Катафорез что это в автомобиле ваз
Перейти к содержимому

Катафорез что это в автомобиле ваз

  • автор:

Статьи

Подробная статья про катафорез

Метод грунтования поверхностей металлических изделий, именуемый катафорезом, освоен промышленными предприятиями более полувека назад. Благодаря этому технологическому прорыву процесс грунтования и возможной дальнейшей окраски изделия происходит при минимальном участии человека. Автоматизация обеспечивает равномерное покрытие всей поверхности детали, а также необходимую защиту изделия от коррозии и других внешних атмосферных воздействий.

Принцип перемещения частиц вещества под воздействием электричества был открыт еще в начале девятнадцатого века профессорами Московского университета П. И. Страховым и Ф. Ф. Рейссом в 1809 году. Его назвали электрофорез. Эту технологию используют в различных отраслях человеческой деятельности. В частности, в медицине. Благодаря такому методу удаётся покрывать мельчайшими частицами обрабатываемую поверхность, обеспечивая глубокое проникновение в углубления и поры.

В промышленном производстве используют два схожих процесса окраски изделий из металла – катафорез и анафорез. Их отличает полярность заряда поверхности обрабатываемого изделия (катод или анод).

• Катодное (катафорез) — когда обрабатываемая поверхность имеет отрицательный электрический заряд, а аноды в кислотной среде ЛКМ имеют положительный заряд;
• Анодное (анафорез) — когда обрабатываемая поверхность имеет положительный электрический заряд, а катоды в щелочной среде ЛКМ имеют отрицательный заряд.

Под воздействием электрического поля частицы грунта притягиваются ко всей поверхности детали равномерным слоем, заполняя любые неровности. При этой технологии слой красящего вещества наносится на металл с точностью до микрона.

Электроосаждение — конвейерная технология нанесения водных растворов лакокрасочного материала под действием электрического тока. Наиболее распространённая сфера применения окраски электроосаждением — катафорез. При катафорезном грунтовании положительно заряженные частицы краски осаждаются на отрицательно заряженных деталях или изделиях.

Катафорез начали применять в СССР с 80-х годов на многих заводах автомобиле-, авиа-, машиностроении. В середине 1970-х годов стал известен метод катодного электроосаждения (катафорез). Данный способ нанесения пришел к нам с запада, где он развивается уже много лет. Такое грунтование является одним из современных решений, направленных на защиту металлических поверхностей от коррозии.

Катафорез – достаточно сложный химический процесс, основанный на электролитической реакции и в большинстве случаев автоматизирован. На практике этот процесс позволяет из жидкого материала выделить сухое вещество, которое в свою очередь закрепляется на поверхности металла. Оно играет роль защитного слоя. Это позволяет в несколько раз увеличить сопротивляемость металла воздействию коррозии. Серийное производство, подразумевающее окраску металлических деталей, не может быть эффективным без применения современных технологий. Методика катафорезного нанесения грунта постоянно совершенствуется и альтернативных методик с сопоставимым уровнем качества пока не существует.

Главный компонент покрытия – это бессвинцовая двухкомпонентная масса, которая может быть представлена в виде пасты или эмульсии. Основные виды катафорезного грунта – черный, серый и белый. Цвет грунта достигается путем добавления в раствор пигментных добавок необходимого цвета. Соответственно, каждый из них имеет свою область применения. Черным грунтом как правило укрывают элементы и узлы нижней части транспортных средств, колесные диски и пр. Серым грунтом укрывают элементы кузова и прочие детали транспортных средств. Белый грунт используется при укрытии корпусов холодильников, стиральных машин, сантехнических приборов и пр. В линейке грунтов существует особый вид грунта- транспортировочный. Как правило, его наносят на детали в целях уберечь их от повреждений в процессе хранения и перевозки.

Где используется катафорез?

• Автоиндустрия: легковые автомобили, коммерческий транспорт
• Аксессуары для ТС: колеса, сиденья, тормоза, подвеска
• С/х оборудование: трактора, комбайны , землеройной оборудование
• Бытовая техника: стиральные, посудомоечные машины
• Стальная мебель: столы, полки, замки
• Строительная промышленноть: радиаторы, промышленные полки, алюминиевые профили
• Электр. оборудование: осветительное оборудование, щитовые шкафы
• Прочее: велосипеды, садовое и оборудование для отдыха

Основной задачей использования катафорезных грунтовок в автомобилестроении является улучшение внешнего вида лакокрасочного покрытия и увеличение стойкости кузова и других металлических деталей к коррозии. Стойкость покрытия к воздействию солевого тумана при нанесении катафорезному грунту по фосфатному слою составляет не менее 2000 часов, при этом ширина распространения коррозии от надреза составляет менее 2,0 мм, что значительно превышает показатели аналогичной продукции, представленной на рынке. Данная грунтовка значительно превосходит по стойкости к солевому туману анафорезные покрытия почти в 8 раз, стойкость к воздействию солевого тумана которых составляет около 275 часов.

Полностью автоматизированный процесс:
• высокая производительность;
• низкое энергопотребление;
• снижение затрат на содержание и техническое обслуживание;
• широкий диапазон нанесения;
• возможность грунтовать детали со сложной конфигурацией в труднодоступных местах.

Эксплуатационные показатели:
• получение равномерного слоя покрытия по толщине;
• высокая твёрдость покрытия;
• отличная коррозионная защита значительно увеличивает срок эксплуатации;
• устойчивость к сколам;
• улучшенная защита кромок;
• хорошая химическая стойкость;
• сопротивляемость к загрязнениям.

Контроль за уровнем затрат:
• максимальная экономическая выгода замкнутой системы;
• достижение максимальной производительности;
• контролируемый расход материала за счет регулирования толщины пленки по требованию потребителя;
• минимизация затрат на очистку сточных вод и утилизацию.

Экологичность:
• водоразбавляемый продукт с низким содержанием летучих органических соединений;
• грунт не содержит свинца и олова;
• снижение вредных выбросов в окружающую среду.

В статье расписаны все максимально возможные этапы. По факту на производстве некоторые этапы могут отсутствовать или дублироваться в силу технических потребностей и конечного использования обрабатываемой детали.

Линия нанесения катафорезного грунта состоит из нескольких этапов:

1. Очистка металла от окислительной пленки (ржавчины). Как правило используются камеры пескоструйной или дробеструйной обработки. После дробеструйной обработки на металле остаются кратеры и после конечной обработки катафорезом, грунт ложится не ровно. Очистка металла от окиси позволяет оголить поверхность для наилучшего взаимодействия активных частиц в катафорезной ёмкости. На следующем этапе подготовки выполняется продувка аппаратами высокого давления и/или предварительная мойка. С наружных и внутренних поверхностей частей обрабатываемой детали следует удалить все инородные частицы от грязи и пыли до продуктов сварочного производства и заводской смазки. На профессиональных линиях для таких целей используют камеры с множеством направленных форсунок.

2. Обезжиривание. Обезжиривание проводится для оголения поверхности металла. Процесс осуществляются химическим способом в тоннелях с опрыскиванием или в ваннах с полным погружением. Наличие на поверхностях кузова следов технического масла (масло, нанесённое при прокате листа и штамповке из него детали) или другой химии может привести к сохранению открытых участков, которые часто становятся очагами развития коррозии (ржавчины). Рабочая температура 50-70℃.

3. Промывка. После процедуры обезжиривания обрабатываемая деталь проходит 1-2 ванны промывки деминерализованной или обычной хозяйственной водой.

4. Травление. Особенным и очень эффективным методом является обработка поверхности металлов раствором ортофосфорной кислоты, под его воздействием ржавчина на металле превращается в прочное покрытие. Рабочая температура 45-65℃.

5. Промывка. После травления ортофосфорной кислотой обрабатываемая деталь проходит 1-2 ванны промывки деминерализованной или обычной хозяйственной водой.

6. Активация. Активация металла способствует надёжному закреплению частиц в катафорезной емкости. В свою очередь, активация металла выступит подготовительной операцией, которая проводится для улучшения кристаллообразования в ванне. Для этого применяют нерастворимые соединения, фосфат марганца и соли титана. Они обеспечивают осаждающий эффект на поверхности, способствуя уплотнению фосфатного слоя. Активация формирует основу защитного покрытия кузова автомобиля, способствуя повышению адгезии.

7. Фосфатирование. Процесс фосфатирования — это взаимодействие фосфатирующего раствора, и поверхности металла. Результатом такого процесса становится образование химического связанного слоя, который состоит из нерастворимых фосфатов. Рабочая температура 30-70℃.

Таким образом адгезия грунта к металлу значительно улучшается и отдаляет срок появления коррозии под лакокрасочным покрытием. Фосфатирование кузова нужно делать незадолго до грунтования, максимум за двое суток (обычно на конвеере это происходит почти сразу). Сам процесс фосфатирования производится специальными фосфатными жидкими растворами, где есть соли металлов, фосфаты и прочие вещества. Такие веществ немало, все они нужны для активации фосфатирования, для ингибиторов коррозии, наполнителей и загустителей. На заводе происходит окунание детали в специальные ванны с раствором, или конвеер проходит через тунель, где происходит сплошное опыление. Растворов для фосфатирования довольно много, они состоят из разных солей, которые являются основой: соли железа — железофосфатные, соли цинка — цинкофосфатные, соли марганца — железофосфатные, и прочие варианты в виде смесей. Суть процесса фосфатирования состоит в создании на поверхности защищаемого изделия слоя малорастворимых фосфатов железа, цинка или марганца. Фосфатированию подвергаются: чугун, низколегированные, углеродистые стали, кадмий, цинк, медь, сплавы меди, алюминий.

Для всех типов стали применяется фосфатирование, в некоторых случаях с травлением кислотным или нейтральным. Для алюминия применяется обработка кислыми или щелочными растворами. Для сплавов магния также фосфатирование и оксидирование. Тенденцией последних лет стало применение технологии нейтрального травления для удаления с поверхности стали окислов образованных после лазерного раскроя или сварки. В зависимости от требований к коррозионной стойкости лакокрасочного покрытия для стали применяется щелочное фосфатирование (железофосфатирование) и цинкфосфатирование. Для компонентов с требованиями к ЛКП по коррозионной стойкости более 1000 часов в камере соляного тумана применяется цинкфосфатирование с пассивацией.

Фосфатированию плохо поддаются высоколегированные стали. Фосфатная пленка не боится органических масел, смазочных, горячих материалов, толуола, бензола, всех газов, кроме сероводорода.
Под воздействием щелочей, кислот, пресной, морской воды, аммиака, водяного пара покрытие довольно быстро разрушается. Непродолжительный срок службы покрытия также связан с его низкой эластичностью и прочностью.

Толщина фосфатного слоя составляет от 2—50 мкм (зависит от режима фосфатирования, подготовки поверхности, состава раствора для фосфатирования). Толщина покрытия связана с его структурой. Мелкокристаллические защитные слои имеют меньшую толщину (1 – 5 мкм) и обладают более выраженной защитной способностью. В связи с этим их намного чаще используют. Получают такие покрытия из цинкфосфатных растворов, которые содержат ускорители (окисляющие элементы). Мелкокристаллические слои не используются в качестве самостоятельных защитных покрытий и сверху их дополнительно покрывают лакокрасочными материалами.
Крупнокристаллические фосфатные слои более толстые, получают их из марганцевофосфатных растворов. После промасливания могут служить самостоятельными покрытиями.
Кристаллы фосфатов имеют пластинчатую структуру, благодаря чему пленка отлично впитывает различные пропитки, лаки, удерживая их в себе.

8. Промывка. После нанесения фосфатного слоя обрабатываемая деталь проходит промывку в ванне или проходит зону распыления деминерализованной водой.

9. Пассивация. Благодаря специальным растворам фосфатный слой фиксируется на поверхности детали.

10. Катафорезная ванна. Далее обрабатываемая деталь погружается в катафорезную ёмкость. Она представляет собой пластиковую ванну, в состав которой входит:
• Связующее и паста в соотношение 1/4, 1/5 или даже 1/7.
• Деминерализованная вода
• Уксусная кислота
• Бутиловая кислота
• Регуляторы толщины

Связующее-паста представляет собой 2-компонентную систему, состоящую из дисперсии пленкообразователя на основе эпоксимодифицированного полимера и пигментной пасты. В состав полимерной дисперсии включен катализатор, обеспечивающий постоянную плотность сшивки, даже при изменении соотношения пигмент/пленкообразователь. Это позволяет гибко варьировать соотношением пигмент/пленкообразователь без ухудшения свойств покрытия, получать покрытия различной толщины, оптимизировать дозировку компонентов и свойства рабочего раствора, легко соблюдать технологические режимы окраски.

Для приготовления рабочего раствора грунтовки используется деминерализованная вода, доля которой составляет 82% в общем объеме ванны. При этом доля органических растворителей в рабочем растворе не превышает 3%, что свидетельствует о экологической полноценности материала. Для управления процессом электроосаждения прибегают к помощи добавок, которые поставляются вместе с катафорезной грунтовкой. Добавки служат для регулирования толщины пленки, в целях улучшения розлива и внешнего вида покрытия. Применяют также бактерицидные добавки и добавки, препятствующие образованию кратеров, регуляторы pH (кислотности ванны) и др. Все эти добавки могут применяться как на регулярной основе, так и периодически для исправления проблем непосредственно на окрасочной линии.

Кузов автомобиля, пройдя этапы сварки, зачистки и фосфатирования нередко имеет на своей поверхности мелкие металлические частицы, окалину, технические масла и смазки, влияющие на конечное качество окраски. Для решения проблем с кратерообразованием в рецептуру вводятся специальные добавки, которые нейтрализуют негативное влияние масла, смазки и инородных жидкостей, попавших в катафорезную ванну, и препятствуют процессу кратерообразования.

К металлической детали подключается катод, который заряжает ее отрицательным зарядом. На корпус ванны вешаются положительно заряженные аноды, которые активируют растворенные частички грунта. В результате реакции, положительно заряженные частицы грунта закрепляются на отрицательно заряженной детали.

К ванне вдоль периметра подключаются диализные ячейки, внутри которых располагается анод из нержавеющей стали. Так как раствор заряжен отрицательно, он притягивается к положительно заряженному аноду. Диализные ячейки в свою очередь пропускоют через себя кислоту, но не пропускаю частички грунта. Отделённая кислота попадает в анолитный бак, где лишняя автоматически выходит из системы, а к рабочей добавляется демминерализованная вода для поддержания заданной электропроводимости и поступает обратно в ванну к окрашиваемой детали.

При подаче напряжения осуществляется заряд катафорезного грунта с последующим формированием защитного слоя толщиной до 20-40 мкм. Сила тока расчитывается на 1м² обрабатываемой детали — 10 Ампер. В среднем на кузов автомобиля поступает сила тока от 350 до 700 А. Напряжение в среднем от 160 до 400 В. По времени операция продолжается 2-3 мин. Рабочую температуру ванны 30-32℃ обеспечивает пластиковый ТЭН.

Кислотность раствора в ванне должна быть около 6 pH (слабокислотная, почти нейтральная). В процессе реакции внутри ванны кислотность увеличивается. Для поддержания раствора около 6 pH добавляются специальные добавки — Регуляторы pH.

В процессе эксплуатации ванны меняется состав раствора, уменьшается сухой остаток, увеличивается кислотность. Ежедневно проходит взятие анализов из ванны и уже в заданной пропорции восстанавливается рабочий раствор.

11. Ополаскивание. После нанесённого катафорезного покрытия деталь отправляется на ополаскивание в ванны ультрафильтрата. В результате этого процесса смываются частички грунта, которые не закрепились на поверхности металла. Из ванны катафореза забирается рабочий раствор, пропускается через фильтры, отделяющие частицы краски от ультрафильтрата.

Краска поступает обратно в ванну катафореза. Ултрафильтрат поступает в ванну УФ-2 и обратным каскадным методом переливается в УФ-1 и оттуда обратно в катафорезную ванну. Ополаскивание может быть реализовано как погружением, так и пропусканием детали через тоннель с распылителями. При потребности могут быть добавлены дополнительные ванны промывки деминерализованной водой после промывки ультрафильтратом.

12. Сушка в термической камере. Это позволяет закрепить нанесённый материал. На этом этапе происходит затвердевание и кристаллизация защитного слоя. Сушка проводится при 160-180°С около 20 минут. Для настройки печи применяется специальный печной термограф, имеющий несколько датчиков в комплекте, которые вывешиваются на разные точки обрабатываемой детали. Это нужно для более точной настройки циркуляции горячего воздуха в печи, в зависимости от толщин металла для равномерного нагревания.

13. Выравнивающий грунт. После сушки катафорезного грунта наносится выравнивающий грунт, который убирает все видимые неровности. На крупном производстве используется автоматический робототизированный метод, где покраску осуществляет механическая рука, минимизируя человеческий фактор.

14. Сушка. Выравнивающий грунт сушится согласно технической документации.

15. Эмаль. Поверх выравнивающего грунта наносится эмаль для создания декоративного покрытия выбранного цвета. Так же на крупном производстве используется автоматический робототизированный метод, где покраску осуществляет механическая рука, минимизируя человеческий фактор.

16. Сушка. Эмаль сушится согласно технической документации.

17. Лак. Поверх эмали наносится лак для предания покрытию глубины и глянцевого эффекта.

18. Сушка. Лак сушится согласно технической документации.

Производственная компания «СПЕЦКРАС» более 10 лет предлагает широкий спектр лакокрасочных материалов. Одним из направлений является проектирование линий катафореза и поставка материалов для катафорезного электроосаждения.

Наши специалисты ответят на все интересующие вас вопросы по телефону:
8-800-333-64-78

Катафорез и катафорезное грунтование автомобиля

Что такое катафорез и зачем он нужен, выясняется после ремонта в СТО или перекраски машины. Ржавление автомобильного кузова – одна из главнейших причин для недовольства владельца авто. Новое покрытие ЛКМ не защищает металл и кузов начинает ржаветь через 1–2 года.

Что такое катафорез

Катафорез – вариант заводской окраски. Выполняется в специальной камере и гарантирует 100% защиту от ржавчины и других повреждений.

Традиционный способ окрашивания – нанесение ЛКМ кистью или распыление с помощью аппарата, не приносит должных результатов, когда речь идет об автомобилях. Машина подвергается очень высокой нагрузке, даже когда эксплуатируется в щадящих условиях. Чтобы защитить металлические части, применяют методы с использованием электрического тока.

Самый известный – электрофорез. Это процесс переноса вещества электричеством. Твёрдые мельчайшие частицы ЛКМ притягивает намагниченная поверхность. Краска или грунт наносится исключительно равномерно и покрывает мельчайшие детали рельефа. При этом частицы взаимодействуют друг с другом, образуя непроницаемую и сверхплотную плёнку.

анафорез и катафорез

Различают 2 типа обработки – анафорез и катафорез.

Что такое катафорез? Это катодный электрофорез. Частицы краски или грунта заряжаются положительно, а деталь для окраски – кузов, отрицательно, то есть на неё должен подаваться ток. Автомобильный каркас выполняет роль катода и притягивает к себе положительно заряженные частицы.

Катафорез включает следующие этапы.

  1. Перед обработкой металлическую поверхность очищают от оксидной плёнки. Затем детали или весь автомобильный кузов ополаскивают и обезжиривают.
  2. Подготовка поверхности – зависит от типа материала и ЛКМ для окраски. Все стальные поверхности фосфатируют, иногда комбинируют процесс с травлением – кислотным или нейтральным. Алюминиевые части обрабатывают кислотными или щелочными растворами. Сплавы магния оксидируют. При подготовке учитывают будущие условия эксплуатации. Так, если для окраски будет использована ЛКМ с коррозийной стойкостью к соляному туману более 1000 часов, поверхности перед грунтовкой обрабатывают с помощью цинкофосфатирования с пассивацией.

В последние годы чаще используют технику нейтрального травления. Такая обработка не только делает верхний слой металла однородным, но и удаляет окислы, оставшиеся после лазерной резки заготовок. А чтобы увеличить коррозийную стойкость будущей защиты, применяют щелочную обработку – цинко- и железофосфатирование.

ванна для катафореза

  1. Погружение в ёмкость для катафореза – окрасочную ванну. Это резервуар объёмом, достаточным для погружения в неё автомобиля целиком. Более того, машину в ванну опускают вертикально и во время обработки она должна оставаться в таком положении. Кузов подключают к отрицательной клемме источника тока – постоянного, а анод погружают в ёмкость, чтобы зарядить краску. Эмульсию, пасту и деминерализованную воду загружают в ванну заранее и следят за её однородностью, кислотностью, активностью.
  2. Ополаскивание автомобиля – чтобы смыть частицы грунта, выполняется как погружение в другую ёмкость, так и перемещение сквозь туннель с распылителями. Промывка деталей осуществляется по каскадному принципу: по мере ополаскивания применяется все более чистая вода вплоть до ультрафильтрата. Если предполагается покраска высококачественными ЛКМ, то последняя промывка выполняется обессоленной водой.
  3. Герметизация и нанесение защитного покрытия на нижнюю часть кузова. Грунтовка.
  4. Сушка в термической камере – при +180–+200 С. При такой температуре частицы ЛКМ закрепляются на поверхности и полимеризуются. Предварительно кузов или отдельные элементы обдувают горячим воздухом, чтобы удалить капли жидкости. Отдельные детали прогревать нужно сильнее – днище, крышу. В камере установлены датчики температуры, позволяющие варьировать нагрев на разных участках.
  5. Окрашивание выполняется на последнем этапе. Краску подбирают в зависимости от условий эксплуатации автомобиля.

Катафорезное грунтование занимает всего 2–3 минуты. Сила тока составляет от 400 до 700 А при напряжении в 400 В. Толщина защитного слоя – 25–30 мкм. Этого достаточно, чтобы не только защитить от ржавчины, но и обеспечить нечувствительность к мелким повреждениям. Добиться более толстого слоя за счёт длительного пребывания в катафорезной ванне нельзя: покрытие обладает собственными изолирующими свойствами.

Анафорез и катафорез выполняются только в заводских условиях. СТО не может повторить такую обработку.

Когда применяется катафорез для оцинковки кузова автомобиля

атафорез для оцинковки кузова автомобиля

Срок эксплуатации автомобиля заметно увеличивается, если покраску комбинируют с оцинковкой, то есть нанесением на металлические детали слоя цинка. Металл, в отличие от железа, образует очень плотную оксидную плёнку, а не рыхлую ржавчину. Слой не пропускает ни кислород, ни воду, и полностью защищает сталь. Даже при повреждении краски и лака кузов не ржавеет, так как его защищает цинковое покрытие.

Существует 4 способа оцинковки.

Горячее цинкование

  1. Горячая – термическая. Считается самой надёжной. Автомобиль целиком погружается в ванну с цинкосодержащим раствором, прогревается до 460–500 С. Получают покрытие толщиной от 2 до 15 мкм. Служит оно как минимум 15 лет. Обладает интересным свойством: самовосстанавливается при повреждениях средней тяжести. Горячая оцинковка – процедура дорогая и выполняется только для автомобилей премиум и бизнес класса. Защитное покрытие обязательно наносится на обе стороны поверхности. Для этого либо автомобиль погружают в расплав цинкового раствора, либо наносят покрытие еще на этапе раскроя заготовок – кузовных листов.
  2. Гальваническая – вариант электролитической обработки. Машину или отдельные части опускают в резервуар с кислотным раствором цинка. В раствор опускают катод, а саму ёмкость подключают к положительной клемме источника питания. Частицы цинка притягиваются к поверхности и осаждаются, а затем вступают в химическую реакцию. Используется технология как для полной оцинковки, так и для частичной. Применяется для защиты от коррозии бюджетных авто. Гарантийный срок эксплуатации составляет 10–12 лет, но только от сквозной коррозии. После аварии защитные свойства цинкового слоя теряются.

Гальваническая оцинковка нередко применяется локально – для покрытия самых уязвимых деталей. К ним относят арки, днище, пороги. К такому приёму прибегают при выпуске бюджетных машин. Используется гальваническое покрытие даже такими гигантами автопрома как Mercedes и BMW. Однако в немецких моделях недостаточная надёжность компенсируется более толстым слоем лакокрасочного покрытия.

  1. Холодная оцинковка – или катафорез. Представляет собой комбинацию катафорезного грунтования и оцинковки. Сначала кузов погружают в ванну, наносят грунт, подключив автомобиль или деталь к отрицательной клемме, а раствор в ёмкости – к положительной. После грунтовки на кузов наносят цинковый порошок – с содержанием последнего не менее 89–93%. Собственно оцинковку осуществляют чисто химическим путём при нанесении сверху анафорезного грунта. Затем авто окрашивают. Холодная оцинковка дешевле, толщина полученного защитного слоя – 10 мкм.
  2. Цинкрометалл – цинком покрывают заготовки, то есть стальные листы на стадии проката. Затем из них изготавливают автомобиль. Такой вариант предлагают для машин, эксплуатирующийся в сухом теплом климате. Для средней полосы России – решение неудачное.

Катафорезное цинкование по своим качествам приравнивается к высококлассной окраске. Технология предполагает, что защиту обеспечивает совокупное взаимодействие базы, катафорезного грунта, анафорезного – цинкосодержащего, краски и лака. При нарушении даже верхнего слоя краски защита становится недействительной.

Однако низкая стоимость технологии делает такое решение очень выгодным при выпуске недорогих авто. Поэтому к катафорезной оцинковке прибегают такие известные бренды как УАЗ, ВАЗ, Chery, Great Wall, Hyunda, Renault.

Такой метод можно использовать и при ремонте в небольших мастерских. Оцинковка осуществляется без погружении в ёмкость, а упрощённым методом. Цинкосодержащий раствор наносят на кузов с помощью электрода, который подключают к плюсу источника питания. Обрабатываемую поверхность подключают к минусу.

Увеличивает прочность и стойкость защитного слоя использование не раствора цинка, а порошкового. Взвесь лучше заполняет щели и изгибы.

Катафорезное грунтование кузовных деталей

Катафорезное локальное грунтование выполняется для деталей и отдельных частей кузова. К такому варианту прибегают в следующих случаях.

Чёрный катафорез – грунтовка отдельных частей без окрашивания. Здесь катафорезный грунт выступает автономным покрытием. Применяется для защиты подкапотного пространства, деталей шасси, рамы, а также некоторых компонентов салона – каркаса, скоб, кронштейнов. Толщина покрытия составляет 25–35 мм, но так как слой краски и лака отсутствует, общие защитные свойства уступают полноценной обработке, но выше, чем при сером катафорезе. В условиях солевого тумана он выдерживает до 800 часов. Однако он позволяет сэкономить при следующих операциях: расход краски в любом случае будет меньше.

Новые кузовные детали обрабатывают катафорезным грунтом сразу после изготовления, до сборки. Но так как метод заметно дороже, чем покрытие транспортировочным грунтом, к нему прибегают только при производстве оригинальных деталей.

Грунтование на заказ – при ремонте после аварии или перед покраской детали кузова передают на предприятие для катафорезного грунтования. Обработка выполняется по описанной технологии и занимает столько же времени. После покраски эти детали будут обладать такой же защитой, что и до аварии, то есть покрытие прослужит еще не менее 10–15 лет.

Катафорезная грунтовка продлевает срок эксплуатации даже неоригинальных деталей.

Катафорез нового кузова

Катафорезное грунтование кузовных деталей

Катафорезная обработка кузова по мнению производителей заменяет оцинковку. Технология дешевле, более доступная и позволяет варьировать как составы материалов, так и приёмы обработки. Новый кузов грунтуют по вышеописанной схеме, все этапы сохраняются – от предварительной очистки до сушки.

При работе на разных предприятиях используют методы, влияющие на качество готового покрытия.

  1. Катафорезный грунт – состоит из связующего – смола, обычно эпоксидная, пигментной пасты и деминерализованной воды. Связующее органическое и состоит из катионных полимеров. Лучшим вариантом выступают грунты 6 и 8 поколения – безсвинцовые. Они безопасней и обладают высокой проникающей способностью. При меньшей толщине слоя лучше защищают от коррозии и расходуются не так быстро.
  2. Процесс электроосаждения в ванной контролируется с помощью нескольких систем. В течение 3 минут работы следят за концентрацией компонентов, премешиванием жидкости, кислотностью, температурой и уровнем напряжения ванны. Такое оборудование не доступно для СТО, так что грунтование выполняется только на заводских площадках.
  3. Для качественной промывки линия обработки должна включать систему ультрафильтрации. Процедура удаляет низкомолекулярные загрязнения, которые неизбежно накапливаются в ванной.
  4. Катафарезная грунтовка недостаточно хорошо защищает от ультрафиолета. Поэтому кузов обязательно окрашивают жидкой или порошковой ЛКМ.

Внимание! Собственно, транспортёр, который перемещает автомобиль, тоже является системой, подающей энергию. Окрашиваемую деталь подсоединят к источнику тока кабелем или через конвейер.

Капитальный кузовной ремонт методом катафореза

Капитальный кузовной ремонт методом катафореза

Капитальный ремонт предполагает подготовку под покраску, нее уступающую заводской обработке. Очевидно, что защищать кузов с помощью обычного, а тем более транспортировочного грунта, невыгодно: он быстро приходит в негодность. Необходимо осуществить грунтовку – катафорез или анафорез.

Что такое катафорезное покрытие в этом случае, понятно из перечня операций, выполняемых при ремонте.

  1. Автомобиль полностью разбирают. Для хорошего результата нужно подвергать катафорезу кузов и съёмные детали – дверцы, капот, по отдельности.
  2. Удаляют всю краску с машины. Используют химические методы, чтобы предупредить повреждения поверхности. Очищают до металла.
  3. Удаляют следы коррозии. Очаги ржавчины обрабатывают химическими средствами. Для этого кузов и его элементы погружают в ванну с антикоррозийным раствором.
  4. Грунтуют автомобиль по описанной технологии. Подключают кузов к электроду, погружают в ванну, а затем повторяют эту же операцию с кузовными деталями.
  5. После сушки в камере автомобиль готов к новому окрашиванию.

Капитальный ремонт с восстановлением защитного слоя дорог. К нему редко прибегают при починке бюджетных автомобилей.

Плюсы и минусы катафорезного грунтования

Катафорезный грунт обладает несколькими явными преимуществами перед другими способами зашиты:

  • обеспечивает толщину слоя на поверхностях от 15 до 30 мкм и на скрытых полостях до 12 мкм;
  • обеспечивает толщину слоя на поверхностях от 15 до 30 мкм и на скрытых полостях до 12 мкм;
  • продлевает срок эксплуатации деталей и кузова от 6 до 12 лет;
  • обладает проникающей способностью и может наносится на элементы сложной конфигурации;
  • предупреждает коррозию, как частичную, так и сквозную даже в условиях солевого тумана – в 8 раз эффективней обычной грунтовки;
  • защищает разные металлические сплавы: на базе железа, алюминия, с магнием;
  • обеспечивает высокую укрывистость кромок, особенно грунт 8 поколения. Это гарантирует полную защиту дверных кромок;
  • гарантирует минимальный расход материалов при покрытии, возможность уменьшить толщину слоя краски и лака при одинаковом качестве окраски;
  • скрывает мелкие дефекты и неровности металлических поверхностей;
  • при сушке при разных температурах обеспечивает одинаково высокую прочность и надёжность – это важно при обработке деталей, сохнущих при более высокой температуре, чем кузов.

Недостатки метода таковы:

  • уступает по степени защиты горячей или гальванической оцинковке даже в тех случаях, когда грунтование объединяют с порошковым напылением цинка;
  • обработка возможна только в заводских условиях, что не всегда доступно;
  • защитный слой не восстанавливается. При повреждении необходимо заново полностью обрабатывать деталь.

Внимание! Катафорез автомобильного кузова обеспечивает качественную защиту от коррозии только при полной обработке последнего. Частичное грунтование – днища, наиболее активных деталей кузова, является маркетинговым ходом.

Можно ли красить автомобиль на катафорезный грунт

Покарска автомобиля и катафорез.png

Катафорезный грунт защищает машину от ржавчины. Если покрытие целое и не имеет дефектов, снимать его не нужно. Любой другой вариант грунта, кроме заводской же горячей оциновки, имеет куда худшие технические характеристики. Однако перед этим желательно убедиться, что грунт действительно катафорезный.

Признаки следующие:

  • покрытие матовое с очень слабым глянцем. Если блеск отсутствует полностью или, наоборот, глянец сильный, это не катафорезный грунт;
  • чтобы узнать состав грунтовки, смачивают тряпку растворителем, хотя бы ацетоном, и кладут на деталь. Если через 10 минут покрытие не изменилось и следов на ткани нет – это катафорезный грунт.

Катафорез – вариант электролитического защитного покрытия. Технология предупреждает коррозию в течение 15 лет, но только при полной сохранности слоя. Обработка может продлить срок эксплуатации неоригинальных деталей и даже старых автомобилей. Выполняется катафорезная грунтовка только в заводских условиях.

Катафорезный грунт. Сдирать или нет?

Для ремонта Калины купил оригинальные кузовные детали (рамку радиатора и капот) в катафорезном покрытии.
К капоту приложена такая инструкция. Наши мастера говорят что это все фигня и хотят сдирать это покрытие до металла и грунтовать заново. Так как лучше? Настоять на заводской технологии или довериться мастерам?

21 марта 2018 Метки: кузовной ремонт
Поделиться:

Lada Калина Универсал 2014, двигатель бензиновый 1.6 л, 106 л. с., передний привод, механическая коробка передач — кузовной ремонт

Машины в продаже

Mazda Mazda6, 2008

Hyundai Creta, 2021

Новокузнецк

EXEED TXL, 2023

Новосибирск

Hyundai Solaris, 2014

Комментарии 22

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии, задавать вопросы и участвовать в обсуждении.

Я езжу на Lada 21104

Переваривал ниву 2 года назад брал детали в катафарезном грунте, сварочные места обработал эпоксидным грунтом и шовным герметиком, по низам обработалимастикой резино битумной. Езже 2 года и зимой и летом хоть бы чо то где то вылезло.

Только драть до металла

Я езжу на Lada 21103

Катафорезный грунт нельзя снимать с детали, если не будет наноситься фосфатный грунт. Это приведет к образованию конденсата на поверхности метала. В последствии на ЛКМ могут появиться «пузырьки» Но и грунт на катафорезный грунт нельзя наносить. Сначала деталь просушивают от последствий транспортировки. После чего наносят тонкий слой фосфатного грунта, и только потом «порозаполняющий» или «финишный» грунт

А в чём смысл нанесения фосфатирующего грунта не на металл ?

Избегать»прошлифовок» до металла, максимально сохраняя слой катафорезного грунта на поверхности детали при подготовке детали к окраске, это качественное защитное электро-покрытие от возникновения коррозии.
Если сдирать, так зачем его наносили? Чтоб дольше сохранилась для транспортировкии и реализации з/ч ?

Несуществующий пользователь
Без машины

А вы говорите ваз

Несуществующий пользователь
Без машины

Хёндай ладно у нас на работе у санька на ниссане ранфаэлдере крышка богажника через год за цвела с низу по гарантии красили а это уже совсем другая ценовая категория

Несуществующий пользователь
Без машины

Сам работаю в группе компаний нлмк и видел какой металл идёт на завод ваз а какой на форд и фольц

Сам работаю в группе компаний нлмк и видел какой металл идёт на завод ваз а какой на форд и фольц

Я езжу на Lada 2115

Сам работаю в группе компаний нлмк и видел какой металл идёт на завод ваз а какой на форд и фольц

А я на ЧерМК работаю) тоже самое)
Сортамент стали разный. АвтоВАЗ экономит

Несуществующий пользователь
Без машины

В апреле домой поеду если надо фото шаршавости прищлю

Несуществующий пользователь
Без машины

Капот был ваз серый с галограммой даже смс можно отослсть на оригинальность

Сдесь есть нюанс. Поясню в чем причина такого желания мастеров.
Ранее, в РФ, Вазовцы выпускали ремонтные запчасти, их же делала и куча кооперативов, заодно подсовывая одно вместо другого.
Проблема в том, что металл для штамповки, АвтоВАЗ и кооперативщики покупали разного качества. Завод — то что получше, кооперативы — полежавшие остатки . с большой скидкой. Когда у АвтоВАЗ-а с деньгами было совсем хреново, они тоже не гнушались купить металл который уже полежал на воздухе … под дождиком, и обзавелся очагами коррозии.
Ну вот и отштамповали такой рулон, в катафорез засунули … и на продажу, хоть машину … хоть запчасть.
А по итогу — почки отвалились, коррозия уже ПОД катафорезом. Собственно после установки такой детали, через год-другой из под краски идет ржа, вспучивается все.
Мастеров все стали обвинять — мол некачественно сделали. Гниль и все такое. А они то при чем — сама запчасть с завода или от кооператива уже с гнильцой. Вот и вынудили наших гаражных мастеров делать лишнюю операцию по снятию катафореза (который таки является отличной защитой от коррозии), что бы убедиться что деталь нормальная, … ну и при необходимость убрать ржу, и протравить ее кислотным грунтом. Это таки время и затраты.

Если сравнивать катафорез и кислотный грунт, катафорез конечно лучше. Но ***паный Автоваз, как повезет. С Китайцами, еще 4-5 лет назад было все плохо. Дешевый метал, хреновое кранение, хреновые материалы. Итог тачки сгнивают за 5-7 лет до дыр в порогах и днище.

Современные запчасти, на хорошие бренды (например Фольксваген или Тойота) идут из двусторонне оцинкованного металла, под катафорезом. С ними проблем нет.
Для АвтоВаза тоже есть оцинкованные детали, заводские … но там разнобой, есть одно — двух и не оцинкованные.

Для примера, у Хюндаи Крета недавно была беда, стало пучить краску от гнили на крышке багажника, то ли металл, то ли крышки полежали где то под водичкой, до отправки на конвеер.

Тут уж сам думай. Если запчать имеет дату производства летом, тодга скорее всего будет отличного качества, если весна-зима-осень — могут быть варианты.

Что такое защитный катафорезный грунт и можно ли на него красить?

Что такое защитный катафорезный грунт и можно ли на него красить?

Что такое защитный катафорезный грунт и можно ли на него красить?

Катафорезный грунт что это такое? Чем он отличается от прочих грунтовок и какие имеет преимущества? Катафорезная грунтовка предназначена для защиты кузовных элементов и деталей от коррозии. Это основное защитное покрытие автомобилей, входящее в процесс производства.

Обработка кузова в катафорезном грунте на заводе

Катафорез значительно увеличивает степень устойчивости к коррозии деталей из металла.
К примеру, окрашенный бампер автомобиля Lada 4х4 Нива без покрытия катафорезной грунтовкой в процессе испытания в камере солёного тумана до появления сквозной ржавчины продержится не более 100 часов, в то время как, имея катафорезное покрытие, стойкость бампера увеличится до 1500 часов.

Этапы катафорезной обработки конструкций

Катафорезная обработка металла представляет собой сложный химический процесс в промышленном производстве, обеспечивающий защиту стальных конструкций от коррозии.

При электролитической реакции на поверхности металлического изделия закрепляется особое вещество, которое образует защитный слой.

Полезное! Катафорезная обработка металла даёт возможность в несколько раз увеличить его стойкость к воздействию коррозии.

Процесс катафорезной обработки включает несколько этапов:

  1. В сооружениях с туннельным опрыскиванием или в ваннах с полным погружением металлическая конструкция очищается от окиси и происходит обезжиривание поверхности.
  2. Далее металл активируется для обеспечения лучшей сцепки частиц при электролитической реакции.
  3. Происходит погружение конструкции в ёмкость для катафорезного грунтования. Это электролитическая ванна, наполненная составом с частицами грунтовки. На металлическое изделие подают отрицательный заряд посредством присоединённого к нему анода. К ёмкости присоединяется катод, активирующий растворенные частицы грунта. В результате химической реакции, положительно заряженные частицы грунтовочной смеси оседают на металлической конструкции, имеющей отрицательный заряд.
  4. Конструкция проходит ополаскивание. Этот процесс возможно осуществлять либо методом погружения, либо пропусканием изделия через туннель с опрыскивателем.
  5. Завершается процесс катафорезной грунтовки кузовных деталей сушкой в термической камере, в которой закрепляется нанесённое покрытие. Под воздействием высокой температуры происходит процесс кристаллизации защитного грунтовочного слоя.

Напыление катафорезного грунта

Информация! После завершения всех этапов этого процесса, металлическая конструкция готова к следующему этапу – покраске.

Преимущества грунтования катафорезом

Катафорезное грунтование приобрело популярность и стало быстро распространяться благодаря неоспоримым преимуществам:

  • обеспечивается покрытие равномерным тонким слоем поверхности кузовных деталей сложной конфигурации благодаря их полному погружению;
  • активная электролитическая реакция способствует прочному закреплению грунтовки на металлической поверхности;
  • это высокоэффективный процесс, позволяющий экономить расходный материал благодаря минимизации потерь;
  • катафорезное покрытие имеет высокую стойкость к физическим и химическим воздействиям, что подтверждается испытаниями в солевом тумане.

Обработка кузова в катафорезной ванной

Благодаря этим достоинствам сегодня всё чаще используется катафорезное грунтование кузова автомобиля при капитальном восстановлении. Этот процесс мало отличается от наложения грунтовки в процессе производства.

Автомобиль полностью разбирается, с кузовных элементов с использованием химических средств совсем удаляются ржавчина и лакокрасочное покрытие. Далее происходит катафорезное грунтование.

В результате всех этих действий автомобиль обретает полностью загрунтованный кузов, готовый к покрасочным работам. После обработки автомобильного кузова катафорезным грунто можно производить нанесение ЛКП.

Информация! По сравнению с другими технологиями кузовного ремонта, катафорез достаточно дорого стоит, и поэтому не каждый автовладелец может себе его позволить.

Использование новых технологий антикоррозийной защиты кузова на АвтоВАЗе

Защитная обработка автомобиля

АвтоВАЗ постоянно модернизирует процессы покраски автомобилей. В 2013 году была завершена программа перехода к новой технологии окраски внедорожника Lada 4х4 Нива.

Мнение эксперта
Илья Вячеславович
Консультант сайта krasymavto.ru по кузовному ремонту

В технологический процесс покраски были введены новые рабочие материалы: трехкатионный фосфат и катафорезное грунтование поверхности элементов автомобиля. Это повысило антикоррозийную устойчивость кузова ВАЗ 2121 Нива.

Применение катафореза вместо анафорезного метода обработки значительно повысило прочность и износостойкость лакокрасочного покрытия автомобиля Нива. Кузов приобрёл большую стойкость к сколам, механическим и химическим внешним воздействиям. Кроме того, обработка металла катафорезной грунтовкой обеспечивает ВАЗ 2121 Нива более долгую сохранность блеска лакокрасочного покрытия.

Катафорезное грунтование обеспечило внедорожнику Нива очень высокую противокоррозионную защиту обработанных таким способом деталей. АвтоВАЗ проводил испытания кузовных элементов, обработанных картофорезным грунтом, в камерах солевого тумана, которые показали отличные результаты.

Интересное! Коррозийная стойкость таких конструкций составляет около 1500 часов, что значительно превышает показатели других видов защитной обработки.

Полезное видео

Наглядно как происходит подготовка детали и покраска катафорезного грунта можно посмотреть на видео:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *