Как называется обогреватель в машине
Перейти к содержимому

Как называется обогреватель в машине

  • автор:

Что такое Вебасто?

Webasto – это название немецкой компании, которая производит автономные предпусковые подогреватели для автомобилей. Это, конечно, не единственный производитель, но авторитет фирмы на рынке столь высок, что все устройства для подогрева двигателя стали называть Вебасто. Многим такая ситуация знакома: любой копировальный прибор в быту называют Ксероксом, хотя это всего лишь имя компании, первой освоивший выпуск таких изделий.

Зачем нужен подогреватель и что он может?

Чтобы уверенно запускать мотор в сильный мороз. Прибор умеет греть двигатель перед запуском, а некоторые модели могут еще и обеспечить обогрев салона авто. Это зависит от мощности прибора. Использование подогревателей возможно на автомобилях как с бензиновыми, так и с дизельными двигателями.

Как он устроен?

Принцип работы Вебасто достаточно прост. Для работы ему нужны воздух и топливо. Воздух устройство берет с улицы, а бензин или дизельное топливо – из бака. Хотя возможна установка отдельного топливного бачка специально для подогревателя. Это позволяет использовать дизельные приборы на бензиновых машинах или наоборот. Отдельный насос и нагнетатель подают топливо и воздух в камеру сгорания. Тепло, выделяющееся при сжигании смеси, греет охлаждающую жидкость, которая прокачивается через теплообменник. Чуть не забыли сказать – Вебасто подсоединен к системе охлаждения двигателя машины. Горячая жидкость циркулирует по системе, прогревая мотор. Она же, через радиатор отопителя может обогреть и салон машины.

Вебасто для бензинового мотора и дизеля отличаются лишь системой подачи топлива в камеру сгорания. Подогреватель автоматически поддерживает заданный температурный режим и оснащен необходимы средствами обеспечения безопасной работы.

Как управлять подогревателем?

Вебасто предусматривает три возможных варианта управления. Самый простой – это небольшой пульт, установленный в салоне авто. Такой таймер позволяет запрограммировать время включения устройства. Пульт может быть и дистанционным. С ним можно управлять прогревом машины с расстояния до одного километра в зоне прямой видимости. Самая современная система управления – специальный модуль, который обеспечивает настройку режима работы подогревателя через мобильный телефон.

Чем подогреватель отличается от системы автозапуска?

Всем! Устройством, принципом работы, задачами. Подогреватель не запускает мотор, он его греет перед запуском, а заодно может прогреть и салон машины. Автозапуск заводит холодный двигатель, который греется сам и обогревает салон. Подогреватель необходим при очень низких температурах, когда запуск холодного мотора затруднен или вовсе невозможен. Автозапуском можно пользоваться в любую погоду, но против лютых холодов он бессилен. Эти системы возможно использовать совместно. Работу автозапуска на некоторых сигнализациях можно даже интегрировать с управлением подогревателем.

Достоинства и недостатки Вебасто

Основные достоинства Вебасто понятны. Это надежный запуск мотора в любой мороз, теплый салон, чистые от снега и наледи стекла, надежность в работе и умеренный расход топлива. Кроме того, пуск прогретого двигателя сильно снижает износ его деталей и экономит ресурс. Чем за это придется расплачиваться?

В первую очередь деньгами. Качественный обогреватель, тот же Вебасто, стоит немало. Да и цена на его установку, как говориться, кусается. А доверять подключение и настройку прибора непонятно кому точно не стоит. Это должны делать грамотные и опытные специалисты.

Кроме того, подогреватель требует надежного, заряженного аккумулятора – топливный насос, циркуляционный насос для охлаждающей жидкости, воздуходувка – эти устройства потребляют электрическую энергию. В баке должно быть достаточно топлива – подогреватель его довольно активно расходует, хотя все же меньше, чем молотящий на холостых оборотах двигатель. Если хотите прогревать и салон, то отопитель нужно заранее устанавливать в определенный режим.

Кому нужен подогреватель?

Прежде всего жителям холодных, северных регионов. Там, где морозы, затрудняющие запуск двигателя стоят неделями и месяцами. В средней полосе тоже случаются суровые холода. Но происходит это редко и длится недолго. Установка подогревателя здесь вряд ли будет экономически оправдана, особенно если есть возможность несколько дней обойтись без авто. А салон можно прогреть с помощью системы автозапуска. Ну а на теплом юге предпусковой подогреватель и вовсе не нужен.

Система отопления автомобиля

Тонкий металл кузова легковой машины или кабины грузовика моментально реагирует на колебания атмосферной температуры. Летом в салоне температура может повыситься до 40 – 50 градусов. Зимой температура в салоне или кабине отличается от наружного мороза на 2 -3 градуса. Водители и пассажиры автотранспорта спасаются от летнего перегрева, включая кондиционер или открывая окна. Зимой обеспечить нормальную температуру в салоне может только система отопления автомобиля. В климатических условиях России нормальная работа автомобильного отопителя актуальна две трети года.

Принцип работы автомобильного отопителя

В истории автомобиля существовали даже такие виды отопления салона, как компактные угольные и дровяные печи, газовые лампы. Позже для отопления использовались выхлопные газы. Автомобилестроители практически отказались от водяного отопления салона, которое применялось в некоторых моделях пассажирских автобусов. Нагретая вода, циркулирующая по трубопроводам под креслами и на стенах салона, быстро охлаждалась, отопительная система отличалась низким КПД.

Современные отопительные системы преимущественно используют жидкость охлаждения двигателя для обогрева салона, с ее помощью, нагретым и отфильтрованным атмосферным воздухом. Для принудительного забора воздуха используется вентилятор. Воздух нагревается теплоотдачей работающего автомобильного двигателя, интенсивность его подачи регулируется в ручном или автоматическом режиме.

обогрев салона авто

Нормально функционирующий автомобильный отопитель, который водители называют просто «печкой», зимой нагревает воздух в салоне до 20 – 25 градусов тепла. Дополнительной функцией автомобильной печки становится прогрев запотевших или заледеневших стекол машины, оттаивание примерзших стеклоочистителей.

Виды отопительных систем

В общем виде автомобильные печки разделяют на штатные (установленные автопроизводителем) и дополнительные, которые владельцы машин устанавливают самостоятельно. У большинства иномарок автомобильный отопитель собран в едином блоке с кондиционером, составляя климатическую систему.

Конструкция штатных систем отопления

Стационарная система отопления автомобиля с двигателем внутреннего сгорания (дизельным или бензиновым), в качестве источника тепла использует рабочий нагрев мотора.

У большинства отопительных систем вентилятор забора воздуха и теплообменник (радиатор печки) устанавливаются перед перегородкой моторного отсека. Отводящим и подводящим трубопроводами теплообменник соединен с системой охлаждения автомобильного двигателя. Атмосферный воздух, нагнетаемый вентилятором, при проходе через соты радиатора нагревается. После этого подогретый воздух проходит через салонный фильтр и по трубопроводам подается на вентиляционные дефлекторы салона.

схема охлаждения двигателя

Система охлаждения двигателя

У различных моделей авто дефлекторы располагаются в центральной консоли, в центре и по бокам «торпедо», под лобовым стеклом, могут выходить в ногах задних пассажиров. Обычная температура работающего двигателя в 90 градусов обеспечивает нагрев воздуха, подаваемого в салон, до 30 – 35 градусов.

Важным качеством отопительной системы становится регулировка подачи теплого воздуха. Сила подачи воздуха регулируется поворотом регулятора или нажатием кнопки с пиктограммой вентилятора (у систем кондиционирования).

Ручные регулировки направления воздуха в стороны заслонками дефлектора очень приблизительны. Гораздо точнее работают регулировки климатических установок. После установки водителем нужной температуры в бортовом компьютере, блок управления климат-контроля по температурным датчикам через сервоприводы автоматически регулирует положение открытия или закрытия заслонок.

отопитель салона авто

Устройство современного отопителя салона с кондиционером

Отопительные системы многих моделей авто могут использовать прямой и рециркуляционный режимы подачи нагретого воздуха. Режим рециркуляции работает при закрытой основной заслонке забора воздуха. В такой позиции втяжной вентилятор отопительной системы использует только объем воздуха из салона. При этом увеличивается температура воздуха, в салоне пропадают неприятные запахи дорожной пыли, автомобильных выхлопов.

Наиболее эффективно рециркуляционный режим работает в автоматических установках климат-контроля. Блок управления климатом, ориентируясь на показания газоанализаторов, автоматически включает режим рециркуляции при обнаружении вредных веществ в атмосферном воздухе. Так же автоматически режим рециркуляции отключается, если повышается процент углекислого газа в салоне от дыхания пассажиров.

Автономные отопители салона

Кроме функций отопления при включенном двигателе, в ряде случае необходимо обеспечить предварительный обогрев салона и прогрев двигателя. Для этого на грузовики и легковые модели устанавливают автономные отопители и предпусковые подогреватели. Среди качественных производителей автономных отопителей выделяются бренды Webasto, Eberspacher, российская марка «Планар».

Несмотря на недоверие владельцев легковых машин к автономным отопителям, польза такого прибора очевидна. При его применении не нужен холостой прогрев двигателя, что приносит значительную экономию горючего. Используя дистанционное включение автономного обогревателя, водитель садится за руль в теплый салон с чистыми стеклами и готовыми к работе «дворниками». Снижается износ мотора за счет отказа от холодного пуска с охлажденным маслом.

прогретый автомобиль на стоянке

Для грузовиков в ряде стран Евросоюза автономные отопители законодательно признаны обязательным оборудованием. Без них водителям магистральных грузовиков запрещено ночевать или отдыхать в кабинах на придорожных стоянках и грузовых паркингах. Таким образом европейские власти борются с дополнительными выбросами вредных выхлопов работающих двигателей в атмосферу, снижают уровень шумов.

Чаще всего автономные обогреватели работают на основном топливе двигателя. Поэтому их модели разделяют на бензиновые, дизельные, газовые. По конструкции эти обогреватели подобны.

Все модели, собранные в отдельном компактном корпусе, используют:

  • герметичную камеру сгорания;
  • трубопровод подачи горючего от штатного топливного бака;
  • нагнетатель воздуха;
  • циркуляционный насос;
  • теплообменник;
  • свечу зажигания или накала;
  • датчик перегрева;
  • блок управления.

Бензиновые подогреватели воздуха для легковых машин более компактны. При мощности, достигающей 46 кВт, их можно установить под капотом автомобиля. Дизельные отопители и предпусковые жидкостные подогреватели двигателя для грузовиков отличаются большей мощностью (до 82 кВт) и размерами.

Электрический автономный обогреватель не использует автомобильное топливо, работает по принципу тепловентилятора. Отопительное устройство часто называют автофеном. В герметичном керамическом корпусе установлены втяжной и вытяжной вентиляторы, электрическая спираль или керамические элементы, нагревающие воздух. У автономного электрического фена, питающегося от аккумулятора через прикуриватель, мощность недостаточна, чтобы полноценно отапливать салон, поэтому его используют как дополнительный источник обогрева.

устройство электрического нагревателя в автомобильном отопителе

Стационарный электрический обогреватель подобной конструкции, работающий от бортовой электросети, стал основой отопительной системы электромобилей. Именно он обеспечивает тепловой комфорт в салоне, встроенный в блок климатической системы и дополненный обогревом всех кресел машины.

Обслуживание и ремонт отопительных систем легкового автотранспорта

Самостоятельное обслуживание отопительных систем легковых автомашин обычно сводится в замене салонного фильтра, который нужно менять через 7000 – 15000 километров пробега (в зависимости от запыленности местности, загазованности городской атмосферы). Процедура замены может быть довольно сложной, так как требует разборки перчаточного ящика или педалей управления.

Замена салонного как и воздушного фильтров рекомендуется менять на реже одного раза в 15 тыс.км.

Типичные неисправности печки обычно проявляются одновременно с ухудшением работы охлаждения двигателя и связаны с засорением радиаторов грязью, пылью, тополиным пухом. Самостоятельная очистка радиаторов грубыми механическими способами не рекомендуется, так как тонкий металл теплообменника легко повредить. При обращении в автосервис механики очищают радиаторы сжатым воздухом или водной струей с соблюдением максимально возможных давлений. При более сложных поломках штатного или автономного отопителя лучше воспользоваться помощью квалифицированных специалистов.

Ремонт отопительной системы может потребовать замену:

  • радиатора (при механическом износе сот, течах антифриза);
  • крыльчатки или электродвигателя вентилятора;
  • патрубков и тройников;
  • элементов электрической схемы управления (резисторов, контроллеров, термодатчиков);
  • микроредукторов приводов заслонок;
  • кранов отопителя;
  • сервоприводов воздушных заслонок;
  • клапанов рециркуляции;
  • переключателей режимов работы.

Все демонтажные и монтажные работы с отопительной системой нужно проводить по технологическим картам производителя. Ремонт требует точной диагностики, знания расположения узлов системы, методов разборки и сборки. Квалифицированные автосервисы одновременно с ремонтом печки проводят дезинфекцию салона и воздушных вентиляционных каналов, промывают радиатор.

Система отопления и охлаждения салона автомобиля: как устроена, как работает

Аватар автора

В первых автомобилях не было системы отопления салона, людям приходилось ездить в специальных накидках.

Но требования к комфорту и безопасности движения изменились. Сейчас система отопления позволяет создать в салоне комфортные условия в холодное время года. Большинство современных автомобилей оснащены кондиционерами и системами климат-контроля, в них комфортно и в летнюю жару. Воздух должен циркулировать в салоне, даже если снаружи комфортная температура и подогрев или отопление не требуются.

Рассказываем, как устроена система вентиляции, отопления и кондиционирования в автомобиле.

Рассылка Т—Ж для автомобилистов

Советы, как не переплатить за машину, в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно
Подписаться
Подписываясь, вы принимаете условия передачи данных и политику конфиденциальности

Как устроена климатическая установка в автомобиле

У нас уже были статьи, так или иначе связанные с системой отопления, охлаждения и вентиляции. Вот они:

  • Как работает система охлаждения двигателя автомобиля.
  • Как обслужить автомобильный кондиционер.
  • Зачем нужен салонный фильтр в автомобиле.

Поэтому здесь мы не будем рассказывать, как все устроено, и сосредоточимся на том, что происходит непосредственно в салоне. Вот что есть в системе вентиляции.

Нагревательный элемент. Обычно его называют радиатором печки или радиатором отопителя. Он работает так же , как батарея в вашей квартире. Радиатор печки соединен с системой охлаждения двигателя двумя патрубками. Жидкость в системе нагревается, когда двигатель работает, и отдает тепло воздуху в салоне. Сразу после запуска мотора по системе циркулирует холодная жидкость и радиатор печки не нагревается. В салоне автомобиля будет холодно, пока мотор не прогреется.

Система обогрева нужна не только для комфорта пассажиров. Если она не работает, стекла будут запотевать в сырую погоду или обмерзать зимой, безопасно водить машину не получится.

Отопитель салона — один из множества радиаторов в машине. Фото: Velimir Zeland / Shutterstock

Отопитель салона — один из множества радиаторов в машине. Фото: Velimir Zeland / Shutterstock

Вентилятор нужен для циркуляции воздуха в салоне автомобиля. Любой салон не герметичен, но если закрыть окна и выключить вентилятор, станет очень душно. Мозг человека плохо работает при недостатке кислорода — реакция водителя замедлится, возрастет риск попасть в ДТП. Также вентилятор гонит воздух через отопитель и испаритель кондиционера, так салон прогревается и охлаждается лучше.

У всех современных автомобилей вентилятор выглядит примерно одинаково, самое заметное различие — форма лопастей. Фото: Aleksandr Kondratov / Shutterstock

У всех современных автомобилей вентилятор выглядит примерно одинаково, самое заметное различие — форма лопастей. Фото: Aleksandr Kondratov / Shutterstock

Испаритель кондиционера. Если в машине есть кондиционер, то в системе вентиляции есть испаритель. Он похож на радиатор печки, но нужен для охлаждения воздуха. Конструкция испарителя такая же , это тоже радиатор. Он часть системы кондиционирования, по нему циркулирует хладагент.

Испаритель кондиционера легко перепутать с радиатором печки, они выглядят одинаково. Но испаритель обычно более грязный: там регулярно скапливается конденсат, а на нем лучше задерживается пыль. Фото: Setta Sornnoi / Shutterstock

Испаритель кондиционера легко перепутать с радиатором печки, они выглядят одинаково. Но испаритель обычно более грязный: там регулярно скапливается конденсат, а на нем лучше задерживается пыль. Фото: Setta Sornnoi / Shutterstock

Электрический обогреватель. Некоторые автопроизводители ставят в систему вентиляции электрический элемент для обогрева. В машинах с бензиновым двигателем он встречается редко, а вот для дизелей обычно входит в стандартное оснащение.

Функционально он повторяет радиатор печки, только работает от бортовой электросети и нагревается намного быстрее. Для дизеля это более актуально, ведь такой мотор прогревается дольше бензинового. При этом радиатор печки в системе все равно есть.

Электрический элемент обогрева салона дизельной BMW в кузове E90. Фото: laga.se

Электрический элемент обогрева салона дизельной BMW в кузове E90. Фото: laga.se

Система клапанов и заслонок. Воздух по салону автомобиля распределяется через воздушные каналы. Специальные заслонки перекрывают каналы, чтобы направить поток в нужную зону. Привод заслонок может быть механическим или электронным.

Также у большинства машин есть отдельная заслонка рециркуляции воздуха. Когда она открыта, воздух поступает с улицы, когда закрыта — из салона автомобиля. Это нужно, например, если вы хотите быстрее прогреть или охладить салон. А еще эта заслонка помогает избежать неприятных запахов в салоне, если приходится ехать за старым грузовиком или мимо свалки.

Панель управления. Даже в самых простых машинах есть три регулировки: скорости вращения вентилятора, направления воздушного потока и температуры. В России найти автомобиль без печки почти невозможно, но они существуют, в редких версиях для жарких стран может быть установлен только кондиционер.

Кнопка включения кондиционера обозначается знаком снежинки или буквами A/C — Air Conditioner. Если в машине он есть, будет и отдельная кнопка. Фото: Mohamed Ali Gabr / Shutterstock

Кнопка включения кондиционера обозначается знаком снежинки или буквами A/C — Air Conditioner. Если в машине он есть, будет и отдельная кнопка. Фото: Mohamed Ali Gabr / Shutterstock

Что такое климат-контроль

В минимальной комплектации регулировать направление и интенсивность обдува придется вручную. На блоке управления печкой есть переключатели режимов, обычно они механически связаны с заслонками.

Когда водитель поворачивает регулятор, через тросиковый или другой механический привод поворачивается заслонка. Так воздух в системе меняет направление. Чтобы получить комфортную температуру, приходится постоянно регулировать работу вентилятора и выбирать направление потока воздуха.

Более продвинутый вариант управления называют климат-контролем. В машине с такой опцией можно выставить нужную температуру на табло — и автоматика будет ее поддерживать, а еще регулировать направление воздушных потоков и скорость работы вентилятора. Автопроизводители придумывают различные названия для этой системы, но отличить ее легко. Если есть цифровая индикация температуры в градусах и кнопка Auto — перед вами машина с климат-контролем.

Обложка статьи

Для работы такой системы в салон устанавливают дополнительные датчики. Они могут быть встроены в панель управления климат-контроля или располагаться на торпедо. Блок управления климат-контролем собирает данные о температуре в салоне и на улице, а также об интенсивности солнечного излучения. Все это нужно, чтобы управлять заслонками и вентилятором и поддерживать таким образом заданную температуру.

Заслонки поворачивают электромоторчики, у них нет механической связи с панелью управления. Система сама определяет, как интенсивно дуть и куда направлять воздух. Также водитель может отключить автоматический режим и настроить все это вручную.

Конструкция радиаторов отопления и испарителей кондиционера не зависит от наличия или отсутствия климат-контроля. Но может отличаться вентилятор и сам узел с заслонками, а также их моторчики и приводы. Поэтому дооснастить машину климат-контролем сложно, в большинстве случаев придется менять всю систему вентиляции.

Обложка статьи

Продвинутые системы климат-контроля могут поддерживать разную температуру для водителя и пассажиров. Такие системы бывают:

  1. Двухзонными — температура регулируется для водителя и переднего пассажира, салон разделяется на левую и правую стороны. Температура воздуха для заднего ряда такая же , как для передних кресел.
  2. Трехзонными — для заднего ряда можно отдельно регулировать температуру, а в некоторых случаях и силу обдува.
  3. Четырехзонными — температура отдельно регулируется для водителя и трех пассажиров.

Чем больше зон с отдельным блоком управления, тем сложнее система. В ней будет больше заслонок и воздуховодов. Ремонт системы климат-контроля стоит дорого, не все автопроизводители поставляют мелкие запчасти отдельно. Если одна из заслонок сломается, придется менять блок климат-контроля целиком или искать деталь на разборке.

Климат-контроль может быть раздельным. На этом фото — двухзонный, с его помощью можно выставить разную температуру для водителя и пассажира. Фото: GoBros / Shutterstock

Климат-контроль может быть раздельным. На этом фото — двухзонный, с его помощью можно выставить разную температуру для водителя и пассажира. Фото: GoBros / Shutterstock

Похоже на климат-контроль, но это не он: нет кнопки Auto. Фото: Best Auto Photo / Shutterstock

Похоже на климат-контроль, но это не он: нет кнопки Auto. Фото: Best Auto Photo / Shutterstock

Что может сломаться в системе

Начнем с материалов, которые мы уже публиковали:

  • Почему автомобильная печка плохо греет: 9 причин.
  • 7 причин, почему автомобильный кондиционер не охлаждает.

А здесь мы напишем об общих проблемах — и о чем-то расскажем подробнее.

Вентилятор может не включаться вообще или работать шумно. Причина неисправности может быть и в электросистеме автомобиля, и в самом вентиляторе. Крыльчатка вентилятора вращается на одном или двух подшипниках, они могут износиться. Починить вентилятор удается не всегда, обычно эта деталь поставляется целиком.

В некоторых случаях достаточно почистить вентилятор. В него может попадать листва и другой мусор, а на лопастях скапливается пыль и грязь. После чистки вентилятор еще долго может не потребовать замены. Иногда добраться до него довольно сложно: у большинства машин придется снимать торпедо — полностью или частично.

В редких случаях вентилятор может сломаться от грязи или посторонних предметов. Иногда его достаточно почистить. Фото: romarti / Shutterstock

В редких случаях вентилятор может сломаться от грязи или посторонних предметов. Иногда его достаточно почистить. Фото: romarti / Shutterstock

Заслонки и воздушные клапаны. Обычно эти детали сделаны из пластика и со временем могут сломаться. Такую поломку легко определить: одно или несколько направлений воздушного потока не будут работать. Но чтобы добраться до неисправности, машину придется серьезно разобрать. Обычно вентилятор, его корпус и регулирующие заслонки находятся глубоко под торпедо автомобиля.

Не все автопроизводители поставляют элементы системы вентиляции отдельно — может оказаться, что ради небольшой пластиковой детали или маленького электромоторчика придется купить весь модуль в сборе.

Обложка статьи

Радиатор печки и испаритель кондиционера. У этих деталей одна проблема: они могут потерять герметичность. Горячая охлаждающая жидкость из радиатора печки может протекать в салон автомобиля, это опасно. Повреждение испарителя кондиционера принесет меньше проблем: из системы просто выйдет весь хладагент. В любом случае придется сначала проверить всю систему и найти место протечки. Такую работу лучше поручить сервису.

Если из дефлекторов идет неприятный запах, радиатор и испаритель желательно промыть. Их соты накапливают грязь, даже если с салонным фильтром все в порядке. Может помочь специальный баллончик для обслуживания системы кондиционирования, такие часто продают в магазинах запчастей. Но при сильных и старых загрязнениях так чистить систему нет смысла. Придется снимать деталь и промывать ее отдельно, а после — заправлять систему кондиционирования.

Большая белая деталь в центре фото — корпус отопителя. В нем находится вентилятор и управляющие заслонки. Фото: Setta Sornnoi / Shutterstock

Большая белая деталь в центре фото — корпус отопителя. В нем находится вентилятор и управляющие заслонки. Фото: Setta Sornnoi / Shutterstock

Запомнить

  1. Система вентиляции в машине не нуждается в профилактике и обслуживании, достаточно регулярно менять салонный фильтр и иногда чистить вентилятор салона.
  2. Радиатор отопления — часть системы охлаждения двигателя автомобиля. Он может внезапно сломаться и сильно навредить. Машину с протекающей печкой лучше не эксплуатировать.
  3. Неисправная система кондиционирования не навредит автомобилю, но уменьшит комфорт от поездки. А если долго тянуть с ремонтом, он может обойтись дороже.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal

7 устройств, которые помогут прогреть автомобиль зимой

Аватар автора

Современные автомобили умеют управлять климатом в салоне и подогревать все поверхности, с которыми контактирует водитель.

Но холодным зимним утром подогрев руля или сиденья порадует далеко не сразу, ведь в салоне все равно холодно. Классическая автомобильная печка работает за счет тепла от радиатора охлаждения двигателя, поэтому, пока он не прогреется, тепло в салоне не станет.

В этой статье мы расскажем об устройствах, которые помогут прогреть салон быстрее и ездить зимой с комфортом.

Финансовая грамотность для взрослых
Как перестать беспокоиться о деньгах, наладить с ними отношения и двигаться к целям и мечтам

Баннер

Как и чем люди прогревают машину

Самый дешевый вариант — запустить двигатель заранее и вернуться в теплую квартиру. Но если машина стоит во дворе, так делать нельзя: стоянка автомобиля с работающим дольше пяти минут двигателем в жилых зонах запрещена — за это предусмотрен штраф 500 ₽.

Дело не столько в законе, сколько во вреде окружающим. Большинство машин не соответствуют современным экологическим нормам, ну или соответствуют по документам, а по факту в них давно нет катализатора. За 10—15 минут участок у подъезда можно задымить так, что у прохожих будет темнеть в глазах от удушья. Стоять с работающим двигателем вне жилых зон можно сколько угодно.

Есть немало устройств и сервисов, которые позволяют запустить двигатель дистанционно. Они никак не связаны с топливной системой, их не нужно подключать к внешним источникам энергии: все работает от бортовой сети. Проблема в том, что такие устройства не меняют сути дела: у машины запускается двигатель.

Проблему решают отопители и подогреватели: они могут быть автономными и неавтономными. Первые работают где угодно за счет подключения к топливной системе автомобиля — они более популярны в России. В них есть специальный котел с камерой внутреннего сгорания и маленький электродвигатель. Все это потребляет кратно меньше топлива и не душит всех вокруг выхлопными газами.

Неавтономные существенно дешевле и работают от обычной розетки 220 В. Такие подогреватели давно используют, например, в Финляндии. В России к ним стоит присмотреться тем, кто живет в собственном доме.

В Финляндии на многих стоянках можно найти специальные щитки для подключения автономных подогревателей. Источник: climaticarus.ru

В Финляндии на многих стоянках можно найти специальные щитки для подключения автономных подогревателей. Источник: climaticarus.ru

Сигнализация с функцией запуска двигателя

Сколько стоит: от 15 000 ₽ с установкой

Многие сигнализации не только защищают автомобиль, но и позволяют управлять им. Водитель может нажать кнопку на брелоке сигнализации и запустить таким образом двигатель автомобиля. Охранные функции при этом сохраняются. Но это не лучший вариант для популярных у угонщиков авто: общий уровень защиты машины при использовании автозапуска все-таки ниже.

Более современные сигнализации позволяют контролировать машину с помощью приложения на смартфоне. Например, можно смотреть за состоянием машины: приложение покажет остаток бензина в баке и уровень заряда аккумулятора. В некоторых случаях через приложение можно не только запустить двигатель, но и включить подогревы. Возможность такого подключения зависит от машины, модели сигнализации и квалификации установщика.

За систему только с брелоком придется заплатить не меньше 15 тысяч рублей вместе с установкой в специализированном сервисе. Цена дорогой сигнализации с 4G-модемом для быстрой и надежной связи машины с телефоном может доходить до 50 тысяч — тоже вместе с установкой. Для связи с автомобилем через сотовую сеть придется ежемесячно платить абонентскую плату через отдельную симкарту, а это дополнительные 150—250 рублей в каждый месяц.

Оригинальный ключ от автомобиля KIA и брелок от сигнализации Scher-Khan не работают друг без друга. Открыть автомобиль, запустить двигатель и начать движение можно только при наличии и брелока, и ключа

Оригинальный ключ от автомобиля KIA и брелок от сигнализации Scher-Khan не работают друг без друга. Открыть автомобиль, запустить двигатель и начать движение можно только при наличии и брелока, и ключа

Сигнализация Pandora 4G позволяет управлять автомобилем с любого расстояния — главное, чтобы у нее был доступ к сети сотовой связи. Источник: alarmtrade.ru

Сигнализация Pandora 4G позволяет управлять автомобилем с любого расстояния — главное, чтобы у нее был доступ к сети сотовой связи. Источник: alarmtrade.ru

Автономные подогреватели двигателя и салона

Сколько стоит: от 20 000 ₽ с установкой

Подогреватели салона в народе называют автономками и чаще используют в грузовиках. По сути это отдельная печка, которая работает независимо от штатных систем отопления автомобиля, ей нужно только подключение к топливному баку. Такие подогреватели редко используют в легковых автомобилях.

Для обогрева двигателя устройство подключают в разрыв патрубков охлаждения: жидкость подогревается и перекачивается по системе охлаждения двигателя с помощью циркуляционного насоса. Простые модели подогревают либо только двигатель, либо только салон.

Подогреватель двигателя «Бинар» внешне похож на подогреватели лидера рынка — компании Webasto. По аналогии с фирмой Xerox и ксерокопиями, словом «вебасто» часто называют все подобные устройства. Источник: tavil.ru

Подогреватель двигателя «Бинар» внешне похож на подогреватели лидера рынка — компании Webasto. По аналогии с фирмой Xerox и ксерокопиями, словом «вебасто» часто называют все подобные устройства. Источник: tavil.ru

Более продвинутые модели подключаются и к двигателю, и к системе отопления салона. Тип топлива значения не имеет: автономные подогреватели бывают для дизельных и бензиновых машин. Но у таких устройств есть и недостатки:

  1. Повышенная нагрузка на аккумулятор. Подогреватель пользуется его энергией 20—40 минут , но генератор не работает, поэтому аккумулятор не сможет восполнить потери. Срок службы аккумулятора у машины с автономным отопителем заметно короче.
  2. Высокая цена. Автономный подогреватель минимальной мощности не получится установить меньше чем за 20 тысяч рублей. На оборудование известной фирмы с полным набором возможностей вроде прогрева салона и управления с телефона можно потратить 80 тысяч и более. Самостоятельно установить всю систему сможет только очень продвинутый автолюбитель с навыками механика, опытом обслуживания своего автомобиля и хорошо оборудованным рабочим местом: необходим подъемник. Лучше не рисковать и доверить эти работы специализированному сервисному центру.

Сервисы автопроизводителей

Сколько стоит: от 0 ₽ в зависимости от комплектации машины. Хотя это спорно, ведь за более дорогую комплектацию все-таки приходится платить и сервис — ее неотъемлемая часть

Многие машины, выпущенные за последние 10 лет, имеют функцию дистанционного управления с завода. Ее могут предоставлять в виде платной или бесплатной опции, а могут продавать по подписке.

Удобно, если автомобиль сразу продают с такой опцией: не нужно платить за установку дополнительной сигнализации и вмешиваться в электронику новой машины. Но возможности таких систем могут быть ограничены: нередко из приложения машину можно открывать и закрывать, включать и выключать световые приборы, но запуск двигателя недоступен. У автомобилей некоторых марок сервис работает только первые два-три года, а потом нужно регулярно платить абонентскую плату.

Некоторые автомобили можно запускать со штатного ключа. Например, после 2020 года такая возможность есть у KIA — двигатель проработает 15 минут. Но обратной связи нет, поэтому владелец, который с балкона на пятом этаже нажал эту кнопку, может спуститься к холодной машине: сигнал не дошел, двигатель не запустился.

Стоимость продления системы дистанционного управления автомобилем Volvo на год — 7000 ₽. На два года — 11 000 ₽, можно хорошо сэкономить. Источник: voc-service.ru

Самый дорогой пакет дистанционного управления автомобилем у BMW: есть консьерж-сервис для поручений, но двигатель не запустить. Для этого необходима специальная опция. Источник: bmw.ru

Самый дорогой пакет дистанционного управления автомобилем у BMW: есть консьерж-сервис для поручений, но двигатель не запустить. Для этого необходима специальная опция. Источник: bmw.ru

Модули дистанционного запуска

Сколько стоит: от 9000 ₽ с установкой

Эти устройства расширяют возможности штатного ключа. В автомобиль ставят специальный модуль и подключают его к различным электронным блокам. Для запуска двигателя нужно подержать одну из кнопок на ключе несколько секунд или нажать на нее же несколько раз: как именно это будет работать, зависит от настроек конкретного модуля. Обратной связи нет — можно, как в случае с KIA выше, прийти к непрогретой машине.

Базовые настройки доступны через специальное приложение и блютус, но чаще их программируют заранее, при установке. Можно выбрать время работы двигателя после запуска или количество попыток запуска — актуально после холодной ночи.

В продаже много китайских модулей запуска, есть и отечественные. Разбег цен большой: от 3000 до 30 000 ₽ и дороже. Главные отличия связаны с безопасностью. Хороший модуль не делает штатный иммобилайзер более уязвимым или даже усиливает защиту автомобиля, а дешевый делает машину доступной даже для простых хулиганов.

Модуль для дистанционного запуска автомобилей Mercedes-Benz — около 40 000 ₽. Но есть и более дешевые аналоги

Модуль для дистанционного запуска автомобилей Mercedes-Benz — около 40 000 ₽. Но есть и более дешевые аналоги

Подогреватели двигателя без помпы

Сколько стоит: от 4000 ₽ с установкой

Самый дешевый и простой во всех отношениях способ подогреть двигатель. Такие устройства можно сравнить с обычным кипятильником, но в специальном корпусе. Подогреватель этого типа ставят в разрыв одного из патрубков в системе охлаждения автомобиля. Его подключают к обычной розетке 220 В, а он нагревает жидкость в системе охлаждения двигателя.

Подогреватель двигателя «Вымпел» мощностью 3 кВт производят в Санкт-Петербурге. Включается при температуре охлаждающей жидкости ниже +50 °С, выключается при +65 °С

Подогреватель двигателя «Вымпел» мощностью 3 кВт производят в Санкт-Петербурге. Включается при температуре охлаждающей жидкости ниже +50 °С, выключается при +65 °С

Помпы внутри нет, жидкость циркулирует благодаря простейшим физическим законам, но гораздо медленнее, чем в устройствах с помпой. При нагреве жидкости в корпусе создается избыточное давление, жидкость устремляется в верхний патрубок и далее вверх по всей системе. Более холодная жидкость поступает в корпус через нижний патрубок — и всё повторяется. Эффективность такого способа не очень велика: чтобы прогреть двигатель, потребуется более часа.

Зато это самый дешевый способ подогрева: цены на такие устройства начинаются с 2000 ₽. С установкой должен справиться любой опытный автолюбитель. С поиском места под подогреватель придется повозиться: он должен быть установлен в самой низкой точке относительно всей системы охлаждения, иначе жидкость не сможет циркулировать.

К этому же типу подогревателей можно отнести так называемые «кипятильники». Такое прозвище они получили за свой внешний вид. «Кипятильники» ставят в отверстие в блоке двигателя и нагревают и металл двигателя, и охлаждающую жидкость. Работают только от розетки в 220 В, на прогрев морозной ночью потребуется не меньше часа. Устройства фирмы DEFA обойдутся в 4500—7000 ₽ , отечественные аналоги дешевле.

Типичный «кипятильник» — предпусковой подогреватель DEFA SafeSmart

Типичный «кипятильник» — предпусковой подогреватель DEFA SafeSmart

Подогреватель двигателя с помпой

Сколько стоит: от 5000 ₽ с установкой

Как следует из названия, в этих приборах есть помпа. Еще ее называют циркуляционным насосом. Такое устройство не только нагревает охлаждающую жидкость, но и обеспечивает ее циркуляцию по системе. Это делает подогреватель более эффективным и удобным. Жидкость нагревается быстрее — достаточно 30 минут. Нет необходимости выбирать самую нижнюю точку для установки: подогреватель можно установить в любом удобном месте.

Принудительная циркуляция жидкости дает более равномерный нагрев. Температура у таких приборов выше, удается добиться +65…+85 °С. Это почти рабочая температура двигателя. При достижении верхнего порога температуры прибор автоматически отключится. Цена на подогреватели с помпой выше: устройства отечественных производителей стоят 3500—6000 ₽ . Установка тоже доступна без профессионального сервиса.

Предпусковой подогреватель «Вихрь-500» мощностью 500 Вт и производительностью помпы 8 л в минуту. Источник: airline.su

Предпусковой подогреватель «Вихрь-500» мощностью 500 Вт и производительностью помпы 8 л в минуту. Источник: airline.su

Внешний подогреватель салона

Сколько стоит: от 7000 ₽ с установкой

Эти устройства никак не влияют на запуск двигателя. Их задача — создать комфортную температуру в салоне. Принцип работы — как у домашнего фена. Воздух нагревается тэном и циркулирует благодаря вентилятору. Энергия аккумулятора не расходуется, такие подогреватели подключают к сети 220 В.

Устройство экономит время: стекла и крышу не нужно чистить от снега и льда. Установка такого обогревателя не потребует особых знаний, но придется повозиться с безопасным и удобным подключением, чтобы машина не сгорела. Цены на подогреватели салона — от 5000 ₽.

Подогреватель DEFA Termini не занимает много места в салоне. Но запустить мотор после ночных морозов он не поможет. Источник: defa220.ru

Подогреватель DEFA Termini не занимает много места в салоне. Но запустить мотор после ночных морозов он не поможет. Источник: defa220.ru

Константин Ищенко

У вашей машины есть какие-то устройства для дополнительного подогрева? Ставили сами или оно там с завода?

Загрузка

Только что читал новость в ленте подписок, что у нас в городе сгорел автомобиль от установленного подогревателя. Загорелся во время работы. Следующая запись в ленте — статья в Т—Ж про подогреватели �� Забавное совпадение.

Живя на севере, я бы себе такой конечно поставил. А в моих краях смысла в таком оборудовании нет.

Интересно, с концом эры ДВС, как будут себя вести электромобили в лютых северных городах планеты.

Отредактировано

Андрей, загораются частенько от того, что хитрые владельцы из благих побуждений направляют выхлоп котла на коробку или двигатель, типа зачем теплу пропадать.
Но это может привести к возгоранию.

А электрички вполне живут. У нас в Томске ниссаны и теслы спокойно катаются, даже в мороз. Это лишь вопрос автономности хода и наличия зарядки. Для такого маленького города даже старенький ниссан лиф за глаза, за день обычному человеку весь заряд аккума не высадить, хотя и таксисты на таких попадаются.
Если в будущем автономность и доступность зарядок вырастет, то как второй авто будут прекрасно служить, им нечего в мороз бояться же, лишь бы розетка была на парковке)

Андрей, вот только что хотел написать про электромобиль как средство для прогревания ))) движок греть не надо, салон можно прогреть от розетки, от которой заряжается (есть дистанционный запуск за некоторую сумму денег), да и печка греет уже через минуту. Но здесь часто приходим к необходимости ставить дизельную автономку ради увеличения запаса хода, который катастрофически уменьшается зимой, вплоть до 50% от летнего.

Андрей, врятли с текущими технологиями будет конец эры двс, особенно на севере

Андрей, с буржуйкой.

У нас в последнее время стали крайне популярны такие одеяла для машин, в народе называют «наташа». Без него в -50 остается только держать двигатель постоянно работающим, а с этой штукой температура несколько часов держится. Обычно настраивают автозапуск по температуре и приспосабливают трубу для удлинения выхлопной системы.

>В Финляндии на многих стоянках можно найти специальные щитки для подключения автономных подогревателей.
Не стоянках, а скорее на именных парковочных местах.

Severi, у нас во дворе есть особое, козырное парковочное место, куда все автовладельцы стараются поставить свою машину. Все потому что там проходит теплотрасса и даже в самый лютый мороз асфальт не покрывается льдом ��

Отредактировано

Artem, только сейчас понял, что еще ни разу не видел в Финляндии места, где теплотрасса отапливает улицу. Дикари-с 🙂

Artem, это же минус) Постоянные перепады температуры приводят к локальным подтаиваниям, особоенно днища, в вашем случае. А это прямой путь к лютой коррозии. Не ставьте там автомобиль, это место не козырное а гиблое)

У меня функция дополнительного подогрева с брелка встроена с завода и это лучшее, что может быть для машины зимой.

Sol, аналогично, купил б.у. дизельную Октавию с «вебастой» от завода с пультиком запуска — удобно, запустил минут за 10-20 до выхода и пришел в уже теплую машину.

Комментарий удален пользователем

Евгений, VW Golf VII (Sound Edition)

Sol, webasto чтоли?

Александр, понятия не имею, какие запчасти VW использует при сборке автомобилей.

Когда жил в Сибири был у меня дизельных пикап с предпусковым подогревателем, но при температурах ниже -30 я все равно включал автозапуск по таймеру на ночь каждые 4, а иногда и 2 часа т.к. попадал в ситуации когда в сильные морозы предпусковой подогреватель даже запуститься не может, а холодный двигатель тем более не стартует.

Sergey, а это потому что надо было предпусковой подогреватель ставить бензиновый с отдельным бачком на пару литров 🙂

Стас, автомобиль был корпоративный, так что выбирать не приходилось.

Герой реалити

У меня заводская вебасто с удаленным запуском и это лучшее, что со мной случилось в жизни. Даже в Москве.

*В них есть свой маленький двигатель, который потребляет кратно меньше топлива и не душит всех вокруг выхлопными газами.*

Если это об автономных подогревателях, то исправьте, пока не поздно. Звучит глупо же)

1. Нету там никаких маленьких двигателей. Это самый обычный котёл для сжигания топлива, по аналогии с теми, что ставят в жилых домах. Внутри помпа, камера сгорания (со свечой накала) и теплообменник.

2. Выхлопными газами он тоже душит, но в меньшем количестве, никуда не деться. Просто вся энергия сгорания топлива уходит в тепло (в отличие от двигателя). Гудит порой так, что лучше бы машина на холостых молотила, чем этот вой.

3. Работает он не часами. 30-60 минут максимум, смотря что хочет владелец (нагрев двигателя, салона, и итоговая температура.

Шеф Авторедакции

A, насчет первого пункта поправили, но маленький двигатель там есть: он электрический, благодаря нему двигается горячий воздух.

Второй и третий пункт очень странные: мы не писали ничего подобного про Вебасто.

Григорий, ну как же. Вот, самый первый пункт. Несколько часов указано.

*Но у таких устройств есть и недостатки:

Повышенная нагрузка на аккумулятор. Подогреватель пользуется его энергией несколько часов, но генератор не работает, поэтому аккумулятор не сможет восполнить потери.*

Для сравнения, младшая модель Вебасто прогревает 2л дизель в -20 за пол часа. Если бы ещё салон обогревался, то час максимум.

Про несколько часов соглашусь о котлах на 220 В от розетки. Там обычно 2 кВт мощность, поэтому долго. В той же Вебасто 5 кВт.

Ещё можно добавить в статью к минусам автономных — обязанность запускать раз 2-3 недели для продувки и тд, даже летом, иначе большой риск, что он перестанет работать и потребуется ТО.

Шеф Авторедакции

AK, двигатель — да, но если речь идет об отопителе салона, оно вполне может работать и несколько часов. Особенно если речь идет о салоне просторного рамного внедорожника или микроавтобуса. А если там оборудован спальник — так и вовсе целую ночь может включаться—выключаться в зависимости от температуры внутри и снаружи.

По-моему, эти подогреватели (в городе) совершенно излишни. Я прихожу к машине, запускаю двигатель, пока чищу от снега (как раз пять минут), она более-менее прогрелась. Катализатор, кстати, у меня вполне работает 🙂 Ну ещё обогрев стёкол, сиденья и руля включаю. Когда двигатель заведён, это не страшно. Сажать аккумулятор ради автономного подогревателя такая себе идея, в итоге можно и не завестись. Тащить во двор провода.. ну, если на даче, то можно, а так — нет. Подогреватель на топливе — это круто, если у вас армейский грузовик 🙂 Тут, правда, есть такой аспект — на старых машинах кпд двигателя был ниже, и двигатель грелся быстрее, а с ним и салон. Но и так нормально. Может, если постоянно ездить при минус 20 градусов, не так и нормально, но в Европейской части страны таких зим давно и не было. Если только пару дней…

Алексей, предпусковой подогреватель сильно продлевает жизнь двигателя, устраняя холодный запуск. Ну, и заодно и стартера с аккумулятором. В общем, с ним автомобилю проще жить

Алексей, дизель или прямовпрысковый бензин с высоким КПД устанешь греть при -20.
При езде по пробкам в морозы мой дизель даже на рабочую температуру не выходит за поездку 40 минут, если за ночь машина промерзла.

Алексей, а я вот сижу дома в тепле, включаю подогрев удаленно минут за 15 до выхода, пью в это время чашечку кофе и спокойно одеваюсь, прихожу к уже оттаявшей, тёплой машине, сажусь в неё и уезжаю.

Sol, даже стёкла не чистишь? Крутяк )

Александр, да, мощности хватает и на то, чтобы стёкла оттаяли. Только на зеркала этот подогрев никак не влияет, но у них есть собственный электрический подогрев.

Алексей, в целом так и есть. Если морозы ниже 20 не уходят на постоянной основе, подогреватель (по крайней мере автономный) не нужен, это будет не более чем переплата за комфорт, но никак не нужда. Разве что дизеля, им он очень желателен. Как и старым вагам, когда они начали ставить по два термостата (печка не работает до прогрева двигателя, а электрофены были слабенькие, либо отсутствовали вообще).

До -25..-20 даже с автозапуска заводится авто, всегда, с первого раза, на механике! То есть это ещё усложнённые условия, так как никто не выжал сцепление. Пока дойдёшь и почистишь, уже начинает работать печка. Пока выехал со двора, доехал до основной дороги — уже тепло.

А если морозы ниже, то там одной автономкой не обойтись уже. Надо антифриз в нужной кондиции поддерживать, аккумулятор повышенной ёмкости брать, и желательно EFB (а ещё лучше AGM), чтобы успевал восполнить заряд.

Алексей, в мороз, ниже -5 за 5 минут не прогреется

Артем, в -15 за 5 минут чистки температура ОЖ поднимается до 65-70 у меня. Вчера мерял. Это не означает полный прогрев мотора конечно, локально он все еще не прогрет, это лишь температура ОЖ. В салоне к этому времени уже ок. Я же не в шортах в такую погоду выхожу) Коробас за это время вообще не прогревается. Его нужно греть в дороге. Как почистил — сел и плавно поехал. Минут 5-10 еду в пенсионерском стиле. Коробас прогревается до 40 — уже вполне можно более активно работать газом.

Андрей, 5 минут с –15 до 70. А вы забавный, в стендапе работаете?

Артем, зависит от двигателя и прошивки. Чем больше объём, тем больше жрёт на холостых, тем быстрее прогрев. На ряде авто стоит несколько термостатов, они не дают работать печке, пока не прогреется двигатель. На других наоборот, прошивка впрыскивает больше топлива до тех пор, пока до 40-50 не прогреется. А дизель вообще на холостых никогда не прогреется в мороз.

Устанавливал себе Бинар, мокрую автономку, несколько лет назад. Ставил сам, потратил два дня.
Шикарная вещь, очень выручает в морозы.
В процессе эксплуатации выявил несколько моментов, которые могли быть улучшены:
1) Хотя у меня дизель, имело смысл ставить бензиновую автономку с отдельным бачком. Когда в баке начинает прихватывать солярку, насос Бинара не может прокачать ее по топливопроводу и самостоятельный запуск, как правило, невозможен. Если помогать ему, подкачивая грушей из бака, то запускается. В случае бензинового я бы при каждой заправке добавлял несколько литров бензина в отдельный бачок под капотом.
2) Дистанционный запуск осуществляется с помощью модема, который имеет привычку терять сеть раз в два месяца. Как правило, в самый неподходящий момент.
3) Другие пользователи пишут о проблемах с датчиками температуры и топливным насосом в течение трёх лет использования. Я не сталкивался, использую Бинар уже 5 лет.
Из неисправностей: порвалось резиновое крепление топливного насоса к кузову и случайно отломал пластиковый тройник в топливной магистрали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *