Какой свивки бывают канаты как определить шаг свивки
Перейти к содержимому

Какой свивки бывают канаты как определить шаг свивки

  • автор:

Канат стальной

Пассажирская канатная дорога «Азау — Старый Кругозор» на горе Эльбрус была разработана в сентябре 2003 г. 17 декабря 2006 года официально состоялось открытие канатки. С марта 2007 года канатка стабильно обслуживает пассажиров.
Канатка соответствует всем требованиям мировых стандартов. Безопасность и надежность перевозки пассажиров подтверждены соответствующими службами Российской Федерации.

Канатная дорога

Диаметр каната — 49,3 мм, натяжение в канате — 19000кг, длина канатной дороги 1760 м.

Станция канатной дороги

Определение шага свивки каната

Шаг свивки каната определяют следующим образом. На поверхности какой-либо пряди (рис. 1) наносят метку (точка а), от которой отсчитывают вдоль центральной оси каната столько прядей, сколько их имеется в сечении каната (например, 6 в шестипрядном канате), и на следующей после отсчета пряди (в данном случае на седьмой) наносят вторую метку (точка б). Расстояние между метками (точками а и б) принимается за шаг свивки каната. На этом шаге подсчитывают число обрывов и сравнивают с данными таблицы 8.
У многопрядных канатов шаг свивки определяют по числу прядей в наружном слое.
Для удобства подсчета числа обрывов оборванные концы проволок заершивают и канат немного изгибают.

Шаг свивки каната

Телефон: +7 909 586 20 25
e-mail @

117. Как определяют шаг свивки стальных канатов?

Шаг свивки находящихся и работе стальных канатов определяют следующим образом: на поверхности пряди наносят метку, от которой отсчитывают вдоль центральной оси каната столько прядей, сколько их имеется в сечении каната. Канаты лифта — шестипрядные, и на следующей после отсчета пряди (в данном случае на седьмой) наносят вторую метку. Расстояние между метками А и Б принимают за шаг свивки каната (рис. 14). При налкчии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов на шаге свивки как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными, приведенными в табл. 2 ПУБЭЛ. При износе (или коррозии), равном 40 % и более первоначального диаметра проволок, канат должен быть забракован.

Износ (или коррозию) проволок по диаметру определяют с помощью микрометра или другого инструмента, обеспечивающего достаточную точность. Для этого отгибают конец проволоки в месте обрыва на участке наибольшего износа. Диаметр проволоки измеряют у отогнутого конца после предварительного удаления с него грязи и ржавчины. В тех случаях, когда кабина лифта подвешена на двух отдельных канатах, каждый из канатов бракуют в отдельности, причем допускается замена одного более изношенного каната.

117. Как определяют шаг свивки стальных канатов?

Рис. 14. Определение шага свивки каната
1 — прядь; А, Б — расстояние шага свивки

При подвешивании кабины на трех и более отдельных канатах их бракуют по среднему арифметическому значению, определяемому исходя из наибольшего числа обрывов проволок на длине одного шага свивки. При этом у одного из канатов допускается повышенное число обрывов проволок, но не более чем на 50 % по сравнению с нормой, указанной в табл. 1 ПУБЭЛ. При обрывах, число которых не достигает браковочного показателя, а также при наличии поверхностного износа проволок канат допускается к работе при соблюдении требований: а) тщательное наблюдение за его, состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал осмотров; б) смена каната по достижении степени износа, указанной в нормах; в) при обнаружении в канате оборванной пряди запрещается его эксплуатация и он должен быть заменен.

При эксплуатации лифта обслуживающий персонал постоянно должен осматривать канаты, обращай внимание на то, чтобы на них не было петель или узлов, выпучивания прядей или перекруток, признаков поверхностного износа, порванных прядей или отдельных проволок. Своевременность очистки и смазки канатов, обнаружение и установление неисправностей предотвратят аварию лифта. При эксплуатации канаты регулярно очищают от грязи и смазывают. Пыль и другие твердые частицы, попадая в смазочный материал, составляют абразив, ускоряющий изнашивание канатов. Очищают, осматривают и смазывают канаты при неподвижной кабине. Во время этих работ кабины можно перемещать только по указанию лица, выполняющего эти операции. Своевременный уход за канатами и их замена позволяют лифту работать без аварий.

114. Какой свивки бывают, канаты?

Конструкции канатов по роду свивки бывают крестовые и односторонние. Если проволоки в прядях и пряди в канате свиты в одну сторону (правую или левую), то канат односторонней свивки (рис. 12, а). Если проволоки в прядях свиты в одну сторону, а пряди в канатах — в другую, то канат крестовой свивки (см. рис. 12, б). Если пряди в канате свиты в правую сторону, канат считают правой крестовой свивкн, если в левую — левой крестовой свивки. На рис. 12, в показан канат с проволоками разного диаметра типа ЛК-Р, а на рис. 12, г — канат с проволоками одного диаметра типа ЛК-О. Канаты типа ЛК-Р — более предпочтительны.

114. Какой свивки бывают, канаты?

Рис. 12. Типы свивок и сечения шестипрядных канатов

Индикатор лифтовой LS 740.04 KR8x8

Какой свивки бывают канаты как определить шаг свивки

Стальные канаты

Стальные канаты свивают из проволок диаметром 0,5—2 мм. По форме поперечного сечения канаты бывают круглые и плоские. На башенных кранах применяют круглые канаты.

Круглые канаты бывают одинарной и двойной свивки. При одинарной свивке канат свит непосредственно из проволок. Вокруг одной центральной проволоки навиты шесть таких же проволок. При двойной свивке проволоки вначале свивают в пряди, а из прядей свивают канат. Между прядями размещен сердечник, который может быть органический (волокнистый) или металлический, свитый из проволок более мягкой стали. На кранах обычно применяют канаты с органическим сердечником, пропитанным смазкой. Канат с органическим сердечником более долговечен, так как имеет меньшее трение между проволоками и прядями. Этому способствует смазка, постепенно выдавливаемая из сердечника.

Направление свивки проволок в прядях и прядей в канате бывает правое и левое. Определяется оно аналогично направлению резьбы. Правая свивка не обозначается, левая обозначается буквой Л. Если проволоки в пряди имеют, например, правую свивку и сами пряди в канате также имеют правую свивку, такую конструкцию называют односторонней свивкой и обозначают буквой О. Канаты односторонней свивки меньше изнашиваются и более гибки, но раскручиваются под нагрузкой. Меньший износ этих канатов объясняется тем, что проволоки в пряди касаются других проволок по линиям, что называется линейным касанием и обозначается ЛК.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
  • Такелажные работы при работе башенного крана
  • Канаты, полиспасты, грузовые крюки
  • Требования к эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений
  • Эксплуатация канатов
  • Способы крепления канатов
  • Пеньковые и другие канаты из органических материалов
  • Канаты и грузозахватные устройства

В канате крестовой свивки (не обозначается) направление свивки проволок в пряди противоположно направлению прядей в канате. Эти канаты меньше подвержены раскручиванию, но имеют большую жесткость. Касание проволок у этого каната происходит по отдельным точкам — точечное касание — ТК.

Хотя канат односторонней свивки имеет большие преимущества, однако его нельзя применять в тех случаях, когда поднимаемый груз подвешен на одной ветви каната. На башенных кранах, где грузозахватный орган подвешен на двух и более ветвях каната, удобнее использовать канаты односторонней свивки.

Существует конструкция каната, где применяется комбинированный способ свивки, когда часть проволок имеет линейное касание, а другая — точечное. Такие канаты обозначают ТЛК (точечно-линейное касание).

По способу свивки канаты бывают нераскручивающиеся — Я и раскручивающиеся — Р. Нераскручивающиеся канаты получаются за счет того, что при свивке проволок в пряди, а затем прядей в канат снимаются внутренние напряжения, возникающие в проволоке при свивке.

Рис. 1. Конструкция стальных канатов:
а — сечение каната одинарной свивки, б — то же, двойной свивки, в — канат односторонней свивки, г — крестовой свивки, д — измерение диаметра каната; 1 — проволоки, 2 — прядь, 3 — сердечник (органический); Л и Б — точки на одной пряди каната на расстоянии шага свивки

За счет этого канат становится устойчивым к раскручиванию, не нуждается в концевых перевязках при рубке, имеет меньшую жесткость. Такие канаты удобны в эксплуатации, так как они гораздо меньше крутятся под нагрузкой и имеют больший срок службы благодаря хорошей гибкости.

В стандартах на стальные канаты в заголовке указывается конструкция каната. Так, в ГОСТ 2688—69, по которому выбирается большинство канатов для башенных кранов, записано: «Канат двойной свивки типа Л К—Р конструкции 6 X 19 (1 + 6 + 6/6) + 1 о. с». Расшифровывается это так: канат с линейным касанием (ЛК) проволок между слоями и разными (Р) по диаметру проволоками в наружном слое каждой пряди; 6 прядей по 19 проволок в пряди, причем в центре каждой пряди размещена одна (1) проволока, вокруг которой во втором слое расположены еще 6 проволок, а в наружном слое 6 проволок одного диаметра и 6 другого (6/6). В центре каната один органический сердечник (1 о. с). На рис. 127, б показан разрез такого каната.

Обозначение ТК означает точечное касание проволок между слоями; Л К—О — с линейным касанием проволок между слоями и одинаковым диаметром проволок по слоям пряди; Л К—3 — с линейным касанием проволоки между слоями и с проволоками заполнения; Л К—РО — с линейным касанием проволок между слоями и имеющие в пряди слои с проволоками одинакового диаметра и слои с проволоками разных диаметров.

1) Значения коэффициента запаса прочности канатов грузового и стрелового полиспастов установлены для определенной величины отношения диаметра барабана (или блока), огибаемого канатом, к диаметру каната.

Для легкого режима работы грузовой и стреловой лебедок башенного крана е= 16, для среднего — е = 18, для тяжелого — 20. Если не выдержать указанного соотношения, канат будет круче изгибаться и наступит его преждевременный износ.

2) Для всех механизмов башенного крана, работающего на монтаже сборных зданий,, принимается легкий режим работы. Если кран работает с мелкими штучными грузами, то для грузовой лебедки принимается средний режим работы, а для остальных механизмов -~ легкий. Режим работы крана в целом определяется по механизму подъема груза. По этому режиму рассчитывается металлоконструкция крана.

Стальные канаты в козловых и других подъемных кранах служат для подвески грузозахватных устройств и подъема груза. Они отличаются по числу прядей, диаметру проволок и количеству проволок в каждой пряди. По типу свивок различают канаты крестовой и односторонней свивки. Первые используются чаще, так как они не раскручиваются при свободном подвешивании груза.

Пряди в канатах применяют двух типов:
а) из проволок одинакового диаметра;
б) из проволок различного диаметра.

Канаты, изготовленные из прядей с проволоками различного диаметра (компаундные канаты), наиболее износоустойчивы.

Получение канатов и их навеска. Канаты получают со склада при наличии на них разрешающей визы лица, ответственного за эксплуатацию каната. Для замены каната, преждевременно вышедшего из строя, вместе с требованием представляют акт о необходимости такой замены (с указанием дефекта каната). Если на складе нет нужного каната и требуется навесить канат с другой характеристикой, для последнего должны быть проведены все соответствующие расчеты. Коэффициент запаса прочности предполагаемого к навеске каната должен быть не ниже, чем это указано в паспорте крана.

При получении каната необходимо при помощи штангенциркуля проверить его диаметр по двум противоположным прядям. Навешивать канат следует аккуратно и обязательно с барабана, установленного на козлах, чтобы не повредить его. Навеска может быть поручена только опытным рабочим. При этом обязательно присутствие лица, ответственного за эксплуатацию крана.

Уход и надзор за канатами. При приемке смены необходимо:
а) осмотреть канат и убедиться, нет ли петель или узлов, выпучивания прядей или перекруток, признаков поверхностного износа или порванных прядей и проволок;
б) проверить правильность укладки каната в канавках барабана и ручьях блоков;
в) проверить надежность крепления каната к барабану, состояние заплетки свободного конца каната к коушу и надежность крепления каната у коуша зажимами (хомутами);
г) простукивая канат молотком, убедиться в отсутствии обрыва проволок у зажимов (рис. 87), которые должны быть установлены так, чтобы скоба накладывалась на короткий конец петли каната;
д) проверить чистоту каната и его смазку.

При подъеме груза нужно следить за тем, чтобы ветви каната находились в вертикальном (отвесном) положении; запрещается поднимать груз при косом натяжении каната. Канат должен последовательно укладываться в канавках барабана в один ряд. При опускании груза или крюка ветви каната не должны ослабляться (во избежание схода каната с блоков, что вызывает его порчу). Нельзя резко изменять скорость подъема или опускания подвешенного груза.

Рис. 2. Стальной канат, свитый из проволоки одинакового диаметра.

Рис. 3. Стальной канат, свитый из проволоки разного диаметра (компаунд).

Рис. 4. Измерение диаметра стального каната.

Рис. 5. Зажимы каната и их установка.

В случае спадания каната с блока, его защемления или перекрутки (образования узла) груз необходимо опустить и прекратить работу до устранения неисправностей. При обнаружении быстрого износа каната (обрыв пряди и др.) следует немедленно прекратить работу.

Канаты кранов, работающие при нормальных температурных условиях, нужно смазывать не реже одного раза в 10 дней. Запрещается работать с несмазанными канатами. Каждый вновь навешенный канат необходимо подвергать динамическому испытанию повторным подъемом и опусканием груза массой, на 10% более предельно допустимой. Результаты испытаний заносят в журнал учета, осмотров и ремонта кранов.

Периодические осмотры канатов должны проводиться слесарем, крановщиком и другими ответственными лицами при осмотрах кранов, но не реже одного раза в 7—10 дней. При обрывах проволок или других признаках износа, недостаточных для браковки канатов, последние подлежат осмотру раз в 2—3 дня. Результаты периодических осмотров заносят в журнал учета, осмотров и ремонта грузоподъемных кранов.

При периодических осмотрах проверяют состояние каната, крепление его концов, выявляют дефекты, возникшие в строении прядей, определяют изменение диаметра каната и подсчитывают количество оборванных проволок, приходящихся на шаг свивки каната.

Канат подлежит обязательному осмотру независимо от конструкции и назначения крана, на котором он навешен, при аварии с подъемной лебедкой, траверсой и грузозахватными приспособлениями, а также при повреждении каната или обнаружении быстрого износа его. В таких случаях результаты осмотров, помимо занесения в журнал, необходимо оформить актом.

Браковку крановых канатов следует проводить в соответствии с «Нормами браковки изношенных стальных канатов».

Рис. 6. Определение шага свивки каната.

Нормы браковки изношенных стальных канатов. В процессе эксплуатации троса он изнашивается и отдельные проволоки начинают обрываться. При определенной степени износа тросы и тросовый инвентарь должны выбраковываться.

Износ троса определяют по его внешнему виду, наличию обрывов отдельных проволок и по величине коррозии.

Если количество обрывов проволок меньше, чем указано в таблице, то канат не выбраковывают, но оборванные (торчащие) концы проволок обламывают до основания, чтобы избежать на-кола рук.

Стальные канаты (тросы), находящиеся в работе, бракуют по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки.

Шаг свивки каната определяют следующим образом. На поверхности какой-либо пряди наносят метку (точка п), от которой вдоль центральной оси каната отсчитывают столько прядей, сколько их имеется в сечении каната (например, 6 в шестипрядном канате), и на следующей после отсчета пряди (в данном случае на седьмой) наносят вторую метку (точка т). Расстояние между точками пат принимают за шаг свивки каната. У многопрядных тросов, например у каната 18X19=342 с одним органическим сердечником (6 прядей во внутреннем слое и 12 в наружном), пряди отсчитывают, исходя из их числа в наружном слое.

Канаты, изготовленные из проволок различного диаметра, например конструкции 6X19=114 с одним органическим сердечником, бракуют согласно данным, приведенным в первой графе таблицы 10. При этом число обрывов, как норму браковки, принимают условно. Для подсчета обрыв тонкой проволоки принимают за 1, а обрыв толстой проволоки за 1,7. Например, если на длине одного шага свивки каната при первоначальном коэффициенте запаса прочности до 6 имеется шесть обрывов тонких проволок и пять обрывов толстых проволок, то условное число обрывов составляет 6X1+5X1,7 = = 14,5, т. е. более 12, и, следовательно, канат нужно забраковать.

Число проволок в наружных слоях прядей берут из соответствующего ГОСТ а, где в заголовке указано число проволок в каждом слое пряди, или подсчитывают непосредственно на канате.

Износ или коррозию проволок по диаметру определяют при помощи микрометра или другого инструмента, обеспечивающего достаточную точность. Для этого отгибают конец проволоки в месте обрыва на участке наибольшего износа и затем замеряют оставшуюся толщину проволоки. В случае допустимого поверхностного износа проволок (без их обрыва) канат можно считать годным для эксплуатации при условии тщательного наблюдения за его состоянием во время периодических осмотров с записью результатов в журнал осмотров.

Если груз подвешен на двух канатах, то каждый канат бракуют в отдельности, причем допускается замена одного более изношенного каната. При обнаружении в канате оборванной пряди, работа с этим канатом запрещается. С целью уменьшения износа и коррозии тросов их надо периодически смазывать. Тросы и тросовый инвентарь должны осматриваться через каждые 10 дней. Эксплуатация тросов, выбракованных или подлежащих выбраковке, категорически запрещается.

Приемка и порядок хранения канатов. Каждый канат, поступающий на склад, должен иметь акт-сертификат завода, изготовившего его. Если такого акта нет, образец каната должен быть подвергнут лабораторному испытанию, по результатам которого составляют бюллетень.

При приемке каната необходимо проверить состояние упаковки, в случае ее повреждения проверить канат. При повреждении каната должен быть составлен акт с указанием всех обнаруженных дефектов. Вопрос об использовании такого каната разрешается в зависимости от характера повреждений.

Запрещается сбрасывать барабаны с канатами с железнодорожных платформ, автомашин и других транспортных средств, так как при этом может быть сломан барабан, а также не исключается возможность схода каната с сердечника барабана и запутывания его. Такой канат трудно привести в порядок, не повредив его.

При долгом хранении канатов на складе необходимо периодически не менее одного раза в полгода вскрывать упаковку, просматривать канаты и возобновлять смазку, предварительно смыв керосином старую.

Порядок расследования аварий и несчастных случаев.

При авариях с грузоподъемными машинами, подлежащими регистрации в органах надзора, и несчастных случаях, происшедших во время их эксплуатации (за исключением аварий и случаев травматизма, связанных с монтажом, демонтажем или ремонтом грузоподъемной машины), администрация предприятия обязана немедленно уведомить начальника управления округа Госгортехнадзора, инспектора и вышестоящую организацию:
а) при разрушении или изломе (изгибе) металлоконструкции грузоподъемной машины, вызвавших необходимость капитального ремонта металлоконструкций или замену отдельных секций, а также при падении грузоподъемной машины, вызвавшем указанные повреждения;
б) при единичном несчастном случае со смертельным или тяжелым исходом, а также групповом (с числом пострадавших три и более человек) независимо от степени тяжести.

Уведомление о несчастном случае посылают также в профсоюзные организации согласно действующему Положению о расследовании и учете несчастных случаев, связанных с производством. При получении уведомления об аварии или несчастном случае из числа перечисленных в настоящей инструкции, управлением округа Госгортехнадзора проводится расследование в установленном порядке.

Администрация обязана обеспечить до прибытия инспектора сохранность обстановки аварии (несчастного случая), если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей и не нарушает порядка работы предприятия.

Стальные канаты изготавливают свивкой отдельных стальных проволок в пряди, а затем прядей вокруг центрального сердечника.

На буровых установках обычно используют стальные канаты из оцинкованной канатной проволоки типа ТК с точечным касанием отдельных проволок между слоями прядей, свитые из шести прядей. Пряди свивают вокруг одного центрального пенькового сердечника, который пропитан густым смазочным материалом, смазывающим в процессе работы проволоки каната. Одновременно пеньковый сердечник придает гибкость канату и более равномерно передает нагрузки на пряди. В прядях может быть 19 или 37 проволок. Чем больше число проволок в прядях и чем меньше их диаметр, тем выше гибкость каната. В буровых установках на воду применяют канаты диаметром 13, 15,5, 17,5, 19,5, 21,5, 24 и 26 мм.

Рис. 7. Стальные канаты:
а — с односторонней левой свивкой; б — с крестовой левой свивкой; в — с односторонней правой свивкой; г — с крестовой правой свинкой; 1 — проволоки; 2 — пряди; 3 – органический сердечник.

По типу свивки различают канаты односторонней и крестовой свивки. В канатах односторонней свивки проволоки в прядях и сами пряди в канате свиты в одном направлении. В канатах крестовой свивки направление проволок в прядях противоположно направлению прядей. При этом направление свивки канатов может быть правым, когда линия свивки прядей направлена вправо, и левым, когда она направлена влево.

Канаты односторонней свивки раскручиваются под нагрузкой, а после снятия ее скручиваются. Поэтому ими пользуются как инструментальными. Направление свивки каната должно быть левым, тогда буровой снаряд после удара долота о забой будет поворачиваться вправо. предотвращая самопроизвольное развинчивание инструмента.

Канаты крестовой свивки под нагрузкой почти не раскручиваются, их используют в качестве талевых и желоночных.

Для нормальной эксплуатации и увеличения срока службы проволочные стальные канаты нужно смазывать не реже 2…4 раз в неделю мазутом или машинным маслом так, чтобы смазка протекала через всю толщину каната и хорошо пропитывала пеньковый сердечник.

При работе следует избегать резких нагрузок на канат, а также перегибов его, так как это может привести к обрыву отдельных проволок и прядей. Пригодность каната для дальнейшего использования определяется степенью его износа и обрывом отдельных проволок в прядях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *