Как взрывается аккумулятор автомобиля при зарядке
Перейти к содержимому

Как взрывается аккумулятор автомобиля при зарядке

  • автор:

Причины взрыва аккумулятора

Причины взрыва аккумулятора

Автомобильный аккумулятор любого типа, марки, модели и года выпуска предназначен для питания электросети: запуска стартера, освещения, сигнализации, защитных реле, мультимедийного оборудования. При неработающем ДВС она находится в режиме активного разряда. После запуска двигателя АКБ начинает заряжаться от генератора, продолжая выполнять свои функции. Ток заряда зависит от уровня разряженности аккумулятора: чем он выше, тем больше «ампер» необходимо для восстановления номинального уровня напряжения.

Вне зависимости от того, какая АКБ установлена на автомобиле: свинцово-кислотная или гелевая, она нуждается, как минимум, в регулярном осмотре внешнего состояния и силовых клемм. Но если в процессе эксплуатации автомобиля стал моргать аварийный индикатор заряда, запуски мотора стали длительными и тяжёлыми, освещение в салоне начало тускло гореть – это первые признаки того, что с АКБ не всё в порядке. Пренебрежение первичными признаками неисправности может привести к короткому замыканию в электропроводке, и, хуже всего – взрыву аккумулятора в подкапотном пространстве машины.

Причины взрывов аккумуляторных батарей

Отвечая на вопрос «может ли взорваться аккумулятор», следует упомянуть, что в зоне риска находятся свинцово-кислотные аккумуляторы. Взрывы АКБ данного типа – далеко не редкость. Причины кроются в химических реакциях, происходящих внутри герметичного пластикового корпуса.

Обычный свинцово-кислотный аккумулятор обслуживаемого типа состоит из разделённых секций, внутри которых размещаются аноды и катоды – положительный и отрицательный электроды. Электроды имеют форму пластин и разделяются сепараторами. Каждая секция наполняется электролитом – раствором серной кислоты и дистиллированной воды. При подключении к клеммам в аккумуляторе начинает происходить электрохимическая реакция между оксидами свинца и серной кислоты. Свинец окисляется до сульфата, оседающего на пластинах. Реакция сопровождается образованием определённого количества воды. Поэтому плотность электролита в процессе эксплуатации АКБ постоянно падает медленными темпами.

При зарядке аккумуляторной батареи происходят обратные процессы. При этом, ввиду химических особенностей реакции, образуется небольшое количество водорода. Он скапливается внутри корпуса АКБ.

Для возникновения взрыва, необходимо стечение ряда факторов:

  • Критическое снижение уровня электролита. Свободная полость внутри корпуса АКБ постепенно заполняется смесью кислорода и водорода, достигая высокой концентрации;
  • Загрязнение воздушного клапана. Элемент конструкции перестаёт выполнять свои функции – удалять избыточные газы из корпуса АКБ в подкапотное пространство;
  • Регулярный перезаряд батареи из-за неисправности реле генератора. Это приводит к катализации процесса электролиза. Газы начинают образовываться с высокой интенсивностью;
  • Отсутствие регулярного профилактического осмотра. По внешним признакам – вздутию корпуса, «шипению» клапана, появлению пузырьков на пробках секций можно распознать начало критической ситуации.

Совокупность данных факторов может вызвать взрыв в любой момент времени, независимо от того работает ДВС или нет. Катализатором процесса служит и высокая нагрузка в бортовой сети: одновременно включенные противотуманные фары, система микроклимата, обогрев сидений, мультимедиа.

Последствия взрыва аккумулятора

Одна из фатальных и распространённых ошибок автолюбителей, особенно заметно проявляющаяся в зимнее время года, – установка защитного чехла на АКБ. Многие полагают, что так аккумулятор будет остывать медленнее, а, значит, процесс разрядки замедлится. Чехол препятствует возможному выходу газов из клапана. При определённых обстоятельствах для воспламенения водородной смеси будет достаточно искры.

Если у вас взорвалась АКБ, то последствия взрыва чаще всего имеют разрушительный характер:

  • повреждение подкапотного пространства, бачков для тормозной жидкости и ГУР, кронштейнов, электропроводки, воздушного фильтра;
  • полное повреждение тепло- и шумоизоляции крышки капота;
  • выход из строя высоковольтной электропроводки;
  • разрыв шлангов системы охлаждения.

Электролит, вырвавшийся под высоким давлением из корпуса, оседает на металлических элементах, провоцирует короткое замыкание, становится причиной коррозии. Зачастую требуется последующий ремонт лакокрасочного покрытия кузова. Стоимость восстановления работоспособного состояния автомобиля после взрыва может достигать нескольких тысяч рублей.

Последствия взрыва аккумулятора

Как предупредить возможный взрыв аккумулятора?

Достаточно просто. Следует обращать внимание:

  • на уровень заряда АКБ по специальному глазку на корпусе (при его наличии);
  • на исправную работу аккумулятора по напряжению бортовой сети;
  • предельный срок эксплуатации батареи.

Регулярное обслуживание АКБ, поддержание клемм в чистом состоянии, проверка плотности электролита уберегут от негативных последствий. Также стоит периодически очищать вентиляционный клапан, даже если визуально он находится в нормальном состоянии. По достижении назначенного срока службы АКБ её лучше заменить. Экономия в данном случае неуместна.

Вывод

Взрыв АКБ никогда не происходит случайно. Это совокупность негативных процессов, протекающих длительное время. Лучшая мера предупреждения – регулярный уход, контроль и обслуживание аккумуляторной батареи.

Может ли взорваться аккумулятор автомобиля. При зарядке. Вопрос к физикам и химикам

Во времена обслуживаемых аккумуляторов при зарядке многие автомобилисты соблюдали меры безопасности: — рядом с АКБ (аккумуляторной батареей), не должно находиться никаких открытых источников пламени, искр и даже открытых электрических нагревательных элементов (типа плитка с раскаленной спиралью). Все это может спровоцировать серьезный взрыв! А если вы находитесь рядом, то вас может поразить не только осколками корпуса, но и обрызгать электролитом, а как нам известно — в нем находится серная кислота. Конечно сейчас батареи необслуживаемые или вообще гелиевые. С ними ситуация немного другая, но вопрос повисает в воздухе – а могут ли они при зарядке взорваться? Давайте разбирать …

Может ли взорваться аккумулятор автомобиля

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  • Свинцовая и пластиковая составляющие
  • Электролит
  • В чем же причина?
  • Что делать, чтобы избежать этого эффекта?
  • Пару слов про необслуживаемые и гелиевые аккумуляторы
  • ВИДЕО ВЕРСИЯ

Что сказать – на моем опыте было несколько взорвавшихся аккумуляторов, то что они могут «бабахнуть» — это чистая, правда. Но для этого нужно создать необходимые условия, которые в обычной работе даже обслуживаемой батареи не так-то просто выполнить. Также хочется отметить — что это не «динамит», разнести автомобиль не получится, но вот поражение от кислоты вполне реальное и неприятное последствие.

Взорвался аккумулятор

Так почему же происходит взрыв? Нужно вспоминать из чего он состоит.

Свинцовая и пластиковая составляющие

Тут взрываться нечему, металлы же не детонируют! По крайней мере, я таких не знаю. В строении есть отрицательно заряженные пластины — состоят из чистого свинца, а также положительно заряженные пластины — состоят из его оксида. Они (если утрировать) при воздействии электролита, либо накапливают энергию, либо отдают ее. В каждом случае происходит конкретный химический процесс. Читайте подробнее про работу аккумулятора.

Про пластик – в основном он применяется в строении корпуса, он не вступает в реакцию с кислотой, а поэтому применение его обосновано. Однако он также не может никак взорваться, это же пластик.

схема АКБ

Электролит

В каждом аккумуляторе его различное значение — в больших батареях его больше, в малых меньше – это закономерно. Но вот состав у него практически один и тот же. Это вода + серная кислота, если вспомнить школьную формулу, то примерно:

формула электролита H2O + H2SO4

Нужно отметить, что воды примерно – 65%, а вот кислоты около – 35%, эта смесь и является токопроводящей жидкостью – электролитом. Без него если хотите не будет накопления энергии, он является универсальным проводником.

показатели электролита

По сути, это соединение невзрывоопасно, подумаешь вода и кислота, это же не бензин. Вроде конструкция безопасная, но почему же происходят взрывы при зарядке?

В чем же причина?

Знаете ребята, на нашей планете не все так однозначно – только подумайте, из чего состоит обычная вода? Это два хорошо горючих газа – кислород и водород. Если взять их чистыми, то горение и того, и другого – прекрасное. А про водород можно сказать — что горение столь стремительное, что похоже на взрыв.

Что происходит при заряде АКБ? Изначально батарея начинает накапливать энергию, и выделение газа не происходит. Однако после того как заряд получен, начинает идти «перезяряд» это сопровождается обильным выделение водорода, он из жидкого состояния переходит в газообразное – образуется так называемый – «гремучий газ».

Если отобразить в формуле:

То H20 распадается на HH0 — две «летучие» молекулы водорода и одну кислорода.

Проявляется — эффект газа «Брауна», который очень давно собрал устройство (электролизер), и получал газ из воды. Правда, для распада нужно приложить электрическую энергию (с приличной силой тока) для разрыва молекул. А у нас такая энергия получается из зарядного устройства.

зарядка

В общем, выделяется этот «летучий газ» и любая искра его может поджечь – а как я говорил выше, водород очень быстро детонирует, поэтому если внутри банок аккумулятора скопилось много – искра — «БАБАХ» — ваша батарея в клочья.

сломало стенку аккумулятора

Что делать, чтобы избежать этого эффекта?

Такой эффект происходит из-за неправильной зарядки АКБ, метод с постоянным током. При таком методе отслеживаем ОБЯЗАТЕЛЬНО начало газовыделения – значит зарядка окончена. Если не снять «бурлящий» аккумулятор и скажем закурить рядом, он реально может взорваться – мало не покажется.

разорвало аккумулятор

Заряжайте батарею лучше постоянным напряжением, когда сила тока автоматически регулируется. Таким образом, АКБ будет брать столько энергии, сколько ему нужно! С каждым часом сила заряжаемого тока будет падать, однако напряжение останется постоянным. Выделение газа может тогда вообще не произойти, потому как — после полного заряда ток уменьшится до очень малых показаний.

Такой эффект проявляется и на машине. Штатный генератор может перезаряжать батарею, но только если вышло из строя «реле регулятора». Тогда генератор постоянно будет заряжать АКБ, не смотря на полный заряд – вот вам — выделение газа — возможный «хлопок».

Пару слов про необслуживаемые и гелиевые аккумуляторы

Необслуживаемый аккумулятор — герметичен, то есть весь газ, который начинает испаряться, внутри и остается, не уходит во внешнюю среду! Поджечь, теоретически можно (тогда произойдет взрыв), но для этого нужно нарушить герметичность – а нам это не зачем. Справедливости ради стоит отметить — что у необслуживаемых АКБ все же есть датчик давления. Когда идет «конкретный перезаряд» большим током, выделения газа большое – тогда чтобы батарея не раздулась изнутри, клапан сбрасывает излишнее давление (держит в пределах разумного).

Гелиевый аккумулятор – вообще имеет другое устройство, там нет жидкого электролита, он в виде геля. Поэтому при заряде вообще нет выделения водорода. Кстати рекомендуют применять даже в домах, потому как – безопасен – взорваться вообще не может. Однако есть один большой минус, стоимость – в 2 – 3 раза выше, чем у хорошей кислотной батареи.

Устройство гелевого аккумулятора

Сейчас небольшое видео, смотрим.

НА этом все, читайте наш АВТОБЛОГ.

(9 голосов, средний: 5,00 из 5)

Может ли взорваться аккумулятор?

Сейчас на улице -30 градусов, если я принесу аккумулятор в теплое помещение, есть ли вероятность взрыва?

Тема закрыта Тема в горячих Тема скрыта
Жалоба принята. Спасибо!
Ошибка отправки
Одноклассники
Комментарии Комментарии Пока ни одного комментария, будьте первым!
Citozar 18 февраля 2011 11:05

Это чё, бомба что ли. Взрывается только тогда, когда в банках скапливается водород и рядышком проскакивает искра. А водород выделяется при интенсивной зарядке. Искра может возникнуть при подсоединении к клемме какого нибудь потребителя, например при прикуривании или или зарядного устройства.

Ссылка Пожаловаться
Павел 18 февраля 2011 11:31

Правильно ответили.Лет шесть назад один горе водитель в темноте решил проверить уровень электролита , посветил зажигалочкой и сильно был удивлен эфектом. Ходил потом с обоженным лицом. Так что на плите на газовой не грей.

Ссылка Пожаловаться
Крысин Юрий 18 февраля 2011 11:35

В свое время на Камчатке грели аккомуляторы про -45 паяльной лампой ни один не взорвался! Смело тащи его домой, хотя присмотрись может на свалку пора!

Ссылка Пожаловаться
Александр Морозов 18 февраля 2011 11:36

Когда происходит замыкание в какой-либо из банок, то в остальных может довольно неожиданно возникнуть «интенсивная зарядка», если ток заряда в это время не контролируется. Контролируйте процесс заряда сами или поручите это электронике и бабах скорее всего не произойдёт.

Ссылка Пожаловаться
ДЖИН 18 февраля 2011 11:39

лет двадцать назад проверить нужно моторчик стекло-омывателя, и ничего умнее не придумал, как подключить его к батарее, стоящей на зарядке.
До сих пор не понимаю, как эти всё аккумуляторные потроха пролетели мимо меня.

Ссылка Пожаловаться
Вадим Викторович В ответ на ДЖИН 18 февраля 2011 18:03
ДЖИН 18 февраля 2011 11:39

лет двадцать назад проверить нужно моторчик стекло-омывателя, и ничего умнее не придумал, как подключить его к батарее, стоящей на зарядке.
До сих пор не понимаю, как эти всё аккумуляторные потроха пролетели мимо меня.

Ссылка Пожаловаться

У меня была точно такая же «шляпа» (очень давно дело было, тяму в голове маловато на тот момент находилось) с проверкой стартера. АКБ «сотка» в клочья. Как глаза уцелели — не знаю, повезло.

Ссылка Пожаловаться
Сергей Тихонов 18 февраля 2011 11:46

О того что в тепло принесешь ничего не будет. А хочешь пиротехничнского эффекта, воткни на зарядку, а сам болгарочкой поработай рядышком, чтоб искры летели. )))

Ссылка Пожаловаться
ДЖИН В ответ на Сергей Тихонов 18 февраля 2011 12:08
Сергей Тихонов 18 февраля 2011 11:46

О того что в тепло принесешь ничего не будет. А хочешь пиротехничнского эффекта, воткни на зарядку, а сам болгарочкой поработай рядышком, чтоб искры летели. )))

Ссылка Пожаловаться

ставишь в центр десяток АКБ на зарядку, приглашаешь знакомого «диск-джокея» из кузовщиков (да хотя бы Серёжку Тихонова!), он заряжает в болгарку любимый диск.
ДискотЭка будет — мама не горюй.

Ссылка Пожаловаться
Сергей Тихонов В ответ на ДЖИН 18 февраля 2011 12:09
ДЖИН 18 февраля 2011 12:08

ставишь в центр десяток АКБ на зарядку, приглашаешь знакомого «диск-джокея» из кузовщиков (да хотя бы Серёжку Тихонова!), он заряжает в болгарку любимый диск.
ДискотЭка будет — мама не горюй.

Ссылка Пожаловаться
История переписки 2
Крышу конечно не оторвет, но ближе к этому )))) Привет Саня.
Ссылка Пожаловаться
ДЖИН В ответ на Сергей Тихонов 18 февраля 2011 12:11
Сергей Тихонов 18 февраля 2011 12:09
Крышу конечно не оторвет, но ближе к этому )))) Привет Саня.
Ссылка Пожаловаться
История переписки 3
публика будет визжать и плакать от восторга!!
Привет, диджей.
Ссылка Пожаловаться
Сергей Тихонов В ответ на ДЖИН 18 февраля 2011 12:13
ДЖИН 18 февраля 2011 12:08

ставишь в центр десяток АКБ на зарядку, приглашаешь знакомого «диск-джокея» из кузовщиков (да хотя бы Серёжку Тихонова!), он заряжает в болгарку любимый диск.
ДискотЭка будет — мама не горюй.

Ссылка Пожаловаться
История переписки 2

Видел своими глазами как 30 кг в тротиловом эквиваленте жахнули внутри автобуса. Стекла выпали, но целые. Крышу надуло, автобус весь как арбуз был надут (Онеще и зеленый был). Про людей внутри промолчу, час пик был.

Ссылка Пожаловаться
Виктор 18 февраля 2011 11:47

Случаев, чтобы замерзшая АКБ взорвалась просто при ее отогреве, не встречал. . А вот когда при зарядке замерзшая батарея вдруг начинала течь — это не такая уж редкость. И дело не во взрыве, а в другом. Поясню на цифрах: разряженная батарея до 1.15 замерзнет уже при -14 градусах, менее разряженная (до 1.20) замерзнет при -25 градусах. Если на улице -30 и АКБ разрядилась, то вполне возможно, что корпус даст трещину в торце (слабое место). Теоретически, т.к. трещина может оказаться под клеммой, взрыв на завершающем этапе зарядки возможен из-за случайной искры на данной клемме.
По реальным взрывам АКБ знаю только 2 причины. О первой уже сказал Citozar, а вторая — когда бесконтрольно заряжают необслуживаемую АКБ обычным ЗУ (не автоматом).

Ссылка Пожаловаться
Michael 18 февраля 2011 12:09

Может. На морозе поключив провода от прикуривателя с другой машины. Резкое выделение смеси кислорода и водорода и приводят к взрыву, если есть искра.

Ссылка Пожаловаться
ДЖИН 18 февраля 2011 13:24

террорист, блин! расскусил я его.
Небось, хотел аккумулятор тёще в дом занести, под кровать поставить? Да почитал нас, ожидания не оправдались, и уже что-то другое думает!
Ну что ж, подождём новой темки.

Ссылка Пожаловаться
Яблонский 18 февраля 2011 14:16

Всем спасибо за ответы! Очень многое узнал! Аккумулятор уже стоит дома и не взрывается. Желаю всем как можно реже создавать темы в разделе ремонт и эксплуатация, Да что-б у вас вообще ничего не ломалось!)))

Ссылка Пожаловаться
Сергей Тихонов В ответ на Яблонский 18 февраля 2011 16:28
Яблонский 18 февраля 2011 14:16

Всем спасибо за ответы! Очень многое узнал! Аккумулятор уже стоит дома и не взрывается. Желаю всем как можно реже создавать темы в разделе ремонт и эксплуатация, Да что-б у вас вообще ничего не ломалось!)))

Ссылка Пожаловаться
Не, тещу подорвать святое. )))))
Ссылка Пожаловаться
Юрий Проничев В ответ на Сергей Тихонов 19 февраля 2011 17:33
Сергей Тихонов 18 февраля 2011 16:28
Не, тещу подорвать святое. )))))
Ссылка Пожаловаться
История переписки 2
Ссылка Пожаловаться
сергей иванов 18 февраля 2011 15:44

Если АКБ села и вы решили прикурить от другого АКБ при их соединении разряженая так закипает что частенько бывает БАХ и электролит обычно на того кто присоединяетТак что как раз тема для твоего АКБ

Ссылка Пожаловаться
привет В ответ на сергей иванов 18 февраля 2011 17:02
сергей иванов 18 февраля 2011 15:44

Если АКБ села и вы решили прикурить от другого АКБ при их соединении разряженая так закипает что частенько бывает БАХ и электролит обычно на того кто присоединяетТак что как раз тема для твоего АКБ

Ссылка Пожаловаться

Если АКБ села и вы решили прикурить от другого АКБ при их соединении разряженая так закипает что частенько бывает БАХ и электролит обычно на того кто присоединяетТак что как раз тема для твоего АКБ

а что ей закипать то. померь плотность в разряженной и поймешь что там одна вода

От чего взрываются аккумуляторы и что ни в коем случае нельзя с ними делать

Глеб Иванов

Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!

Украинцы осваивают разные аккумуляторные системы

Из-за регулярных отключений света украинцы вынуждены пользоваться различными типами аккумуляторов прямо в квартирах и домах. Иногда это приводит к взрывам и пожарам. Чтобы не произошло трагедии, нужно соблюдать правила безопасности. OBOZREVATEL разбирался, как минимизировать риски.

Почему может взорваться аккумулятор

Аккумулятор может взорваться, в первую очередь, из-за механического воздействия. Если не хватит прочности стенок, катод с анодом сомкнутся, и возникнет взрыв. Во всех случаях соединения катода с анодом возникает короткое замыкание, нагрев и разложение электролита. В некоторых системах стоят специальные клапаны, которые выпускают лишний электролит таким образом, чтобы он не взорвался.

Также при заряде многих АКБ, особенно не предназначенных для использования в квартирах, в ходе побочных реакций могут накапливаться кислород или водород. Эти газы образуют взрывоопасную смесь, и взрыв может произойти от одной искры.

Существуют принципиально опасные материалы, которые химически нестабильны и могут при небольшом нагреве выделять кислород. К такому типу соединений относится кобальтат лития. Большинство возгораний и взрывов возникает именно на таком типе аккумуляторов.

Возможная причина взрыва литиевого аккумулятора – некорректная зарядка. Взрыв может произойти, если поставить на зарядку очень быстро заряженный аккумулятор. Поэтому аккумулятор должен заряжаться и разряжаться только в штатном режиме.

А корпус обычного кислотного аккумулятора может разорвать, если внутри замерзнет электролит. Поэтому зимой не рекомендуется оставлять батарею надолго на морозе в нерабочем состоянии. Аккумулятор может взорваться и от резкого перепада температур. Поэтом замерзший АКБ нужно согревать постепенно, без использования, например, бытового фена, грелок, электроковриков и т.п.

Что нельзя делать с аккумулятором

  • Бросать и ронять корпус, особенно на твердые поверхности. Удар может привести к обрыву пластин и коротокому замыканию, а воно в свою очередь к взрыву.
  • Стимулировать замыкание позитивной и негативной клеммы. Это приводит к мгновенному выделению взрывоопасной смеси водорода и кислород.
  • Пытаться вскрыть корпус необслуживаемого АКБ. Металлические инструменты могут спровоцировать замыкание.
  • Нагревать аккумулятор или допускать его перегрев. Пытаться искусственным путем согреть холодный АКБ.

Ранее OBOZREVATEL также рассказывал, от чего взрываются газовые баллоны и как ими пользоваться правильно.

Только проверенная информация у нас в Telegram-канале Obozrevatel и в Viber. Не ведитесь на фейки!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *