Какой должна быть высота классных помещений
Перейти к содержимому

Какой должна быть высота классных помещений

  • автор:

Величина и форма классных помещений

Размеры классных помещений устанавливаются из расчета 2 м2 на одного учащегося, но минимальная площадь классного помещения должна быть ≥ 60 м2.

При стационарной расстановке классной мебели с расстоянием ее от классной доски ≥ 2 м расстояние от доски до последнего ряда стульев или скамей не должно превышать 9 м.
Устройство вешалок или гардеробов для верхней одежды в классных помещениях не разрешается. Устройства ступеней в классных помещениях следует избегать; возвышение перед классной доской (подиум) должно быть по возможности на всю ширину помещения. В специальных школах (для детей-инвалидов) устройство ступеней и подиумов в классных помещениях не разрешается.

Согласно гамбургским требованиям, к школьным зданиям для обучения 25 учащихся желательно иметь помещение размером 6,5 х 8 м, высотой 3,6 м. Дополнительно необходима площадь на открытом воздухе тех же размеров (со свободно передвигаемыми столами и стульями).

Помещения специального назначения:
помещение многоцелевого назначения (площадью примерно 80 м2), используемое в качестве резервного или комбинированного классного помещения и оборудованное эпидиаскопом и шторами для затемнения, с небольшим подсобным помещением для хранения проекционной аппаратуры;
кабинеты физики и химии;
специальные помещения с расположенными на наклонной плоскости постепенно возвышающимися рядами рабочих мест; высота верхнего прохода ≥ 0,25 м; ширина прохода между рядами рабочих мест 0,9 м. Площадь помещения ≥ 80 м2. Глубина помещения ≥ 8 м. Следует предусматривать демонстрационный стол с раковиной для стока кислот.

Следует предусматривать присоединения к газовой, водопроводной и электрической сетям с централизованной блокировкой.
По условиям безопасности такие помещения должны иметь раздельные выходы (не менее двух) в коридор.
Кабинеты физики и химии должны быть непосредственно соединены со своей лаборантской (площадью ≥30 м2), которая располагается за спиной учителя.
Помещения для групповых занятий должны, кроме входа из классных помещений и специализированных кабинетов, иметь еще и вторые входы (возможно допускается через гардеробную).
Помещения для практических занятий используются преимущественно только для указанной цели.

Помещения для практических занятий по физике и химии, рассчитанные на 40 и более рабочих мест, требуют устройства раздельных выходов и установки быстродействующих спринклеров, а также устройства таких полов, физические характеристики которых не благоприятствуют накоплению электрических зарядов.

Помещения общественного назначения

Актовый зал предназначается для проведения собраний и демонстрации кинофильмов; предусматривается возвышение для проведения гимнастических упражнений (1,2 м над уровнем пола). Рядом с актовым залом предусматриваются помещения для переодевания. Площадь актового зала рассчитывается, исходя из нормы 0,6 м2 на одного учащегося. В актовых залах не допускается устройство сгораемой облицовки стен и перекрытий; ряды стульев закрепляются неподвижно.

Устройство в школах помещений общественного назначения с числом мест 200 и более регламентируется требованиями, предъявляемыми к помещениям для общественных собраний. Если школьные помещения общественного назначения намечается использовать для проведения внешкольных мероприятий, то при проектировании следует предусматривать устройство дополнительных уборных и гардеробных.

Библиотека, читальный зал. Площадь помещения библиотеки ≥ 25 м2. В читальном зале следует устраивать звукопоглощающее, бесшумное покрытие пола. Освещенность мест для чтения должна быть ≥ 500 лк.

Рекреационные залы и дворы. Площадь помещения для пребывания учащихся во время плохой погоды назначается из расчета ≥ 0 0,5 м2 на одного учащегося. Это помещение может быть открытым только с одной стороны (по возможности, со стороны рекреационного двора). На открытой стороне, если пол зала выше уровня земли на 0,5 м и более, требуется устройство перил. В таком зале покрытие пола должно быть стойким к атмосферным воздействиям и безопасным для хождения.
Высота рекреационных залов и проходов ≥ 2,25 м.

9. Расстановка на открытом воздухе в солнечные дни.

8. Расстановка при беседах;

Различают следующие виды классов: обычные классы, подобные упоминавшимся, и специализированные кабинеты. Классы делятся также на основные (стационарные) и «кочующие». При системе стационарных классов каждый учащийся имеет свое постоянное классное помещение, которое он покидает лишь изредка (уроки гимнастики, пения, занятия по труду и т.п.). При системе «кочующих классов» учащиеся меняют классные помещения, а учитель имеет свое постоянное классное помещение.

ВЕЛИЧИНА И ФОРМА КЛАССНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ. Строительное проектирование. Нойферт 1. Классы с двусторонним освещением (с одной стороны оконные проемы над гардеробной и коридором). Благодаря местному расширению коридора обеспечен непосредственный доступ в два класса и расположенное между ними помещение для хранения учебных пособий. Архитекторы Норке, Розенберг. Мардаль.
2. Блок, состоящий из класса, класса на открытом воздухе и помещения для ручного труда. Типовое решение. Архитектор Нейтра.
ВЕЛИЧИНА И ФОРМА КЛАССНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ. Строительное проектирование. Нойферт
3. «Пилообразная» планировка плана. Возможны взаимные помехи занятий. Архитектор Карбонара;
4. Класс дополнительно освещен сзади через высокорасположенное окно, недоступное для посторонних взглядов. Расширение коридора перед каждым классом, используется для размещения гардеробной и кладовой. Архитектор Карбонара;
ВЕЛИЧИНА И ФОРМА КЛАССНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ. Строительное проектирование. Нойферт
5. Шестиугольные классы с изолированными помещениями для ручного труда треугольной в плане формы. Архитектор Брехбюлен.
6. Шестиугольные классы без коридора со входом через гардероб-тамбур; имеется проход под навесом. Архитекторы Готтвальд, Вебер.
ВЕЛИЧИНА И ФОРМА КЛАССНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ. Строительное проектирование. Нойферт
7. Четыре класса с двусторонним освещением на каждом этаже. Классы имеют боковые треугольные ниши для проведения групповых занятий. Архитекторы Хэфели, Мозер, Штейгер.

8. Два класса с двусторонним освещением на каждой лестничной клетке многоэтажного здания. Архитектор Шустер.

Окна. Площадь окон должна составлять от 1/5 до 1/2 площади пола.

В помещениях для занятий должно быть обеспечено постоянное проветривание без сквозняков (например, проветривание через щели).

Требуемая кратность обмена воздуха: в помещениях для занятий и практических упражнений — четырехкратный обмен воздуха, в электрокухнях — шестикратный, в кухнях другого типа и в помещениях для химических опытов — десятикратный обмен воздуха.

Коридоры (рис, 4 —6). При наличии одного класса ширина коридора должна быть ≥ 2 м.
При односторонней застройке ширина коридора должна быть ≥ 2,5 м; при двусторонней ≥ 3 м.
Расстояние от полотна открытой двери до противоположной стены коридора (С) должно быть ≥1м,
Это расстояние увеличивается:
на 0,7 м на каждые 100 чел. при обслуживании коридором 100 —500 чел.;
на 0,5 м на каждые 100 чел. при обслуживании коридором 500 —1000 чел.;
на 0,3 м на каждые 100 чел. при обслуживании коридором свыше 1000 чел.
Для зала вместимостью 1200 человек свободная ширина коридора С составит 5 •0,7 + 5 • 0,5 + 2 • 0,3 = 6,6 м, что соответствует устройству двух коридоров шириной ≥ 3,3 м каждый.

Высота коридора должна быть 2,2 м.
Желательная отделка стен коридоров, допускающая их мытье на высоту ≥ 1,3 м.
Нормальная ширина коридоров 2,5 м.
Ширина поперечных проходов и коридоров у помещений административного назначения 1,5 м.

Минимальная ширина коридоров не может быть сокращена за счет конструктивных элементов или встроенного оборудования. Коридоры должны иметь естественное освещение и вентиляцию.
В коридорах, являющихся путями аварийного выхода, не разрешается устройство ступеней.

Тамбуры. Тамбуры должны отделяться от примыкающих к ним лестничных клеток и коридоров дверями, открывающимися в направлении аварийного выхода.

Двери. Ширина дверных проемов должна соответствовать максимальной интенсивности движения через них, но в любом случае должна быть не менее 1 м.
Все двери должны открываться наружу.
В школьных зданиях с двусторонней застройкой коридоров двери противоположных помещений должны быть расположены «вразбежку», со взаимным смещением на две и более ширины дверного полотна.

Лестницы (рис. 7 и 8). Нормальная ширина лестничных маршей 1,25 м, но не более 2 м.
Относительная величина подъемов (уклон лестницы): высота подступенков 17 см, ширина проступей 29 см; устройство забежных ступеней не допускается.

Перила устанавливаются на высоте 0,9 м; они не должны иметь открытых концов; перила и поручни для инвалидов должны быть непрерывными (рис. 7).

Проемы, ведущие из лестничных клеток к коридорам и другим помещениям, должны быть защищены от проникания дыма.

Остекления, устраиваемые на высоте 2 м и более, должны быть стойкими к механическим воздействиям. Лестничные клетки должны иметь прямое естественное освещение; на первом этаже должен быть устроен непосредственный выход наружу.

ВЕЛИЧИНА И ФОРМА КЛАССНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ. Строительное проектирование. Нойферт ВЕЛИЧИНА И ФОРМА КЛАССНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ. Строительное проектирование. Нойферт
3. Окно классного помещения. План М 1 : 100.
4. Двери.
5. Коридор, застроенный с двух сторон. Необходимые расстояния между дверями.
6. Коридор с односторонней застройкой. Требуемая ширина.
7. Разрез. М 1 : 50.
8. План. При ширине >2м посередине маршей следует устраивать двойные поручни.

Помещения вспомогательного назначения

Гардеробные. Их размещение в учебных помещениях не допускается по гигиеническим соображениям. Возможно размещение гардеробов в коридорах (гардеробы-ниши).

Уборные следует располагать вблизи рекреационных дворов и рекреационных залов; в случае устройства больших централизованных уборных необходимо дополнительно предусматривать отдельные уборные на этажах. В специальных школах (для детей- инвалидов) уборные должны быть на каждом этаже. Уборные устраиваются раздельно для мальчиков и девочек, а также для учащихся и учителей; вытяжные воздуховоды из уборных не следует располагать под окнами помещений, где возможно длительное пребывание учащихся и учителей. Проход к уборным допускается исключительно через шлюзы с постоянным проветриванием (поперечное проветривание). Перегородки в уборных на высоту до 2 м следует торкретировать, они должны иметь моющуюся отделку или облицовку.

Двери уборных должны запираться изнутри с возможностью открывания их снаружи торцовым ключом.
Нормы расчета санитарных приборов:
на 40 учащихся (мальчиков): 1 унитаз, 2 писсуара или желоб длиной 1 м;
на 20 учащихся (девочек) 1 унитаз;
на 15-20 учителей: 1 унитаз, 2 писсуара или желоб длиной 1 м; на 5-10 учительниц: 1 унитаз.

Конструктивное решение и инженерное оборудование школьного здания

Противопожарная защита. Несущие стены, колонны, прогоны и перекрытия должны быть огнестойкими.

Облицовку стен и потолков в учебных помещениях и мастерских следует выполнять из несгораемых материалов.

Школьные здания с шестью и более классами должны иметь два отдельных выхода (двери открываются наружу).

По согласованию с соответствующими органами противопожарного надзора следует устанавливать устройства пожарной сигнализации и пожаротушения. В остальных случаях для школ с пятью и менее классами или рабочими помещениями следует иметь ручной огнетушитель.

Защита от шума. Учебные помещения и мастерские должны быть защищены от шума посредством таких конструктивных мероприятий, которые обеспечивают достаточную звукоизоляцию и хорошие акустические качества.

Следует избегать появления в здании источников шума. Существующие источники шума следует снабжать звукоизоляцией.

Полы должны быть надежными и легко очищаемыми. В учебных помещениях покрытия полов должны иметь минимальное число швов; при хождении не должно возникать ощущение охлаждения ног.

Отопительные установки. Система центрального отопления должна обеспечивать равномерное нагревание воздуха в помещениях; следует предусматривать возможность ее легкого регулирования. В основном рекомендуется применять системы отопления, способные быстро реагировать на изменение внешних условий.

Радиаторы должны легко очищаться; система их размещения в здании должна эффективно противодействовать таким влияниям, как холод и сквозняки.

Температура в помещениях:
умывальные, душевые и гардеробные 22°С;
помещения для занятий и практических упражнений, административные и общественные помещения и относящиеся к ним коридоры 20°С;
все остальные помещения 15°С.
При радиационной системе отопления максимальная температура теплоизлучающих конструктивных элементов должна быть 35°С.
Вентиляционные установки не должны быть шумными и не должны служить причиной возникновения сквозняков.

ВЕЛИЧИНА И ФОРМА КЛАССНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ. Строительное проектирование. Нойферт ВЕЛИЧИНА И ФОРМА КЛАССНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ. Строительное проектирование. Нойферт
1. Вешалка для верхней одежды с запирающейся цепочкой, продеваемой через пальто и т.п., и вешалка с крючками, размещенными вразбежку;
2. Разрез по школьному коридору М : 100;
3. Гардеробная, расположенная между двумя классами М 1 : 200;
4. План коридора М 1 : 100;
ВЕЛИЧИНА И ФОРМА КЛАССНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ. Строительное проектирование. Нойферт ВЕЛИЧИНА И ФОРМА КЛАССНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ. Строительное проектирование. Нойферт
5. Одностороннее расположение кабин уборных. Двери открываются наружу;
6. Уборные с писсуаром;
7. Двустороннее расположение кабин уборной;
8. Уборная в угловой части здания. Проветривается свежим воздухом, идущим из окна в умывальной. Двери кабин открываются внутрь (более рационально);
9. Одностороннее расположение кабин уборной;
10. Уборная с писсуаром;
11. Двустороннее расположение кабин уборной;
12. Американские душевые и уборные в школьных зданиях: для девочек (вверху), для мальчиков (внизу).

Каналы и шахты должны быть из несгораемых материалов. Огонь, дым, пыль, запахи и шумы не должны проникать из очага их возникновения в другие помещения и не должны оказывать вредного воздействия на строительные элементы и конструкции.

Установки энергоснабжения. В школьном здании, у его входов и на дорогах школьного участка должно быть обеспечено достаточно интенсивное электрическое освещение.
Школьное здание должно быть оснащено электрической аварийной сигнализацией (звонком), даже при наличии сигнальной установки. При числе классов, равном 10, обязательно наличие аварийного освещения на путях эвакуации.

Освещенность рабочих мест в учебных помещениях и лаборантских должна быть 250 лк, за исключением случаев, когда требуется большая освещенность в связи с выполнением работ специфического характера (см, отдельные описания помещений).

Чертежный зал. Площадь чертежного зала около 100 м . Зал по возможности должен быть ориентирован на север и оснащен эпидиаскопом и шторами для затемнения; при зале должно быть вспомогательное помещение для хранения чертежей и моделей.

Глубина зала в зависимости от освещения должна быть 6 —8 м. Длина зала в зависимости от числа занимающихся в нем учащихся устанавливается в пределах 10—16 м (таким образом, площадь чертежного зала примерно равна площади двух классных помещений).

Поскольку чертежи, укрепленные на демонстрационной доске достаточно различимы лишь с расстояния, не превышающего 9 —11 м, в чертежном зале могут одновременно заниматься не более 25 учащихся. Исходя из этого оптимальная длина чертежного зала должна составлять 11,6 м.

Площадь оконных проемов должна быть равна 1/4 площади пола.

Зал для музыкальных занятий (рис. 3, 4). Этот зал располагают в стороне от учебных помещений. Его площадь равна площади 1,5 —2 обычных классов; ряды мест желательно располагать с подъемом (ступенями).
В качестве зала для музыкальных занятий во многих случаях может быть использован чертежный зал, оборудованный столами с откидными досками, при условии, что он отвечает акустическим требованиям (обычное соотношение сторон помещения 2:3).

Учебная кухня (рис. 8 и 10). Проход в учебную кухню должен быть предусмотрен только через шлюз (возможно используемый в качестве гардеробной), препятствующий прониканию запахов. Места вытяжки нельзя располагать под окнами учебных помещений. Учебная кухня должна быть непосредственно связана с кладовыми и комнатами для переодевания. В учебной кухне предусматриваются кухонные ниши с доступными с трех сторон столами, под которыми размещены шкафчики для хранения кастрюль, посуды и столовых приборов. Глубина помещений учебных кухонь 5 м и ≥ 8 м.

Помещение для ручного труда площадью ≥ 70 м2 должно иметь розетки для подключения швейных машин, а также для местного освещения у швейных машин.

Площадь оконных проёмов должна составлять 2/5 площади пола. Естественное и искусственное освещение рабочих мест ≥ 500 лк.

Учебная прачечная должна иметь непосредственный выход наружу. Выпускной кран в полу следует оснащать затвором, препятствующим распространению неприятных запахов; в помещении необходимо предусмотреть устройства для отвода газов и дыма.

Помещение гладильной должно находиться вблизи учебной прачечной с входом из коридора; при входе размещают контрольные лампы, сигнализирующие о включении и отключении электрических утюгов.

Помещение машбюро предусматривается в тех случаях, когда для данной цели не могут быть использованы другие помещения. Площадь помещения около 50 м2.

Тёмную комнату (проявочную) площадью 20 м2 целесообразно разделять на отсеки (для проявления, увеличения фотоснимков и наведения высокого глянца).

Мастерские (являющиеся источниками сильного шума) не должны мешать проведению учебных занятий в классах. К школьным мастерским предъявляются те же требования, что и к кустарным и ремесленным мастерским.

Склад материалов, используемых в этих мастерских, должен иметь по меньшей мере трудносгораемые ограждающие конструкции, а при хранении легко воспламеняющихся материалов — несгораемые конструкции.

ВЕЛИЧИНА И ФОРМА КЛАССНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ. Строительное проектирование. Нойферт 1. Чертёжный зал;
2. Чертёжный зал с отдельными столами;
ВЕЛИЧИНА И ФОРМА КЛАССНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ. Строительное проектирование. Нойферт ВЕЛИЧИНА И ФОРМА КЛАССНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ. Строительное проектирование. Нойферт
3. Зал для музыкальных занятий с откидными скамьями;
4. Откидная скамья местами для пяти чертёжников. План и разрез по a – b.
5. Переплётная мастерская;
6. Деревоотделочная мастерская;
ВЕЛИЧИНА И ФОРМА КЛАССНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ. Строительное проектирование. Нойферт ВЕЛИЧИНА И ФОРМА КЛАССНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ. Строительное проектирование. Нойферт
7. Мастерская для занятий ручным трудом;
8. Учебная кухня;
9. Учительская;
10. Аксонометрия учебной кухни на рис.8.

Помещения административного назначения.

Кабинет директора школы следует располагать рядом с учительской, обеспечивая хороший обзор рекреационного двора.

Площадь кабинета в зависимости от числа учащихся 25-30 м2.
При кабинете должна быть предусмотрена приемная площадью около 25 м2.

Учительская не должна выходить окнами на рекреационный двор. Минимальная освещенность каждого рабочего места в учительской должна составлять 500 ж.
В учительских и примыкающих к ним гардеробных необходимо устанавливать умывальники. Кроме того, следует предусматривать достаточную резервную площадь для размещения учительской библиотеки.

Площадь учительской (в зависимости от числа классов) около 60 м2.
В некоторых случаях возможно размещение в непосредственной связи с учительской рабочей комнаты площадью около 20 м2.

Комната коменданта школы, помещения для хранения уборочного инвентаря и умывальные для уборщиц.

Расположение: обязателен обзор зоны главного входа в школу. В некоторых случаях предусматриваются помещения для хранения и очистки уборочного инвентаря (с водоразборным краном и раковиной); в больших школах такие помещения устраиваются на каждом этаже. Необходимо одно помещение умывальной для уборщиц.

Кабинет школьного врача. Площадь кабинета должна обеспечивать возможность свободной установки одного шкафа и одной кушетки (носилок).

Техническое оснащение; рукомойник со смесителем и две розетки. Желательна непосредственная связь кабинета врача с приемной и комнатой для переодевания (для проведения массовых медицинских осмотров).

Комната для хранения учебных пособий. Площадь около 20 м2.

«Мокрые помещения» — умывальные и душевые— следует размещать вблизи бойлеров, с проходом через раздевальные. На высоту до 1,8 м обязательна облицовка стен глазурованными плитками или же их равноценная окраска. Для устройства полов следует применять рифленые керамические плитки или же керамические плитки с выступами. Отвод пара должен осуществляться без возникновения сквозняков.

Служебная квартира коменданта школы в принципе должна быть изолирована от учебной зоны, однако из нее должен быть виден школьный участок и в особенности вход на территорию школы.

ВЕЛИЧИНА И ФОРМА КЛАССНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ. Строительное проектирование. Нойферт 1. План 2-гр этажа. Классы, расположенные по периметру здания, имеют одностороннее освещение;
2. План 1-го этажа с вестибюлем (финский проект). Центрально размещенный актовый зал с лестницами, ведущими на 2-й этаж (см. рис. 1), служит одновременно и гимнастическим; по периметру здания размещены специализированные кабинеты и помещения вспомогательного назначения;
ВЕЛИЧИНА И ФОРМА КЛАССНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ. Строительное проектирование. Нойферт 3. Народная школа Munkegard в Дании с 20 нормальными классами, попарно размещенными в одноэтажном здании с небольшими озелененными двориками. В северной части здания двухэтажный блок со специализированными кабинетами. Архитектор А. Якобсен. 1 — кабинет металлообработки; 2 — мастерская; 3 —библиотека; 4 — читальный зал; 5— комната для занятий рукоделием (для девочек); 6— озелененный дворик; 7— гардеробная; 8 — класс; 9— дворик для занятий на открытом воздухе; 10— внутренний двор; 11— учительская; 12—уборная; 13—кладовая; 14— актовый зал; 15— фойе; 16— сцена; 11 — архив; 18 — контора администрации; 19— крытый переход; 20— двор; 21 — гимнастический зал; 22— сушилка; 22— раздевалка; 24— душевая, умывальная; 25— уборная для мальчиков; 26— умывальная для мальчиков; 27— уборная и умывальная для девочек: 28— место для контейнеров с мусором; 29— детский сад.

2. План верхней галереи (к рис. 3).

3. Народная школа с центрально расположенным актовым залом (Хельсинки). Вход в школу расположен под гимнастическим залом. План 1-го этажа и разрез. Архитектор Я. Ярви.

Народные школы с числом классов более трех кроме классных помещений должны иметь одну комнату для хранения учебных пособий площадью 15-20 м2, служащую одновременно учительской (в некоторых случаях предусматривается отдельный кабинет для директора школы).
При необходимости предусматриваются специальные классы для черчения, пения, ручного труда, шитья, обучения приготовлению пищи, а также душевые.
В школах с числом классов более пяти необходим, кроме того, гимнастический зал площадью около 200 м2 с комнатой для хранения спортивного инвентаря и принадлежностей при нем, раздевальной и подсобными помещениями общей площадью 100 м2, всего 300 м2.
Двухкомплектная народная школа (в больших городах) состоит из 1 2 х 16 нормальных классов и 2 х 4 классов размером 2/3 нормального класса; площадь классов (37 1/3 класса размером 54 м2) составляет всего 2000 м2.
Кроме того необходимы следующие помещения:

для занятий по черчению и труду
2 х 1 чертежных зала с встроенными шкафами (площадь одного чертежного зала равна площади двух классных помещений) 2 x 2 = 4 класса
2 х 1 вспомогательных помещения при зале 2 х 1/3 = 2/3 класса
2 х 1 умывальные 2 х 1/3 = 2/3 класса
2×2 помещения для занятий по труду 4 х 1 1/3 в 5 1/3 класса
2 х 1 помещения для профессиональной ориентации 2×1=2 класса
2 х 1 кладовые для хранения материалов 2 х 1/3 = 2/3 класса
для музыкальных занятий
2 х 1 зала для пения (по 108м2 каждый) = 216 м2
2 х 1 помещения для хранения нот 2 х 1/3 = 2/3 класса
библиотеки, учительские и конторские помещения
2 х 1 библиотеки для учителей 2 х 2/3 = 1 1/3 класса
2 х 1 библиотеки для учащихся 2 х 2/э = 1 1/3 класса
2 х 1 комнаты для заседаний и учебных занятий 2 х 1 1/3 = 2 2/3 класса
2 х 1 комнаты для учительниц 2 х 2/3 = 1 1/3 класса
2 х 1 помещения гардеробных 2 х 1/3 = 2/3 класса
2 х 1 кабинета директора 2 х 2/3 = 1 1/3 класса
2 х 1 кабинета для заместителя директора 2 х 1/3 = 2/3 класса
2 х 1 приемных 2 х 1/3 = 2/3 класса
2 х 1 швейцарских 2 х 1/3 = 2/3 класса
2×3 комнаты для.хранення учебных пособий 6 х 1/3 = 2 класса
прочие помещения
1 школьная кухня 1 1/3 класса
1 помещение для хранения продуктов при кухне 1/3 класса
1 мойка 2/3 класса
1 учебная прачечная 1 класс
2 помещения для хранения велосипедов 100 м2
уборные для мальчиков 4 класса
уборные для девочек 4 класса
для учителей 1/3 класса
для учительниц 1/3 класса
1 кабинет школьного врача 1/3 класса
1 изолятор 1/3 класса
2 комнаты молодежного клуба 1/3 класса
2 х 1 вспомогательных помещения при клубе 2 х 2/3 = 1 1/3
2 уборные при клубе 2 х 2/3 = 1 1/3
Кроме того, 2 гимнастических зала и т.д.

Потребность в площадях для других народных школ устанавливается в зависимости от их типа и величины.

Средние школы (шестиклассные), кроме 6 классов, рассчитанных на 40—48 учащихся, каждый должны иметь: аудиторию с расположением мест амфитеатром и киноустановкой; 1 темную комнату; 1 помещение для хранения пособий по физике и химии; 1 кабинет биологии, одновременно являющийся рабочей комнатой; 1 чертежный зал; 1 учительскую; актовый зал, одновременно используемый для музыкальных занятий; гимнастический зал; библиотеку; 3 мастерские (слесарную, столярную, переплетную) и кладовую для хранения материалов.

Какой должна быть высота классных помещений

В п.4.5 СП 118.13330.2012 «Во вновь проектируемых общеобразовательных организациях высота учебных помещений от пола до потолка должна быть не менее 3,3 м. Высота коридоров учебных зданий, оборудованных подвесными потолками, должна быть в чистоте не менее 2,6 м».

Согласно п. 4.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 «При проектировании и строительстве общеобразовательных организаций высота потолка помещений и система вентиляции должны обеспечивать кратность воздухообмена».

Согласно п.4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных потолков из материалов, разрешенных для применения в общеобразовательных организациях, при условии сохранения высоты помещений не менее 2,75 м, а во вновь строящихся — не менее 3,6 м».

Как понимать п.4.28 задаёт ли он высоту помещений? Ранее высота помещений была прописана п. 4.9 и именно для учебных помещений.

Согласно п.4.5 СП 118 в коридорах и санузлах допускается высота потолков ниже 3.6м. Можно ли снизить высоту вспомогательных и служебных помещений до 2.6 м.?

  1. п.4.28. СанПиН 2.4.2.2821-10 [1], утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N189 [2], устанавливает требования к высоте помещений в общеобразовательных учреждениях, в которых устраиваются подвесные потолки.
  2. Согласно п.4.5 СП 118.13330.2012 [3], утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N635/10 [4], «…В коридорах и помещениях вспомогательного по отношению к функциональным процессам назначения допускается уменьшение высоты, до 2,2 м … Примечание — Высоту административных и служебных помещений допускается принимать не менее 2,7 м с учетом положений СП 44.13330…». Следовательно, занизить высоту вспомогательных помещений до 2.6 м можно, а служебных помещений нельзя.

Используемые нормативные источники

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N189.
  • СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях
  • СП 118.13330.2012*. Общественные здания и сооружения
  • Приказ 635/10. Об утверждении свода правил ‘СНиП 31-06-2009 ‘Общественные здания и сооружения’

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ В ФИНЛЯНДИИ

В Финляндии существует характерная для западноевропейских капиталистических стран многоступенчатая, чрезвычайно дифференцированная система образования, включающая несколько ступеней государственных и частных учебных заведений в различных сочетаниях. В стране введено обязательное восьми-девятилетнее образование (с 7 до 16 лет): четыре класса народной школы и пять «верхних» гражданских классов народной школы. Вместо «верхних» классов народной школы засчитываются также 5 «нижних» классов лицея или гимназии.

После окончания девяти классов и сдачи экзаменов учащийся народной школы может поступить в ремесленную школу, затем в техническую школу или в техническое училище и только после этого — в техническим вуз.

Учащийся лицея или гимназии после окончания «нижних» классов учится три года в «верхних» классах (всего 12 лет) и после прохождения практики (1—2 года) поступает непосредственно в университет или технический вуз.

В Финляндии подготавливается реформа системы народного образования, которая уменьшит многоступенчатый характер финской школы, внесет в нее элементы единства, интенсифицирует обучение (например, изучение иностранного языка будет перенесено на более ранние годы и т. д.).

Строительство и эксплуатация общеобразовательных школ в Финляндии осуществляется как за счет государства или местных муниципальных органов, так и на частные средства, однако многие частные лицеи и гимназии субсидируются в значительной мере государством.

Порядок проектирования, строительства и финансирования государственных школ определен специальным правительственным декретом.

Правление коммуны возбуждает ходатайство о строительстве новой школы перед правительством.

После получения разрешения правление коммуны составляет задание и поручает разработку проекта архитектору или объявляет конкурс. Составленный проект со сметой согласовывается со школьным правлением и утверждается Министерством просвещения.

1. Коммерческое училище в Тампере.

2. Коммерческое училище в Тампере. План первого этажа

3. Коммерческое училище в Тампере. План второго этажа.

4. Коммерческое училище в Тампере. План третьего этажа

Финансирование, как правило, осуществляется из трех источников:

— субсидия государства (обычно 20%);

— долгосрочный кредит от государства (до 40%);

— средства местных коммун (до 40%).

В более бедных коммунах в центральной Финляндии и на Крайнем Севере прямые субсидии государства на строительство школ достигают 60—95%. Нормами устанавливается стоимость 1 м 2 полезной площади.

В городском строительстве наиболее распространенными являются двух-трехкомплектные школы (до 1000 ученических мест).

Начальные народные школы обслуживают преимущественно население прилегающего жилого микрорайона с радиусом для младших школьников до 800 м, для старших — 1 км.

Для лицеев и гимназий радиус обслуживания не нормируется, и учащиеся съезжаются в них со всего города.

В последнее время получила признание идея организации начальных школ (в составе первых трех классов), объединенных с детскими яслями-садами. Такие объединенные комплексы строятся вблизи жилья, а остальные шесть классов неродной школы размещаются в специальном здании, более удаленном от места жительства учащихся.

В Финляндии вообще широко распространено строительство кооперированных зданий, например школа с детсадом для 6-летних детей в Лахти в районе «Кивелия», объединенное здание в Хельсинки в районе «Куоломари», в котором размещаются детсад-ясли, библиотека, женская консультация, молодежный клуб и др.

Даже церковь в Тампере является кооперированным зданием — в ней размещен клуб молодежи и детский сад на 150 мест.

В сельских местностях широко распространено строительство небольших начальных школ (объемом до 1000 м 3 ) и школ-интернатов. Однако практика строительства таких начальных школ в настоящее время подвергается большой критике, ибо, во-первых, эти школы не обеспечивают достаточно высокого уровня образования и, во-вторых, из-за миграции населения из мелких населенных пунктов в более крупные многие школы пустуют (около 600 школ).

В связи с этим, а также учитывая значительное развитие сети дорог и улучшение их состояния в сельских районах, в Финляндии взят курс на переход к более крупным школам с организацией подвоза детей на средства коммун (на расстояние от 5 до 20—30 км), а также более широкое развитие укрупненных школ-интернатов.

Обучение и воспитание умственно отсталых детей в Финляндии осуществляется организацией во многих школах специальных классов или созданием специальных школ.

В системе народного образования Финляндии обращает на себя внимание хорошая постановка обучения некоторым практическим навыкам, в том числе девочек — домоводству (шитье, приготовление пищи, уборка квартиры и ведение домашнего хозяйства), мальчиков — слесарному и в особенности столярному делу, уходу за автомобилями и т. д.

Широкое развитие в Финляндии имеет профессиональное и среднее специальное техническое образование, осуществляемое сетью хорошо оборудованных ремесленных школ, технических школ и училищ. Для них характерна многопрофильная структура, сочетание основного профессионального обучения с подготовкой специалистов в области общественного питания, что позволяет организовать обслуживание питанием контингента школ и училищ за счет практической работы самих учащихся и экономить расходы на эксплуатацию пищеблока.

Профессионально-технические школы и специально-технические училища получают значительные средства за счет выполнения заказов для промышленности, ремонта автомобилей, а также эксплуатации станций обслуживания, ресторанов и т. д., осуществляемых самими учащимися в порядке практики по изучаемой специальности.

Авторы: доктор архитектуры С. Г. Змеул кандидат архитектуры В. К. Степанов, кандидат технических наук Б. А. Мусаелян
Москва, 1971

Высота этажа в школах (в чистоте)

СП 118.13330.2012 Дата введения 2013.01.01
4.5 Высоту помещений в чистоте (от пола до потолка) вновь проектируемых
общественных зданий, в том числе жилых помещений санаториев, следует
принимать, как правило, не менее 3 м, а жилых помещений зданий для временного
проживания (гостиницы, пансионаты при больницах и т.п.) в соответствии с СП
54.13330.
Для учебных помещений вновь проектируемых общеобразовательных
учреждений высота в чистоте должна быть 3,3 м, если другое не оговорено в
задании на проектирование, а для зданий малокомплектных и сельских школ,
вместимостью не более 300 учащихся и для зданий школ в климатической зоне I — не
менее 3,0 м. Высота коридоров учебных зданий, оборудованных подвесными
потолками, должна быть в чистоте не менее 2,6 м.

Высоту встраиваемых помещений объекта общественного назначения общей
вместимостью до 40 человек, а предприятий розничной торговли торговой
площадью до 250 2 ì (в соответствии с ГОСТ Р 51773) допускается принимать по
высоте этажа жилого здания, куда они встраиваются.
Высоту помещений, определяемую функциональными процессами, следует
устанавливать по соответствующим технологическим нормам и требованиям.
В коридорах и помещениях вспомогательного по отношению к функциональным
процессам назначения допускается уменьшение высоты, до 2,2 м; в холлах для
посетителей — не ниже 2,4 м.
Примечание — Высоту административных и служебных помещений допускается
принимать не менее 2,7 м с учетом положений СП 44.13330.

НО ПРИ ЭТОМ:

СанПиН 2.4.2.2821–10 Начало действия 2011.09.01
4.9. Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательном процессе, из расчета:
— не менее 2,5 м2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;
— не менее — 3,5 м² на 1 обучающегося при организации групповых формах работы и индивидуальных занятий.
Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных учреждений высота учебных помещений должна быть не менее 3,6 м2.
Расчетное количество обучающихся в классах определяется исходя из расчета площади на одного обучающегося и расстановки мебели, в соответствии с разделом V настоящих санитарных правил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *