Наименование технологического процесса в результате которого образуются отходы
Перейти к содержимому

Наименование технологического процесса в результате которого образуются отходы

  • автор:

Правила обращения с отходами

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещаются:
— сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

— размещение отходов I — IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

— захоронение отходов I — IV классов опасности и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов.

Вопросы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, регулируются положениями Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).

Статьей 4.1. Закона № 89-ФЗ установлены классы опасности отходов.

Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс — чрезвычайно опасные отходы;
II класс — высокоопасные отходы;
III класс — умеренно опасные отходы;
IV класс — малоопасные отходы;
V класс — практически неопасные отходы.

В соответствии с Критериями отнесения отходов к I-IV классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденными приказом Минприроды России от 04.12.2014 № 536, критериями отнесения отходов к I — V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду являются:

степень опасности отхода для окружающей среды;

кратность разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует.

Для установления класса опасности отхода применяется:

либо Критерий (1) — степень опасности отхода для окружающей среды (К),

либо Критерий (2) — кратность (Кр) разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует.

Статьей 14 Закона № 89-ФЗ установлены требования к обращению с отходами I — V классов опасности.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I — V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I — V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), не требуется.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I — IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с Правилами проведения паспортизации отходов I-IV классов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712 (далее — Правила), паспорт отходов I — IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.

Паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I — IV классов опасности.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

На отходы I — IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по установленной форме.

Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

Паспорт действует бессрочно. Внесение изменений в паспорт не допускается.

На отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов (ФККО).

Указанные Правила утратили силу с 01.01.2021 года на основании Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496. При этом новых Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов в настоящее время пока не принято.

Для проведения паспортизации отходов необходимо установить состав образующихся у вас отходов.

Пункт 1 Порядка отнесения отходов I — IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденного Приказом Минприроды России от 05.12.2014 № 541 (далее — Порядок) (Порядок утратил силу с 01.01.2021г., но подлежит применению пока не будет принят новый порядок) устанавливает процедуру подготовки индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы (далее — хозяйствующие субъекты), документов и материалов отнесения отходов I — IV классов опасности к конкретному классу опасности, их рассмотрения и принятия решения о соответствии вида отходов конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее — Росприроднадзор).

В силу пункта 3 Порядка класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается:

— на основании сведений, содержащихся в федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО) и банке данных об отходах (БДО), формируемых Росприроднадзором согласно Порядку ведения государственного кадастра отходов, утвержденному приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792;

— при отсутствии вида отходов, класс опасности которого требует подтверждения, в ФККО и БДО, — на основании Критериев отнесения отходов к I — V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

БДО размещается на официальном сайте Росприроднадзора в сети «Интернет» для свободного и бесплатного доступа (https://db.wastebase.ru/wastebase.aspx).

В соответствии с пунктом 4 Порядка определить компонентный состав отхода можно двумя путями:

1. Химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации.

2. В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компонентном составе вида отходов в указанной документации химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений.

Допускается использование одновременно обоих способов для определения состава вида отходов.

Если у вас образуется отход, состав которого вы не можете установить, Вам необходимо проведение количественно-химического анализа отходов с привлечением аккредитованной лаборатории.

Лаборатория проведет отбор проб в соответствии с действующими методиками. После анализа на руки вы получите акт отбора проб и протокол количественно-химического анализа, в котором и будет указан химический состав отхода.

Согласно пункту 5 Порядка установление класса опасности вида отходов на основании сведений, содержащихся в ФККО и БДО, осуществляется посредством сопоставления его классификационных признаков с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и БДО.

Вид отходов, класс опасности которого требует подтверждения, признается соответствующим аналогичному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, и имеющим такой же класс опасности при условии совпадения всех классификационных признаков: происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции), химический и (или) компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма.

Для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды хозяйствующий субъект, в процессе деятельности которого образуется данный вид отходов, направляет в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной деятельности установленный пунктом 6 Порядка перечень документов и материалов:

а) заявление о подтверждении отнесения вида отходов к конкретному классу опасности;

б) сведения о происхождении отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции), об агрегатном состоянии и физической форме вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом на каждый вид отходов;

в) документы, подтверждающие химический и (или) компонентный состав вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом, с приложением, в зависимости от способа определения химического и (или) компонентного состава:

копия акта отбора проб отхода, проведенной аккредитованной испытательной лабораторией и копии документов об аккредитации испытательной лаборатории и области ее (его) аккредитации согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»

копии технологических регламентов, технических условий, стандартов, проектной документации, заверенные хозяйствующим субъектом, — в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов на основании сведений, содержащихся в данных документах;

г) документы и материалы, заверенные хозяйствующим субъектом, подтверждающие отнесение данного вида отходов к конкретному классу опасности в соответствии с Критериями отнесения отходов к I — V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанными в пункте 3 Порядка, — при установлении класса опасности вида отходов на основании данных Критериев;

д) копии акта отбора проб отхода, проведенной аккредитованной испытательной лабораторией и копии документов об аккредитации испытательной лаборатории и области ее аккредитации согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории, — при установлении класса опасности вида отходов на основании Критериев отнесения отходов к I — V классам опасности на окружающую среду, указанных в пункте 3 Порядка, по кратности разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует;

е) предложение о соответствии данного вида отходов определенному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, с указанием его кода и наименования по ФККО, — при установлении класса опасности вида отходов на основании ФККО и БДО;

ж) предложение о включении данного вида отходов в ФККО и в БДО и о присвоении ему соответствующего кода и наименования — при установлении класса опасности вида отходов на основании Критериев отнесения отходов к I — V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанных в пункте 3 Порядка.

Перечень документов и материалов, установленных в пункте 6 Порядка, является исчерпывающим. Требование о предоставлении иных документов и материалов не допускается.

Заявление с документами и материалами, указанными в пункте 6 Порядка представляются в территориальный орган Росприроднадзора в одном экземпляре на бумажном носителе или направляются в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 дней со дня поступления заключения от ФБУ «ФЦАО» направляет хозяйствующему субъекту почтовым отправлением, при поступлении данных материалов хозяйствующего субъекта на бумажных носителях, или по информационно-телекоммуникационным каналам связи с использованием электронных документов, подписанных простой электронной подписью, в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» уведомление:

о соответствии данного вида отходов аналогичному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, и его конкретному классу опасности или;

о несоответствии данного вида отходов определенному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, и его классу опасности в связи с несовпадением классификационных признаков этих видов отходов с указанием конкретных мер, которые следует предпринять для его устранения;

о соответствии данного вида отходов аналогичному виду отходов, в случае подтверждения хозяйствующим субъектом класса опасности вида отходов на основании Критериев отнесения отходов к I — V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанных в пункте 3 Порядка;

о несоответствии материалов хозяйствующего субъекта Критериям отнесения отходов к I — V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанными в пункте 3 Порядка, которое привело к неправильному определению класса опасности вида отходов, и об ошибках, допущенных в установлении класса опасности вида отходов с указанием конкретных мер, которые следует предпринять хозяйствующему субъекту для их устранения;

о недостаточности классификационных признаков для необходимости включения данного вида отходов в ФККО и БДО, с указанием конкретных мер, которые следует предпринять хозяйствующему субъекту для их устранения.

Перечень видов отходов, находящихся в обращении на территории Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков (происхождению, условиям образования, принадлежности к определенному производству, технологии, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме), определен Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО).

Согласно ФККО подтип отходов — отходы животноводства (включая деятельность по содержанию животных) содержит такие группы отходов, как «Навоз крупного рогатого скота» (код 1 12 110 0000 0), «Навоз конский» (код 1 12 210 0000 0), «Навоз верблюжий» (код 1 12 310 0000 0), «Навоз мелкого рогатого скота» (код 1 12 410 0000 0), «Навоз свиней» (код 1 12 510 0000 0), «Помет птичий» (код 1 12 710 0000 0), «Навоз пушных зверей» (код 1 12 911 0000 0).

В отношении всех перечисленных в Федеральном каталоге отходов животноводства могут быть применены административные штрафы по статье 8.2.3 КоАП РФ.

Так, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов животноводства — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Между тем, конкретных экологических требований по обращению с отходами животноводства нет, есть требования, прописанные санитарно-эпидемиологическом законодательстве, ГОСТах.

Требования по сбору, накоплению, обработке, утилизации отходов животноводства могут быть частично прописаны в регламенте на производство удобрения, в технических условиях на удобрения из навоза.

При несоблюдении технических условий, регламента в части отходов животноводства, требований, содержащихся в санитарно-эпидемиологических правилах крестьянское (фермерское) хозяйство может быть также привлечено к административной ответственности.

Согласно ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами производства и потребления» под отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. К отходам производства относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве, в частности, отходы сельского хозяйства.

Согласно примечанию к пункту 3.16 ГОСТ к отходам не относят «побочный продукт» — дополнительную продукцию, образующуюся при производстве основной продукции и не являющуюся целью данного производства, но пригодную как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции.

На основании комплексного анализа норм действующего законодательства, отнесение веществ (материалов), образующихся в результате производственной деятельности на предприятии, к отходам, а также отнесение технологических процессов и операций на предприятии к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов должно осуществляться на основании и в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией.

Вещества (материалы), образовавшиеся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий и технологического регламента могут быть реализованы в качестве продукции, для производства работ, оказания услуг или производства новой продукции. При этом принимаемые нормативно-технические документы на продукцию должны учитывать соответствующие государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствовать нормам законодательства о техническом регулировании.

Согласно пункту 2.3.1 Санитарных правил СП 1.2.1170-02 «Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 октября 2002 г. № 36, навоз и куриный помет, используемые для обогащения почвы азотом и другими элементами питания, должны подвергаться предварительному обезвреживанию (термической сушке, компостированию и др.), соответствовать требованиям действующих нормативных документов, не содержать патогенной микрофлоры, в том числе сальмонелл, и жизнеспособных яиц гельминтов.

При несоответствии результатов исследования проб нормам технических условий, разработанных в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а также с ГОСТ 31461-2012 2 Межгосударственный стандарт. Помет птицы. Сырье для производства органических удобрений. Технические условия», введенным в действие приказом Росстандарта от 15 ноября 2012 г. № 883-ст, устанавливающим требования для всех видов помета — органического сырья, используемого при производстве удобрений, птичий помет не может быть реализован как продукция для производства работ или оказания услуг.

Ветеринарно-санитарные требования к обработке, хранению, транспортированию и использованию навоза жидкого установлены ГОСТ 26074-84 (СТ СЭВ 2705-80).

Требования к удалению навоза при содержании крупного рогатого скота (КРС) в целях его воспроизводства, выращивания и реализации, установлены приказом Минсельхоза России от 13 декабря 2016 г. N 551 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации» (далее — Правила).

Согласно пункту 11 Правил навоз в Хозяйствах необходимо убирать и складировать на навозохранилищах и (или) площадках для хранения и биотермического обеззараживания навоза. В соответствии с пунктом 64 Правил во всех животноводческих помещениях предприятий необходимо осуществлять своевременную уборку навоза, а также его обеззараживание биологическим (длительное выдерживание), химическим или физическим (термическая обработка или сжигание) способами. Таким образом, Правилами предусмотрено, что удаление навоза должно завершаться процессом обеззараживания.

Поскольку обеззараживание является последней и обязательной стадией удаления навоза, фиксировать (учитывать) факт образования навоза в качестве отхода деятельности по содержанию животных следует после завершения технологического цикла по его удалению, а именно, после завершения стадии его обеззараживания.

Аналогичные подходы реализованы в ветеринарных правилах содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных приказом Минсельхоза России от 29 марта 2016 г. № 114 (далее — Правила № 114).

Согласно пункту 9 Правил № 114 навоз свиней необходимо убирать и складировать на площадках для биотермического обеззараживания, расположенных на территории хозяйства.

Требования биотермического обеззараживания помета птиц установлены ветеринарными правилами содержания птиц на личных подворьях граждан и птицеводческих хозяйствах открытого типа, утверждены приказом Минсельхоза РФ от 3 апреля 2006 г. № 103.

Согласно нормам ветеринарных правил содержания птиц на птицеводческих предприятиях закрытого типа (птицефабриках), утвержденных приказом Минсельхоза РФ от 3 апреля 2006 г. № 104, птицеводческие предприятия должны включать зону хранения и утилизации отходов производства, включая пометохранилище, площадку для компостирования, цех сушки помета.

Таким образом, приведенные выше нормативные правовые акты предусматривают обезвреживание навоза и помета как обязательный технологический процесс при содержании и разведении животных и птиц.

Исходя из судебной практики, судами признается необоснованным требование о наличии у хозяйствующего субъекта лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, в случае если навоз, образующийся в результате его хозяйственной деятельности, используется им в качестве удобрения для собственных нужд, им разработаны технические условия и технологический регламент получения и применения удобрения, которые учитывают государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы, получены экологический сертификат соответствия и паспорт качества продукции (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 февраля 2019 г. № Ф09-9803/18 по делу № А07-21119/2018).

На основании изложенного, можно сделать следующие выводы о правилах обращения с отходами жизнедеятельности сельскохозяйственных животных и птиц:

1. Отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

2. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I — V классов опасности, обязаны определить класс опасности отходов, то есть осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. Для отнесения отходов к конкретному классу опасности определить компонентный состав отхода.

Для этого обеспечить разработку технологических регламентов, технических условий, проектной документации с включением химического и (или) компонентного состава вида отходов и с учетом ветеринарных правил, требований, санитарно-эпидемиологических норм, ГОСТов.

В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компонентном составе вида отходов обеспечить проведение аккредитованными лабораториями количественных химических анализов отходов.

В случае установление класса опасности вида отходов на основании сведений, содержащихся в ФККО и БДО, осуществить сопоставление его классификационных признаков с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и БДО. Класс опасности отходов, установленный на основании ФККО и БДО, подтверждения отнесения отходов I — V классов опасности к конкретному классу не требуется.

4. Подготовка индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы, документов и материалов отнесения отходов I — IV классов опасности к конкретному классу опасности, для их рассмотрения и принятия решения о соответствии вида отходов конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.

5. Для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды направление в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной деятельности установленный пунктом 6 Порядка перечень документов и материалов для включения в ФККО.

6. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I — IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

На отходы I — IV классов опасности, включенные в ФККО, составить и утвердить паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712.

7. Привести свою деятельность по обращению с отходами в соответствие с ветеринарными правилами содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации, ветеринарными правилами содержания птиц, ветеринарно-санитарными требованиями, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, ГОСТами, а также разработанными техническими условиями, регламентами.

8. Вести учет в области обращения с отходами в соответствии с Приказом Минприроды России от 01.09.2011 г. № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами»:

— провести инвентаризацию отходов;

— подготовить проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности);

— осуществить расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).

Учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.

В случае невозможности произвести фактические измерения, учет ведется на основании: технической и технологической документации, бухгалтерской документации, актов приема-передачи, договоров.

Учету подлежат все виды отходов I — V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

614000, Пермский край, г. Пермь, ул. Ленина, 22а, 3 этаж
+7 (342) 258-19-01
+7 (342) 258-19-02
info@cra.permkrai.ru

Офис: перечень отходов и документация

Отдаем журнал бесплатно!

Отходы образуются не только в результате деятельности крупных предприятий. Офисные здания и помещения также являются источниками образования отходов. Попробуем разобраться, какие отходы образуются в офисе и какую экологическую документацию должна вести организация, которая осуществляет свою деятельность в офисном помещении.

Какие отходы образуются в офисе?

Приведем примерный перечень отходов, которые могут образовываться в офисе, с указанием наименований видов отходов и кодов по ФККО[1], их классов опасности и процессов, в результате которых образуются соответствующие отходы (см. таблицу).

Примерный перечень отходов от офиса

п/п

Наименование вида отходов

Код по ФККО

Класс опасности

Наименование технологического процесса, в результате которого образуются отходы

Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства

4 71 101 01 52 1

Светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства

4 82 415 01 52 4

Светильники со светодиодными элементами в сборе, утратившие потребительские свойства

4 82 427 11 52 4

Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)

7 33 100 01 72 4

Отходы мебели деревянной офисной

4 92 111 11 72 4

Утрата потребительских свойств мебели

Отходы мебели из разнородных материалов

4 92 111 81 52 4

Картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7 % отработанные

4 81 203 02 52 4

Системный блок компьютера, утративший потребительские свойства

4 81 201 01 52 4

Мониторы компьютерные жидкокристаллические, утратившие потребительские свойства

4 81 205 02 52 4

Принтеры, сканеры, многофункциональные устройства (МФУ), утратившие потребительские свойства

4 81 202 01 52 4

Клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства

4 81 204 01 52 4

Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства

4 05 122 02 60 5

Канцелярская деятельность и делопроизводство

Поскольку обычно от офисной деятельности образуются только отходы, нет выбросов и сбросов, такие объекты не подлежат постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС).

Кто должен вести экологическую документацию — арендатор или арендодатель?

Офисные помещения часто сдаются в аренду. Тогда возникает вопрос: кто должен вести экологическую документацию — арендатор или арендодатель?

[1] Федеральный классификационный каталог отходов утвержден Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (в ред. от 02.11.2018).

Е.А. Иванова, инженер по охране окружающей среды ООО «Экологический центр»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 10, 2020.

Узнать больше:

  • Раздельный сбор отходов на предприятии: правовые и практические аспекты
  • Требования природоохранного законодательства к объектам НВОС разных категорий
  • Приглашаем вас принять участие в III Практической Конференции «Вторая жизнь полимерных материалов 2024»
  • Ученые предложили способ быстрой переработки биопластика
  • В России создается система статистического наблюдения за образованием вторсырья

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?

Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты

Новый дайджест журнала «Справочник эколога»

Выбросы парниковых газов

Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС

Как теперь это делается: новое для природопользователя

Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном

Источники экологической информации для проектировщиков

Отдаем журнал бесплатно!

Офис: перечень отходов и документация

Отходы образуются не только в результате деятельности крупных предприятий. Офисные здания и помещения также являются источниками образования отходов. Попробуем разобраться, какие отходы образуются в офисе и какую экологическую документацию должна вести организация, которая осуществляет свою деятельность в офисном помещении.

Какие отходы образуются в офисе?

Приведем примерный перечень отходов, которые могут образовываться в офисе, с указанием наименований видов отходов и кодов по ФККО[1], их классов опасности и процессов, в результате которых образуются соответствующие отходы (см. таблицу).

Примерный перечень отходов от офиса

п/п

Наименование вида отходов

Код по ФККО

Класс опасности

Наименование технологического процесса, в результате которого образуются отходы

Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства

4 71 101 01 52 1

Светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства

4 82 415 01 52 4

Светильники со светодиодными элементами в сборе, утратившие потребительские свойства

4 82 427 11 52 4

Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)

7 33 100 01 72 4

Отходы мебели деревянной офисной

4 92 111 11 72 4

Утрата потребительских свойств мебели

Отходы мебели из разнородных материалов

4 92 111 81 52 4

Картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7 % отработанные

4 81 203 02 52 4

Системный блок компьютера, утративший потребительские свойства

4 81 201 01 52 4

Мониторы компьютерные жидкокристаллические, утратившие потребительские свойства

4 81 205 02 52 4

Принтеры, сканеры, многофункциональные устройства (МФУ), утратившие потребительские свойства

4 81 202 01 52 4

Клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства

4 81 204 01 52 4

Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства

4 05 122 02 60 5

Канцелярская деятельность и делопроизводство

Поскольку обычно от офисной деятельности образуются только отходы, нет выбросов и сбросов, такие объекты не подлежат постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС).

Кто должен вести экологическую документацию — арендатор или арендодатель?

Офисные помещения часто сдаются в аренду. Тогда возникает вопрос: кто должен вести экологическую документацию — арендатор или арендодатель?

[1] Федеральный классификационный каталог отходов утвержден Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (в ред. от 02.11.2018).

Е.А. Иванова, инженер по охране окружающей среды ООО «Экологический центр»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 10, 2020.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?

Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты

Новый дайджест журнала «Справочник эколога»

Выбросы парниковых газов

Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС

Как теперь это делается: новое для природопользователя

Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном

Источники экологической информации для проектировщиков

Статьи по рубрикам

  • Проекты НПА
  • Новое в законодательстве
  • Больная тема
  • Обращение с отходами
  • Охрана атмосферного воздуха
  • Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
  • Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
  • Разработка и согласование экологической документации
  • Экологическое нормирование
  • Экологические платежи
  • Экологический надзор и контроль
  • Вопрос — ответ
  • Судебная практика
  • Технологии и оборудование
  • Отраслевые особенности
  • Азбука эколога
  • Мировой опыт
  • Наши гости
  • Инновации в экологии
  • Эколог +
  • Шпаргалка эколога
  • Учет и отчетность
  • Приглашаем вас принять участие в III Практической Конференции «Вторая жизнь полимерных материалов 2024»
  • Ученые предложили способ быстрой переработки биопластика
  • В России создается система статистического наблюдения за образованием вторсырья

Юридический адрес: Москва, 1-й Щемиловский переулок, д. 16, стр. 2, подъезд 4, офис 38

Фактический адрес: Москва, 1-й Щемиловский переулок, д. 16, стр. 2, подъезд 4, офис 38 (схема проезда)

Почтовый адрес: 127055 г. Москва а/я 75

IV. Банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов

25. Банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов (далее — Банк данных) содержит детальные сведения о видах отходов, включенных в ФККО, и их характеристиках, а также сведения о технологиях, применяемых для использования и обезвреживания отходов.

26. Банк данных ведется:

территориальными органами Росприроднадзора — в части сбора и представления в Росприроднадзор информации об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов;

Росприроднадзором — в части обобщения и систематизации информации об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов, заполнения соответствующих разделов Банка данных и опубликования их в установленном порядке.

27. Банк данных в части данных об отходах формируется и ведется на основе информации о конкретных видах отходов, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы, в территориальные органы Росприроднадзора при подтверждении в установленном порядке отнесения отходов к конкретному классу опасности.

28. Банк данных в части данных о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов формируется на основе информации, добровольно предоставляемой собственниками и (или) разработчиками таких технологий, а также получаемой при проведении государственной экологической экспертизы проектов технической документации на соответствующие новые технологии, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду.

Формирование банка данных о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов осуществляется Росприроднадзором на основании информации, поступившей в уведомительном порядке в Росприроднадзор и (или) его территориальные органы от собственников и (или) разработчиков технологий использования и обезвреживания отходов различных видов, посредством почтовых отправлений, по электронной почте или заполнения информационных бланков, размещенных на официальном сайте Росприроднадзора в сети «Интернет».

29. Банк данных включает следующие сведения:

1) в части данных об отходах:

наименование и код вида отходов по ФККО ;

Последовательность представления видов отходов в банке данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов соответствует структуре ФККО.

наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции;

химический и (или) компонентный состав отхода в процентах;

агрегатное состояние и физическая форма вида отходов ;

Твердый, жидкий, пастообразный, шлам, гель, эмульсия, суспензия, сыпучий, гранулят, порошкообразный, пылеобразный, волокно, готовое изделие, потерявшее свои потребительские свойства, иное.

класс опасности вида отходов;

состав и происхождение <**>исходного минерального сырья, при переработке (использовании) которого образовался вид отходов <***>;

Примерный химический состав основных горных пород, представленных в минеральном сырье.

<**>Указывается географическое место залегания (геологическая провинция) горных пород, представленных в минеральном сырье.

<***>Заполняется для видов отходов, образованных в результате переработки (использования) минерального сырья.

другие сведения о виде отходов;

2) в части данных о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов:

Использование и (или) обезвреживание отходов.

краткая характеристика технологического процесса использования или обезвреживания отходов;

потребляемые ресурсы и отходы ;

Электроэнергия, кВт/ч; водопотребление, м3/с; использование (обезвреживание) отходов, тонн (м3) в год.

наименование и код по ФККО используемых (обезвреживаемых) отходов;

наименование и код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) получаемой вторичной продукции (энергии), иное ;

В случае отсутствия кода по ОКПД.

производительность при получении вторичной продукции (энергии) ;

Количество в год с указанием единицы измерения.

масса (объем), наименование и код по ФККО вторичных отходов, образующихся за год;

адрес, телефон, факс, Интернет-сайт разработчика (собственника) технологии;

адрес, телефон, факс, Интернет-сайт юридического лица (индивидуального предпринимателя), применяющего технологию;

Промышленное, опытно-промышленное, опытное, иное.

основной вывод заключения государственной экологической экспертизы на технологию, его дата и номер, наименование органа, выдавшего заключение .

В случае проведения государственной экологической экспертизы.

30. Банк данных размещается на официальном сайте Росприроднадзора в сети «Интернет» для свободного и бесплатного доступа.

Журнал образования и учета движения отходов

Стоимость разработки проекта ПНООЛР

Документ, в котором законодательно описан учет в области обращения с отходами – Приказ Минприроды № 1028 (действует с 01.01.2021 г. по 01.01.2027 г.). Ранее действовавший Приказ Минприроды 721 признан утратившим силу. Новым Порядком 1028 установлены:

  • Требования к ведению инвентаризации отходов и оформлению ее результатов;
  • Новые формы таблиц учета отходов, особенности их ведения и срок хранения на предприятии.

По результатам инвентаризации хозяйствующий субъект должен сформировать перечень образующихся видов отходов, подлежащих учету по установленной Порядком форме.

Журнал учета движения отходов необходимо вести всем лицам, в результате деятельности которых образуются отходы 1-5 классов опасности. Это значит, что абсолютно все организации и индивидуальные предприниматели обязаны вести учет образования и движения отходов. Учету подлежат все без исключения образующиеся отходы (кроме радиоактивных, биологических и медицинских).

Вот три нормативных акта, в которых содержится полезная информация по обращению с отходами:

  • Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
  • Приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».

2. Для чего необходим журнал

Основываясь на журнале, можно рассчитать плату за вывоз и утилизацию отходов организации. Подробнее об этом можно узнать из письма Ростехнадзора от 04 июня 2007 года № 04-09/673.

Данные, собранные в журнале образования и движения, могут понадобиться при:

  • проведении статистического анализа внутри организации (отталкиваясь от кол-ва хранящихся или подлежащих утилизации отходов, можно разрабатывать нормативы);
  • подготовке ежегодной экологической отчетности;
  • проведении инвентаризации отходов;
  • подготовке отчета об отсутствии изменений процесса производства, документов об этапах обезвреживания и размещения мусора и т.д.;
  • проведении государственных мониторингов экологической обстановки, получения статистической информации;
  • расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).

3. Содержание журнала учета движения отходов

В журнале образования и движения отходов учитываются все отходы, которые были образованы, обезврежены, утилизированы, размещены/переданы/получены.

Сведения, которые заносятся в журнал:

  • об объеме и наименовании отходов с кодом ФККО;
  • о процессах, проводимых с отходами (со сроками проведения этих работ);
  • о местах утилизации отходов;
  • наименования предприятий, которым были переданы отходы на хранение, переработку и последующее уничтожение.

С какой периодичностью необходимо заполнять журнал учета движения отходов?

По мере того, как они образовываются . Как правило, отчетным периодом считается квартал (январь, апрель, июль и октябрь) — по состоянию на 1 января в срок не позднее 25 января года, следующего за отчетным периодом. Данные учета обобщаются по итогам квартала и года. Заполненный журнал учета хранится 5 лет.

Кто заполняет журнал учета движения отходов?

Эта обязанность передается лицу, назначенному ответственным по внутреннему приказу организаций.

4. Заполнение журнала учета движения отходов

Учет образования и движения отходов ведется по предприятию в целом, а также по объектам НВОС. Начиная с 1 января 2021 года при учете отражается полная информация по каждому отходу согласно его паспорта. Учет производится уже по факту образования отходов и их дальнейшего обращения. Учет можно вести на электронном носителе и на бумаге. Важным моментом является то, что обобщенные данные распечатываются и обязательно подписываются ответственным лицом.

Все правила полностью перечислены в Приказе Минприроды России № 1028. Мы лишь уточним наиболее важные особенности:

1. Если предприятие имеет несколько филиалов – свой журнал должен быть у каждого подразделения;
2. Когда все виды отходов с указанием кодов ФККО перечислены, указывается сумма отходов предприятия, а также названия организаций, которые в дальнейшем займутся их переработкой или утилизацией (заключить договор – лицензия обязательна!);
3. Проставить подписи сотрудника, ответственного за журнал, и печати руководителей;
4. Страницы нумеруются в правом верхнем углу (сквозная нумерация) и сшиваются каждый месяц.

Количественные показатели округляются до тысячных, если отходы имеют 1-3 классы опасности. До десятых, если отходы имеют 4-5 классы опасности.

Схема заполнения журнала образования и движения отходов:

1. В документе проставляются даты всех процедур по обращению с отходами;
2. Вносятся данные о количестве утильсырья (расчет массы);
3. Прописываются все произведенные действия;
4. И уже после указываются сведения о дальнейшей передаче отходов.

Дополним, что лучше всего хранить данные журнала в электронном варианте. Их можно распечатывать, если возникнет такая необходимость. Но это не отменяет возможности хранения документа в бумажном виде. Это лишь вопрос удобства и экологичности.

5. Штрафы за отсутствие

Журнал движения отходов легкий документ. Но при этом необходимый каждому предприятию, в результате деятельности которого образуются отходы любого класса опасности. Сейчас у Вас должна возникнуть мысль о штрафах за отсутствие этого важного документа.

Все верно – штрафные санкции за отсутствие журнала изложены в статье 8.2 КоАП России, а именно:

• для должностных лиц – штрафы в размере от 10 до 30 тыс. руб.;
• для ИП – штрафы в размере от 30 до 50 тыс. руб. (либо прекращение деятельности в течение 90 дней);
• для юридических лиц – штрафы в размере от 100 до 250 тыс. руб. (либо прекращение деятельности в течение 90 дней).

Платить штрафы всегда финансово невыгодно. Для экономии времени и усилий, которые можно направить на решение действительно важных задач, у Вас всегда есть возможность обратиться к команде специалистов ЭкоПромЦентра!

Обратитесь к нам по телефону +7 (812) 425-61-45, либо в один клик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *