Какая глина нужна для керамики
Перейти к содержимому

Какая глина нужна для керамики

  • автор:

Глина, виды глины

Default-2.jpg

Глина — основа гончарного производства, глинозем -значительная часть химического состава глинообразующих минералов (глинозем — природная окись алюминия. — Ред.). В смеси с водой глина образует тестообразную массу, подходящую для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырье имеет существенные различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий.

Лежащий на поверхности глинозем до смешивания и дальнейшей обработки

Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания. Поэтому разработки породы ведутся не в местах ее образования, а среди различных отложений, слои которых имеют определенную окраску и чистоту. Для каждой работы требуется особая разновидность глины. Ниже предлагается краткая характеристика видов глины и ее специфических свойств по пригодности для гончарного производства.

Добытые из глиняного карьера куски глины

Нарезанные ручным или механическим способом куски глины

Виды глины

Нарезанные куски глины

Глина состоит из мельчайших кристаллов. Эти кристаллы формируют глинообразующий минерал класса силикатов — каолинит. Его состав: 47% оксида кремния IV (SiO2), 39% оксида алюминия (АL2О3) и 14 % воды (Н20).

Следует обратить внимание на самые важные качества используемых сортов глины, наиболее распространенными из которых являются: красная глина, белая керамика (майолика), глина из песчаника, глина для производства фарфора и огнеупорная глина (каолин).

Природная красная глина

Природная красная глина Фрагмент штампованного орнамента на красной глинеВ природе эта глина имеет зеленовато-коричневую окраску, которую придает ей оксид железа (Fe2O3), составляющий 5-8% от общей массы. При обжиге в зависимости от температуры или типа печи глина приобретает красную или белесую окраску. Она легко разминается и выдерживает нагрев не более 1050-1100 С. Большая эластичность этого вида сырья позволяет использовать его для работ с глиняными пластинами или для моделирования небольших скульптур.

Белая глина

Шале из белой глины, украшенное колоритным рисунком белая природная глинаЕе месторождения встречаются во всем мире. Во влажном состоянии она светло-серая, а после обжига приобретает белесый цвет или цвет слоновой кости. Белой глине свойственна эластичность и просвечиваемость из-за отсутствия в ее составе оксида железа.

Глина используется для изготовления посуды, кафеля и предметов сантехники или для поделок из глиняных пластин. Температура обжига: 1050-1150 °С. Перед глазурованием рекомендуется выдерживать работу в печи при температуре 900-1000 °С. (Обжиг неглазурованного фарфора называется бисквитным.)

Граненые гончарные изделия перед первым обжигом

Пористая керамическая масса

Глина для керамики представляет собой белую массу с умеренным содержанием кальция и повышенной пористостью. Ее натуральный цвет — от чисто-белого до зеленовато-коричневого. Обжигается при низких температурах. Рекомендуется необожженная глина, так как для некоторых глазурей однократного обжига недостаточно.

Декоративное изделие из майолики

Майолика

Майолика — это вид сырья из легкоплавких пород глины с повышенным содержанием белого глинозема, обжигается при низкой температуре и покрывается глазурью с содержанием олова.

Название «майолика» происходит от острова Майорка, где ее впервые использовал скульптор Флорентино Лука де ла Роббиа (1400-1481). Позднее эта техника имела широкое распространение в Италии. Керамические изделия из майолики называли также фаянсовыми, так как их изготовление началось в цехах по производству фаянсовой посуды.

Керамический объектКаменная глина Каменная керамическая масса

Основу этого сырья составляют шамот, кварц, каолин и полевой шпат. Во влажном состоянии оно имеет черно-коричневый цвет, а после сырого обжига — цвет слоновой кости. При нанесении глазури каменная керамика превращается в прочное, водостойкое и несгораемое изделие. Она бывает очень тонкой, непрозрачной или в виде однородной, плотно спекшейся массы. Рекомендуемая температура обжига: 1100-1300 °С. При ее нарушении глина может рассыпаться. Материал используют в различных технологиях изготовления гончарных изделий из пластинчатой глины и для моделирования. Отличают изделия из красной глины и каменную керамику в зависимости от их технических свойств.

Различные изделия из фарфора, сформованные и обожженные при температуре 1400 °С. Дизайн: фарфор ПордамсаГлина для фарфора• Глина для фарфора

Глина для фарфоровых изделий состоит из каолина, кварца и полевого шпата. Она не содержит оксида железа. Во влажном состоянии имеет светло-серый цвет, после обжига — белый. Рекомендуемая температура обжига: 1300-1400 °С. Этот вид сырья обладает эластичностью. Работа с ним на гончарном круге требует больших технических затрат, поэтому лучше использовать готовые формы. Это твердая, непористая глина (с низким во-допоглощением. — Ред.). После обжига фарфор становится прозрачным. Обжиг глазури проходит при температуре 900-1000 °С.

Различные изделия из фарфора, сформованные и обожженные при температуре 1400 °С. Дизайн: фарфор Пордамса

Шамотная глинаГигантская скульптура из грубой керамики из серии «Двери», автор МадолаКрупнопористые крупнозернистые керамические материалы применяются для изготовления крупногабаритных изделий в строительстве, архитектуре малых форм и т. п. Эти сорта выдерживают высокие температуры и термические колебания. Их пластичность зависит от содержания в породе кварца и алюминия (кремнезема и глинозема. — Ред.). В общей структуре много глинозема с высоким содержанием шамота. Температура плавления колеблется от 1440 до 1600 °С. Материал хорошо спекается и дает незначительную усадку, поэтому используется для создания больших объектов и крупноформатных настенных панно. При изготовлении художественных объектов не следует превышать температуру в1300°С.

Цветная глина

Цветная глина — это глиняная масса с содержанием оксида или красочного пигмента, представляющая собой гомогенную смесь. Если, проникая глубоко в глину, часть краски останется во взвешенном состоянии, то может нарушиться ровный тон сырья. Как цветную, так и обыкновенную белую или пористую глину можно приобрести в специализированных магазинах.

ПигментыМассы с цветным пигментом

Пигменты — это неорганические соединения, которые окрашивают глину и глазурь. Пигменты можно разделить на две группы: оксиды и красящие вещества. Оксиды — основной материал естественного происхождения, который образуется среди пород земной коры, очищается и распыляется. Чаще всего используются: медный оксид, который в окислительной среде обжига принимает зеленый цвет; оксид кобальта, образующий голубые тона; оксид железа, дающий в смеси с глазурью голубые тона, а в смеси с глиной -ангобы земляных тонов. Оксид хрома придает глине оливково-зеленый цвет, оксид магния — коричневый и пурпурный, оксид никеля — серовато-зеленые тона. Все эти оксиды можно смешивать с глиной в пропорции 0,5-6%. Если превысить их процентное содержание, то оксид будет действовать как флюс, пони жая температуру плавления глины. При окраске изделий температура не должна превышать 1020 °С, иначе обжиг не даст результата. Вторая группа — красящие вещества. Их получают промышленным способом или путем механической обработки природных материалов, которые представляют полную гамму красок. Красящие вещества смешиваются с глиной в пропорции 5-20%, отчего зависит светлый или темный тон материала. Все специализированные магазины имеют в ассортименте пигменты и красящие вещества как для глины, так и для ангобов.

Приготовление керамической массы требует большого внимания. Ее можно составить двумя способами, которые дают совершенно разные результаты. Более логичный и надежный путь: вносить красящие вещества под давлением. Более простой и, разумеется, менее надежный метод: подмешивать красители в глину рукой. Второй способ применяется, если нет точных представлений об окончательных результатах окраски или же есть необходимость повторить какие-то определенные цвета.

Долорс Росс. Керамика: техника. Приёмы. Изделия./Пер. с нем. Ю.О. Бем. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003.

Свойства и разновидности глин и керамических масс. Пластичность, усадка, дисперсность

Свойства глины

Свойства глины

Глины бывают разные — черные, белые, красные, но всем одинаково хочется… стать посудой) Или, хотя бы, цветочным горшком!

На просторах нашей необъятной Родины, а тем более по всему миру можно найти сырье для производства керамики практически на любой вкус и цвет. (Кстати говоря, на нашем форуме есть карта месторождений глин, в создании которой может поучаствовать каждый желающий). И как правило, там, где есть месторождение хорошей глины, существовал или еще поныне здравствует какой-нибудь керамический промысел. Например, Филимоновская игрушка, Скопинская керамика, Гжель и другие. А что же значит «хорошая глина»? Давайте разбираться.

У глины есть несколько основных свойств, которые определяют их пригодность для лепки или формовки на гончарном круге, а также для других процессов.

Первое свойство — это пластичность. Глины по этому свойству могут разделяться на сверхпластичные (или связующие), пластичные (жирные), тощие и непластичные. Самый высокий показатель пластичности у бентонитовых глин — из них очень сложно лепить и тем более выкручивать на гончарном круге — изделие просто не может держать форму и сваливается. Бентонит очень сильно набухает при затворении его водой, что очень полезно для добавления в глазури, но для лепки масса получается чрезмерно «водянистой». Тощими глинами являются суглинки, в которых содержится очень большое количество песка. Как правило, суглинки являются красножгущимися, и их часто используют для производства кирпича.

Простой способ определить пластичность глины — это скатать жгутики примерно 1см в диаметре и согнуть их дугой. Тощая глина будет ломаться, сверхпластичная будет совершенно гладкой, а средней пластичности — с небольшими трещинками.

Свойства глины. Пластичность

Всеми известные голубые (кембрийские) глины, например Никольского месторождения под Санкт-Петербургом, не столь пластичны, как бентонитовые, и очень хорошо подходят для ручной лепки. Найти такую глину можно практически в любом магазине для творчества — одно из наиболее частых названий «Голубая волшебница». Продается она либо в готовом виде, либо в порошке. После обжига такая глина имеет приятный красновато-кремовый оттенок.

Глина Голубая волшебница

Подобного рода глины встречаются повсеместно — например, в Самарской области — это карьеры рядом с поселком Образцовый, рядом с селом Валы, а также рядом с городом Отрадный. К сожалению, глина здесь загрязнена инородными включениями — кусочками кварца и извести, которые при обжиге (а иногда и значительно позже) выстреливают, и на поверхности остаются некрасивые ямки. Чтобы этого не происходило, глину распускают до жидкого состояния, затем просеивают через сито или отмучивают. Некоторые мастера так и делают, но это довольно трудоемкий процесс, и не всегда это оправдано экономически.

Встречаются также и красные высокопластичные глины — например, гжельская. Чем больше у глины число пластичности, тем больше у нее и усадка при сушке. Воздушная усадка — это еще одно важное свойство глин, благодаря которому глина уменьшается в размерах при высыхании. Чем сильнее усадка, тем больше изделие может быть подвержено растрескиванию и деформации при сушке. Поэтому, если вы работаете с чистой гжельской глиной, сушить ее нужно медленно, закрывая в первое время полиэтиленом или тканью.

Кроме воздушной, есть также и огневая усадка, но она не такая большая, как воздушная. Если вам нужно сделать изделие точно в размер, например, изразец или плитку, то нужно обязательно сделать пробники, обжечь на конечную температуру и посчитать на сколько процентов уменьшаются размеры.

Свойства глины. Усадка

Как правило на пробнике делают два отрезка, пересекающихся под прямым углом. После обжига длины этих отрезков складывают и делят пополам — получается среднее значение. В среднем общая усадка составляет около 10%.

Как уже говорилось, пластичные глины хорошо подходят для ручной лепки, но работать на гончарном круге с ними сложно — стенки собираются в гармошку, плохо держат форму. Для гончарного круга лучше всего подходят глины и массы средней жирности.

А что же делать c высокопластичной глиной, чтобы с ней можно было работать на гончарном круге и уменьшить усадку? Ответ очень прост — нужно добавить в нее более тощую глину — пропорция подбирается опытным путем. Или же можно смешать глину с отощителем. Отощители — это как правило совершенно не пластичные вещества — например, песок, шамот, перлит, полевой шпат и другие. (Кстати говоря, последние два — перлит и полевой шпат — являются также и плавнями при определенных условиях, но об этом позже…) Отощителями также могут служить и выгорающие добавки — опилки, бумага, рогоз. Например, глина смешанная с бумагой (paperclay) позволяет изготавливать изделия очень сложной формы, при этом присоединять детали можно практически к уже высохшему изделию.

Еще одно свойство, связанное с пластичностью — это дисперсность глины. Дисперсность определяется размером частиц. Чем мельче частицы, тем, как правило, глина пластичнее. Глина (или масса) средней пластичности при этом может состоять как из частиц одного размера, так и быть смесью мелких и крупных частиц. Например, если мы возьмем очень популярную испанскую массу PF, производства Sio2, то в ней частицы примерно одного размера. В аналогичной же испанской HR от Vicente Diez можно увидеть и почувствовать смесь частиц разного размера. Это также справедливо и для красных масс, поставляемых с Донбаса. По пластичности же они очень похожи.

Керамическая масса PF

Разный размер частиц в массе часто делают намеренно, например, добавляя фракцию крупных частиц. Помимо того, что они служат отощителем, крупные частицы становятся своего рода каркасом, на который опирается основная глиняная масса. При этом, если температура плавления этих частиц выше температуры обжига изделия, то такой каркас работает также и во время обжига. Наглядный пример — это шамотные массы. Помимо пластичных материалов в них входят кусочки уже обожженой и раздробленной огнеупорной глины (или других материалов). Чем крупнее эти камешки, тем более массивные изделия можно изготавливать из такой массы — она очень хорошо держит форму при лепке и других способах изготовления изделий.

Также шамотные массы хорошо переносят тепловой удар, что делает их подходящими для изготовления термостойкой керамики. Например, огненной скульптуры.

Огненная скульптура

Для гончарного круга желательно выбирать массу с небольшим размером шамота — до 0,2 мм, более крупные частицы будут травмировать руки при работе.

Итак, мы познакомились со свойствами, которые определяют, насколько глина подходит для формовки изделия. В следующий раз мы поговорим о тех свойствах, которые проявляются после обжига и делают глину подходящей для того или иного вида изделий — посуды, сувениров, ландшафтной керамики и др.

До новых встреч в эфире! И успехов вам в гончарном деле!

Глина для керамики

На первый взгляд кажется, что у глины главные свойства : цвет, и температура обжига.

Например, кувшин из одной глины можно в коже-твердом виде без проблем окунуть в ангоб, а для такого-же кувшина из другой, это будет мнгновенная смерть. Какую-то всегда ведет в обжиге почти на любой температуре. Есть глины, которые почти не ведет ни в сушке, ни в обжиге, но лепить из них почти не возможно: они или клеклые или мгновенно «коленеют», зато великолепно формуются и быстро отстают от формы.

Какие-то годятся для литья, или не годятся: трещат в сушке со страшной силой. Из некоторых, неплохо гончарить, но в ручной обработке она совсем не упругая. Кто-то хорошо лощится, кто-то нет и т.д.

Глина для обжига как выбрать

Особенности выбора глины

Но иногда перед нами стоит конкретная задача. И тут важнее подобрать максимально подходящую глину. Все приличные производства готовят собственную массу в соответствии со своими задачами и условиями. Мы живем в 21 веке и сейчас, мало кто копает глину в овраге.

Её мы покупаем в готовом к работе виде. Производители не только очищают и прессуют природную глину, но и добавляют ещё несколько составляющих для выравнивания цвета, свойств, шамотную крошку, плавни и прочее такое.

Вопросы

  • Какие бывают основные виды разделения глин, по каким свойствам, кроме температуры и цвета?

На какие указанные производителями свойства стоит обратить внимание, если мы покупаем глину для:

  • Гончарки
  • Для лепки
  • Для литья
  • Для литья и формовки глины нужны с разными свойствами?
  • Вся-ли глина устойчива в уличным условиям или нет? Это только от температуры обжига зависит?
  • Фаянс, фарфор, сложносоставные массы?
  • В двух словах об их видах и свойствах.
  • Рыхлость/плотность: какая-то рассыпается как творог, какая-то кажется лёгкой в лепке, а какая-то сразу резиновая, как ластик.. Как эти свойства правильно называется и от чего они зависят?
  • Если я новичок и хочу начать лепить, освоить круг, толком не знаю: какую глину купить.. Что мне выбрать такое, универсальное??

Другие статьи о керамике

Борьба с цеком методом тыка…

Много и подробно о цеке могут рассказать химики. Существуют тонны литературы про составы глазурей, глин, КТР и кривые температурных подъемов… А что делать, нам,

16.09.2022 Комментариев нет

История одного камина. Часть 2

Нарисовать керамику на эскизах, даже в 3D или отмывкой, практически невозможно. Впечатление зависит от освещения, угла обзора, характера рельефа. Цвета глазурей, блики — всё бесконечно

25.08.2022 Комментариев нет

Наша студия

В 2009 году мы оказались после производственных мощностей в небольшой студии с печью 60 литров. Но душевный размах не угас. Практически первое, чем мы оборудовали

08.09.2022 Комментариев нет

История одного камина. Часть 3

Начало нашей истории здесь: История одного камина. Часть 1 История одного камина. Часть 2 Когда уже всё просчитано, утверждено, глазури разведены в нужном объеме, начинается

06.09.2022 Комментариев нет

Керамика в интерьере.

Интерьеная керамика — общее название, включающее в себя несколько разных жанров: небольшие скульптуры, вазы, панно, светильники или рамы для зеркал. Керамика многогранный материал в одной

08.04.2022 Комментариев нет

МОНТАЖ КЕРАМИКИ

Монтаж на бетон, штукатурку, пеноблок, гипсокартон Декоративная, художественная керамика, фасадная облицовочная плитка, требует аккуратного и надежного крепления на стену, так как, часто переделка монтажа невозможна.

Какую глину выбрать начинающему гончару?

гончарная глина

Существует два основных метода создания керамики – ручная лепка и формовка на гончарном круге. Если вы читаете эту статью, скорее всего вы определились с выбором техники и готовы к производству своей керамики, сделанной на гончарном круге. И теперь вы стоите перед выбором материала – какую глину выбрать для начинающего гончара.

Существуют множество различных видов глины, их можно подразделить на природные (карьерные) глины и керамические массы.

Природная глина состоит из весьма мелких частиц и неоднородна по своему составу. Она представляет собой смесь различных минералов. Главными из них являются кварц, полевой шпат, слюда и каолинит. Такой глине требуется длительная подготовка (измельчение, просеивание, замачивание, удаление примесей и т.д.). Хороша она тем, что присутствует на значительной части территории России. На этом ее достоинства, пожалуй, заканчиваются приходится затрачивать очень много усилий для ее доведения до состояния, пригодного для гончарных работ. А для новичка это еще чревато сильным разочарованием в работе с глиной. Однако, иногда природная глина может оказаться единственным легкодоступным материалом и поэтому ее не стоит сбрасывать со счетов.

Керамические массы – это уже готовые, сбалансированные по составу и свойствам смеси из природных материалов (глины, песка, шпата, каолина и др). Такие массы требуют только подготовки к работе на гончарном круге (размочить и промять). В зависимости от состава они делятся на два основных вида:

  • красно-жгущиеся. После обжига приобретают красно-коричневые оттенки (красные, красно-коричневые, коричневые и коричнево-фиолетовые);
  • бело-жгущиеся. Такие глины при обжиге изделий становятся белыми (белые, светло-серые, светло-желтые, светло-розовые и т.д)

Также при выборе керамических масс надо учитывать их пластичность. Пластичные материалы — это основа всех керамических масс, непластичные материалы, например, шамот, помогают держать форму изделия. Керамические массы с добавлением шамота ещё называют каменными массами. Такие массы производятся с разным процентным содержанием шамота (до 50%), с размерами частиц до 3-5мм. Благодаря этому шамотные массы имеют невысокую усадку при сушке и обжиге, малую деформацию, допускают изготовление изделий с толстыми стенками.

Керамикой глина становится под воздействием высокой температуры, т.е. происходит спекание частиц материала и изделие приобретает прочность. Температуру обжига зависит от тугоплавкости глин. По температуре обжига керамические массы могут быть:

  • низкотемпературные – Тобж менее 1080°С
  • среднетемпературные – Тобж от 1080°С до 1280°С
  • высокотемпературные – Тобж более 1280°С

Новичку этой общей информации про глину для начала будет достаточно. Со временем, когда вы все больше и больше будете погружаться в профессию гончара, и захотите попробовать разные керамические массы, вы найдете более подробную информацию.

Для начала, гончару без опыта, мы рекомендуем следующие керамические массы:

МКФ-2, красная гончарная масса (Гжель), керамическая масса PA ECO ( производитель Sio2, Испания), немецкие керамические массы Witgert №6, белого цвета без шамота.

Все перечисленные массы универсальны, подходит как для работы на гончарном круге, так и для ручной лепки. Они пластичны, хорошо формуются.

А теперь поподробнее о каждой в отдельности.

глина мкф-2

МКФ-2 (производитель: «Керамические массы Донбасса”) пластичная, хорошо формуется, легко
правится замывкой изделия, приятная на ощупь, имеет розовый оттенок, но немного капризна в сушке, а особенно при обжиге с глазурью. Чтобы избежать неприятностей, перед началом работы тщательно промните глину, чтобы вышел воздух и в дальнейшем не образовались пузыри в теле изделия при формовке на гончарном круге, которые в свою очередь могут привести к трещинам при обжиге.
Помните стенки изделия не должны быть более 1см и равномерными со всех сторон. Для того, чтобы глина не дала трещин при сушке, перед утильным обжигом просушите изделие полностью, избегая сквозняков, при этом сверху на изделие оденьте пакет, но плотно не упаковывайте, либо заверните в газету. Температура обжига-1050°С – 1080°С. Для обучения и отработки технических навыков она превосходна, да и цена её приемлема, от 35 до 60 руб. за 1 кг, в зависимости от количества.

красная глина

Красная гончарная масса (производитель «Керамика Гжели) — пластична, податлива. Немного о нюансах при сушке изделий из гжельской глины. Самое главное – это добиться равномерного
высыхания. Как правило, такие элементы изделия как ручки, дно внешние и верхние стенки сохнут быстрее внутренних. Поэтому посуду часто сушат, перевернув кверху донышком на хлопчатобумажной тряпочке, обернув края и ручки полиэтиленом на некоторое время, а затем полностью накрыть изделие хлопчатобумажной тканью. Также избегаем сквозняков. Температура обжига 960-980°C. Хороший материал для работы. Цена от 20 до 40 руб за 1 кг.

испанская глина

Керамические массы PA ECO (белая) и PF EC (красная) (производитель Sio2, Испания) хороши вовсех отношениях. Предназначены для изготовления керамики. Благодаря высокой пластичности, идеальны для работы на гончарном круге, ручной лепки, подходят для моделирования. PA ECO имеет серый оттенок, а после обжига — белый (хорошая основа для декорирования). PF EC (красная) имеет светлый терракотовый оттенок, после обжига насыщенный красно-коричневый. Поверхность изделия хорошо лощится, что делает керамику практически водонепроницаемой и позволяет использовать ее без дополнительной обработки. Относятся к низкотемпературной группе. Температура обжига – 1050-1080°C . Такую глину используют на мастер-классах в мастерских при обучении. Она дает мало брака после обжига. Но цена её от 50 до 100 руб за кг. Продается большими упаковками от 12.5кг.

немецкая гончарная глина

Немецкая масса Witgert 6 идеально подходит как для лепки, так и для гончарного круга благодаря своей пластичности, высокой прочности. Возможно изготавливать изделия сложной формы, в т.ч. и с приставными частями: ручки, колечки, лепестки и т.д. Хорошо держит форму, хотя отсутствие в массе шамотной крошки не позволяет изготавливать из нее крупные изделия. Для начинающего гончара вышеуказанная масса просто находка. Используя массу Witgert 6, вы сможете сосредоточиться на отработке навыков лепки, центровки, формования на гончарном круге, а не тратить время на приспосабливание к «трудным» глинам. Из всех перечисленных керамических масс, она самая дорогая, от 86 до 120 руб. за 1кг. Расфасовка – от 10кг.

Разумеется, опытные гончары могут иметь собственные предпочтения в материалах для работы, но описанные здесь четыре сорта керамических масс будут близки к оптимальным для начинающего гончара

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *