркость работе и «оживляет» цвета и тона.
Чаще всего я использую испанскую гончарную глину Pebeo Gedeo Highly Flexible Oven Bake Clay.
Акриловый лак марки Vallejo/ Matt Removable Acrylic Varnish.
Гончарная глина в такой технике используется многократно. После работы, глину следует промыть в прохладной воде, размять и герметично упаковать в пакет, чтобы избежать высыхания. Глина хранится в сыром виде.

Шаг 2. Гипс. Для заливки панно используется смесь гипса и воды в пропорции 1:1.
Выбирая гипс, важно учитывать его плотность. Если плотность маленькая, то при высыхании работа может быть ломкой и не прочной. Лучше всего подойдёт гипс с индексом Г16 ( его можно купить в строительном магазине). Я использую гипс немецкого производителя Primosupra 60 (PR60).

Важно! Готовое гипсовое панно должно высыхать естественным образом — при комнатной температуре или на балконе, агрисивное нагревание или сушка в духовке может повредить работу.

Шаг 3.
В среднем готовое гипсовое панно высыхает за неделю. Ботанический барельеф можно окрашивать и тонировать как в сыром, так и в полностью сухом виде.
При окрашивании я обычно использую акриловые, акварельные краски или ангобы (покрытие из жидкой глины разных цветов).
При окрашивании в сыром виде краски, сильно разбавленные водой, наносятся на сырой гипс. Затем работа полностью высыхает и ее покрывают акриловым лаком.
Если работа тонируется красками после полного высыхания, желательно первым слоем нанести акриловый лак, дать высохнуть (около 5 мин) и затем можно приступать к окрашиванию красками. Завершающий слой после высыхания красок — акриловый лак.

Новые техники создания рельефных изображений из гипса

Новые техники создания рельефных изображений из гипса

Барельеф — традиционная гипсовая техника, активно используемая в современном дизайне интерьеров. Существует множество способов изготовления барельефов, но с возрождением интереса к ручным ремеслам к ним добавились новые.

Что такое барельеф

Барельеф или низкий рельеф — объемное изображение, в котором рисунок слегка приподнят над поверхностью. Это отличает его от горельефа с ярко выраженным вертикальным компонентом. Первые барельефы — петроглифы, возраст которых превышает 30 тыс. лет, обнаружены на стенах пещер по всему миру.

Рельефные изображения были популярны в античное время, а в Средние века барельефами с изображением библейских фигур и религиозной символики украшали культовые здания. Кроме традиционного гипса, для их изготовления использовались терракота, мрамор и камень. Казалось бы, в этой сфере были испробованы все техники, но современные технологии добавили новые способы.

Ботанический барельеф

Популярная техника, при которой формами для отливки гипса служат отпечатки листьев, цветов, шишек, желудей:

Пластилин или художественную глину раскатывают скалкой в пласт.

Затем берутся любые цветы, но не сухоцветы, другие ботанические элементы. Их укладывают на поверхность глины, а затем накрывают слоем бумаги или пищевой фольги.

С помощью скалки через фольгу или бумагу растения вдавливаются в мягкую основу. Затем цветы, шишки и другие элементы аккуратно удаляют, чтобы остались только вдавленные изображения. Мелкие частички убирают пинцетом. Получается форма для барельефа.

Ботанический барельеф

Края глины или пластилина обрезают, формируют бортики из картона или другого материала, чтобы исключить растекание гипса при заливке. Удобно использовать форму для выпечки, в которую помещается глиняная основа с отпечатками растений.

Сверху аккуратно наливается гипсовый раствор, который оставляют до высыхания. Затем края изделий зачищают и рельеф полностью просушивают примерно 7 дней. За это время гипс становится светлее и легче.

После этого зачищают края, нижнюю поверхность изделия и шлифуют его поверхность. Рельефные элементы можно расписать.

Такое панно украсит любую комнату, а изделия с изображением шишек и веток станут прекрасным новогодним сувениром.

Барельеф с имитацией мрамора

Рельефы из гипса с имитацией мраморной поверхности изготавливались с I века до н. э., но особую популярность они получили в эпоху барокко. Мрамор был дороже гипса, поэтому его имитация – скальола, изготавливаемая из гипса, квасцов, клея и пигментов, позволяла сэкономить.

Этот материал нравился и мастерам, поскольку с мягким и податливым гипсом гораздо проще работать, чем с плотным мрамором. Скальола использовалась при отделке Букингемского дворца, музея Виктории и Альберта в Лондоне. Сейчас из него тоже изготавливают барельефы и другие произведения искусства с мелкими деталями.

Существует упрощенная техника изготовления рельефов под мрамор – смешивание гипса двух цветов. Для этого замешиваются две порции раствора, в каждую добавляется колер одного тона. При смешивании материалов получается двухцветная масса, создающая при высыхании мраморный эффект. Можно изготовить однотонный раствор, и в него через сито засыпать сухой пигмент при постоянном помешивании.

Барельеф с имитацией мрамора

Окрашенные барельефы

Сейчас в моде расписанные цветные рельефные изображения – нечто среднее между барельефом и картиной. Можно заказать готовое цветное панно или купить белый рельеф, а затем его расписать. Роспись лучше доверить специалисту, владеющему техникой окрашивания гипса, но при наличии навыков и художественных способностей можно все сделать самостоятельно.

Необычно смотрятся барельефы, окрашенные аэрографом – аппаратом для нанесения колера с помощью воздуха. Пневматическое распыление пигмента позволяет создавать градиентные переходы и красивые цветовые эффекты. Особенно красиво смотрится окрашенный низкий рельеф – за счет тонировки и патинирования можно создавать имитацию объемного изображения.

Россыпь барельефов

Еще одно необычное дизайнерское решение – многочисленные мелкие рельефы, монтируемые на окрашенную стену. Это могут быть изображения птиц, животных, другие небольшие декоративные элементы. Декор размещают хаотично или складывают на стене в единое изображение – оба варианта у современных дизайнеров одинаково популярны.

Россыпь барельефов

Гипсовые барельефы из ткани

Для изготовления таких произведений используются белая бязь или тонкий ситец, которую пропитывают гипсовым раствором. Чем толще ткань, тем рельефнее будет изображение. Полученным материалом заполняют форму или раму, чтобы получить красивую драпировку.

Расположение, размер и формы складок могут быть любыми. После полного высыхания гипс окрашивают цветным колером. Можно дополнительно нанести краску на выступающие поверхности складок, чтобы усилить объемный эффект. Получится необычное дизайнерское гипсовое панно.

Барельефы с подсветкой

Правильное освещение выделит лепное изображение и сделает его более эффектным. Чем ниже рельеф, тем ближе располагают источник света. Для подсветки панно с неглубоким рельефом используют светодиодную ленту, закрепленную по периметру. Для более высоких изображений свет размещают выше, чтобы он падал вертикально. Например, можно установить в комнате световой карниз, совпадающий по дизайну с остальным декором.

Барельефы сопровождали всю историю развития цивилизации, поэтому будут актуальны всегда. Это отличный способ украсить комнату, коридор, лестничный пролет. Главное – проявить фантазию и выбрать подходящую технику выполнения.

Делаем барельеф. Тонировка

В этом мастер-классе мы попробуем затонировать гипсовый барельеф. Делюсь своим способом. Сам придумал, сам делаю, поэтому на правильность не претендую и не навязываю. Попутно объясню почему делаю именно так, а не иначе.
Итак, имеем гипсовую отливку. Изображение может быть любое, главное, что это рельеф (выпуклое изображение). В моём случае, это женский профиль на плоском фоне. Выбор цвета — дело сугубо индивидуальное и вторичное, мы рассмотрим технологию наложения нескольких красочных слоёв. Слои будут из масляных и водных красок. Их можно спокойно накладывать друг на друга, главное давать этим слоям полностью высыхать. Сразу отвечу критикам, что водная краска на масло не ложится, — всё правильно, это нам и нужно. Вот исходная отливка.

Делаем барельеф. Тонировка, фото № 1

Перед началом любых покрасок — грунтуем, гипс даже можно дважды с промежуточной сушкой. Даём полностью просохнуть. Определяемся с цветом, у меня будет зелёный. Имитаций камня, дерева и проч. делать не будем, просто попробуем цветом максимально выявить объём. Для этого нужно покрасить с разной тональностью. Логично, что голова и ободок должны быть светлее, фон темнее.
Всегда красиво, если свет идёт как-бы изнутри изображения. Чтобы наметить эти светлые части наводим краску на масляной основе. Берём равными частями уайт-спирит, подсолнечное масло, масляный лак ( у меня полуматовый, но можно и глянцевый). Добавляем каплю зелёной масляной краски. Приглушаем её немного белой краской.

Делаем барельеф. Тонировка, фото № 2

Перемешиваем, красим аккуратно не залезая на фон. Краска очень жидкая, впитывается моментально. проходим повторно лицо и ободок ( волосы второй раз красить не надо ). Получаем такую картину (маслом).

Делаем барельеф. Тонировка, фото № 3

Видно, что лицо и ободок темнее, чем волосы. Фон совсем белый. Это как-бы негатив нашего изображения, потом всё будет наоборот. Масляная плёнка, в дальнейшем не даст водной краске проникнуть в гипс. Причём на лице плёнка толще (два слоя), а на волосах один слой, значит при покраске водной краской волосы будут немного темнее. Даём как-следует просохнуть.
Теперь красим водной краской. Разводим в воде гуашь или акварель. Я вместо воды обычно беру грунт, хуже не будет, а краска получается плотнее. Барельеф не картина. Не стоит пользоваться слишком яркими цветами. Яркие и контрастные цвета убивают объём, а наша задача наоборот его максимально выявить. Красим.

Делаем барельеф. Тонировка, фото № 4

Движения кистью хаотичные. Водная краска всё равно будет впитываться неравномерно. Это нам и нужно, но от размера кисти будет зависеть степень этой неравномерности. Можно пофонтазировать с фоном, главное, чтобы он не был слишком броским, всё-таки это только фон. Тряпочным тампоном убираем капли невпитавшейся краски с лица и шеи. Можно просушить и пройтись ещё раз. У меня получилось так.

Делаем барельеф. Тонировка, фото № 5

Просушиваем. Теперь нужно выявить объём. Для этого наводим масляную краску. Опять берём по одной части уайт-спирита, масляного лака и подсолнечного масла. Добавляем коричневую краску (у меня Марс коричневый, тёмный, прозрачный). Начинаем закрашивать.

Делаем барельеф. Тонировка, фото № 6

Получается не очень. Добавим в краску немного синей (Голубая ФЦ). Красим. По-моему так лучше. Получился довольно интересный оттенок зелёного.

Делаем барельеф. Тонировка, фото № 7

Прямо по сырому проходим бумажным или тряпочным тампоном. Движения промакивающие.

Делаем барельеф. Тонировка, фото № 8

Получаем такую картину. Главное на этом этапе не затемнить наш барельеф.

Делаем барельеф. Тонировка, фото № 9

Теперь нужно пройтись тёмной краской, чтобы подчеркнуть углубления на рельефе. Этот этап похож на патинирование. Просушиваем рельеф. Готовим патинирующий состав. Патина должна остаться в углублениях и немного неравномерно на фоне. Намешиваем тёмную краску.

Делаем барельеф. Тонировка, фото № 10

Я взял одну часть кузбас-лака, одну часть масляного лака и одну часть уайт-спирита. Попробовал на гипсовом куске.

Делаем барельеф. Тонировка, фото № 11

Подсушил десять минут и протёр тряпкой.

Делаем барельеф. Тонировка, фото № 12

Подходит. Но если есть сомнения по поводу цвета или интенсивности, всегда можно попробовать на обратной стороне отливки. Теперь можно покрасить наш рельеф.

Делаем барельеф. Тонировка, фото № 13

Ждём минут десять-пятнадцать и убираем лишнюю краску тампоном, смоченным уайт-спиритом. Это самый сложный этап нашей работы. Может не получиться с первого раза. Тогда ещё раз красим и убираем. Пока краска сырая, можно переделать. Чередуем промакивающие и стирающие движения. Навык этого действия приходит очень быстро, но только экспериментальным путём. Когда результат устраивает, оставляем.

Делаем барельеф. Тонировка, фото № 14

Потом, после просушки можно покрыть лаком, нанести кракелюры, состарить. Вариантов покраски масса, для любых стен и помещений. Пробуйте и всё получится.

Делаем барельеф. Тонировка, фото № 15

Спасибо за просмотр. Всем творческих успехов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *