Как определяется минимальная глубина заложения вводов
Перейти к содержимому

Как определяется минимальная глубина заложения вводов

  • автор:

Вопросы и ответы (СНиП 2.04.01-85*, СП 40-102-2000)

На вопросы по проектированию и строительству трубопроводных систем водоснабжения и канализации отвечает А. Я. Добромыслов.

Просим направлять ваши вопросы по e-mail: vopros@abok.ru

Вопрос:

Просим Вас дать разъяснения в связи с разночтением.

П. 5.45 СП40-102-2000 гласит: «минимальное заглубление водопровода до верха трубопровода должно превышать глубину промерзания грунта не менее чем на 0,5 м».

П. 8.42 СНиП 2.04.02-84* диктует определять глубину заложения трубопроводов водопровода из расчета до низа трубопровода на 0,5 м больше глубины промерзания грунта.

Ответ:

СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» допускает, что часть трубопровода может находиться выше глубины промерзания грунта. Например, при глубине промерзания 1,4 м плюс 0,5 м до низа трубы последняя заглублена на 1,9 м. Если прокладывается трубопровод диаметром 1,5 м, то 0,4 м вертикального диаметра трубы оказываются выше линии проникновения в грунт нулевых температур.

СП 40-102-2000 «Проектирование и монтаж трубопроводов систем водоснабжения и канализации.

Общие требования» такой ситуации не допускает: при глубине промерзания 1,4 м отметка верха трубы должна равняться 1,9 м . В этом случае, если прокладывается трубопровод диаметром 1,5 м, то отметка его низа равняется 3,4 м.

Таким образом, регламенты CНиП обеспечивают более экономичное решение, чем СП 40–102–2000, возможно, за счет надежности трубопровода. При проектировании следует соблюдать требования СНиП. На наш взгляд, этот вопрос нуждается в обсуждении.

Вопрос:

Дополнением к СНиП 2.04.01-85* предусматривается устройство поквартирных систем водяного пожаротушения от внутренних сетей холодного водоснабжения. В связи с этим, прошу дать разъяснение о возможности устройства поквартирных стояков, от которых предусматривается пожаротушение, из пластмассовых труб.

Ответ:

Действительно, в соответствии со СНиП 2.08.01 «Жилые здания» п. 3.1а в каждой квартире стояк холодного хозяйственно-питьевого водоснабжения оборудуется краном для первичного пожаротушения.

По разъяснению Бюллетеня строительной техники №5 за 2001 г., эта система не относится к противопожарному водоснабжению. Поэтому водопроводные стояки следует выполнять из пластмассовых труб – в соответствии с требованиями п. 10.1 СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий». Ниже приводится текст разъяснения: О разъяснениях изменения №4 СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания» С 1 января 2001 г. введено в действие принятое постановлением Госстроя России от 20 ноября 2000 г. №112 изменение №4 СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания».

Учитывая поступающие запросы с мест от проектных, надзорных и других организаций по реализации отдельных положений этого изменения и, в первую очередь, требований, связанных с оснащением квартир устройствами внутриквартирного пожаротушения, выявилась необходимость дать некоторые разъяснения и комментарии по этому вопросу.

Опыт передовых зарубежных стран показывает, что наличие таких устройств в квартирах и их использование значительно снижает количество пожаров, уменьшает экономический ущерб и, что самое главное, снижает количество людей, погибших в жилых зданиях.

Основной смысл применения этого устройства состоит в возможности тушения жильцами загорания в квартире на ранней стадии его обнаружения и не предполагает его использования пожарными подразделениями. Устройство обеспечивает быструю и, что важно, непрерывную подачу воды к очагу загорания взамен применяемых зачастую подручных средств (тушение ведрами, тазами, кастрюлями и т.п.). Это дает возможность быстрее, безопасней и эффективней ликвидировать загорание. Раннему обнаружению загорания способствует предусмотренное п. 3.21 оборудование помещений квартир оптико-электронными дымовыми пожарными извещателями. Извещатели дают сигнал о загорании жильцам, находящимся в состоянии сна, а также своевременно оповещают жильцов квартиры в тех случаях, когда они отсутствуют в комнате, где произошло загорание.

Отдельный кран, к которому присоединяется шланг, может быть установлен на водопроводной трубе в любом удобном для его открывания месте: в ванной, уборной, кухне – по усмотрению заказчика или проектной организации. Кран следует устанавливать после счетчика расхода воды (чтобы избежать неучтенного расхода из этого крана для хозяйственных нужд). Вид шланга и материал, из которого он изготовлен, не регламентируются. Он не является пожарным рукавом, может быть применен любой шланг, например, из тех, которые используются для полива насаждений на садовом участке. Шланг должен быть присоединен к крану постоянно любым способом, обеспечивающим надежное присоединение, по усмотрению проектной организации.

Вид распылителя также не регламентируется. Возможно применение, например, распылителей, используемых для полива. Желательно перед распылителем или в его составе иметь запорное устройство с тем, чтобы не залить квартиру до того, как начинается тушение в месте загорания.

Хранение шланга с распылителем открыто или в шкафчике и место его хранения не регламентируется. Этот вопрос решается заказчиком, проектной организацией или хозяином квартиры. Естественно, шланг должен храниться в доступном для его экстренного применения месте.

Длина шланга определяется размерами квартиры, возможной его прокладкой по коридорам и комнатам до самого отдаленного от крана места. В принципе возможно уменьшение длины шланга по сравнению с указанной в п. 3.1а (например, в небольших квартирах) при условии обеспечения подачи воды в наиболее отдаленную точку.

Приведенную в нормах длину струи используют только для определения длины шланга, а не для расчета напора. Напор в системе вообще не регламентируется, никаких дополнительных расходов не вводится, дополнительных гидравлических расчетов не требуется. Тушение загорания будет производиться с теми напором и расходом, которые обеспечивает обычная сеть хозяйственно-питьевого водопровода в квартире.

Устройство не входит в состав системы противопожарного водопровода, его не следует присоединять к этой системе, если она предусматривается в здании.

По усмотрению жильцов можно оборудовать этими устройствами квартиры в существующих жилых домах.

Обязательной сертификации, в том числе пожарной, устройства или его деталей не требуется.

Н. Н. Поляков, зам. начальника Управления технормирования Госстроя России

Е. П. Шаститко, начальник нормативно-технического отдела ГУГПС МВД России

Вопрос:

В журнале «Сантехника» №2/2004 Вы даете разъяснение, что задвижка на обводной линии водомерного узла при наличии в здании противопожарного водопровода во всех случаях должна быть электрифицированной. Но в соответствии со СНиП 2.04.01-85 п. 11.7 ее следует устанавливать в случае, когда счетчик не рассчитан на пропуск противопожарного расхода и данный расход пропускается по обводной линии.

Ответ:

В соответствии с п. 11.7 СНиП 2.04.01-85Г*, обводная линия у счетчиков холодной воды предусматривается в двух случаях: — если в здании один водопроводный ввод; — если счетчик воды не рассчитан на пропуск противопожарного расхода.

Во всех остальных случаях устройства обводной линии не требуется.

П.11.7 СНиП такой вариант не рассматривается, т.к. если счетчик пропускает суммарный расход, то обводная линия не требуется. С другой стороны, если по каким-то причинам все же делается обводная линия в здании, где имеется противопожарное водоснабжение, то «обводную линию следует рассчитывать на максимальный (с учетом противопожарного) расход воды», «на обводной линии следует устанавливать задвижку, опломбированную в закрытом положении» и, наконец, «задвижка для пропуска противопожарного расхода воды должна быть с электроприводом» (п. 11.7).

Таким образом, следует считать, что во всех случаях, когда в здании есть противопожарное водоснабжение, на обводной линии следует устанавливать электрифицированную задвижку (может быть, на случай ремонта водомера).

Please wait.

Поделиться статьей в социальных сетях:

Все иллюстрации приобретены на фотобанке Depositphotos или предоставлены авторами публикаций.

Подпишитесь на наши статьи и вы будете узнавать свежие новости и получать новые статьи одним из первых!

Статья опубликована в журнале “Сантехника” за №3’2004

распечатать статью

распечатать статью —>

Обсудить на форуме

Обсудить на форуме

Предыдущая статья

Следующая статья

Статьи по теме

  • Вопросы и ответы (СНиП 2.04.01-85*, СП 40-102-2000)
    Сантехника №2’2004
  • ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ (СНиП 2.04.01-85*, СП 40-102-2000)
    Сантехника №2’2005
  • Вопросы и ответы (СНиП 2.04.01-85*, СП 40-102-2000)
    Сантехника №4’2003
  • Вопросы и ответы (СНиП 2.04.01-85*, СП 40-102-2000)
    Сантехника №5’2003
  • К вопросу о нормативах
    Сантехника №3’2015
  • Вопросы и ответы (СНиП 2.04.01-85*, СНиП 21-01-97*)
    Сантехника №6’2003
  • СНиП 2.04.01-85*, СНиП 21-01-97* — вопросы и ответы
    Сантехника №1’2004
  • Библиотека статей
  • Комитет АВОК по техническому нормированию
  • Каталог компаний
  • Экскурсия на производство
  • Произведено за рубежом — доступно в России
  • Полезные сервисы инженерам
  • Технический комитет 474
  • Нормативные документы
  • Рынок инженерного оборудования
  • Каталог примеров расчетов
  • Календарь выставок

Как определяется минимальная глубина заложения вводов

Пункт 6.2.4 гласит: «Глубину заложения трубопроводов водоотведения следует принимать на основании СП 131.13330 и опыта эксплуатации сетей в районе проектируемого объекта. Для снижения глубины заложения и стоимости строительства канализационных сетей, при условии подтверждения теплотехническим расчетом, допускается применение сертифицированных строительных гидрофобных теплоизоляционных материалов.

При отсутствии данных отметку минимальной глубины заложения лотка трубопровода допускается принимать выше отметки глубины проникания в грунт нулевой температуры на:

  • 0,3 м для труб диаметром до 500 мм;
  • 0,5 м для труб большего диаметра.

Во избежание повреждения трубопроводов наземным транспортом глубина заложения должна быть не менее 0,7 м до верха трубы, считая от отметки планировки поверхности земли».

Глубина заложения не менее 0,7 м указана до трубопровода, транспортирующего жидкость, или до футляра, если трубопровод проложен в футляре?

Пункт 6.2.4 свода правил СП 32.13330.2018 Канализация. Наружные сети и сооружения регламентирует требования к глубине заложения трубопроводов водоотведения, в том числе устанавливает минимальное значение от отметки планировки поверхности земли до верха трубы (0,7 м) во избежание случайного повреждения трубопроводов наземным транспортом по всей трассе.

Устройство футляров является дополнительным требованием при пересечении канализационными трубопроводами железных дорог I, II и III категорий на перегонах и автомобильных дорог I и II категорий, регламентированным в разделе 6.7. СП 32.13330.2018 (см. также пункты 11.51-11.54 свода правил СП 31.13330.2012 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения, последний абзац примечания № 2 к таблице 12.6 и пункт 12.37 СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, подпункт а) пункта 6.12 свода правил СП 18.13330.2011 Генеральные планы промышленных предприятий).

Используемые нормативные источники

  • СП 32.13330.2018. Канализация. Наружные сети и сооружения
  • СП 31.13330.2012. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения
  • СП 42.13330.2016. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений
  • СП 18.13330.2011. Генеральные планы промышленных предприятий
  • СП 131.13330.2018. Строительная климатология

СП 40-102-2000 : Проектирование наружного водопровода

5.1.1 Выбор напорных труб из полимерных материалов для наружных систем водоснабжения производится с учетом климатических условий и технико-экономических оценок.

5.1.2 Трубы подбирают расчетом, при этом для наружного водопровода, как правило, следует принимать трубы типа «С» (PN-6) и выше.

5.2.1 Требования к геометрическим размерам труб и их параметрам указаны в разделе 3.2.

5.2.2 Длину отрезков труб или бухты указывают в документации изготовителя.

5.3.1 Для соединения труб из полимерных материалов должны использоваться, как правило, соединительные детали из полимерных материалов. Допускается использовать специальные соединительные детали из металла.

5.3.2 Для соединения труб диаметром до 110 мм из полиолефинов следует использовать сварку. Трубы из ПВХ, стеклопластиков и базальтопластиков следует соединять на раструбных соединениях, уплотняемых профильным резиновым кольцом, или на клею.

5.3.3 Для присоединения труб из полимерных материалов к арматуре и металлическим трубам следует использовать пластмассовые буртовые втулки и свободные металлические фланцы или неразъемные соединения из пластмассы-металла.

5.4.1 Трассировка водопровода должна осуществляться в соответствии со СНиП 2.04.02 с учетом способа прокладки — в грунте, в коллекторах, непроходных каналах либо в реконструируемых трубопроводах, определяемого местными условиями и результатами экономического расчета.

5.4.2 При новом строительстве предпочтение следует отдавать прокладке трубопровода в грунте.

5.4.3 Следует использовать возможность поворота трассы за счет изгиба трубы с минимальным радиусом

где E0 — модуль упругости полимера при растяжении, МПа;

D — наружный диаметр труб, мм;

s — расчетная прочность (предел текучести) для материала труб при растяжении, МПа.

5.4.4 Поворот трассы может быть осуществлен также за счет отклонения оси одной трубы относительно другой в раструбном соединении, уплотняемом кольцом, на угол до 2°.

5.4.5 Минимальное заглубление водопровода до верха трубопровода согласно СНиП 2.04.02 должно превышать глубину промерзания грунта для данной местности не менее чем на 0,5 м. Уменьшать глубину заложения трубопровода допускается только при применении тепловой изоляции, конструкция которой не поглощает влагу.

5.4.6 Минимальное заглубление водопровода из условий прочности при отсутствии транспортных нагрузок (кроме поливочного водопровода) должно быть не менее 1,0 м.

5.4.7 Пересечение водопровода с другими коммуникациями, а также автомобильными и железными дорогами следует выполнять в соответствии с требованиями СНиП 2.04.02.

5.4.8 При пересечении с канализацией на расстоянии, меньшем 0,4 м (по вертикали в свету), водопроводы из полимерных труб должны проектироваться в футлярах. Расстояние от края футляра до пересекаемого трубопровода должно быть не менее 5 м в каждую сторону.

5.4.9 Соединение пластмассовых труб с трубами из других материалов (стальными, чугунными, асбестоцементными и т.д.) следует выполнять на разъемных соединениях. При подземной прокладке такие соединения следует устанавливать в колодцах.

5.4.10 Пересечение пластмассовым трубопроводом стен сооружений следует предусматривать в футлярах. Зазор между футляром и трубопроводом заделывается эластичными материалами, предотвращающими попадание влаги внутрь футляра.

5.4.11 При прокладке труб в тоннелях (коммуникационных коллекторах) следует выполнять требования СНиП 2.07.01, при этом электрические кабели и провода должны прокладываться выше трубопроводов из полимерных материалов и должны быть конструктивно выделены.

5.4.12 Крепление арматуры к стенкам и днищу колодца, туннеля или канала следует производить с помощью анкерных болтов и хомутов или замоноличивать бетоном.

5.4.13 Пересечение трубопроводом стенок колодцев или фундаментов зданий следует предусматривать в стальных или пластмассовых футлярах. Зазор между футляром и трубопроводом заделывается водонепроницаемым эластичным материалом.

Расчет трубопровода на прочность возможно производить по различным методикам, приведенным в справочной литературе. Одна из них дана в приложении Д.

Гидравлический расчет систем водоснабжения, изложенный в разделе 3.5, следует применять также и для расчета наружных систем водоснабжения.

5.7.1 Компенсация температурного удлинения подземных водопроводов холодной воды из труб с раструбными соединениями, уплотняемыми резиновыми кольцами, достигается в раструбах.

5.7.2 Для подземных водопроводов на сварных или других неразъемных соединениях, прокладываемых в грунте, с учетом защемления труб грунтом специальной компенсации не требуется. При прокладке в каналах следует проводить расчет на компенсацию удлинения в соответствии с разделом 3.7.

Скоростной рельсовый транспорт — Планировка и глубина заложения станций, внутри станционное время

ГЛАВА Х.
ПЛАНИРОВКА СТАНЦИЙ И УЗЛОВ И ЭКОНОМИЯ ВРЕМЕНИ, ПЕРЕДВИЖЕНИЯ.
XI. ПЛАНИРОВКА И ГЛУБИНА ЗАЛОЖЕНИЯ СТАНЦИЙ, ВНУТРИСТАНЦИОННОЕ ВРЕМЯ.

Выбор глубины заложения при строительстве метрополитена и железнодорожных глубоких вводов определяется обычно по совокупности целого ряда факторов, которые можно делить на две большие группы: строительные и эксплуатационные. К первой группе факторов относятся градостроительные и гидрогеологические условия, рельеф местности, выбор конструкции и способа производства работ, удобство возведения, строительная стоимость и т.д. Ко второй группе относятся: удобства для пассажиров, безопасность, надежность, затраты пассажирского времени, реализуемые скорости сообщения и передвижения, эксплуатационные затраты и т.д. На рис. 59 изображены наиболее характерные типы планировочных решений станций, залегающих на различной глубине.
Наземные станции с точки зрения экономии пассажирского времени представляют определенный интерес, если их пространственное решение допускает устройство минимальных по высоте лестничных подъемов и спусков. Наибольшее распространение наземные станции имеют на городских участках железных дорог. Примером удачного и прогрессивного градостроительного решения является недавно построенная станция Первомайская на центральном участке городского железнодорожного диаметра в Свердловске. Станция расположена на насыпи между путепроводными пересечениями пр. Ленина и Первомайской улицы, ее покрытая навесом островная платформа имеет выходы через три лестничных спуска, ведущих на тротуары Ленинского проспекта и Первомайской улицы. Удобство и безопасность наземных железнодорожных станций определяются наличием на них пешеходных тоннелей или мостиков, исключающих переход через пути в одном уровне. В градостроительном отношении предпочтение отдается устройству тоннелей, обычно связанных с меньшей высотой преодолеваемых подъемов и спусков. При расположении станции СРТ в выемке обособленным пешеходным мостикам предпочитают устройство выходов непосредственно на тротуары путепроводов, пересекающих линию СРТ городских магистралей, по примеру наземных станций Филевской линии московского метрополитена, выходы которых также расположены по обе стороны городской магистрали.
На метрополитенах в городах с суровым климатом устройство открытых наземных участков, чередующихся с тоннелями, нежелательно не только из-за возможности снежных заносов, но также по причине неблагоприятного воздействия на подвижной состав и условия движения частых и резких смен температурно-влажностного режима. В последнее время появились наземные линии и станции, перекрытые отапливаемыми защитными галереями из прозрачных материалов, которые препятствуют, кроме того, распространению шума от движения поездов (метрополитен Саппоро в Японии, станции Ленинские горы в Москве, Купчино и Комсомольская в Ленинграде).
К недостаткам наземных линий относится и то, что они разобщают прилегающие к ним районы и требуют шумозащитных разрывов до жилой застройки и соответствующего (на 50-80 м) удлинения дальности подходов. Вместе с тем установлено, что шум от движения поездов по линии СРТ, проложенной в открытой выемке, значительно меньше, чем шум на крупной городской магистрали с интенсивным движением автотранспорта, в особенности грузового.
В эксплуатации наземная линия оказывается несколько дороже линии мелкого заложения.
Станциями мелкого заложения принято считать такие, уровень платформы которых находится, как правило, не глубже 10-15 м под поверхностью улиц. С точки зрения планировки входов и выходов минимальная глубина заложения определяется необходимостью устройства пешеходных тоннелей, располагаемых между поверхностью улицы и перекрытием тоннеля метро, как, например, у московских станций Первомайская, Войковская, Каховская, Свиблово и др.
В плане станции входы могут располагаться по концам платформ, в ее середине (Сокольники) или в 0,25—0,3 ее длины (Смоленская), чем определяется длина пути пассажиров вдоль платформы до «центра тяжести посадки».
По совокупности всех признаков станции и линии мелкого заложения являются наиболее рациональным типом скоростных железных дорог. Однако как при открытом (берлинском), так и при закрытых (парижском и московском) способах строительства затрудняется, а порой невозможна прокладка тоннелей под существующей застройкой, а строгое следование направлениям улиц усложняет трассировку.
В Париже большинство линий и станций мелкого заложения сооружали закрытым горнопроходческим способом, почти без вскрытия поверхности улиц. В Берлине и Гамбурге тоннели мелкого заложения, как правило, сооружали открытым способом при временном закрытии или ограничении движения на соответствующих улицах. Получило распространение также сооружение тоннелей мелкого заложения методом «стена в грунте», когда в узких траншеях вдоль тротуаров бетонируют стены будущего тоннеля. Затем снимают поверхностный слой по ширине улицы и на стены укладывают перекрытие из железобетонных плит, после чего поверхность улиц восстанавливают, а под защитой перекрытия производят выемку грунта на полную глубину, бетонировку лотка и гидроизоляцию тоннеля. В Москве разработан и широко используется в советском метростроении закрытый метод строительства тоннелей мелкого заложения с щитовой проходкой, позволяющий сократить объем трудоемкой перекладки подземных инженерных коммуникаций, неизбежной при открытом способе работ. Этим способом сооружались, в частности, перегонные тоннели Калужской линии под Профсоюзной улицей без ущерба для зеленых посадок бульвара.

Рис. 59. Схематические продольные разрезы и планы станций СРТ
а — наземной (в открытой выемке); б — мелкого заложения; в — глубокого заложения; 1 — внутристанционный путь пассажира от вестибюля до центра платформы.

Станции мелкого заложения (рис. 61, а) почти всегда строят открытым способом; исключением является московская односводчатая станция Библиотека им. Ленина с узкой платформой, сооруженная закрытым горнопроходческим способом, без перерыва трамвайного движения по расположенной над ней Моховой улице (ныне пр. Маркса).
Строительство линий и станций метрополитена глубокого заложения впервые широко применялось в Лондоне, где из-за нерегулярной планировки узких улиц прокладка тоннелей мелкого заложения была затруднена. Уход в глубину позволил трассировать тоннели, не считаясь с конфигурацией улиц и характером их застройки и не нарушая нормальных условий уличного движения в период строительства.
Тоннели глубокого заложения строят либо традиционным горнопроходческим, либо щитовым способом, получившим широкое распространение в тоннелестроении.
Ограничимся здесь этим кратким изложением общих принципов щитового и других методов тоннелестроения, которым посвящена специальная литература [17, 19, 34, 38]. Проектированию и строительству тоннелей всегда предшествуют детальные исследования порой сложнейшей гидрогеологической среды, условия которой в немалой степени влияют на экономику строительства, на выбор или уточнение вариантов трассировки, глубины заложения и способа сооружения подземных линий СРТ. Необходимо, однако, подчеркнуть, что определяющими всегда должны оставаться градостроительные условия и интересы оптимального транспортного обслуживания городского населения.

Рис. 60. Архитектурно-конструктивные поперечные разрезы станций метрополитена
а — мелкого заложения; 1 — трехпролетная колонная; 2 — односводчатая; 3 — двухсводчатая; б — глубокого заложения; 4 — пилонная; 5 — колонная; 6 — односводчатая; 7 — без боковых платформ, с дверными проемами (Ленинград); 8 — пятисводчатая на базе перегонных тоннелей (Будапешт)

Весь опыт мирового метростроения свидетельствует, что при нынешнем уровне техники практически нет непреодолимых препятствий претворению в жизнь этих принципов. Нельзя забывать, что большие строительные затраты, необходимые для их реализации, есть затраты единовременные, окупающие себя тем полнее и быстрее, чем больше достигнутый градостроительный эффект.
При выборе глубины заложения и методов строительства метрополитена в Москве и других городах нашей страны учитывается необходимость сохранения сложившейся плотной, исторически ценной застройки центральных районов, под которой целесообразнее сооружать тоннели и станции умеренно глубокого заложения; в периферийных районах преобладают линии и станции мелкого заложения, а в ряде мест и наземные.
Капитальные затраты на строительство тоннелей глубокого заложения, как правило, в 2—3 раза выше затрат при мелком заложении; наиболее резко это удорожание сказывается на станциях, не в последнюю очередь из-за необходимости оборудования их эскалаторами с большой высотой подъема. Эксплуатационные затраты при глубоком заложении также оказываются наиболее высокими.
На строительстве метрополитена в Лилле (Франция) стоимость сооружения 1 км линий на железобетонной эстакаде, в тоннелях мелкого (открытый способ работ) и глубокого (закрытый способ) определялась в соотношении 10:17:34.
Вместе с тем станции глубокого заложения (рис. 61,б) менее удобны для пассажиров прежде всего по затратам времени на спуск и подъем в 1,5—3 раза больших, чем на станциях мелкого заложения.
Как показывают расчеты и наблюдения, при поездках, начинающихся и заканчивающихся на станциях глубокого заложения, реализуемая скорость передвижения по городу в среднем на 1,2 км/ч меньше, чем при поездках, имеющих начало и конец на станциях мелкого заложения, и на 1,8 км/ч меньше, чем в случае, когда эти станции наземные. При дальности передвижений порядка 12-15 км это равноценно потере скорости передвижения соответственно на 6—10%.
В планировке комплекса станции СРТ следует различать основные композиционные элементы (узлы), имеющие свои особенности и параметры.
Посадочные платформы. Их длина определяется расчетной длиной поездов, обращающихся на линии при полном освоении ее проектной мощности. Расчетная длина платформы составляет:
на городских и пригородных электрических железных дорогах: для составов полной длины (10 вагонов типа ЭР2; ЭР6 и т.п. или восемь вагонов типа ЭР22) 200 м; для удлиненных составов (соответственно 12 или 10 вагонов) 250 м;
на метрополитенах, при длине вагонов 19 м, для восьмивагонных составов — 155-160 м; для шестивагонных составов — 125—130 м; для пятивагонных составов — 100-105 м.
Ширина платформ «островных» (межпутевых) от 8—12 м на станциях наземных и мелкого заложения до 18—20 м на станциях глубокого заложения (см. рис. 60 ). Ширина боковых платформ не менее 3,5—4 м. На станциях глубокого заложения центральная часть платформы в пределах среднего зала может быть укорочена до 80-100 м или заменена одним или двумя небольшими распределительными залами перед нижними площадками эскалаторов.
Нижние узлы примыкания лестничных или эскалаторных подъемов. Если эскалаторы или лестницы примыкают к торцам платформ или средних залов и направлены по продольной оси станции (или с незначительным отклонением от нее), они доводятся до отметки пола платформы. Если верхний вестибюль расположен в стороне и направление эскалаторов резко отклоняется от продольной оси станции, платформа соединяется коротким маршем лестницы или эскалатора с промежуточной площадкой или переходом над путями, соединенным главным эскалаторным подъемом с верхним вестибюлем (станции Университет в Москве, Владимирская в Ленинграде и др.).
Верхние вестибюли решаются либо в виде отдельно стоящего здания или встроенного наземного вестибюля, расположенного на отметке тротуара, с непосредственным выходом в него эскалатора или лестницы главного подъема, либо в виде подземного распределительного вестибюля, соединенного системой пешеходных тоннелей с выходами на поверхность, расположенными с разных сторон городской магистрали или площади. Примерами первого типа могут служить наземные вестибюли станций Молодежная, Октябрьская, Новослободская и др. в Москве, второго типа — станций Дзержинская, Щелковская, Курская и др. в Москве, Невский проспект в Ленинграде и др.
Лестницы и эскалаторы главного подъема, соединяющие нижние узлы примыкания с верхними вестибюлями. Если высота этого подъема не более 4 м, как правило, применяются только лестницы; при высоте 4—6,4 м применяются эскалаторы на подъем, а лестницы на спуск (станции Водный стадион, Речной вокзал, Молодежная в Москве); при высоте 6,5 м и более применяют только эскалаторы. При значительной высоте подъема, а также при изломе трассы подъема в плане устраивают два наклонных хода с промежуточным вестибюлем (станции Крещатик, Арсенальная в Киеве, Лермонтовская, Таганская в Москве и др.) [7].
Затраты времени на спуск или подъем составляют на эскалаторе 2,1-2,7 с на каждый метр глубины в зависимости от его скорости (0,91 или 0,75 м/с); на лестницах скорости передвижения реализуются примерно в тех же пределах.
На станциях мелкого заложения нижний узел примыкания, главный подъем и верхний вестибюль обычно представляют собой единый, компактный строительный объем. На станциях глубокого заложения нижние узлы и верхние вестибюли представляют собой отдельные объемнопространственные образования, соединенные друг с другом протяженной лентой эскалаторов главного подъема.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *