Как стоимость доставки включить в стоимость материалов
Перейти к содержимому

Как стоимость доставки включить в стоимость материалов

  • автор:

«1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0): как отражать затраты на доставку товаров от поставщика (+ видео)

Видеоролик выполнен в программе «1С:Бухгалтерия 8» версия 3.0.116.32.

По общему правилу затраты на заготовку и доставку запасов до места их потребления (продажи, использования) в бухгалтерском учете включаются в фактическую себестоимость запасов (пп. «б» п. 11 ФСБУ 5/2018 «Запасы», утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н, далее – ФСБУ 5/2019). При этом торговые организации затраты на доставку товаров от поставщика могут включать в состав расходов на продажу сразу, в периоде их возникновения, без распределения между проданными товарами и товарами на складе (п. 21 ФСБУ 5/2019).

В налоговом учете по налогу на прибыль расходы на доставку (транспортные расходы) включаются в стоимость товара или распределяются между реализованными и нереализованными товарами (ст. 320 НК РФ). Порядок учета затрат на доставку путем их единовременного включения в расходы в периоде возникновения НК РФ не предусмотрен.

Таким образом, сумма транспортных расходов в бухгалтерском и налоговом учете организации может не совпадать в зависимости от способа учета затрат на доставку, принятом в бухгалтерском учете. Это может привести к возникновению временных разниц и признанию отложенного налога согласно ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н). О вариантах применения ПБУ 18/02 в «1С:Бухгалтерии 8» см. здесь.

В прежних версиях «1С:Бухгалтерии 8» затраты на доставку товаров от поставщика в бухгалтерском и налоговом учете учитывались одинаково: включались в стоимость товара или распределялись между реализованными и нереализованными товарами. Чтобы затраты на доставку в программе автоматически распределись между реализованными и нереализованными товарами, такие затраты следует учитывать на счете 44 «Расходы на продажу» по статье затрат с видом Транспортные расходы.

Начиная с версии 3.0.113 программы в бухгалтерском учете появилась возможность выбора способа учета затрат на доставку товаров от поставщика.

Все настройки учета затрат для целей бухгалтерского учета выполняются в форме Учетная политика (раздел Главное) в отдельной группе реквизитов Учет затрат.

Для настройки транспортных расходов следует перейти по ссылке, относящейся к счету 44 и расположенной рядом с текстом Затраты на доставку товара от поставщика включаются в состав расходов на продажу.

В открывшейся форме Затраты на доставку следует выбрать одно из значений:

  • Сразу, в периоде возникновения;
  • Ежемесячно, по мере реализации товаров.

При выполнении регламентной операции Закрытие счета 44 “Издержки обращения” затраты на доставку товара от поставщика в бухгалтерском учете включаются в расходы в соответствии с выполненными настройками. В налоговом учете — по мере реализации товаров.

Транспортные расходы при закупке товаров

Компания вправе выбрать из двух способов учета транспортных расходов наиболее удобный. Выбранный метод следует прописать в учетной политике. Рассмотрим каждый из способов учета в статье, которая подготовлена на основе материалов книги «Годовой отчет-2012».

Затраты, связанные с закупкой товаров (доставка приобретенных товаров до собственного склада), можно учитывать двумя способами:

— в себестоимости купленных товаров;
— как отдельный вид расходов в составе издержек обращения.

Выбранный способ нужно закрепить в учетной политике для целей налогообложения и применять не менее двух лет*(1).

В первом случае расходы, связанные с доставкой приобретенных товаров на склад, в налоговом учете должны учитываться как прямые. Ведь стоимость товаров, реализованных в отчетном (налоговом) периоде, учитывается именно в качестве прямых расходов.

На практике в подобной ситуации часто возникает другой вопрос: как распределить такие расходы между отдельными группами товаров, если все они доставляются на склад одним транспортом, а стоимость доставки указана в первичных документах общей суммой? Никаких специальных правил для этого случая ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете не установлено. Поэтому фирма вправе утвердить порядок распределения транспортных расходов в подобной ситуации самостоятельно, закрепив его в учетной политике. Например, транспортные расходы могут распределяться пропорционально стоимости приобретенных товаров, их количеству, весу или другим подходящим для конкретного вида товара характеристикам.

Пример
Компания приобрела оптовую партию обуви. Общая стоимость партии и в бухгалтерском, и в налоговом учете без стоимости доставки составила 1 000 000 руб., в т.ч.:

— мужская обувь: 600 000 руб. (100 пар по цене 6000 руб. за пару);
— женская обувь: 300 000 руб. (100 пар по цене 3000 руб. за пару);
— детская обувь: 100 000 руб. (100 пар по цене 1000 руб. за пару).

Стоимость доставки обуви до склада торговой компании составила 80 000 руб. Согласно учетной политике компании для целей налогообложения расходы на доставку включаются в себестоимость купленных товаров. При этом транспортные расходы компания распределяет пропорционально стоимости приобретенных товаров.

Сумма транспортных расходов, которая будет включена в себестоимость партии мужской обуви, составит:
600 000 : 1 000 000 х 80 000 = 48 000 руб.

В себестоимость одной пары будут включены транспортные расходы:

48 000 руб. : 100 пар = 480 руб.
Себестоимость одной пары мужской обуви с учетом транспортных расходов составит:
6000 + 480 = 6480 руб.
Сумма транспортных расходов, которая будет включена в себестоимость партии женской обуви, составит:
300 000 : 1 000 000 х 80 000 = 24 000 руб.
Следовательно, в себестоимость одной пары будут включены транспортные расходы в размере:
24 000 руб. : 100 пар = 240 руб.
То есть себестоимость одной пары женской обуви с учетом транспортных расходов составит:
3000 + 240 = 3240 руб.
Сумма транспортных расходов, которая будет включена в себестоимость партии детской обуви, составит:
100 000 : 1 000 000 х 80 000 = 8000 руб.
Следовательно, в себестоимость одной пары будут включены транспортные расходы:
8000 руб. : 100 пар = 80 руб.
Себестоимость одной пары детской обуви с учетом транспортных расходов составит:
1000 + 80 = 1080 руб.

Себестоимость приобретенной обуви (включая расходы на ее доставку) будет признана в налоговом учете в составе прямых расходов по мере ее реализации.

Теперь рассмотрим второй вариант учета расходов на закупку (как отдельный вид расходов в составе издержек обращения).

В этой ситуации расходы, связанные с доставкой приобретенных товаров до склада торговой компании, также будут являться прямыми. Отнести расходы по доставке к косвенным не получится, поскольку это будет нарушением требований налогового законодательства.

Обратите внимание: такой порядок учета расходов на доставку не зависит от того, является для организации торговля основным видом деятельности или нет. Дело в том, что статья 320статья 320 Налогового кодекса устанавливает особый порядок определения расходов по торговым операциям. Следовательно, даже в том случае, если компания осуществляет лишь отдельные торговые операции, их налоговый учет она должна вести в порядке, предусмотренном статьей 320 Налогового кодекса.

Если расходы на доставку компания в стоимость приобретенных товаров не включает, их придется распределять между проданными и непроданными товарами. Для этой ситуации в Налоговом кодексе предусмотрен специальный алгоритм:

— определяют сумму транспортных расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;
— суммируют стоимость товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость остатка непроданных товаров на конец месяца;
— рассчитывают средний процент транспортных расходов как отношение суммы затрат на доставку к стоимости товаров;
— определяют сумму транспортных издержек, которая относится к остатку нереализованных товаров.

Пример
По состоянию на 01.03.2012 по данным налогового учета у компании числится остаток нереализованных товаров на общую сумму 2 000 000 руб.

В течение месяца было закуплено товаров на 4 000 000 руб., продано — на 3 000 000 руб. Доставку товаров до склада компании осуществляли поставщики (в товаросопроводительных документах расходы на доставку были выделены отдельной строкой). Согласно учетной политике для целей налогообложения компания не включает транспортные расходы в стоимость товаров, а относит на прямые издержки обращения.

Расходы на доставку, приходящиеся на остаток не реализованных на начало месяца товаров, составили 60 000 руб., расходы на доставку товаров, приобретенных в течение месяца, — 120 000 руб.

Сумму транспортных расходов, которая должна быть учтена в налоговом учете по итогам марта 2012 г., бухгалтерия компании рассчитала следующим образом.

1. Сумма остатка транспортных расходов на начало месяца и тех, которые имели место в отчетном месяце:
60 000 + 120 000 = 180 000 руб.
2. Сумма стоимости товаров, реализованных в отчетном месяце, и остатка непроданных товаров на конец месяца:
3 000 000 + (2 000 000 + 4 000 000 — 3 000 000) = 6 000 000 руб.
3. Средний процент транспортных расходов:
180 000 руб. : 6 000 000 руб. х 100% = 3%.
4. Сумма транспортных расходов, которые относятся к не реализованным на конец месяца товарам, составит:
(2 000 000 руб. + 4 000 000 руб. — 3 000 000 руб.) х 3% = 90 000 руб.
Итак, сумма транспортных расходов, которую компания вправе включить в состав прямых расходов в налоговом учете за март 2012 г., составит:
60 000 + 120 000 — 90 000 = 90 000 руб.

Если компания реализует несколько видов товаров, то сумму транспортных расходов, которая относится к нереализованным товарам, определяют по общему остатку товаров. Распределять транспортные расходы по видам товаров Налоговый кодекс не требует*(2).

На практике возможна такая ситуация: в течение нескольких лет фирма учитывала в налоговом учете расходы на доставку приобретаемых товаров отдельно — в составе издержек обращения, а с нового года решила учитывать транспортные расходы в стоимости товаров. При этом на начало нового года у компании «висит» остаток несписанных транспортных расходов по нереализованным товарам. Как быть в такой ситуации?

Минфин России советует в подобном случае предусмотреть в налоговом учете обособленный порядок учета товаров, в стоимость которых включены транспортные расходы, и товаров, в стоимость которых данные расходы не включены*(3). Иными словами, списание остатка транспортных расходов будет производиться по мере реализации товаров, к которым этот остаток относится.

Пример
В течение 2010-2011 гг. фирма учитывала в налоговом учете расходы на доставку приобретаемых товаров отдельно — в составе издержек обращения. А с 01.01.2012 решила учитывать транспортные расходы в стоимости товаров. Такие изменения в установленном порядке были внесены в учетную политику.

По состоянию на 01.01.2012 в налоговом учете числились:

— остаток нереализованных товаров на сумму 500 000 руб.;
— расходы на доставку этих товаров — 30 000 руб.

Сумма расходов на доставку в данном случае должна быть заморожена и затем, по мере реализации этих товаров, постепенно списана.

В январе фирма продала товары из старых запасов на сумму 200 000 руб.

По итогам января часть транспортных расходов, относящихся к этим товарам, будет рассчитана таким образом.
1. Сумма остатка транспортных расходов на начало месяца и транспортных расходов, которые имели место в отчетном месяце, составила:
30 000 + 0 = 30 000 руб.
Обратите внимание: транспортные расходы, связанные с доставкой нового товара, т.е. произведенные после 01.01.2012, в данном случае не включаются в расчет.
2. Сумма стоимости товаров, реализованных в отчетном месяце, и остатка товаров на конец месяца:
200 000 + (500 000 — 200 000) = 500 000 руб.
3. Средний процент транспортных расходов:
30 000 руб. : 500 000 руб. х 100% = 6%.
4. Сумма транспортных расходов, которые относятся к не реализованным на конец месяца товарам, составит:
(500 000 руб. — 200 000 руб.) х 6% = 18 000 руб.
Сумма «старых» транспортных расходов, которую фирма вправе включить в состав прямых расходов в налоговом учете за январь:
30 000 — 18 000 = 12 000 руб.

Если же в течение января 2012 г. фирма приобрела товары и расходы на их доставку составили, допустим, 80 000 руб., то на основании новых положений учетной политики эти транспортные расходы (80 000 руб.) должны быть полностью учтены в себестоимости приобретенных товаров.

Таким образом, расходы на доставку покупных товаров до склада компании в налоговом учете являются прямыми независимо от варианта их учета, предусмотренного учетной политикой.

С. Последовская,
эксперт по финансовому законодательству

Экспертиза статьи:
Е. Тарасова,
шеф-редактор издания «Годовой отчет — 2012»

*(1) ст. 320ст. 320 НК РФ
*(2) письмописьмо Минфина России от 12.11.2009 N 03-03-06/4/98
*(3) письмописьмо Минфина России от 13.12.2010 N 03-03-06/1/771

Еще статьи из этого раздела

  • Создание российского суда по правам человека: поиск рационального зерна
  • Имущественные правоотношения супругов: проблемные положения Семейного кодекса РФ
  • Нужно ли возвращать обязательную нотариальную форму для сделок граждан с недвижимостью?
  • И снова изменения в Налоговом кодексе
  • Распространение рекламных материалов нужен ли НДС?

Телефоны: (3452) 593-592, (3452) 593-591
Электронная почта: info@garant-zs.ru
Адрес: 625000, г. Тюмень, ул. Республики, д. 62, офис 459
Схема проезда

Как в бухгалтерском и налоговом учете отразить транспортные расходы на перемещение силами сторонней организации полуфабрикатов и материалов из одного структурного подразделения в другое, в котором они будут использованы для производства готовой продукции?

1. Расходы на доставку полуфабрикатов при перемещении со склада одного структурного подразделения на склад другого структурного подразделения следует учитывать в стоимости готовой продукции.

Расходы на доставку материалов могут учитываться в их стоимости.

Вместе с тем если учет транспортных услуг в прочих расходах, а не в стоимости готовой продукции не приведет к существенному искажению финансовой отчетности, то, по нашему мнению, организация может в своей учетной политике для целей бухгалтерского учета установить, что услуги по доставке полуфабрикатов сторонней организацией не учитываются в стоимости готовой продукции, а относятся в прочие расходы.

Этот подход возможен и в отношении остальных запасов, в частности материалов.

2. Полагаем, что организация имеет право указать в своей учетной политике для целей налогообложения, что затраты на доставку материалов автотранспортом третьих лиц являются косвенными расходами и в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода.

Обоснование позиции:

Бухгалтерский учет

Начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год действует ФСБУ 5/2019 «Запасы» (далее — ФСБУ 5/2019).

Согласно п. 3 ФСБУ 5/2019 для целей бухгалтерского учета запасами считаются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации, либо используемые в течение периода не более 12 месяцев.

Запасами, в частности, являются:

  • сырье, материалы, топливо, запасные части, комплектующие изделия, покупные полуфабрикаты, предназначенные для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг;
  • готовая продукция;
  • затраты, понесенные на производство продукции, не прошедшей всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и техническую приемку, а также затраты, понесенные на выполнение работ, оказание услуг другим лицам до момента признания выручки от их продажи (далее вместе — незавершенное производство). Организация может вести обособленный учет полуфабрикатов собственного производства в порядке, установленном для учета готовой продукции.

Согласно п. 9 ФСБУ 5/2019 запасы признаются в бухгалтерском учете по фактической себестоимости, если иное не установлено ФСБУ 5/2019.

В фактическую себестоимость запасов, кроме НЗП и готовой продукции, включаются фактические затраты на приобретение (создание) запасов, приведение их в состояние и местоположение, необходимые для потребления, продажи или использования. Для целей настоящего Стандарта затратами считается выбытие (уменьшение) активов организации или возникновение (увеличение) ее обязательств, связанных с приобретением (созданием) запасов (п. 10 ФСБУ 5/2019).

В фактическую себестоимость МПЗ, в частности, могут включаться затраты на заготовку и доставку материалов до места их потребления (продажи, использования) (подп. «б» п. 11 ФСБУ 5/2019).

Полуфабрикаты собственного производства являются специфическим объектом бухгалтерского учета, имеющим двойственный характер. С одной стороны, это изготавливаемый предмет, который прошел начальные стадии технологической обработки, и при определенных обстоятельствах (в частности при заключении договора о продаже полуфабрикатов) может быть продан. В этой ситуации данный объект можно квалифицировать как готовую продукцию. С другой стороны, полуфабрикаты собственного производства — это объекты, которые требуют дальнейшей обработки, т.е. прохождения всех предусмотренных на предприятии стадий технологической обработки, прежде чем она будет полностью завершена и, соответственно, обрабатываемые предметы будут соответствовать понятию готовой продукции для данной конкретной организации. В этом смысле полуфабрикаты собственного производства можно отождествить с незавершенным производством.

В соответствии с подп. «е» п. 3 ФСБУ 5/2019 к незавершенному производству (НЗП) относятся затраты, понесенные на производство продукции, не прошедшей всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и техническую приемку, а также затраты, понесенные на выполнение работ, оказание услуг другим лицам до момента признания выручки от их продажи. Организация может вести учет полуфабрикатов собственного производства в порядке, установленном для учета готовой продукции.

Таким образом, полуфабрикаты собственного производства возможно оценивать и учитывать в соответствии с правилами учета готовой продукции, регламентированными ФСБУ 5/2019.

Нормами ФСБУ 5/2019 закреплены разные правила учета для объектов незавершенного производства и готовой продукции и для остальных видов запасов организации (пп. 10, 23 ФСБУ 5/2019). При этом нормами ФСБУ 5/2019 предусмотрено, что в бухгалтерском учете формируется:

  • себестоимость запасов, кроме незавершенного производства и готовой продукции (п. 10 ФСБУ 5/2019);
  • себестоимость незавершенного производства и готовой продукции (п. 23 ФСБУ 5/2019).

Так, согласно п. 10 ФСБУ 5/2019 в фактическую себестоимость запасов, кроме незавершенного производства и готовой продукции, включаются фактические затраты на приобретение (создание) запасов, приведение их в состояние и местоположение, необходимые для потребления, продажи или использования. Кроме того, в фактическую себестоимость запасов включаются суммы и затраты, перечисленные в п. 11 ФСБУ 5/2019, в том числе затраты на заготовку и доставку запасов до места их потребления (продажи, использования) (подп. «б» п. 11 ФСБУ 5/2019). То есть в фактическую стоимость материалов могут включаться расходы на доставку до места их использования.

Отметим, что расходы на хранение запасов не включаются в себестоимость приобретаемых запасов, за исключением случаев, когда хранение является частью технологического процесса подготовки запасов к потреблению (продаже, использованию) (п. 18 ФСБУ 5/2019, абзац 6 п. 6 информационного сообщения Минфина России от 10.04.2020 N ИС-учет-27).

В свою очередь, состав фактической себестоимости незавершенного производства и готовой продукции на основании п. 23 ФСБУ 5/2019 включаются затраты, связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг. К таким затратам относятся:

а) материальные затраты;

б) затраты на оплату труда;

в) отчисления на социальные нужды;

д) прочие затраты.

При этом в силу пп. 24-25 ФСБУ 5/2019 затраты, формирующие себестоимость, делятся на прямо относящиеся к производству конкретного вида продукции, работ, услуг (прямые затраты), и затраты, которые не могут быть прямо отнесены к производству конкретного вида продукции, работ, услуг (косвенные затраты).

Классификация затрат на прямые и косвенные определяется организацией самостоятельно. Косвенные затраты распределяются между конкретными видами продукции обоснованным способом, установленным организацией.

Таким образом, в ФСБУ 5/2019 сформирован общий подход, в соответствии с которым затраты, являющиеся частью технологии производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), учитываются в стоимости МПЗ.

При этом мы полагаем, под расходами на доставку до места потребления понимаются все расходы, так или иначе связанные с транспортировкой запасов до места, с которого и будет осуществляться их отпуск в производство.

Так как происходит перемещение полуфабрикатов из одного структурного подразделения в другое с целью получения законченного готового продукта, то можно сказать, что производство готовой продукции в рассматриваемом случае представляет собой несколько последовательных этапов переделов. Данную ситуацию можно сравнить с передачей полуфабрикатов из цеха (участка) в цех (участок) с формированием по каждому цеху калькуляции себестоимости полуфабриката.

В данном случае транспортные расходы связаны не с приобретением МПЗ, а с технологическим процессом их переработки, доработки в целях получения в дальнейшем готовой продукции, поэтому считаем, что их следует учитывать в качестве затрат на приобретение работ и услуг производственного характера, то есть в составе материальных расходов.

В то же время согласно п. 7.4 ПБУ 1/2008 в той степени, в которой применение учетной политики, сформированной в соответствии с пп. 7 и 7.1 этого ПБУ, приводит к формированию информации, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности (далее — несущественная информация), организация вправе выбирать способ ведения бухгалтерского учета, руководствуясь исключительно требованием рациональности (без применения пп. 7, 7.1 ПБУ 1/2008). Отнесение информации к несущественной организация осуществляет самостоятельно исходя как из величины, так и характера этой информации.

Таким образом, принцип существенности позволяет отражать несущественную информацию не по правилам бухгалтерского учета, установленным ФСБУ/ПБУ (о которых говорится в п. 7 ПБУ 1/2008) или самостоятельно разработанным организацией в соответствии с п. 7.1 ПБУ 1/2008, если есть более удобный (рациональный) для организации способ.

Соответственно, если учет транспортных услуг в прочих расходах, а не в стоимости НЗП или готовой продукции не приведет к существенному искажению финансовой отчетности (в данном случае — к существенному занижению стоимости запасов, числящихся на балансе на отчетную дату, существенному завышению расходов за период), то, по нашему мнению, организация может в своей учетной политике для целей бухгалтерского учета установить, что услуги по доставке полуфабрикатов сторонней организацией не учитываются в стоимости НЗП или готовой продукции, а относятся в прочие расходы.

Полагаем, что этот подход возможен и в отношении остальных запасов, в частности материалов.

При выборе такого способа транспортные услуги можно учесть в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Согласно п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления. Смотрите также Вопрос: Учет транспортных расходов при перемещении полуфабрикатов со склада одного структурного подразделения на склад другого структурного подразделения (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2022 г.).

Налог на прибыль организаций

В соответствии с п. 1 ст. 318 НК РФ для целей главы 25 НК РФ расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:

  • материальные затраты, определяемые в соответствии с подп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ;
  • расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
  • суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов. При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию осуществленных в отчетном (налоговом) периоде в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных НК РФ (п. 2 ст. 318 НК РФ, письмо Минфина России от 11.01.2013 N 03-03-06/1/5).

Налогоплательщикам дано право самостоятельно установить в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг (письма Минфина России от 18.08.2020 N 03-03-07/72404, от 19.05.2014 N 03-03-РЗ/23603, от 07.12.2012 N 03-03-06/1/636, от 09.10.2012 N 03-03-06/1/531). При этом можно утвердить перечень прямых расходов, который отличается от предложенного в ст. 318 НК РФ, исходя из специфики деятельности налогоплательщика (письма Минфина России от 10.06.2011 N 03-03-07/21, от 07.02.2011 N 03-03-06/1/79, от 25.05.2010 N 03-03-06/2/101). Отметим, что перечень прямых расходов должен быть обоснован (письмо Минфина России от 10.06.2011 N 03-03-07/21).

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ предусмотрен учет в составе материальных расходов затрат «на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг)». Согласно подп. 4 п. 1 ст. 254 НК РФ в составе материальных расходов учитываются затраты «на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика».

Транспортные услуги сторонних организаций (включая ИП) и (или) структурных подразделений самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации, в частности перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цеха (отделения), отнесены к работам (услугам) производственного характера. Работы (услуги) производственного характера также учитываются в составе материальных расходов, но упомянуты в подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ.

Финансовое ведомство также разъясняло, что затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или ИП, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика, предусмотренные подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ, могут относиться к косвенным расходам, поскольку изъяты в ст. 318 НК РФ из перечня прямых расходов (письмо Минфина России от 13.11.2010 N 03-03-05/251). Налогоплательщик вправе в целях налогообложения отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), к косвенным расходам, предусмотрев указанный порядок в учетной политике для целей налогообложения (письмо Минфина России от 30.08.2013 N 03-03-06/1/35755).

Таким образом, из анализа ст. 318 НК РФ следует, что к прямым расходам императивно отнесены материальные затраты, указанные в подп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ, при этом в отношении транспортных расходов НК РФ не содержит однозначного указания на отнесение расходов к прямым или косвенным (смотрите постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.10.2011 N Ф08-6073/11 по делу N А32-8834/2010).

Дело в том, что в подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ в работы (услуги) производственного характера включены транспортные услуги по перевозкам грузов внутри организации и доставка готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов). Это дает основание налоговым органам полагать, что транспортные услуги, связанные с доставкой материалов от поставщиков, входят в состав затрат на приобретение сырья и (или) материалов, а потому являются прямыми расходами в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ.

Тем не менее в постановлении Десятого ААС от 20.03.2017 N 10АП-1991/17 судьи указали, что положения п. 1 ст. 318 НК РФ по вопросу о том, какие расходы могут быть признаны прямыми, носят рекомендательный характер, а в постановлении АС Уральского округа от 10.07.2015 N Ф09-4380/15 по делу N А50-18159/2014 судебные органы поддержали доводы судов нижестоящих инстанций о том, что нормативные требования главы 25 НК РФ не содержат непосредственных положений, ограничивающих налогоплательщика в отнесении тех или иных расходов к прямым или косвенным. При этом в п. 1 ст. 318 НК РФ применительно к прямым расходам применена формулировка «в частности».

В постановлении от 25.07.2014 N Ф08-4831/14 по делу N А53-12841/2013 ФАС Северо-Кавказского округа прямо указал, что в отношении материальных расходов, не указанных в п. 1 ст. 318 НК РФ в качестве прямых, налогоплательщик самостоятельно определяет их отнесение к прямым или косвенным в учетной политике для целей налогообложения. Аналогичная позиция представлена в постановлении ФАС Поволжского округа от 21.01.2014 N Ф06-1279/13 по делу N А65-6968/2013, постановлении ФАС Московского округа от 24.09.2013 N Ф05-11337/13 по делу N А40-99174/2012.

ВАС РФ в определении от 08.09.2010 N ВАС-11856/10 отметил, что в соответствии со статьями 254, 318 и 319 НК РФ налогоплательщик вправе отнести материальные затраты к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности их отнесения к прямым расходам, применив при этом экономически обоснованные показатели (смотрите также постановление Пятого ААС от 18.07.2016 N 05АП-4758/16, письма Минфина России от 06.12.2018 N 03-03-06/1/88527, от 08.12.2017 N 03-03-06/1/81943, от 11.12.2012 N 03-03-06/1/646).

Полагаем, что организация имеет право указать в своей учетной политике для целей налогообложения, что затраты на доставку материалов автотранспортом третьих лиц являются косвенными расходами и в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода.

При определении организацией в налоговом учете доходов и расходов методом начисления расходы на оплату выполненных работ (оказанных услуг) производственного характера признаются на дату подписания акта приемки-сдачи выполненных работ (оказанных услуг) (третий абзац п. 2 ст. 272 НК РФ, письма Минфина России от 18.10.2019 N 03-03-06/1/80379, от 03.11.2015 N 03-03-06/1/63478, от 22.09.2014 N 03-03-06/1/47331, ФНС России от 12.04.2013 N ЕД-4-3/6811).

Таким образом, если в соответствии с учетной политикой для целей налогового учета транспортные расходы признаются косвенными, у организации имеется основание для отражения таких расходов единовременно при подписании акта выполненных работ с транспортной компанией.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

  • Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет поступления материалов с 1 января 2021 года в соответствии с ФСБУ 5/2019;
  • Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет приобретения материалов за плату c 1 января 2021 года в соответствии с ФСБУ 5/2019;
  • Энциклопедия решений. Учет расходов на приобретение работ и услуг производственного характера;
  • Энциклопедия решений. Формирование себестоимости готовой продукции в бухгалтерском учете с 1 января 2021 года в соответствии с ФСБУ 5/2019;
  • Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет готовой продукции с 1 января 2021 года в соответствии с ФСБУ 5/2019;
  • Вопрос: В состав каких расходов (прямых или косвенных) следует включать затраты на транспортные услуги, оказываемые ИП, по перевозке круглого леса, используемого непосредственно в основном производстве готовой продукции (пиломатериалы)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2020)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шпилевая Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации «Содружество» Мельникова Елена

23 марта 2023 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Как продавцу учесть расходы на доставку товаров и какие при этом понадобятся документы

Рассмотрим такую ситуацию: поставщик самостоятельно доставляет товары покупателю. Все издержки, которые при этом появляются, продавец может предъявить контрагенту двумя способами. Либо включить в цену товара, либо выставить на сумму транспортных затрат отдельный счет. Для каждого из этих двух способов понадобятся свои особые документы. Да и проводки будут отличаться. Вот об этих тонкостях учета я сегодня расскажу. Сразу оговорюсь – речь пойдет о доставке автомобильным транспортом. Ведь перевозками железнодорожным, морским и воздушным транспортом занимаются специализированные компании.

Расходы на доставку включены в цену товаров

Вот самый простой вариант – включить стоимость доставки в цену товаров. Причем это удобно как с точки зрения учета, так и в плане документального оформления.

Доставка нигде в документах, передаваемых покупателю, не фигурирует. То есть о ней ваша компания не упоминает в тексте договора. В счете-фактуре стоимость доставки вы не выделяете. И отдельный счет тоже выставлять не надо. Только обязательно оформите путевой лист. Без этого документа налоговики точно снимут расходы на бензин.

Производственные и торговые организации по-разному отражают расходы на доставку при расчете налога на прибыль. Первые (если применяют метод начисления) могут включить такие расходы в состав прямых или косвенных. Об этом сказано в пункте 1 статьи 318 НК РФ. Прямые расходы будут уменьшать налог на прибыль по мере того, как компания станет признавать выручку от реализации готовой продукции.

Если же расходы на доставку вы учитываете как косвенные, то их можно списать единовременно в том периоде, в котором они были произведены. То есть дожидаться, пока компания признает выручку, не нужно.

А торговые организации расходы на доставку учитывают в том периоде, когда они имели место. Дата оплаты и момент, когда компания признает выручку от реализации ТМЦ, роли не играют.

Ну а входной НДС по расходам, связанным с доставкой (например, со стоимости топлива), можно принять к вычету по общим правилам. То есть когда компания выполнит требования статей 171 и 172 НК РФ.

Пример 1

Компания на общем режиме отражает в учете расходы на доставку, включенные в цену готовой продукции

ООО «Юпитер» занимается изготовлением кирпичей и доставляет их покупателям самостоятельно. Согласно договору купли-продажи право собственности на отгружаемую продукцию переходит к покупателю в момент ее получения.

В сентябре для доставки покупателю партии в 10 000 штук стоимостью 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.) использовали арендованный грузовик.

Затраты на его аренду составили 1180 руб. (в том числе НДС – 180 руб.). Стоимость израсходованных материалов (включая ГСМ) – 2000 руб. Зарплата (в том числе страховые взносы с зарплаты) водителя – 1850 руб. Таким образом, компания потратила на доставку 4850 руб. (1000 + 2000 + 1850). Эта сумма была учтена в цене товаров.

Организация утвердила один и тот же перечень прямых затрат и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Поэтому себестоимость готовой продукции и здесь и там составляет 40 000 руб. Затраты на доставку не входят в перечень прямых затрат ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете. Налог на прибыль организация рассчитывает ежемесячно методом начисления. Проводки будут такими (для простоты не буду приводить те записи, которые связаны с зарплатой водителя, страховыми взносами и НДФЛ):

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 60
– 1000 руб. (1180 – 180) – учтена стоимость аренды грузовика;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 180 руб. – выделен НДС с услуг по аренде;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
– 180 руб. – принят к вычету НДС с услуг по аренде;

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 10
– 2000 руб. – списана стоимость израсходованных материалов (включая ГСМ);

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 118 000 руб. – отгружена готовая продукция покупателю;

ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 18 000 руб. – начислен НДС с реализованной готовой продукции;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 43
– 40 000 руб. – списана себестоимость реализованной готовой продукции;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 23
– 4850 руб. – списаны расходы на доставку готовой продукции.

При расчете налога на прибыль расходы на доставку учтены в тот же день, когда списана себестоимость реализуемой продукции. Дело в том, что доходы от реализации готовой продукции были признаны в месяце, в котором ее доставили покупателю. При расчете налога на прибыль в сентябре были признаны доходы в сумме 100 000 руб. (118 000 – 18 000) и расходы в размере 44 850 руб. (4850 + 40 000).

Вопрос участника

– Надо ли составлять транспортную накладную, если стоимость доставки продавец включает в цену товаров?

– Нет, не надо. Дело в том, что отдельный договор перевозки вы не заключаете. Да и про саму доставку нигде в документах, передаваемых покупателю, нет ни слова. Значит, и транспортная накладная не нужна. Правильность данного вывода подтверждают чиновники Минфина России в письме от 17 августа 2011 г. № 03-03-06/1/498.

Стоимость доставки выделена в договоре либо вы заключили с контрагентом отдельный договор на перевозку товара.

Теперь рассмотрим второй способ – стоимость доставки установлена сверх цены товаров. Соответственно, ваша компания выставляет отдельный счет на доставку.

Как и в предыдущем случае, вам необходимо составить путевой лист. Так вы обоснуете расходы на бензин. Кроме того, обязательно оформите транспортную накладную.

Причем по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272. Самостоятельно разработать бланк накладной компании не вправе. Об этом чиновники из Минфина России предупредили в письме от 28 января 2013 г. № 03-03-06/1/36.

Еще чаще всего оформляют акт оказанных услуг. Жесткой формы для него нет. Поэтому вы можете сами ее разработать (см. ниже. – Примеч. ред.).

О лекторе

Наталья Анатольевна Олейникова окончила Московский Государственный Университет пищевой промышленности. Работала главным бухгалтером. Прошла обучение и успешно сдала экзамены на аттестат аудитора. С 2002 является аудитором в области общего аудита. Успешно прошла обучение и имеет свидетельство налогового консультанта.

Вообще, акт необязателен. Но хуже от того, что вы его оформите, точно не будет.

Понадобится еще один документ. В нем вы опишете, что именно перевозите. Например, это может быть товарная накладная по типовой форме № ТОРГ-12. Либо иной документ. Самое главное, чтобы в нем были все реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

И наконец, счет-фактура. В нем выделите в разных позициях стоимость ТМЦ и доставки. А если заключен отдельный договор на перевозку, выставите два счета-фактуры: один на товары, а второй – на услуги по доставке.

При методе начисления доходы от оказания услуг по доставке готовой продукции (товаров) учитывайте в периоде, когда они начислены. Так предусмотрено пунктом 1 статьи 271 НК РФ. А расходы на транспортировку отразите в том месяце, в котором они произведены. То есть их не нужно распределять на остатки незавершенного производства. Например, это зарплата водителей, которая является разновидностью расходов на оплату труда.

Комментарий редакции

Как оформить путевой лист

Типовые формы путевых листов приведены в постановлении Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. Но их обязаны применять только специализированные транспортные предприятия. А все остальные организации могут разработать удобную форму документа самостоятельно (подробнее читайте в статье «Рекомендации коллег, как удобно и без ошибок оформлять путевые листы»).

При этом помните, что есть реквизиты, которые обязательно надо указать в документе. Они перечислены в приказе Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152. В частности, это срок действия путевого листа и тип транспортного средства. Также следует заполнять показания одометра при выезде машины из гаража и возвращении. В заголовочной части путевого листа обязательно поставьте печать или штамп компании.

Не забудьте также и об обязательных реквизитах для любой первички, прописанных в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Услуги по доставке, оплаченные сверх цены товаров, облагаются НДС. Ставка налога зависит от места назначения доставки. Как правило, она составляет 18 процентов. Но если вы вывозите товары в таможенной процедуре экспорта, то услуги по доставке облагайте НДС по ставке 0 процентов. То же самое и когда вы помещаете продукцию под процедуру свободной таможенной зоны. Ну а что касается входного НДС, то его вы примете к вычету по общим правилам.

Пример 2

Компания на ОСНО отражает в учете расходы на доставку, оплачиваемые покупателем сверх цены приобретаемой готовой продукции

ООО «Юпитер» занимается производством кирпича. В сентябре была продана партия товара в 10 000 штук. Стоимость их доставки (оплачиваемая покупателем отдельно) составила 8260 руб. (в том числе НДС – 1260 руб.). Компания доставила товар покупателю собственными силами. Себестоимость перевозки формируют следующие расходы:

– 300 руб. – амортизация автомобиля;

– 1500 руб. – стоимость израсходованных материалов (включая дизтопливо);

– 2150 руб. – зарплата водителя (в том числе обязательные страховые взносы).

Опять же не буду приводить проводки по затратам, формирующим стоимость доставки. Организация налог на прибыль рассчитывает помесячно. Доходы и расходы определяет методом начисления. Бухгалтер сделал следующие проводки в учете:

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 23
– 3950 руб. (300 + 1500 + 2150) – списана себестоимость оказанных услуг по доставке;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 8260 руб. – отражена выручка от реализации услуг по доставке;

ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 1260 руб. – начислен НДС со стоимости услуг по доставке.

При расчете налога на прибыль компания отразила доход в сумме 7000 руб. (8260 – 1260) и расход на доставку в размере 3950 руб.

Конспект подготовил Роман Тимохин

О семинаре

Место проведения: г. Москва
Тема: «Все о доставке товаров силами продавца»
Длительность: 7 часов
Стоимость: 9000 рублей
Компания-организатор:
АКГ «Градиент Альфа»,
тел. (495) 740-12-64,
gradient-alpha.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *