Dpf что это в автомобиле
Перейти к содержимому

Dpf что это в автомобиле

  • автор:

Что такое Сажевый фильтр (DPF) и как он работает

Сажевый фильтр (DPF) необходим для задержки сажевых частиц, содержащихся в выхлопных газах дизельного автомобиля. Сажевые фильтры начали устанавливать серийно на дизельные автомобили в 2001 году, а обязательными они стали в 2009. Применение сажевого фильтра снижает содержание сажи в выхлопе дизельного автомобиля на 80–90%.

Сажевый фильтр может быть отдельным элементом или частью каталитического нейтрализатора (сажевый фильтр с каталитическим покрытием. Сажевый фильтр имеет два этапа работы:

1. Фильтрация выхлопных газов

Во время фильтрации крупные частички сажи оседают на стенках фильтра. Осевшая на стенках фильтра сажа начинает препятствовать выходу выхлопных газов. Следовательно, фильтру нужна очистка, которую называют регенерацией.

Способ регенерации зависит от типа сажевого фильтра. Наиболее распространены сажевые фильтры следующих типов:

1. Сажевый фильтр с каталитическим покрытием. Такой фильтр устанавливается за выпускным коллектором. Внутри фильтра – ячеистая керамическая матрица с каналами, попеременно закрытыми с одной и другой стороны. Стенки каналов пористые, они и фильтруют выхлопные газы. На поверхности стенок – тонкий слой титана, который выполняет роль катализатора. Катализатор способствует окислению углеводородов.

Регенерация такого фильтра может быть активной или пассивной:

1.1. При пассивной регенерации несгоревшие частицы окисляются благодаря катализатору и высокой температуре выхлопных газов

1.2. Активная регенерация происходит при повышенной температуре, которую создает блок управления двигателем. При высокой температуре частички сажи в фильтре просто сгорают.

2. Сажевый фильтр с автоматической регенерацией (FAP) разработан французским концерном Peugeot-Citroen. Этот фильтр является самостоятельным узлом и устанавливается за катализатором. Регенерация фильтра происходит также, как и в случае с каталитическим сажевым фильтром, при повышении температуры выхлопных газов, только в данном случае температура повышается не управляющей электроникой двигателя, а специальной присадкой для топлива. Присадка, содержащая церий, впрыскивается в топливо автоматически, когда электроника определит, что сажевый фильтр забит. Пополнять запасы присадки необходимо примерно раз в 80 000 км. Использование дизельного топлива низкого качества ускоряет расход присадки.

Отдельное спасибо Blamper за полезную инфу.
Лайкаем и делимся со своими подписчиками!

Dpf что это в автомобиле

  • Материалы о пластичных смазках
  • Материалы об автомобильной химии
  • Материалы о смазочных материалах для коммерческого транспорта и спецтехники
  • Статьи о смазочных материалах для легкового транспорта
  • Статьи об индустриальных маслах
  • Общие статьи о смазочных материалах
  • Статьи о продуктах LubriLoy
  • Статьи о продуктах Ardina
  • Типичные смазочные материалы для различных областей промышленности

На автомобили, оборудованные дизельными двигателями, установлены строгие ограничения по вредным выбросам. Это стало причиной стандартной комплектации дизельных автомобилей сажевыми фильтрами. В Европе даже на многие старые автомобили устанавливаются DPF фильтра, и это субсидируется государством.

Наиболее распространенный вид DPF фильтров это «wall-flow» фильтра. Обычно они изготавливаются из керамического материала и их структура представляет собой несколько параллельно расположенных каналов. Эта технология сходна с каталитическим нейтрализатором.

Рис.1 Схема движения выхлопных газов в «wall-flow» фильтрах и «oxidation catalyst» каталитических нейтрализаторах.

Однако, есть важное различие между этими структурами. Стенки каталитических нейтрализаторов сделаны с более высокой пористостью и газ, проходящий под давлением, проходит через пористые стенки, которые работают как фильтр. В «wall-flow» фильтрах сажа скапливается в конце каналов. Рис. 1

Основной задачей DPF фильтра является сбор сажи. (См. Рис.4). Сажа скапливается в конце каналов. Постепенно выхлопные газы будут иметь меньше пространства для потока и это будет вызывать увеличение давления. Периодически накопленная сажа должна быть сожжена. Этот процесс называется регенерацией сажевого фильтра.

Регенерация — это процесс удаления скопившейся сажи из DPF фильтра. Это может происходить пассивно (под воздействием температуры отработанных газов при обычной работе автомобиля) или активно (принудительно), при которой вызывается очень высокая температура в выхлопной системе. Это может быть реализовано различными способами. Наиболее распространенный вариант, когда повышение температуры достигается через более поздний впрыск топлива или впрыск во время такта выхлопа.

DPF фильтра оборудованы несколькими датчиками. Датчики давления устанавливаются перед фильтром и после. Они отслеживают поток выхлопных газов. (количество накопившейся сажи, которая вызывает ограничение потока газов). Рядом расположены лябда зонд и датчик температуры. Они контролируют сгорание, температуру и выхлопы.

Помимо активной и пассивной регенерации различают два типа фильтров — с каталитическим нейтрализатором и без. DPF фильтра с каталитическим нейтрализатором имеют датчик температуры между двумя фильтрами (каталитическим нейтрализатором и непосредственно DPF фильтром). DPF фильтра без каталитического нейтрализатора обычно имеют датчик температуры спереди. (См. Рис.2 и Рис.3)

Рис.2 Каталитический сажевый фильтр (каталитический нейтрализатор+DPF фильтр) Рис.3 Сажевый фильтр DPF

  1. DPF фильтр
  2. Каталитический нейтрализатор
  3. Датчик температуры
  4. Передний датчик давления
  5. Задний датчик давления
  6. Люмбда зонд
  1. DPF фильтр
  2. Датчик температуры
  3. Люмбда зонд
  4. Передний датчик давления
  5. Задний датчик давления

Возникает вопрос — в чем проблема? Даже имея активную и пассивную систему для активации процесса регенерации фильтра, поднятие температуры до нужного значения в течении продолжительного периода эксплуатации автомобиля не всегда происходит. Даже при помощи активной системы процесс регенерации не всегда запускается или происходит не должным образом (сажа сгорает не полностью). Одной из причин накопления сажи являются короткие поездки на автомобиле. Если процесс регенерации не запускается, то в конечном счете это приводит к дерганью автомобиля и потере мощности. Кроме того избыточное давление, вызванное засорением фильтра DPF, может повредить турбину или двигатель.

В настоящий момент все больше автолюбителей выбирают дизельные автомобили по экономическим соображениям. Небольшие пробеги и частые городские циклы передвижения могут вызывать эти проблемы и дорогостоящую замену DPF фильтра.

Рис.4 Ограничение потока выхлопных газов из-за скопления сажи

Есть несколько альтернативных решений процедуре очистке сажевого фильтра. Все они не идеальны для потребителя и СТО.

  • Установка нового фильтра DPF. Стоимость фильтра варьируется от 1000 до 5000 евро. Так же не всегда нужный фильтр окажется на складе станции технического обслуживания. Соответственно ремонт может занять много времени.
  • Принудительная регенерация (с помощью бортового компьютера). Очень часто количество сажи достигло такого уровня, что это не работает.
  • Специальные печи. Стоимость от 500 до 800 евро. При этом фильтр должен быть снят, потом отправлен для проведения очистки и это занимает минимально 3-4 дня.

Дополнительно к перечисленным неудобствам, эти решения не помогают предотвратить проблему в будущем.

Набор для очистки DPF фильтров

Рис.5 Набор для очистки DPF фильтра

Процесс очистки состоит из двух этапов. Первый — это обработка моющим средством, второй -промывка. Третий этап — это добавка для предотвращения в будущем избыточного скопления сажи.

Набор состоит из следующих предметов:

  • 500 мл очищающее средство
  • 2000мл промывка
  • Добавка для активации процесса регенерации в процессе вождения

Для очистки и промывки DPF фильтра используется специальный распылитель, который поставляется с двумя соединительными насадками.

Катализатор регенерации сажевых фильтров (ARDINA Diesel Particulate Filter Regeneration Aid)

Катализатор регенерации сажевых фильтров (ARDINA Diesel Particulate Filter Regeneration Aid)

Для автолюбителей компания ARDINA предлагает органо-металлическую добавка для дизельного топлива (ARDINA Diesel Particulate Filter Regeneration Aid). Она используется для активации процесса регенерации сажевых фильтров путем снижения температуры, при которой запускается процесс сжигания сажи, скопившейся в фильтре. Дополнительно, она оптимизирует процесс выжигания сажи.

Дополнительные меры для снижения риска засорения DPF фильтров

Загрязненная воздухозаборная система вызывает повышенный выброс вредных выхлопных газов и избыточное скопление сажи. Современные дизельные двигатели оборудованы EGR системой, которая вызывает образование большого количества отложений во всей воздухозаборной системе, вихревых закрылках и датчике давления в коллекторе (MAP-sensor).

В случае, если воздухозаборная система сильно загрязнена, то рекомендуется разобрать необходимые элементы и произвести очистку в ручную, используя продукты Комплексный кондиционер для двигателя(Total Engine Conditioner) или Очиститель EGR, турбины и впускного тракта (ARDINA EGR, Turbo & Intakecleaner). При незначительных загрязнений эти средства могут быть использованы без разборки.

Клапан EGR до после очистки средствами Ardina

Чистые дизельные форсунки обеспечивают правильны впрыск топлива. Благодаря этому происходит полное сгорание топлива, что в свою очередь дает меньший выброс выхлопных газов, экономию топлива и лучший прием автомобиля. Присадка для очистки дизельных форсунок Ardina Diesel Injector Cleaner восстанавливает нормальный впрыск и минимизирует процесс формирования сажи в DPF фильтре.

Впрыск топлива до и после применения присадки Ardina Diesel Injector Cleaner

Из-за неэффективного сгорания топлива во время неполных или продолжительных процессов регенерации DPF фильтра, моторное масло может иметь значительные загрязнения и терять свои свойства. Использования правильного масла (с низким содержанием серы) и применение профессиональной промывки для масляной системы Ardina Engine Flush гарантирует нормальное смазывание вашего двигателя.

Крышка толкателей клапанов до и после применения промывки Ardina Engine Flush

Сажевый фильтр: как работает, какие проблемы бывают и что с ними делать

Сажевый фильтр необходим, но его обслуживание обходятся недешево. Что делать, если DPF быстро забивается? Можно ли как-то снизить образование сажи?

До того, как производители начали ставить на «дизеля» специальные фильтры, вся сажа из выхлопов напрямую попадала в воздух, которым мы дышим. Когда в ЕС ввели стандарты Евро, дизеля перестали чадить на дорогах стран Евросоюза.

С января 2016 года и у нас уже нельзя купить новый дизельный автомобиль без DPF — сажевого фильтра.

Как работает сажевый фильтр?

DPF – это такая штука из керамики, в которой проделано множество сквозных микроскопических каналов. Поверхность каналов покрыта тонким слоем платины. Сами выхлопные газы проходят через фильтр свободно, а вот твердые частицы в них (сажу) он удерживает.

Почему такие фильтры не меняют на плановом ТО?

Есть две причины – во-первых, это было бы очень дорого, а во-вторых, фильтр способен самоочищаться.

Самоочистка может проходить в двух режимах – пассивном и активном.

Пассивный режим – это когда вы на трассе едете со стабильно высокой скоростью, при этом температура выхлопных газов в системе повышается, и сажа просто выгорает сама.

Если такая схема уже не работает, тогда используют активный режим очистки. Это когда температуру выхлопных газов поднимают специально, и для этого на 10 минут изменяют режим впрыска топлива. Это что-то вроде шоковой терапии для фильтра. Постоянно в таком режиме ездить нельзя – из-за перегрева может произойти возгорание.

Стадии заполнения фильтра

Если загорелся индикатор сажевого фильтра, это значит, что DPF засорился на 50-70%.

Нужно предпринимать меры. Для пассивной самоочистки достаточно совершить поездку по трассе с приличной скоростью.

Если одновременно горит индикатор DPF и «check engine», то поездка с ветерком уже не поможет – нужно проводить сервисную регенерацию.

А если он забился «наглухо»? Бесконечно самоочищаться фильтр не будет – рано или поздно он всё равно забьётся до критического уровня, и тогда поможет только его замена. Вопрос лишь в том, когда это произойдет.

Вредные советы

Если хотите, чтобы сажевый фильтр забился как можно быстрее, нужно использовать топливо плохого качества, с повышенным содержанием серы. Она — «тугоплавкая», чтобы её частицы сгорели, нужно поднять температуру газов до такого уровня, что может сгореть весь автомобиль.

А еще можно покупать моторное масло, которое не подходит для вашего двигателя – оно будет попадать в топливную систему и сократит ресурс фильтра на треть, а то и больше.

Как продлить ресурс DPF?

Так как замены сажевого фильтра в будущем всё равно не избежать, то нужно максимально продлить срок его работы. Это можно сделать с помощью специальных средств – например, присадки Diesel Partikelfilter Schutz от немецкой компании LIQUI MOLY.

Эта добавка действует в двух направлениях:

  • снижает объём образования сажи при сгорании топлива;
  • помогает ускорить процесс сжигания твердых частиц, которые уже осели на фильтре.

Давайте подытожим: сажевый фильтр – очень дорогая штука. С ним лучше не шутить: если загорелся индикатор заполнения, нельзя тянуть с очисткой. Ресурс работы DPF ограничен, но его можно увеличить, если использовать специальные присадки.

Забитый сажевый фильтр (DPF) и какие варианты решения могут быть в этом случае?

20. Фев 2018

Что делать с забитым DPF-фильтром? Какие варианты решения предлагаются на современном рынке?

Один из основных вопросов, который рано или поздно возникает по поводу современных дизельных транспортных средств, конечно же связан с забитым сажевым фильтром, то есть DPF-фильтром (в эстонском варианте kübemefilter).

Что делать, если сажевый фильтр забит, и на приборной панели автомобиля высветился соответствующий значок?

Стоит ли вырезать забитый сажевый фильтр и перепрограммировать машину?

Или промыть, очистить DPF-фильтр каким-нибудь имеющимся в продаже химикатом, или же поставить новый фильтр?

Если почитать различные форумы, на которых владельцы бензиновых и дизельных автомобилей подкалывают друг друга, как жители соперничающих островов Хийумаа и Сааремаа, то, скорее, можно ждать второго пришествия, прежде чем мы получим исчерпывающий ответ на свой вопрос.

В целом ответы на форуме разделяются на три группы:

1.Часть комментаторов считает, что этот сажевый фильтр следует срезать;

2. часть все же знает, что это противозаконная деятельность, которая может повлечь за собой штрафы;

3. третья часть считает, что дизельными автомобилями вообще нельзя пользоваться.

Вот и сообрази теперь, где истина?

Наша точка зрения все же такова, что при хорошем обслуживании дизельный автомобиль – это ваш верный и надежный спутник. Поэтому, давайте, посмотрим, как обстоят дела с этим забитым сажевым фильтром.

Так как все-таки быть – удалять забитый сажевый фильтр с автомобиля, чистить его или ставить новый?

Однозначный ответ очень сложно дать. Каждый автовладелец принимает решение все же сам, когда в один «прекрасный» день на панели высветится этот предупредительный значок. Но конечно, прежде, чем приложиться диском к выхлопной трубе, следует вспомнить — 7 раз отмерь, один отрежь.

Промывка сажевого фильтра. Разумно или деньги на ветер?

Одна из самых востребуемых работ в Karla Auto – это, конечно же, промывка DPF-фильтра. Karla Auto использует для промывки специальную промышленную промывочную камеру/машину.

Для того, чтобы убедиться в необходимости очистки DPF-фильтра, проводим прежде всего диагностику автомобиля. Необходимость предпромывочной диагностики подробнее разъяснена здесь.

Если выяснится, что сажевый фильтр действительно забит, машину поднимают и фильтр снимают. В промывочной машине фильтр отмачивают, чтобы отошли плотно приставшая окаменевшая сажа и прочие скопившиеся в нем отходы горения, затем фильтр многократно промывается гидроимпульсами проточной воды.

После промывки фильтр осушается горячим воздухом, проводится тест пропускной способности и сажевый фильтр устанавливается обратно на автомобиль. Затем на компьютере проверяется состояние фильтра, и при необходимости DPF-фильтр адаптируется с автомобилем, иными словами, автомобилю сообщается, что фильтр теперь в порядке и можно спокойно ездить дальше.

Больше информации об этом вы найдете здесь.

Еще одним решением могут быть и т. н. подручные средства, то есть различные топливные присадки, которые обычный пользователь может сам применять на своем транспортном средстве. Этих производящих автохимию брендов немало. Они предлагают как средства промывки и отмачивания сажевого фильтра, например, для автосервиса, так и профилактические топливные присадки для использования обычными автомобилистами. Их постоянное использование должно было бы предупредить засорение DPF-фильтра. Подробную информацию об этих средствах распространяют как сами импортеры, так и дилеры.

На самом деле, методов промывки и очистки несколько. Например, используется и нагревание DPF-элемента при высоких температурах с последующим выдуванием загрязнения из фильтра. Такой технологии, насколько известно, в Эстонии на сегодняшний день пока нет. Таким образом, если выбор сделан в пользу чистки, то непременно стоит расспросить и проанализировать, как чистят/промывают и каков гарантированный вариант.

А стоит ли покупать новый фильтр?

Один из первых ответов, который напрашивается: он страшно дорогой.

У многих автомоделей так и есть. В то же время есть автомобили, для которых новый фильтр можно получить почти по той же цене, как промывка или срезка.

В Karla Auto тоже достаточно часто предлагают клиентам возможность заказать новый фильтр, особенно в случае, когда разница в цене сравнительно небольшая. В таком случае у клиента больше свободы выбора. Часто предпочитают все же промывку, поскольку цена меньше, а результат тот же, что и с новым фильтром.

А стоит ли совсем срезать с автомобиля забитый DPF-фильтр?

В качестве последнего варианта привел бы срезку DPF-фильтра. На сегодняшний день это такая довольно распространенная тенденция. Мы, конечно же, не можем запретить клиенту принять такое решение, но продумать его нужно непременно.

Это все-таки незаконная деятельность, которая во многих странах ЕС уже наказуема. Так что если в один прекрасный день вы решите со срезанным фильтром совершить автопробег по Европе, у вас могут случиться неприятности в какой-нибудь из стран, и не в одной.

Да и у нас все чаще в пунктах техосмотра проверяют наличие DPF-фильтров.

Вторая, очень серьезная проблема – это перепрограммированный блок управления ECU, в народе «мозги». Вслед за удалением фильтра в мозгах машины стираются все коды ошибок, изменяется программное обеспечение автомобиля и вдобавок еще делают различные т. н. тюнинги.

Сами по себе посулы большие и многообещающие:

  1. уменьшится расход топлива;
  2. пропадут все связанные с автомобилем проблемы;
  3. прибавится мощности и т. д. и т. п.

По сути, из старой жестянки обещают сделать лидера Формулы 1, который вдобавок ничего «не ест» и не доставит в будущем никаких проблем.

К сожалению, все не так безоблачно, а повседневная реальность, скорее, противоположна. Потому что когда будете делать следующую компьютерную диагностику двигателя автомобиля, то диагностика больше не даст правильной информации и поставить, так сказать, правильный диагноз практически невозможно.

В таком случае мы попадаем, по сути, в прошлое столетие, когда поиск неисправности автомобиля шел еще методом проб и ошибок.

Пробуешь один вариант, потом второй и третий, пока не найдешь дефект. Однако такая деятельность отнимает огромное количество времени и для клиента затратна. А зачастую эту неисправность и не удается найти, поскольку ошибка может крыться в перепрограммированной начинке автомобиля, и найти или исправить ее практически невозможно.

Исправить ее можно, естественно, только в официальном представительстве производителя автомобиля, но в таком случае придется вернуть на машину все отрезанные детали. Таким образом, по счету официального дилера придется сразу выложить приличную сумму, которая содержит:

  • почасовую плату представительства, и причем эта работа, к сожалению, не на полчаса;
  • новый PDF-фильтр;
  • перепрограммирование автомобиля:
  • и все эти шурупчики, шайбочки, болтики, амортизация инструментов, общие расходы и т. д.

Но в то же время машина будет опять в порядке!

Разумеется, есть – и не одно – транспортное средство, которое после срезки забитого PDF-фильтра без проблем разъезжает по родным просторам. Просто засоряют окружающую среду сажей немного больше, чем общество этого бы желало или одобряло, а наши дети должны тщательнее мыть яблоки из бабушкиного сада. Главное, чтобы у этого автомобиля не вышла из строя какая-нибудь важная деталь (особенно та, на которой держатся все остальные), а у владельца не возникло желания проехаться по Европе.

Часто имеем ситуацию, когда проблемы, возникшие при удалении сажевого фильтра, выявляются после покупки автомобиля.

И тут мы рекомендуем перед покупкой транспортного средства непременно проверить наличие сажевого фильтра. Для этого разумнее всего воспользоваться услугами какого-нибудь достойного доверия автосервиса и пройти предпродажную проверку. Но если и покупать автомобиль с удаленным сажевым фильтром, то это должно быть осознанное решение.

На сегодняшний день мы, к сожалению, ежедневно видим грустных клиентов, которым мы просто не можем больше помочь с компьютерной диагностикой.

Несомненно, отсрочить засорение сажевого фильтра и продлить PDF-фильтру срок жизни поможет и топливная присадка Stanadyne „Performance Formula“. Более подробную информацию о топливной присадке вы найдете на нашем сайте или получите у дилеров.

На все возникшие вопросы охотно ответят наши специалисты!

Если у наших читателей имеются еще решения, что делать с этим засорившимся фильтром, смело оставляйте здесь внизу свой комментарий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *