Как следует держать инструменты при выполнении резьбы
Перейти к содержимому

Как следует держать инструменты при выполнении резьбы

  • автор:

Как следует держать инструменты при выполнении резьбы

Подготовительные работы. Поверхности изделий или их деталей, предназначенных под резьбу, должны быть хорошо обработаны рубанком или фуганком. Не следует их ошкуривать, так как микроскопические осколки зерен шкурки быстро портят жало резака. Резчики обычно работают на полуфабрикате столярных (шкатулки, ларцы, полочки, панно), токарных (блюда, поставцы), резных и долбленых изделий (ковши, ложки), деталях мебели (филенки, спинки, дверки).

Разметка рисунка на предмете, распределение орнамента производят в соответствии с чертежом, рисунком или по шаблону. Рисунок плоскорельефной резьбы сначала переводят на кальку, а затем, укрепив ее на изделии кнопками, через копирку с помощью карандаша или костяной палочки — на поверхность дерева. Размечая рисунок для мелкоузорчатой, в частности геометрической, резьбы, наносят лишь главные ее членения; детали режут на глаз.

Наиболее проста для освоения геометрическая резьба. Несмотря на то, что она состоит из простейших геометрических фигур, двух-, трех-, четырехгранных углублений, прямых и округлых линий, различные их сочетания дают большое число разнообразных композиций.

Резчик должен освоить ряд приемов геометрической резьбы. Например, держа резак в правой руке, выполнять упражнение — резьбу отрезков линий вдоль и поперек древесины. Доску следует держать перпендикулярно к движению режущего инструмента.

Резьба параллельных линий вдоль волокон. На дощечке размерами 100x200x20 мм размечают параллельные линии на расстоянии 10 мм одна от другой. На закрепленной одним торцом в опоре и придерживаемой левой рукой дощечке делают надрез- ку—проводят на себя резак, наклоненный на 45° вправо, с приподнятой на 3 мм пяткой. Повернув дощечку и отступив на 2 мм от первой, проводят вторую линию, подрезая полоску. Нажимая ножом резака, вынимают стружку треугольного сечения.

Резьба параллельных линий поперек волокон. Освоив резьбу вдоль волокон, можно приступить к резьбе поперек волокон древесины. Однако при ведении резака требуются большие усилия. Резак будет идти легче, если приноднять его пятку.

Резьба шашечек. Дощечку размечают, разбивая на квадратики — шашечки с длиной стороны 10 мм. Надрезают сначала вдоль слоя, отступая правее линии разметки, а затем поперек слоя. Повернув дощечку, делают подрезку.

Резьба сетки. Квадратная сетка получается в результате пересечения диагональных линий ( 59). Сначала подрезаются линии, идущие сверху вниз налево, а затем — слева вниз направо. В таком же порядке производится подрезка. Этот прием следует выполнять особенно тщательно, так как в геометрической резьбе он применяется наиболее часто.

При изучении простейших приемов резьбы необходимо научиться вести резак с одинаковым нажимом, с одним наклоном, на одной глубине (в 1. 2 мм), соблюдая параллельность линий.

Для трехгранно-выемчатой резьбы характерен орнамент из геометрических форм, имеющих в своей основе опрокинутую вглубь материала треугольную, равнобедренную или удлиненную, коническую или квадратную пирамидки, стреловидные, полулунные углубления ( 60). Благодаря бесчисленному количеству сочетаний этих простых элементов орнамент трехгранно-выемчатой резьбы столь же бесконечно разнообразен. Он создает красивую фактуру поверхности со своеобразной игрой света и тени.

Рисунок трехгранно-выемчатой резьбы предварительно рассчитывают и выполняют на бумаге.

Резьба треугольников выполняется вдоль и поперек слоя. Для этого требуется освоение особых приемов. При резьбе треугольника вдоль слоя его основание расположено вдоль волокон. Основание прорезывается с углублением 4. 5 мм при наклоне резака на 40—50°. Боковые стороны режут от основания к вершине, причем резак ведут в наклонном положении с упором на большой палец. Третью сторону режут таким же образом. Окончательная подрезка должна быть более глубокой, однако необходимо следить за движением резака, чтобы не повредить соседний треугольник.

Резьбу треугольников против слоя основания выполняют таким же образом, но поперек волокон. Боковые стороны надрезают от вершины к основанию. Подрезку производят также от вершины к основанию треугольника.

Резьба розеток с гранями лучей-сия- ния ( 63). На доску наносят рисунок розетки. Чертят две концентрические окружности, которые при помощи циркуля и линейки делят на 12 или 16 частей. Точки деления соединяют с центром круга (размечен рисунок граней сияния). Потом размечают зубчики, расположенные по периметру розетки. Для этого последовательно соединяют линиями точки пересечения радиусов с окружностями. Например, точку пересечения радиуса с внутренней окружностью соединяют с точкой пересечения соседнего радиуса с внешней окружностью. От последней точки опускают отрезок на точку пересечения третьего по счету радиуса с внутренней окружностью. И так далее, пока не обойдут всю окружность. Рисунок зубчиков, таким образом, образует последовательно соединенные точки деления внутреннего и наружного круга.

После разметки приступают к резьбе. Вертикально поставленной стамеской делают надколы на глубину до 2 мм по наружным зубчикам. В каждом идущем от центра луче-сегменте последовательно от вершины надрезают и подрезают грани. После вырезания лучей подрезают наружные треугольники-зубчики.

При резьбе розетки или орнамента с округлыми очертаниями лучше применять резак с более острым углом носка. Для большей плавности и легкости хода надо приподнимать пятку резака.

Разметку и резьбу розетки с кривыми гранями лучей и розетки с трехгранно-выемчатым четырехсторонним сиянием выполняют таким же образом. Сначала производят наколку зубчиков, потом наклоненным к себе резаком надрезают лучи розетки и, наконец, подрезают их.

Скобчатая или ногтевидная резьба — разновидность геометрической резьбы — получила название от скобчатого углубления (ноготка), получающегося благодаря полукруглой стамеске.

Существуют особенности выполнения ноготков вдоль и поперек слоя.

Ноготки вдоль слоя. Вертикально поставленной полукруглой стамеской делают надрез на глубину 2. 3 мм. Этой же отлого расположенной стамеской справа от надреза наносят постепенно углубляющийся желобок. После того как желобок будет доведен до надреза, от дощечки отлетает ноготок-стружка.

Ноготки поперек слоя выполняют хорошо направленной стамеской, во избежание образования замятии. Нарезку следует производить, держа резак концом рукоятки на себя, подрезку — от себя (см. 62 б, в).

Резьба листиков ( 64). На дощечку наносят сетку квадратов, из центров которых проводят пересекающие их углы окружности. Полукруглой стамеской, поставленной концами в ближайшие углы квадрата, делают надрезы на глубину 1,5. 2 мм на всех квадратах одного ряда. Потом слегка наклоненным резаком с одной из сторон квадрата в сторону надрезов снимают фаску. Закончив один ряд листиков, приступают к следующему.

Смотрите также:

Прежде чем приступить к выполнению резных деталей, рекомендуется научиться вырезать их небольшого размера из досок лиственных пород деревьев, например липы.
Техника резьбы такая же, как при выполнении трехгранных углублений.

Рассмотрим технику выполнения разной детали наличника.
Упражнения по выполнению различной резьбы по дереву. Контурная, плоскорельефная, углубленная и ажурная резьба по дереву.

Существующие виды резьбы по дереву можно разделить на следующие основные группы: плосковыемочная (углубленная)
скульптурная (объемная); домовая (корабельная). В зависимости от рисунка и техники выполнения каждая из этих групп в.

§ 47. техника рельефной резьбы. Рельефная резьба требует от исполнителя высокого мастерства. При ее выполнении используют все инструменты для резьбы по дереву и самые разнообразные приемы работы.

Инструменты для резьбы по дереву. В зависимости от сложности резьбу можно выполнить обычным столярным или плотничным инструментом, который был
Ножи-косячки особенно эффективны при выполнении геометрической резьбы.

Резьба по дереву. Украшение домов — это традиционное народное декоративное
Чтобы качественно выполнить резьбу, необходимо правильно организовать рабочее место, подобрать необходимый инструмент, а также овладеть техникой резьбы.

Прорезная и накладная резьба по дереву. Этот вид резьбы выполнить гораздо легче, чем глухую.
Особенно тщательного выполнения домовая резьба не требует, поскольку она чаще смотрится издалека.

Материалы для резьбы по дереву. Для резьбы чаще применяют древесину хвойных пород, содержащую смолу и более стойкую к атмосферным воздействиям.

В технике скобчатой резьбы выполнено орнаментальное обрамление.
Для выполнения скобчатой резьбы потребуются полукруглые стамески различных размеров с шириной лезвия от 5 до 25 мм.

Поскольку инкрустационно-интарсионная техника сложна и трудоемка, то она в основном применяется для украшения уникальных изделий, изготовленных из ценных пород древесины.
Упражнения по выполнению различной резьбы по дереву.

Техника безопасности для резчика натуральной древесины

Техникой безопасности многие резчики пренебрегают, считая ее нудной и ненужной. И напрасно. Иногда знание даже самых примитивных приемов техники безопасности позволяет сберечь пальцы и руки от повреждений. Именно поэтому, прежде чем начать работу, следует еще раз вспомнить об общих правилах и требованиях техники безопасности.

Весь режущий инструмент очень острый и достаточно легко соприкосновения с режущей поверхностью, чтобы получить рану. Ведь не секрет, что большая часть начинающих резчиков работает на кухне, в спальне, на балконе, не имея постоянно оборудованного стола (верстака), не имея опыта работы с режущим инструментом, не зная ничего о приемах и способах прорезки, подвергая себя опасности получить серьезные, а иногда трагические порезы. И чтобы желание к резьбе не угасло, необходимо знать некоторые прописные истины.

Резчик по натуральному дереву

Правила безопасности резчика по дереву

  1. Рабочий стол должен быть достаточно прочным и устойчивым (не качаться и не двигаться при резьбе).
  2. При работе следует пользоваться специальными приспособлениями для крепежа обрабатываемых деталей. Это обезопасит и ускорит процесс работы.
  3. Освещение в рабочем помещении должно быть достаточным и располагаться так, чтобы во время работы резчик не загораживал его своим телом.
  4. При заточке инструмента на электро- точиле нужно пользоваться защитными очками.
  5. Нельзя проверять остроту заточки инструмента пальцем (для этой есть деревянный брусок).
  6. Нельзя резать на себя, а также нужно следить, чтобы по ходу движения инструмента не находилась свободная рука.
  7. Следует загромождать рабочее место посторонними предметами.
  8. Следует соблюдать чистоту на рабочем месте (лучше в процессе работы несколько раз убрать стружку со стола, чем, смахивая ее в конце работы, неожиданно наткнуться на нож-косяк или стамеску).
  9. Для уборки рабочего места нужно воспользоваться cneциальными щетками.
  10. Инструменты следует всегда класть на свое место (преимущество, а главное безопасность этого неоспоримы, так как в этом случае они уже точно не упадут со стола и никого не поранят).
  11. При пользовании электроинструментом необходимо следить за исправностью не только самого инструмента, но и электропровода (он не должен перекручиваться во время работы и оставаться перекрученным в процессе хранения).
  12. Следует обращать внимание на аккуратность подключеиия электроинструмента, особенно если одновременно подключено в розетку несколько электроприборов. Возникает опасность запутаться в проводах, что может привести к падению и повреждению инструментов и, что еще хуже, к различным травмам, которые можно получить в результате их падения.
  13. Необходимо помнить, что электроинструмент имеет свойство либо вращаться, либо двигаться вперед-назад, поэтому необходимо быть крайне внимательным при работе с ним.
  14. Если рабочее помещение подключено к трем фазам, то следует помнить, что трехфазное оборудование нельзя эксплуатировать без заземления.

И немного о пожароопасности. Сухая стружка легко воспламеняется, поэтому лучше проследить, чтобы в процессе работы не было ее контакта с нагревательными приборами. Древесина начинает обугливаться при 214-216 °С, а при повышении температуры происходит ее возгорание. При попадании на стружку прямого огня она моментально вспыхивает.

Также нужно быть внимательным при изготовлении восковой мастики. Разогревать ее лучше на электроплитке, а не на открытом огне. Что касается нитролаков, то пользоваться ими следует только в хорошо проветриваемом помещении (лучше всего это делать на балконе).

В рабочем помещении обязательно должна быть аптечка. Те, кто уже давно занимаются резьбой и имеют мастерскую или стол-верстак, могут подтвердить правоту написанного, а возможно даже дополнить вышеизложенное.

Инструмент для резьбы по дереву

Помещение, в котором выполняются резные работы, должно быть сухим, светлым и просторным. Для выполнения небольших работ подойдет обычный стол с накидной доской, а для больших плоскостей – столярный верстак или накладная столярная крышка. Размеры крышки – 1300 × 900 × 70 мм. Мелкие резные работы выполняют сидя, большие – стоя и сидя; высота стула должна быть 650…750 мм.

Свет при резьбе должен падать спереди и. слева. Рекомендуется для этого использовать дневной свет, от которого меньше устают глаза и четче видна линия реза. При искусственном освещении целесообразно использовать два-три светильника с регулировкой по высоте и длине.

Небольшие заготовки крепят при помощи столярных зажимов и переставных упоров, а также струбцин и держаков. Держак-зажим (рис. 1) представляет собой обыкновенный брусок из мягкой древесины, в котором выбрана четверть, высота фальца которой равна толщине резной доски. В заранее просверленное сквозное отверстие завинчивают шуруп, который и держит заготовку.

Рис. 1. Зажим для резьбы по дереву : 1 – стол; 2 – черновая доска; 3 – держак; 4 – шуруп; 5 – рабочая плоскость.

В резьбе по дереву применяются плоские и полукруглые стамески. Плоские стамески используют для зачистки фона в рельефной резьбе; применяют их также и в контурной резьбе. Ширина их полотна – 3…30 мм.

Полукруглые стамески с разным радиусом кривизны (отлогие, средние и крутые) – основной инструмент для всех видов резьбы, кроме трехгранно-выемчатой, где они используются только для вырезания полукруглых лунок. Ширина полотна таких стамесок – 3…25 мм.

Стамески-уголки (рис. 2, а) с шириной режущей части 5…15 мм применяют для выбирания узких канавок. Угол их полотна – до 70°. Они могут иметь прямую шейку и изогнутую, как у клюкарзы.

Стамески-клюкарзы (рис. 2, б) имеют короткое полотно шириной 2…15 мм и длинную изогнутую шейку. Необходимы такие стамески для выполнения рельефной и горельефной резьбы.

Рис. 2. Режущий инструмент : а– стамески-уголки; б – стамески-клюкарзы; в – стамески-церазики; г – нож-косяк.

Стамески-церазики (рис. 2, в) напоминают крутые полукруглые стамески. Ширина их полотна – 2…3 мм.

Стамеска-резец, или нож-косяк (рис. 2, г) представляет собой косой нож с односторонней заточкой. Нож-косяк – основной инструмент для плосковыемчатой резьбы. Ножи бывают длинные и короткие. Длинные ножи получают, обрезая обычную прямую стамеску под углом 60…70°, а короткие (длина полотна – до 50 мм) – срезая часть полотна прямой стамески под тем же углом.

Наиболее удобными в работе являются ручки, показанные на рис. 2. Такая ручка слегка заовалена в головке, что создает удобство при нажиме на нее. Целесообразная длина ручки – до 130, диаметр – до 28 мм.

Стамеска должна резать древесину без приложения особых усилий. Качество работы стамеской зависит от ее правильной заточки.

Рассмотрим, как заточить прямую стамеску (рис. 3, а, б). Сначала необходимо получить угол заточки 20° и ровную плоскую фаску. Угол заточки проверяют по ширине фаски, которая должна быть в 2,5 раза больше толщины полотна. Так, при толщине полотна 5 мм ширина фаски должна составлять около 13 мм. Получив необходимую ширину фаски, затачивание продолжают не на точиле, а на мелкозернистом бруске. Точат плавными движениями вперед и назад, стараясь держать руку на одной высоте, чтобы не заовалить фаску. Образовавшийся при точении заусенец снимают несколькими движениями лезвия по бруску. Правят стамеску на оселке, производя такие же движения, как и при затачивании. Только правят ее значительно дольше, чем затачивают (до получения гладкой блестящей поверхности режущей части).

Затачивать стамески и шлифовать их поверхности рекомендуется на микрокорундовом бруске, а править – на гладком кожаном ремне с использованием пасты ГОИ. Для этого применяют и войлочный круг.

Узкие прямые стамески двигают в процессе затачивания в разные стороны, иначе они образуют в бруске канавку. Правят их на весу. Нож-косяк затачивают и правят теми же приемами, что и прямую стамеску (рис. 3, в).

Полукруглую стамеску затачивают на точиле или бруске, медленно поворачивая ее с боку на бок и передвигая справа налево. Полученная профильная ямка в бруске придаст фаске правильную форму. Внутреннюю поверхность стамески затачивают закругленным бруском на столе или на весу. Правят полукруглые стамески только на весу (рис. 3, г).

Рис. 3. Подготовка инструмента к работе : а, б – затачивание прямой стамески со стороны фаски и с лицевой стороны; в – положение ножа-косяка при затачивании на мелкозернистом бруске; г – правка полукруглой стамески на весу.

Мелкие стамески затачивают на мелкозернистых брусках и кругах. Для каждого профиля желательно иметь отдельные оселки и бруски.

Заточку инструментов проверяют пробами реза на мягкой гладкой доске. При наличии гладкого и блестящего следа затачивание считают законченным.

При затачивании инструмента для резьбы необходимо придерживаться некоторых правил: не производить резких проходов руки, не нажимать сильно на инструмент.

Хранить стамески следует подвешенными, для чего к деревянному щитку рекомендуется прибить рейку с профильными отверстиями под инструмент. Помещение для хранения инструмента должно быть сухим. Для лучшей сохранности лезвия и полотна стамески смазывают тонким слоем машинного масла.

Резчик по дереву в процессе работы применяет и другой инструмент – столярный и слесарный. К вспомогательному инструменту, которым должен располагать резчик, относятся столярный угольник, ерунок, рейсмус, малка, циркуль с линейкой, циркуль столярный и измерительный, металлическая рулетка.

Инструмент для резьбы по дереву

Геометрическая резьба по дереву

Геометрическая, или трехгранно-выемчатая резьба (в литературе встречается еще одно ее название – клинообразная) состоит из ряда азбучных узоров, сочетание которых дает красивые, выразительные композиции. К разновидностям геометрической резьбы можно иногда относить и контурную резьбу, если она имеет прямолинейные или циркульные очертания.

Все многообразие узоров геометрической резьбы состоит из сочетания двух азбучных элементов – сколышка и треугольника, которые могут быть в любых композициях. Любой, самый сложный геометрический узор можно расчленить на составляющие его элементы, и они окажутся или сколышками (рис.1) или треугольниками (рис. 2).

Рис.1–2. Выполнение элемента «сколышек» и «треугольник» Рис. 3. Треугольники – основа классических композиций российских мастеров
Рис. 1–2. Выполнение элемента «сколышек» и «треугольник» Рис. 3. Треугольники – основа классических композиций российских мастеров

В поисках композиции для таких узоров обращаться надо к классическим произведениям народного искусства. Для России более характерны узоры, преимущественно состоящие из треугольников (рис. 3). Эти узоры всегда имеют выраженную центральную композицию. Геометрическая резьба Коми предпочитает сколышки. У народов Кавказа преобладают крупные выразительные элементы резьбы, а вот Прикарпатье (Украина) предпочитает тончайшие и сложные композиции в резьбе. Именно треугольники и сколышки, сливаясь в ромбы, цепочки, витейки и тд., дают нескончаемое разнообразие композиций. Теперь о инструменте, с помощью которого все это делается. Это хороший, надежный нож. Но и не совсем обычный. Потребуется косой, или сапожный нож. Нож должен быть прочным, крепко сидящим в руке и очень остро отточенным. Самый простой, но надежный нож можно изготовить из обычной плоской стамески шириной 20–30 мм. Для этого можно использовать наждачный круг. При выполнении геометрической резьбы нож надо держать крепко в кулаке, упираясь оставленным большим пальцем в ручку ножа (рис. 4). Пальцами другой руки надо направлять кончик ножа, устанавливая его на линию рисунка.

В тех случаях, когда на мебельных изделиях уже была резьба и она повреждена (сколы, трещины и тд.), можно принять меры к ее восстановлению. Сколы заделывают, приклеивая на предварительно выровненную поверхность кусочек древесины той же породы и с тем же направлением волокон, которому затем придают необходимую форму. Трещины, вырывы, вмятины заделывают шпатлевкой или вставками из той же породы древесины.

Наиболее простой случай – накладная резьба. Сначала тщательно обмеривают и прорисовывают существующий элемент, аналогичный или симметричный утраченному. Затем делают шаблон, повторяющий контур резьбы в плане. Можно также вылепить рельеф из пластилина, чтобы лучше почувствовать его форму. Делают заготовку из здоровой без сучков древесины (в данном случае липы)

влажностью не выше 8 %. Размеры заготовки должны несколько превышать размеры детали. Она должна быть тщательно выстрогана, затем спилена по контуру с небольшим припуском.

Заготовку клеем приклеивают к ровной подкладной доске или щиту, прокладывая тонкую бугмагу, и переводят на заготовку рисунок резьбы. Надрезают и подрезают контуры лепестков полукруглыми стамесками разной кривизны, затем прорабатывают рельеф (сначала грубее потом тонко) и зачищают его шлифовальной шкуркой. Готовую резьбу снимают и очищают от бумаги, затем отделывают резьбу и после этого наклеивают ее на отделанную поверхность спинки стула.

При восстановлении объемных резных элементов или деталей, например резной ножки, их обмеряют и делают шаблон заготовки.

Шаблон из тонкой фанеры или толстого картона должен иметь припуск на окончательную обработку поверхности детали. Его накладывают на подготовленный брусок и очерчивают. Заготовку спиливают ленточной или лучковой пилой,

После этого резчицкими инструментами (стамесками, ножами, рашпилями) доводят заготовку до требуемой формы, постоянно контролируя размеры в наиболее характерных точках по оригиналу. Когда требуемая форма получена, присоединяют заранее вырезанный кусок, образующий консоль. Его можно просто приклеить на гладкий срез, но лучше усилить соединение шкантами.

Иногда нажимом помогают движению ножа, иногда его сдерживают. Сколышек – самый простой элемент, и вырезается он тоже предельно просто: нож заглубляется около одной из вершин (по сторонам треугольника), а у противоположного основания выходит на поверхность. Затем начиная с этого основания, срезают древесину по всей площади треугольника, опять заглубляясь у вершины.

Рис. 4. Положение рук при выполнении элементов геометрической резьбы Рис. 5. Выполнение трехгранно – выемчатой резьбы Узоры в геометрической резьбе
Рис. 4. Положение рук при выполнении элементов геометрической резьбы Рис. 5. Выполнение трехгранно – выемчатой резьбы Рис. 6. Узоры в геометрической резьбе: а – лесенка; б – ромбы; в – змейка; г – сияние; д – сколышки

Процесс вырезания геометрического треугольника состоит в следующем: кончик ножа углубляют в точку, где сводятся три угловых луча треугольника, с таким расчетом, чтобы в этой точке нож углубился больше, а около вершины его лезвие вышло на поверхность. Эта стадия носит название наколки. Наколку делают по всем лучам. Затем, не меняя положения ножа в кулаке, только наклоняя руку вправо или влево и поворачивая дощечку на плоскости для удобства вырезания, производят подрезание наколотых элементов по линиям сторон треугольников (рис. 5). Причём лезвие ножа наиболее глубоко входит в дерево у центральной точки схождения лучей и постепенно выходит на поверхность около вершин. Из поверхности дерева извлекаются трехгранные фигуры (откуда и произошло название резьбы – трехгранно-выемчатая).

В такой последовательности выполняются все треугольники, входящие в состав композиции геометрической резьбы (рис. 6). Изделие с геометрической резьбой можно затонировать в серый цвет, используя для этого акварель или жидко разведенную черную тушь. После высыхания поверхности (естественная сушка около суток) ее шлифуют до светлого дерева. Темно-серые геометрические узоры на светлом фоне дерева очень выразительны. Серый цвет может иметь широкие цветовые градации от серо-охристого до холодного серо-голубого. После вышлифовывания тонированной поверхности возможно легкое (однослойное) покрытие ее жидко разведенным лаком.

Можно сделать резьбу в негативном варианте – заранее затонировать подготовленное под резьбу изделие в темный (но не черный) цвет, например серый, коричневый. Дать ему высохнуть и по этому фону резать узоры Светлые, сочные узоры на темном фоне создают выразительный декоративный эффект.

Геометрическая резьба

Геометрическая резьба по дереву

Орнаменты домовой резьбы

Символика, используемая в традиционных мотивах домовой резьбы имеет не только эстетический, но и глубокий этический смысл. По сути, определённый набор символов, нанесённый вокруг «незащищённых» участков дома, является оберегом. Считается, что неправильное сочетание символов может быть не только бесполезно, но и вредоносно.

Орнамент обычно классифицируется на зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный. Орнаментика резьбы консервативна и очень традиционна. Именно благодаря стойкости культурных традиций, мы получаем возможность видеть древние символы, элементы, украшавшие жилища наших предков.

Идея охраны человека, его жилища, предметов быта, домашних животных при помощи различных магических изображений возникла в незапамятной древности и просуществовала очень долго. По представлениям древних славян, анимистическая повсеместность рассеянного в природе зла была столь велика, что ей не мог противостоять человек. Поэтому человек должен был защитить себя с помощью охранительной символики. Защищали прежде всего свои дом и одежду.

Орнаментировали дом доброжелательными языческими символами, размещенными на самых уязвимых участках жилища и двора. Обратим внимание, что и в архитектуре, и в одежде был проведен последовательно один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента – орнаментировались все проемы, все отверстия, через которые всевозможные «злыдни» могли проникнуть к человеку. Декоративные (а в свое время магическо-заклинательные по смыслу) элементы располагаются на воротах, вокруг окон, у застрехи; то или иное «священное» изображение (конь, олень, богиня и птицы, солнце) увенчивало наивысшую точку дома – щипец крыши.

«Сумма подобных оберегов, постоянно присутствующих на всех уязвимых участках дома, и превращала каждую «хоромину» в недоступное для «навий» убежище всех членов семьи» (Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси). Внутри дома все обиходные предметы тоже были покрыты охраняющими знаками, облегчавшими одоление зла внутри убежища. Традиционно в домовой резьбе славянского жилища большое внимание уделялось окнам, через которые могли проникнуть «вездесущие навьи». Щели в оконницах, сквозняки, зимний холод, все то, что могло вызвать болезнь, – все это преображалось в сознании древних в образы невидимых, неосязаемых «навий», несущих людям «на злых ветрах» различные несчастья. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окна, обычно обильно насыщенное языческой символикой. Обрамление окон было всегда очень значимым элементом, ведь оконный проем – это не только окно в мир, в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища.

Сибирские переселенцы XVII века, осваивая Западную и Восточную Сибирь, несли с собой традиции домовой резьбы Русского Севера и средней части России, которые, в свою очередь, были основаны на древнеславянских языческих представлениях. «Изба русского крестьянина – это не просто его жилище, это его мир, в котором отражена вся вселенная и определено свое место в ней. Дом служил защитой, оберегал. Эти орнаменты и детали – это просьбы и пожелания, обращенные к силам природы и символизирующие единение с ней человека» (Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Дерево и гармония).

Этнографические исследования свидетельствуют об устойчивом и широко распространенном изображении «небесных хлябей» «верхнего неба» – волнистых линий, на причелинах домовых кровель. Самым частым является волнистый орнамент, или узор из «городков», которые на расстоянии воспринимаются как волны. Обычно волны идут в два ряда, как бы подчеркивая глубину «хлябей». Очень часто наряду с волнистыми линиями изображаются небольшие кружки, очевидно, символизирующие дождевые капли, те «груды», которые, по мнению язычников, являлись причиной жизни на Земле. «Грудие росное» – «капли росы, живительной влаги небесной. Русские язычники полагали в XII–XIII веках, что роса, опадающая с небес в виде тумана-облака, посылается богом неба Родом именно как всерождающая влага жизни» (Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси).

Нам известно о существовании причелин с изображением волнистых струй в Новгородской, Архангельской, Вологодской, Ярославской областях, в русских селах Карелии и в ряде других мест центральной России, севера страны и Сибири.

Причелины русских изб украшались в два–четыре ряда, тот же порядок мы видим на карнизе и причелинах дома Прокопьева (конец XIX в.). Верхний ряд занят зигзагообразнойлинией, являвшейся архаичной и устойчивой идеограммой воды, в данном случае – «хлябей небесных», недосягаемых дождевых запасов. Система построения декора избяныхпричелин состояла в том, что проводились две неразрывно связанные друг с другом идеи: во-первых, наличие в верхнем небе (над твердью) запасов дождевой воды (зигзаги имеандры), а во-вторых, передача этой воды вниз, на землю к пахарям, показанная посредством мифологического символа грудей небесных богинь, орошающих землю «родивыми грудами росными».

Широкое бытование этой системы на всем Русском Севере позволяет нам считать ряды узоров русских причелин на избах XIX века, находящихся в музее, не случайным набором орнаментальных приемов, а пережитком древних космологических представлений о небесах, дающих дождь.

С удивительной строгостью соблюдалась эта древняя картина мира в системе архитектурного убранства, явившегося повторением макрокосма в микрокосме славянского жилища; путь солнца по небу подчеркнут тем, что для показа солнечных знаков в надлежащей зоне применялись искусственные, не игравшие никакой конструктивной роли особые доски-«полотенца», спускавшиеся от причелин вертикально вниз. Солярные знаки на этих «полотенцах» размещались ниже зоны небесных вод причелин, на фоне затененного кровлей фронтона.

Полдневное солнце изображалось на фасаде избы на самом верху, под фигурой главенствующего коня, но все же ниже «хлябей небесных», являвшихся верхним небом.

Повалы – выступы до 1,5 метра двух–трех верхних бревен сруба –служили для поддержки кровли, выдвинутой далеко вперед от главного фасада. Повалы всегда были очень важной конструктивной деталью русских изб. Так же как и охлупень, традиционно повалы имели вид конской головы. Образ головы не всегда натуралистичен, иногда только по характерной криволинейной форме можно угадать, что повалы вырезаны в виде «солнечных коней» с ногами в форме гроздей-полуваликов. Такая форма повала с полуваликами (от двух до шести штук) характерна именно для сибирских изб русских переселенцев. Ее семантический смысл понятен сразу, ведь конь – это символ солнца – солярный знак, главный «защитник» русской избы от злых сил.

Со второй половины XIX века в Сибири получила широкое распространение художественная обработка наличников. Деревенские сибирские мастера любили украшать наличники геометрическим орнаментом. Преобладающими мотивами были солярные розетки (полукруги), ромбы, круги. Особенно часто встречаются в городах и селах Сибири наличники в стиле барокко. Сибирские деревенские наличники отличаются от городских наличников барочного стиля тем, что чаще всего между волютами вместо вазона и балясины в середине композиции помещены сложные геометрические, зооморфные, антропоморфные элементы или солярная розетка.

Сибирские деревенские мастера, зная основные композиционные элементы домовой славянской резьбы, вносили свои мотивы орнамента, заимствованные из городской архитектуры середины XIX века. И хотя древний магический смысл орнамента домовой резьбы к концу XVIII века был практически забыт, главные его мотивы и способы размещения элементов орнамента остались почти неизменными и передавались из поколения в поколение мастерами-резчиками по дереву, строителями и плотниками. Особенно хорошо это видно на примере деревянной домовой резьбы, сохранившейся в сибирской глубинке.

Как следует держать инструменты при выполнении резьбы

§ 16. Геометрическая резьба по дереву: технология её выполнения

Основы геометрической резьбы

Есть ли у вас дома предметы, выполненные с помощью резьбы? Рассмотрите их. Какие фигуры вам напоминают элементы отделки на этих изделиях?

Геометрическая резьба – один из самых древних видов резьбы по дереву, применяется для внутренней и наружной отделки домов, для украшения бытовых предметов – полок, шкатулок, хозяйственных досок (рис. 8.43).

https://i.pinimg.com/736x/25/16/bb/2516bb38b96cac3f5f6b7c947951daad.jpg

Рис. 8.43. Бытовые предметы: ахозяйственная доска, декорированная в технике геометрической и пропильной резьбы; бполочка, декорированная в технике геометрической резьбы по тонированной древесине; вшкатулка, декорированная в технике резьбы сколышков

При выполнении геометрической резьбы изображаемые фигуры имеют геометрическую форму и выполняются, как правило, в виде прямолинейных и дугообразных элементов. Резьба выполняется в виде двух-, трёх- и четырёхгранных выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур – треугольников, квадратов, ромбов, окружностей.

Выполнение геометрической резьбы требует освоения приёмов разметки, построения орнамента и композиций, применения многообразных техник работы режущим инструментом для декорирования различных предметов из древесины.

При её выполнении необходимо учитывать функциональное назначение изделия, породу и текстуру древесины, размеры, вид отделки.

Чем больше предмет, тем крупнее должна быть резьба.

В основе геометрической резьбы лежат всевозможные геометрические элементы – треугольники, многоугольники, ромбы, овалы, окружности (рис. 8.44).

Рис. 8.44. Элементы геометрической резьбы:

Из геометрических элементов формируются сложные мотивы резьбы: лесенки, витейки, бусинки, змейки, сияния, сколышки, сочетания которых друг с другом создают её мотивы (рис. 8.45).

http://umelye-ruchki.ucoz.ru/tekhnologija/motivy_obrazovanija_geometricheskoj_rezby.jpg

Рис. 8.45. Мотивы образования геометрической резьбы:

а – лесенка; б – витейка; в – бусины; г – змейка; д – сияние; е – сколышки

Оборудование и инструменты для резьбы по дереву

Каким образом должно быть оборудовано рабочее место резчика по дереву и какие инструменты необходимы для этой работы? В школьной учебной мастерской для этой цели применяют столярный верстак. Он позволяет надёжно закрепить заготовки во время работы. При резьбе по дереву, чтобы исключить порчу стола режущими инструментами, используют подкладные доски.

Инструменты для резьбы по дереву делятся на основные (резаки, стамески) и вспомогательные (пилы, дрели, киянки, молотки, рубанки, рашпили, напильники, разметочные и измерительные инструменты). Резаки (рис. 38) применяют для выполнения прямых и закруглённых линий вырезаемого рисунка. Их изготовляют из качественной стали. Режущие кромки резаков должны быть остро заточены и хорошо отполированы.

Рис. 38. Резаки: а, б, в — ножи-резаки; г — нож-косяк

Стамески различают по ширине полотна и профилю.

Прямые стамески (рис. 39, а) применяют для прорубания контура рисунка, зачистки фона и др. Отлогие и полукруглые стамески (рис. 39, б, в, г) используют в геометрической и контурной резьбе.

Рис. 39. Стамески для резьбы по дереву: а — прямая; б, в — отлогие; г — полукруглая; д — клюкарза; е — уголок; ж — царазик; з — косая

Клюкарзы (рис. 39, д) служат для обработки фона в труднодоступных местах. Стамесками-уголками (рис. 39, е) прорезают узкие жилки и желобки. Стамески-царазики (рис. 39, ж) позволяют прорезать узкие и глубокие канавки. Косые стамески (рис. 39, з) применяют в основном для геометрической резьбы.

Если лезвие стамески хорошо заточено и отполировано, то оно легко режет древесину, что позволяет получить на изделии гладкую, качественную поверхность.

Техника выполнения геометрической резьбы

Самый распространённый элемент в геометрической резьбе сколышек – разновидность трёхгранно-выемочной пирамидки (рис. 8.46).

http://umelye-ruchki.ucoz.ru/tekhnologija/skhema_nakolki_i_podrezki_skolyshka.jpg

Рис. 8.46. а — Схема наколки и подрезки сколышка

Рис. 8.47.б — Угол резания (наклона) ножа-косяка

Техника резьбы сколышков состоит из двух операций – наколки двух торон треугольника с вершины в сторону основания ОА и ОБ и подрезки основания (АБ или БА). На схеме точка в середине треугольника обозначает, что данная пирамидка подлежит удалению.

При выполнении геометрической резьбы применяют различные техники для наколки и подрезки выемок, как в технике «на себя», так и в технике «от себя».

Плоскость резания при подрезке подбирается в зависимости от функционального назначения изделия, а угол её может быть от 25 до 45° (рис. 8.47).

Резьба сколышков состоит из двух операций: наколки и подрезки. При выполнении работы рука, удерживающая нож-косяк, должна быть плотно прижата к столу и к заготовке.

Первая операция наколка (двух сторон).

1. Возьмите нож-косяк в правую руку (левшам следует делать всё наоборот). Большой палец должен лечь на скошенную часть ручки.

2. Совместите носок ножа-косяка с вершиной О сколышка, а режущую кромку направьте точно по линии правой стороны фигуры ОБ. Держа нож-косяк вертикально, сильно надавите на него, чтобы носок углубился на 2–4 мм, потом опустите пятку ножа-косяка до пересечековой линии сколышка с горизонтальной линией разметки АБ. После этого верните нож-косяк в вертикальное положение.

3. Сделайте наколку правой стороны следующего сколышка – и так до конца ряда.

4. Таким же образом сделайте наколку левой стороны каждого сколышка ОА.

Вторая операция подрезка . Её можно выполнять как с правой стороны «на себя», так и с левой стороны треугольника «от себя». Для её выполнения необходимо:

1) приложить режущую кромку ножа-косяка к правой стороне сколышка так, чтобы носок ножа-косяка совместился с вершиной О (рис. 8.46);

2) отвести руку с ножом-косяком назад, следя за тем, чтобы сохранилась параллельность между режущей кромкой и правой стороной сколышка ОБ (обратите внимание на то, чтобы это движение было сделано кистью руки);

3) надавить на нож-косяк, возвращая кисть в первоначальное положение; носок ножа-косяка окажется в вершине треугольника, а режущая кромка – на правой стороне треугольника.

Линии разметки при резьбе срезают.

Полезный совет

Если пирамидка при подрезке не удаляется из выемки, следует повторить наколку.

Освоение геометрической резьбы по дереву начинается на учебных заготовках (рис. 8.48) с резьбы орнаментов и композиций, сочетающих в себе сколышки (рис. 8.49, а), ромбы (рис. 8.49, б), бусинки (рис. 8.49, в), витейки (рис. 8.49, г), поперёк, вдоль и под углом к волокнам. По мере отработки навыков резьбы её можно применять для декорирования различных изделий: хозяйственных лопаточек и разделочных досок, рамок для фотографий и календарей, элементов внутреннего украшения интерьера дома.

Рис. 8.48. Образец учебной заготовки

Освоение геометрической резьбы по дереву начинается на учебных заготовках (рис. 8.48) с резьбы орнаментов и композиций, сочетающих в себе сколышки, ромбы, бусинки, витейки, поперёк, вдоль и под углом к волокнам. По мере отработки навыков резьбы её можно применять для декорирования различных изделий: хозяйственных лопаточек и разделочных досок, рамок для фотографий и календарей, элементов внутреннего украшения интерьера дома.

Полезный совет

Прозрачную отделку бытовых предметов из древесины (ложек, солонок, хозяйственных лопаточек, разделочных досок) можно выполнить льняным маслом, нанося его мягкой кистью в два-три приёма. После нанесения каждого слоя требуется просушить изделие в течение 20–30 мин. Масло, впитываясь, надёжно защитит древесину от влаги и придаст золотистый оттенок изделию

Правила безопасной работы

  1. Перед началом работы необходимо осмотреть режущий инструмент и убедиться в его исправности.
  2. Надёжно закреплять заготовку на верстаке.
  3. Стамески — опасный режущий инструмент. Обращаться с ними надо осторожно.
  4. Работать стамесками только с прочно насаженными ручками.
  5. Запрещается проверять остроту ножа-косяка пальцами рук.
  6. Режущий инструмент нужно держать в руке крепко и уверенно.
  7. Свободные режущие инструменты следует располагать на рабочем месте справа, лезвиями от себя.
  8. Передавать стамеску только ручкой от себя.
  9. Не прилагать больших усилий при резании стамеской.
  10. Нельзя резать на весу, на коленях, упираясь заготовкой в грудь. При выполнении резьбы заготовка должна занимать устойчивое положение на верстаке.
  11. Не держать левую руку вблизи режущего инструмента.
  12. При необходимости удара по ручке стамески брать ее в левую руку, киянку — в правую и, поставив стамеску по месту вырубки, наносить по ручке стамески легкие удары.
  13. Во время резьбы левая рука должна находиться сзади или в стороне от движения ножа-косяка.
  14. Нельзя отвлекаться во время работы, размахивать инструментами, ходить с режущим инструментом в руках.
  15. Хранить стамески надо в ящике верстака или в шкафу на вырезках в рейках. Каждому инструменту надо отводить свое место.

Найдите в Интернете или других источниках информации изображения изделий, украшенных резьбой по дереву. Сохраните их, чтобы коллективно оценить возможность изготовления таких изделий.

Приемы разметки и техника выполнения резьбы треугольников и сияний можно посмотреть здесь .

Новые слова и понятия

Геометрическая резьба, инструменты для резьбы по дереву: резаки, стамески; мотивы образования, геометрические орнаменты, сколышки, ромбы, бусинки, витейки, композиция, орнамент.

Проверяем свои знания

  1. Какие виды декоративно-прикладного творчества (ремёсла) распространены в регионе вашего проживания?
  2. Какими видами стамесок вам уже приходилось работать и для чего?
  3. Как и чем размечают заготовки для резьбы?
  4. В какой последовательности вырезают треугольные выемки?
  5. Как следует держать инструменты при выполнении резьбы?
  6. Какие операции (действия) необходимо провести для удаления сколышка? Почему выполняют наколку из вершины треугольника, т. е. из точки О?
  7. Почему при резьбе сколышков рекомендуют провести наколку всего резного поля, а затем выполнить подрезку?
  8. Что означает точка в середине треугольника на схеме геометрической резьбы сколышка?
  9. В чём отличие резьбы поперёк волокон от резьбы вдоль волокон или под углом к волокнам?

Задание:

Используя Интернет и другие источники информации, подберите материал и сделайте сообщение о скульптурной резьбе по дереву и вариантах её применения. Свой рассказ можете сопроводить компьютерной презентацией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *