Адсорбер в автомобиле что это
Перейти к содержимому

Адсорбер в автомобиле что это

  • автор:

Как выбрать адсорбер

Не все автолюбители знают, но уже не первый год существует стандарт Евро-3, регламентирующий количество вредных выбросов в земную атмосферу. В соответствии с ним на транспортных средствах установлен – и, что важно, должен быть установлен – так называемый адсорбер. Это относительно простое устройство, улавливающее испарения перерабатываемого горючего. Именно адсорбер поглощает топливные пары, снижая до нуля их вред окружающей среде. Так вот, об этом элементе многие в странах восточной Европы и не вспоминают. А следовало бы, ведь наша планета – это наш общий дом. Разберемся с устройством типового адсорбера, особенностями его работы, а также определимся с тем, как же его надо выбирать.

Что важно знать

СУПБ (сокращение от «система улавливания паров бензина», на англ. EVAP) – одна из неновых автомобильных систем, существующая для выполнения всего одной задачи. А задача эта на словах очень проста: уменьшить или снизить до нуля количество выбрасываемых в атмосферу паров бензина. Не нова система потому что впервые была использована в 60-х годах японскими автоконструкторами. Правда, свою функцию она все же не исполняла. С задачей доработки EVAP справились американцы в 90-х годах.

Адсорбер с Toyota Camry

Как вы наверняка знаете, электронные блоки управления двигателя появились и были доведены до ума относительно недавно. Система EVAP работает с ними в тандеме. Адсорбер как основной элемент соединяется со впускным коллектором (нужно для продувки), с топливной системой (из нее отбираются пары бензина), с воздушным фильтром (улучшает качество продувки) и с ЭБУ. Последний элемент нужен контроля работы всех остальных элементов. А именно, для своевременного открытия электромагнитного клапана , через который разреженный воздух и направляется к адсорберу, поглощающему пары бензина. Как и положено, воздух идет на приготовление горючей смеси. Двухходовыми клапанами оснащены автомобили с турбонаддувом, поскольку в них естественного разряжения не происходит.

Как классифицируются адсорберы

В середине прошлого века эксперимент японцев провалился по одной простой причине – наполнение адсорбера и система его продува были неподходящими. Сегодня же всякий специалист по автомобилестроению знает, что улавливает пары бензина лишь некоторые адсорбенты. Самым доступным является уголь . Автомобильные адсорберы классифицируют исходя из кинетики:

  • С зернистым неподвижным наполнителем;
  • С мелкозернистым наполнителем и подвижным и кипящим нижним слоем;
  • С зернистым движущимся наполнителем.

Лучшего всего когда адсорбент неподвижен. Дело в том, что когда он подвижен или даже тонкий его слой кипит, частички угля могут проходить дальше по системе и попасть в атмосферу. Почти все производители адсорберов выпускают устройства первого типа.

Принцип работы

В баке автомобиля бензин начинает испаряться почти сразу после заливки. Это и проблема, и возможность. Возможность такова: если в баке проделать отверстие и создать ход для паров бензина к сепаратору и к адсорберу, можно уменьшить как расход бензина, так и вредные выбросы паров. Упрощая, сепаратор нужен для конденсации паров (уменьшает расход, пусть и незначительно), а адсорбер для нивелирования угрозы для окружающей среды. Так это работает в случае, когда двигатель не включен.

На включенном двигателе блок управления открывает электромагнитный клапан , способствуя продувке адсорбера. По другую сторону от него находится впускная труба силового агрегата. В элементе остаются топливные пары, которые вместе с воздухом направляются в двигатель.

Чистка адсорбера

Если бы адсорбера не было, пары горючего бы попросту испарялись. Пагубно для экологии, неприятно для водителя – часть горючего попросту уходит, не совершая никакой работы.

Не только экологический аспект

Часто неспециалисты думают, что в автомобиле имеется адсорбер только ради соответствия стандарту Евро-3. Давайте копнем глубже. Почему внутри именно уголь? Во-первых, потому что он дешевый. Во-вторых, потому что он хороший адсорбент. И здесь скрыто важное: проходящий через адсорбер воздух осушается. К примеру, двигатели с моновпрыском остро реагируют на подачу обводненного бензина. На морозе натурально обмерзает дроссельная заслонка. Двигатель не может держать обороты, что сказывается на мощности в целом. Ситуация усугубляется и в сырую погоду.

Решить проблему обводнения бензина можно двумя путями : поставить хороший адсорбер или долить в бензобак любое средство для удаления влаги (подойдет даже изопропиловый спирт).

Недостатки устройства

Как и у почти всякого необязательного компонента, у адсорбера есть недостатки. Хотя, если так подумать, недостатков нельзя выявить только у двигателя – главное, чтобы он просто работал. Вот чем адсорбер похвастать не может:

  • Габаритами. Это увесистая деталь, занимающаяся немало место в подкапотном пространстве;
  • Сложностью в установке. Речь идет о том, чтобы оснастить адсорбером старый автомобиль. Цена же современных автомобилей уже включает в себя некоторую наценку за возможность меньше дышать парами бензина и вредить экологии;
  • Ценой нового устройства. Оригинал стоит немалых денег.

Здесь следует отметить, что аппарат никак не влияет на динамику автомобиля и на отклик педали газа. Адсорбер лишь улавливает пары бензина и в случае нужды перенаправляет их, не более. Существенно на работу силового агрегата влиять он не может в принципе. А вот на состояние бензобака может: если пары скапливаются в герметичной емкости, избыток давления может привести к ее деформации. В некоторых случаях (а такое бывало) крышка бензобака вылетала из-за огромного давления, что провоцировало аварию.

Возможные неисправности

Деталь выходит из строя нередко. Причина кроется в том, что ее работа возможна только в связке с множеством элементов целой системы: трубопровод, клапана, датчики, фильтрующие элементы. Адсорбер находится где-то в середине системы, так что страдает от неисправностей деталей, находящихся по обе стороны от себя. Основных причин, по которым адсорбер может выйти из строя, выделяют две:

  1. Засорились трубки. Не самый щадящий по отношению к топливной системе вариант. Дело в том, что в топливном баке будут скапливаться испарения. Это прямой способ повысить давление внутри бака. Чем выше температура снаружи, тем выше давление внутри. Если вы в момент откручивания крышки бензобака слышите шипение, можете быть уверены – трубки засорены. Если крышку вышибает наружу, вывод напрашивается сам собой;
  2. Нарушена герметичность электромагнитного клапана. Ситуация другая: пары бензина свободно двигаются во впускной коллектор. Когда бак неполный, автомобиль может не завестись с первого раза. В этом случае стоит проверить электромагнитный клапан, а попутно провести чистку трубок.

Вариант засорение трубок + поломка электромагнитного клапана встречается тоже. Особенно в тех случаях, когда владелец авто решил одну проблему, а спустя некоторое время проблем стало уже две. Далеко не всегда адсорбер нужно менять. Специалисты с СТО подтверждают, что работу может провести автолюбитель и самостоятельно.

Если неисправен адсорбер

Что точно укажет вам на неисправность адсорбера, так это запах бензина. Поначалу он несильный, но по мере износа элемента запах начинает преследовать водителя и пассажиров даже в салоне. А вот щелки указывают на хорошее состояние устройство – если водитель перестал их слышать, то адсорбер не в порядке. В этом случае проверяется клапан.

Работа с элементами EVAP

Для ремонта СУПБ вам понадобятся напильник, набор ключей и отвертка. К самому адсорберу подобраться очень просто – он находится под капотом. Иногда он фиксируется специальными крепежами, иногда нет. Вытяните деталь и осторожно открутите крышку. Здесь работа и начинается.

Осторожно начните пилить деталь с нижней ее части. Можно сделать несколько пропилов по 10 миллиметров каждый с широкой части корпуса. Эти пропилы заклеиваются скотчем. Далее, после того как дно было отпилено, адсорбер нужно перевернуть, снять скотч. Теперь достаточно разобрать нижнюю часть детали, вытянуть находящиеся внутри фильтры и пружины. Находящийся внутри уголь высыпается. Вас интересуют фильтры: они не должны быть повреждены. Если фильтры поролоновые, их лучше заменить на прокладки из войлока , поскольку этот материал более долговечный. Такие прокладки прикладываются к стенкам автомобильного адсорбера и обрабатываются качественным герметиком. Высыпанный уголь лучше заменить новым, а старый утилизировать.

Запчасти на Hafei princip

PRINCIP 5 sedan (06 — )

Почему критически важно проверять состояние адсорбера в автомобиле

Когда расход топлива у машины вдруг резко увеличивается, водитель начинает искать причину, но перебрав все известные варианты и потратив кучу денег на диагностику и замену расходников, проблема не исчезает. О том, где кроется неисправность, и почему механики редко проверяют систему, которая есть почти в каждом автомобиле, рассказывает портал «АвтоВзгляд».

Поделиться

Изображение Почему критически важно проверять состояние адсорбера в автомобиле

Сейчас в каждом автомобиле есть система улавливания паров бензина. Она устанавливается на машины, которые отвечают экологическим нормам Евро-2 и выше. Эта система препятствует попаданию в атмосферу из топливного бака той части бензина, которая может испаряться даже при невысокой температуре. Самый главный ее элемент — адсорбер. Он представляет из себя пластиковую емкость, в которую насыпан активированный уголь.

Когда двигатель заглушен, пары бензина поступают по шлангам в адсорбер, где оседают в виде капель на гранулах угля. Так уголь становится мокрым.

При работающем моторе, контроллер открывает электромагнитный клапан, благодаря которому в адсорбере образуется разряжение, сюда начинает поступать воздух, который проходит через активированный уголь, и уносит пары бензина во впускной тракт. После такой продувки, бензин из адсорбера испаряется, а уголь высыхает.

Клапан, который открывает контроллер и может стать причиной проблем. Со временем он начинает, либо плохо открываться, либо закисает совсем. В последнем случае это приводит к тому, что адсорбер выходит из строя.

Электромагнитный клапан

Как водители убивают форсунки и клапаны, даже неподозревая об этом

Незнание доведет до дорогого ремонта

Фото из открытых источников

Читайте также

Явными признаками, что с клапаном что-то не так, может стать резкий рост расхода топлива, неустойчивая работа мотора на холостом ходу, «плавающие» обороты двигателя. А еще на холодном моторе датчик абсорбера может сильно стучать, и это часто путают со стуком клапанов.

Все эти неисправности могут возникнуть и по другим причинам. Вот поэтому сервисмены редко обращают внимание на состояние системы улавливания паров бензина. Им легче и выгоднее, заменить масло в двигателе, провести диагностику кондиционера и другие более «доходные» работы.

А ведь проверить состояние адсорбера довольно просто. Достаточно открутить пробку бензобака. Если услышите громкой шипящий звук, значит нет продувки воздуха. То есть система неисправна.

Заметим, что причина неисправности не всегда кроется именно в клапане. Часто может забиваться и сама полость адсорбера. Тогда узел нужно разобрать, прочистить и высушить. Иными словами, восстановить фильтрацию газов, чтобы они беспрепятственно проходили и забыть о проблеме.

Как правильно завести автомобиль, чтобы не «убить» мотор

Даже исправный автомобиль может подкинуть проблемы

Фото из открытых источников

Читайте также

Подпишитесь на канал «Автовзгляд»

Адсорбер: устройство, принцип работы и неисправности

Что такое адсорбер, какую задачу выполняет, какие могут быть проблемы, об этом и о многом другом поговорим в сегодняшней статье.

Многие автовладельцы даже понятия не имеют, не то что об устройстве системы, а порой даже о её существовании. Поэтому задача данной статьи «разложить всё по полочкам», в том числе узнать, как работает устройство, а также, где оно находится.

адсорбер

Зачем нужен адсорбер?

Изначально создавался, как дань экологическим нормам, точней под ЕВРО2. По большому счёту, мотор можно настроить так, что он обойдётся и без него. Но, с учётом современных норм, недопустимы утечки паров. Плюс, адсорбер не позволяет парам топлива попадать в салон, что как вы понимаете тоже малоприятно. Если на старых автомобилях, ещё карбюраторного типа, такой системы в принципе не было, на всех современных инжекторах, она обязательна.

Устройство адсорбера и где он находится?

Адсорбер конструктивно представляет собой цилиндр, причем пустотелый, внутри которого находится, так называемый фильтрующий компонент. Также адсорбер состоит из ряда дополнительных модулей, к примеру:

• Первое — это емкость, в которую помещается фильтр.

• Фильтрующий элемент, зачастую — это простой гранулированный активированный уголь.

• Сепаратор, устройство принимающие и отправляющие обратно в бак задержанные пары топлива.

• Магнитный клапан, отвечающий за смену режимов работы.

• Гравитационный клапан предотвращает перелив топлива, в случае опрокидывания автомобиля.

• Различные соединительные шланги и трубки.

Устройство адсорбера

Пожалуй, одним из основных элементов всей адсорбирующей системы является магнитный клапан. Именно от него зависит режим работы, смена режимов. То есть, он отвечает за своевременное переключения режима накопления, когда пары скапливаются в емкости, на режим передачи паров обратно в бак.

В зависимости от автомобиля и даже моделей одного производителя, месторасположение может меняться. Здесь нужно узнавать конкретно по моделям и даже году выпуска. Отличный пример, Audi A4 B5, где в разные годы системы располагали под передним, задним подкрылком, под запаской, непосредственно на баке. Поэтому изучите инструкцию по эксплуатации, там, как правило, указывается, где может находиться адсорбер. На отечественных Lada практически на всех моделях, адсорбер находится в правом углу, если смотреть по ходу движения автомобиля, рядом с фарой.

адсорбер ВАЗ 2112

Как работает адсорбер?

Ничего сложного в работе нет. Алгоритм следующий, пары, предположим бензина, образуясь в баке, поднимаются и попадают в так называемый сепаратор. Здесь они конденсируются, превращаясь в жидкость. Образованная жидкость попадает обратно в бак, а оставшиеся не преобразованные пары попадают уже непосредственно в адсорбер. В адсорбере пары поглощаются фильтром, активированным углем, он наиболее эффективно справляется с этой задачей. Помните, что накопление паров в адсорбере происходит только на заглушенном моторе.

Принцип работы адсорбера

После того, как двигатель запускается, ЭБУ по имеющимся режимам работы подает сигнал и открывается магнитный клапан, соединяющий адсорбер с дросселем или впускным коллектором. Далее происходит продувка, когда пары прогоняются по системе и соединяются с воздухом через дроссель. «Прогонка» осуществляется за счёт создающегося разряжения во впускном коллекторе. Затем попадают в цилиндры, где и воспламеняются вместе с основной «порцией» горючки.

В принципе понятно, пока машина стоит не заведенная, испаряющееся топливо виде паров оседает на сепараторе, затем, часть в виде конденсата возвращается в бак, а другая часть в виде паров через адсорбер попадает в дроссель и далее по системе. Ничего сложного нет, разобраться сумеет каждый.

Неисправности и признаки

Помните, что не всегда перечисленные ниже признаки, могут говорить о проблемах именно с фильтрующей системой. Итак:

• Показания с датчика уровня топлива постоянно разнятся, то показывает пустой бак, через время полный.

• Плавающие обороты, но с оговоркой, что это происходить может только на прогретом моторе, где-то через 10 минут поездки.

• На «холостом», когда немного давишь на газ, такое чувство, что машина вот-вот заглохнет, словно бензин закончился.

• При открытии крышки бака, слышится свист.

• Стук магнитного клапана, зачастую его путают со стуком клапанов.

На фото: адсорбер ВАЗ 2114

Что касается неисправностей, давайте вернемся к разделу об устройстве системы, из чего она состоит и, что может выйти из строя?

1. Шланги, трубочки. Понятное дело, что всё не вечно, у каждого производителя может быть свой ресурс, как правило, владельцы начинают сталкиваться с потерей герметичности, тресканием шлангов, где-то после 130 000 км. в среднем.

2. Забитые каналы адсорбера, шланги. Впоследствии эксплуатации скапливается всевозможный мусор, включая также разрушенные мембраны емкости или сам активированный уголь.

3. Нерабочий клапан. Заклинило в каком-то одном положении, довольно частая проблема, и честно признаться, в большинстве случаев именно с проблемами магнитного клапана и сталкиваются. Тут два варианта, менять на новый (очень затратное дело) либо искать умельцев и ремонтировать, можно, конечно, самостоятельно, но руки должны быть из нужного места.

4. Пропало напряжение на магнитном клапане. Проверяйте проводку, возможно, какое-то реле «глючит» либо даже сбой в ЭБУ (редко, но бывает). Ведь сигналы на открытие/закрытие приходят именно с «мозгов».

5. Сепаратор, с ним какая проблема? Может треснуть, ведь они пластиковые зачастую, поэтому потеря герметичности, в итоге, пары не преобразовываются в жидкость и т. д. Паять эту емкость крайне сложно, пластик такого свойства, что очень трудно плавится.

6. Закончился уголь. Проблема редкая, сразу отметим, связанная скорей всего с какой-то неисправностью ещё, к примеру, разгерметизация системы, как вариант.

Заключение

Что хотелось бы подчеркнуть в статье, во-первых, то, что без адсорбера обойтись можно, достаточно его отключить, минутное дело (если, конечно, вам плевать на атмосферу и собственное здоровье), во-вторых, при нормальной работе устройства, автомобиль чувствует себя вполне адекватно, более того, экономит топливо.

Поэтому, если случилась такая неприятность, постарайтесь выявить истинную причину, а потом уже принимайте решение, готовы ли вы потратить кругленькую сумму на новые запчасти (как правило, новый адсорбер обойдется в 5 000 – 6 000 руб.) или нет.

Клапан вентиляции паров бензина

В современных автомобилях присутствует система улавливания паров бензина. Она необходима в конструкции для того, чтобы не допускать попадания в атмосферу определённой части бензина, которая может испаряться даже при небольшой температуре.

Наиболее главным элементом данной системы является адсорбер. Адсорбер, представляет собой своего рода автомобильный сепаратор, который очищает воздух, выходящий из бензобака, от паров бензина. Это устройство предотвращает прямой контакт воздуха в резервуаре с атмосферой. В простейшей форме это обычный угольный фильтр, который является частью системы улавливания паров бензина.

Адсорбер также удаляет загрязняющие вещества из воздуха, только на основе поверхностного поглощения. Весь жидкий компонент паров бензина конденсируется на поверхности сепаратора и возвращается в бензобак.

Воздух очищается, подавая его во впускной коллектор для внедрения его в цилиндр вместе с топливно-воздушной смесью.

По сути, это небольшой самоочищающийся сепаратор с фильтром-отстойником.

Плюсы адсорбера

— Отсутствие вредных выбросов в атмосферу;
— Экономия топлива (за счет догорания паров, а не их обычного испарения в атмосферу);
— Отсутствие запаха бензина. Как правило те, кто отказались от адсорберов наблюдают постоянный неприятный запах возле авто, а также в салоне.
Первая разработка автомобильного адсорбера появилась как дополнительная система, повышающая экологичность автомобиля. Благодаря этому устройству и модернизации силового агрегата автомобиль смог соответствовать экологическому стандарту Евро 2.

Эта система не использовалась в карбюраторных двигателях. По этой причине возле старой машины постоянно пахнет бензином. Если транспорт хранится на улице, то это малозаметно. Но без признаков отравления парами бензина долго находиться в гараже рядом с такой машиной уже невозможно.
С появлением инжекторных двигателей внутреннего сгорания адсорбер стал неотъемлемой частью любого автомобиля. Дело в том, что не только отвод выхлопных газов через выхлопную трубу загрязняет окружающую среду. Пары бензина также попадают в воздух, и даже самый качественный двигатель с современной системой очистки выхлопных газов без этой системы очистки паров, образующихся в бензобаке, не будет соответствовать высоким требованиям экологических протоколов.

С одной стороны, можно было бы герметично закрыть бензобак, и проблема решена — пары не попадают в окружающую среду. Однако это не означает, что бензин перестанет испаряться. В результате в герметичном резервуаре повысится давление (особенно в жаркое время года). Этот процесс нежелателен для топливной системы. По этой причине в резервуаре должна быть вентиляция.
Когда силовой агрегат заглушен, наиболее лёгкие углеводороды начинают испаряться. Речь идёт о тех, из которых состоит топливо. При работающем двигателе происходит аналогичная ситуация. Углеводороды после испарения поступают по шлангам в адсорбер. В этом элементе пары оседают в виде плёнки или капель на гранулах активированного угля. Простыми словами, происходит процесс конденсации, из-за этого уголь становится мокрым.

Адсорбер соединяется с впускным коллектором силового агрегата при помощи электроклапана продувки. Когда мотор находится в рабочем состоянии, при определённых условиях контролер начинает открывать этот клапан. В такой ситуации в адсорбере образуется разряжение, то есть давление опускается ниже атмосферного. Через специальный клапан, который постоянно соединяется с атмосферой, внутрь начинает попадать воздух. Он проходит через активированный уголь, забирает влагу бензина, а затем уносит их на впуск, в цилиндры. Получается, что адсорбер продувается свежим воздухом, который уносит с собой бензин и способствует высыханию угля.

Контролёр управляет клапаном продувки по определённому принципу. Он включает его не сразу после пуска мотора, а только после того, как датчик кислорода нагревается до определённой температуры и выдает нормальный сигнал. Именно по этому датчику электронный блок управления может контролировать работу клапана продувки. В момент, когда он открывает клапан, в цилиндры поступают пары бензина и лишний воздух. Датчик кислорода никак на это не реагирует, а контролёр, считывая данный сигнал, может корректировать время впрыска на форсунках.
Аналогичным способом контролёр осуществляет диагностику систем улавливания паров. Если в момент открытия клапана есть определённая реакция от датчика кислорода, значит система функционирует в штатном режиме. Если никакой реакции не последовало, контролёр фиксирует код ошибки неправильного расхода воздуха через клапан продувки.

Симптомы неисправности адсорбера (клапана вентиляции паров бензина)

Первый симптом, который может указывать на поломку системы нейтрализации паров бензина — это хлопки, идущие из-под капота. А также:

— Неустойчивый холостой ход;

— Просадка оборотов во время резкого закрытия дросселя;

— Потеря тяги автомобиля;

— Повышенный расход топлива;

— Автомобиль может заглохнуть.

Если клапан не срабатывает, адсорбер не сможет продуваться. Со временем в нём образуется конденсат, из-за чего элемент может полностью выйти из строя. Проверить клапан в системе очень просто. Если во время откручивания пробки топливного бака появится шипящий звук, это говорит о том, что система не функционирует нормально. И самый явный признак проблем с адсорбером — стойкий запах свежего бензина возле машины или в салоне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *