От чего может взорваться аккумулятор
Перейти к содержимому

От чего может взорваться аккумулятор

  • автор:

Может ли взорваться аккумулятор

Может ли взорваться автомобильный аккумулятор

Автомобильный аккумулятор является довольно сложным электрохимическим агрегатом, фактически это – мини реактор для хранения и выделения энергии. Взрыв аккумулятора является, по сути, уменьшенным взрывом водородной бомбы, поскольку и там, и там в этом участвует водород. Откуда же берется эта гремучая смесь в АКБ и какие условия необходимы для взрыва? Попробуем разобраться.

Существуют ли безопасные АКБ

В батареях с жидким электролитом (WET) процесс выделения взрывоопасного водорода – обычное дело. Во время подзарядки или сильной нагрузки электролит начинает кипеть, выделяя пузырьки газа. И вот он то при определенных условиях и может взорваться. Аккумуляторы, произведенные по технологии AGM и GEL лишены такой возможности, поскольку не содержат внутри жидкого электролита, процесс газообразования в них практически отсутствует. На просторах интернета вы вряд ли найдёте примеры, что взорвался новый тяговый АКБ, или не новый AGM – не суть важно.

Вторым по безопасности считаются необслуживаемые батареи WET, оснащенные клапаном сброса внутреннего давления VRLA, который сводит к минимуму выделение водорода при зарядке. Однако, если постараться, может взорваться и он. Но здесь уже будет вина самого владельца: многие наплевательски относятся к своим АКБ. Если не следить за чистотой батареи — грязью забиваются вентиляционные клапаны, нет сброса давления и батарею разрывает повышенным внутренним давлением – компрессионный взрыв. Многие не устанавливают газоотводные трубки, и при сбросе клапаном давления гремучий газ может попасть на плохо зажатую клемму или пробитый высоковольтный провод свечи, искра поджигает смесь и происходит термический взрыв.

Почему взрываются аккумуляторы — распространенные причины

Для возникновения компрессионного взрыва АКБ необходимо всего лишь забитое грязью вентиляционное отверстие клапана сброса давления. Как правило, такое случается во время долгой поездки, и именно оно является причиной взрыва аккумулятора на машине во время движения. Второй вариант — зарядка стационарным зарядным устройством долгое время. АКБ закипает (при зарядке это нормально), газы выделяются, а деваться им некуда. Именно поэтому мы рекомендуем содержать АКБ в чистоте и откручивать пробки банок (при наличии) во время зарядки.

Почему взрываются автомобильные аккумуляторы

Для термического взрыва с воспламенением и всеми вытекающими отсюда последствиями необходимо, чтобы сошлись несколько факторов. Во-первых — газообразование внутри АКБ. Оно происходит или при зарядке (работающем двигателе), или при интенсивной разрядке (многократная прокрутка стартером двигателя в попытке завестись). Во-вторых – искра, которая воспламеняет смесь водорода. Этот гремучий газ может выделяться через клапан сброса давления в необслуживаемых, или через вентиляционные отверстия пробок в обслуживаемых АКБ.

Довольно часто бывают случаи, что АКБ взорвался при запуске двигателя во время «прикурки». Причина – неправильный порядок подключения прикурочных проводов и в итоге – искра. Именно поэтому последнее присоединение провода должно быть таким: минусовой – от донора на металлическую часть двигателя, подальше от АКБ, а после прикурки – снимать его первым.

Может ли автомобильный АКБ взорваться при зарядке

Зарядка автомобильного аккумулятора

При зарядке аккумулятора дома риск взрыва увеличивается многократно. Допустим, вы всё сделали правильно: прочистили вентиляционный клапан, открутили пробки и поставили на зарядку. При кипении электролита (это нормально) в помещение выделяется водород и кислород, оба газа – взрывоопасные. И если на улице в подкапотном пространстве существует хоть какое-то движение воздуха, то в помещении его нет. Гремучая смесь постепенно скапливается, кислород – внизу, водород вверху. Вы окончили зарядку и снимаете клеммы с АКБ… Ну и всё, большой Ба-Бах Вам обеспечен. Именно поэтому заряжать батарею нужно в хорошо проветриваемом помещении, а отсоединять клеммы – только при выключенном из сети ЗУ.

Что делать в случае взрыва

Если все-таки произошло ЧП и взорвался аккумулятор – не паникуйте и действуйте хладнокровно:

  • Для начала – личная безопасность. При взрыве электролит вперемешку с кусками пластикового корпуса разлетается во все стороны. Если кислота попала на кожу — сразу же смойте водой, а еще лучше – с добавлением пищевой соды, она нейтрализует кислоту.
  • При ранении осколками пластика обработайте и перевяжите раны.
  • Если это случилось в машине – выключите зажигание и готовьте огнетушитель.
  • Если в помещении – отключите ЗУ от сети и хорошенько проветрите.
  • Уборку помещения следует проводить в резиновых перчатках, применять воду с добавлением соды.
  • В авто подкапотное пространство максимально быстро промыть водой с содой, а в самое ближайшее время посетить мойку двигателя под давлением.
  • В случае открытого огня вызывать МЧС.

Меры предосторожности

Соблюдать технику безопасности при работе с аккумуляторными батареями крайне важно, поскольку они являются средствами повышенной опасности. Особенно это касается средств индивидуальной защиты: перчатки, защитная маска или очки. Вкратце подытожим сказанное:

  • во время эксплуатации АКБ должен быть чистым;
  • система вентиляции АКБ исправна;
  • клеммы и силовые провода зачищены и зажаты;
  • высоковольтные провода не лежат рядом с АКБ;
  • при прикурке авто соблюдается правило подключения проводов;
  • зарядка стационарным ЗУ осуществляется в проветриваемом помещении;
  • уровень электролита в норме;
  • все работы проводить в средствах индивидуальной защиты.

Если у Вас нет уверенности в своих силах – лучше доверьте это дело профессионалам.

Может ли аккумулятор взорваться

Да, аккумулятор может взорваться при определённых условиях и при неправильном обращении. Аккумулятор может взорваться при зарядке или прикуривании его от другой машины. Именно неправильное подключение проводов может стать причиной такого взрыва. А вот хорошая новость заключается в том, что если Вы уделите время, чтобы понять, почему автомобильный аккумулятор может взорваться, и примете несколько основных мер предосторожности, то Вы полностью исключите возможность этого, и такая опасность просто не должна будет Вас беспокоить.

Безопасное подключение кабелей донора или зарядного устройства Есть несколько общих правил для всех моделей авто, которые могут помочь Вам безопасно подключить соединительные кабели, но есть также целый ряд особых случаев, для которых эти правила не работают и представляют опасность. Поэтому, прежде чем «прикурить» или зарядить свой ​​автомобиль с севшим аккумулятором, первое, что Вам нужно сделать — это проверить в руководстве пользователя, что Ваш автомобиль не имеет другие точки подключения проводов для зарядки или «прикурки». Так, подозрение должен вызвать тот факт, что аккумулятор Вашей машины находится не под капотом, а в каких-либо нестандартных местах, таких как над колёсами или в багажнике. В этом случае есть вероятность, что Вам следует использовать специальный блок перехода или какой-либо другой вид удалённого подключения внешнего заряда. Вне зависимости от моделей транспортных средств, о которых идёт речь, основная идея безопасного подключения соединительных кабелей заключается в подключении электрической системы автомобиля-донора, который имеет хороший аккумулятор, к электрической системе автомобиля с мёртвой батареей. Положительный кабель должен быть подключен к положительной клемме аккумулятора, а отрицательный должен быть подключен к магистрали с отрицательным зарядом. Подключение в обратном направлении может привести к повреждению обоих автомобилей и создать потенциально опасную искру, но об этом позже. В большинстве случаев, самая безопасная процедура для безопасного подключения соединительных кабелей заключается в следующем: Убедитесь в том, что ключи зажигания обоих транспортных средств находятся в положении «выключено». Подключите один соединительный кабель к положительной (+) клемме аккумулятора донора. Подключите этот же кабель к положительной (+) клемме разряженного аккумулятора. Подключите другой соединительный кабель к отрицательной (-) клемме аккумулятора донора. Подключите другой конец этого же кабеля к любому месту с голым металлом на двигателе или раме автомобиля с разряженной батареей. Подключение зарядного устройства производится во многом таким же образом, за исключением того, вместо аккумулятора-донора Вы используете зарядное устройство. Положительный кабель зарядного устройства должен быть подключен к плюсовой (+) клемме аккумулятора, после чего отрицательный провод зарядного устройства должен быть подключен к голому металлу на двигателе или раме транспортного средства.

Результат взрыва аккумулятора Конечно, технически отрицательный провод возможно подключить непосредственно к отрицательной клемме аккумулятора, и это может быть даже проще в некоторых случаях. Так почему бы ещё более не упростить процесс заряда или «прикурки»?! А потому, что мы не хотим, чтобы наш аккумулятор взорвался. Как взрываются автомобильные аккумуляторы? Автомобильные аккумуляторы называются «свинцово-кислотные» , потому что они используют пластины из свинца, погруженные в серную кислоту для хранения и выпуска электрической энергии. Эта технология используется примерно с 18 века, и она не очень эффективна с точки зрения соотношения энергии на единицу массы аккумулятора. Тем не менее, современные аккумуляторы имеют отличное соотношение мощности к весу, что по сути просто означает, что они хорошо обеспечивают высокие уровни напряжения, которые требуются для стартера — самого прожорливого потребителя электроэнергии в авто. Недостатком свинцово-кислотных батарей, кроме того факта , что они не самый эффективный способ хранения энергии, является то, что они состоят из довольно опасных материалов, и эти опасные материалы могут взаимодействовать в опасных путях. Присутствие свинца является основной причиной того, что автомобильные аккумуляторы должны быть надлежащим образом утилизированы, а присутствие серной кислоты является причиной, почему Вы должны проявлять осторожность при обращении с ними, если вы не хотите получить дырки в одежде или химические ожоги на коже. Но давайте вернёмся к опасности, которой мы озабочены в этой статье — почему и как именно взрываются аккумуляторы? Источник возможного взрыва вытекает из взаимодействия свинца и серной кислоты в аккумуляторе. Дело в том, что во время процесса разряда и заряда аккумулятора образуются небольшие количества газообразного водорода, а он очень легко воспламеняется (при идеальной концентрации водорода и кислорода смесь может взорваться даже от небольшой встряски). Но ещё бóльшая концентрация водорода выделяется при перезарядке (излишнем заряде) аккумулятора — когда батарея выдаёт напряжение больше положенного. Как предотвратить взрыв аккумулятора? Есть два основных источника взрыва, о которых Вы должны побеспокоиться, и они оба могут быть нейтрализованы при тщательной практике технического обслуживания. Первый источник взрыва (воспламенения) — это искра, которая создаётся при подключении или отключении (касании) конца кабеля для зарядки аккумулятора. Вот почему так важно, чтобы подключиться именно к голому металлу на двигателе или раме вместо того, чтобы тыкаться кабелем в отрицательную клемму аккумулятора. Если Вы подключите отрицательный кабель к самой клемме аккумулятора, выделившийся водород может быть взорван последовавшей искрой. Это также объясняет причину, почему это хорошая идея, чтобы соединять провода при выключенном зажигании и отключенном зарядном устройстве. Другая причина того, что аккумулятор может взорваться, включает в себя тот же водород, но источник зажигания находится уже внутри аккумулятора. Дело в том, что если аккумулятор работает не надлежащим образом, а уровень электролита в нём опустился (это всегда происходит со временем), свинцовые пластины будут подвергаться воздействию кислорода и могут понемногу деформироваться. Это приводит к изгибу пластин. Причём, изгиб сильно увеличивается при мощных утечках напряжения, инициированного, например, всякий раз, когда Вы проворачиваете стартер. Соприкосновение свинцовых платин может привести к искре внутри батареи. А это, в свою очередь, может зажечь водород, который присутствует в корпусе аккумулятора, в результате чего аккумулятор может взорваться.

Не все типы аккумуляторов взрываются Есть два основных типа герметичных автомобильных аккумуляторов: традиционные свинцово-кислотные аккумуляторы, которые просто необслуживаемые VRLA (свинцово-кислотные аккумуляторы с клапанным регулированием), которые на самом деле и не нужно обслуживать. В аккумуляторах VRLA электролит содержится в изолированных секциях или в гелеобразном состоянии, поэтому испарение не является проблемой для таких видов аккумуляторов. По этой же причине там, действительно, нет необходимости вообще когда-либо добавлять электролит. И вообще в таких батареях практически нет никакой опасности того, что пластины когда-либо подвергнутся воздействию воздуха. Именно поэтому, если у Вас VRLA-аккумулятор, то шансы того, что аккумулятор может когда-либо взорваться, чрезвычайно низки. Тем не менее, совет подключать отрицательный кабель к кузову или двигателю, а не к отрицательной клемме такого аккумулятора, всё ещё хорош — просто на всякий случай. Особое внимание, однако, следует уделить не-VRLA аккумуляторам, так как, по крайней мере, небольшой уровень испарения электролита будет происходить с течением времени, и ситуация будет только ухудшаться, если аккумулятор старый и часто разряжается. Таким образом, всё, о чём мы говорили выше — про испарение водорода и изгиб свинцовых пластин — относится почти всегда исключительно к этим необслуживаемым аккумуляторам. Хотя это хорошая идея — быть осторожным при работе с любым видом аккумулятора, особенно, при резкой смене зарядки.

Причины взрыва аккумулятора

На автомобилях разных типов и классов применяют стартерные свинцово-кислотные АКБ. Несмотря на широкое использование данных батарей, их отличает две особенности, которые могут привести к проблемам в процессе эксплуатации:

  • снижение работоспособности, которое происходит в режиме пуска двигателя
  • уменьшение надежности работы батарей

Причины этих проблем давно известны: это — элементарное несоблюдение правил обслуживания батарей. Наиболее распространенная ошибка — несвоевременное пополнение (а попросту — доливка) в банки АКБ дистиллированной воды. Это необходимо для того, чтобы поддерживать уровень электролита над пластинами на необходимом уровне. Он отличается в батареях разного года выпуска. Уровень электролита в корпусах достаточно старых конструкций должен быть в пределах от 10 до 20 мм. В новых этот показатель в два раза выше (до 40 мм).

Почему возникает вероятность взрыва аккумулятора?

Во время заряда свинцовых автомобильных аккумуляторов происходит процесс разложения воды, которая находится в электролите. Она разлагается на несколько составляющих — водород и кислород. Причем, этот процесс характерен для зарядки как непосредственно в автомобиле, так и на стенде. Что происходит после разложения воды? Выделяемый кислород, имеющий отрицательный заряд, частично оседает на решетках (речь о положительных пластинах батареи). В результате, происходит окисление пластин, а следом — постепенное сокращение эксплутационного ресурса аккумулятора.

А что же происходит со второй частью кислорода и водорода? Эти газы, которые выделяются из электролита, попадают на поверхность и создают видимость закипания, начинают скапливаться под крышками. Это происходит во всех банках АКБ.

Что происходит дальше? Если владелец машины исправно проверяет чистоту батареи, и удаляет загрязнения, то обозначенный выше газ сможет покинуть аккумулятор через отверстия в пробках. Конечно, любой выброс вреден для окружающей среды, но гораздо хуже, если произойдет второй вариант. Если в отверстиях присутствует грязь, они невольно оказываются загерметизированы. В результате, газообразная смесь из кислорода и водорода (иногда — с примесью сероводорода) не может вырваться на поверхность, и становится источником взрыва. Данная смесь при наличии даже малейшей искры загорится — что и приведет к взрыву аккумулятора.

Предпосылки, увеличивающие вероятность взрыва аккумулятора

Любой взрыв — это ЧП. Мощность взрыва аккумуляторной батареи нельзя просчитать заранее; ведь она находится в прямой зависимости от от того объема газовой смеси, которая скопилась в закрытом пространстве батареи. Постараемся выделить факторы, которые увеличивают риск и силы взрыва.

1. Сбой в работе регулятора напряжения. Происходит увеличение зарядного напряжения, которое поступает от генератора, в результате газообразование внутри батареи становится более интенсивным. Поскольку выделение газа возрастает быстрыми темпами, вероятность взрыва батареи значительно увеличивается.

2. Недостаточный (низкий) уровень электролита. Причина его уже обозначена — отсутствие регулярного пополнения запаса жидкости. Нехватка электролита приводит к увеличению объема газа под крышками, в корпусе батареи. Пропорционально увеличивается и сила потенциального взрыва.

3. Утепление аккумулятора. Используется в зимний период. Делается с целью поддержания теплового баланса. При этом, многие водители забывают о контроле за свободным удалением газов.

Как происходит взрыв АКБ. Опасности и последствия

Каковы бы ни были обстоятельства, если накопившаяся смесь газа не имеет выхода, достаточно малейшей искры, чтобы произошел взрыв. Основные причины взрыва:

  • неисправная электропроводка
  • любой открытый огонь (непогашенная спичка или сигарета)
  • статическое электричество (например, от синтетики)
  • момент возникновения повышенной нагрузки на АКБ (нарушение контактов в месте соединения проводов полюсными выходами)
  • понижение уровня электролита, которое может привести к образованию искры между деталями внутри аккумулятора

Следом за взрывом происходит разрушение самого корпуса АКБ. Разлет деталей корпуса способен нанести травмы людям и привести к разрушениям автомобиля и разных предметов.

Сам взрыв по мощности напоминает выстрел из стрелкового оружия большого калибра. При взрывах батарей особенно часто страдает лицо.

Соблюдение техники безопасности — путь к предотвращению взрыва аккумулятора

Помните, что причиной взрыва является нарушение режима использования АКБ. Как избежать взрыва? Соблюдайте меры предосторожности и правила эксплуатации батареи. Обратите внимание на следующие моменты:

1. Следите за уровнем электролита, доливайте дистиллированную воду

2. Очищайте батарею от любых загрязнений

3. Контролируйте износ батареи. По возможности, не допускайте постоянной вибрации в процессе движения. Вибрация — одна из главных причин износа АКБ.

4. Следите за надежным креплением аккумулятора

5. Проверяйте состояние клемм; они должны быть чистыми и достаточно затянутыми. В ряде случаем целесообразно покрывать клеммы густой смазкой, но затем следить, чтобы она не стала причиной накопления грязи

6. Проверяйте соответствие технических показателей батареи установленным нормативам.

7. Следите за состоянием корпуса. Появление трещин на стенках говорит о недостаточном уровне электролита. Также, не должны быть повреждены внутренние перегородки, проходящие между банками.

Важный момент! Если выяснится, что после взрыва внутренние соединения АКБ могут функционировать — это будет свидетельствовать о несоблюдении правил эксплуатации, а не о наличии дефекта. А значит, произошедшее не будет классифицироваться как гарантийный случай, а для замены и возмещения средств не будет оснований. Даже если все произошло в период действия гарантийного срока.

Особенность заводской заливки и контроль за уровнем электролита

Доказано, что автоматические системы заливки, которые используются на заводах, из-за сбоев в автоматике иногда могут залить в батареи недостаточное количество электролита. Вот почему, в момент установки новой батареи, лучше проконтролировать уровень эл-та, причем — в каждой банке. Естественно, если аккумулятор снабжен пробками. Опытные водители согласятся: лучше подстраховаться, чтобы избежать в дальнейшем вероятности взрыва аккумулятора.

От чего взрываются аккумуляторы и что ни в коем случае нельзя с ними делать

Глеб Иванов

Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!

Украинцы осваивают разные аккумуляторные системы

Из-за регулярных отключений света украинцы вынуждены пользоваться различными типами аккумуляторов прямо в квартирах и домах. Иногда это приводит к взрывам и пожарам. Чтобы не произошло трагедии, нужно соблюдать правила безопасности. OBOZREVATEL разбирался, как минимизировать риски.

Почему может взорваться аккумулятор

Аккумулятор может взорваться, в первую очередь, из-за механического воздействия. Если не хватит прочности стенок, катод с анодом сомкнутся, и возникнет взрыв. Во всех случаях соединения катода с анодом возникает короткое замыкание, нагрев и разложение электролита. В некоторых системах стоят специальные клапаны, которые выпускают лишний электролит таким образом, чтобы он не взорвался.

Также при заряде многих АКБ, особенно не предназначенных для использования в квартирах, в ходе побочных реакций могут накапливаться кислород или водород. Эти газы образуют взрывоопасную смесь, и взрыв может произойти от одной искры.

Существуют принципиально опасные материалы, которые химически нестабильны и могут при небольшом нагреве выделять кислород. К такому типу соединений относится кобальтат лития. Большинство возгораний и взрывов возникает именно на таком типе аккумуляторов.

Возможная причина взрыва литиевого аккумулятора – некорректная зарядка. Взрыв может произойти, если поставить на зарядку очень быстро заряженный аккумулятор. Поэтому аккумулятор должен заряжаться и разряжаться только в штатном режиме.

А корпус обычного кислотного аккумулятора может разорвать, если внутри замерзнет электролит. Поэтому зимой не рекомендуется оставлять батарею надолго на морозе в нерабочем состоянии. Аккумулятор может взорваться и от резкого перепада температур. Поэтом замерзший АКБ нужно согревать постепенно, без использования, например, бытового фена, грелок, электроковриков и т.п.

Что нельзя делать с аккумулятором

  • Бросать и ронять корпус, особенно на твердые поверхности. Удар может привести к обрыву пластин и коротокому замыканию, а воно в свою очередь к взрыву.
  • Стимулировать замыкание позитивной и негативной клеммы. Это приводит к мгновенному выделению взрывоопасной смеси водорода и кислород.
  • Пытаться вскрыть корпус необслуживаемого АКБ. Металлические инструменты могут спровоцировать замыкание.
  • Нагревать аккумулятор или допускать его перегрев. Пытаться искусственным путем согреть холодный АКБ.

Ранее OBOZREVATEL также рассказывал, от чего взрываются газовые баллоны и как ими пользоваться правильно.

Только проверенная информация у нас в Telegram-канале Obozrevatel и в Viber. Не ведитесь на фейки!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *