Какое масло применяют для смазывания двигателей
Перейти к содержимому

Какое масло применяют для смазывания двигателей

  • автор:

Смазочные масла — классификация, виды и применение

Смазочные масла являются наиболее популярным видом жидких смазок для узлов трения машин и механизмов, выполняют функции рабочего тела в гидравлических приводах и амортизаторах, используются в качестве СОЖ при металлообработке, охлаждающей и изолирующей жидкости в масляных трансформаторах.

  1. Виды по составу и характеристики
  2. Классификация по назначению
  3. Область применения
  4. Особенности выбора
  5. Отечественное или импортное?

Виды смазочных масел по химическому составу и их характеристики

По химическому составу смазочные масла делятся на следующие виды: минеральные (нефтяные), органические (животного и растительного происхождения), синтетические, полусинтетические.

Органические масла обладают отличными смазывающими свойствами и экологически безопасны, но работают в очень узком диапазоне температур. Кроме того, они дорого стоят, поэтому в чистом виде используются крайне редко.

Минеральные масла, которые производят из мазута (Рис.1), имеют самое выгодное соотношение цены и эксплуатационных характеристик для промышленного применения. В зависимости от способа получения, они разделяются на дистиллятные (продукты вакумной перегонки мазута) и остаточные (получают путем деасфальтизации тяжелых нефтяных остатков, образующихся при дистилляции мазута).

Дистиллятные масла превосходят остаточные по термостабильности и вязкостно-температурным свойствам, но существенно уступают им по смазывающей способности. Смешивая их в определенных пропорциях, получают товарные масла – компаундированные смазки с требуемыми техническими характеристиками.

С целью улучшения эксплуатационных свойств в состав минеральных смазочных масел вводят антифрикционные, противозадирные, антипенные, моющие и прочие присадки.

Синтетические масла – это продукты химической переработки нефти или природного газа, в результате которой синтезируются смазочн

ые жидкости с заданными техническими характеристиками (особо высоким индексом вязкости (Рис.2), малой склонностью к пенообразованию, низкой летучестью и т.д.). Стоят они в 2 – 3 раза дороже минеральных, но окупаются тем, что гарантируют легкий пуск и устойчивую работу механизмов в широчайшем диапазоне рабочих температур, обеспечивают экономию энергии за счет меньших потерь мощности на трение, гораздо дольше служат.

Полусинтетические смазочные материалы, в состав которых входит 50%-70% минералки и 30%-50% синтетики, объединяют в себе доступную стоимость и хорошие эксплуатационные характеристики (зависят от процентного соотношения базовой основы и пакета присадок).

Классификация смазочных масел по назначению

В соответствии с ГОСТ 4.24-84 смазочные масла делятся по основному назначению на следующие группы и подгруппы (Табл.1):

Классификацию основных групп смазочных масел по рекомендуемым областям назначения и применения, а также их маркировку регламентируют соответствующие ГОСТы. Например моторные масла, в зависимости от эксплуатационных свойств, согласно ГОСТ 17479.1-85 делятся на группы А, Б, В, Г, Д, Е (Табл.2):

Индекс 1 присваивается маслам для бензиновых двигателей, индекс 2 – для дизельных. Масла, которые подходят для использования в двигателях обоих типов с одинаковым уровнем форсирования, не имеют индекса в обозначении. Если в маркировке присутствует двойное обозначение, то первое из них указывает на возможность применения в дизельных двигателях, а второе – в бензиновых.

С появлением на российском рынке импортных смазочных материалов у автомобилистов большей популярностью пользуется классификация моторных масел по международным системам – ACEA, API, SAE.

От чего зависит область применения смазочных масел

Область применения смазочных масел зависит от их эксплуатационно-технических свойств, основными из которых являются:

  • вязкость и плотность при самой низкой, нормальной и максимальной рабочей температуре (эти показатели влияют на легкость холодного пуска оборудования, прочность смазывающей пленки, герметичность зазоров в цилиндропоршневых группах);
  • температура застывания – ее значение должно быть ниже минимальной температуры окружающей среды в предполагаемых условиях эксплуатации;
  • температуры вспышки и воспламенения – чем они выше, тем меньше пожаро- и взрывоопасность машин и механизмов, технологических процессов;
  • кислотное число – определяет антикоррозионные свойства;
  • маслянистость (липкость) – способность создавать на трущихся поверхностях надежную смазывающую пленку.

При работе механизмов в высокотемпературном режиме следует обращать особое внимание на зольность (с ее увеличением возрастает риск ускоренного абразивного износа трущихся деталей) и коксуемость (склонность к образованию нагара) масла.

Важные нюансы при выборе смазочных масел

Каждый вид смазочного масла имеет свои преимущества и недостатки (Рис.2).

Поэтому при подборе смазки для конкретного механизма следует учитывать:

  • условия его работы (температура, влажность, степень агрессивности окружающей среды);
  • эксплуатационные нагрузки (скоростной и температурный режим, удельное давление в зоне контакта);
  • материалы трущихся поверхностей;
  • износ контактирующих деталей (с его увеличением необходимо применять масло с большей вязкостью и плотностью).

Кроме назначения, предусмотренного ГОСТом, необходимо учитывать и стоимость смазочного масла. Так, для смазки узлов трения, работающих в щадящих условиях (при невысоких температурах и давлениях, отсутствии агрессивных сред), отлично подходит самая дешевая бесприсадочная минералка. Для механизмов, условия эксплуатации которых предъявляют повышенные требования к противоизносным, антиокислительным, противозадирным, противоскачковым, адгезионным свойствам смазочных материалов применяются более дорогие минеральные, полусинтетические или синтетические масла с соответствующими присадками.

Важнейшее значение при выборе смазочного масла имеет индекс вязкости (ИВ) — зависимость вязкости (ν) от температуры. Его можно вычислить по формулам, приведенным в ГОСТ 25371-97, или воспользоваться номограммой Виноградова (Рис.3).

Чем выше ИВ, тем шире температурный диапазон эксплуатации машин и механизмов (обеспечивается легкий холодный пуск и надежная смазка узлов трения при максимальных рабочих температурах).

Какое масло выбрать – отечественное или импортное?

Конечно же, если ваше авто на гарантии, в двигатель нужно заливать исключительно масло, которое указано производителем. После снятия с гарантии для автомобилей, способных по паспорту «переваривать» масла SG/CD, нет смысла покупать дорогую импортную минералку – при соблюдении интервалов замены «Лукойл Супер» не доставит проблем при эксплуатации.

Не забывайте о том, что любые смазочные материалы стоит покупать только в авторизованных точках продаж и у официальных дилеров отечественных и зарубежных производителей. Это исключает риск приобрести подделку, которая может привести к некорректной работе и даже поломке дорогостоящей техники.

Какое масло применяют для смазывания двигателей

Масла, применяемые для смазки двигателей

Основными физико-химическими константами масла, влияющими на износ двигателя, являются:
а) вязкость; б) противоиз-носные свойства; в) коррозионная агрессивность; г) химическая стабильность; д) отсутствие механических примесей и воды.

Вязкость масел зависит от их химического состава и чистоты. Для улучшения вязкостных свойств масел используют различные присадки (полиизобутилены, полимеры акриловой кислоты и др.) Вязкость масел не остается постоянной и зависит от температуры и давления. Основной эксплуатационной характеристикой масла является зависимость его вязкости от температуры, т. е. вязкостно-температурная характеристика.

Чем меньше величина градиента вязкости, тем лучше температурно-вязкостные свойства масла. Небольшое изменение вязкости масла от изменения температуры является полезным свойством его, так как оно позволяет выравнивать температурный режим трущихся пар и устранять их местные перегревы.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
  • Проектирование генерального плана автотранспортного предприятия
  • Расчет производственной программы
  • Порядок проектирования автотранспортных предприятий
  • Типы автотранспортных предприятий и их производственные функции
  • Оборудование производственно-вспомогательных цехов и отделений
  • Оборудование поточных линий
  • Оборудование постов
  • Типы основного оборудования и его краткая характеристика
  • Планирование и учет технических обслуживаний и текущих ремонтов

Вязкость масел зависит также и от давления. Однако это явление имеет место при давлениях выше 200 кГ/см2, что редко наблюдается в современных машинах.

Применение маловязких масел для двигателей имеет ряд преимуществ по сравнению с маслами, имеющими высокую вязкость. Маловязкое масло, обладая хорошей теплопроводностью и способностью быстро проникать в узкие зазоры, обеспечивает равномерное охлаждение трущихся поверхностей деталей и устраняет горячие зоны, а также производит вынос продуктов износа из зазора. Вследствие хорошей прокачиваемое этих масел облегчается пуск холодного двигателя, снижаются пусковые из-носы и уменьшаются потери мощности на трение. Вместе с тем применение маловязких масел имеет и существенные недостатки: увеличиваются потери масла на угар, снижается давление масла в главной магистрали, увеличивается склонность поршневых колец к пригоранию. Отрицательное влияние этих факторов особенно заметно в изношенных двигателях. Поэтому для них лучше применять масла с повышенной вязкостью.

Противоизносные свойства оказывают большое влияние на скорость изнашивания трущихся поверхностей деталей. Противоизносные свойства масел определяются способностью образовывать на смазываемых поверхностях достаточно прочные пленки, препятствующие непосредственному контакту трущихся поверхностей. Эти пленки могут образовываться в результате физических процессов — адсорбции на трущейся поверхности полярно-активных молекул или химического взимодействия металла с маслом. В ряде случаев эти явления сопутствуют друг другу.

Для повышения противоизносных свойств в масло после очистки вводятся присадки, содержащие поверхностно-активные вещества (асфальто-смолистые вещества, высокомолекулярные кислоты и соединения, содержащие серу).

Чтобы предотвратить усталостное выкрашивание толкателей распределительного механизма двигателя, к маслам добавляют присадку ДФ-11 — диалкилдиптофосфат цинка (в количестве 1—2%). Действие этой присадки основано на ее свойстве ускорять процесс приработки контактирующихся поверхностей и снижать удельные давления. Многофункциональные присадки АзНИИ-4, ЦИАТИМ -339 и другие также улучшают противоизносные свойства смазочных материалов.

Коррозионная агрессивность масел определяется содержанием в них водорастворимых кислот и щелочей, а также нерастворимых в воде органических кислот.

Наибольшую коррозионную опасность для двигателя представляют кислоты, образующиеся в масле в процессе работы (низкомолекулярные карбоновые кислоты, а также сернистые соединения). Поэтому важным показателем качества масла является его потенциальная коррозионность, которую определяют на специальном приборе ДК-2 ( ГОСТ 8245—56).

Исследованиями установлено, что если кислотность масел не превышает 1,5 мг КОН , то при отсутствии воды она не оказывает значительного действия на чугун, сталь, баббиты. При наличии в масле воды агрессивность кислот резко возрастает.

Н. И. Черножуков показал, что процесс коррозии чугунных и стальных деталей протекает в две стадии.

Особенно сильно подвергаются коррозии подшипники дизельных двигателей, изготовленные из свинцовистой бронзы.

Процесс разрушения вкладышей из свинцовистой бронзы происходит в несколько последовательных стадий. В начальной стадии на поверхности вкладышей появляются черные точки, которые затем концентрируются в несколько узлов и превращаются в раковины («оспины»). После этого появляются трещины, соединяющие между собой отдельные раковины, и затем происходит выкрашивание антифрикционного слоя из вкладыша (рис. 1). Для нейтрализации вредного действия кислот на свинцовистую бронцу к дизельным маслам добавляются многофункциональные присадки, обладающие антикоррозионными свойствами ( ЦИАТИМ -330, ЦИАТИМ -339, АзНИИ-4 и др.). Действие этих присадок основано на способности их образовывать на поверхностях деталей тонкие защитные пленки, Предохраняющие поберхности от коррозии.

Рис. 1. Коррозчионно-механический износ вкладыша из свинцовистой бронзы.

Под химической стабильностью (устойчивостью) смазочного масла понимают его способность длительное время сохранять свои физико-химические свойства при воздействии окисляющих факторов. При длительной работе двигателя на поверхностях камеры сгорания, поршней и других деталей образуются нагар и лаковое отложение, а в картере двигателя, на поверхностях масляных фильтров и маслопроводов — различные осадки (шлам). Нагар и лаковые отложения образуются вследствие окисления масла при соприкосновении его частиц с нагретыми до высокой температуры деталями двигателя и Кислородом воздуха, который содержится в воздушном пространстве картера двигателя. Отложение нагара в камерах сгорания вызывает перебои в зажигании (происходит шунтирование запальных свечей), перегрев двигателя, интенсивное изнашивание его и работу с детонацией.

Экспериментами установлено, что предельная толщина нагара на днище поршня обусловливается только тепловым режимом работы двигателя и не зависит от качества и расхода масла. С повышением температуры двигателя толщина слоя нагара уменьшается. Качество масла и его расход оказывают влияние на скорость нагарообразования только в начальный период работы двигателя. Чем больше расход масла и чем меньше его стабильность, тем скорее протекает процесс образования нагара. По достижении определенной толщины рост его прекращается. Скорость образования нагара во время фазы роста зависит также от температуры двигателя, качества топлива и состава горючей смеси. Процесс образования нагара протекает более интенсивно при пониженной температуре двигателя и работе на обогащенных смесях. Содержание в топливе примесей серы и тетраэтилсвинца ускоряет этот процесс.

Лаковые отложения обычно образуются при окислении тонких слоев масла на поршнях и поршневых кольцах. В результате этого поршневые кольца заклиниваются в канавках поршня, теряют свою подвижность и могут пригорать. При этом происходит падение компрессии и мощности двигателя, увеличение расхода топлива и смазки, а также прорыв отработавших газов в картер двигателя и интенсивность старения смазки. В состав лака входят карбены и карбиты, нейтральные смолы, асфальтены и оксикислоты. Процесс превращения масляного слоя в лаковое отложение зависит от качества масла, толщины масляного слоя, температуры двигателя, продолжительности его работы и каталитического действия металла. Дизельные двигатели, обладающие большой склонностью к лакообразованию (по сравнению с карбюраторными), работают при более высоком тепловом режиме. Свойства масел к лакообразованию оцениваются термоокислительной стабильностью и диспергирующими (моющими) свойствами. Для улучшения диспергирующих свойств картерных масел к ним добавляются многофункциональные присадки обладающие моющими свойствами в количестве 3—5% ( ЦИАТИМ -339, ДФ-11, СБ-3, АзНИИ- ЦИАТИМ -1, АзНИИ-7 и др.). Большинство многофункциональных присадок имеют черный цвет, поэтому и масла с присадками приобретают темный цвет.

Основные меры предупреждения образования нагара и лаковых отложений следующие: поддержание оптимального теплового режима двигателя; тщательная очистка топлива и масел от механических примесей; поддержание в надлежащем техническом состоянии деталей поршневой группы; применение топлива и смазок, соответствующих типу двигателя и условиям его работы; периодическая очистка системы охлаждения двигателя от накипи и камер сгорания от нагара.

Кроме продуктов окисления масла, вредное действие на работу двигателя оказывают осадки (шлам), которые образуются при низкой температуре. Образование осадков в системе смазки чаще всего происходит в карбюраторных двигателях. При этом фильтры грубой и тонкой очистки масла забиваются мазеобразными, липкими отложениями. Затем осадки забивают сетку маслоприемника насоса, маслопроводы и масляные каналы. Если своевременно не удалять образовавшиеся осадки, то может произойти прекращение подачи смазки и выплавление подшипников.

Осадки представляют собой эмульсию (вода в масле), стабилизированную сложными соединениями железа, свинца, кремния. Основной причиной образования осадков является попада-пие воды в масло. При низкой температуре стенок цилиндров влага, содержащаяся в воздухе, и водяные пары, образующиеся при сгорании бензина, конденсируются и стекают в картер.

Интенсивность образования осадков увеличивается также при уменьшении коэффициента избытка воздуха (увеличивается содержание водяных паров в продуктах сгорания) и увеличении содержания механических примесей в масле (частиц углерода, пыли, тетраэтилсвинца и продуктов старения масла).

Для предотвращения образования осадков в двигателе при его эксплуатации необходимо поддерживать оптимальную температуру воды в системе охлаждения и масла в картере двигателя, а также обеспечивать эффективную вентиляцию картера; применять масла, соответствующие типу двигателя, к условиям его эксплуатации; своевременно менять смазку в картере двигателя, тщательно промывая систему смазки и фильтры тонкой очистки масла, а также соблюдать надлежащий уход за фильтрами грубой очистки масла (регулярная очистка их, слив осадка из отстойников); предохранять масла от попадания в них воды при транспортировке, хранении и заправке двигателей.

Механические примеси: наличие твердых механических частиц в масле вызывает разрыв масляной пленки и нарушает жидкостный режим трения. В результате все смазываемые детали подвергаются интенсивному абразивному изнашиванию. Крупные твердые частицы внедряются в мягкий подшипниковый материал и царапают шейки коленчатого вала, вызывая образование на них кольцевых канавок. Поэтому при эксплуатации машин необходимо принимать меры, предупреждающие попадание механических примесей и воды в масло.

Масла, применяемые для дизельных двигателей, как правило, имеют большую вязкость по сравнению с маслами, применяемыми для карбюраторных двигателей. Дизельные масла также имеют повышенную противоокислительную устойчивость, лучшие моющие и антикоррозионные свойства. Эти свойства обеспечиваются введением специальных присадок.

Глава 1. Двигатель

В зависимости от условий работы механизма — температуры, давления, скорости взаимного перемещения трущихся поверхностей, материала, из которого изготовлены детали, качества обработки поверхностен и других — применяются различные сорта и виды смазок.

Масла должны хорошо прилипать к поверхностям, предохранить их от коррозии, отводить тепло от деталей, уносить продукты износа, не изменять своих свойств в процессе хранения и работы, не подвергаться разрушению под действием температур. Автомобильные масла вырабатываются из мазута — остатков нефти после отгона из нее топливных- фракций.

Масла, применяемые для смазки двигателей, должны отвечать определенным требованиям: не содержать механических примесей, воды, кислот и щелочей. Кроме того, масло должно обладать определенной вязкостью, стабильностью и температурой застывания.

Вязкость масла — это сопротивление частиц масла взаимному перемещению. При повышенной вязкости масло плохо проходит через каналы системы смазки и плохо разбрызгивается. При недостаточной вязкости масло легко выдавливается из зазоров между трущимися деталями. Вязкость масла обозначается числом, которое ставится сразу же после буквы, обозначающей марку масла. Чем больше число, тем выше вязкость масла.

Стабильностью масла называется его способность сохранять свои свойства без изменений длительное время.

Температура застывания характеризует температуру, при которой масло теряет подвижность.

Автомобильные масла маркируются буквами и цифрами. Буква М указывает, что масло моторное, цифра после этой буквы — вязкость масла, а буква после цифры — эксплуатационные качества масла.

Для двигателей автомобилей ЗИЛ-130 и ГАЗ-53А применяется всесезонное масло М-8Б (АС-8). В скобках указана старая маркировка масел для двигателей, где буква А обозначает, что масло для автомобильных карбюраторных двигателей, С — способ очистки (селективный), а цифрой указана вязкость масла. В двигателях автомобилей КамАЗ летом применяют М-ЮГФл (заменитель М-10В), зимой—М-8ГФз (заменитель М-8В).

Для улучшения качества масел, применяемых для автомобильных двигателей, к ним добавляются присадки. Присадки могут повышать вязкость, понижать температуру застывания, уменьшать коррозию металла и отложение нагара. Для автомобильных двигателей применяют, как правило, комплексные присадки, влияющие на ряд свойств масла.

Качество масла проверяют лабораторным анализом. При необходимости качество масла можно определить одним из простейших способов:

наличие механических примесей обнаруживается при смешивании равных частей проверяемого масла и бензина в стеклянном сосуде. Смесь отстаивается в течение 1—2 ч— на дно сосуда выпадает осадок;

наличие воды в масле определяется по образованию пены и потрескиванию при его нагреве;

кислоты и щелочи обнаруживаются при опускании отполированной медной пластинки на 3 ч в нагретое масло. Если пластинка покроется налетом в виде пятен или потемнеет, то применять масло нельзя;

вязкость испытываемого масла определяется сравнением с маслом, вязкость которого известна. Для этого в две одинаковые стеклянные пробирки наливают испытываемое масло и масло с известной вязкостью, оставляя сверху небольшое пространство. Если при перевертывании закрытых пробирок пузырьки воздуха всплывают с одинаковой скоростью, то вязкость масла одинакова.

Масла для смазки трансмиссии и рулевого управления должны быть более вязкими, обладать противозадирочными, антикоррозионными, противоизносными свойствами, высокой активностью и стабильностью. Наличие этих свойств обусловливается прежде всего высоким удельным давлением в соединительных деталях трансмиссии.

Основными маслами для смазки коробки передач и рулевого механизма являются ТАп-15В и Тс-14,5 с присадкой ДФ-11. Буква iT указывает, что масло трансмиссионное; А — автомобильное; п — с присадкой; цифра 15 обозначает вязкость в сантистоксах; буква В — всесезонное.

При наличии гидроусилителя рулевого управления смазка обеспечивается маслом для гидроусилителя марки «Р».

Для смазки главной передачи заднего моста применяют смазки ТАп-15В, ТСп-14. Для гипоидной главной передачи грузовых автомобилей применяют смазку ТС-14,5 с противозадирной присадкой Хлореф-40.

Консистентные смазки представляют собой смесь минерального масла, загущенного мылом. Они применяются в узлах, где жидкое масло не удерживается, защищая их от попадания пыли, влаги и грязи. Основным видами консистентных смазок являются солидол и консталин.

Солидол имеет сравнительно низкую температуру плавления (70—90° С), но влагостоек. Промышленность выпускает солидолы: жировые УС-1, УС-2 и синтетические УСс. Буква У обозначает, что солидол универсальный; С — среднеплавкий; с — синтетический. Солидол применяется для смазки деталей подвески и сочленений рулевых тяг.

Консталин имеет более высокую температуру плавления (130— 150°С),.но чувствителен к влаге, вследствие чего легко смывается с деталей. Выпускаются жировые консталины 1-13, УТ-1, УТ-2 и синтетические ЯНЗ-2, 1-13с и Литол-24. Буква Т обозначает, что смазка тугоплавкая. Консталин применяется для смазки деталей, защищенных от влаги. Игольчатые подшипники карданных шарниров смазываются смазкой № 158.

Тугоплавкую кальциево-натриевую смазку. ЯНЗ-2 или Литол-24 следует применять в подшипниках ступиц колес и других узлах автомобилей, работающих при повышенных температурах.

Графитовая смазка состоит из солидола,, смешанного с 10. . 15% тонкоразмолотого графита. Применяется для смазки листов рессор.

Технический вазелин УК является продуктом переработки остатков нефти и применяется для покрытия детали с целью защиты от коррозии (выводы аккумулятора).

Нормы расхода трансмиссионных масел (в кг) установлены в процентах от норм расхода топлива, выраженных в литрах, и могут составлять 0,3. 0,5.

Норма расхода консистентных смазок (в кг) составляет 0,2. 0,3 от нормы расхода горючего, выраженной в литрах.

Какое масло применяют для смазывания двигателей

Назначение системы смазки и применяемые масла

Система смазки двигателя служит для подачи масла ко всем трущимся деталям двигателя при его работе, вследствие чего снижаются потери мощности на трение между деталями и уменьшается износ трущихся поверхностей. Кроме того, масло, проходя между трущимися деталями двигателя, охлаждает их и уносит продукты износа. При продолжительной работе двигателя масло постепенно загрязняется и разжижается, поэтому его необходимо заменять.

Для смазки двигателей применяют масла минерального происхождения, получаемые путем переработки нефти после отгонки из нее жидких топлив. Полученные из нефти масла сортируют и очищают. Основными наиболее важными свойствами масел, применяемых для двигателей, являются: маслянистость, вязкость, чистота (отсутствие механических примесей и кислот). Маслянистость определяет свойство масла надежно обволакивать трущиеся детали хорошо удерживающейся масляной пленкой, улучшающей условия трения деталей. Вязкость определяет густоту масла и его текучесть при определенных температурных условиях и способность проникать в зазоры трущихся деталей.

Для повышения качества масел к ним добавляют специальные присадки, содержащие различные вещества, которые повышают смазывающую способность масла — маслянистость, делают более стабильной его вязкость при колебаниях температуры, понижают температуру застывания и уменьшают окисляющее действие масла. Присадки способствуют также вымыванию смолистых отложений из зазоров трущихся деталей и т. п. Смолистые отложения получаются в результате воздействия высокой температуры на масло и его окисления.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
  • Двигатели автомобилей «Москвич»
  • Роторно-поршневые двигатели
  • Автомобильный двигатель Стирлинга
  • Авиационный двигатель
  • Газовый двухтактный мотокомпрессор
  • Двигатели со свободно движущимися поршнями
  • Конструкции поршневых и комбинированных двигателей
  • Судовые комбинированные двигатели
  • Комбинированные двухтактные двигатели с противоположно движущимися поршнями

В зависимости от времени года и климатических условий для смазки двигателя следует применять масла различной вязкости. Зимой вязкость масла должна быть меньше, так как масло с большой вязкостью при низкой температуре загустеет и будет в холодном двигателе плохо проникать в зазоры трущихся деталей, а также будут затруднены заливка масла и пуск холодного двигателя.

Летом вязкость масла должна быть большей, так как масло с малой вязкостью при повышенной температуре становится еще более жидким и легко выдавливается из зазоров и стекает с деталей, не обеспечивая нормальной смазки двигателя.

Для смазки рядных карбюраторных двигателей применяют стандартные автотракторные масла следующих марок: АКп-6, АКп-10, АК-10, АКЗ п-6, АКЗ п-10.

Обозначение масла имеет следующую расшифровку: А — автомобильное; К — способ очистки данного масла (сернокислотная очистка). Если масло изготовлено путем добавления специального загустителя, то ставят еще букву, что обозначает «загущенное». Когда масло содержит специальную присадку, улучшающую его показатели, то после букв, характеризующих способ очистки, ставят букву «п». Цифрой обозначается вязкость масла в сантистоксах (сст) при 100 °С.

Масло с вязкостью или (малая вязкость) применяют для смазки двигателей в холодное время (весной, зимой, осенью), а масло с вязкостью 9,5 или 10 сст (большая вязкость) — в летнее время. Кроме перечисленных марок масел, для смазки двигателя применяют также: летом — масло индустриальное(машинное СУ) и зимой это же масло в смеси с веретенным маслом (30%).

Для V-образных двигателей, условия работы коренных и шатунных подшипников которых являются более напряженными, применяют специальные высококачественные сорта масел. Так, применяются автомобильные масла фенольной селективной очистки марок АС-8 и АС-10 ( ГОСТ 10541—63).

Для дизелей, детали которых работают в более тяжелых условиях и с большими нагрузками, применяют высококачественные дизельные масла с присадкой марок Дп-8 (зимой) и Дп-11 (летом) или соответственно масла ДЛ и ДЗ, или масла ДС-8 и ДС-11 с присадками.

Смазка снижает потери на трение и тем самым уменьшает износ деталей. Она способствует внутреннему охлаждению трущихся поверхностей, смыванию нагара и металлической пыли, уплотнению поршней в цилиндрах, защите деталей от коррозии.

Недостаточная смазка трущихся поверхностей увеличивает потери на трение и может привести к серьезным поломкам деталей и авариям. Например, недостаточное поступление масла к шейкам коленчатого вала двигателя приводит к выплавлению антифрикционного сплава подшипников. Избыточная смазка также нежелательна, так как попадание масла, например в камеру сгорания, приведет к нагарообразованию и перегреву двигателя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *