Как открутить ржавую гайку
Перейти к содержимому

Как открутить ржавую гайку

  • автор:

Как открутить ржавую гайку

Многие из читателей, наверняка, сталкивались с проблемой, когда старая заржавевшая гайка не откручивается. Эта ситуация особенно хорошо известна владельцам частных домом, у которых на улице «зимуют» разнообразные конструкции и садовый инструмент, а также те, кто затеял ремонт или замену санузлов. Предлагаем к вашему вниманию несколько советов, как справиться с заржавевшей гайкой.

Если гайка не поддаётся, не стоит отчаиваться – варианты решения всегда есть. Главная причина, в связи с которой резьбовое соединение перестает функционировать – коррозия металла. В ходе этого процесса окислы многократно увеличиваются в объёме и соединение клинит. Часто ситуация усугубляется попаданием на резьбу мелкодисперсной пыли и грязи, что в свою очередь многократно усиливает трение между сопряженными деталями.

Не пытайтесь достичь результата лишь с помощью грубой силы — это может привести к срыву резьбы, срезанию граней болта или гайки, а иногда — поломки самого ключа.Проблемную гайку лучше сразу попытайтесь открутить накидным, а не рожковым ключом, причем, подберите именно шестигранник.

Способ №1. Вспомогательные средства

Первое, что следует попробовать – это воспользоваться средствами, которые уменьшают трение и в какой-то степени растворяют загрязнения. Для этого подойдёт любое вещество, имеющее высокую проникающую способность. Существует множество средств, предназначенных для облегчения откручивания резьбовых соединений, самый распространенный и очень действенный препарат — WD-40 в аэрозольном баллоне.

Из подручных средств можно использовать керосин, бензин, солярку или скипидар — это хотя и не самый оптимальный вариант, но может выручить. Также можно попробовать уксусную или любую другую не слишком сильную кислоту (уксусная эссенция также годится), которая растворяет окислы металла.
На крайний случай воспользуйтесь обычной газированной водой Coca-Cola– она содержит ортофосфорную кислоту, поэтому подойдет для этой задачи.

Как открутить ржавую гайку

После того, как средство выбрано, хорошо смочите резьбовое соединение и подождите 10 – 20 минут, пока жидкость проникнет глубоко внутрь резьбы и затем слегка постучите по засевшей гайке молотком по всему периметру. После этого, постепенно в раскачку попробуйте открутить гайку. Если ничего не вышло, смочите тряпку в жидкости и обмотайте ею резьбовое соединение еще на какое-то время. Затем «попытайте счастье» ещё раз.

Способ №2. Нагрев

В случае если гайка не поддалась, можно пробовать ещё один способ – нагрев. Не секрет, что металлы при нагреве быстро расширяются, поэтому нагрейте гайку и, не давая ей остыть, попытайтесь открутить. Только делайте это быстро, чтобы не успел нагреться болт.

Если же нагреется все соединение, то происходить это будет неравномерно, поэтому ржавчина всё равно деформируется и потеряет первоначальную крепость.

Для нагрева можете применять любые подручные средства – спички, свечу, зажигалку, газовую горелку и даже кипяток. Если есть возможность, используйте промышленный фен, паяльник большой мощности или паяльную лампу.

Заметьте, что применять этот способ нельзя, если в зоне соединения находятся деревянные детали или присутствует лакокрасочное покрытие, так как нагрев приведёт к их повреждению.

При работе нагревательными приборами будьте внимательны и аккуратны.

Способ №3. Закрутка

Попробуйте не откручивать гайку, а наоборот слегка дозакрутить ее. Иногда получается сдвинуть слой окислов и раскачать гайку и в итоге ее получается открутить. Указанный способ допускается комбинировать с упомянутыми ранее, что в итоге приводит к положительному решению проблемы с ржавым болтом или неоткручивающейся гайкой.

Способ №4. Обстукивание

Обстукивания граней прикипевшей гайки со всех сторон — еще один действенный способ. Микродеформации, которые вызывают удары по гайке, должны способствовать разрушению образовавшейся слойржавчины. Только не перестарайтесь: удары делайте не сильно, соизмеримо с размерами самого соединения, если ударять с чрезмерной силой, можно повредить грани гайки или погнуть болт.

Способ №5. Разрушение

Если ни один из упомянутых способов не помог, придётся заняться разрушением неподатливого узла. Вариантов здесь – несколько. В зависимости от того, где находится «упрямая» гайка и насколько она доступна, можно попробовать распилить ее вдоль оси болгаркой или ножовкой по металлу.

Если места вокруг гайки мало, попытайтесь высверлить её с помощью дрели или возьмите хорошо заточенное зубило и сделайте на гранях гайки канавки. То есть, равномерно внедряйтесь в гайку с разных сторон, деформируйте её до такого состояния, чтобы она могла легко открутиться. Понятно, что в этом случае гайка придёт в полную негодность.

И в заключение несколько профилактических советов. Не вызывает сомнения тот факт, что намного легче не доводить болтовые соединения до состояния, когда нужно будет применять вышеописанные способы. Соблюдайте рекомендации производителей техники, затягивайте гайки согласно моментам затяжки резьбовых соединений, указанными в технической документации. Перед тем, как закрутить гайку, очистите соединение от загрязнений и смажьте какой-либо смазкой.

Как открутить намертво прикипевшую гайку и не сорвать резьбу

Ремонт автомобиля подразумевает наличие разных инструментов и «приспособ», позволяющих выполнять работы быстрее и удобнее. С каждым годом их становится все больше — благодаря развитию электроники. Однако порой появляются новые, в высшей степени необходимые механические приспособления. И об этом из таких рассказывает портал «АвтоВзгляд».

Поделиться

Изображение Как открутить намертво прикипевшую гайку и не сорвать резьбу

Со времен первых автомобилей, которые обладали деревянным кузовом, наиболее распространенным способом крепления одной детали к другой был и остается принцип «болт — гайка». Так собрана вся подвеска, да и под капотом немало таких «скобяных» узлов. Это удобно, универсально, практично. Хотя есть и недостатки: со временем та или иная парочка гайка-болт может стать единым целым, разделить которое непросто, а порой и невозможно.

Коррозия, нагрев и охлаждение, «сырой» металл и те же реагенты иногда производят на сочленение «неизгладимое впечатление»: слой ржавчины порой толще, чем металл. Вот скажите, как произвести ремонт, связанный с разъединением этих двоих?

Правильно, для начала нужно набрызгать проникающей смазки, попросить у всех известных и причастных моральную помощь, а потом постараться провернуть, не сломав. Не вышло? Понятное дело, будем греть. Достаем старый добрый, помнящий рухнувшую империю кипятильник, надеваем гайку и включаем в розетку. Как только металл покраснел, можно еще раз для острастки брызнуть смазкой или водой, остудить да начать снова крутить. И так — до бесконечности.

В какой части мотора опытные автовладельцы обязательно устанавливают магнит

Способ продления жизни любому двигателю

фото АвтоВзгляд

Читайте также

Болгарка? Опять «Сталинград», сварка и куча новых деталей. Нельзя же ведь разобрать неразборное, пишут в умных книгах. Ну, давайте начистоту, практически нельзя. Мы живем в России, где неразборное вполне может стать разборным, если того пожелает мастер, причем иногда — даже жизнеспособным после повторной сборки. Был бы нужный инструмент под рукой.

Одним из таких является простая, как гвоздь, и надежная, как АК, «приспособа» под названием «гайколом». Большинство гаек сделано далеко не из каленого железа, поэтому при должных условиях должно резаться. Чтобы сделать это аккуратно, не повредив ни болт, ни резьбу на нем, нужно провести операцию очень точно, что невозможно осуществить с помощью шлифмашины. А вот гайколомом — можно. Удобная ручка с кольцом в изголовье с резьбой и мощным болтом, заточенным на конце — каленым, естественно. Выставляем, крутим, гайка разламывается. И, главное, никаких катастроф.

Приспособление приличного качества обойдется примерно в 3000 рублей, а за 5000 можно приобрести целый набор разных диаметров. Для профессиональной СТО лучше подойдет гидравлический механизм, позволяющий упростить и ускорить процесс. Но это если речь идет о частом использовании. Для гаража и дачи же вполне достаточно и «механики». Инструмент обычно окупает себя уже после первого использования, так что он более чем достоин места на полке.

Почему сейчас категорически не рекомендуют менять моторное масло на «зимнее»

Не меняйте смазку по сезону

Фото производителя

Читайте также

Справедливости ради следует добавить, что инструмент подобного типа имеет и свой недостаток, обусловленный ограниченностью его применения. К сожалению, его часто невозможно использовать в труднодоступных местах моторного отсека или, скажем, при ремонте узлов подвески с плотным расположением деталей.

Отдельная, набившая оскомину проблема: демонтаж приржавевших гаек в местах нижнего крепления аккумуляторов, куда даже фирменным торцевым ключом подобраться непросто, а уж с гайкорезом и подавно. Впрочем, в последнее время задачу беспроблемного удаления ржавых гаек «торцевого расположения» решить все же удалось. Сделать это помогли особые препараты, разработанные немецкими химиками.

В частности, они создали антикоррозионные аэрозоли на основе дисульфида молибдена (MoS2). Например, нашей стране такие профессиональные спреи под обозначением «Растворитель ржавчины RW−41» производит бренд reinWell. Средство обеспечивает проржавевшему резьбовому соединению дополнительную смазку за счет дисульфида молибдена. При этом состав активно растворяет ржавчину, что значительно облегчает демонтаж деталей и снижает риск повреждения резьбы. В итоге через две-три минуты после нанесения аэрозоля RW−41, гайку уже можно отвинчивать обычной торцевой головкой.

Почему каждому водителю важно знать температуру кипения масла

Как спасти мотор от ремонта

Фото: Drive2.ru (seriasiti)

Читайте также

Подпишитесь на канал «Автовзгляд»

Как открутить ржавую гайку: все надежные способы

Резьбовое соединение – одно из ключевых изобретений механики, но есть у болтов и гаек один весомый минус: старая резьба может заржаветь так, что две детали превращаются чуть ли не в одно целое. «Авто 24» собрал в одном месте все приемы по преодолению старой и ржавой резьбы.

Проблема ржавых болтов и гаек, пожалуй, самая первая для мастеров, ремонтирующих неновую технику. Мало того, что такие соединения отбирают кучу времени при разборке, нередко борьба с ними завершается поломкой смежной детали, что влечет за собой дополнительные ремонтные работы.

Первое, что делает автомеханик, когда не может открутить старую гайку – орошает ее проникающей жидкостью. Зачастую это помогает.

Поэтому прежде всего, берясь за разборку старого резьбового соединения, старайтесь не усугубить ситуацию: не смять грани болта/гайки, не сорвать резьбу, не сломать болт, не повредить соседние детали.

Также следует знать, что в некоторых случаях старое резьбовое соединение бывает невозможным разъединить в принципе. Это касается в первую очередь небольших диаметров – до М6 включительно, где болт просто ломается. Ведь в случае глубокого проникновения ржавчины тонкому болту элементарно не хватает прочности – ее превышает усилие, которое мастер прикладывает к головке через инструмент.

Партнер проекта Авто24

Масла и смазки Wolf Lubricants обеспечивают высокий уровень качества и эффективности автомобильных двигателей, а также других автокомпонентов, требующих смазки. Ведь опыт работы компании в своей отрасли – более 60 лет.

Как открутить старую гайку

Конечно, в случае, когда время дороже двух старых крепежных деталей, мастер берет отрезную машинку и решает вопрос радикально. Но очень часто бывает, что болт и/или гайку нужно сохранить. Тогда следует настроиться на не очень быструю процедуру и подготовить кое-что необходимое:

  • Щетку по металлу;
  • Проникающую жидкость – керосин, специальную смазку, тормозную жидкость, уксус. В качестве заменителя можно взять скипидар, раствор йода из аптечки, или напиток типа Кола – в нем есть ортофосфорная кислота, разрушающая ржавчину;
  • Надежный, неизношенный инструмент – накидной ключ или головку.

Сам процесс нуждается в последовательности и неторопливости – иначе болт можно случайно сломать.

Рекомендуемая последовательность действий: очистка крепежа щеткой, орошение жидкостью и выдержка, откручивание с периодической очисткой резьбы и орошением.

  • Видимую часть резьбового соединения нужно очистить от грязи, краски и ржавчины. Выступающая часть резьбы должна быть совершенно чистой – если она останется “непроходной”, болт сломается;
  • Щедро полить соединение проникающей жидкостью. Главное, чтобы она наконец попала в место контакта резьб болта и гайки внутри последней.
  • Подождать около 5 – 10 минут;
  • Обстучите гайку легкими ударами, избегая повреждения граней. Это поможет разрушению «монолитных» образований из продуктов коррозии в местах контакта деталей;
  • Повторить орошение проникающей жидкостью;
  • Начать откручивать гайку (болт). Делайте это, увеличивая усилие плавно, без рывков. Нет сомнений, что хорошим инструментом гайку (болт) удастся провернуть – но задача состоит в том, чтобы при этом скручивалась гайка с болта, а не тело болта закручивалось наподобие торсиона.
  • После первого заметного продвижения гайки желательно провернуть ее назад, очистить металлической щеткой ржавчину, которую гайка собрала перед собой с болта, полить проникающей жидкостью.
  • Продолжить откручивание до завершения, периодически повторяя предыдущую процедуру.

Это мы описали классический способ откручивания ржавого крепежа. Но есть еще дополнительные методы для особо тяжелых случаев. Впрочем, прибегать к ним нужно либо после фиаско с классическим методом, либо совмещая разные приемы.

Не пытайтесь силой открутить ржавый крепеж, даже если у вас есть “правильные” ключи – болт может просто сломаться.

Сначала вперед

Если есть удобный инструмент и хороший доступ к гайке (головке болта), соединение можно «раскачать». Сначала попытаться затянуть гайку (болт) еще сильнее – по лучше сохранившейся резьбе детали могут сдвинуться “вперед” на долю миллиметра, разорвав «броню» коррозии.

Нагрев

Гайку – желательно именно ее, а не болт – нужно хорошо нагреть миниатюрной горелкой, феном или даже зажигалкой. Очень удобен в таких случаях специальный прибор – индукционный нагреватель. Из-за температурного расширения металла диаметр гайки увеличится и ее связь с болтом разорвется. Откручивать лучше именно «на горячую». Как вариант – положить всю деталь в морозилку современного холодильника.

Современный метод демонтажа ржавого крепежа – использование индукционного нагревателя.

Компресс

Не исключено, что ваша проникающая жидкость не проникла куда следует. Чтобы усилить ее эффект, нужно положить на соединение тряпку, хорошо смоченную керосином (или препаратом типа популярной WD-40). Оставленный на несколько часов, такой компресс разрушит связь двух резьбовых деталей, в котором продукты коррозии играют роль клея.

Специнструмент

Есть специальный инструмент, название которого трудно определить, но который (при условии качества, конечно) эффективно перерезает гайку, после чего ее легче удалить с болта. Это своего рода зубило, перерубающее гайку без разрушающих для всего узла ударов. Но таким разделителем можно работать там, где есть много места вокруг соединения.

Совсем безнадежные гайки придется демонтировать путем разрушения – «болгаркой» или специальным устройством. Конечно, если позволит место вокруг.

Почему прикипает резьба

Опытные автомеханики подтвердят, что необязательно все старые соединения испытывают проблемы с откручиванием. И наоборот, намертво застопоренная резьба может случиться на молодой машине. Почему так?

  • Некачественные детали – при сборке узла использовались болты и гайки без защитного гальванического покрытия.
  • Неблагоприятные условия работы – химические реагенты, перепады температур, агрессивные испарения.
  • Нарушение технологии сборки. Резьба могла быть затянута с чрезмерным усилием и из-за этого повреждена. Соответственно, открутить ее будет непросто.

Рекомендация «Авто 24»

При каждой сборке того или иного агрегата следует позаботиться о том, кто его когда-нибудь в будущем будет разбирать. Соответственно, резьбовые соединения, расположенные в опасных с точки зрения коррозии местах, следует защитить от ржавчины. Во-первых, это должны быть качественные болты и гайки с гальваническим покрытием (цинкование, кадмирование). А во-вторых, перед закручиванием резьбу можно тщательно смазать тонким слоем консистентной смазки. Болты и гайки, постоянно находящиеся под влиянием агрессивной среды, опытные механики после закручивания покрывают слоем антикора.

Рецепт проникающей супер-жидкости: как открутить любую ржавую гайку

Проблема приржавевшего крепежа актуальна для всех, кто сам обслуживает свое авто. Владельцы УАЗов попадают в эту категорию думаю процентов на 99.

Стандартом де-факто стала жидкость ВД-40. По моему мнению, не столько благодаря своим выдающимся свойствам, сколько лаконичному названию и приятному дизайну упаковки. Короче, благодаря маркетингу. Мне она никогда не казалась особо эффективной, лить нужно много, а толку мало. И всегда было интересно, как-то ведь откручивали ржавые гайки в СССР? В смутные 90-е я с переменным успехом использовал для этого тормозуху. Естественно, это была ДОТ-4. Про БСК я что-то может и слышал когда-то, но в глаза не видел ни разу.

Распространенный сегодня подход: ВДэшка — мат — еще ВДэшка — мат — паяльная лампа — мат — зубило — мат — болгарка — победа. Против мата я не возражаю, но болгарка и паяльная лампа — это как-то не культурно по отношению к крепежу. К тому же не безопасно, нередко при этом страдают окружающие детали. Я не люблю одноразовые вещи, люблю то, что можно разобрать, починить и снова собрать. К тому же, применительно к отечественным машинам, заводской крепеж обычно гораздо качественнее кооперативной сыромятины. Для тех, кто реставрирует автомобили, сохранение родного крепежа может быть особенно важно.

И я отправился на поиски рецепта для таких как я. Гугл выдал кучу неконкретного и невразумительного хлама. А выручил меня в который раз Драйв. Нашел вот эту запись. Кому интересны подробности — добро пожаловать по ссылке. Там и история вопроса и теоретическое обоснование. Там я и узнал, почему для этих целей не годится ДОТ-4, а нужна именно БСК. Я же делюсь конкретным рецептом и иллюстрирую его на примере.

Итак, нам понадобится:

1. Тормозная жидкость БСК.
2. Керосин.
3. Цинкарь
4. Медицинский шприц, лучше всего 10мл.

Хотя БСК сейчас не продается на каждом углу, но в крупных магазинах типа avtoall она есть в достатке, там же я купил и остальное. Действуем так:

1. Набираем в шприц полкубика цинкаря.
2. Набираем 3,5 кубика БСК (доводим объем до 4мл).
3. Набираем 6 мл керосина (доводим объем до 10мл).

Фото в бортжурнале УАЗ 31519

С ее помощью я раскрутил много ужасных с виду соединений, вроде того, что на первом фото, но ничего не сфоткал, чтобы наглядно продемострировать вам. Поэтому специально для статьи стал искать что-нибудь страшное и всем очевидное. Взгляд упал на серьгу задней рессоры на одном из моих доноров. Это не мелкашка какая-нибудь, гайка на 22, и место, омываемое всеми солями городской эксплуатации (машина всю жизнь проработала в поликлинике и кроме города ничего не видела). В общем, смотрите.

Фото в бортжурнале УАЗ 31519

Судя по бежевой краске поверх ржавчины, этот узел последний раз разбирали до покраски машины. А красили ее очень давно.

Хочу обратить внимание на очень важный для успешной разборки момент. Если имеется резьба, выступающая за гайку, которая при откручивании должна пройти через нее, такую резьбу обязательно нужно хорощо очистить металлической щеткой. Иначе гайке просто некуда будет откручиваться. Это одна из главных причин, почему болты ломаются при откручивании. Чтобы сэкономить время и силы, лучше всего взять щетку в виде насадки на дрель. В труднодоступных местах поможет гравер. Но и вручную тоже можно, главное постараться.

Фото в бортжурнале УАЗ 31519

Наносим жидкость. Из шприца это делать очень удобно — точно пападаешь, руки не пачкаешь, лишнего не льешь.

Фото в бортжурнале УАЗ 31519

Теперь курим или делаем 5 минут еще что-нибудь полезное. За 5 мин вся жидкость впиталась, «проникла» куда нужно. Теперь самое время аккуратно обстучать гайку молотком с разных сторон, чтобы в слое ржавчины появились трещины. Чтобы не замять резьбу, это можно сделать через надетую на гайку головку.

Фото в бортжурнале УАЗ 31519

Еще раз хорошенько смачиваем и еще 5 мин курим. В принципе второй раз наверное можно и не смачивать, просто я курить люблю.

Фото в бортжурнале УАЗ 31519

И поехали. Конечно пришлось взять рычаг побольше и крутилось оно туго, но ведь крутилось! В процессе откручивания перед гайкой начинает скапливаться снятая ей грязь и ржавчина. Ее нужно периодически удалять тряпкой и металлической щеткой, чтобы она не затрудняла вращение, вернув гайку на пару оборотов назад. При этом можно еще раз смазать перед и после гайки, крутиться сразу начинает легче.

Фото в бортжурнале УАЗ 31519

А вот и долгожданная победа. Никаких болгарок и паяльных ламп. 15 минут, из которых 10 паузы, которые можно с пользой занять (покурить например). Резьба вполне цела и у меня остается качественная серьга и пара гаек, которые отработали 22 года и отработают еще столько же, если их хорошо почистить, покрасить и прогнать резьбу.

Фото в бортжурнале УАЗ 31519

Жидкость эта настолько же эффективнее WD-40, насколько и дешевле. Такого набора стоимостью с большую банку ВДэшки хватит, чтобы полностью разобрать пару ржавых машин, а может и больше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *