Сколько можно проехать с задирами в цилиндрах двигателя
Перейти к содержимому

Сколько можно проехать с задирами в цилиндрах двигателя

  • автор:

Что делать и как убрать задиры в цилиндрах (на поршне) двигателя

Массовым дефектом задиры в поршневой группе стали относительно недавно. Не то чтобы их не было раньше, но на это либо не обращали внимания, либо не проводили тщательной диагностики, особенно эндоскопирования. Еще моторы были такого качества, что до задиров дело не доходило из-за малого общего срока службы двигателя.

Можно сказать, что данная проблема стала следствием совершенствования конструкции по эксплуатационным характеристикам.

Что такое задир в цилиндре или на поршне

Поршень перемещается вдоль цилиндра с некоторым зазором, уплотняемым поршневыми кольцами. Данное небольшое расстояние по радиусу необходимо для компенсации теплового расширения, а также для удержания масляной плёнки, уменьшающей трение и препятствующей износу.

Когда по разным причинам зазор обнуляется, наступает режим сухого трения при значительной нагрузке в зоне контакта. Металл локально перегревается, теряет прочность и разрушается.

Происходит это с последствиями в виде не полной поломки детали, а лишь удаления поверхностного слоя. Возникает характерный дефект рваной поверхности на некоторой площади, где контакт был максимальным. Эти следы и называются задирами, что достаточно точно обозначает суть явления.

Пострадать может как поршень, так и стенка цилиндра, часто именуемая зеркалом, хотя на самом деле поверхность там совсем не зеркальная, а содержит мелкую сетку искусственно нанесённых царапин.

Производится это с целью удержания масла, используется станок с инструментом финишной обработки цилиндров – хоном. Следует различать полезные царапины от хона, вредные, полученные от попадания абразивов в цилиндр, а также задиры.

Сетка хонингования имеет чёткую структуру в виде пересекающихся эллипсов. Если цилиндры поцарапаны попавшими туда мелкими твёрдыми частицами, например, от разрушающегося керамического катализатора или с потоком воздуха через неплотный воздушный фильтр, то они располагаются хаотично в виде вертикальных рисок.

Задиры же имеют вид относительно гладких площадок в зоне перемещения поршня.

Причины появления дефекта

Существуют двигатели более или менее склонные к задирам. Связано это в основном с жёсткостью блока цилиндров, заложенными зазорами, размерами поршней и организацией смазки и охлаждения. Этого изменить нельзя, остаётся при эксплуатации учитывать подвластные владельцу факторы.

Механические повреждения

Строго говоря, повредить можно детали любого мотора, к задирам в классическом понимании это не относится. Но границу провести сложно, в любом случае последствия похожи.

В зазор между поршнем и цилиндром посторонние частицы могут попасть разными путями:

  • чаще всего детали страдают от рассыпающейся керамики катализатора, удивительно, но существуют режимы работы мотора, когда они летят противоположно потоку выхлопных газов и попадают на боковую поверхность поршня, вызывая глубокие царапины и канавки;
  • всасываемый или нагнетаемый в цилиндры воздух тщательно фильтруется в мелких порах шторы сменного элемента, который очень легко неправильно установить или повредить, открыв путь абразиву;
  • точно так же посторонние частицы могут проникать с топливом;
  • образующийся на деталях нагар также может оказаться настолько твёрдым, что будет оставлять риски на металле.

Избежать повреждений можно тщательно проводя операции обслуживания, применяя качественные фильтры и регулярно контролируя состояние катализатора.

Температурный перегрев

Моторы могут быть склонны к перегреву как конструктивно, так и при невнимательном отношении к системе охлаждения. Производители стремятся уменьшать габариты, массу и удельный расход топлива, ужесточая температурный режим.

После старения и загрязнения каналов охлаждения цилиндры перегреваются, деформируются, полностью обнуляя тепловой зазор, а повышенная отдача и некачественное топливо вызывают встречный перегрев поршней. Их начинает прихватывать в блоке, образуются задиры.

Недостаточный уровень масла

Масло служит не только для уменьшения трения, но и для отвода тепла от деталей. В идеале на каждый поршень должна работать своя масляная форсунка, но многие разработчики этим пренебрегают, надеясь на имеющийся в картере масляный туман.

Это в целом работает, но не всегда эффективно. В тяжёлых режимах охлаждения не хватает, ситуация сводится к описанной выше. Усугубляется это применением некачественного масла, с отклонениями по вязкости или деградировавшего из-за несвоевременной замены.

Грубая расточка блока цилиндров

Производители стремятся до предела уменьшить тепловой зазор, снижающий общий КПД двигателя и увеличивающий расход масла. Если с такими строгими допусками совершить ошибку при ремонтной расточке, то всё закончится выходом за пределы и задирами.

Особенно это касается современных эффективных моторов с так называемыми Т-образными поршнями, в которых площадь юбки сведена к минимуму, чтобы уменьшить поверхность трения.

Производители считают такие двигатели одноразовыми, замене подлежит «шорт-блок», то есть почти весь двигатель без головки. Но реально любой мотор растачивают или гильзуют, важно сделать это очень точно.

Неправильный подбор поршней в ходе ремонта ДВС

Подбор поршней при капитальном ремонте желательно доверять проверенным специалистам, располагающим прецизионным измерительным инструментом.

Причём промеры и подбор производятся по всем геометрическим параметрам, группе по диаметру, размерам отверстий под палец, точному выбору комплекта колец и их качеству, а также по массе для балансировки.

Важно обеспечить точность не только блока или поршня, а их соответствия между собой.

Методы диагностики

Наличие задиров определяют по стукам на перекладке поршней или визуально, с помощью эндоскопирования. На разобранном двигателе всё наглядно видно и без приборов.

Первый же признак задира – рост расхода масла. На таком двигателе придётся растачивать блок или устанавливать гильзы, менять поршни и кольца.

Можно ли так ездить

К быстрым поломкам задиры редко приводят и расход масла можно пережить. Но ездить с ними нежелательно, поскольку масло будет засоряться металлической стружкой и пылью. Это приводит к повышенному износу и задирам других деталей, которые при вовремя проведённой диагностике можно было бы и не менять.

Обычно страдают вкладыши, коленвал, распределительные валы и их постели, масляный насос. Стоимость ремонта возрастает вдвое-втрое, это очень дорогие детали. Наверняка потребуется и недешёвая механообработка.

Решение проблем с задирами

Типовой набор операций при ремонте двигателя, склонного к задирам, включает в себя расточку цилиндров, установку поршней ремонтного размера. Важно обеспечить хорошую смазку и охлаждение. В порядке доработки можно установить дополнительные масляные форсунки, если они не предусмотрены.

Катализатор лучше заменить на ремонтный, это дешевле штатного. Как правило, они и прочнее. Некоторые водители удаляют нейтрализатор, это спорная тема, но её тоже надо выполнять грамотно, обеспечив нормальную работу кислородного датчика.

Очень важно следить за состоянием топливного, воздушного и масляного фильтров. При кажущейся простоте их замены, операции требуют тщательности. В том числе и при выборе расходников.

Перегревы недопустимы. Основная ошибка – пренебрежение регулярными заменами антифриза и приобретением качественного продукта, подходящего по антикоррозийным свойствам именно конкретному мотору. Уровень жидкости надо регулярно проверять, утечки неизбежно вызовут перегрев и задиры.

Не всем рекомендациям производителей стоит доверять. Например, масло следует менять вдвое чаще, а бензин использовать с максимально допустимым октановым числом из разрешённых.

При эксплуатации надо помнить, что двигатель может работать с максимальной отдачей, но только за счёт своего ресурса. И это касается не только скорости или оборотов, но и полного использования динамики разгона.

МОЖНО ЛИ ЕЗДИТЬ С ЗАДИРАМИ?

Доброе время суток Уважаемые форумчане! Подскажите, возможно ли какое-то время ездить с задирами? Каковы последствия? Расход масла примерно 2л на 1000км. Просто пока машина нужна. нет времени поставить в сервис.

Владимир Маркин
можно, только нужно понимать о последствиях.
Владимир, а от чего образовалась такая дырка в корпусе?
Владимир Маркин
Сообщение от ruslan_P
Владимир, а от чего образовалась такая дырка в корпусе?
поршень заклинил, шатун пробил блок цилиндров.
Красиво! А я все думаю брать или не брать, все страшнее и страшнее ((((
Сообщение от Дмитрий66
Красиво! А я все думаю брать или не брать, все страшнее и страшнее ((((
Нн так страшен черт как его малюют!

Здравствуйте, Владимир! Вчера был у дилера, в трех цилиндрах обнаружены задиры, в восьмом критические, при этом компрессия везде хорошая, расход масла отсутствует, свечи сухие и посторонних звуков нет. Требует ли мотор капиталки (как приговорил дилер) или можно ездить?

Владимир Маркин
Сообщение от alevlaslo
Здравствуйте, Владимир!
Сообщение от alevlaslo
Требует ли мотор капиталки (как приговорил дилер) или можно ездить?

ремонт обязательно, эксплуатация такого мотора не рекомендуется, последствия (фото) я выкладывал выше.

а стоимость ремонта в разумных пределах, если сама машина стоит 500 тысяч?
Владимир Маркин
Сообщение от alevlaslo
а стоимость ремонта в разумных пределах, если сама машина стоит 500 тысяч?
от 450000 руб.

Страница 1 из 3 1 2 3 >

« Предыдущая тема | Следующая тема »

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ GLOK Вопросы специалистам 4 30.12.2010 22:09
СМОТРА.РУ гро Болталка 67 24.09.2010 20:49
ТОРМОЗНЫЕ ДИСКИ Dixi Ходовая и подвеска 46 10.09.2010 17:43
СМОТРЕТЬ ВСЕМ. Валерьян Культура 8 18.03.2010 00:16
МОСКАФЕ Валерьян Культура 53 04.03.2010 03:22

Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 — 2024, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
При любом использовании материалов сайта, письменное согласие обязательно.
Торговые марки, логотипы и марки услуг, размещенные на данном сайте, являются собственностью их владельцев.
CayService.ru не связан с Porsche AG или PCNA. ©2024 CayService.ru. Все права защищены.

ФОРУМ МОТОРИСТОВ

Добрый день
Владею Chery M11, двигатель австрийский 1.6. Не так давно была встреча клапанов с поршнями. В гаражном сервисе сняли голову, поменяли все клапана, в общем все сделали правильно. После ремонта откатал 30000 км. и внезапно застучал поршень в первом цилиндре. Отогнал машину в сервис, вскрытие показало задиры в 1,3,4 цилиндрах, причем в первом хуже, чем в остальных. Вкладыши все в нормальном состоянии. Пробег 143000 км. Масло менял каждые 10000, уровень всегда в норме. На вопрос мастерам о причинах задиров они склоняются к версии, что задиры пошли после встречи поршней с клапанами.
Собственно хотел бы услышать мнения, действительно ли задиры могли появится после встречи поршней с клапанами и почему проявилось только после 30000 км.?

AB-Engine Гуру Сообщения: 20323 Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45 Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква Контактная информация:

Что делать с задирами на цилиндрах

Цилиндропошневая группа (ЦПГ) — самая уязвимая часть двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Недостаток масла и перегрев приводят к образованию задиров на цилиндрах. Это снижает компрессию, выхлопные газы прорываются в картер, топливовоздушная смесь (ТВС) сгорает не до конца. Растет расход бензина или солярки. Водитель чувствует сильное падение мощности мотора. Расскажем о том, почему появляются задиры, что с этим делать и как не допустить рецидива.

Что это такое

Задиры в автомобильном двигателе — дефекты зеркала цилиндра или юбки поршня. Появляются из‐за механического повреждения, которое вызвано возросшей силой трения, нарушением ориентации деталей относительно друг друга. Если говорить простыми словами, на металле образуются царапины: вертикальные, горизонтальные и смешанные. Вот как это выглядит на совмещенном фото:

В норме юбка поршня не соприкасается с внутренней поверхностью цилиндра. Но при нарушении фаз газораспределения, в случае закоксовки поршневого пальца и колец происходит столкновение. Зеркало никогда не бывает идеально гладким. Не стоит считать проблемой микроскопические царапины. Надо бить тревогу только когда видите глубокие борозды.

Почему мы часто сталкиваемся с задирами

В последние годы в автосервис зачастили водители, у которых проблема с поршневой. Основная целевая группа — владельцы машин с короткоходными силовыми агрегатами. Автомобильная промышленность не стоит на месте. Производители постоянно работают над облегчением массы моторов и снижением уровня потребления горючего. Побочный эффект от таких экспериментов — рост температуры в камере сгорания. Детали ЦПГ перегреваются, что приводит к образованию задиров на цилиндрах.

Еще одна проблемная категория — малолитражки и авто с турбированными двигателями. Причина все та же. Это высокая температура. Моторное масло, особенно «минералка» не может справиться с высокими нагрузками, пленка на деталях поршневой становится тонкой. Сила трения увеличивается в разы. Металл начинает разрушаться. Вот как это выглядит на фото:

Если вы эксплуатируете машину с короткоходовым или турбированным силовым агрегатом, советуем не использовать на практике агрессивную манеру вождения. Педаль газа в пол — не лучший выбор. Поршень с короткой юбкой может биться о зеркало цилиндра.

Типичные признаки

Важно своевременно провести диагностику и устранить дефекты. В противном случае может заклинить поршень. Если заметили хотя бы один признак образования задиров в цилиндрах, стоит задуматься. Вот список:

  • «цокот» поршня из‐за нарушения пространственной ориентации;
  • снижение уровня компрессии;
  • увеличение расхода топлива;
  • большой «жор» масла.

К цокающим звукам порой добавляется стук, который нельзя спутать с тем, что издают клапана с большими зазорами или неисправными гидрокомпенсаторами. Посторонний шум слышен «на холодную» и «на горячую». Не советуем игнорировать признаки возникновения задиров в автомобильных цилиндрах.

Причины неисправности

Иногда водители сами создают себе проблемы. Приведем типичный пример. Один из наших клиентов приехал в автосервис спустя месяц после самостоятельной замены поршневой. Он неправильно выбрал новые поршни. В результате пальцы зашли максимально туго. При каждом нагреве поршень клинил в одном положении из‐за температурного расширения металла. Юбка терлась о зеркало, образовались задиры на новом поршне. Пришлось проводить дефектовку мотора и заново менять поршневую, растачивать гильзы цилиндров.

Движок наиболее уязвим в период обкатки. Поэтому после замены поршневой или при покупке машины с конвейера нужно ездить максимально аккуратно. Для полноценной обкатки надо проехать 3-5 тысяч километров. За это время детали притрутся, останется отрегулировать зазоры в газораспределительном механизме (ГРМ). Вот список факторов, провоцирующих задиры в автомобильных цилиндрах, и причины:

  1. Неисправность системы охлаждения. Это может быть утечка тосола через помпу или отверстия в патрубках, шлангах. Грязный радиатор и сломанный термостат тоже могут стать катализаторами.
  2. Утечка или недостаток моторного масла. При низком давлении в системе смазка не образует на поверхности деталей стойкую пленку. Увеличивается сила трения, металл деформируется.
  3. Попадание абразива в камеру сгорания. Пыль и мелкие камни порой попадаются в плохом топливе на безымянных заправках. Абразив забивается в пространство между цилиндром и поршнем.
  4. Агрессивный стиль вождения. Городская машина в гоночных условиях живет недолго. Особенно вредно газовать, с места утапливать педаль газа в пол сразу после запуска холодного двигателя.

Желание отремонтировать авто своими руками не всегда реализуется идеально. Приведем типичный пример. Один из клиентов отдал блок цилиндров на расточку частному мастеру из ближайшего гаражного кооператива. После окончания работ вместо гладкого зеркала на внутренней поверхности появились хорошо различимые продольные борозды. Если собрать движок с такими дефектами, сильные задиры на расточенных цилиндрах гарантированы.

На автомобильных форумах ходят слухи о том, что поршневая разлетается из-за кусочков сот катализатора, которые из выхлопа каким-то образом попадают в ЦПГ. В большинстве случаев обломки нейтрализатора чисто физически не способны залететь в систему питания. Поток отработанных газов движется в противоположном направлении. Но есть исключение — моторы с системой рециркуляции отработанных газов (EGR). Абразив может попасть в цилиндр вместе с газами для дожига.

Кто попадает в группу риска

Есть автомобили, которые больше остальных подвержены риску появления задиров на всех цилиндрах. Первыми в «расстрельный список» попадают машины, предназначенные для гонок, а не комфортного движения по городским улицам. Это спорткары вроде Porsche или Jaguar.

Водители выжимают из своих «железных коней» все соки. Даже спортивные моторы не выдерживают максимальных темпов работы. Есть и другие кандидаты:

  • автомобили с малым объемом двигателя;
  • машины с турбированными моторами;
  • BMW, перешагнувшие отметку в 1 млн км.

Плохие условия эксплуатации, холодный климат фатально сокращаю ресурс силовых агрегатов.

Любители ездить по бездорожью

В последние годы состояние дорожного покрытие в России улучшилось. Но в глубинке до сих пор попадаются ямы глубиной до 20 см. При движении по кочкам страдает ходовая. Но это полбеды. Из‐за постоянной вибрации расслабляются соединения системы охлаждения и питания. Через отверстия уходит антифриз, в воздушную магистраль подсасывает воздух с пылью, который идет мимо фильтра. Недостаток тосола и избыток абразивов не лучшим образом влияют на работу силового агрегата.

Перегрев и большая сила трения делают свое дело. Появляются все симптомы образования задиров на поршнях и зеркалах цилиндров. Водителям при движении по «пересеченной местности» советуем регулярно следить за состоянием зажимных хомутов и прочих соединений.

Водители из северных регионов

Мороз причиняет массу неудобств водителям. Если столбик термометра опускается ниже -50 °C, автомобильная резина приобретает квадратную форму. В якутском селе Оймякон температура зимой опускается до -64 °C. При таких условиях все сальники в двигателе становятся «дубовыми», перестают выполнять уплотняющие функции. Начинается утечка масла и антифриза. Смазка после холодного пуска не успевает проникнуть в каналы магистрали, ЦПГ работает на износ.

Со временем из-за масляного голодания поршень начинает соприкасаться с цилиндром. Результат — образование задиров в бензиновом и дизельном двигателе. Советуем использовать прокладки из морозостойкой резины. Им не страшны низкие температуры вплоть до -150 °C. От холода страдает аккумулятор. Его приходится постоянно заряжать и менять электролит в банках.

Можно ли ездить с задирами

Если дефекты минимальны и пока не влияют на общую работоспособность силового агрегата, можно продолжать эксплуатацию. Когда борозды достигли таких размеров, что снизилась компрессия в моторе, пора заняться диагностикой и ремонтом. Настораживающие симптомы: громкий «цокот» и стук, фатальная потеря динамики, мощности. Если движок не тянет под горку, значит дефекты стали угрожающими.

Советуем не откладывать ремонт на потом. Лучше загнать автомобиль на станцию технического обслуживания (СТО) заранее. В этом случае понадобится лишь замена поршней и легкая шлифовка зеркала цилиндров. Если двигатель заклинит, придется менять всю поршневую и некоторые детали ГРМ.

Диагностика неполадок

Нельзя определить неисправность на слух. За цокающие звуки можно легко принять обычный стук клапанов, характерный в период прогрева силового агрегата. Если у водителя мало опыта, понадобится оборудование. Тогда получится выполнить диагностику своими руками.

Анализатор герметичности цилиндров

Прибор типа АГЦ позволяет на ранних стадиях выявить неполадки деталей цилиндропоршневой группы. Для диагностики не надо разбирать мотор. Достаточно зафиксировать оборудование в свечном колодце или в месте установки топливных форсунок на дизельном моторе.

В отличие от стандартного компрессометра, прибор дает результаты, пригодные для постановки «диагноза». Лучше проводить замеры «на горячую». Надо перекрыть подачу топлива и прокрутить коленвал стартером. Хватит 5 полных оборотов. АГЦ измеряет два параметра:

  1. Р1 — полный вакуум. Дает сведения об уровне износа цилиндра, состоянии плотности между седлом и клапаном.
  2. Р2 — остаточный вакуум. Указывает на степень деградации поршневых колец: компрессионных и маслосъемных.

Для измерения Р1 устанавливают редукционный комбинированный клапан, включают стартер, записывают результат. Потом для получения параметра Р2 меняют клапанный узел на вакуумный и повторяют весь цикл. Вот как выглядит интерпретация результатов для бензиновых моторов, работающих на топливе с октановым числом 92–95:

Пользоваться таблицей легко. Достаточно найти точку пересечения на графике. Простой пример. Пусть Р1 равен 0,5 и Р2 0,6. Значит в двигателе проблема с компрессией. Причиной могут стать не только трещины, но и задиры на автомобильных цилиндрах. Метод приблизительный. Он не указывает на причину со стопроцентной вероятностью. Второй способ куда точнее.

Эндоскоп

Лучше один раз увидеть, чем сто раз пытаться диагностировать поломку с помощью АГЦ-2. Миниатюрная камера с подсветкой на гибком кронштейне способна проникать в самые труднодоступные места. Не надо разбирать двигатель. Достаточно открутить свечу зажигания или накаливания, вытащить топливную форсунку на дизеле. Потом надо установить поршень в нижнюю мертвую точку (НМТ) и ввести эндоскоп. Картина сразу прояснится. Видео можно выводить прямо на экран смартфона:

Приборы с дисплеем в комплекте стоят дороже, поэтому нет смысла переплачивать. Только состояние юбки поршня вряд ли удастся проверить. Но если дефекты есть на зеркале гильзы, то на поршне они тоже появятся.

Как ликвидировать задиры

Проблему с дефектами можно решить, для этого есть пара способов. Вот как можно убрать следы задиров в цилиндре:

  1. Расточка. Если деформации зеркала незначительны, можно провести расточку, но придется ставить поршни с большим диаметром.
  2. Гильзовка. Полная замена гильзы на новую. Метод подходит в случаях, когда расточка не способна дать значимых результатов.

Других вариантов нет. Если удалось диагностировать проблему, без полного разбора мотора и замены поршневой не обойтись. Чтобы не доводить до предела, стоит постоянно следить за состоянием системы охлаждения, вовремя доливать и менять моторное масло. Владельцы авто с EGR на борту должны помнить о том, что части разрушенного катализатора могут попасть в камеру сгорания.

Выводы

Диагностировать образование задиров можно своими руками. Для этого подойдет эндоскоп. С анализатором герметичности много мороки, да и результаты не точные. Но ремонт с заменой гильз и ЦПГ — сложная задача. Поэтому советуем обратиться с проблемой в автосервис. Мы приводили пример с «кривой» расточкой от гаражных мастеров. При проведении самостоятельных работ есть риск испортить новые детали и заплатить двойную цену. Опытные мастера на СТО не допускают ошибок. Они делают все быстро и гарантируют результат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *