Свечи черные в чем причина
Перейти к содержимому

Свечи черные в чем причина

  • автор:

Нагар на свечах зажигания: виды и причины образования

Что это такое? Нагар на свечах зажигания – результат некачественного топлива, сбитых настроек зажигания или проблем с маслом. Может быть белого, черного, коричневого, желтого и даже зеленого цвета.

Что делать? Нагар можно отчистить пескоструйкой или с помощью химии. Для профилактики свечи зажигания нужно проверять через каждые 15-20 тысяч километров, чтобы вовремя заметить образование налета и провести диагностику автомобиля.

В этой статье:

  1. Причины нагара на свечах зажигания
  2. Виды нагара на свечах зажигания
  3. Причины черного нагара на свечах зажигания
  4. Причины белого нагара на свечах зажигания
  5. Красный, желтый и зеленый цвета нагара на свечах зажигания
  6. Как проверить свечи зажигания и почистить их
  7. Часто задаваемые вопросы о нагаре на свечах зажигания

Скачайте и узнайте 4 безотказных способа привлечения новых клиентов в автосервис
Увеличение клиентской базы до 40% за 3 месяца

Причины нагара на свечах зажигания

Электродные искрообразователи — свечи зажигания — представляют собой устройства, ответственные за горение топлива и обеспечение стабильного температурного режима после детонации. Владельцу автомобиля важно знать о типичных факторах, приводящих к образованию нагара на свечах зажигания. Эти сведения помогут вовремя обнаружить возможные неисправности в функционировании ДВС и предотвратить серьезные повреждения.

Юбка свечи постоянно находится в камере сгорания. Нижняя часть детали подвергается значительным нагрузкам, вызванным различными факторами:

  • детонация горючего;
  • избыточное давление;
  • воздействие термических и химических процессов.

Со временем состояние свеч претерпевает изменения: на их поверхности накапливаются остатки веществ, а на изоляторе появляется налет. Зная, что означает нагар на свечах зажигания, можно понять, какие процессы влияют на работу ДВС, и принять меры по предотвращению проблем.

Виды нагара на свечах зажигания

Механики выделяют несколько разновидностей состояния электродов свечей зажигания:

  1. Сухая свеча без нагара.
  2. Мокрая свеча.
  3. Черный глянцевый нагар.
  4. Черный бархатный нагар.
  5. Белый (светлый, серый, светло-коричневый) глянцевый нагар.
  6. Белый (светлый, серый, светло-коричневый) рыхлый бархатный нагар.

Чистые и сухие свечи при откручивании указывают на несколько ключевых аспектов. Во-первых, устройства были недавно установлены, и их пробег составляет всего 1-2 тысячи километров. Во-вторых, работу ДВС можно назвать идеальной. Это явление часто наблюдается у владельцев автомобилей, которые щепетильно относятся к качеству топлива и избегают чрезмерной нагрузки на мотор, обеспечивая равномерную работу на средних оборотах.

Цвет и фактура нагара на свечах зажигания тоже могут дать подсказку о состоянии сгорания и эффективности работы двигателя. Мокрая свеча — знак того, что с карбюратором (или инжектором) что-то не так. В цилиндры поступает избыточное топливо. Со временем такая свеча покрывается сначала черным и бархатным лохматым нагаром, который, постепенно закоксовываясь, превращается в твердый лаковый. Это может привести к тому, что мотор заглохнет, если его вообще получится завести.

Понимание того, что значит нагар на свечах зажигания, позволяет водителю осознать, как происходит процесс сгорания и какие проблемы с силовым агрегатом могут возникнуть.

Причины черного нагара на свечах зажигания

Какой нагар должен быть на свечах зажигания? Часто в Интернете можно встретить утверждение, что черный нагар самый распространенный. Но на самом деле светлые оттенки встречаются гораздо чаще. Причина проста: заботливых владельцев автомобилей гораздо больше, чем тех, кто относится к своим машинам неряшливо. Это статистика.

Чтобы мотор работал как часы, не забывайте проводить техобслуживание, менять свечи и регулярно диагностировать системы питания и зажигания. Так вы поддержите свечи в отличной форме и продлите срок службы двигателя на долгое время.

Черный нагар на свечах зажигания (инжектор или карбюратор), сопровождаемый сухим рыхлым налетом, также свидетельствует об избытке топлива в смеси. Бархатный налет представляет собой сажу, то есть несгоревшие частицы топлива. Однако это не всегда значит, что неисправна именно топливная система. Такое явление часто обусловлено характером езды по городу, включая пробки и медленные передвижения, когда расход топлива буквально «стреляет вверх», и мотор чаще находится в режиме холостого хода. В таких случаях в цилиндры поступает избыточное количество бензина.

При диагностике учтите, что выявление неисправностей требует специализированного оборудования, доступного только в сервисных центрах. Для устранения проблем применяются различные методы, в основном программные коррекции. Нагар на свечах зажигания может иметь разные причины как в системе карбюратора, так и в системе впрыска.

Черный нагар на свечах зажигания (карбюраторный двигатель) — это также признак переобогащенной смеси. Причиной возникновения черного маслянистого налета может быть негерметичность иглы или принимающего клапана под поплавком, а также неоткалиброванные жиклеры. Однако чаще всего проблемы связаны с износом, люфтами, маслением или закоксовыванием заслонок карбюратора. В случае более современных карбюраторов, таких как «Солекс», переобогащение смеси может возникнуть из-за сбоев в работе электронного клапана холостого хода (система ЭПХХ).

Чтобы справиться с черным налетом, вызванным поступлением моторного масла в камеру сгорания, водители часто пытаются отрегулировать клапаны и заменить маслосъемные колпачки своими руками. Но если это не помогает, следует провести предварительную диагностику с использованием специальных инструментов, точно выявить причины и выбрать эффективные методы ремонта. Важно понимать, почему на свечах зажигания появляется черный нагар, прежде чем принимать меры по устранению этой проблемы.

Опытный водитель или квалифицированный механик способны провести анализ нагара на свечахзажигания, его видов и причин, даже не выкручивая элементы зажигания. Для этого достаточно осмотреть выхлопную трубу.

Например, серая, сухая и слегка бархатистая внутренняя поверхность выпускной трубы указывает на удовлетворительное состояние ДВС. А наличие плотного слоя «черного шоколада» на пальце после внутренней проверки выхлопной трубы может свидетельствовать о возможных проблемах с маслосъемными кольцами. При обнаружении белого пара, черного или серого выхлопа рекомендуется обратиться за помощью к квалифицированным мотористам.

Черный нагар на свечах зажигания

Свечи, от искры которых поджигается топливо или смесь его паров с воздухом — расходный материал и сравнительно быстро приходят в негодность. Они засоряются, покрываются нагаром, темнеют. Черные свечи зажигания — результат естественного процесса, но одновременно повод для беспокойства, особенно, если чернота покрывает их неравномерно. Налет красного цвета указывает на перенасыщенность присадками.

Чтобы не пропустить серьезный сбой в топливной системе, нужно регулярно проверять свечи и посещать СТО — пренебрежение может привести к необходимости покупать новые запчасти и даже к капитальному ремонту двигателя.

Причины возникновения нагара

Причина черных свечей зажигания может быть разной. Здесь нужно внимательно смотреть на то, как изменилось поведение автомобиля, ухудшился ли запуск двигателя или появился дым. Наслоение копоти происходит из-за множества факторов, среди которых:

  • Неподходящее калильное число. Если верхушка свечи черная, а корпус практически чистый — оно слишком велико. На слишком низкое указывает почернение в форме неправильного конуса.
  • Разрушенный ротор трамблера или его крышка;
  • Упавшее давление в цилиндре. На него чаще всего указывают черные сухие свечи зажигания, многослойный нарост «бархатной» сажи на корпусе.
  • Разгерметизированный игольчатый топливный клапан с запорной иглой в карбюраторе;
  • Переобогащенная горючая смесь. На первый взгляд это кажется безобидным. Но вскоре за нагаром начнет сбоить мотор, особенно вхолостую, зажигание ускорится износ узлов;
  • Некорректно выставленный угол зажигания;
  • Рваная изоляция на проводке;
  • Отказ топливного регулятора;
  • Прогар клапанов или неотрегулированные тепловые зазоры у их привода;
  • Забитый воздушный фильтр;
  • Позднее зажигание;
  • Изношенный или разгерметизированный экономайзер. Он указывает на слишком большой объем горючего, которое поступает в мотор даже в обычном режиме.

Иногда на корпусах свечей появляются «мокрые» сажевые наслоения. Они указывают на серьезные комплексные сбои в топливной системе и при их появлении нужно сразу ехать в СТО на диагностику.

image.psd.jpg

«Мокрая» сажа

Масляный налёт появляется из-за масла, попадающего в камеру сгорания и сопровождается:

  1. Синеватым или серым дымом из выхлопной трубы;
  2. Троением мотора;
  3. Ухудшением запуска;
  4. Неровными оборотами, рывками.

При появлении хотя бы одного такого признака, нужно ехать в СТО. Чем раньше, тем лучше: на начальной стадии ситуацию выправит раскоксовка, чем дальше, тем выше вероятность, что вопрос стоит уже о замене топливного насоса, а то и капремонте двигателя.

Если появился налет, оставлять его без внимания в любом случае нельзя. Копоть на корпусах может быть лишь сопутствующим явлением в цепочке серьёзных неисправностей, которые стоит перепоручить профессионалам. Нужно осмотреть свечи, при необходимости заменить их и пройти диагностику автомобиля в автосервисе. Хуже всего систематический перегрев. Свечи отказывают полностью и чистить их бесполезно, остаётся только полностью менять, вместе с другими составляющими топливной системы.

Что делать, когда появился черный налет

Покрытые налётом свечи карбюраторного ДВС чистят механическим способом или с помощью химических составов, меняют. После этого можно перейти непосредственно к последовательной проверке, которая поможет понять, почему появился чёрный нагар на свечах зажигания:

  • Компрессии в цилиндрах;
  • Настройки карбюратора;
  • Жиклеров;
  • Уровня топлива в камере карбюратора.

В инжекторных моторах проверяют все форсунки, заменяют фильтр воздуха. Проверяют также топливные карты, их настройки и калибровки, особенно если автомобиль проходил чип-тюнинг.

Если почернела только одна свеча, можно поменять её местами с соседней и через некоторое время проверить. Если вторая, вставшая на место первой, тоже почернела, это указывает на сбои или даже скорую замену цилиндра.

БестВей

Если вы тоже столкнулись с почерневшими или покрасневшими свечами зажигания, приезжайте к нам. Мы быстро выявим причину и полностью устраним её:

  • Проверим машину на 3d стенде и согласуем ремонт;
  • Заменим выработанные расходники новыми с нашего склада лицензированных запчастей;
  • Устраним неисправности, вернув состояние автомобиля к заводскому, насколько это возможно, в том числе — в сжатые сроки. Наши расценки на 40% ниже дилерских;
  • Сохраним гарантию автопроизводителя.

Итоговая стоимость зависит от масштаба работ и количества закупленных деталей. Даже при ограниченном бюджете нам практически всегда удаётся прийти к компромиссному варианту — вы уедете на исправном и безопасном автомобиле. На все работы и услуги гарантия до 1 года.

Почему чернеют свечи зажигания

Перед тем как предоставить разъяснение о факторах, обуславливающих появление темных отложений на свечах, критически важно установить, какие именно события послужили их источником. Именно от этого будет зависеть выбор направления дальнейших исследований. Практически это может выглядеть так: все свечи могут быть поражены, а также существует вероятность, что налет обнаружится лишь на одной или двух из них. Кроме того, можно выделить «сухие» и «влажные» типы нагара. Черные сухие свечи зажигания могут быть покрыты налетом с одной стороны, или отложения равномерно распределятся по всей ее поверхности.

Целесообразно подчеркнуть, что интенсивность образования и специфика черного нагара на резьбе свечи зажигания напрямую зависит от характера неполадок (в случае их наличия):

  1. При пробеге около 200–300 км начинается накопление отложений на новых свечах зажигания. В этот период желательно эксплуатировать автомобиль на дорогах с равномерной нагрузкой и постоянной скоростью, что обеспечит оптимальную работу свечей и более точную оценку состояния деталей авто.
  2. Характер и количество нагара зависят от качества используемого топлива. Следовательно, рекомендуется заправляться на надежных АЗС, избегая экспериментов. В ином случае обнаружение верной причины образования нагара на юбке свечи зажигания может стать крайне сложной задачей.
  3. Для двигателей с карбюратором важно корректно настроить холостые обороты.

Перейдем к анализу ситуации, связанной с возникновением нагара на свечах зажигания:

  1. Если замечается чернота лишь с одной стороны свечи, это, вероятно, вызвано прогаром клапана. В данном случае отложения накапливаются на боковом электроде свечи, а не на центральном.
  2. Черный цвет свечи зажигания может быть результатом прогара клапана. Подобное происходит, если копоть скапливается на нижнем электроде.
  3. Выбор неподходящего значения калильного числа свечи влечет за собой ее повреждение и неравномерное образование налета. Слишком низкое значение приводит к искажению формы свечи, а избыточно высокое – к почернению вершины конуса.
  4. Калильное число определяет скорость разогрева свечи до рабочей температуры. Большее число делает ее менее подверженной нагреву. Для достижения наилучших результатов стоит предпочесть свечи с калильным числом, рекомендованным изготовителем.
  5. Равномерное покрытие свечи нагаром свидетельствует о позднем моменте зажигания.
  6. Черная копоть на свечах зажигания инжекторных или карбюраторных двигателей может быть следствием переобогащенной топливовоздушной смеси. Для инжекторов это может быть обусловлено неисправной работой датчика массового расхода воздуха (ДМРВ), передающего ЭБУ данные о составе смеси. Кроме того, возможна утечка топлива из форсунок (его поступление в цилиндры даже при закрытой форсунке). Причины появления черного налета на свечах зажигания в случае карбюратора могут заключаться в неправильной настройке уровня топлива, утечке через игольчатый запорный клапан, избыточном давлении от бензонасоса (высокий выступ толкателя), утечке через поплавок..
  7. Другой вероятной причиной черного нагара на свечах зажигания является неправильно настроенный клапанный механизм двигателя. Это может быть связано с прогарами клапанов или неправильными тепловыми зазорами. В этой ситуации смесь не сгорает полностью, и на свечах образуется черная копоть.
  8. Закопченные свечи зажигания в инжекторных двигателях могут появиться, когда топливный регулятор вышел из строя, и давление в топливной рампе стало чрезмерно высоким.
  9. Сниженное сжатие в определенном цилиндре также способствует появлению черной сажи на свече зажигания. Подробности проверки сжатия можно найти в других источниках.

При позднем моменте зажигания и работе на переобогащенной топливовоздушной смеси могут возникнуть следующие сбои:

  • пропуски в зажигании (для инжекторных двигателей возникает ошибка P0300);
  • проблемы с запуском двигателя;
  • неустойчивая работа двигателя, особенно на холостом ходу, что приводит к усилению вибраций.

image16.jpg

Как поступить при обнаружении нагара

В первую очередь следует понимать, что наличие масляных отложений и риск перегрева, которые могут привести к образованию нагара на свечах, представляют серьезную угрозу для функционирования системы зажигания. Особенно страшен перегрев, так как он может вызвать необратимое повреждение электродов свечей, и их восстановление становится невозможным.

image18.jpg

Если обнаружен черный нагар на кольцах свечей зажигания, можно провести проверку, поменяв свечи местами. Если новая также становится черной, а старая очищается, это указывает на неисправность в цилиндре. Если ситуация не меняется, проблема, вероятно, связана с самой свечой.

Масляные отложения

Иногда черные закопченые свечи зажигания могут быть влажными. В большинстве случаев это связано с попаданием масла в камеру сгорания. Признаки этой проблемы могут включать:

image7-min.png

  • проблемы при запуске двигателя;
  • пропуски в работе соответствующего цилиндра;
  • неравномерная работа двигателя;
  • неравномерная работа двигателя;

Масло может попадать в камеру сгорания двумя путями: сверху или снизу. Первый случай возникает, когда масло проходит через поршневые кольца. Это неблагоприятный сигнал, так как это часто приводит к необходимости капитального ремонта двигателя. В некоторых случаях можно попытаться ограничиться процедурой декарбонизации двигателя. Если масло попадает в камеру сгорания через верх, оно движется из головки блока цилиндров через направляющие клапанов. Это проблема, связанная с износом маслосъемных колпачков. Для решения необходимо заменить изношенные маслосъемные колпачки на новые.

image8.jpg

Нагар на изоляторе

Иногда нагар, образующийся в камере сгорания, может отделиться от поршня на высоких оборотах и прилипнуть к изолятору свечи. Это может привести к перебоям в работе цилиндра и даже вызвать «троение» двигателя. Это более безопасная ситуация, при которой появляется бело-черный нагар на свечах зажигания. Проблему можно устранить путем очистки поверхности свечей или их замены.

Появление черно-красного налета на свечах в двигателе может быть следствием использования топлива с избыточным содержанием металлических присадок. Продолжительное использование такого топлива может вызвать серьезные последствия, так как металлические отложения со временем приведут к образованию проводящего налета на изоляторе. Это негативно скажется на генерации искры, и свеча выйдет из строя.

image9.jpg

Следить за состоянием и регулярно чистить свечи зажигания необходимо так же, как и следить за их работоспособностью. Рекомендуется проводить процедуру очистки примерно каждые 8–10 тысяч км пробега. Это можно совместить с заменой масла в двигателе. Однако если вы замечаете указанные выше признаки проблемы, не стоит откладывать чистку.

image4.jpg

Старый метод использования наждачной бумаги для очистки электродов следует избегать. Это может повредить защитный слой, что особенно важно для свечей с иридиевыми электродами.

Для очистки свечей зажигания вам понадобятся:

  • специальное средство для удаления нагара и коррозии;
  • одноразовые пластиковые стаканчики (после использования следует утилизировать, их не следует использовать для еды);
  • мягкая кисточка с жестким ворсом или зубная щетка;
  • тряпка.

Процесс очистки можно провести следующим образом:

image22.jpg

  1. В стаканчик наливается средство для очистки до уровня, достаточного для погружения электродов свечи (изолятор не участвует).
  2. Свечи помещаются в стаканчик с средством и оставляются на 30–40 минут (в этот период происходит химическая реакция, заметная невооруженным глазом).
  3. По истечении времени свечи извлекают из стаканчика, и с помощью кисточки или щетки осторожно удаляют нагар с электродов.
  4. Свечи промываются в теплой проточной воде для удаления химических остатков и грязи.
  5. После промывки свечи вытираются сухой тряпкой.
  6. Последний этап – свечи высушиваются на батарее, в духовке (при температуре +60–70°C) или с использованием фена или теплового вентилятора (главное, чтобы полностью испарилась влага).

Следует уделить этой процедуре особое внимание, тщательно удаляя все загрязнения и нагар с поверхности. Имейте в виду, что чистые свечи работают на 10–15% более эффективно, чем загрязненные.

О чем расскажет нагар на свечах зажигания?

нагар на свечах зажигания

С высокой достоверностью провести диагностику двигателя можно по внешнему виду свечей зажигания (СЗ). Они предназначены для воспламенения воздушно-бензиновой смеси. Ее электроды, вкручены непосредственно в цилиндры, находятся в той среде, где происходит образование продуктов сгорания. Их нагар на свечах зажигания – отличный способ определить, есть ли отклонения от нормы в работе мотора.

Почему начинать со свечей

Тревожные симптомы двигателя (троение, затрудненный завод, «дергание», нехарактерные звуки) должны стать поводом для диагностики. Двигатель выполнен таким образом, что «заглянуть» в его внутренности можно только после сложных операций по разборке. В то же время СЗ выкручиваются легко. К тому же некоторые проблемы связаны именно с их неудовлетворительной работой. Поэтому проверку силового агрегата логичней начать именно с их осмотра.

Нагар на свечах зажигания

При эксплуатации нагар появляется на всех СЗ: в том числе на работающих в исправном двигателе. Поверку стоит производить не только после первых «звоночков», а периодически: через 5-7 тысяч километров, а также, желательно, перед дальними поездками.

Исправная СЗ имеет незначительное количество светло-коричневого нагара. Ее поверхность сухая. Электроды без следов значительного износа. Появление нагара другого цвета на свечах зажигания происходит из-за нарушения режимов работы двигателя.

Черный нагар

Отложения черного цвета встречаются на СЗ чаще всего. Сухой черный нагар на свечах зажигания появляется из-за избытка бензина в смеси. Чрезмерное обогащение может быть связано с неисправностью карбюратора или слабой искрой СЗ.

Маслянистая чернота – уже признак более серьезной проблемы: попадания масла в цилиндры через изношенные кольца или разрушенные колпачки клапанов. Иными словами требует, как минимум, осмотра ГБЦ, как максимум – капитального ремонта двигателя.

Белый нагар

Появление белого цвета – более редкое явление. Основная причина шероховатых белых частиц – низкое качество топлива, требующее чистки свечи.

Глянцевый белый налет говорит о перегреве свечей зажигания из-за:

  • разгерметизации впускных труб – дополнительного несанкционированного подсоса воздуха;
  • несоответствия СЗ конкретному двигателю;
  • некорректной работы система охлаждения;
  • раннего зажигания.

Желтоватый цвет нагара возникает при повышении температуры на больших оборотах (при переключениях передач при превышении показателя в 4-5 тысяч оборотов в минуту).

Красный нагар

Отложения красного цвета могут немного успокоить автовладельца. Их причина не в двигателе, а в топливе. Так, часто красный нагар на свечах зажигания возникает при применении присадок.

Другие следы на свечах зажигания

Помимо нагара СЗ могут иметь другие «следы» процессов в моторе. Часто они загрязнены маслом, а автомобиль при этом «троит» после стоянки, «выдает» сине-белый дым в первые минуты работы, а также «жрет» смазку – ее уровень на щупе резко понижается. Искать проблему нужно в колпачках клапанов, маслосъемных кольцах или даже самих поршнях.

Также на СЗ могут появляться следы топлива или охлаждающей жидкости. Первый случай вызван долгими попытками завести двигатель. Вторая ситуация, проникновение тосола в камеру, — повод проверить прокладку ГБЦ.

Видимое разрушение элементов СЗ вызвано малым октановым числом, ранним зажиганием, неисправностями СЗ и длительными поездками на детонирующем двигателе.

Названные и другие возможные разновидности состояния СЗ дают обширную информацию о поведении силового агрегата и, при своевременной диагностике, позволяют устранить проблемы на ранних стадиях.

Купить новые свечи и другие оригинальные запчасти вы можете на нашем сайте!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *