Как лучше проверять масло в двигателе
Перейти к содержимому

Как лучше проверять масло в двигателе

  • автор:

Не только щуп: как правильно проверять уровень масла

Проверка уровня масла – самая простая операция, с которой справится даже восемнадцатилетняя выпускница филологического университета. Но и тут иногда возможны ошибки. Они обычно некритические, но лучше их не допускать. Давайте сегодня вспомним, как проверить уровень масла правильно и на что ещё желательно обратить внимание при выполнении этой несложной, но важной работы.

1.png

По инструкции

Наверняка слышали шутку о том, что, мол, раньше в инструкции по эксплуатации автомобиля рассказывали, как регулировать тепловые зазоры клапанов, а сейчас в ней предупреждают, что нельзя пить антифриз. Отчасти так оно и есть – производители пытаются переложить всё обслуживание автомобиля на плечи своих дилеров. Но хотя бы один абзац о проверке уровня масла есть и сейчас – справится с ней любой, а проводить её желательно регулярно. Правда, абзац этот обычно коротенький, и максимум, о чем в нём сказано, это о том, что машина в это время должна стоять на горизонтальной площадке, а проверка должна осуществляться после того, как масло стечёт в картер. То есть, не сразу после остановки мотора.

Насчёт горизонтальной площадки всё верно. Если машина стоит под уклоном, масло в картере хотя бы немного, но стечёт к одному из его краёв. В этом случае уровень на щупе будет занижен или завышен, то есть, не будет отражать реально существующее положение (напомню, что в большинстве моторов диапазон между отметками min и max на щупе соответствует приблизительно одному литру масла). Причём на некоторых автомобилях с мелким картером разброс окажется очень существенным. При этом у щупов, которые используются в таких моторах, есть неприятная особенность: расстояние между отметками с минимальным и максимальным значениями уровня масла у них обычно небольшое. А это значит, что отклонение масляной отметки на щупе в несколько миллиметров может означать колебание в уровне масла на две-три сотни граммов. Поэтому выбрать горизонтальную площадку действительно необходимо, это не прихоть авторов инструкции. Небольшой лайфхак: строго горизонтальные полы обычно в зданиях, то есть, они есть на закрытых паркингах больших торговых центров.

2.png

Не стоит отчаиваться, если асфальт во дворе, где обычно приходится оставлять машину, повторяет поверхность гиперболического параболоида. Если ставить машину всегда на одном и том же месте и проверять масло регулярно, точно его уровень определить, скорее всего, не выйдет, но отследить изменение получится. И если это изменение покажется тревожными, оно станет серьёзным поводом, чтобы озадачиться поиском той самой идеально горизонтальной площадки всерьёз.

Второе, о чём обычно говорят в инструкции, это необходимость проверять уровень масла на тёплом моторе, но дав ему постоять заглушенным хотя бы в течение пяти минут. Почему именно так и что будет, если проверить уровень на холодном моторе?

Требование подождать несколько минут логично и понятно: маслу требуется время, чтобы стечь в картер. Если проверить уровень сразу после того, как заглушили двигатель, можно испытать шок: его там будет совсем мало. Если попытаться с перепугу довести уровень масла до верхней отметки на щупе, его несложно будет перелить, причём существенно. И после этого излишки масла надо будет откачать или слить через фильтр. Поэтому подождать после остановки мотора, конечно же, надо. И лучше не пять минут, а все десять.

А вот с требованием проверять уровень на тёплом моторе не всё так просто. Почему бы не проверять его утром, до запуска двигателя? Очевидно, что за ночь оно точно полностью стекло в картер, а значит, проверка получится точной. На самом деле это не совсем так. Как ни странно, масло, как и любое другое вещество, при нагревании расширяется. Работает оно в приблизительно одинаковом диапазоне температур, а после остановки мотора в первые 5-10 минут сильно остыть не успевает. И замер по щупу в этом случае получается наиболее точным. Если замерить уровень масла после ночёвки машины зимой на улице при -25 градусах, может показаться, что не хватает граммов 200 масла (или 100, или 300 – зависит от его объёма в картере). И это будет неправильно, потому что если производитель прямо указывает в инструкции, что замер должен производиться на тёплом моторе, то и метки на щупе нанесены с тем условием, что масло в картере тёплое, почти горячее. Правда, если в инструкции рекомендовано проверять уровень после стоянки и до запуска мотора, то можно это сделать и с утра. Но всё же желательно убедиться, при каких условиях рекомендует делать это инструкция – замер на холодную и на горячую всегда будет давать разные результаты.

3.png

В целом, это всё, что обычно пишут в инструкциях. Но ограничиваться простым разглядыванием меток на щупе не стоит. Мы же говорили, что это увлекательный процесс, так давайте им увлечёмся.

Динамика и цвет

Не надо посыпать голову пеплом, если с ростом пробега будет заметен некоторый расход масла – это нормально. В любом моторе масло смазывает стенки цилиндров и штоки клапанов, и полностью это масло не снимут ни поршневые кольца, ни сальники клапанов. Небольшой расход масла вполне допустим. Конечно, со временем, когда кольца изнашиваются и коксуются, а сальники клапанов (маслосъёмные колпачки) дубеют, расход масла неизбежно вырастет и когда-то достигнет ненормальных масштабов. Но даже на новом двигателе угар масла неизбежен. Важно понять, насколько интенсивно он растёт.

Если он снижается равномерно за весь пробег от замены до замены, а доливать масло в этот период не приходится, поводов для паники нет. Понятно, что у нового атмосферного мотора расход должен быть минимальным и по щупу практически незаметным, но для мотора с пробегом равномерный расход граммов в 500-700 за 10 тысяч километров пробега – это ещё не приговор. Другое дело, если первые тысяч 3-5 расход был незаметен, а потом резко вырос. Это очень тревожный звоночек, но тревогу в этом случае должно вызвать не состояние мотора, а непосредственно масло. Если после определённого пробега оно стало расходоваться намного интенсивнее, чем сразу после замены, это говорит о том, что оно выработало свой ресурс. А качественное масло не должно этого делать ни за три тысячи пробега, ни за пять. Поэтому, скорее всего, в картере мотора плещется какая-то бадяга: или очень некачественное масло, или подделка. Такое масло лучше как можно быстрее заменить: оно всё равно толком не работает из-за чрезмерно быстрого истощения пакета присадок и старения базы. Одним словом, оценивать нужно не только уровень масла на щупе, но и скорость, с которой этот уровень падает.

4.png

Второй вопрос – это рост уровня масла. Такое в отношении бензиновых моторов встречается очень редко, с дизельными может происходить чаще. Обычно в этом явлении виновато топливо, которое попадает в масло. У дизеля в случае критического повышения содержания солярки в масле может начаться так называемый «разнос» – разбавленное соляркой масло становится топливом, после чего остановить работу мотора сложно. Он будет молотить бесконтрольно, пока не развалится или в нём не кончится масло с соляркой. Это и выглядит пугающе, и кончается плохо, поэтому если в дизельном моторе существенно повышается уровень масла, следует поддаться лёгкой панике.

В случае с бензиновым мотором некоторое повышение уровня масла тоже может говорить о попадании в него топлива. Это может быть связано с не очень благоприятным режимом эксплуатации, особенно зимой: если часто ездить на непрогретом автомобиле на короткие расстояния, он не успевает сжигать весь бензин, который поступает в переобогащённой в режиме прогрева смеси. Это не так опасно, но некоторые меры принять не помешает. Например, покататься по трассе на достаточно высоких оборотах или пересмотреть свой подход к прогреву двигателя до начала движения. Впрочем, со временем бензин из масла обычно испаряется.

Хуже, если в бензин попадает антифриз. Это тоже случается не так часто, но теоретически такое возможно. Так что подозрительный рост уровня масла – повод для проведения диагностики: само собой количество масла в картере увеличиваться не может, а смешивание масла с любыми посторонними жидкостями вредит мотору очень существенно.

И последнее: при проверке уровня желательно обратить внимание на цвет масла как на щупе, так и на пробке горловины. Если на пробке наличие слабого налёта конденсата ещё допустимо, то на щупе – нет. Белёсый налёт – повод съездить в сервис. Ну а заодно проверить уровень и состояние антифриза. Если он имеет нездоровый цвет, некоторые проблемы уже достигли критического уровня.

5.png

А вот темнеющее в ходе эксплуатации масло – это нормально. Конечно же, чёрным оно быть не должно, но немного менять оттенок масло вполне имеет право: оно не только охлаждает двигатель, но и моет его. И грязи не остаётся ничего другого, как оседать в масле.

По-хорошему, проверять уровень масла нужно каждый раз после или до поездки. И вполне очевидно, что никто этого не делает (кроме владельцев Subaru, которые, судя по поговорке, вычёрпывают всё масло щупом). Наверное, понять нынешних автолюбителей можно: мы привыкли не лазить в двигатель самостоятельно, да ещё и регулярно. Но всё-таки хотя бы раз в неделю проверить уровень не так уж сложно, а если делать это более-менее вдумчиво, то это будет ещё и полезно. Увы, машины чаще страдают от недостатка внимания, чем от его избытка.

Три ошибки при проверке уровня моторного масла

О том, что уровень моторного масла следует проверять регулярно, знает практически каждый автовладелец. Тем не менее далеко не все следуют этому правилу, и, даже проводя такую оценку, совершают ошибки, которые могут вылиться в дорогостоящий ремонт. Разберемся с тем, что и как следует делать.

Не секрет, что продолжительная езда с минимальным уровнем моторной смазки провоцирует масляное голодание и ускоренный износ трущихся деталей силового агрегата с неприятной перспективой его выхода из строя. Тем не менее, согласно ряду исследований, регулярно, то есть не реже, чем раз в неделю, под капот своих автомобилей заглядывает лишь 30% автомобилистов.

Однако даже те, кто контролирует ситуацию, нередко делают ложные выводы, ориентируясь лишь на показания щупа, с помощью которого проверяется уровень заливки. Под капотом этот инструмент легко опознать по крупной желтой или красной рукояти. Масло на щупе должно находиться между отметками MIN и MAX или между рисками на рифленой площадке щупа.

Но водители нередко забывают о том, что для точности измерений автомобиль должен находиться на ровной поверхности. Если транспортное средство стоит на уклоне или одно из колес находится в яме или на выступе, о точности измерений говорить не приходится. Показания будут некорректными.

Второй важный момент — когда проверять уровень лубриканта. Отметим, что это предмет постоянных споров между автовладельцами и экспертами. Кто-то утверждает, что проверку следует осуществлять только на холодном двигателе. Кто-то считает такую практику ошибочной, поскольку при остывании смазка уменьшается в объеме и частично уходит из системы, собираясь в картере.

Поэтому не поленитесь прочитать инструкцию к вашему автомобилю. В большинстве случаев мануалы рекомендуют проверять уровень масла все-таки на холодном двигателе. Но в некоторых инструкциях содержится рекомендация проводить замеры на горячем моторе, но не сразу после завершения езды, а примерно через десять минут после остановки. Такой вариант и мы считаем предпочтительным. Ну и, понятно, что категорически не следует проводить манипуляции при работающем моторе.

Отметим, что на некоторых автомобилях проверку уровня масла можно корректно проводить как на «холодную», так и на «горячую». Для этого на щупе предусмотрены отметки Cold и Hot с соответствующим рисками для каждого температурного состояния смазки.

Третий важный момент — просто вытащить щуп и оценить уровень масла будет неправильным. Вы должны вынуть щуп, протереть его тряпкой или ветошью, после чего вставить его в канал до упора и снова вынуть. При этом щуп следует держать вертикально вниз, чтобы стекающее масло не могло исказить результаты измерения. При замере уровня возьмите за правило понюхать щуп. Запах топлива или гари — повод провести диагностику.

Добавим также, что на продвинутых моделях для оценки уровня моторной смазки вместо щупа предусмотрены автоматические датчики, которые передают данные об уровне масла на борткомпьютер. Соответственно, чтобы оценить уровень лубриканта, в таком случае опять-таки нужно почаще заглядывать в соответствующий раздел мультимедийного меню. При этом такой измеритель выдаст информацию только при заглушенном моторе.

КАК ПРОВЕРИТЬ УРОВЕНЬ МАСЛА В ДВИГАТЕЛЕ

Одним из простых действий для поддержания рабочего состояния автомобиля, это проверка уровня масла. Эту операцию может совершить абсолютно каждый автовладелец. Крайне необходима проверка перед предстоящим длительным путешествием, в котором мотор будет эксплуатироваться очень долго время.

Что нужно знать о проверке

Для начала необходимо определиться и запомнить где расположен щуп, который показывает уровень жидкости. В руководстве по эксплуатации говорится о том, где он находится. Рекомендацией специалистов является то, что проверка производится исключительно на холодном двигателе. Потому что, после остановки двигателя маслу необходимо время, чтобы стечь из блока в масляный поддон. Однако зимой, необходимо совершить небольшую поездку, и проследить, чтобы жидкость нагрелась, и была менее вязкой. И обязательно следует принять во внимание тот факт, что синтетическое масло при нагревании расширится гораздо больше минерального.

Проверить техническую жидкость

Для получения более точных показаний, нужно идти к определенному алгоритму. Проверку нужно осуществлять тогда, когда автомобиль стоит на ровной поверхности, потому что только так техническая жидкость стечет в поддон более равномерно. Затем следует открыть подкапотное пространство и найти масляный щуп. Практически во всех автомобилях его окрашиваю в желтый и красный цвет, реже используют оранжевый, но такой цвет также очень распространен.

В автомобилях, где установлен автомат, присутствуют два щупа. Первый служит для проверки масла в моторе. Второй — для коробки передач. Щуп коробок, находятся с водительской стороны, глубоко сзади подкапотного пространства. Спутать с моторным щупом очень сложно, так как горловина значительно больше моторного. Так же техническая жидкость в коробе отличается по цвету (красноватое).

Чтобы определить, на сколько залита в мотор жидкость, необходимо смотреть на наконечник. Его следует вытаскивать медленно и пользоваться перчатками. При извлечении щупа не следует его проворачивать, резко дергать так же не рекомендуется. Как только щуп извлечен, цвет масла укажет, насколько оно изношено.

Если масло имеет желтый цвет, значит все в порядке, но если же цвет черный следует, как можно раньше заменить его. Салфеткой либо тряпкой нужно убрать моторное масло с наконечника, и по отметкам на нем можно увидеть уровень масла в двигателе. После этого необходимо вернуть щуп обратно на несколько секунд, затем вытащить и увидеть точные показания.

Как правильно проверить уровень масла в двигателе?

Начинающие автомобилисты нередко сталкиваются с вопросом, как правильно проверить уровень масла в двигателе? Отсутствие опыта и навыков усугубляют разные конструкции силовых агрегатов. Например, моторы новых престижных иномарок оснащаются только электронным щупом. В результате, казалось бы, простая задача превращается в сложное испытание, которое может расстроить даже уверенного в себе человека. На практике, самостоятельно проконтролировать уровень и качество смазывающей жидкости мотора довольно просто. Достаточно разобраться в элементарных особенностях процесса. Рассмотрим все по-порядку.

Правила проверки уровня масла в двигателе

Правильно проверить уровень масла в двигателе автомобиля сможет любой водитель, который поверхностно представляет конструкцию машины. Весь процесс сводится к вытягиванию из технического отверстия контрольного щупа и определению по нему объема жидкости в кратере. Перед началом измерений транспорт нужно разместить на ровной поверхности. В противном случае можно получить искаженные данные из-за банального скопления смазки в нижней точке замкнутого контура.

Важно понимать, любой визуально заметный наклон «даст» неточные показатели. Дальнейшие действия можно разделить на пять условных этапов:

1. Подготовка

Для подготовки щупа к проверке уровня понадобиться бумажная салфетка или мягкаz тряпка без ворса. Если на поверхности контрольного инструмента останутся волокна или частички другого материала, они попадут в масло, обусловив дополнительные загрязнения фильтра. Сам измерительный щуп обычно постоянно находится вставленным в контрольное отверстие. Его легко найти по красной или желтой рукоятке, но лучше предварительно посмотреть расположение в технической документации по фото.

2. Изъятие щупа

Перед измерением щуп нужно достать. Если уровень масла проверяют на горячем двигателе, нужно быть аккуратным, чтобы не обжечься при выбросе паров из отверстия в момент вытаскивания щупа. В зависимости от конструкции двигателя и производителя, для этого может понадобиться потянуть рукоятку вверх, предварительно прокрутив или деактивировав другой механизм фиксации. Метод изъятия также описывается в технической документации к машине.

3. Очистка

После извлечения щуп нужно протереть заранее подготовленным материалом. Текущее положение смазки на нем не может «показать» действительный объем. В процессе движения машины жидкость смещается по кратеру и может омывать всю часть измерительного инструмента.

4. Помещение в контрольное отверстие

Чистый маслоизмеритель нужно вставить обратно в отверстие до упора. Повторив действие, фиксирующее щуп. В некоторых конструкциях его нужно провернуть.

5. Изъятие с последующей оценкой

Изъять щуп можно через 30-60 секунд. Его нужно ставить в вертикальном положении, чтобы масло не поднялось выше действительного уровня. Кромка смазки на поверхности будет указывать на текущий объем. На щупе есть измерительная шкала, отображающая максимум и минимум. Значение фактического уровня лучше «держать» ближе к максимуму, не опуская ниже средины.

Важно помнить, что перед тем как проверить уровень масла на холодном двигателе или на прогретом, нужно изучить инструкцию конкретного силового агрегата. В техдокументации производитель указывает условия, при которых можно получить точные показатели. Они учитывают специфику особенностей мотора и смазывающего материала, рекомендованного заводом.

Последствия неверного уровня масла в двигателе

На контрольном щупе указывается текущий уровень масла в двигателе. Он отображается шкалой с минимальным и максимальным значением. Выход за допустимый диапазон в обоих случаях вызывает проблемы. Поэтому, важно строго соблюдать условия эксплуатации и требования производителя. Рассмотрим последствия для каждого варианта:

Последствия нехватки масла в двигателе

При нормальном уровне масло равномерно покрывает трущиеся внутренние поверхности, обеспечивая их взаимное смещение без деформации, сглаживая трение. Нехватку смазывающей жидкости называют «голоданием». В этот момент подвижные детали могут полностью заклинить, получив критические деформации. Больше повреждениям подвержены турбины. Как результат, нехватка масла может привести к дорогостоящему ремонту.

Последствия перелива масла в моторе

Избыток смазывающей жидкости не мене опасен, чем недостаток. Чрезмерный объем засоряет воздушный фильтр и резинотехнические изделия. Небольшие детали и датчики могут получить критическое загрязнение, перенакопление на поверхности отложений и примесей. В перспективе результат тот же — дорогостоящий ремонт.

Чтобы избежать поездок с недостаточным уровнем масла, опытные автомобилисты всегда возят с собой небольшую канистру «прозапас», вмещающую 1–2 литра смазки, соответствующей марке уже залитой жидкости. Это позволяет доливать недостающий объем при контроле, а также «спасает» в критических ситуациях, когда нарушается герметичность контура и нужно добраться до мастерской.

Когда надо проверять масло в двигателе: периодичность

Периодичность проверки уровня масла в двигателе обусловлена условиями эксплуатации автомобиля и типом мотора. Если рассматривать новые двигатели с электронным датчиком контроля, вам не придется думать о том, как проверить уровень масла в двигателе. Водителю не нужно выполнять никаких манипуляций. Система самостоятельно контролирует объем смазки и периодичность замены, напоминая о критической потере характеристик материала преждевременно. Если уровень падает до критического значения, на приборной панели высвечивается соответствующее оповещение.

В остальных двигателях, где контроль осуществляется физически, а их пока большинство, периодичность проверки отличается, в зависимости от назначения и модели автотехники. Коммерческий, грузовой, пассажирский и специальный транспорт требует ежедневной проверки перед каждым выездом на рейс. Для индивидуального автомобиля со средней интенсивностью эксплуатации достаточно одного раза в неделю. Еженедельное правило актуально, даже если машина находилась все время в гараже. При простое часто возникают утечки и разгерметизации. Проверка не займет много времени, а за игнорирование и последующее устранение последствий придется дорого заплатить.

На периодичность влияет погода?

Погода не влияет на периодичность проверки, важна только интенсивность эксплуатации. Если рассматривать разные времена года, ответ на вопрос, как проверить уровень масла в двигателе зимой, однозначный — только на холодном двигателе. При контроле нужно определять уровень, с которым мотор начинает запуск. После разогрева некоторые составы могут незначительно увеличиваться в объеме, а при охлаждении уменьшаются. Поэтому в холодное время лучше удерживать показатель в среднем значении по шкале щупа.

Правила доливки масла в двигатель

Доливать в двигатель можно масло только соответствующего типа и идентичной вязкости. Характеристики материала всегда указываются на упаковке. Если нет достоверной информации о том, какой тип используется, лучше выполнить полную замену с промывкой. Смешивание разных составов может привести к потере характеристик жидкости, образованию на рабочих поверхностях отложений.

Процесс доливки масла максимально прост:

  • Подготовка. Для удобной заливки желательно подготовить небольшую воронку. Ее можно сделать из пластиковой бутылки или глянцевого листа бумаги. Предварительно осмотрите старую жидкость на предмет наличия инородных примесей в нижней точке щупа. Если они будут, лучше полностью заменить жидкость.
  • Доливка. Доливать смазку лучше небольшими порциями, по 80–120 мм. Это необходимо, чтобы не перелить.
  • Контроль. После доливки каждой порции нужно проверять текущий уровень. Достаточно 5 подходов.

При полной замене масла свежая жидкость сначала доливается до минимальной отметки. Затем нужно запустить двигатель и выждать 3-5 минут. За это время смазка распространиться по рабочему контуру. В этот момент погаснет контрольный индикатор давления. Потом мотор нужно остановить и долить недостающий объем до максимальной отметки.

Как правильно заливать масло — на холодную или горячую?

Заливать масло, независимо от времени года, нужно в холодный двигатель. Горячий мотор не позволит точно определить объем. Исключением могут быть ситуации, когда проблема возникла в дороге, нет времени на ожидание. При этом, нужно учитывать, что в хорошо прогретый силовой агрегат зимой следует доливать лишь небольшой объем — до 500 мм. В противном случае резкое охлаждение горячих поверхностей может привести к деформации.

Правильно заменить масло с учетом требований производителя и технологических тонкостей процесса, можно в автосервисах сети Петровский. Наши мастера готовы быстро выполнить обслуживание, предоставив гарантии на материалы и работу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *