Как делают меловую краску
Перейти к содержимому

Как делают меловую краску

  • автор:

Тонкости изготовления меловой краски своими руками

Существует утверждение, что ремонт дело затратное и хлопотное, но на сегодняшний день и этот процесс может быть интересным и даже увлекательным, особенно если некоторые виды работ делать своими руками. Преобразить интерьер любого помещения можно с помощью меловой краски, имеющей свои особенности и преимущества перед остальными отделочными материалами.

Особенности меловой краски

Одной из особенностей данного вида краски является способность образовывать на поверхности довольно прочное покрытие с матовым оттенком. Краска, в зависимости от вида покрытия, может быть грифельной или фактурной. Главным достоинством этой краски является формирование устойчивой к истиранию поверхности, которую можно обрабатывать мыльным раствором, не говоря о том, что удаление мелового рисунка не составит труда.

Меловая краска относится к универсальным отделочным средствам, так как отлично ложится на большинство материалов, будь то дерево, металл, камень или стекло. С её помощью можно преобразить поверхность любой мебели, ведь нанести её довольно просто, а уложенный слой высыхает очень быстро.

Не важно по какой поверхности наносится состав, образованный слой поможет скрыть большинство имеющихся дефектов и на дереве, и на металле.

Экологическая безопасность данной краски вне всяких сомнений. Она не токсична и не выделяет в окружающее пространство вредных веществ. Материал пожаробезопасен, поэтому украшать им поверхности можно в любом помещении. Но стоит помнить, что грифельная краска относится к видам, которые используют только для внутренних работ.

Окраска меловым составом возможна в помещении любого назначения, будь то детская, кухня или прихожая. Для детей грифельная поверхность — это возможность проявить свои таланты, ведь на ней можно рисовать. Кухня – ещё одно помещение, где грифельная поверхность придётся кстати. На шкафчиках кухонного гарнитура, в области столешницы или стене, поверхность, покрытая меловой краской, поможет записать рецепты, оставить напоминания домочадцам, составить меню или список покупок.

Прихожая также является прекрасным местом для грифельных поверхностей. Напоминания, написанные на поверхности, не дадут забыть о том, что нужно взять с собой, уходя из дома, или срочно записать телефон.

С помощью меловой краски можно декорировать практически любые предметы: поднос, банку для круп, разделочную доску, ёмкость с растениями и прочие вещи, которые нужно подписать.

Грифельные краски широко используются не только в домашних условиях, но и применяются для отделки публичных заведений: кафе, баров, ресторанов, офисов.

Виды

Подразделение на виды осуществляется за счёт состава краски и типа поверхности, полученной в результате нанесения слоя. Созданная британским дизайнером в 1990 году, меловая краска имела оригинальный состав и продавалась под маркой Chalk Paint. Рецепт данного состава не раскрыт до сих пор, поэтому на рынке существует множество экземпляров, изготовленных из самых разных компонентов. Все краски имеют водную основу, а присутствующие в них добавки, дают меловым составам соответствующие названия.

Смоляные краски содержат в своём составе смолы, имеющие натуральное или синтетическое происхождение. В составе минеральных видов присутствуют силикаты.

У молочных красок добавочным компонентом является казеин, а масляные содержат льняное масло. Любая из этих красок может быть использована для художественной росписи по стеклу, металлу или дереву, главное – подобрать подходящий вариант.

Готовые меловые составы выпускаются в банках или баллончиках. Самым известным на сегодняшний день является финский производитель, выпускающий широкий ассортимент лакокрасочной продукции, в том числе и грифельную краску. Покрытие, образованное меловой краской, может иметь разную по фактуре поверхность: гладкую, пригодную для рисования, и бугристую, имеющую рельеф.

Шведская или финская краски, образующие гладкую или структурную поверхность, принадлежат к разному типу, и отличаются некоторыми компонентами, придающими те или иные свойства нанесённому слою. Основой фактурной или грифельной краски является акриловая, силиконовая или латексная (резиновая) эмульсия.

Для придания магнитных свойств грифельной поверхности в состав латексной эмульсии добавляют мелкие частички металла. Именно они придают краске магнитные свойства. Магнитная краска отлично ложиться на любые материалы, а образованная поверхность является хорошим подспорьем в обучающих занятиях для детей.

Эмульсии, создающие на поверхности эффект грифельной доски, имеют, как правило, тёмные цвета: чёрный, серый, металлик, тёмно-зелёный, бордовый и коричневый. Это необходимо для того, чтобы меловой рисунок был заметен на поверхности. Выпускается также и бесцветное основание, которому можно придать любой оттенок, добавив в ёмкость колер или покрасив цветную поверхность.

Для декорирования отдельных предметов и окраски стен, часто используется перламутровая краска. Белый цвет чаще всего используется для отделки потолочной поверхности. Побелка потолка может осуществляться как готовыми составами, так приготовленными в домашних условиях. Для материалов, подвергающихся нагреву, используют специальные термостойкие или огнеупорные составы.

Для того, чтобы нанесённый рисунок держался на поверхности как можно дольше, декорированный предмет, отправляют на обжиг в печь. Возможность длительного температурного воздействия возможна благодаря высокой термостойкости меловых составов. К ним относятся витражные краски, используемые для росписи по стеклу или керамике.

Что понадобится для приготовления?

Для того, чтобы приготовить меловую структурную краску, необходимо подготовить несколько компонентов. Основой, как правило, является готовый акриловый или латексный состав «Звезда». Акриловая краска — это вечная классика и основа для всех видов меловых составов.

Для образования бугристой поверхности понадобится наполнитель. В качестве наполнителя могут быть использованы самые разные материалы: каменная крошка, кварцевая пыль, волокна синтетического происхождения и прочие компоненты, придающие окрашиваемому материалу привлекательную рельефность. Данные компоненты классифицируют в зависимости от размера частиц: крупнозернистые (до 2мм), мелкозернистые (≥0,5 мм) и средние частички (до1 мм).

Известно, что акриловый состав быстро сохнет, но данное свойство краски не всегда носит положительный характер. В ходе выполнения художественных и декоративных работ, быстрое высыхание не является преимуществом, и поэтому, в подготавливаемый раствор добавляют замедлитель высыхания. В качестве закрепляющего компонента используется закрепитель. Он не только создаёт меловой эффект поверхности, но и обеспечивает адгезию состава с материалом.

Использование обычной шпаклёвки, гипса или затирки придаёт поверхности прочность и устойчивость к механическому воздействию.

Компонентами фактурных красок являются частицы твёрдого вещества, а для придания составу нужной консистенции добавляют растворитель. В качестве разбавителя акриловых и латексных компонентов используют воду.

Для нанесения состава можно использовать разные инструменты. Использование тех или иных инструментов зависит от густоты красящего состава и места их применения. Для нанесения жидких составов используют распылитель, а для красок с густой консистенцией пользуются кистями, валиками и губкой.

Рецепты

Для того, чтобы приготовить меловую краску, потребуется не так много ингредиентов. Большинство из них знакомо каждому, да и стоимость собственноручно приготовленных составов гораздо меньше, чем у готовых красок.

Существует несколько рецептов, с помощью которых можно получить поверхность с эффектом грифельной доски. Основу каждого рецепта составляет акриловая краска, подбираемая исходя из места проведения работ. Фасадная краска используется для наружных работ, а для покраски поверхностей, находящихся внутри помещения, используется другой состав.

  • Рецепт №1. Необходимо смешать 200 гр. акрилового состава с двумя ложками цемента. Можно использовать чистый цемент или его смесь.
  • Рецепт №2. Данный рецепт подходит для окрашивания небольших поверхностей. Состав смеси включает в себя три части краски, одну часть акрилового матового лака, одну часть цемента, шпаклёвки или плиточной затирки, и одну часть воды.

Для получения меловой поверхности можно использовать такой компонент, как обычная пищевая сода. На 2/3 части красящего состава потребуется 1/3 часть соды. Вместо соды можно использовать крахмал. Соотношение компонентов такое же, но воды для разбавления потребуется чуть больше.

Для того, чтобы сделать самый лучший состав, который ляжет ровным слоем, не потребует шлифования и подойдёт для нанесения на любой материал, нужно приготовить смесь из карбоната кальция (мела) и краски. Порошковая масса карбоната кальция смешивается с краской в аналогичных пропорциях, что и сода. Использования мела для окрашивания поверхностей — это вековая традиция, поэтому данный рецепт является самым распространённым и востребованным.

Оптимальным вариантом является строительный гипс, смешиваемый с краской в пропорции 3:1. Для рельефности в состав добавляют разные компоненты. Их выбор зависит от ожидаемого эффекта.

Текстурную бархатную поверхность можно получить, добавив в основной состав металлические опилки и кварцевый песок. Такой состав является отличным решением для отделки стен.

Технология окрашивания

Окрашивание фактурной или грифельной основы требует некоторой подготовки поверхности и инструментов. Для нанесения грифельного слоя может потребоваться кисть, если площадь поверхности небольшая, и валик, если поверхность имеет значительные размеры. Для нанесения слоя фактурной краски могут быть использованы простые или зубчатые шпатели, губки с трафаретами, жёсткие щётки и структурный валик.

Выбор инструмента зависит от желания владельца и ожидаемого эффекта.

Подготовку к окрашиванию следует начать с очищения от старых покрытий. Для нанесения слоя грифельной краски следует избавить поверхность от неровностей, отшлифовав её с помощью наждачной бумаги, особенно если основа силиконовая. При окрашивании поверхности фактурной основой можно убрать лишь крупные дефекты, и, при необходимости, прогрунтовать. Краска отлично ляжет на поверхность из бетона, кирпича, камня и штукатурки, не потребовав при этом утомительного выравнивания.

Для того, чтобы грифельная (маркерная) и структурная краска легла ровным слоем, нужно тщательно перемешать состав, и только после этого перелить его в подготовленную ёмкость. Окраску поверхности следует начинать с труднодоступных мест, постепенно переходя к основной поверхности. После нанесения первого слоя нужно дождаться полного его высыхания, и только тогда нанести второй слой.

ПОЧЕМУ МЕЛОВАЯ КРАСКА СДЕЛАННАЯ СВОИМИ РУКАМИ ХУЖЕ ЗАВОДСКОЙ КРАСКИ

Меловая краска набирает в последние годы большую популярность. С помощью меловой краски легко создать эффекты состаривания на различных поверхностях. Предметы интерьера и мебель разных форм и стилей, покрытые меловой краской, создают непередаваемый шарм.

Меловая краска 1.jpg

Меловой краска называется из-за эффекта, который с ее помощью создается на поверхности. Например, если покрывать такой краской мебель, то она будет глубоко матовой и слегка шероховатой. Это смотрится модно, современно и эффектно. Дизайнеры часто называют меловую краску мелковой. Впервые такая краска появилась еще в 1990 году. Тогда компания Chalk Paint впервые выпустила уникальную по составу краску. Идея создания такой краски принадлежит дизайнеру Энни Слоан. Ничего похожего на меловую краску в тот момент на строительном рынке не было. Сам производитель держит формулу в строжайшем секрете. Несмотря на то, что краска была очень качественной и пользовалась спросом, она была очень дорогой и покупателям хотелось иметь возможность приобрести более дешевые составы с аналогичными свойствами. Потому что, если, например, использовать несколько цветов меловой краски в одном помещении, то стоимость дизайна выйдет просто заоблачной. А ремонт и так всегда чреват крупными финансовыми тратами.

Где применяется меловая краска

Меловая краска 2.jpg

У меловой краски широкий спектр применения. Она может использоваться для мебельного декора. С ее помощью легко поменять цвет и фактуру изделий. Также с меловой краской можно создавать стильные дизайны интерьеров. Она хорошо ложится на разные поверхности, может использоваться на стенах и потолках, различных предметах. Поверхности получаются бархатистыми, приятными на ощупь. Смотрятся они необычно, ярко. Сразу обращают на себя внимание посетителей. Меловая краска очень востребована у дизайнеров. С ее помощью они создают необычные эффекты. Например, состаривание, фроттаж, естественный кракелюр и прочее. Есть еще одно свойство, которое делает меловую краску удобной в работе. Она не отшелушивается, не отслаивается. При этом отлично поддается обработке наждачкой. Поэтому, если нужно создать так называемый «эффект потертости», то меловая краска – это идеальный вариант.

Самостоятельное изготовление меловой краски

Казалось бы, зачем самостоятельно изготавливать меловую краску, если сейчас любые строительные составы можно купить в магазинах. Но, оказалось, есть причины. Оригинальная меловая краска от зарубежного производителя стоит дорого. 1 литр обойдется в 1800-2000 рублей. К тому же, еще попробуй найди такую краску. Из-за санкций многие зарубежные производители просто перестали поставлять свои товары в Россию. Ну, а раз есть спрос, есть и предложение. Технологи отечественных предприятий разработали собственные рецепты. Мастера-отделочники и дизайнеры стали изготавливать меловую краску по авторским способам, логично рассудив, что раз она «меловая», значит, надо просто добавить в состав мел. Большинство делают так называемую меловую краску на основе акриловой или латексной. Добавляют в состав вяжущий наполнитель, улучшающий свойство полимеров. Наполнители бывают разные. И свойства у краски после их внесения тоже получаются разные. Наполнитель Карбонат кальция Это, по сути, кормовой мел. Строительный мел не годится из-за специфических добавок в составе. Если нужен небольшой объем краски, используют зубной порошок без добавок. Приобретают его в обычных магазинах. Или покупают карбонат кальция в таблетках в аптеке. На две части краски добавляют одну часть карбоната. Анализ стоимости и полученного эффекта:
– Один килограмм карбоната кальция стоит 500-600 рублей.
– Поверхность с краской, в которую добавлен карбонат, выглядит матовой, текстура равномерная.
– Краска обладает очень хорошей адгезией. Поверхность после двух слоев нанесения выглядит ровной и матовой.
– Краска с наполнителем из карбоната кальция не требует шлифования после высыхания, поэтому оптимально подходит для реставрации мебели и иных предметов интерьера.
Наполнитель Пищевая сода Наполнитель выбран умельцами, очевидно, из-за белого цвета и достаточной степени мелкости. Анализ стоимости и полученного эффекта:
– Стоимость бикарбоната является очень низкая, товар легко приобрести в обычном супермаркете.
– Текстура на вид получается матовой, но при этом она зернистая и излишне массивная. После высыхания поверхность нуждается в шлифовке.
– Сцепление покрытия с поверхностью хорошее, но требуется нанесение не менее трех слоев краски.
– Краску с наполнителем из пищевой соды нельзя использовать для покраски мебели. Этот вариант больше подходит для декора, например, для создания эффекта песка на стеклянных поверхностях.
Наполнитель Затирка для плитки С помощью плиточной затирки, добавленной в краску, можно получить плотное и гладкое покрытие. Затирка может быть разной: есть вариант на цементной, есть на эпоксидной основе. Цементная основа лучше подходит для матовой краски. Анализ стоимости и полученного эффекта:
– Стоимость затирки средняя, товар легко приобрести в любом строительном магазине.
– Текстура на вид получается матовой, но при этом достаточно гладкой. После высыхания поверхность нуждается в шлифовке.
– Сцепление покрытия с поверхностью отличное.
– Очень трудно подобрать нужный процент наполнителя. Причем результат приходится проверять на пробном выкрасе.
Наполнитель Кукурузный крахмал Используется, потому что белый и потому что – порошок. Анализ стоимости и полученного эффекта:
– Кукурузный крахмал – достаточно дешевый наполнитель, его легко можно купить в любом продуктовом магазине.
– Текстура поверхности после краски с добавлением кукурузного крахмала выглядит матовой, но проглядывают мазки. Поэтому требуется шлифовка.
– Краска с наполнителем из кукурузного крахмала обладает достаточно хорошей адгезией, после двух слоев покрытие получается идеально ровным.
– Не рекомендуется применять краску с наполнителем из кукурузного крахмала для покраски мебели, этот состав подходит для объектов небольшого размера.
Для самостоятельного изготовления меловой краски можно так же использовать алебастр, гипс, глину, тальк.

Почему же меловая краска, сделанная своими руками, хуже заводской?

Меловая краска 3.jpg

Ниже приведены несколько причин, по которым люди решаются на самостоятельное изготовление краски. И комментарии их оппонентов, ратующих за краски промышленного производства. Причина 1. Меловая краска очень дорогая, поэтому проще ее сделать своими руками. Комментарий. Продавцы оригинальной меловой краски Chalk Paint утверждают, что только их краска обладает уникальными свойствами и поэтому стоит своих денег. И ссылаются на английскую пословицу: «Мы не так богаты, чтобы покупать дешевые вещи». Однако производство строительных материалов сейчас развивается семимильными шагами, и вот уже и отечественные производители могут предложить меловую краску, которая ничуть не хуже по всем характеристикам, чем Chalk Paint. На маркетплейсах есть сотни отзывов о PaintGuard КРАСКА ДЛЯ МЕБЕЛИ (МЕЛОВАЯ). Отзывы, в основном, положительные и восторженные. При этом PaintGuard КРАСКА ДЛЯ МЕБЕЛИ (МЕЛОВАЯ) стоит 330 руб за поллитра. При расходе в 100 грамм на квадратный метр этого хватит на ПЯТЬ квадратных метров поверхности! Это сводит на нет всю выгоду от самостоятельного изготовления краски. Там мороки гораздо больше: купи краску, наполнитель, замешай. Недосыпали наполнителя – потечет. Пересыпали – будет наноситься комками. Плохо размешали – поверхность будет неравномерной толщины, с дефектами. А здесь можно купить готовый состав за вполне вменяемые деньги и не иметь всех этих проблем! Причина 2. Оригинальной меловой краской можно красить любые поверхности абсолютно без подготовки. «Не нужно шкурить, грунтовать, шпатлевать. Просто берете краску и красите» — гласят рекламные материалы производителя оригинальной краски. Комментарий. Оригинальной меловой краской, возможно, можно красить без подготовки любые поверхности. Но, те, кто решается на создание своего рецепта для основы краски берут обычную краску из магазина (акриловую, латексную). А у нее свои требования – чаще всего, стандартные – зачистить поверхность, загрунтовать, обезжирить и т. д. Причина 3. Среди множества уникальных свойств меловой краски одно из важнейших – удобство работы: состав не течет и не дает подтеков. Ее легко можно наносить на вертикальные поверхности, не разбирая мебель на детали. Комментарий. Такие качества действительно присущи меловой краске. Но это не значит, что самодельная краска заведомо будет обладать этими качествами. Недосыпали наполнителя – потечет. Пересыпали – будет наноситься комками. Плохо размешали – поверхность будет неравномерной толщины, с дефектами. Причина 4. Меловая краска не пахнет при нанесении и быстро высыхает. Комментарий. Самодельная краска будет пахнуть той основой, на которой ее сделали. Скорость высыхания будет так же зависеть от основы. И еще один маленький нюанс на тот случай, когда в качестве наполнителя используется гипс, штукатурка, затирка для швов. Наиболее наглядным будет пример с гипсом. Гипс как строительный материал обладает основным преимуществом. После смешивания с водой он некоторое время остается пластичным, а потом быстро застывает и набирает прочность. Проведем аналогию: краску для основы чаще всего выбирают водорастворимую. Вода + гипс = можно не успеть докрасить свою мебель. Причина 5. Одно из достоинств меловой краски: покрашенная поверхность получается ровная, бархатистая, приятная на ощупь. Комментарий. При самостоятельном изготовлении такая поверхность может не получится. Чуть-чуть недосыпали наполнителя – и получили ровный глянцевый слой обычно краски. Чуть-чуть пересыпали – и получили не краску, а штукатурку, которую впору наносить не кисточкой, а шпателем. Вот скажите, у вас есть время на подобные эксперименты? Ведь вы хотели мебель покрасить или декор в комнате сделать, а не заняться изысканием в области ЛКМ.

Меловая краска

Меловая краска далеко не самый востребованный красочный материал для отделки, декора и мебели. Но у меловых красок имеются редкие преимущества – бархатистая поверхность, способность закрывать изъяны основания, особая декоративность и эффект старины. Покрытие меловой краской моментально сохнет и отлично шлифуется. Немаловажны и плюсы дешевых и доступных ингредиентов для самодельного состава. Фирмы хранят свои секреты рецептов и технологии изготовления меловых красок, многие компоненты – минеральные добавки и пропорции вяжущего — совершенно неизвестны потребителям. Можно экспериментировать с акриловыми и латексными красками, шпатлевками и грунтовками в качестве основы для самодельной меловой краски.

Меловая краска 13886

Экологические качества меловых красок неоспоримы: краска подходит для детских игрушек и кроваток, для кухни и рукоделия. При условии подготовки основания (стеклянистые, гладкие пластиковые, металлические и полированные поверхности требуется обработать, чтобы обеспечить сцепление с красочным слоем), можно окрасить в меловой бархат даже холодильник и пластиковые стулья, главное – финишные слой лака или воска для защиты краски, без которого меловой слой быстро покроется пятнами от воды и пальцев, мыла, капель масла и прочих бытовых загрязнений. Особенно «опасен» капельный жир, проступающий даже через последующие слои мелового окрашивания при попытках реставрации декора. Но слой мебельного лака или воска сделает отделку стойкой, поверхность можно будет мыть с водой и мылом. Если же декор и украшения размещены вне досягаемости и не требуют частого мытья – можно оставить меловой слой и без защиты. Прочность покрытия достаточна, чтобы выдержать небольшие механические нагрузки, но вот способность впитывать масло и воду не исчезает никогда, и в итоге декор недолго сохранит свою эстетику.

Меловая краска 13887

Меловые краски на базе гипсовых шпатлевок отлично ложатся на все основания при условии подготовки – по стандарту: очистка, обезжиривание и обеспыливание. Состав с гипсом отлично подойдет для окраски дверей и мебельных фасадов, деревянных стен и различного декора.

Меловая краска 13889

Опыт работы с меловыми составами может подсказать неплохие варианты декора впитывающих оснований, к примеру – из ОСБ и МДФ, для которых обычные водные дисперсии неприменимы. Но густые, не водянистые меловые составы (густота как у сметаны) высыхают на деревянной основе достаточно быстро, чтобы не произошло впитывания воды. Густыми меловыми красками успешно красят поделки из картона – никакого разбухания основы не происходит. Конечно, подобные опыты с МДФ требуют подготовки, выкрасок и экспериментальной базы. Умельцы создают авторские краски, используя мраморный порошок, различные минеральные добавки, мел и гипс, цемент, готовые акриловые и латексные ЛКМ.

Меловая краска 13897

Рецепты меловой краски

Рецепты меловой краски часто основаны на недорогих интерьерных и моющихся красках – это всем известная линейка компании ВГТ, финишные гипсовые мелкодисперсные шпатлевки на основе гипса, минеральные добавки – каменная крошка, мрамор и другие. Для бытового использования мелового состава и для творческих целей удобна готовая база. Меловая краска обычно готовится для быстрого использования; если нужны морозостойкие качества краски или нужно сохранить состав – то гипса в ингредиентах быть не должно. Для колеровки удобнее всего брать белую акриловую краску – возможен любой оттенок и насыщенность цвета. Один из популярных рецептов на базе акриловой краски: сухая гипсовая финишная шпатлевка – одна часть; белая акриловая краска для внутренних и/или наружных работ – три части; вода – до консистенции негустой сметаны. Колеруют краску или при затворении водой, или в последний этап перед использованием, но в любом случае разведенного в воде пигмента не должно быть больше, чем треть объема. Хранить такой состав можно до нескольких недель, в плотно закрытой емкости. Основной трудностью многие любители называют смешивание густой краски – это трудоемкий и ответственный процесс, состав должен стать полностью однородным. Также бывает сложно изготовить большой объем краски. Попасть в нужный цвет при дополнительном замесе практически невозможно.

Меловая краска 13891

Приведенный выше рецепт – самый простой и проверенный. Покрытие отлично шлифуется до суток, затем – приобретает такую прочность, что наждачка с трудом справляется, а водой смыть совершенно невозможно. Состав подходит для декупажа и рукоделия, для декора кухонной утвари и предметов, которые приходится часто мыть. Еще несколько простых рецептов можно привести; база — готовые акриловые и латексные краски, вяжущее — гипс, затирка; добавки — зубной порошок, пигменты.

Меловая краска 13898

Краска для быстрого использования

Буквально «на один раз» — для небольшой реставрации, декора или рукоделия. Моментально сохнет, и теряет пластичность даже в герметичной упаковке. Требуется: латексная матовая краска (пластиковый малый стакан), церезит – популярная затирка для швов толщиной до 5мм, две столовые ложки с горкой; и 4-5 ложек воды (может понадобиться больше – 5-7 ложек, то есть квантум сатис). Смешивают так: сначала воду и сухой Церезит: консистенция после смешивания должна быть как у сметаны средней густоты, и без комочков. Затем очень медленно добавляют смесь затирки и воды в латексную краску и тщательно перемешивают. Окрашивать нужно сразу же, эффект – прочная и плотная матовая поверхность. Можно колеровать сухим пигментом.

Состав на основе гипса и латексной краски

По качеству нанесения и эффекту очень похожа на предудущий рецепт, но намного пластичнее, поскольку гипс хотя и схватывается быстро, но все же не дает такой мгновенной реакции как Церезит. Работа с составом доставляет удовольствие – наносится краска легко, не течет и не комкуется. Подходит для детского творчества.

Меловая краска 13888

Готовые краски удобны в использовании, нанесение такой краски доставляет массу удовольствия – всего лишь перемешать, и можно красить, причем эффект роскошный. Единственным минусом готовых меловых красок, особенно импортных, можно назвать их стоимость. Если краски нужно много – для мебели, дверей, стен и т.д., то можно приготовить краску самостоятельно. Все, что для этого нужно – немного обычных стройматериалов, и конечно время и желание. Экспериментировать можно со старой мебелью и садовым декором: выкраски опытными составами смываются водой в течении нескольких суток, без всякого вреда для экологии. Для сравнения можно сделать выкраску обычной акриловой краской и приготовленной меловой – результат обычно удивляет в пользу мелового состава: покрытие прочнее, нанесение – легче, укрывистось и плотность единственного слоя не идет ни в какое сравнение с латексно-акриловыми составами; высыхание очень быстрое, от нескольких минут до часа-двух в зависимости от состава и густоты краски. О декоративном эффекте бархата можно и не говорить – это первое, что привлекает в меловых красках.

Меловая краска 13892

Покрытие можно обрабатывать шкуркой, доводить до матового блеска. Подготовка и опыты с самодельными меловыми составами занимают немалое время. Возможны различные эффекты и сюрпризы – как приятные, так и не очень; основным казусом знатоки меловых красок называют потемнение после окраски, а также и проступание желтизны и темных пятен в местах соединений, стыков и швов окрашенного основания. Чтобы не было пятен, применяют «блокирующие» грунты – это могут быть дорогие импортные грунтовки или густые самодельные шпатлевки на гипсовой основе. Вот еще несколько нюансов меловой краски:

  • Можно использовать для изготовления краски алебастр (строительный гипс), или купить готовую сухую финишную шпатлевку на гипсовой основе и хранить ее в герметичной таре.
  • Шпатлевка по сравнению с гипсом дает плюс долгого хранения, к тому же мелкодисперсная, практически пыль — смешивать легко и краска получается пластичной и однородной.
  • Фактурную краску можно приготовить на основе гипсовой штукатурки.
  • Добавка зубного порошка (химически это чистый карбонат кальция, иногда с эфирным маслом и содой) делает поверхность очень декоративной – с шершавым, «шагреневым» эффектом.
  • Краску с излишком мела или гипса называют «перемелованной», оттого что сохнет нанесенный слой мгновенно – не успеваешь нанести на основание и растереть. Но для фактурных и лепных декоров – самое то.
  • Обычно темную мебель удается полностью перекрасить в пастельный цвет тремя слоями меловой краски.
  • По старым орнаментам и пятнам на основании под меловую краску лучше грунтовать не акриловыми составами, а алкидными – лучше блокирует темноту и контуры. Темные цвета могут проступать через пять и более слоев мелового окрашивания, причем не сразу, а со временем: лучше предупредить, чем потом реставрировать. И конечно, не следует пренебрегать выкрасками и пробами.
  • Красить можно и кистями, и валиками, но с тонкой велюровой шубкой. Слой окраски валиком получается плотный и однородный, а кистью можно создать оригинальную текстуру.

Меловая краска 13893

По ламинированным поверхностям можно не шкурить, все равно не получится. Эффект нанесения зависит от рецепта и густоты краски, как правило – меловые краски отлично ложатся на ламинат и прочно держатся. Особое внимание следует уделить обезжириванию такой основы – спиртом, уксусным раствором. Но лакированные и глянцевые основания следует обработать мелкой наждачной бумагой, чтобы обеспечить адгезию. Имеются готовые составы, которые отлично ложатся на необработанное стекло.

Меловая краска 13894

Применение меловой краски

Меловые краски дали новые возможности для декора, и нет ничего удивительного в том, что любители рукоделия очень ценят «меловой эксклюзив». Главное, как в любом творчестве – не спешить и не повторять рецепты бездумно, а пробовать и не жалеть времени и сил на эксперименты с рецептурой меловой краски. А также и пробовать различные финишные затирки – например, удивительным воском для мебели и кожи, малоизвестным составом под названием «пунический воск», или ганозис.

Секреты самодельной меловой краски

Взяться за эту статью меня побудил мастер-класс, который я опубликовала недавно — «Реставрация старой полки с помощью самодельной меловой краски». Когда я анализировала комментарии к мастер-классу, то поняла, что о меловой краске очень мало знают даже специалисты по реставрации мебели, не то что простые люди. Но в комментариях много не пояснишь, поэтому в отдельной публикации я решила написать немного об истории и сути меловой краски и подробнее остановиться на секретах самодельной меловой краски. Сразу оговорюсь, что эта статья не претендует на какой-то абсолют, не имеет химико-технологических тонкостей, это просто обобщение накопленного материала по меловой краске и собственного опыта. У меня нет образования химика или технолога химической промышленности, или чего-либо подобного, поэтому в дебри технологии лакокрасочных материалов я лезть не собираюсь, а расскажу о тех материалах, которые можно купить в строительном магазине. Это статья о том, как с минимальными затратами, самыми доступными и распространенными средствами можно создать своеобразный «бытовой аналог» меловой краски для того, чтобы любая хозяйка могла обновить свой интерьер.

Начну с небольшой предыстории. Почти два года назад наша семья взяла ипотеку и купила новую квартиру. Почти сразу после этого я вышла в отпуск по уходу за ребенком. Естественно, ни на что лишнее денег нет, а хочется и ремонт сделать, и мебель обновить. «Ну раз нет денег на новую мебель, то пока обновим старую,» — так я решила и стала искать способы, как сделать стильной старую мебель. Особая проблема была со шкафом, у которого ламинированные дверцы. Алкидными сильно пахнущими красками красить нельзя, дома грудной ребенок, а акриловая краска облезает. Тогда я начала копаться в интернете, какие еще существуют материалы для покраски мебели и наткнулась на бесплатную книгу Светланы Шамшиной «Меловая краска. Стильные винтажные рамки своими руками». И я решила — вот то, что я искала. К слову сказать, таких подробных публикаций на русском языке о меловой краске я больше не нашла. Поэтому в своей статье я буду опираться на эту книгу и опыт автора.

Идея создания меловой краски принадлежит британскому дизайнеру Энни Слоан. «Меловая» — по сути это дословный перевод бренда «Chalk paint». Дизайнер дала такое название из-за бархатистой матовой поверхности, которая получается после покраски. Краска укрывистая, хорошо сцепляется с поверхностью, приятная, бархатная на ощупь. Есть только одна проблема — оригинальная меловая краска «Chalk paint» в России не продается, а подобные ей достаточно дорого стоят и, если использовать для покраски несколько цветов, то это влетит в копеечку (семьи с ипотекой и мамой в декрете меня поймут). Поэтому выход один — сделать самодельную меловую краску. Рецептов опубликовано очень много, вопрос только какой из них лучший, ближайший к оригиналу?

Меня долго мучил вопрос: содержит ли меловая краска на самом деле мел? Даже при публикации мастер-класса меня реставраторы мебели «поклевали», что меловая краска содержит карбонат кальция. Для разъяснения спорного момента я обратилась непосредственно к Светлане Шамшиной, которая много лет работает с краской «Chalk paint». Так вот, оказывается никто точно не знает, из каких именно компонентов состоит оригинальная меловая краска . Производитель тщательно охраняет свой рецепт. Поэтому, все рецепты самодельной меловой краски имеют место быть, не обязательно с мелом.

Какие же плюсы можно отметить у меловой краски? Во-первых, не так часто требуется предварительная подготовка поверхности, шлифовка, грунтовка. Только если поверхность имеет стекловидное лаковое покрытие или сильно загрязнена, или есть дефекты, царапины. Во всех остальных случаях, в принципе, можно красить как есть.

Во-вторых, с краской легко работать — она быстро сохнет и ложится практически на любую поверхность: металл, стекло, дерево, керамика. Я пробовала красить стеклянные баночки, замечательный результат.

В-третьих, краска очень укрывистая. У меня был страшный, абсолютно черный стол я перекрасила в три слоя голубой меловой краской собственного изготовления. Краска прекрасно перекрывает ужасы старого покрытия.

В-четвертых, краска практически не имеет запаха и не токсична.

Исходя из этих параметров, я начала экспериментировать с различными рецептами, которые опубликованы в интернете на российских и зарубежных сайтах. Обобщив все рецепты, можно выделить основные составляющие самодельной меловой краски:

1. Водно-дисперсионная краска (латексная или акриловая). Изучив составы латексных и акриловых красок для стен и потолков, интерьерных, для внутренних и наружных работ, я пришла к выводу, что составы красок во многом схожи. Во всяком случае для приготовления самодельной меловой краски принципиальной разницы нет. Латексные краски разработаны на основе бутадиен-стирола или акрилового сополимера (чаще всего). Аккуратней будьте с карбонатными наполнителями. Есть такие латексные краски для потолков. Акриловая краска содержит в основе акриловый сополимер. Главное, чтобы это была просто краска, а не два в одном с грунтовкой или каким-либо другим наполнителем.

2. «Закрепляющий» компонент . Это может быть затирка для узких швов (чаще всего используется «Церезит»), гипс, некоторые даже штукатурку используют. Основное назначение всех этих материалов — добавить краске прочность, создать «меловой» эффект и обеспечить хорошее сцепление с поверхностью изделия. Водно-дисперсионная краска дает эластичность, а закрепитель — прочность.

3. Вода. Используется для разведения «закрепителя». Чем больше воды, тем более жидкой будет краска.

Кроме этих компонентов в рецептах рекомендуют добавлять зубной порошок (желательно без добавок), соду, крахмал. Но они только придают шершавость покрашенной поверхности и можно их добавить, если вы используете моющую краску, которая и без гипса или затирки создает прочное покрытие.

Теперь хочу остановиться на том, как я экспериментировала с разными составами меловой краски и что из этого получилось.

Рецепт на основе латексной краски и затирки для швов.

Это самый распространенный рецепт, который мне к сожалению не подошел. Его вы найдете в книге С. Шамшиной. Латексную краску я купила первую попавшуюся, отечественную от нижегородского производителя . Тогда я еще особо не вникала в состав краски. Опомнилась только тогда, когда моя меловая краска, сделанная точно по рецепту превратилась в комок. Как оказалось моя латексная краска имеет в своем составе карбонат кальция. Много, очень много. Если ее разбавить водой, то она становится рыхлой, хрупкой, смывается лаком. С затиркой они сразу не поладили. Ничего не поделаешь, не выкидывать же 3 кг краски. И я нашла ей применение — можно красиво подчеркнуть структуру дерева в изделиях. Правда я немного ее укрепила — добавила в состав буквально ложку акрилового матового лака и краска перестала облезать. Вот как я ее использовала на ключнице-вешалке.

Секреты самодельной меловой краски, фото № 1

На брашированную деревянную поверхность наносим краску, просушиваем, проходим мягкой шлифовальной губкой и протираем сухой тканью. После этого наносим матовый акриловый лак, высушиваем. Сверху наносим слой более светлой краски, просушиваем и опять слегка стираем губкой. В конце покрываем финишным матовым лаком. Создается эффект старого, потрепанного временем дерева. Работать с краской легко, не прилагаешь почти никаких усилий.

Рецепт на основе латексной краски и гипса.

Я использовала ту же самую латексную краску для потолков и гипс для детских поделок. Часто в интернете встречаешь этот рецепт. Как и в первом случае краска у меня не получилась, тоже скомковалась. Здесь в дополнение к специфичной краске добавилось не лучшее качество гипса. Но в этот раз, если скомковавшуюся краску развести с водой, то она достаточно хорошо держится на поверхности и почти не пачкает руки, если провести по окрашенной поверхности. Чтобы усовершенствовать состав я решила взять гипс лучшего качества и вспомнила, что дома есть сухая гипсовая финишная шпатлевка. Она идеально белая, мелкого «помола». Смешав шпатлевку с водой в пропорции 1:1, я добавила смесь в заколерованную латексную краску. Получился очень хороший состав, краска не скомковалась. Поверхность стала приятная на ощупь, краска укрывистая, практически не стирается. Эту краску я опробовала при декорировании шкафчиков-ключниц. Это были сборные модели достаточно внушительных размеров и самодельная меловая краска была как раз кстати.

Секреты самодельной меловой краски, фото № 2

Секреты самодельной меловой краски, фото № 3

Рецепт с акриловой краской и гипсом .

Это самый лучший рецепт, на мой взгляд. Очень прочная краска, которая идеально подходит для ламинированных поверхностей, безупречно держится на стекле. Я взяла акриловую краску для наружных и внутренних работ марки VGT и также добавила смесь воды и гипсовой шпатлевки. После окрашивания и примерно через час после просушки поверхность прекрасно декорируется, можно шлифовать, смывать, наклеивать салфетки и распечатки. Только запомните, после полной просушки (24 часа) получается очень прочное покрытие, которое практически не сошлифовывается. Я покрывала этой краской баночки для специй. Одна баночка осталась как-то не востребованной, я решила смыть краску, не получилось. Можно только специально скоблить.

Секреты самодельной меловой краски, фото № 4

Вот, наверное, на этом я хотела бы закончить свою статью. Экспериментируйте, дерзайте, вникайте в суть вещей. Надеюсь этот материал будет вам полезен. Если у вас есть собственный опыт по работе с самодельной меловой краской, давайте обсуждать и делиться мнениями. Спасибо за внимание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *