За что отвечает датчик положения дроссельной заслонки
Перейти к содержимому

За что отвечает датчик положения дроссельной заслонки

  • автор:

Много бензина, мало тяги и нет холостых: что такое ДПДЗ и как он ломается

Датчик положения дроссельной заслонки – не самый сложный датчик автомобиля. И ломается он, в общем-то, редко. Но если он выходит из строя, поиск неисправности может затянуться: датчик этот хоть и не сложный, но очень нужный.

Есть контакт, нет контакта ​

Задача датчика положения дроссельной заслонки (или ДПДЗ) простая: передать в электронный блок управления двигателем (ЭБУ)  данные о том, на какой угол (проще говоря, насколько сильно) открыта дроссельная заслонка. Каждый раз, когда водитель нажимает или отпускает педаль газа, заслонка меняет угол открытия, а значит, мотору нужно изменить количество подаваемого топлива (чтобы сохранить качество топливо-воздушной смеси, близкое к стехиометрической 14,7:1) и немного подкорректировать угол опережения зажигания. Проблемы со смесью и с углом опережения зажигания возникнут при любой проблеме с ДПДЗ: если сигнала от него не будет вовсе или если он будет неверным.

Так как датчику требуется подавать лишь одно значение, то электрическая часть у него примитивная: есть только одно выходное значение напряжения, которое изменяется в пределах приблизительно от 0,4 до 5 вольт в зависимости от угла поворота заслонки, и постоянное питающее напряжение от бортовой сети автомобиля для обеспечения работы датчика. Эта часть у всех ДПДЗ одинаковая.

А вот механическая часть может быть разной. Чаще выходит из строя контактный (или плёночно-резистивный) датчик. Причём основной источник проблемы – сам контакт. В датчике такого типа есть ползунок, который ходит по резистивным дорожкам (если проще, то по длинным дорожкам с большим сопротивлением). Работает эта штука по принципу переменного резистора: при перемещении ползунка меняется сопротивление, а значит, и выходное напряжение, которое является сигналом для ЭБУ. Простота – это, конечно, хорошо, но в случае с плёночно-резистивным датчиком именно эта простота часто и становится причиной его поломки. Точнее, износа механической части – самого датчика или дорожки. От постоянного движения они постепенно стачиваются, и в один не очень прекрасный момент контакт между ними или пропадает, или становится нестабильным. В первом случае сигнала на ЭБУ нет, во втором он есть, но неверный. Как правило, скачкообразный.

Плохо и первое, и второе, потому что для правильной работы ЭБУ требуется постоянно точное значение угла открытия заслонки. Например, открыта она на 12% – так и видит ЭБУ, а если водитель нажимает на газ и открывает заслонку, например, на 82%, то ЭБУ должен видеть весь процесс с плавным изменением напряжения сигнала ДПДЗ от соответствующего открытию в начале движения педали газа до соответствующего его окончанию. А в итоге он может увидеть, что сначала заслонка была открыта на те самые 12%, а потом резко – на 82. И в этом случае никакого разгона и тем более «подхвата» при нажатии на педаль газа не случится: нет изменения положения ДПДЗ – нет и топлива. Машина может дёргаться (если вдруг на каком-то участке резистивной дорожки вдруг появится контакт с ползунком), но нормально ехать не будет. В целом, описанное выше – это наиболее частая неприятность с ДПДЗ. Но, к сожалению, не единственная.

Реже в ДПДЗ такого типа может износиться сам привод ползунка. Почти экзотика, но бывает.

Второй тип датчиков положения заслонки – бесконтактный или магниторезистивный. Тут механического контакта нет, и внутри датчика ломаться нечему – там нет механики.

Вместе с тем у датчиков обоих типов есть общее слабое место – их проводка. Тут неисправности классические: либо обрыв, либо короткое замыкание. И разницы в способах проверки датчиков нет, но об этом чуть ниже. А пока поговорим о пользе сканера.

Ты не разберёшь, пока не повернёшь…

Чем плоха поломка ДПДЗ, так это списком сопутствующих проблем. Если износ ступичного подшипника, стойки стабилизатора и ещё кучи других деталей можно определить сразу, то с датчиком заслонки придётся повозиться. А что ещё делать, если есть десятки разных симптомов неисправности?

Наиболее очевидный признак неисправности ДПДЗ – это нестабильный холостой ход. Правда, он может быть настолько нестабильным, что мысль о датчике заслонки может прийти последней. Холостые могут просто плавать, а могут плавать настолько сильно, что мотор будет сам по себе глохнуть. Однако всё то же самое может быть и по огромному количеству других причин, начиная от «глюков» датчика положения коленвала до подсоса воздуха на впуске. Более того, остальные симптомы ясности тоже не добавят. А их множество: снижение мощности, рост расхода топлива, снижение динамики, провалы и рывки при разгоне и просто нестабильная (по ощущениям – «неправильная») работа двигателя. Никаких определённых выводов по этим признакам сделать невозможно, зато можно заменить половину машины, потратить много денег и остаться с той же неисправностью. Поэтому повторю ещё раз: лучше всего начинать ремонт с диагностики. Тем более что неисправности ДПДЗ очень легко найти сканером.

Начать можно с поиска ошибок. В случае с ДПДЗ коды могут быть разными. Например, P0120, Р2135, P0122, P0123 , P0220, P0222 или P0223. Если какой-то из кодов в ошибках есть, желательно провести тест заслонки с контролем показаний датчика в онлайн-режиме. При изменении угла поворота заслонки должно быть заметно плавное изменение напряжение с сигнального контакта датчика и открытие заслонки в процентах. Если есть скачки, датчик придётся заменить.

К сожалению, сканер есть дома не у каждого, поэтому посмотрим, как другим способом можно проверить этот вредный ДПДЗ. Для этого другого способа понадобится простейший вольтметр (то есть любой мультиметр). Проверка пройдёт в три этапа.

На первом этапе нужно проверить, подаётся ли на ДПДЗ напряжение. Для этого снимаем разъём датчика и измеряем на нём напряжение. Удаётся найти подходящие 12-13 вольт – всё хорошо. Нет – надо искать, куда это напряжение делось. Возможно, в проводке датчика есть обрыв или короткое замыкание.

Если с напряжением всё в порядке, переходим ко второму этапу: смотрим крайние значения сигнала датчика. Для этого сначала ищем сигнальный контакт с датчика: подсоединяем минусовую клемму вольтметра к массе, плюсом ищем напряжение в 0,5-5 В на пине разъёма. Как только нужный пин найден (а это сделать несложно, там есть только разъёмы питания и сигнала), поворачиваем заслонку в крайние положения и следим за напряжением. При полностью закрытой заслонке напряжение должно быть около 0,4-0,6 В, при полностью открытой – больше 4 В. Смысл этой операции заключается в том, что очень часто в контактных датчиках резистивные дорожки изнашиваются в самом крайнем положении, соответствующем полностью закрытой заслонке – ползунок там находится в момент холостого хода, оттуда он каждый раз начинает своё движение при нажатии на педаль газа. Если в крайних положениях заслонки напряжение не выходит за границы нормы, переходим к третьему этапу.

На нём нам важно узнать, нет ли скачков данных с датчика. Хорошо, если есть сканер: там скачки можно увидеть даже не столько по цифрам, сколько по графику (если сканер имеет возможность увидеть эту информацию в режиме теста и вывести её в графическом виде). А вот с мультиметром придётся быть аккуратным и внимательным. Теоретически, конечно, ничего сложного нет: надо плавно поворачивать дроссельную заслонку и одновременно следить за напряжением, которое показывает вольтметр. Цифры должны меняться плавно, соответствуя повороту заслонки. Если есть скачки, то ползунок или дорожка имеют дефекты, а датчик работать нормально уже не может.

Что делать?

Датчик положения дроссельной заслонки – деталь надёжная и из строя выходит редко. Какого-то способа продлить ему жизнь не существует: механического износа контактного ДПДЗ избежать невозможно. Пытаться ремонтировать этот датчик – занятие неблагодарное. Проще купить новый, что обычно и делают.

При этом надо помнить, что ездить с неисправным датчиком обычно хоть и можно, но сложно. Кроме того, неисправность ДПДЗ может привести к более серьёзным поломкам. Например, из-за неправильно выставленного блоком управления двигателя угла опережения зажигания или бедной смеси двигатель не только будет плохо тянуть, но может и перегреться. Появившиеся рывки при разгоне не понравятся трансмиссии, особенно автоматической коробке (любого типа). Ну а пойти на обгон и вдруг потерять тягу – это попросту опасно. Так что при появлении любых признаков неисправности ДПДЗ лучше не откладывать диагностику и ремонт в долгий ящик: отложенный на неопределённый срок ремонт обычно получается дороже своевременного.

Датчик положения дроссельной заслонки

Дроссельные заслонки увеличенного внутреннего диаметра

Особенность любых бензиновых двигателей в том, что для эффективной регулировки мощности мотора необходимо одновременно изменять количество воздуха и топлива, которые поступают в камеры сгорания. Количество воздуха, которое поступает в цилиндры, зависит от положения дроссельной заслонки. Чем сильней открыта заслонка, тем больше воздуха наполнит цилиндры. В инжекторных двигателях (включая моновпрыск) для расчета количества топлива, которое необходимо подавать на каждом такте, используют показания датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ).

Расположение ДПДЗ на двигателе

Устройство и принцип работы датчика положения дроссельной заслонки

Основа датчика – пленочный переменный резистор, который связан с валом дроссельной заслонки. Принцип работы датчика – элементарный делитель напряжения из двух резисторов. При подключении двух последовательно соединенных резисторов, напряжение в месте их соединения пропорционально соотношению их сопротивлений. В зависимости от положения дроссельной заслонки ДПДЗ выдает напряжение от 0 до напряжения питания. Ноль соответствует холостым оборотам, напряжение питания – полностью открытой дроссельной заслонке.

Устройство датчика положения дроссельной заслонки

Неисправности ДПДЗ

Все неисправности датчика напрямую связаны с его конструкцией и присущи большинству переменных резисторов:

  • износ пленочного сопротивления или подвижного контакта;
  • окисление контактов штекера;
  • слабо затянутые крепления.

Во время перемещения подвижного контакта по пленочному сопротивлению возникает трение, которое постепенно изнашивает поверхность резистивного слоя. Также это вызывает износ подвижного контакта. В большинстве случаев износ неравномерен и зависит от манеры езды. Когда износ достигает критического уровня, появляются участки, где подвижный контакт не достает до резистивного слоя. При прохождении через этот участок, на сигнальном выводе ДПДЗ исчезает напряжение.

В результате нарушается работа всей системы управления подачей топлива. На старых инжекторных автомобилях это приводило к снижению подачи топлива и работе двигателя в условиях детонации, что в десятки раз сокращало его ресурс. Контроллер современных инжекторных двигателей не допускает работу в таком режиме, поэтому включает индикатор неисправности, блокирует работу мотора и выдает код ошибки, который соответствует этой проблеме.

Диагностика ДПДЗ

Окисление контактов штекера происходит при высокой влажности в подкапотном пространстве. Например, при утечке охлаждающей жидкости или после мойки двигателя. В результате контакты окисляются и сопротивление возрастает. Нередко окислы полностью разрывают электрический контакт.

Если при установке ДПДЗ его плохо закрепили, то возникает люфт, который влияет на показания датчика. Помимо этого люфт влияет на состояние подвижного контакта. О том, как проверить состояние дроссельной заслонки читайте в статье Диагностика инжектора.

Как выбрать ДПДЗ для замены

Неисправный датчик необходимо заменить. Чтобы выбрать соответствующий, необходимо определить его артикул в соответствие с каталогом оригинальных запасных частей, маркой, моделью и годом выпуска автомобиля, а также типом двигателя. Если вы выбираете датчик для российских автомобилей, отдавайте предпочтение ДПДЗ производства «АвтоВАЗ» и обязательно проверяйте наличие фирменного голографического логотипа на упаковке.

ДПДЗ фирмы Bosch

Не покупайте ДПДЗ в придорожных автомагазинах, которые расположены далеко от вашего дома. В случае проблем с датчиком вы не сможете вернуть его. Приобретая датчик для иномарки, отдавайте предпочтение оригинальным запчастям. Если приходится выбирать из неоригинальных, приобретайте продукцию известных производителей автомобилей, а не комплектующих.

Видео — Регулировка датчика положения дроссельной заслонки

Замена ДПДЗ

Демонтаж датчика положения дроссельной заслонки

Чтобы заменить датчик, вытащите штекер из разъема, открутите болты (гайки) крепления и снимите ДПДЗ. Если ДПДЗ совмещен с датчиком холостого хода, разъедините их. При невозможности разъединить, замените одним блоком. Совместите вал датчика с валом дроссельной заслонки, поставьте ДПДЗ на место и закрепите болтами или гайками. Вставьте штекер в разъем.

  • 3984 просмотра

Принцип работы датчика ДПДЗ, его неисправности и замена

Дроссельная заслонка – один из важнейших элементов топливной системы. Её правильное положение обеспечивает оптимальное качество топливной смеси, поступающей в цилиндр. Если она функционирует неправильно, работа двигателя нарушается – он не заводится, теряет тягу, а то и вовсе глохнет.

Датчики положения дроссельной заслонки автомобиля

За что отвечает датчик положения дроссельной заслонки?

Единственное, за что отвечает датчик дроссельной заслонки, это измерение её положения в любой момент. Эти данные нужны для автоматической её коррекции. Во время езды режим работы двигателя постоянно меняется, состав и количество смеси нужно постоянно регулировать, для чего и нужен этот датчик.

Как только вы нажимаете на газ, контролер по датчику определяет положение дроссельной заслонки, и при необходимости меняет её положение, чтобы изменить количество воздуха, попадающего в цилиндры. Так происходит постоянно, и водителю не нужно самостоятельно управлять этим процессом.

Что такое ДПДЗ?

Это простое электрическое устройство, которое меняет сопротивление в зависимости от угла поворота заслонки. В простейшем варианте это обычный потенциометр. Его сопротивление влияет на поведение управляющего устройства, которое может изменить положение заслонки в нужный момент. Сейчас разработаны разные конструкции этого важного устройства, но цель у них одна – измерять положение заслонки в любой момент.

Где находится устройство?

Любой опытный автолюбитель знает, где находится дроссельная заслонка – между воздушным фильтром и впускным коллектором. Её периодически надо чистить, и можно легко заметить на её оси небольшое устройство – это и есть датчик. Он расположен на оси, потому что измеряет угол поворота, и это очень простое решение. Само устройство довольно маленькое и простое.

Конструкция и принцип работы ДПДЗ

Сейчас распространены два типа датчиков:

1.Резистивные, или потенциометрические.

Устройство датчика положения дроссельной заслонки первого типа очень простое. По сути, это обычный потенциометр, или переменный резистор, имеющий три контакта. Один подключается к массе, другой к плюсу источника питания 5 Вольт, а с третьего снимаются показания напряжения. Оно меняется при повороте оси – ползунок потенциометра перемещается по резистивному неподвижному контакту. Когда заслонка закрыта полностью, сопротивление потенциометра максимально, и на его контактах снимается напряжение около 0.5 – 0.7 В.

Когда она полностью открыта, сопротивление минимально, и снимается напряжение около 4 В. Так можно всегда узнать положение заслонки в зависимости от напряжения, выдаваемого датчиком.

По похожему принципу работают и магниторезистивные конструкции, но в них нет скользящих контактов, поэтому такая конструкция более долговечна, но и более дорогая. Здесь используется чувствительный к магнитному полю элемент и магнит. При повороте оси магнит смещается, и электроника датчика также реагирует на это изменение, изменяя выходное напряжение.

Сейчас более распространённым вариантом служит первый, как очень простой. Но использование скользящих контактов отражается на надёжности и долговечности – в среднем такое устройство может отъездить 50 тысяч километров. Поэтому сейчас всё чаще используют магниторезистивный вариант, не использующий контактов – он может продержаться более 100 тысяч километров.

Причины поломки датчика

Рано или поздно, появляются признаки поломки датчика положения дроссельной заслонки. Двигатель перестаёт запускаться, глохнет, ведёт себя нестабильно, заливает свечи – проявления бывают разными. Причинами неправильной работы этого элемента становятся:

Стирание контакта, точнее – его токопроводящего напыления. Из-за этого датчик перестаёт работать совсем или даёт неверные показания.

Износ подвижной части. Из-за постоянного трения подвижный контакт истирается, и постепенно перестаёт контактировать с неподвижным.

Контакты могут окисляться или загрязняться. Это приводит сначала к нестабильному их соединению, а потом оно и вовсе теряется.

Выход чаще всего один – замена детали полностью. Но менять лучше сразу на бесконтактную версию – она прослужит дольше.

Алгоритм самостоятельного тестирования

ДПДЗ Если есть симптомы неисправности этого узла, можно в этом убедиться, так как проверить датчик положения дроссельной заслонки очень просто. Ведь это простейшее устройство, которое выдаёт разное напряжение на выходе в зависимости от поворота оси. Поэтому потребуется мультиметр в режиме измерения напряжения.

1.Подключить прибор к контактам датчика и убедиться, что на него вообще подаётся ток – должно быть примерно 5 Вольт. Если его нет, причина не здесь. Это надо делать при заведённом двигателе.

2.Подсоединить прибор к выходному разъёму и к оси – так можно измерить выходное напряжение. При вращении оси напряжение должно меняться от 0.7 до 4 Вольт. Если оно не меняется, это неисправность датчика.

3.Как вариант предыдущего шага – измерение сопротивления датчика. Двигатель надо заглушить, а мультиметр переключить в режим измерения сопротивления. Измеряя его между массой и сигнальным контактом, можно получить разные значения – при закрытой заслонке оно составит около 1 кОм, а при открытой около 2.3 кОм. При повороте заслонки оно должно меняться в этих пределах.

4.Разобрать ДПДЗ и осмотреть токопроводящую дорожку. Если дорожки стёрты, то придётся заменить.

5.Осмотреть все контакты и соединения. Если на них есть загрязнения, надо их очистить. Если есть слабая пайка, пропаять заново.

Если такая проверка датчика не дала результатов, и признаки неисправности всё равно остаются, то придётся его менять. Вообще, проверить ДПДЗ на работоспособность очень легко, а вот починить бывает возможно не всегда. Это возможно, если контакты просто загрязнились или окислились, и невозможно, если они износились, особенно токопроводящая дорожка. Тогда придется этот узел просто заменить – это сделать тоже просто.

Замена ДПДЗ

Последствия отказа датчика положения дроссельной заслонки очень серьёзны – автомобиль практически перестаёт работать. Отремонтировать его не всегда возможно, да и рассматривать этот вариант стоит, как самый крайний, когда нет возможности купить новую деталь. В других случаях нужно произвести замену, тем более, это не сложно. Рассмотрим этот процесс по шагам:

1.Перед работой посмотреть, чтобы зажигание было выключено, тогда на ДПДЗ не подаётся питание.

2.Отключить от ДПДЗ разъёмы и открутить крепящие его винты – их обычно всего пара штук.

3.Установить новый датчик так, чтобы ось заслонки точно встала в посадочное гнездо.

4.Повернуть ДПДЗ вокруг оси, чтобы совместить крепёжные отверстия и вкрутить винты.

На этом замена завершена, но работа не закончена. В некоторых автомобилях нужно произвести регулировку, но не во всех. В моделях ВАЗ, например, этого не требуется.

Также требуется удалить из памяти компьютера ошибку ДПДЗ. Делается это просто – на ночь снять клеммы аккумулятора, и данные обнулятся. Если ошибка остаётся, то со временем она должна исчезнуть самостоятельно. Если этого не происходит, придётся обращаться в сервис, чтобы её убрали.

Иногда требуется регулировка путём обучения компьютера, ведь данные нового ДПДЗ могут отличаться от старых. Нужно полностью закрыть дроссельную заслонку. Затем надо отключить аккумулятор примерно на 15 минут, затем подсоединить его и включить зажигание на несколько секунд, но двигатель не заводить. Подождать ещё 15 секунд – компьютер запомнит характеристики датчика при полностью закрытой заслонке.

Признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки

Датчик положения дроссельной заслонки – это важная деталь в каждом автомобиле. Неисправность ДПДЗ может привести к серьезным проблемам в работе двигателя и повышенному расходу топлива. В этой статье мы рассмотрим наиболее распространенные симптомы неисправности датчика положения дроссельной заслонки.

Принцип работы датчика положения дроссельной заслонки

Датчик положения дроссельной заслонки состоит из двух резисторов и контактов, которые соединяются при повороте дроссельной заслонки. Когда заслонка поворачивается, резисторы изменяют свое сопротивление, что преобразуется в электрический сигнал и передается на ЭБУ. Электронный блок управления обрабатывает полученную информацию, после чего регулирует подачу топлива и воздуха в двигатель.

Главные симптомы неисправности датчика положения дроссельной заслонки

Существует несколько характерных признаков неисправности ДПДЗ, среди которых:

  • повышение расхода топлива;
  • рывки автомобиля во время ускорения;
  • снижение мощности силового агрегата;
  • нестабильная работа двигателя;
  • посторонние звуки во время работы мотора;
  • двигатель начинает троить на холостом ходу.

При поломке ДПДЗ на ЭБУ передается некорректная информация, что может привести к неправильной регулировке подачи топлива и воздуха в двигателе, вследствие чего значительно увеличивается расход топлива. Кроме этого, могут возникнуть рывки или пропуски при ускорении, снижение мощности силового агрегата.

Если датчик положения дроссельной заслонки неисправен, ЭБУ может неправильно определять положение дросселя, что приводит к неустойчивой работе двигателя. В таком случае, двигатель может работать с перебоями, трудно запускаться или не запускаться вовсе.

При поломке ДПДЗ водитель может услышать странный шум, щелчки или посторонние звуки, которые до этого не были слышны. Двигатель начинает троить или дребезжит во время холостого хода.

Следует помнить, что если датчик положения дроссельной заслонки неисправен, то автомобиль не пройдет технический осмотр. Данная деталь является обязательным элементом для прохождения ТО.

Быстро подобрать масла и запчасти для ТО можно кликнув по этой ссылке:

Заключение

Если вы заметили хотя бы один из перечисленных признаков, то вам необходимо принять меры по обслуживанию или замене данной запчасти. Важно помнить, что замена датчика должна производиться только квалифицированными специалистами. Если вы не знаете, как поменять датчик дроссельной заслонки, лучше обратиться в автосервис, так как неправильно установленная деталь может привести к серьезным проблемам с двигателем.

В случае необходимости замены ДПДЗ вы можете обратиться в интернет-магазин drossel.ua, где представлен широкий ассортимент автозапчастей различных производителей. Здесь вы сможете купить именно тот датчик, который подходит для вашего автомобиля. Доставка товаров осуществляется во все регионы Украины. Не забывайте оставлять свои отзывы на нашем сайте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *