Почему упали цены на катализаторы
Перейти к содержимому

Почему упали цены на катализаторы

  • автор:

Почему катализаторы стали стоить дешевле?

По сравнению с 2021 годом стоимость катализаторов на рынке снизилась больше, чем в 2 раза. С чем это связано? Для начала, надо разобраться из чего формируется стоимость катализаторов.

Первое — это содержание солей драгоценных металлов, а именно: платины, палладия и родия. Их содержание напрямую влияет на стоимость. Чем выше содержание драг металлов — тем стоимость выше.

Второе — это стоимость драг металлов на Лондонской биржи металлов (LME).

Третье — это официальный курс доллара. Именно в долларах рассчитывается стоимость драгоценных металлов содержащихся в катализаторе. Далее эта стоимость переводится в рубли по курсу Центрального Банка РФ.

На первый пункт, а именно на содержание солей драг металлов, влияет очень много факторов, таких как: качество топлива, теплонагруженность современных двигателей, срок эксплуатации катализатора, постоянная езда на высоких оборотах и т.д.

На второй и третий выше изложенный пункт может влиять экономическая конъюнктура рынка, политическая нестабильность, природные катаклизмы и т.п.

Если рассматривать влияние на стоимость катализаторов цену драг металлов на бирже, то основным драйвером роста стоимости катализатора является родий. Так как из трёх металлов содержащихся в катализаторе наибольшую стоимость катализатору придаёт именно он. Пик его цены, был зафиксирован нами в апреле 2021 года и составлял 27 800$ за унцию и в дальнейшем котировки начали падать (на сегодняшний день, стоимость составляет 13900$, что в 2 раза ниже). Стоимость палладия в то же время составляла 2965$ за унцию (на сегодняшний день 2096$ -ниже на 30%). Таким образом, из-за падения стоимости драг металлов на бирже — стоимость катализаторов снизилась.

Так же и с курсом доллара. Стоимость его по ЦБ в апреле 2021 доходил до отметки 77 рублей, но на август 2022 года официальный курс 60 рублей за доллар (ниже почти на 20%).

Это основные причины из-за которых стоимость автомобильных катализаторов была на максимально высоком уровне в истории, а сейчас резко пошла в низ.

Будет ли стоимость катализаторов, как в 2021 году? Вопрос интересующий многих. Существует мнение, что биржа циклична и за падением следует рост, но когда отметки снова дойдут до своего максимума — неизвестно.

Наша страница на DRIVE2:

Сколько в катализаторах драгметаллов и можно ли на них заработать

Каталитические нейтрализаторы автомобилей представляют достаточно большую ценность, поскольку в них содержатся драгоценные металлы, в частности — палладий, платина и родий. Выходит, вышедший из строя катализатор логично не выкидывать, а продать? Давайте разберемся.

Каталитический нейтрализатор или попросту — катализатор — это элемент выхлопной системы автомобиля, призванный преобразовать опасные выхлопные газы в менее вредные.

В корпусе катализатора расположен пористый несущий материал — керамический или металлический блок с сотовой структурой. В зависимости от модели на стенки сот наносится микрослой из палладия, платины, родия или иридия.

Часть выхлопа входит с таким напылением в химическую реакцию и соответственно очищается. Эти металлы, как известно, имеют высокую рыночную стоимость. Поэтому катализаторы даже в неработоспособном состоянии можно реализовать, выручив хорошие и даже очень хорошие деньги.

Не все катализаторы одинаково ценные

Редкоземельные металлы в составе каталитических нейтрализаторов могут быть представлены в разных пропорциях, и практика говорит о том, что таких драгметаллов больше, во-первых, в люксовых и премиальных машинах, во-вторых, в дизельных и гибридных автомобилях (в сравнении с бензиновыми), а также в европейских и японских автомобилях.

Возьмем, к примеру, страны Евросоюза. На сегодня здесь действуют наиболее жесткие требования по ограничению вредных выбросов. Соответственно в катализаторах для современных автомобилей из ЕС, как правило, больше платины, родия или палладия, чем в аналогах, использующихся, к примеру, в машинах отечественного производства.

Как бы то ни было, даже в бюджетных моделях катализаторы стоят денег, о чем не знают многие владельцы, и чем, соответственно, пользуются некоторые автосервисы, предлагающие вырезать проблемную деталь из системы выпуска нередко даже совершенно бесплатно.

Что делать со старым катализатором

Разумеется, вы можете сдать использованный катализатор в пункты приема вторсырья или на СТО, которая специализируется на удалении и замене такого рода автомобильных запчастей. Однако ваша выгода, если и будет иметь место, окажется минимальной.

Поэтому гораздо выгоднее отправиться в специализированные центры по скупке таких деталей. Там примут во внимание ряд факторов, а именно — вес, состояние, срок эксплуатации и марку катализатора. Процентное содержание и вид драгоценных компонентов позволит определить спектральный анализ. Такую оценку проводят в частности с помощью так называемых ручных анализаторов драгметаллов (подобны тем, что применяются, например, в металлопрокате).

Сколько это стоит

Самые выгодные цены предложат на платиносодержащие катализаторы, которые устанавливаются, как правило, на дизельные автомобили престижных марок. Однако деталь не должна быть «древней» и ветхой. Дело в том, что при длительном использовании катализатора уничтожается до 50 процентов дорогостоящего напыления, в результате цена изделия снижается. Разрушенные и полуразрушенные «автокаты» также вряд ли принесут серьезную финансовую выгоду.

Что касается расценок за «свежие» катализаторы, они заметно отличаются от пункта к пункту. Тем не менее, как правило, в автомобилях премиум-класса соты катализаторов имеют толстый слой напыления из редкоземельных металлов. Соответственно стоимость таких запчастей варьируется от 10 тыс. до 30 тыс. рублей за 1 кг при среднем ценнике порядка 15 тыс. рублей за 1 кг.

В то же время в бюджетных автомобилях используются катализаторы, в которых содержание редкоземельных металлов не велико. Соответственно за такие детали можно будет выручить от 2 тыс. до 12 тыс. рублей за 1 кг. К примеру, мы обнаружили в Сети несколько отзывов о продаже старого «катализатора» от Hyundai Solaris за 7 500 рублей и Renault Logan (за 4500 рублей). Продавать же старые «катализаторы» отечественных автомобилей вряд ли будет выгодно — средний ценник балансирует вокруг 2 500 тыс. рублей.

При прочих равных больше всего можно будет выручить за керамические «катализаторы», стоявшие на премиальных дизельных автомобилях. Ценник в фактические 15 — 20 тыс. рублей — типичная история.

Можно ли самостоятельно извлечь драгоценные металлы

Из пунктов приемки б/у катализаторы отправляют на заводы, где происходит процесс аффинажа — очистки металлов химическими реагентами от примесей.

Грубо говоря, из сердцевины «катализатора» извлекаются драгоценные металлы. Однако возникает вопрос — возможно ли «выплавить» драгметаллы из каталитического нейтрализатора самостоятельно.

Должны предупредить, что это сложный процесс, в частности потому, что для извлечения, к примеру, платины потребуется смесь сильных кислот. К тому же в процессе «гаражного» аффинажа будут более существенны потери в процентах извлекаемых материалов, которые нужно будет затем еще и продать. Да и затраты на необходимые химические реактивы нельзя сбрасывать со счетов. Так что лучше не рисковать.

На рынке платины избыток предложения. Цены упали на 23%

Платина продолжает торговаться ниже $800. Цены падают в связи с сокращением производства дизельных двигателей в Европе. Тем не менее, в Morgan Stanley ожидают, что уже в 2019 году средняя цена достигнет $950

Фото: «Норильский никель»

Фото: «Норильский никель»

Цены на платину снизились на 23% с января текущего года, опустившись ниже отметки $800. Несмотря на попытки вернуться на уровни выше этой отметки, металл продолжает торговаться в районе $780.

Избыток платины

Причиной сложившейся ситуации стало серьезное ухудшение фундаментальных показателей рынка. «Баланс фундаментальных показателей спроса и предложения сместился в результате падения спроса на ювелирные изделия, более активной утилизации автомобильных катализаторов и медленной реакции горнодобывающих предприятий», отказывающихся сократить излишек поставок, считают аналитики Morgan Stanley.

В частности, с 2013 года спрос на ювелирные изделия в Китае упал на 35%. Как правило, этот сегмент отличался эластичностью по ценам, оказывая поддержку рынку. Сейчас ситуация сильно изменилась и есть риск дальнейшего ухудшения. В то же время продолжает увеличиваться предложение. И хотя объемы поставок с горнодобывающих предприятий пока остаются без изменений, предложение вторичной платины растет, увеличившись на 15% с 2015 года. В этих условиях Всемирный совет по инвестициям в платину повысил прогноз по избытку металла до 295 тыс. унций по сравнению с ожидавшимися ранее 25 тыс. унций.

Дизельный скандал

Впрочем, в качестве основной причины перекоса баланса на рынке платины совет назвал сокращение продаж новых дизельных машин в ЕС из-за «дизельного скандала», в результате которого упал спрос на платину со стороны производителей автомобильных катализаторов. Так называемый «дизельный скандал» не утихает уже несколько лет. Начался он в 2015 году с крупнейшего немецкого автоконцерна Volkswagen. Агентство по защите окружающей среды США (EPA) выяснило, что турбодизельные двигатели, которые устанавливались на машинах моделей VW Golf, Passat, Jetta, Audi A3 и т.д., имели специальное программное обеспечение, которое позволяло обойти экологические стандарты. По ходу начатого расследования обнаружилось, что в скандале замешаны и другие автомобилестроители – Daimler, BMW, Opel. Сейчас немецкий автопром несет миллиардные убытки. В августе производство новых автомобилей в Германии сократилось на 30%. Наблюдатели полагают, что в этом виноваты новые стандарты: с 1 сентября введен новый комплекс тестовых процедур для автомобилей, включая измерение выбросов (WLTP). «Большинство опасений связно со «смертью» европейского производства дизельных двигателей», – считают в Morgan Stanley. Согласно прогнозу банка, сокращение доли европейского рынка дизеля на 50% приведет к падению спроса на платину на 35%. Рынок вполне сможет пережить падение спроса такого масштаба, уверены в Morgan Stanley, однако негативно настроенные инвесторы сейчас игнорируют и такие позитивные факторы, как увеличение спроса со стороны промышленности и индийского ювелирного сектора, что ведет к снижению цен.

Что будет с ценами на платину

Несмотря на негатив, сохраняющийся на рынке платины, аналитики Morgan Stanley позитивно оценивают дальнейшие перспективы металла. «Принимая во внимание рост спроса в некоторых сегментах и реакцию, хотя и медленную, горнодобывающих предприятий на избыток предложения, мы прогнозируем постепенное восстановление баланса на рынке платины. Оживление цен также будет зависеть от динамики наземных запасов инвесторов. Мы ожидаем, что цены на платину вырастут с текущих минимумов, достигнув в 2019 году $950 за унцию, однако понадобится много времени, прежде чем металл вновь обгонит по цене палладий, не говоря уже о золоте», – прогнозируют аналитики.

За сколько сдали (продали) катализатор Dodge Caliber 1.8 2008 г. Реальная цена в 2023 году за катализатор в Москве

Начну с того, что мой товарищ, глядя на меня, решился на удаление катализатора. Я свой на IX35 вырезал еще летом 2021 года, прошился на ЕВРО-2 с увеличением мощности. Только прошивку я залил не от Паулюса (как это все делают), а от Адакта. Разница в том, что когда Вам прошивают от Паулюса, то никаких бумажек не дают (по крайней мере я таких контор не встречал) и в общем надо верить на слово, что тебе в итоге «залили» в блок управления. У Адакта все поставлено куда современней. У них есть официальный сайт, на котором есть представители. После чип-тюнинга тебе выдают QR код, который проверяется на официальном сайте.

Но сейчас речь совсем о другом, а о том, насколько сильно снизилась стоимость сдачи катализаторов в скупках. Погуглив эту тему, я чаще всего встречал комментарии, что типа все пункты приема и частники при…ели. Однако, причина совсем в другом. Почему катализаторы уже подешевели раза в 4 по сравнению с ценами 2021 года и продолжат падать в цене, я напишу в конце статьи.

А сначала опишу процесс сдачи почти целого катализатора Додж Калибер 1.8 л 2008 года общим весом почти 1000 грамм и состоящего из трех отдельных кассет. В итоге мы его продали за 8800 рублей.

Не думайте, что нас обманули. Сначала к нам приехало два скупщика с Авито.
Первыми нас посетили двое парней хипстерской наружности и предложили всего 6000 руб… Хотя по телефону озвучивалась стоимость выкупа аж ДО 25 тысяч!

Следом приехало трое ребят с внешностью аборигенов солнечного Кавказа. Эти предложили побольше — 7500 руб. По телефону они озвучивали стоимость до 30 тысяч за кг! Ну и где-же наши 30 тысяч? Да вот видимо бензин не такой был, а тут еще мой товарищ обронил, что пробег у машины 238 тысяч. Вот, говорят парни, видимо выгорели металлы. Нет, говорим, спасибо. Поищем других покупателей. В этот момент вся кавказская вежливость с наших гостей куда-то улетела. Начался разговор на повышенных тонах, что они к нам через всю Москву ехали, как мы можем сомневаться в честности их анализа и что такое им слышать оскорбительно. В общем были они посланы, а мы решили подыскать поближе к дому уже какую-нибудь более менее официальную контору, скупающую катализаторы. Надо было, конечно, сразу так и сделать, но хотелось продать катализатор выездному скупщику. Но если гора не идет… В общем поехали мы в одну из таких компаний. Кстати, подобных заведений в Москве штук 6. Писать в какую поехали мы, я не стану, чтобы не дать повода считать это рекламой. Тем более, что я уверен, что плюс минус везде будут почти одинаковые цены.

Продали катализаторы за 8800 рублей. Ниже несколько фотографий, которые успел сделать.

ПОЧЕМУ КАТАЛИЗАТОРЫ ДЕШЕВЕЮТ И БУДУТ СТОИТЬ ЕЩЕ МЕНЬШЕ?

Катализаторы выкупают, чтобы извлечь из них преимущественно два металла — палладий и родий. В некоторых моделях автомобилей вcтречается еще и платина. Но стоит она куда дешевле палладия и тем более родия. Еще лет 10 тому назад оба металла (палладий и родий) стоили очень дешево. И снятые катализаторы люди выкидывали в мусорное ведро, хотя на тот момент их можно было продать за 1000 рублей (за средненьких такой катализатор). Ситуация резко стала меняться в 2019 году. Это Вы сами можете увидеть, если посмотрите график движения цены на родий в промежутке с 2017 год по наши дни. Оба металла буквально взлетели в 2021 году, что было обусловлено несколькими причинами.

Во-первых, сыграл на руку COVID-19 с рисками закрытия предприятий по выработке палладия с родием. Замечу, что эти металлы производятся в России, каких-то странах Африки и еще где-то. В общем, по пальцам можно сосчитать страны, где налажена их добыча и выплавка.

Во-вторых, начался ажиотаж с введением новых и более жестких экологических требований к автомобилям. Чем более жесткие экологические нормы, тем обычно больше приходится использовать палладия с родием в катализаторах. Правило достаточно условное, но тем не менее. Это было вторым драйвером роста стоимости.

В третьих, один из крупнейших поставщиком в Африке прекратил отгрузку. Причина банальная — вооруженный конфликт в стране.

Но все хорошее рано или поздно заканчивается. Мир пошел по иному пути. Было решено, что автомобили уходят в прошлое, а на их место приходят электромобили.

В электромобилях нет катализаторов, а значит спрос на сырье, содержащее палладий и родий стал резко падать.

Уже в 2034 — м году в Европе будет ПОЛНОСТЬЮ прекращен выпуска автотранспорта. В том же Ереване уже сейчас почти каждая шестая-седьмая машина на улице — это электромобиль.

Падение спроса на палладий и родий, а более 80% добычи этих металлов шло именно на производство каталитических нейтрализаторов, стало основной причиной, которая превратит в недалеком будущем катализатор, еще недавно стоивший 20, 30 и даже 50 тысяч, в обычный силикатный кирпич. И уже сейчас на момент написания этой статьи (апрель 2023 года) можно констатировать примерно 4-х кратное падение стоимости по сравнению с пиковым 2021-м годом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *