Как сделать опахало для султана
Перейти к содержимому

Как сделать опахало для султана

  • автор:

Как сделать красивый веер своими руками

Веер своими руками

Веер был известен на востоке еще с древних времен. Первые упоминания о нем появились в Китае, но он также был широко распространен в Японии и Индии. В Японии веер символизировал военную власть, в Индии опахалами обмахивали султанов. Позже этот аксессуар завезли в Европу, где он стал атрибутом аристократии. В настоящее время эта вещь стала доступна каждому, и можно легко сделать веер своими руками.

Бумажные веера

Существует несколько способов сделать веер из бумаги своими руками: от очень простых до очень сложных. Использовать такие аксессуары можно для украшения интерьера или как спасение в жаркий день.

Детский веерок

Такой аксессуар может самостоятельно изготовить ребенок. Для того чтобы его сделать понадобятся такие материалы:

Как сделать веер своими руками из ткани

  • несколько листов цветной бумаги;
  • клей;
  • кисточка (для нанесения клея);
  • ножницы;
  • степлер.

Сначала возьмите лист бумаги понравившегося цвета. Затем сложите его гармошкой. Один из краев скрепляем степлером. Теперь получившуюся поделку можно украсить, вырезав и приклеив несколько разноцветных цветочков.

Трехслойный вариант

Этот способ изготовления не сложнее предыдущего. Для работы понадобится:

  • 3 листа цветной бумаги разной ширины (например, первый лист 29 см в ширину, второй — 23 см, третий — 19 см);
  • ножницы;
  • клеящий карандаш;
  • дырокол;
  • ленточка.

Цвета для веера можно подобрать абсолютно любые. Главное, чтобы они гармонично сочетались. Порядок действий:

Веер своими руками мастер класс

  1. Берем самый маленький лист и дважды складываем его пополам. После этого делаем в нем отверстия с помощью дырокола.
  2. По краям листа среднего размера делаем бахрому.
  3. Складываем листы вместе так, чтобы самый широкий оказался внизу, и аккуратно склеиваем их, не приклеивая бахрому.
  4. Получившуюся заготовку нужно сложить гармошкой и связать по центру лентой.
  5. После этого складываем заготовку пополам и склеиваем края вместе, а бахрому немного сминаем.

Круглый на шпажках

Такой веерок может дополнить образ снежинки на утреннике или украсить другой детский костюм. А сделать красивый круглый веер очень просто. Для этого понадобится:

  • 3 листа А4;
  • ножницы;
  • клей или клеевой пистолет;
  • 2 плоские шпажки.

Лучше всего для изготовления веерка использовать плотную двухстороннюю цветную бумагу, а вместо шпажек можно взять палочки от мороженого. Этапы работы:

Как сделать веер из бумаги

  1. Складываем каждый лист бумаги гармошкой, делая изгибы шириной в 1 см.
  2. Теперь берем гармошку, складываем ее пополам и склеиваем края двух половинок. Должен получиться маленький веерок. Повторяем это действие с остальными заготовками.
  3. Аккуратно склеиваем заготовки вместе так, чтобы получился незамкнутый круг. Должны остаться два не склеенных края между заготовками.
  4. К свободным краям прикрепляем шпажки и склеиваем их между собой. В нижней части шпажек или палочек можно проделать отверстия для шнурка. С его помощью веерок можно будет закрепить на запястье для удобства.

Из газетных трубочек

Этот веер можно повесить на стену, и он станет оригинальным украшением для интерьера. А сделать его совсем несложно. Для изготовления требуется:

  • старые газеты или журналы;
  • спица;
  • клеевой пистолет;
  • нитки;
  • декоративные элементы (ленты, бусинки, цветы, кружева);
  • плотный картон;
  • ножницы или канцелярский нож;
  • карандаш;
  • линейка.

Читайте также: Мастерим из бумаги: поделки из бумажных полосок своими руками

Перед началом работы приготовьте все необходимые материалы. Для создания основы можно использовать картонную коробку. Порядок работы:

 как сделать веер вейл своими руками

  1. Сначала создаем основу. Для этого на картонке рисуем круг около 10 см диаметром и складываем лист пополам. После этого рисуем, где будут находиться отверстия в заготовке, и вырезаем. Получившийся круг разрезаем пополам на два полукруга.
  2. Теперь нужно скрутить трубочки. Потребуется 31 штука. Газету нарезаем на полосы и накручиваем на спицу. Края получившихся трубочек нужно подклеить.
  3. Равномерно раскладываем на одной из деталей основы трубочки и приклеиваем их. После этого скрепляем вместе две детали основы.
  4. Чтобы надежней закрепить конструкцию, оплетаем трубочки толстыми нитками.
  5. Теперь веер можно декорировать различными элементами по своему желанию: приклеить ленты, искусственные цветы или бусины.

Японская техника оригами

Техника оригами довольно проста, но требует аккуратности и терпения. Чтобы сделать японский веер своими руками в этой технике, понадобятся такие материалы:

  • 12 белых листов бумаги;
  • ножницы;
  • красная нить из шерсти;
  • канцелярский клей;
  • простой карандаш;
  • степлер.

Чтобы веер не выглядел скучным, можно найти и распечатать на листах орнамент в японском стиле. Лучше всего, если на каждом из 7 листов А4 разместить два одинаковых узора размером 10х29 см, а на еще одном распечатать 4 таких же узора размером 7х20 см. Порядок работы:

 как сделать японский веер своими руками

  1. Берем один из листов и складываем его пополам вдоль.
  2. Ножницами разрезаем лист по линии сгиба.
  3. Повторяем это действие с оставшимися шестью листами. В итоге должно получиться 14 основных деталей с узором.
  4. Теперь берем лист с четырьмя орнаментами и складываем его поперек.
  5. Разрезаем лист на две части по сгибу и повторяем это действие с каждой из получившихся деталей. Должно выйти 4 прямоугольных элемента с узором.
  6. После этого берем четыре белых листа и складываем каждый вдоль и поперек.
  7. С помощью полученных линий разрезаем бумагу на прямоугольники. Получаем 16 деталей размером 10х15 см.
  8. Берем один из белых прямоугольников и складываем поперек, после этого складываем его пополам еще два раза. Откладываем полученную деталь и повторяем то же самое с остальными прямоугольниками. В результате получается 16 стоечек.
  9. Теперь деталь с узором 7х20 см складываем вдвое рисунком внутрь.
  10. Разворачиваем деталь и загибаем одну из сторон к центральной линии. Повторяем процедуру с другой стороны.
  11. С левой стороны отгибаем край на один сантиметр назад. С правой стороны делаем так же.
  12. Переворачиваем элемент рисунком вниз и складываем гармошкой поочередно левую и правую части. Откладываем получившуюся гармошку и таким же образом делаем еще три.
  13. Берем красную нить из шерсти и нарезаем ее на отрезки по 10 см. Понадобится 16−20 таких отрезков.
  14. Делаем 6 отрезков по 30 см и перевязываем предыдущие отрезки посередине.
  15. Длинные нити заплетаем в косичку, а получившийся снизу помпон фиксируем с помощью кольца из бумаги.
  16. Теперь берем основной лист и степлером крепим снизу к нему стоечку. Боковой край основной детали склеиваем со следующей деталью, к которой тоже нужно прикрепить стоечку. Таким образом и продолжаем сборку веера.
  17. Снизу стоечек крепим 4 гармошки. Фиксируем низ веера бумажным колечком и привязываем сделанную ранее веревочку с помпоном.

Читайте также: Как сделать куклу марионетку своими руками

Опахала из ткани или перьев

Изготовленные из перьев опахала выглядят куда эффектнее, чем скромные бумажные веерки, а тканевые аксессуары смотрятся элегантнее. Для создания же таких вееров своими руками мастер-классы будут весьма полезны.

Из пластиковых вилок

Для изготовления веера используются самые разные материалы. Например, оригинальное опахало можно собрать из обычных пластиковых вилок. А чтобы это сделать, понадобятся такие инструменты и материалы:

  • 19 одноразовых вилок (можно взять больше, но обязательно нечетное число);
  • кружево шириной 1 метр;
  • перья;
  • атласные ленточки;
  • стразы;
  • ажурная лента;
  • гофрированный картон;
  • старый диск;
  • термопистолет;
  • картон белого цвета;
  • стакан;
  • простой карандаш;
  • ножницы.

Материалы для изделия нужно подобрать так, чтобы цвета гармонично сочетались. Этапы работы:

  1. На белом картоне обводим карандашом диск, проводим линию по центру получившегося круга и вырезаем два полукруга.
  2. Обводим горлышко стакана уже на гофрированном картоне и вырезаем круг, после чего разрезаем его пополам.
  3. К полукругу из белого картона приклеиваем маленький полукруг, аккуратно выровняв их по срезанным краям.
  4. Вставляем вилки в гофрированную бумагу и крепим их к большому полукругу с помощью клея. Вилки должны быть расположены так, чтобы они соприкасаться друг с другом верхней частью.
  5. Вторую заготовку из белого картона нужно приклеить сверху на полукруг из гофрированной бумаги.
  6. Берем атласную ленту и крепим к верхней части крайней вилочки. Далее, переплетаем ленточку между зубцами всех вилок и приклеиваем с другого края.
  7. На каждую из вилок сверху приклеиваем перо, а место крепления прикрываем ажурной ленточкой.
  8. На картонный полукруг снизу приклеиваем соответствующий кусочек бархата, а сверху цветочек, сделанный из лент.

Тканевый веерок

Опахало из ткани можно использовать как реквизит для выступлений или в качестве необычного аксессуара. Чтобы сделать веер своими руками из ткани, потребуются такие материалы:

Как сделать веер

  • 23 деревянные палочки с отверстиями внизу;
  • ножницы;
  • клеевой пистолет;
  • лист бумаги;
  • циркуль;
  • ножницы;
  • голубая бумага или тесьма;
  • синие и розовые нитки мулине;
  • синяя ткань;
  • игла.

Деревянные палочки для поделки можно взять от старого веера, а ткань подойдет не слишком плотная.

Если нет старых палочек, то их можно вырезать из фанеры.

Размер детали — 40х1 см. Детали нужно сложить стопкой и на расстоянии 1 см от края проделать отверстие для нити. Порядок изготовления:

  1. Берем деревянные палочки, складываем их стопкой и продеваем в отверстие розовую нить. После этого несколько раз обматываем их снизу нитью по кругу, чтобы они лучше держались.
  2. Разворачиваем палочки веером так, чтобы они были на одинаковом расстоянии друг от друга и прикладываем к бумаге. Обводим их карандашом.
  3. В получившемся полукруге рисуем маленький полукруг радиусом 10 см и вырезаем.
  4. С помощью шаблона вырезаем деталь из ткани.
  5. Прикладываем ткань к развернутым палочкам и приклеиваем ее край к самой нижней полоске в веере. После этого тканевую деталь нужно приклеить к остальным палочкам снизу, а к последней полоске — полностью.
  6. Сверху палочки к ткани нужно пришить синей ниткой. На края ткани можно пришить голубую тесьму, чтобы скрыть неровные срезы.
  7. После того как клей подсохнет, веер можно будет сложить.

Читайте также: Елки и другие новогодние поделки из фоамирана, мастер-классы

Китайский метод

Китай можно назвать родиной веера. Там он появился еще в глубокой древности и изготавливался из разных материалов: лотоса, тростника, перьев. Чуть позже благодаря японцам в Китае появились складывающиеся опахала. Именно такой веер можно попробовать изготовить самостоятельно. Для этого понадобятся:

  • ткань;
  • линейка;
  • тонкая фанера;
  • болтик с гайкой;
  • ножницы;
  • клей;
  • шаблон.

 как сделать веер своими руками

  1. Из фанеры вырезаем 13 деталей под номером 1 на схеме A и две детали под номером 2. Размеры деталей указаны на рисунке.
  2. Складываем детали вместе, а более широкие размещаем по краям.
  3. На расстоянии 2,8 см от низа планок проделываем в них отверстие и вставляем болтик.
  4. Опираясь на форму и размеры в схеме B, вырезаем нужную деталь из ткани.
  5. Раскрываем планки полукругом так, чтобы они были на одинаковом расстоянии.
  6. Левую планку полностью обклеиваем тканью. Все остальные детали приклеиваем к ткани только нижней стороной.

Вейл для танцев

Вейл — это вид веера из ткани, который используется в танце. Чтобы сделать веер вейл своими руками, понадобятся такие материалы:

  • складной веер из плотной ткани;
  • термопистолет;
  • ножницы;
  • шелковая ткань.

Прежде чем приступать к созданию вейла, необходимо отмерить нужную длину ткани. Она может составлять от 50 см до 2 метров. А ширина ткани должна совпадать с шириной имеющегося веера.

На жесткие части основы нужно нанести клей. Далее следует зафиксировать отрезок ткани на столе и начать по очереди приклеивать ребра основы. Не стоит сильно натягивать ткань. Она должна свободно складываться, иначе быстро порвется.

Готовое изделие нужно оставить на сутки, чтобы клей высох. После этого нужно избавиться от той части основы, на которую не был нанесен клей. Для этого с обратной стороны вейла между ребрами аккуратно срезать ненужную ткань.

Способов изготовить веер в домашних условиях существует довольно много: от самых простых, с которыми легко справится даже ребенок, до более сложных, для которых потребуются определенные навыки. Вам нужно только выбрать подходящий и приступить к работе.

Originally posted 2018-08-29 11:19:42.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Веер из бумаги своими руками

Веер из бумаги своими руками

Веер – это спасатель в жаркую погоду. Этот полезный предмет является аксессуаром и легко может быть элементом декора. Также он прекрасно подойдёт в качестве подарка. В этой статье мы рассмотрим: как сделать веер из бумаги своими руками.

Простой веер из бумаги

Веер из бумаги своими руками пошаговый мастер-класс

Вам понадобится: двухсторонняя цветная бумага, клей ПВА, степлер, кисточка, ножницы.

Мастер-класс

  1. Сложите лист бумаги гармошкой.
  2. Закрепите край степлером.
  3. Вырежьте цветы и листики, затем приклейте их, украсив веер.

Простой веер из бумаги готов! Рекомендую к просмотру данное видео!

Оригами Веер из бумаги

Летний мини веер

Веер из бумаги своими руками пошаговый мастер-класс

Вам понадобится: двухсторонняя цветная бумага формата А4, прищепка, клей, канцелярская резинка, ножницы.

Мастер-класс

  1. Разберите прищепку на две части.
    Веер из бумаги своими руками пошаговый мастер-класс
  2. Отрежьте полосу бумаги шириной 7 см, затем сложите её гармошкой.
  3. Скрестите части прищепки и зафиксируйте резинкой.
    Веер из бумаги своими руками пошаговый мастер-класс
  4. Приклейте гармошку к краям прищепок.

Летний мини веер готов! Рекомендую к просмотру данное видео!

DIY на ЛЕТО Бумажный ВЕЕР | Своими Руками

Оригинальный веер

Веер из бумаги своими руками пошаговый мастер-класс

Вам понадобится: 3 листа разного размера и цвета, ножницы, дырокол, клей, резинка либо верёвка или лента.

Мастер-класс

  1. Сложите дважды пополам первый (самый маленький) лист бумаги и проделайте отверстия дыроколом.
    Веер из бумаги своими руками пошаговый мастер-класс
  2. Нарежьте бахрому по краям второго листа.
    Веер из бумаги своими руками пошаговый мастер-класс
  3. Соберите листы вместе и сложите гармошку.
  4. Перевяжите по центру ленточкой.
    Веер из бумаги своими руками пошаговый мастер-класс
  5. Склейте 2 половинки веера между собой.
    Веер из бумаги своими руками пошаговый мастер-класс
  6. Придайте пальцами форму бахроме.

Оригинальный веер из бумаги готов!

Складной веер из бумаги

Веер из бумаги своими руками пошаговый мастер-класс

Вам понадобится: голубой лист формата А4, ножницы, карандаши и фломастеры, 2 длинные палочки от мороженного, голубая резинка, обычный скотч, двухсторонний скотч.

Мастер-класс

Веер из бумаги своими руками пошаговый мастер-класс

  1. Сложите и разрежьте пополам лист, затем нарисуйте рисунок.
  2. Сложите заготовки гармошкой.
  3. Склейте заготовки между собой.
  4. Сложите веер и закрепите основание скотчем.
  5. Прикрепите палочки на двухсторонний скотч.
  6. Сложите веер и вверху закрепите резинкой.

Складной веер из бумаги готов!

Веер для декора

Веерный цветок из цветной бумаги

Вам понадобится: 4 листа цветной бумаги, двухсторонний скотч.

Мастер-класс

  1. Сложите каждый лист гармошкой.
  2. Сверните пополам каждую гармошку, сформировав веер.
  3. Склейте 4 листа между собой таким способом, чтобы получился круг.

Веер для декора из бумаги готов! Рекомендую к просмотру данное видео!

Сделать веер за 15 минут? Легко!

Пришло лето, а с ним ужасная жара и духота. Для меня температура более 30 С — сущая мука. Поэтому летом я никогда не расстаюсь с веером. В свое время я занималась историческими танцами, поэтому самых разных красивых вееров у меня накопилось достаточно много. Как это чудесно после польки или вальса облокотиться о колонну и обмахнуться веером. А сейчас, в такую жару, тем более, веер всегда со мной. Не так давно, мне нужно было пойти на одно мероприятие, организаторы которого объявили флешмоб — чтобы все пришли с веерами… а потом этими веерами обменялись на память. В вечер перед мероприятием я поняла, что меняться своими веерами я ни с кем не хочу. Не китайщина какая-то, а испанские расписанные в ручную веера. Поэтому пришлось мне изобрести велосипед веер. Я вспомнила, что в Китае и Японии были распространены не только раскрывающиеся веера-гармошки, но и простые бумажные (иногда из ткани) веера на ручке. Как на фото внизу.

Сделать веер за 15 минут? Легко!, фото № 1

А это идея! И делается легко! В итоге утром я быстренько сделала себе веер и радостно побежала на мероприятие. Правда, о флешмобе прочитала, похоже, одна я, так как больше никто так и не принес с собой веер. И, тем не менее, если бы не это событие, не было бы этого мастер-класса!

1. Две пары китайских палочек. Желательно, новые.

3. Лист акварельной бумаги 180-200 г / см3 (если вы хотите сами нарисовать на веере картинку) или любой красивый кусочек тонкого картона.

4. Акварель, кисточки, простой карандаш, черная гелевая ручка, если собираетесь рисовать сами.

5. Дырокол и ножницы.

6. Атласная лента и зажигалка, чтобы обжечь края.

Сначала займемся рисованием. Если у вас есть симпатичная картонка или вам не хочется рисовать — читаем следующий пункт, а затем проматывайте на пункт 5.

1. С помощью тарелки чертим на листе круг. Форму вееру можно придать любую. Свой первый такой веер я сделала круглым. Сейчас решила придумать какую-нибудь новую форму. Для этого с двух сторон круга я поставила точки и плавными линиями соединила их с кругом. Получились такие «ушки». Лишнее убираем ластиком.

Сделать веер за 15 минут? Легко!, фото № 2

Так как нам предстоит рисовать, пока не будем вырезать наш веер — так гораздо удобнее. И бумага меньше коробится и всегда есть палитра по бокам.

Что можно изобразить? Тут все зависит от Вашего умения. Если умения нет совсем — воспользуйтесь моими уроками по кляксографии: тут >> и тут >> .

Другой вариант — намалевать разноцветных пятен, а потом гелевой ручкой нанести поверх различные геометрические фигуры и прочие красивости. На Ярмарке Мастеров есть уроки по Дудлингу и Зентанглу. Например, тут >> .

Я покажу несколько более сложный (на самом деле, проще некуда!) вариант росписи в технике сайбоку. По крайней мере, именно так называется у меня книжка. Это классическая японская (и в Китае так тоже рисовали) живопись тушью. Туши у меня нет — но и акварель вполне сойдет. Главный секрет тут — легкие мазки крупной или средней кисточкой. В интернете я нашла картинку с красными цветочками. Ее и будем рисовать.

Сделать веер за 15 минут? Легко!, фото № 3

2. Набрасываем эскиз карандашом. Далее черной краской делаем легкие штрихи — ствол, стебель, листья. Для этого добавьте в акварель побольше воды — она будет светлее. Листья рисуются двумя-тремя касаниями. Стебли — тонкой или средней кистью. Нам нужно только придать им фон. В дальнейшем будем их контрастировать более темным черным цветом.

Сделать веер за 15 минут? Легко!, фото № 4

Теперь добавляем еще листвы и стеблей. Но используем меньше воды — краска будет темнее. Хорошо, если у Вас получится несколько оттенков. Тут главное не вырисовывать! Легкие касания! Не получилось — не страшно, если лист не похож на лист — потом все исправим. Ждем когда черная краска высохнет.

Сделать веер за 15 минут? Легко!, фото № 5

3. Теперь большой кистью начинаем рисовать цветы. Берем красный цвет. Я его немного смешала с малиновым, чтобы оттенок был интереснее. Вообще, если где-то лепесток будет переливаться с красного на бордовый или розовый цвет — это хорошо, это добавит картинке реалистичности. Опять сначала начинаем с сильно разбавленной водой краски. Даем высохнуть или промакиваем лепестки бумажной салфеткой. Цветы рисуем так, чтобы в серединка оставалась белой!

Сделать веер за 15 минут? Легко!, фото № 6

Берем среднюю или тонкую кисть. Теперь нам нужно придать лепесткам цветов фактуры. Используем почти неразбавленную водой краску. Можно брать другие близкие цвета. Промазываем края лепестков, стараемся придать им форму. Но опять же — не надо вырисовывать. Несколько взмахов кистью, не больше!

Сделать веер за 15 минут? Легко!, фото № 7

4. Опять ждем высыхания, затем берем желтый и закрашиваем серединки. Опять без фанатизма. Фактически ставим в серединке желтое пятно. Оставляем сохнуть. В это время подготовим ручку для веера.

Сделать веер за 15 минут? Легко!, фото № 8

5. Нам понадобятся новые китайские палочки или палочки для суши. Почему лучше новые? Дело в том, что новые палочки скреплены по две, что очень удобно — меньше клеить. Если у вас новых нет — придется просто клеить их дольше. Сначала скрепить по две, а потом каждые две пары вместе. Можно также использовать любые тонкие реечки.

Сделать веер за 15 минут? Легко!, фото № 9

Приложите палочки друг к другу, совместив нижние (!) края вместе.

Сделать веер за 15 минут? Легко!, фото № 10

Возьмите их в руку и карандашом отчеркните ширину вашей руки (можно чуть меньше, так как потом лист все равно вполтную к этой линии не вставится). С помощью клея промажьте палочки от нижней края до отметки, склейте и положите под тяжелую книжку.

Сделать веер за 15 минут? Легко!, фото № 11

6. К этому времени уже должен был высохнуть наш лист с рисунком. Берем тонкий черный фломастер (очень тонкий) или гелевую ручку.

  • Рисуем серединки цветов. Для этого на желтом рисуем овал из точек. Затем с одного из боков овала добавляем несколько параллельных линий.
  • Добавляем детали — легкие штрихи, немного зигзагообразных линий. Делаем акцент на листьях, стеблях, ветках, можно дорисовать что-то новое. Отчеркиваем лепестки цветов. В принципе, на фотографии все видно. Тут тоже не пытайтесь вырисовывать — просто расставляйте акценты. Наш мозг устроен так, что видя набросок — он сам дорисовывает картину 🙂 Не мешайте игре воображения!

Сделать веер за 15 минут? Легко!, фото № 12

7. Вырезаем нашу картинку, дав гелевой ручке подсохнуть. Вставляем между палочками в основу. С помощью клея приклеиваем только самый верх палочек к бумаге. Если Вам хочется, чтобы палочек не было видно совсем — можно нарисовать вторую картинку. Затем склеить два листа так, чтобы основа веера была внутри.

Сделать веер за 15 минут? Легко!, фото № 13

8. Далее нам надо как-то украсить ручку и, заодно, прикрепить ее еще раз к опахалу. Для этого делаем две дырочки как показано на фотографии и отрезаем достаточно длинный кусок атласной ленты. Обжигаем края ленты. Продеваем ленту с лицевой стороны на изнаночную через дырочку и оставляем кусочек в 20 — 30 см.

Сделать веер за 15 минут? Легко!, фото № 14

Несколькими витками доводим ленту до низа ручки.

Сделать веер за 15 минут? Легко!, фото № 15

Теперь плотно (!) обматываем ручку, идя вверх. Советую наматывать ленту чуть под углом – она так лучше ложится, чем чисто горизонтально.

Сделать веер за 15 минут? Легко!, фото № 16

В самом верху ручки делаем пару дополнительный оборотов, продеваем ленточку через вторую дырку с внешней стороны наизнанку. Перекрещиваем сзади обе ленты и выводим их на лицевую сторону, делаем узелок.

Сделать веер за 15 минут? Легко!, фото № 17

Делаем бантик, убираем излишки ленты, обжигаем край. Готово!

Про веера

Веер многолик и многофункционален, этим обусловлен интерес к данной вещи историков, искусствоведов, реставраторов, музейных работников. Веер является историческим артефактом и памятником старины, который играл весьма заметную роль в жизни человека. Веер создавался как единственный в своём роде предмет и поэтому является уникальным произведением декоративно-прикладного искусства. Веер является мечтой коллекционера, музеи постоянно пополняют свои собрания веерами.

В повседневной дворянской культуре огромное значение придавалось каждой вещи. Стоит ли говорить о том, насколько важными были аксессуары модной представительницы благородного сословия. Каждая вещь являлась не просто модным дополнением к костюму, она непременно имела утилитарное и символическое значение. Одним из таких знаковых предметов в дворянской среде был веер (от голл. Waaier — веять, лат. ventum — ветер). Его появлению способствовали причины утилитарного плана: хорошо натопленные печи, сотни жжённых свечей, дающих жар и духоту, отсутствие вентиляции в помещениях и рои насекомых, одолевающих людей. Однако веер стал определяющей вещицей именно знатной дворянки, в купеческой среде было принято обмахиваться платками. Считалось, что туалет дамы светского круга не завершён полностью, если он не дополнен веером. Веер являлся не только изящной вещицей, а нередко и привозной диковиной, прихотью великосветской дамы, за которую платили огромные деньги.

В аристократических кругах было не принято много болтать, открыто выражать свои чувства и эмоции, поэтому веер служил надёжным способом общения между дамой и кавалером. Выражения «махаться» и «амуриться» в бытовой культуре XVIII в. означали вести любовную светскую игру. Дворяне не считали нужным записывать негласно существующие правила своего общества — их и так знали все представители данного круга. На дворянских портретах XVIII– XIX вв. мы можем видеть только закрытый веер: то ли они считали постыдным выражать свои эмоции и чувства с помощью веера публично, то ли считали бесполезным использовать язык веера для несведущих зрителей и того времени, и будущих потомков. Веер в своих внешних модификациях, утилитарном и символическом значении прошёл несколько этапов. В первой половине XVIII в. он был ещё иноземной диковиной, больше использовался как модная и утилитарная вещица, его язык только–только начинали осваивать в дворянском обществе. Наличие таможенных клейм на обороте вееров первой половины XVIII в. свидетельствует об их европейском происхождении. Этот предмет, будучи тогда почти богемным атрибутом элиты дворянства, представлял собой остов (станок) из дерева или черепахового панциря и экран (медальон) из пергамента или шёлка, на который наносили рисунок гуашевыми красками на китайские, галантные, мифологические и пасторальные сюжеты. Такие привозные веера были созданы руками саксонских, итальянских и французских мастеров.

Историю веера в России, по мнению ряда исследователей, следует начинать с 1730-х гг. Тогда они имели вид цельных без покрышки листьев из слоновой кости на перламутровой ручке, из тёмной полированной стали или кованой меди. Веер в руках русских женщин оставался простой безделушкой до тех пор, пока они не научились пользоваться светской свободой, полученной при Петре Великом.

Про веера, фото № 1

Излюбленными тонами вееров были светлые, золотистые цвета, оттенки палевого, лазоревого и перлового. Веера эпохи барокко имели более насыщенные цвета, а веера эпохи рококо — более блёклые. Русские мастера середины XVIII в., овладевшие искусством «веерного дела», стремились уловить как капризы изменчивой моды, так и изменения в образе жизни дворян. С середины XVIII в. наступил второй период в производстве и применении вееров. Модница-императрица Елизавета Петровна взяла под своё императорское покровительство производство вееров. В её правление появились первые мастерские по их производству в Москве. Это были мастерские Владимира Ружьева, Ивана Ерина, Петра Филиппова и др. Выдающимися веерными мастерами были Василий Никонов и Алексей Морозов. Веера делали из черепаховых панцирей, слоновой кости, и украшали золотом. Мастерские выпускали от 33 до 98 вееров в год, среди которых были живописные на резных костях, печатные и теневые на деревянных костях. Печатные веера — наиболее дешёвый вариант. В этом случае деревянные и костяные пластинки обклеивали тканью или бумагой с печатными картинками и украшали вышивкой с золотистыми блёстками. Национальной приметой русских вееров исследователи считают использование моржовой кости и нержавеющей стали в пластинах остовов вееров наряду с деревом, дорогим перламутром и черепаховым панцирем, а в экране — бумаги, тонкой кожи и атласа. Большое значение придавали отделке из жемчуга, яшмы, самоцветов.

Что касается упомянутых ранее теневых вееров, трудно сказать, что именно понималось под ними. Позволим себе предположить, что это могли быть веера с экранами, в отделке которых использовался проколотый или прорезной орнамент, превращающий медальон в подобие кружева, каким отделывали декольте и рукава нарядных платьев, добиваясь гармонии костюма с дополнявшими его деталями. Край медальона, а иногда и большую его часть прокалывали с помощью металлического штампа. Многие исследователи объясняют такой способ дороговизной кружева, которое редко использовалось в XVIII в. для вееров (Вершинина Н.М. Веер и кружево // Антиквариат. 2004. № 7–8 (19). С. 105).

Вторая половина XVIII в. ознаменовалась появлением «языка веера», при этом использовалось то его качество, что он был складным (plie), что придавало ему множественность выражений. Первые сведения о языке веера зафиксировал журнал «Сатирический вестник» 1790 г. При помощи изящной безделушки дамы демонстрировали красоту руки или грациозность жеста, вели светскую игру. При производстве вееров стала учитываться символика цвета и изображения на экране (медальоне). Цвет подбирался к туалету, а также мог содержать информацию о статусе, возрасте, семейном положении и настроении его владелицы. Для разных случаев и периодов жизни использовали веера разного цвета. Белый цвет обозначал невинность, поэтому светлые и белые лёгкие веера из шёлка с нашитыми на них ленточками носили молодые и незамужние дворянки. Светлый тон веера означал также дневное предназначение, однако, если бальное платье было светлым, то также полагался веер в тон остовом из слоновой кости или перламутра. Замужние дамы употребляли различные тона веера в зависимости от их настроения и чувств. Так, красный цвет обозначал радость и счастье замужней женщины, голубой — верность и постоянство, розовый — любовь. Зелёные оттенки на экране обозначали надежду, а если его украшали серебром — это было свидетельство скромности владелицы, золотом — признак её богатства. Если на веере были пайетки (блёстки) — то это свидетельствовало о твёрдости и доблести дамы. Практически не встречаем в каталогах вееров жёлтого и коричневого цвета, т.к. жёлтый означал отказ, а коричневый — недолговременное счастье. Чёрный цвет веера обозначал печаль, лиловый — смирение, поэтому их использовали в период траура. Веер, экран которого был основан на сочетании белых и чёрных тонов, означал нарушенный или разрушенный мир дворянки.

Цвет экрана и остова веера в сочетании с рисунками обозначал для дворянки возможность его использования в дневное или вечернее время. Дневные веера всегда были светлее вечерних: вечером предпочитали тёмные тона, особенно это касалось замужних женщин. Изображение амуров и нимф, и других мифологических персонажей было принято только на экранах вееров, предназначенных для утреннего или дневного пользования. Розы на вечернем экране обозначали дневной свет (цвет), а маки, ирисы и папоротники — вечер, сон и ночь, их изображали на вечерних веерах. Корзина с цветами, соломенная шляпа и музыкальные инструменты были характерны для свадебных сюжетов вееров.

Символичными в дворянском обществе были не только изображения и цвета веерных экранов, но и комбинации его различных положений. Первые шаги в семиотике веера — это открытое и закрытое его состояния. Усвоив западноевропейский этикет и традицию «открытого веера» — как знака расположения королевским особам, русские модницы стали демонстрировать открытым экраном своё расположение, симпатию, а закрытым — несогласие, отказ, сомнение, огорчение. Закрытый веер стал обозначать даже безразличие или конец беседы. В языке веера XVIII в. стали использовать количество открытых или закрытых лепестков (лопастей) экрана. Первоначально створки означали дни недели, что использовали при назначении свиданий и аудиенций. Например, 3 лёгких удара пальчиком по 4 створке (открыты всего 4) означало свидание (встречу) в четверг в 3 часа дня. Уже позже в XIX в. количество открытых лопастей (несдвинутых пластин) указывало на час свидания, а день, видимо, оговаривался устно, в разговоре. Постепенно сложилась традиция, согласно которой количество створок веера означало степень привязанности к собеседнику: 1 лепесток — дружбу. 2 лепестка — больше, чем дружба, много створок — влюблённость, раскрытый веер — любовь (Верещагин В.А. Памяти прошлого. СПб., 1914. С. 70). В XVIII в. складываются и другие элементы языка веера: в какой руке дама его держит — в левой или правой, какой стороной он повёрнут к собеседнику — лицевой или обратной, каким концом — верхним или нижним — он подаётся кавалеру, к какой части тела он прикладывается и др. Верхний конец веера означал симпатию, нижний (ручка) — презрение; оборотная сторона в «разговоре» была хуже лицевой. Прикосновение к уху обозначало подслушивание, к сердцу — симпатию, к щеке — антипатию, к лбу — мысли, к ладони — недоверие, к наружной стороне руки — отказ в визите. Немалое значение придавали таким факторам, как быстрота смены положения веера и резкость или плавность движения руки. «Язык веера» осваивали дворянки с ранней юности, он стал негласным правилом аристократического круга. Веер в ряде случаев служил любовной почтой. По мнению В.А. Верещагина, «на его листиках писались или прикреплялись признания, объяснения в любви, вопросы и ответы» (Верещагин В.А. Веер и грация // Старые годы. Апрель. 1910. C. 35.). По мнению известного исследователя вееров А.Ф. Червякова, этот предмет исполнял роль переносчиков любовных посланий: в случайно забытый веер вкладывали записку. Веер служил своеобразной библиотекой, так как дамы для демонстрации своей образованности и ума прикрепляли на оборотной стороне листочки со стихами, анекдотами, афоризмами. Веер использовали как средство гадания. Из общей кучки вытаскивали веер и делали предсказания по изображениям на экране или по числу пластин станка (Червяков А.Ф. Веера в России // Веер в художественной культуре Востока и Запада. Сост. Л.И. Кузьменко и др. М., 2009. С. 115.).

Про веера, фото № 2

Третий этап в истории веера наступил с приходом новой античной моды на рубеже XVIII–XIX вв. Прозрачные платья–туники хорошо сочетались с тюлевыми и кружевными маленькими веерами, через которые кокетки свободно наблюдали за происходящим. Веера были небольшими, так как кисея, шифон, тюль, кружево относились к числу необыкновенно дорогих материалов. Они могли быть светлых тонов, расшивались стальными пайетками, из которых вышивали узоры в виде «плакучих ив, водопадов и снопов» (Верещагин В.А. Женские моды Александровского времени // Старые годы. Сентябрь. 1910. С. 484.). Станки таких вееров делали из плющеного рога, резной кости, перламутра. Другой вариант веера эпохи ампира — крохотный бризе, который полностью делали из слоновой кости, плющеного рога, панциря черепахи. Всё поле медальона (экрана) обильно украшали сквозной резьбой, гравировкой и росписью.

Про веера, фото № 3

Дама, собираясь танцевать на балу, либо отдавала свой веер матери или сестре, либо во время танца держала его в левой руке несколько ниже плеча кавалера. Именно в эту эпоху у дворянского веера появилось кольцо, к которому крепился шёлковый шнур с кистью для ошения на запястье. Эта деталь имела немаловажное значение для танца и для совершенствования и развития «веерного языка». Женщина могла теперь свободно манипулировать веером, не боясь выронить его из руки.

Продолжалось совершенствование и усложнение веерного языка. Резкое движение в сторону означало отказ в разговоре и симпатии к собеседнику. Если дворянка быстро закрывала веер и держала его между сложенными руками, то это означало огорчение. Желание танцевать на балу выражали резким и быстрым движением к себе открытого веера. Презрение к кому-либо означало внезапное движение веера вниз на запястье руки, при этом веер был открыт. Закрытый веер, повешенный на правой руке, означал конец разговора. В это время дамы владели веером в совершенстве как инструментом своего кокетства. По тому, как раскрыт веер, как его держит в своих руках кокетка и как трепещут на нём страусовые перья, можно определить, взволнована ли она или холодна, искренна или фальшива, естественна или скрытна.

Следующий — четвёртый этап в развитии веерной символики — приходится на 30–40-е гг. XIX в. Согласно моде того периода и эстетике романтизма, края пластин экрана веера стали завершать ажурными концами, похожими на очертания готической архитектуры, на пластинках остова и в росписях медальонов появились средневековые сюжеты. Для остова использовали рог, для экранов — бумагу и шёлк с росписями в том числе и в духе тогда модной восточной экзотики. В эту эпоху «язык веера» несколько утрачивает свою актуальность и первенство из-за повального увлечения сентиментальной романтической перепиской. В середине ХIХ в. наблюдалось разнообразие форм вееров, связанное с влиянием Востока. Появились такие виды вееров, как круглая кокарда, опахало из перьев, веер-экран, султан, кинжал и др. Такие веера активно использовали на маскарадах. Из всего многообразия выделился театральный веер, на нём изображали сцены из спектаклей, писали тексты арий, монологи героев, программы представлений. Театральные веера были печатные и рукописные, их взлёт был связан с высочайшим расцветом театрального искусства. Также появились специальные веера для танцев: порт-веер — специальный веер для танцующей дамы, веер-котильон, служивший подарком для танцующих этот танец. С появлением лорнетов стали совмещать два полезных предмета и делать «веерлорнет».

В середине XIX в. в светском обществе появилась ностальгия по искусству XVIII в., в результате которой стали модными веера, расписанные галантными сценами по бумаге и шёлку, края экрана отделывали кружевом. Веера увеличились в размерах. В моду вошли веера с перьями (pliant). Сначала по краю веера в качестве опушки вместо кружева крепили перья страуса, марабу или лебяжьего пуха. Затем научились полностью изготавливать веера из перьев, что добавило в символику языка веера новые краски. Так, стало хорошим тоном для свадьбы делать веера из страусиных перьев белого цвета, а остов из черепахового панциря. Такие белоснежные веера изготавливались из оперенья страусов самцов. Для повседневного обихода применяли экраны вееров, изготовленные из менее качественных серых, пёстрых перьев самок страусов. Самые низкокачественные веера были из окрашенных перьев разных птиц. Исключение составляли веера из перьев розового (натуральный цвет) петуха и красного попугая. Они стоили баснословно дорого также как и самые дорогие веера делали из белых перьев альбатроса.

К середине XIX в. в каждом дворянском доме можно было обнаружить, по меньшей мере, десятка два-три вееров на все возрасты и случаи жизни. Молодые дамы — представительницы благородного сословия бережно относились к «бабушкиным» веерам конца XVIII в., но старались не отстать и от современной им моды. В XIX в. считалось наивысшим шиком приобрести вещицу, изготовленную за границей. Несмотря на большие успехи веерного дела в России, по-прежнему веера ввозились из-за границы. Популярностью пользовались красивые и изящные французские веера лучших парижских мастеров таких, как Дювеллеруа, Фокон, Кеес. В употреблении были изысканные английские веера с тонкой проработкой деталей, итальянские веера с изображениями Рима, Везувия, античных развалин.

Со второй половины XIX в. начинается следующий этап в развитии веерного искусства. В это время веера стали часто снабжать подкладкой, позволявшей лучше рассмотреть узор кружева, а также для того, чтобы он дольше служил владелице. В эпоху эклектики стало модным сочетание различных материалов в медальонах вееров — машинного кружева, шёлка, аппликаций из различных материалов, вышивки, пайеток. Это был период имитации. В производстве вееров стали использовать подделки ценных поделочных материалов — черепахи, слоновой кости, рога, янтаря. Вместо золочения и серебрения употребляли лаки.

В конце XIX — начале ХХ вв. появились веера в стиле модерн. Их оформление было двух типов. Либо при оформлении использовались гусиные, лебяжьи и др. перья экзотических птиц на деревянном остове. Это были огромные экземпляры. Либо они имели изображения на экране в виде птицы, или цветка — ириса, лилии, мака или чертополоха. В это время стала популярной форма ballon и fontange. Экран такого веера был несколько приподнят вверх, то придавало ему овальную удлинённую форму.

Про веера, фото № 4

Веера в стиле модерн приобрели изломанные, волнистые контуры, напоминающие крыло птицы или бабочку. Символизм в веерном искусстве проявился в изображении на экране обнажённых женщин-символов красоты, луны, дня, ночи, зари, воздуха, воды и времени. Популярна стала женщина, изображённая в театральной ложе или на сцене. Японский стиль добавил в веера птиц, стрекоз, бабочек, ящериц и змей. Появились веера с сочетанием перьев различных птиц.

Своё непосредственное утилитарное значение веер терял с появлением электричества, которое не согревало бальных залов в отличие от свеч и масла. Вместе с вытеснением веера из светских салонов ушёл в прошлое и «язык веера». Однако вееру находили применение в знойную жаркую летнюю пору, он с успехом использовался в театрах, кафе, ресторанах, кабаре, мюзик-холлах. Веер стал рекламным предметом, этим предметом стали награждать участников различных массовых мероприятий — выставок, магазинов, новых видов транспорта. Его получали пассажиры первых поездов и пароходов, посетители кафе и ресторанов (на нём писали меню), сувенирные веера вручали на торжественных приёмах в честь памятных событий. Веера пропагандировали туризм и спорт; их умудрялись пропитывать модными духами в качестве рекламной кампании. В театре использовали веер–бинокль и веер–вентилятор с механическим пропеллером. В период I Мировой войны веер служил пропагандистским и патриотическим целям.

В этот период веера буквально наводнили общество, шире использовались в обиходе, но все современники отмечали охлаждение дам к вееру: им пользовались, но он более не царствовал, ушла тайна веерного языка, которым этот предмет был окутан в XVIII и XIX вв. Вот что писали об использовании вееров современники: «Веера в обиходе не употреблялись, разве только летом в жару. Обыкновенно веер был принадлежностью бального платья. Разнообразие их было большое, от очень дорогих с черепаховой оправой и страусовыми перьями на золотой цепочке до дешёвых на целлулоидной и деревянной основе с гармошкой из шёлковой материи. На дачах было принято носить китайские веера гармошкой из бумаги. Их продавали разносчики — китайцы» (Засосов Д.А., Пызин В.И. Повседневная жизнь Петербурга на рубеже Х1Х–ХХ вв.: записки очевидцев. М. 2003. С. 154).

Веера стали тиражировать печатным способом, они уже не были уникальными, а стали обычными бытовыми предметами. Чем шире использовали веер в обиходе, тем более утрачивался пиитет к нему. Охлаждение интереса к вееру лучше всего выражено в его импровизированном монологе: «Очаровательные непринуждённые беседы ушли в прошлое, как и галантность, как и двор со своей знатью, как и игры, которым я служил. Моё время прошло. Без сомнения, мною пользуются ещё, но я более не царствую!» (Фалюэль Ф., Бросе Л., Пулес М. Парижские веера. 1889–1914. М., 2000. С. 11).

В 20-х гг. ХХ в. веер продолжали использовать дамы в театрах и на танцевальных вечерах, но с 1930-х гг. употребление веера стало анахронизмом. С середины ХХ в. веер становится только лишь важным объектом культурного наследия. Проводятся исследования, комплектуются собрания, открываются выставки, издаются каталоги. Осенью 2013 г. в СанктПетербурге открылся первый в России музей «Искусство веера», его создал коллекционер Е.А. Пылаев. Часть коллекции этого музея была представлена на выставке «Веер как искусство» в музее-заповеднике Коломенское летом 2014 г. С декабря 2013 по март 2014 гг. в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве была открыта выставка «Искусство навевать прохладу», где посетителям была представлена вся коллекция музея — 130 вееров. Выставка «Возвращение веера» в музее-заповеднике Царское Село летом 2014 г. имела очень интересное экспозиционное решение и была построена на ассоциации предмета с образом крыла птицы и полёта. Е.О. Калугина пишет о выставке: «Веера, словно яркие экзотические бабочки, возникают из темноты, переливаясь серебристыми и золотистыми бликами, играют красками в лучах света, отбрасывают лёгкие кружевные тени, отражаются в зеркалах, вызывая ностальгию по изысканной красоте ушедших эпох, которой часто так не хватает нашему прагматическому времени» (8Крыло ветра, раскрытое во времени. Выставка «Возвращение веера». Июнь-сентябрь 2014. Сост. Е.О. Калугина. СПб., 2014. С. 15.).

На выставке показан процесс реставрации и воссоздания вееров, инструменты для этой работы, сломанные веера, фотографии вееров до и после реставрации. Обычно веера разрушаются от неловкого обращения, плохих условий хранения и непрофессиональной реставрации. Реставратор должен владеть ювелирной техникой в исправлении дефектов оправы — сколы резьбы и эмали, выпадение инкрустации, деформация деталей и ослабление креплений. Мастер должен знать приёмы работы со старыми тканями, деформированной бумагой и пересохшей кожей, только таким образом он может спасти экран веера (См.: Вершинина Н.М. Веера. Из коллекции ГМЗ «Павловск». СПб., 2008. С. 15.).

История веерного искусства в России — большой пласт дворянской культуры XVIII– XIX вв. Вряд ли можно найти какое-либо значительное событие в искусстве, культуре, политической жизни и моде этих веков, которое не нашло бы отражение в творениях веерных мастеров. Многие веера являются уникальными предметами декоративно-прикладного искусства и украшением музеев.

Автор статьи — Короткова Марина Владимировна, доктор исторических наук, профессор кафедры музейного дела, Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма

УДК 008.009; 7.05 ББК 85.12

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *