Для чего предназначены загущенные масла
Перейти к содержимому

Для чего предназначены загущенные масла

  • автор:

ЗАГУЩЕННЫЕ МАСЛА

ЗАГУЩЕННЫЕ МАСЛА маловязкие нефтяные масла с полимерными присадками, вводимыми в них в кол-вах 2-10% по массе. Присадки повышают вязкость 3. м. при высокой т-ре и гораздо меньше при низкой, что улучшает вязкостно-температурные характеристики масел. Присадками служат гл. обр. полиметакрилаты (мол. м. 3-17 тыс.), полиизобутилен (4-25 тыс.), поливинилбутиловый эфир (т. н. винипол, мол. м. 5-12 тыс.). Из-за разложения присадок при высоких скоростях (напряжениях) сдвига и нагревании при т-ре св. 120°С вязкость 3. м. при эксплуатации может снижаться. Термоокислит. деструкцию частично подавляют введением антиокислит. присадок (ионол, дитиофосфат Zn и др.). При больших скоростях деформации для 3. м. характерно временное уменьшение (аномалия) вязкости, определяющееся ориентацией и раскручиванием макромолекул присадок в потоке. 3. м. чаще всего применяют как морозостойкие гидравлич. жидкости, моторные и трансмиссионные масла при т-рах от Ч60 до 150°С. Произ-во 3. м. в промышленно развитых странах достигает 50-70% от общего выпуска моторных и трансмиссионных масел. Лит.: Каплан С. 3., Радзевенчук И. Ф., Вязкостные присадки и затушенные масла. Л., 1982. В. В. Синицин.

Химическая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. И. Л. Кнунянца . 1988 .

  • ЖИРЫ РАСТИТЕЛЬНЫЕ
  • ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ

Смотреть что такое «ЗАГУЩЕННЫЕ МАСЛА» в других словарях:

  • СМАЗОЧНЫЕ МАСЛА — жидкие смазочные материалы, предназначенные для уменьшения трения и износа узлов и деталей машин и механизмов, защиты их от коррозии, очистки трущихся пов стей от загрязнений и отвода от них теплоты. В зависимости от способа получения С. м.… … Химическая энциклопедия
  • Моторные масла — Залив автомасла из герметичной тары в картер двигателя Моторные масла масла, применяемые для смазывания поршневых и роторных … Википедия
  • ПРИСАДКИ К СМАЗОЧНЫМ МАТЕРИАЛАМ — синтетич. (в основном) или прир. соединения, добавляемые к смазочным материалам для улучшения или сохранения на длительный срок их эксплуатац. св в. Смазочные материалы содержат, как правило, от 2 до 7 8 разл. присадок (П.). Эффективность… … Химическая энциклопедия
  • Пшеница — (Wheat) Пшеница это широко распространенная зерновая культура Понятие, классификация, ценность и питательные свойства сортов пшеницы Содержание >>>>>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
  • 7934.4 — ГОСТ 7934.4 < 74>Масла часовые загущенные. Метод испытания на коллоидную стабильность. ОКС: 75.100 КГС: П09 Методы испытаний. Упаковка. Маркировка Взамен: ГОСТ 7934 56 в части разд. IV Действие: С 01.07.75 Изменен: ИУС 6/85 Примечание:… … Справочник ГОСТов
  • 75.100 — Мастила, технічні оливи та суміжна з ними продукція ГОСТ 9.052 88 ЕСЗКС. Масла и смазки. Методы лабораторных испытаний на стойкость к воздействию плесневых грибов. Взамен ГОСТ 9.052 75 ГОСТ 9.054 75 ЕСЗКС. Консервационные масла, смазки и… … Покажчик національних стандартів
  • Моторное масло — Моторные масла масла, применяемые для смазывания поршневых и роторных двигателей внутреннего сгорания. В зависимости от назначения их подразделяют на масла для дизелей, масла для бензиновых двигателей и универсальные моторные масла, которые… … Википедия
  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ — один из видов смазочных Материалов, применяемых в тех нол. процессах с целью их ускорения и снижения энергетич. затрат, выполнения нек рых техн. ф ций, а также для улучшения качества обрабатываемых пов стей. Т. с. м. подразделяют на техно л.… … Химическая энциклопедия
  • Озимый рапс — ? Рапс Научная классификация Царство: Растения От … Википедия
  • Пластичные смазки — консистентные смазки, Смазочные материалы, проявляющие в зависимости от нагрузки свойства жидкости или твёрдого тела. При малых нагрузках они сохраняют свою форму, не стекают с вертикальных поверхностей и удерживаются в… … Большая советская энциклопедия

главная > справочник > химическая энциклопедия:

ЗАГУЩЕННЫЕ МАСЛА, маловязкие нефтяные масла с полимерными присадками, вводимыми в них в кол-вах 2-10% по массе. Присадки повышают вязкость 3. м. при высокой температуре и гораздо меньше при низкой, что улучшает вязкостно-температурные характеристики масел. Присадками служат главным образом полиметакрилаты (мол. м. 3-17 тыс.), полиизобутилен (4-25 тыс.), поливинилбутиловый эфир (т. н. винипол, мол. м. 5-12 тыс.). Из-за разложения присадок при высоких скоростях (напряжениях) сдвига и нагревании при температуре св. 120°С вязкость 3. м. при эксплуатации может снижаться. Термоокислит. деструкцию частично подавляют введением антиокислит. присадок (ионол, дитиофосфат Zn и др.). При больших скоростях деформации для 3. м. характерно временное уменьшение (аномалия) вязкости, определяющееся ориентацией и раскручиванием макромолекул присадок в потоке. 3. м. чаще всего применяют как морозостойкие гидравлич. жидкости, моторные и трансмиссионные масла при температурах от —60 до 150°С. Произ-во 3. м. в промышленно развитых странах достигает 50-70% от общего выпуска моторных и трансмиссионных масел. Лит.: Каплан С. 3., Радзевенчук И. Ф., Вязкостные присадки и затушенные масла. Л., 1982. В. В. Синицин .

Читайте также:

Для чего предназначены загущенные масла

Тема 3.2. «Свойства моторных масел»

Важнейшими эксплуатационными свойствами моторных масел являются: вязкостно — температурные (вязкость, индекс вязкости, температура застыва­ния), противоизносные, противоокислительные, диспергирующие (моющие), коррозионные и др.

Вязкостью называется свойство жидкости оказывать сопротивление при пе­ремещении ее слоев под действием внешней силы. Это свойство является след­ствием трения, возникающего между молекулами жидкости. Различают динами­ческую и кинематическую вязкость.

Вязкость существенно меняется с изменением температуры. С понижением температуры взаимодействие между молекулами усиливается, и вязкость мас­ла увеличивается. Так, например, при изменении температуры на 100 °С вяз­кость масла может изменяться в 250 раз. На рис. 2.3 на сетке с логарифми­ческими координатами показана зави­симость вязкости от температуры. Учитывая линейный характер зависи­мости, можно по номограмме опреде­лить вязкость масла при любой темпе­ратуре.

С повышением давления вязкость масла возрастает. Величины давления 8 масляной пленке, заключенной между трущимися поверхностями, могут быть значительно выше, чем сами на грузки на эти поверхности. В масляной пленке коренного подшипника колен­чатого вала двигателя величина давления достигает 500 МПа.

Зависимость вязкости масла от давления определяют по уравнению Гуревича:

Рис.2.3. Номограмма для определения вязкости масла при различных его температурах двигателя.

где : ν p и ν 0 — соответственно вязкость при давлении 0,4 МПа и Р, мм 2 / с;
k — коэффициент для нефтяных ( минеральных) масел (к =0,025).

С повышением давления вязкость более жидких масел (с пологой вязкостно — температурной характеристикой) возрастает в меньшей степени, чем более вяз­ких масел (с более крутой вязкостно — температурной характеристикой).

При давлении (1,5-2,0)103 МПа минеральное масло затвердевает. Вводимые присадки в базовое масло способствуют сохранению несущей способности мас­ляного слоя при увеличении нагрузки.

Вязкость является основным параметром при подборе масла, поэтому она всегда указана в маркировке масла. Для маркировки вязкость определяют при тех температурах, при которых работают узлы трения. Моторные масла для дви­гателей внутреннего сгорания маркируют по кинематической вязкости мм 2 / с (Сcт) при температуре 100 °С, которая принята в качестве средней температуры масла в двигателе (картер, система смазки).

Для получения масел с хорошими вязкостно — температурными свойствами в качестве базовых используют маловязкие масла, имеющие вязкость менее 5 мм 2 /с при температуре +100 °С, и добавляют в них вязкостные присадки (загус­тители). В качестве присадок применяют такие полимерные соединения, как полиизобутилен, полиметакрилаты, полиалкилстиролы и др.

С понижением температуры объем макромолекул полимера уменьшается, молекулы «свертываются» в клубки. При повышении температуры клубки мак­ромолекул «разворачиваются» в длинные разветвленные цепи, присоединяя мо­лекулы базового масла, объем их становится больше, и вязкость масла возрас­тает.

Загущенные присадками масла обладают необходимым уровнем вязкости при положительных температурах 50-100 °С, пологой кривой изменения вязко­сти (рис. 2.4) и, следовательно, высо­ким индексом вязкости, равным 115-140. Такие масла получили назва­ние всесезонных, так как имеют одно­временно свойства одного из зимних классов и одного из летних.

Рис.2.4. влияние вязкости присадки на вязкость масла при различных температурах: 1 – маловязкое масло; 2 – то же масло с вязкостнойприсадкой (загущенное)

В системах смазки современных автомобильных двигателей применя­ются именно загущенные всесезонные масла. При их использовании мощ­ность двигателя повышается на 3-7 % (что обеспечивается высоким индек­сом вязкости и способностью загу­щенных масел снижать вязкость в па­рах трения при высоких скоростях сдвига), облегчается пуск и сокращается время прогрева, снижаются механические потери на трение, и, как следствие, расход топлива, увеличиваются долговечность деталей и срок службы масел.

Рис.2.5. Снижение расхода бензина при движении автомобиля при мере прогрева двигателя

Экономия топлива дос­тигает 5 % при больших пробегах и 15 % при коротких пробегах в зимнее время с частыми пусками двигателя (рис. 2.5).

К недостаткам загущенных масел относят низкую стабильность загущен­ных присадок при высоких температу­рах, что вызывает ухудшение вязкост­но — температурных характеристик масел при длительной бессменной работе их в двигателях.

Индекс вязкости (ИВ), оцениваю­щий вязкостно — температурные свойства масел, является условным показате­лем, характеризующим степень изменения вязкости масла в зависимости от температуры и определяемый путем сравнения вязкости данного масла с двумя эталонными маслами, вязкостно — температурные свойства одного из которых приняты за 100, а второго — за 0 единиц.

Индекс вязкости определяют по номограмме (рис. 2.7), расчетным путем или по специальным таблицам. Для определения ИВ по номограмме необходимо знать значения кинематической вязкости масла при температурах +50 °С и +100 ° С.

Чем выше ИВ, тем более пологой кривой (рис. 2.8) характеризуется масло и тем лучше его вязкостно — температурные свойства. Из двух масел с одинако­вой вязкостью при температуре +100 °С, но с разными ИВ, одно (1) можно при­менять только в теплое время, так как при низких температурах оно теряет под­вижность, а другое (2) — всесезонно, так как оно обеспечит легкий пуск двига­теля при низких температурах воздуха и жидкостное трение при рабочих тем­пературах.

Учитывая то обстоятельство, что вязкость масла и индекс вязкости опре­деляют работоспособность узла трения, то в стандартах на масла эти параме­тры нормируются в количественном выражении. Для автомобильных масел ИВ должен быть не ме­нее 90.

Застывание — свойство, определяющее потерю текучести масла. При понижении температуры до определенной величины текучесть масла снижается, а при дальнейшем понижении оно застывает. С уве­личением вязкости масла из него выделяются наи­более высокоплавкие углеводороды (парафин, цере зин), а при полной потере текучести масла микро­кристаллы твердых углеводородов (парафина) обра­зуют пространственную кристаллическую решетку, связывающую все масло в единую неподвижную массу.

Температуру, при которой масло теряет текучесть, называют температурой застывания.

Рис.2.6. универсальное всесезонное моторное масло «ЛУКОЙЛ — Стандарт»

Рис. 2.7. Номограмма для определения индекса вязкости моторных масел

Нижний температурный предел применения масла примерно на 8-12 °С выше темпе­ратуры застывания, т.е.:

t 0 B = t 3 -(8-12) ° C,

где: t ов — нижний температурный предел окружающего воздуха (применения данной марки мо­торного масла) °С; t 3 — температура застывания определенной марки масла, регламентируемая стандартом, °С

Снижения температуры застывания масел добиваются путем депарафиниза-ции (частичного удаления парафинов) или добавлением присадок-депрессоров в процессе их производства. Депрессоры предотвращают образование кристал­лической решетки, когда кристаллы парафина объединяются в объемные структуры. Понижая температуру застывания масла, депрессоры не влияют на его вязкостные свойства.

Рис.2.8. Зависимость вязкости моторных масел от температуры для различных значений индекса вязкости: 1 – ИВ 90; 2 – ИВ 140

Противоизносные (смазываю­щие) свойства характеризуют способ­ность масла препятствовать износу по­верхностей трения. Образующаяся нетрущихся поверхностях прочная пленка исключаетне посредственный контакт деталей. Высокие Противоизносные свойства масла особенно востребова­ны при небольших частотах вращения коленчатого вала, когда высоки удель­ные нагрузки, а также когда геометри­ческие формы или размеры деталей имеют существенные отклонения, что чревато задирами, схватыванием и разрушением трущихся поверхностей.

Противоизносные свойства масла зависят от его вязкости, вязкостно- температурной характеристики, смазы­вающей способности, чистоты масла.

С повышением температуры масла адсорбционный слой ослабляется, а при достижении критической температуры 150-200 °С, на грани прочности пленки и сухого трения, разрушается. Масла с высокими противоизносными свойствами способны формировать для предупреждения изнашивания такой режим трения, который исключает непосредственный контакт трущихся поверхностей метал­лов. Поэтому возможное в данном случае изнашивание вызывается циклично­стью нагрузок на отдельных участках поверхностей трения и усталостными раз­рушениями металла (усталостные трещины в галтелях коленчатых валов).

О смазывающей способности («маслянистости») масла судят по его химическому составу, вязкости, наличию присадок. На маслянистость влияют содержащиеся в маслах и обладающие высокими поверхностно-активными свойствами смолистые вещества, высокомолекулярные кислоты, сернистые соединения.

Рис.2.9. Всесезонное моторное масло на минеральной основе «ТНК Дизель Супер»

Рис.2.10. Универсальное минеральное моторное масло « Юкос U-tech City»

Рис.2.11. Минеральное всесезонное универсальное моторное масло BP Visko 2000

Правильный выбор вязкости масла в значитель­ной мере влияет на скорость изнашивания. Высоко­вязкие масла при низкой температуре загустевают и плохо поступают к трущимся поверхностям деталей. В то же время пуск и прогрев двигателя на менее вязких (жидких) маслах облегчается, режим жидко­стного трения наступает быстрее.

Для снижения потерь на трение в моторные масла вводят антифрикционные присадки, осно­вой которых служат беззольные органические со­единения, содержащие благородные элементы (никель, кобальт, хром, молибден). Малораствори­мые поверхностно-активные вещества такого типа образуют в узлах трения многослойные защитные пленки с внедрением легирующих металлов в зону трения. Особое место при этом принадлежит молибдену, атомы которого способны связывать ато­мы железа и образовывать структуры, стойкие к питтингу (местному выкрашиванию металла), фреттинг-коррозии и др. Более того, только этот металл образует в результате окисления поверхно­стных слоев оксиды, температура плавления и твердость которых на порядок ниже, чем у металла поверхности трения.

Противоокислительные свойства характери­зуются стойкостью масла к окислению и полимери­зации в процессе работы двигателя, а также разло­жению при хранении и транспортировании.

Продолжительность работы масла в двигателе зависит от его химической стабильности, под ко­торой понимается способность масла сохранять свои первоначальные свойства и противостоять внешнему воздействию при нормальных температу­рах.

На стабильность моторных масел оказывают влияние следующие факторы: химический состав, температурные условия, длительность окисления, каталити­ческое действие металлов и продуктов окисления, площадь поверхности окисле­ния, присутствие воды и механических примесей. Повышенное давление возду­ха ускоряет процесс окисления масла, так как усиливается процесс его взаимной диффузии с воздухом.

На процесс окисления решающее влияние оказывает температура. Масла, хранящиеся при температуре 18-20 °С, сохраняют свои первоначальные свой­ства в течение 5 лет. Начиная с 50-60 °С, скорость окисления удваивается с увеличением температуры на каждые 10 °С. Поэтому высокая тепловая напряженность деталей форсированных двигателей, с которыми приходится конта­ктировать моторному маслу, и взаимодействие с прорывающимися в картер газами из камер сгорания (на такте сжатия их температура составляет около 150-450 °С для бензиновых двигателей и около 500-700°С для дизелей) резко ухудшают условия их работы.

Рис.2.12. Универсальное всесезонное минеральное моторное масло Consol SF / CC

Рис.2.13. Всесезонное моторное масло на минеральной основе Castrol GTX

Повышение тепловой напряженности моторных масел связано также с отдельными конструктивными решениями: использование наддува; применение герметизированной системы охла­ждения (увеличивает темпера­туру поршня на 10-20 °С); уменьшение объема системы смазки двигателя; масляное ох­лаждение поршней и др.

Термоокислительную ста­бильность определяют как устой­чивость масла к окислению в тон­ком слое при повышенной температуре методом оценки прочности масляной пленки.

Для замедления реакций окисления и уменьшения образования отложений в двигателе в масла вводят противоокислительные присадки.

Детергентно — диспергирующим (моющим) свойством масла назы­вают его способность препятствовать слипанию углеродистых частиц и удерживать их в состоянии устойчивой суспензии, что значительно снижает процессы образования лаковых отложений и нагара на горячих поверхностях деталей двигателя.

При использовании масел с хорошими диспергирующими свойствами де­тали двигателей выглядят чистыми, как бы вымытыми, отсюда и появление тер­мина «моющие».

Диспергирующие свойства масел оценивают в баллах от 0 до 6 по методу ПЗВ. Образование лаковых отложений на деталях двигателя, работающего на маслах с моющими присадками, уменьшается в 3-6 раз, т.е. с 3-4,5 до 0,5-1,5 балла.

Моющие присадки бывают зольными и беззольными. Зольные присадки содер­жат бариевые и кальциевые соли сульфикислот (сульфонаты), а также алкилфеноляты щелочноземельных металлов бария и кальция. Масла с зольными присадками в количестве 2-10 %, сгорая, образуют золу, прилипающую к поверхности деталей. Без­зольные моющие присадки не образуют зо­лы при сгорании масел, так как не содержат металлов.

Коррозионные свойства масел зависят от наличия в них органических кислот, пере­кисей и других продуктов окисления, щелочей и воды.

Рис .2.14. Минеральное моторное масло LiguiMoly Touring High Tech Motoroil ( арт . 1946)

Рис.2.15. Минеральные моторные масла ESSO Uniflo, ESSo Uniflo Diesel

Коррозионность свежего масла, в котором присутствуют природные органические кислоты и сернистые соединения, незначительна, но резко возрастает в процессе эксплуатации. Присутствие в свежих маслах органических (нафтеновых) кис­лот связано с их неполным удалением в процессе очистки.

Коррозионное действие масел связано также с содержанием в них 15-20 % сернистых соединений в виде сульфидов и компонентов остаточной серы, которые при высоких температурах приводят к вы­делению сероводорода, меркаптанов и других ак­тивных продуктов. В условиях высоких температур

сернистые соединения особенно агрессивны по отношению к серебру, меди, свинцу. В процессе использования масла содержание кислот в нем возрастает в 3-5 раз, что зависит от его химической стабильности, содержания антиокислителей и условий работы.

Оценку коррозионной стойкости производят по кислотному числу, которое для свежих масел не превышает 0,4 мг КОН на 1 г масла. В коррозионном отно­шении эта концентрация практически не опасна.

Коррозионные процессы в двигателях замедляют нейтрализацией кислых продуктов путем введения антикоррозионных присадок; замедлением про­цессов окисления путем добавления в масла антиокислительных присадок; созданием на поверхности металла (при изготовлении деталей) стойкой за­щитной пассивированной пленки из органических соединений, содержащих серу и фосфор.

Известны присадки и ингибиторы коррозии и их композиции, которые снижа­ют все виды износа.

Подбор масла с оптимальными значениями эксплуатационных свойств за­висит от конструкции и режима работы узла трения.

Вязкость — одно из важнейших свойств масла, имеющее многостороннее эксплуатационное значение. От вязкости в значительной степени зависит режим смазки пар трения, отвод тепла от рабочих поверхностей и уплотнение зазоров, энергетические потери в двигателе, его эксплуатационные свойства. Быстрота пуска двигателя, прокачивание масла по системе смазки, охлаждение трущихся поверхностей деталей и их очистка от загрязнений также зависят от вязкостно-температурных свойств масла.

Масла повышенной вязкости используются для высоконагруженных, низко­оборотных или работающих в условиях напряженного теплового режима двига­телей. При этом, чем выше вязкость масла в работающем двигателе, тем Надежнее уплотнения, меньше вероятность прорыва газов, ниже угар масла. Поэтому масла с большой вязкостью применяют в случаях, когда двигатель изношен, Зазоры увеличены или условия эксплуатации характеризуются высокой запыленностью, повышенной температурой, изменяющимися в больших пределах нагрузками.

Масла с меньшей вязкостью применяют для легконагруженных высокооборотных двигателей. Они облегчают пуск двигателя, лучше прокачиваются по системе смазки и очищаются от механических примесей, обеспечивают хороший отвод тепла от рабочих поверхностей деталей.

Температура масла значительно влияет на его кинематическую вязкость. С понижением температуры вязкость увеличивается, а с повышением — уменьшается. Чем меньше перепад вязкости в зависимости от температуры, тем в большей степени масло удовлетворяет эксплуатационным требованиям.

Увеличение вязкости масел с понижением температуры приводит к значи­тельным трудностям при использовании автомобилей, особенно в зимнее время года при пуске двигателей. При отрицательных температурах в диапазоне от -10 °С до -30 °С резко увеличивается момент сопротивления проворачива­нию коленчатого вала двигателя, медленнее достигается минимальная пуско­вая частота вращения, ухудшается подача масла к трущимся поверхностям де­талей.

Надежный пуск бензиновых двигателей осуществляется при значениях час­тоты вращения коленчатого вала в пределах 35-50 мин -1 при температуре окру­жающего воздуха -10 °С — 20 °С, а дизелей с различным способом смесеобра­зования — в среднем в интервале 100-200 мин -1 при температуре 0 °С. Вязкость моторного масла, при которой пусковая система современных двигателей раз­личной конструкции не обеспечивает вращения коленчатого вала, изменяется в пределах (4-10)10 3 мм 2 /с. Поэтому для обеспечения пуска двигателя в холодное время моторные масла должны обладать низкой вязкостью при отрицательных температурах.

Автор: Шевырева Е.А., разработчик: Родионова И.В., исполнитель: Курин В.П.

Для чего предназначены загущенные масла

Любое современное моторное масло, вне зависимости от фирмы его изготавливающей, имеет схожую структуру, и состоит, как правило, из базового масла, загустителя (загущающей присадки), а также комплексного пакета присадок или отдельно внедряемых присадок.

Базовое масло (берёт на себя до 43% стоимости масла, как конечного продукта)- наиболее важный компонент моторного (да и любого другого) масла, степень его очистки определяет химическую, тепловую и окислительную стабильность масла в процессе эксплуатации, а также то количество осадков, которые мы заливаем со свежим маслом в свой двигатель (т.е. то что не было удалено на нефтехимическом заводе в процессе подготовки базового масла). Степень очистки базового масла, равно как и его себестоимость, определяется прежде всего его индексом вязкости. Данный эмпирический параметр определяет скорость изменения его вязкости в определенном температурном диапазоне, и косвенно характеризует:

— степень очистки соотетствующей нефтяной фракции (в случае минерального масла) от ароматических углеводородов и термически неустойчивых составляющих (чем более высокий индекс вязкости базового масла требуется, тем более глубокой очистке необходимо его подвергнуть),

— низкотемпературное поведение масла, в ходе пуска двигателя из холодного положения (чем более высокий индекс вязкости – тем при более низкой температуре может устойчиво работать моторное масло в процессе холодного пуска), для понижения температуры застывания в случае низкоочищенных масел (имеющих относительно низкий индекс вязкости), в них внедряют депрессорную присадку, препятствующую образованию кристаллической решетки в масле химическим путем,

— качество смазывания подшипников двигателя и продолжительность их безаварийной работы,

— устойчивость масляной пленки в высокотемпературной зоне, с точки зрения сохранения в допустимых пределах усилия сдвига в масляной пленке,

Индекс вязкости не определяет стойкость моторного масла к тепловому разложению.

Чем выше индекс вязкости базового масла – тем более качественный продукт работает в вашем двигателе, тем меньше кинематическая вязкость моторного масла подвержена зависимости от перепадов температур, тем стабильнее и дольше масло обеспечивает защиту узлов трения, тем меньшие нагрузки испытывает двигатель в процессе холодного пуска и тем шире диапазон его рабочих температур.

Индекс вязкости находится лабораторно – аналитически, путем определения при нескольких температурах кинематической вязкости испытуемого масла и сравнением с вязкостью эталонных масел, обладающих известными индексами вязкости, при тех же температурах, и составлением соответствующей пропорции.

Извест но , что с точки зрения базовой основы моторные масла подразделяются на:

— минеральные, усиленные синтетической добавкой,

— синтетические и премиальные синтетические класса SAE 0 W /*.

Для этих групп моторных масел можно условно определить границы, в которых должен быть расположен индекс вязкости. Безусловно, что приведенные ниже данные касаются общих случаев импортных высококачественных моторных масел, из которых могут быть и исключения.

Минеральные, усиленные синтетической добавкой

Премиальные синтетические продукты

В целом виден рост индекса вязкости в зависимости от типа примененной базовой основы с ростом содержания синтетической составляющей (равно как и цены на продукцию).

Базовое масло может быть — минеральным (т.е. полученым путём очистки соответствующей фракции нефти) или синтетическим (т.е. полученым путём каталитического синтеза из газов). Промежуточные положения (с точки зрения себестоимости и последующих эксплуатационных свойств) занимают минеральные масла с синтетической добавкой для повышения индекса вязкости, а также полусинтетические масла — это каталитически слитые синтетические и высокоочищенные минеральные базовые основы. В любом случае, процесс очистки (подготовки) базового масла — это весьма дорогой процесс, приближающий свойства минерального продукта, с возрастанием степени очистки, к свойствам синтетических масел, однако, исходя из соображений рентабельности, на определённом этапе проще и выгоднее создать синтетический продукт, что в конечном счёте и приводит к потребности в синтетических маслах, т.к. себестоимость сверхчистых минеральных масел может оказаться выше, чем у синтетических продуктов. Синтетические базовые масла — это, как правило сложные углеводородные жидкости, с определёнными полезными с эксплуатационной точки зрения свойствами, например: полиальфаолефины (ПАО) — дают очень хорошую низкотемпературную текучесть, высокий индекс вязкости, в основном используются при создании моторных и трансмиссионных масел, а также в некоторых индустриальных маслах; полиалкалингликоли (ПАГ) — большое семейство продуктов, часть из которых растворимо водой,и могут использоваться при создании гидравлических, пожаробезопасных и специальных масел, а также СОТС, другая часть используется для целей создания высокоиндексных, высоконагруженных, с отличной устойчивостью к высокотемпературному сдвигу, с особыми требованиями к чистоте узлов трения в процессе эксплуатации, эти масла используются при создании компрессорных масел, уникальных трансмиссионных жидкостей и т.п.; полиизобутилены (ПИБ) — особенно используются в тех случаях где масло участвует в процессе сгорания, причем с максимальной чистотой камеры сгорания при этом, например, в самосмешивающихся 2-х тактных маслах; а также эфиры — которые объединяют две основные группы — диэфиры и полиэфиры — в основном данные базовые масла находят применение в случаях, где требуются уникальные высокотемпературные характеристики, например в авиации, а в смеси с ПАО (для реализации предельных низко- и высокотемпературных свойств) они служат для создания уникальных моторных масел уровня SHELL HELIX ULTRA .

Загущающая присадка (до 3 % себестоимости масла) — нейтральная присадка, как правило, синтетического происхождения, имеющая цель достигнуть необходимой с эксплуатационной точки зрения вязкости базового масла. Загущающие присадки на макрополимерной основе придают нелинейные характеристики загущения масла, т.е. при более высокой температуре загущение масла более инетнсивно, нежели чем при низких температурах.

Пакет присадок (до 17 % себестоимости масла) — композиция присадок, которая вводится в комплексе или отдельными присадками, в загущенное (или незагущенное) базовое масло, для достижения дополнительных эксплуатационных преимуществ.

В ассортимент пакетов присадок концерна SHELL входят:

Присадки, помеченные ( * ) — собственное производство концерна SHELL .

Детергенты — основное предназначение — поддерживать чистоту двигателя. Они также нейтрализуют кислоты и продукты окисления, образующиеся при сгорании и при контакте с нагретыми поверхностями двигателя и тем самым предотвращают коррозию металлических частей двигателя. С т.з. химии — это поляризованные молекулы (салицилатов, фенатов, сульфонатов), растворённые алкиловой цепью в сочетании с основным карбонатом металла Са, Mg (гидроксидом коллоидально диспергированной молекулы мыла), Названные детергенты обычно внедряются в масло путём создания избытка гидроксидов металлов или углекислых солей металлов для того, чтобы повысить щёлочность конечного продукта и резко повышают при этом способность картерного масла противостоять кислотам. В первую очередь моющие присадки реагируют с твёрдыми частицами шлама, удерживая их от выпадения в осадок, “побочным” эффектом применения детергентов можно назвать повышение экономии топлива, особенно при торможении, за счёт общего снижения трения.

Диспергенты — основное предназначение — также поддержание чистоты двигателя, но совершенно иным путём, нежели чем детергенты. Химически диспергенты “беззольны”, что подразумевает их неметаллическое происхождение. Как правило, это — моносукцинимиды, моно/бисукцинимиды, бисукцинимиды с высокой молекулярной массой, сложные эфиры — обеспечивают чистоту бензина/дизельного топлива, диспергирование (разложение) золы, при борировании — резкое повышение износостойкости. Беззольные диспергенты не дают твёрдым частицам загрязнения укрупняться за — счёт слипания в более крупные образования и выпадать из потока масла до осаждения на масляном фильтре (т.е. поддерживают шлам в виде стойкой эмульсии). Основное отличие между категориями API SF и API SG ( SH ) — это требование к применению беззольных диспергентов.

Антиокислители – служат для повышения устойчивости масел против окисления. В качестве антиокислителей используют сернистые, азотистые, фосфорные, алкилфенольные соединения, а также фенолы с различными функциональными группами (аминофенол, нафтиламин, n -оксидилфениламин и др.) Для повышения стабильности турбинных, трансформаторных, приборных и др. глубокоочищенных масел применяют присадки типа ионол, n- оксидилфениламин. Для моторных масел используют диалкил дитиофосфаты. Антиокислители предназначены для защиты базового масла и введённого пакета присадок от воздействия кислорода в условиях переменных температурных режимов, защищают масло от старения в процессе эксплуатации, а также предотвращают загустевание масла, коррозию подшипников,

Антиржавейные (антикоррозионные) присадки – ингибиторы коррозии, растворимые в масле. Придают маслу способность защищать от коррозии черные и цветные металлы в тонкой пленке, в присутствии воды. В качестве антиржавейных присадок используют жирные кислоты, сульфонаты, нитрированные нефтепродукты, нитрооксиалкилсукцинамид мочевины, комбинированные присадки.

Депрессоры — обычно метакрилатные полимеры, предназначенные для улучшения свойств текучести при низких температурах с помощью модифицирования структуры воска.

Антипенные присадки – присадки, препятствующие вспениванию масла в маслобаке и картере двигателя при его работе. В качестве антипенных присадок используют силиконы (в количестве тысячных долей процента.

Противоизносные присадки — дитиофосфаты цинка, могут упоминаться как просто “цинк” — могут быть обнаружены во всех современных маслах. Они работают путём абсорбирования в поверхность металла, затем химически реагируя с ней в процессе контакта металл-металл, тем более активно, чем больше тепла при этом контакте образуется, создают при этом особую металлическую плёнку со “скользящими” свойствами, чем и предотвращают абразивный износ. Дитиофосфатная часть молекулы является более активным противоизносным агентом, чем цинк она образует пленку FePO 4 , которая устойчиво защищает трущиеся детали от износа.

Модификаторы трения — имеют различную химическую природу, могут включать металлические мыла, сложные эфиры, амиды, предназначены для уменьшения коэффициента трения за счёт наличия высокого сродства к металлическим поверхностям, создают плёнку низкого трения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *