Катя решает какой краской расписывать пол
Перейти к содержимому

Катя решает какой краской расписывать пол

  • автор:

Красим деревянный пол

Красим деревянный пол

Покрытие пола может задать тон всему интерьеру. Поэтому на рынке появляется все больше разновидностей линолеума, ламината, паркетной доски и прочего. Но не сдает своих позиций и покраска пола. Только сейчас она отличается от общепринятой. Если раньше покупали половую краску коричневого или темно-красного цвета, сегодня можно наносить на поверхность узоры, рисунки и использовать самые невообразимые цвета.

Городянская
Екатерина
Оглавление статьи:

  1. Начало работы
  2. Подготовка строительных материалов
  3. Подготовка к покраске
  4. Окрашивание поверхности

Деревянный пол

Начало работы

Прежде, чем начнется покраска деревянного пола своими руками, надо тщательно подготовить поверхность, очистить ее от загрязнений и определить фронт работ.

Изначально нужно составить список необходимых инструментов для ремонта:

  1. Лоток для краски. Потребуется для равномерного распределения краски на валик или кисточку. В нем же можно смешать или развести материал до нужного цвета и консистенции. Можно заменить его любой подобной емкостью, но в таком случае возрастает опасность неровного окрашивания из-за неравномерного захвата краски валиком.
  2. Валик. Можно обойтись набором кисточек, но валик значительно ускорит процесс и прокрасит площадь равномерно.
  3. Набор кистей разной толщины. Пригодятся для окрашивания стыков между полом и плинтусом, углов и любых мест, недоступных валику.
  4. Малярный скотч. Надежно защитит те участки, окрашивание которых не предусмотрено. Например, им можно зашить плинтусы. Еще один способ применения – создание рисунков и узоров. Участки под скотчем останутся чистыми, а линии прокрашивания ровными.
  5. Шпатели. Металлическим можно снять старое покрытие и зачистить поверхность. А резиновый пригодится для заделывания щелей между досками.
  6. Стамеска. Будет полезна для выравнивания досок от сучков, заусениц и любых выступающих деталей. Ей можно удалить старую шпатлевку и подготовить пол к обработке.
  7. Циклевальная машина. Может понадобиться, если старая поверхность была вскрыта лаком или очень деформирована.

Все инструменты нужно подготовить и проверить заранее.

Подготовка строительных материалов

Помимо инструментов нужно закупить строительные материалы для отделки и покрытия. Пропорции нужно подбирать исходя из метража комнаты. На каждой банке или упаковке написано количество квадратных метров, которое может покрыть одна единица.

Итак, чтобы покрасить деревянный пол, понадобится:

  1. Шпатлевка. Нужно выбирать шпатлевку для деревянного пола. Специалисты рекомендуют покупать акриловую, поскольку она подойдет и для поверхностной обработки щелей, и заполнит образовавшиеся углубления. Шпатлевка быстро высыхает, легко выравнивается даже без специальных навыков и проста в работе.
  2. Грунтовка. Должна предназначаться для работы с деревянными поверхностями. Ее использование позволит нанести краску ровными слоями.
  3. Олифа. Нужна для пропитки досок и защиты поверхности от насекомых.
  4. Краска. При выборе краски нужно учесть три фактора: влажность помещения, тип и состояние досок и степень нагрузки на пол. Для окраски слабонагруженных комнат (гостиная, зал, спальня) можно использовать менее стойкие краски. А вот коридор и кухня требуют тщательного подхода и плотного покрытия. Строители рекомендуют использовать масляную краску. Она наиболее долговечная и стойкая среди аналогов.

Альтернативой может стать покраска деревянного пола лаком. Своими руками это сделать так же просто, как и при использовании масляной краски. Но есть существенное отличие: лаком можно вскрывать только новые доски, не успевшие потерять вид и фактуру.

Подготовка к покраске

Качественно подготовить старый пол к покраске достаточно сложно. Сперва нужно определить, сколько слоев краски на доске. Если один, его можно снять ручной шлифовальной машинкой. Она снимет старое покрытие и придаст поверхности безупречную ровность. После использования аппарата не нужно прибегать к дополнительному выравниванию и можно переходить ко второму этапу.

строительный фен

Если пол покрыт несколькими слоями, понадобится строительный фен. Его можно взять напрокат или пригласить специалиста с инструментом. Строительный фен нагреет все слои и их можно будет без проблем снять скребком, входящим в набор насадок. После очистки от старой краски нужно оценить состояние пола. Если поверхность ровная, можно приступать к следующим шагам. В обратном случае придется использовать циклевочную машину, которая уберет неровности и остатки краски.

После удаления старого покрытия можно приступить к шпатлеванию досок. Для этого нужно убрать весь мусор и пыль от предыдущей работы. Но недостаточно просто помыть пол или собрать пыль веником. Нужен строительный пылесос, вытягивающий загрязнения даже из маленьких щелей.

Шпатлевкойзаполняются все швы и неровности, обрабатываются стыки досок. Если есть глубокие щели, их нужно заполнить полностью. Когда полость слишком велика, в нее сначала забивают рейку, суженную к концу, а после шпатлюют. Раствор наносится резиновым шпателем вдоль волокон древесины.

После полного высыхания шпатлевки, проводят еще один сеанс обработки шлифовальной машинкой и окончательно убирают неровности.

Далее пропитываем доски олифой. Чтоб усилить проникновение в материал, жидкость нужно нагреть. Еще одним вариантом станет использование специальной грунтовки, защищающей от вредителей и выравнивающей поверхность. Каждый мастер решает для себя, какой материал использовать. В любом случае после нанесения нужно дождаться полного высыхания и продолжать работу.

Окрашивание поверхности

Даже если выбран орнамент для нанесения, первый слой обязательно однотонный. Покраска пола своими руками проводится в несколько этапов:

покраска пола

  1. Краску нужно размешать, налить в лоток и подготовить валик и кисточки.
  2. Сначала нужно прокрасить пол возле стен, после приступать к средине.
  3. Когда первый слой высохнет, можно устанавливать плинтус.
  4. Установленные плинтуса и часть стены заклеиваются малярным скотчем.
  5. После высыхания первого слоя, можно нанести второй или нанести орнамент.
  6. Завершив этап окрашивания, рекомендуется промыть пол мыльным раствором для удаления липкости.

В принципе, окрашивание пола не требует профессиональных навыков и поддастся даже новичку. Если предыдущий этап подготовки требует специальных инструментов, валик, лоток и краску можно купить в каждом строительном магазине и стоит это недорого.

Выполнив все этапы, можно наслаждаться новым красивым полом и безупречным интерьером.

Какими красками расписывают стены

При взгляде на великолепные картины невольно возникает вопрос: «какими красками расписывают стены опытные художники?». Легко ли найти материалы, позволяющие добиться столь реалистичного и долгосрочного эффекта? Рассмотрим более подробно, какие краски для росписи стен лучше всего подходят в домашнем интерьере.

Подготовка стены под роспись

Роспись стен Какими красками расписывают стены

Прежде чем приступить к росписи, придётся определиться со стилем, техникой, мотивом будущего изображения. Когда основные нюансы определены, сделан эскиз, остаётся дело за малым – определиться, какие краски использовать. На этом остановимся подробнее, но прежде всего, разберёмся с подготовкой поверхности к нанесению красящих материалов.

Чтобы декоративное покрытие хорошо наносилось, необходимо выровнять, оштукатурить стену. Некоторые мастера используют в качестве основы флизелиновые обои, предназначенные под роспись. Альтернативное решение – специальная акриловая грунтовка. Какой вариант выбрать, определяет мастер в индивидуальном порядке.

Краску можно наносить только на хорошо просушенную стену без пятен, грязи, пыли или следов жира. Если пренебречь этими правилами, готовая роспись получится смазанной и неопрятной.

Кроме того, мастера рекомендуют подготовить к работе не только поверхность, но и пространство вокруг. Используя плёнку, накрыть пол, защитить мебель и другие предметы интерьера от брызг и ляпов.

Основные красящие материалы

Рассмотрим более подробно, какие краски для росписи стен в интерьере лучше использовать. Выбор зависит от помещения, а также от особенностей поверхности. Например, на стены в кухне лучше наносить акриловые составы. Они отличаются такими характеристиками:

  • устойчивы к перепадам температуры;
  • выдерживают высокую влажность;
  • не теряют привлекательного внешнего вида даже после частого мытья.

Альтернативным решением может стать водоэмульсионная краска. Она имеет похожие эксплуатационные характеристики. Ею легко расписывать стены, она не требует специального ухода. Единственный минус – краска хуже переносит воздействие повышенной влажности.

В спальне, где человек проводит по 8 часов в сутки, и в детской комнате лучше использовать материалы, отличающиеся 100% экологической чистотой. Самым подходящим вариантом являются латексные краски. Если есть возможность покинуть жильё на неделю, до полного высыхания поверхности, можно использовать масляные краски для росписи стен в помещении. Они имеют насыщенную текстуру и лучше всего подходят для нанесения небольших акцентов. Ими чаще всего работают профессиональные художники.

Роспись стен Какими красками расписывают стены

На рынке представлены и другие популярные разновидности:

  • аэрозольные краски. Это различные по цвету и фактуре составы, которые отлично подходят для закрашивания больших поверхностей. Ими часто красят стены при помощи трафаретов. Эти краски отлично подходят для росписи потолков и неровных поверхностей. Они бывают матовыми или глянцевыми.
  • акрил, акварель или гуашь. Эти материалы в руках умелых мастеров прекрасно передают насыщенные оттенки, позволяют прорисовать мелкие детали. Чтобы росписи хорошо держались, после завершения работы и окончательного высыхания их покрывают лаком.
  • флуоресцентные краски. Составы, в которых есть светящиеся элементы. С их помощью можно создавать необычные сказочные и фантастические картины. Они полностью безопасны, поэтому используются как для улицы, так и внутри помещения;

Если вы разобрались, какими красками рисуют на стенах, осталось уточнить некоторые важные детали, касающиеся инструментов, а также наиболее популярных производителей.

Роспись стен Какими красками расписывают стены

Заключительный важный вопрос, касается инструментов. Их перечень и характеристики зависят от техники и типа красящих материалов:

  • для рисунка, выполняемого с помощью трафарета, выбирают аэрозольные краски, а краски на водной основе наносятся валики разной толщины;
  • краскопульт или аэрограф подойдёт для окрашивания больших плоскостей;
  • маркерами или кистями из искусственного ворса разной толщины (от № 0 до № 10) прорисовывают сложные рисунки, выполняют мелкие детали.

Помимо инструментов, понадобятся специальные материалы. Первое, что придётся купить, – это грунтовка. Необходима также базовая краска. Ещё одна важная деталь – колер. Это специальная краска, продающаяся в небольших баночках. Их добавляют к разным составам (масляным, алкидным, акриловым и проч.). Колер соединяют с базовой основой, чтобы получить подходящий цвет.

Отдельного внимания требует художественный акрил. С его помощью можно комбинировать все краски на одной синтетической основе. Он продаётся в баночках или тюбиках. Такие материалы хорошо использовать, когда нужно покрасить небольшой участок стены. Компактная тара позволяет экономно расходовать материал.

Заключительный инструмент, который понадобится в работе, – темпера. Её используют для декорирования поверхностей, но при этом существенно увеличивается стоимость работы. Она отличается большой укрывистостью, позволяет создавать яркие акценты на тёмном или светлом фоне.

Выбирая краску для росписи, лучше всего отдать предпочтение проверенным брендам. Это позволит создать изображение, которое долгие годы будет радовать привлекательным внешним видом, яркостью красок.

Оставить комментарий Отменить ответ

You must be logged in to post a comment.

Фактчек: 10 самых популярных легенд о Генрихе VIII

Генрих VIII был параноиком и везде видел заговоры? Его род был проклят? Он казнил своих жен, потому что подозревал их в колдовстве? И начал Реформацию, только чтобы развестись? Разбираемся, что из этого правда, а что нет, в новом выпуске рубрики

Легенда 1. В молодости Генрих VIII был гуманистом

Вердикт: это правда.

Прежде чем переходить к сути вопроса, стоит разобраться, кто такой гуманист — вернее, кого можно назвать гуманистом применительно к истории XVI века. Толковый словарь дает два варианта ответа. Первый звучит так: гуманист — это тот, кто признает ценность человека как личности, его право на свободу, сча­стье и прочее. В этом смысле вердикт будет скорее отрица­тельным. Бес­спорно, в молодости большинство людей несколько добрее и гуманнее, чем в зрелые годы, но жизнь англичан XVI века можно смело назвать суровой: беско­нечные военные и религиозные конфликты, повторяю­щиеся эпидемии Например, летом королевский двор неиз­менно покидал Лондон, потому что в жаркие месяцы столицу захлестывала либо очеред­ная волна чумы, либо не менее смертоносная «потливая лихорадка» (иначе — потница). Это инфекционная болезнь, возникавшая по не­понятным причинам и часто заканчивавшаяся смертельным исходом: люди умирали в тече­ние нескольких часов с момента появления первых симптомов. Болезнь получила свое название из-за одного из симптомов — крайне обильного потоотделения с ярко выраженным неприятным запахом. , массовые публичные казни, на которые зрители шли как на праздник. Все это подводит нас к неутешительному выводу: в те времена человеческая жизнь ценилась не слишком высоко. По современным меркам жители шекспировской Англии были черствыми и циничными. В свою очередь, Генрих VIII даже в молодости не отличался излишней чувстви­тельностью, а в зрелые годы и вовсе прослыл тираном.

Второе значение термина «гуманист» — представитель так называемого гуманизма, деятель эпохи Возрождения, образованный, ученый человек, преуспевший в науках и искусствах. И здесь в пользу Генриха VIII можно сказать многое. Разумеется, он не был ученым или видным деятелем науки в полном смысле слова, но королей-ученых в принципе не существует — во всяком случае, европейская история таких примеров не знает. Тем не менее в молодости Генрих VIII был очень близок к гуманистическим кругам. Он прекрасно знал языки, например латынь. Некоторые ученые предполагают, что в 1521 году он даже написал богословский труд «В защиту семи таинств», где отстаивал принципы католической веры и яростно критиковал протестантизм. За эту книгу Генрих получил от папы Льва X титул «защитник веры». Впрочем, авторство этого сочинения — предмет дискуссий, по наиболее распространенной версии, основную часть текста мог написать знаменитый философ Томас Мор.

Вообще, Генрих владел семью языками: английским, французским, испанским, немецким, итальянским, латынью и греческим. Как и любой принц того времени, он также изучил семь свободных искусств: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию. К ним стоит прибавить историю — необычайно популярную в XVI веке науку. Считалось, что из деяний людей прошлого можно черпать назидательные примеры. Генрих VIII очень любил произведения античных авторов, в частности рассказы о подвигах Александра Македонского. Наконец, король был неплохим поэтом и талантливым музыкантом: он прекрасно играл на лютне. Например, во время ухаживания за Анной Болейн Генрих положил на популярную в то время мелодию собственные стихи и подарил англичанам знаменитую песню «Зеленые рукава».

Историки, конечно, не называют Генриха VIII гуманистом, но подчеркивают, что в молодости он казался своим современникам образцом просвещенного ренессансного государя — покровителя ученых и людей искусства. Король приглашал ко двору художников, музыкантов и поэтов, дружил с Томасом Мором, неоднократно бывал у него в гостях и даже делил с ним скромную трапезу. Восшествие Генриха VIII на трон приветствовали все самые знаме­нитые ученые его времени. Например, Эразм Роттердамский считал его очень талантливым и многообещающим государем. Он писал:

«Это всесторонне одаренный гений. Король непрестанно учится; время, свободное от государственных дел, он посвящает чтению или проводит диспуты — которые обожает — с достойной восхищения вежливостью и необычайным спокойствием» П. Вроньский. Тюдоры. М., 2015. .

Томас Мор был о Генрихе не менее высокого мнения и посвятил молодому королю восторженную оду:

Он в благородном величье средь тысячи спутников виден,
И августейшая стать силой такой же полна.
На руку быстр он не меньше, чем сердцем исполнен отваги…
Пылкая сила в глазах, обаятелен облик…

…Истинно, это лицо — вестник достойной души.
Как рассудительный ум преисполнен зрелости мудрой…

Он для торговли моря отверзает.
Должности все в государстве, которые прежде негодным
В откуп давались, раздал людям достойнейшим он.

…Кто благородным рожден и с просвещенным умом,
Коего девять сестер То есть девять муз. омыли кастальскою влагой Кастальская вода — древнегреческое устойчивое словосочетание. Имеется в виду вода священного для греков кастальского источника, расположенного вблизи города бога солнца и покровителя искусств Аполлона — Дельф. В данном случае Томас Мор говорит, что Генрих VIII талантлив во всех областях деятельности, за которые отвечали музы, то есть в поэзии, музыке, театральном искусстве, танцах, истории и астрономии. , То есть девять муз.
Философией То есть философией как царицей наук. самой было ему внушено? Т. Мор. Поздравительная песнь на день коронации Генриха VIII // Томас Мор. Утопия. Эпиграммы. История Ричарда III. М., 1998.

К сожалению, это прекрасное начало оказалось иллюзией. Эразм Роттердам­ский приехал в Англию вскоре после коронации Генриха VIII, но уже в 1513 году покинул страну, разочаровавшись и в британских университетах, и в англий­ском короле. Томас Мор дослужился до поста лорд-канцлера, но в итоге лишился головы за то, что выступил против церковной реформы. Словом, из прекрасного ренессансного принца, преисполненного почтения к наукам и любви к искусствам, Генрих VIII довольно быстро превратился в обычного короля — не хуже, но и не лучше других.

Легенда 2. Он обожал рыцарские турниры и сам в них участвовал

Вердикт: это правда.

Генрих VIII действительно любил турниры, но в этом не было ничего необычного. Первую половину XVI столетия называют закатом эпохи рыцарства. Европейцы все еще зачитывались рыцарскими романами Например, в Англии огромной популярно­стью пользовался роман «Смерть Артура» (1485) Томаса Мэлори. , с большим удовольствием участвовали в турнирах или, если социальный статус, пол и здоровье этого не позволяли, от души наслаждались этим зрелищем. Даже на поле боя рыцарская конница все еще играла главную роль. То есть в этом случае Генрих VIII — всего лишь типичный пример достойного, по меркам своего времени, государя. Вот если бы он не одобрял турниры, то прослыл бы большим оригиналом, причем со знаком минус.

Впрочем, для Генриха VIII увлечение рыцарской тематикой было не только данью моде, оно вполне соответствовало склонностям короля. В молодости Генрих был настоящим атлетом. Высокий, широкоплечий, румяный, он мог провести весь день на охоте, а вечер и часть ночи — за танцами. Юный король Генрих VIII стал королем в семнадцать лет. виртуозно стрелял из лука, прекрасно играл в мяч (аналог современного тенниса), увлекался борьбой и даже футболом. Хотя последняя игра и счита­лась увлечением простолюдинов, Генрих упоенно носился по полю вместе со своими придворными и даже заказал себе специальную обувь — высокие, закрывающие лодыжку кожаные ботинки на рельефной подошве. Стоили они немало — четыре шиллинга (в переводе на современные деньги — примерно 100 фунтов).

Что касается турниров, то они были истинной страстью короля и организо­вывались с большой пышностью. На первом турнире своего царствования Генрих VIII не сражался, потому что тот был устроен по случаю коронации: только что вошедшему на престол государю обычай отводил роль зрителя. Зато Генрих с увлечением наблюдал, как рыцари, разделенные на «воинов Афины» и «воинов Дианы», сходились в поединках и участвовали в общей схватке Подробное описание этого турнира можно найти в хронике Эдуарда Холла. .

Пожалуй, самым роскошным турниром за годы правления Генриха VIII был бой, устроенный в честь рождения его сына Генриха в 1511 году. По приказу короля в специальной книге из 36 пергаментных листов создали иллюстри­рованный рассказ об этом состязании.

Генриху действительно было чем гордиться. Четыре рыцаря-претендента, в числе которых был и сам король, бросили вызов четырем рыцарям-ответчикам. Генрих VIII сражался под девизом «Верное сердце» и добился чистой победы — разбил свое копье о шлем соперника и выбил того из седла. Все трофеи Генрих VIII положил к ногам супруги Екатерины. К несчастью, радость триумфа вскоре омрачила трагедия: маленький принц Генрих умер, не прожив и двух месяцев.

Лучшим доказательством любви Генриха VIII к воинственным развлечениям является его коллекция доспехов. До наших дней дошло шесть комплектов, большинство из которых находятся в собрании Королевской оружейной палаты. Они демонстрируют превращение короля из стройного, подтянутого воина в весьма дородного мужчину. Любопытно, что доспехи эти очень разные, поскольку предназначались для разных видов состязаний. В 1520 году для Генриха изготовили уникальный, полностью закрывавший тело панцирь: плотно подогнанные стальные пластины прикрывали даже ягодицы и подко­ленные впадины. Очевидно, что сидеть в седле в таких доспехах невозможно — они делались для пеших поединков. Комплект 1514 года, напротив, предна­значался для конных сшибок. Помимо обычных элементов, он был оснащен еще и торчащей латной юбкой Латная юбка — часть доспехов, напоми­нающая юбку. Она могла состоять из несши­тых кожаных или металлических полос, а могла быть сплошной, как на доспехах Генриха VIII. , доходившей почти до колен, с широкими вырезами спереди и сзади. В конном бою эти разрезы надежно закрывались передней и задней луками Лука — приподнятый изгиб края седла. На рыцарских седлах луки были очень высокими: в доспехах 1514 года они закрывали Генриху пояс. рыцарского седла.

Хотя турниры XVI века — это уже скорее спорт или высокое искусство, а не смертельный бой, травмы были практически неизбежны. В 1524 году Генриха выбили из седла метким ударом в голову: копье противника прошло сквозь смотровую щель забрала. Его величество в тот же день смог продол­жить участвовать в состязаниях, но все же падение, не говоря уже о самом ударе, оказалось весьма ощутимым. Возможно, у Генриха было сотрясение мозга: когда монарха подняли, он нетвердо держался на ногах и не мог сфокусировать взгляд.

В 1536 году на турнире в Гринвиче король получил намного более серьезную травму. Он полетел на землю вместе с лошадью, закованной, как и сам монарх, в стальную броню. Упали они крайне неудачно — всадник оказался снизу. Неудивительно, что Генриха не удавалось привести в чувство целых два часа. К тому же у короля были серьезно травмированы ноги: по мнению современ­ных медиков, речь шла об осколочных переломах. Результаты оказались неуте­шительными — кости срослись, но Генрих начал заметно хромать, вскоре на ногах появились крайне болезненные незаживающие язвы Возможно, еще одной причиной состояния монарха стал диабет. . Король больше не мог участвовать в турнирах, начал стремительно набирать вес, у него появились головные боли и бессонница, окончательно испортился характер. К тому же спустя несколько дней после трагического турнира 1536 года у второй жены Генриха Анны Болейн начались преждевременные роды (как утверждала сама королева, из-за нервного потрясения и страха за жизнь супруга). Мальчик родился мертвым. Генрих лишился долгожданного наследника и безмерно горевал. Все это подводит нас к неутешительному выводу: Генрих VIII страстно любил турниры, но эта любовь стоила ему здоровья и, возможно, также стала причиной гибели его сына.

Легенда 3. Его род был проклят

Вердикт: это неправда.

С точки зрения любого профессионального историка, разговоры о прокля­тиях — это совершенно несерьезно. Конечно, в XVI веке многие европейцы увлекались оккультизмом — в частности, короли и аристократы регулярно прибегали к услугам астрологов. Считалось абсолютно нормальным составлять гороскопы и согласовывать свои действия с движением планет. Не меньшим успехом пользовалась и алхимия. Главной целью адептов этой науки было превращение неблагородных металлов в благородные — золото и серебро. Считалось, что эта трансмутация возможна при соблюдении двух условий: последовательности химических реакций и происходящего параллельно духовного совершенствования алхимика. Еще одной гранью проникнутой мистикой культуры XVI века была вера в существование ведьм и колдунов, способных насылать проклятия.

Однако в сохранившихся документах той эпохи нет решительно никаких сведений о злом роке, преследовавшем династию Тюдоров. Эта версия истории — плод фантазии романистов, обращавшихся с историческим материалом более чем произвольно. Пожалуй, самым заметным явлением такого рода стали романы современной британской писательницы Филиппы Грегори. Необходимо подчеркнуть, что изложенная в них теория в высшей степени фантастична. По версии Грегори, прародительницей рода Елизаветы Вудвилл, супруги Эдуарда IV Йорка, была кельтская богиня вод Мелюзина. В романах «Белая королева» и «Белая принцесса» подробно рассказано, что Елизавета Вудвилл и ее мать Жакетта Люксембургская обладали нешуточными магическими способностями: они могли насылать бури, дожди и туманы, предвидеть будущее и, конечно же, избавлялись от врагов при помощи колдовства. Например Елизавета якобы иссушила правую руку своего деверя Ричарда III. Тюдоры также пали жертвой проклятия Елизаветы. Эта семья должна была терять старших сыновей и в конце концов сгинуть, потому что мать Генриха VII Маргарет Бофор якобы организовала убийство старшего сына королевы-ведьмы Имеет смысл в нескольких словах пояснить выдвинутую Грегори теорию. Весной 1483 года умер муж Елизаветы — Эдуард IV Йорк. Его сыновья должны были унасле­довать трон, но их отстранил от власти родной дядя — младший брат Эдуарда IV Ричард Глостер. Принцев поместили в Тауэр, откуда они бесследно пропали осенью 1483 года. Историки не могут сказать, что с ними произошло. Филиппа Грегори предложила свою сомнительную версию событий: младшего сына якобы удалось отослать за границу, а старшего убили по приказанию матери Генриха VII Тюдора — Маргарет Бофор, которая хотела посадить на трон своего сына. Это убийство и стало причиной проклятия, постигшего род Тюдоров. В скобках отмечу, что обвинения в адрес Маргарет Бофор выглядят откро­венно смехотворно: их не поддерживает ни один исследователь. .

Но не будем торопиться. Проклятие Тюдоров — это откровенный обман. Зато Генрих VIII несколько раз говорил о своем собственном, индивидуальном проклятии. Напомню, что первый брак Генрих заключил с испанской принцес­сой Екатериной Арагонской, которая до того, как стать его супругой, несколько месяцев была замужем за старшим братом короля Артуром Тюдором. Екате­ри­не никак не удавалось родить здорового наследника престола, и, , Генрих пришел к выводу, что его брак с Екатериной проклят, потому что женитьба на вдове — страшный грех Подробнее о разводе Генриха VIII см.: Д. Лоудз. Генрих VIII и его королевы. М., 1997. . В итоге король решил развестись.

Во второй раз мысль о проклятии пришла Генриху при аналогичных обстоя­тельствах. Его вторая жена Анна Болейн также не подарила монарху сына. В 1533 году она произвела на свет дочь — будущую великую королеву Елизавету I. В 1534 и 1536 годах у Анны произошли выкидыши. Генрих разочаровался и во второй супруге: он публично сетовал, что этот союз тоже проклят. На этот раз уже покойной Екатерине Арагонской отводилась роль невинной жертвы, а Анне Болейн — бесчестной соблазнительницы, разрушительницы домашнего очага R. Warnicke. The Rise and Fall of Anne Boleyn: Family Politics at the Court of Henry VIII. Cambridge University Press, 1991. .

Очевидно, что Генрих VIII был человеком увлекающимся, склонным, во-первых, менять мнение под влиянием обстоятельств и, , винить в своих бедах других. Но у этой «проклятой» истории счастливый конец. Третья жена монарха Джейн Сеймур в 1537 году все-таки родила долгожданного наследника, король успокоился и о злом роке больше не упоминал.

Легенда 4. Генрих VIII был параноиком и везде видел заговоры

Вердикт: это неправда.

Генрих VIII имеет, что называется, устойчивую репутацию параноика. Этот стереотип настолько распространен, что вездесущие британские ученые проанализировали «историю болезни» короля и пришли к нетривиальному выводу: характер Генриха VIII к старости стал совершенно невыносимым, потому что государь в течение жизни получал многочисленные травмы головы, а самой серьезной из них было упомянутое падение с лошади на турнире 1536 года M. E. Habicht, F. M. Galassi, F. J. Rühli. Henry VIII’s Head Trauma // The Lancet Neurology. Vol. 15. Issue 6. 2016. . Выдвигались и другие медицинские теории.

С точки зрения историков, на паранойю ситуация определенно не тянула, да и травмы головы здесь, скорее всего, ни при чем. Характер и мировос­приятие короля менялись постепенно, с годами он становился все более властным и в конце концов превратился в крайне жесткого, не терпящего возражений правителя, но, что очень важно подчеркнуть, вполне здорового ментально. Многие современники считали Генриха VIII тираном, но никто не называл его безумным королем.

Для того чтобы разобраться в вопросе подробнее, стоит вспомнить, кем были жертвы Генриха VIII. Казнил ли он просто так, в припадке умопоме­шательства, или действия короля всегда имели причину? Когда речь заходит о тирании Генриха VIII, в первую очередь вспоминают о казни двух его жен — Анны Болейн в 1536 году и Екатерины Говард в 1542-м. Обе казни имели смысл, они не были оправданы с моральной точки зрения, но подданные понимали, почему король поступил именно так. Анна Болейн начала крайне раздражать Генриха и не родила ему сына. Это, конечно, не повод для казни, но англичане с готовностью приняли такой шаг монарха: Анна была чудовищно непопулярна. Екатерина Говард, по меркам той эпохи, и вовсе сама напросилась на плаху, потому что почти открыто изменяла мужу. Жертвами Генриха VIII стали также несколько его министров: в 1530–1540 годы арестовали Томаса Уолси, Томаса Кромвеля и Томаса Мора. Уолси повезло, он умер вскоре после заключения под стражу. Кромвель и Мор взошли на эшафот. В этом случае важно подчеркнуть: все трое были выведены из игры по рациональным соображениям. Генрих расчет­ливо убирал с дороги тех, кто не желал или не мог проводить намеченную им по­литическую линию. Среди жертв Генриха VIII было немало католических священников, не спешивших поддержать Рефор­мацию Например, в 1539 году был казнен настоятель аббатства Рединг Хью Фарингдон. , а также радикальных протестантов, требовавших более серьезных перемен. Казнил Генрих и тех, кто мог по праву крови претендовать на корону Англии. Точное число осужден­ных — предмет дискуссий, но оно точно было больше, чем у предшественников Генриха VIII или в правление его детей.

К концу жизни Генрих стал крайне подозрительным, не соглашаться с ним было откровенно опасно. Придворные очень боялись сказать не то и попасть под горячую руку. Этот страх нашел отражение в легенде о последних минутах жизни короля. Поговаривали, что собравшиеся у его постели придворные не сразу поняли, что он скончался. Они опасались, что жестокий монарх просто притворяется, чтобы узнать, как поведут себя верные слуги. Но является ли тирания формой безумия, каждый уже решает для себя сам.

Легенда 5. Он казнил жен, потому что подозревал их в колдовстве

Вердикт: это неправда.

Семейная жизнь Генриха VIII заметно отличалась от общепринятых стандар­тов. Король был женат шесть раз, при этом только две его супруги имели достойное происхождение. От монарха ожидали, что он выберет в жены иностранную принцессу, которая сможет принести новые дипломатические связи и желательно солидное приданое. Именно такой завидной партией была первая супруга Генриха Екатерина Арагонская — дочь правителей могуще­ственной и богатой Испании. По политическим соображениям Генрих заклю­чил и свой четвертый брак, с Анной Клевской, происходившей из аристокра­тического немецкого дома Ламарк.

Важно подчеркнуть, что с такой женой приходилось считаться. Ее нельзя было заточить в монастыре и тем более отправить на плаху без серьезных полити­ческих последствий. Да и обвинить ее можно было не во всем. Например, немыслимо было выдвинуть против урожденной принцессы обвинения в колдовстве. А вот с женами, выбранными из числа собственных подданных, церемониться было определенно не нужно. Генрих VIII приказал казнить свою вторую супругу Анну Болейн и пятую Екатерину Говард, однако такая опасность грозила и остальным. Джейн Сеймур, третьей жене, Генрих не раз напоминал, что, если она не хочет последовать за Анной Болейн, ей не стоит вмешиваться в политику. Последняя супруга короля Екатерина Парр также не чувствовала себя в безопасности, Генрих неоднократно принимал решение о ее аресте, но в последний момент отменял свое распоряжение.

Иными словами, жена-англичанка была фактически собственностью короля. Казнить ее было легко, покорные судьи в любом случае одобрили бы королев­скую волю, и обвинения формулировались произвольно: ни о каких скрытых подозрениях, которые Генрих VIII не решился бы включить в приговор, не могло быть и речи.

В случае с Анной Болейн главной причиной казни стало разочарование капризного монарха. Он добивался Анны почти десять лет, добился ценой разрыва отношений с папством (см. ниже). Она торжественно обещала родить королю сына, но родила только дочь. , Генрих решил, что Анна его обманула. В мае 1536 году ее арестовали и поместили в Тауэр. Королеву обвинили в супружеской измене: у нее якобы была связь с пятью мужчинами, в том числе с собственным братом. Финальный вердикт звучал следующим образом: государственная измена (супружеская неверность королевы угрожала престолонаследию), измена, инцест. Все написанное в обвинительном прото­ко­ле было вымыслом, однако тут гораздо важнее другое — о колдовстве не было сказано ни слова. Единственная сомнительная зацепка для сторонников этой версии — развернутое описание замысловатых приемов обольщения, с помо­щью которых Анна добилась любви Генриха Letters and Papers, Foreign and Domestic, of the Reign of Henry VIII: Preserved in the Public Record Office, the British Museum, and Elsewhere in England. Vol. 10. London, 1887. . Король мог в сердцах сказать, что до свадьбы был буквально околдован красотой Анны, но ведьмой ее определенно не считал.

В случае Екатерины Говард не было даже тени подозрения в связи с нечистой силой. Эта супруга Генриха VIII отправилась на плаху, по меркам времени, вполне справедливо. Екатерина и до замужества не отличалась целому­дрием: в девичестве у нее было как минимум двое возлюбленных. Однако красота девушки и значи­тельная разница в возрасте (Генриху было 49 лет, а его молодой жене — всего 20) вскружили королю голову. Он образом не заметил, что Екатерина уже имела интимный опыт, осыпал жену подарками, устраивал для нее празд­ники и даже казался помолодевшим. Идиллия закон­чилась довольно быстро. Через неполных два года после свадьбы Генрих VIII узнал, что ему изменяют. Допросы «друзей» королевы не оставили сомнений — после свадьбы она завела сначала одного любовника, а затем и второго. Генрих, конечно, разгневался и очень жалел себя, но о колдовстве никто не упоминал.

Легенда 6. Генрих VIII начал Реформацию, только чтобы развестись

Вердикт: это отчасти правда.

В отличие от других мифов о Генрихе VIII эта версия событий не выглядит полным абсурдом. Стремление расторгнуть брак с первой женой Екатериной Арагонской действительно один из главных побудительных мотивов церковной реформы. Напомню, что Генрих VIII страстно желал получить наследника и, по традиции того времени, обвинял в его отсутствии Екатерину. Обществен­ное мнение XVI века всегда относило проблемы с деторождением на счет женщи­ны. Екатерина Арагонская категорически отказалась уйти в монастырь и тем самым освободить мужа. Пришлось обращаться за содействием к рим­скому папе. Католическая вера исключала возможность развода, но брак можно было аннулировать по трем причинам:

1) Неспособность одного из супругов к деторождению.

У Генриха и Екатерины была вполне здоровая дочь Мария, к тому же в 1511 году у них родился сын. К сожалению, мальчик умер, не прожив и двух месяцев.

2) Церковный брак не скреплен физическим союзом жениха и невесты.

Очевидно, что в данном случае брак скреплен был, причем неоднократно.

3) Недопустимая с канонической точки зрения степень родства супругов.

И вот здесь было за что зацепиться. До того как выйти замуж за Генриха VIII, Екатерина была обвенчана с его старшим братом — принцем Артуром. К несчастью, Артур умер вскоре после свадьбы, к тому же Екатерина, , осталась целомудренной. Неудивительно, что союз между Генрихом и Екатериной сочли вполне приемлемым. В 1527 году Генрих VIII, к тому времени проживший с женой 18 лет, неожиданно «вспомнил» о родстве и начал бракоразводный процесс.

Для благополучного завершения дела требовалось согласие римского папы. Однако Климент VII боялся вызвать неудовольствие всемогущего племянника Екатерины Арагонской — правителя Священной Римской империи и короля Испании Карла V. Переговоры, изначально обреченные на провал, велись шесть лет, но в конце концов терпение английского короля иссякло: он решился разорвать канонические отношения с римским папой. В 1533 году Генрих женился на Анне Болейн, а в 1534-м провозгласил себя главой британской Церкви.

Однако развод был далеко не единственной причиной церковной реформы. Если бы дело обстояло так, то Генрих мог ограничиться объявлением независимости от Рима и на этом остановиться. Однако, король пошел гораздо дальше. Попробуем разобраться в других причинах, по которым британский монарх поддержал Реформацию.

Каноническая зависимость от Рима раздражала англичан с давних времен. Еще в XIV веке очень популярный проповедник Джон Уиклиф требовал сделать Библию доступной для всех (перевести ее с латыни на английский язык), отрицал право Церкви на владение имуществом, выступал против догмата о непогрешимости папы и церковных налогов, не одобрял праздность монахов. Идеи Уиклифа поддерживали не только обычные англичане, но и многие аристократы. Лучшим доказательством этой поддержки можно считать неспособность Рима добиться осуждения Уиклифа: его не только не казнили, но даже не отлучили от Церкви. О том, насколько популярны были взгляды Уиклифа, лучше всего свидетельствуют знаменитые «Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера. Самыми гадкие персонажи этой книги — сборщик церковных податей и продавец индульгенций: они жадны, беспринципны, циничны и распутны.

В Англии начала XVI века движение за реформу Церкви было очень заметным. Проведенная Генрихом VIII Реформация полностью отвечала интересам большинства англичан. Король приказал перевести Библию на английский, и она стала народной книгой, самым читаемым изданием на Британских островах. Генрих VIII распустил монастыри, и хотя англичане осуждали имевшие при этом место злоупотребления (например, нередко случавшиеся разграбления обителей), в целом они это горячо одобрили. Ликвидация монастырей и передача их имущества в королевскую казну не просто обогатили монарха: основная часть земель были пущены на продажу, их приобрели мелкопоместные дворяне и фермеры, и это способствовало развитию товарного сельского хозяйства.

Давайте подытожим. В этом случае личные интересы короля и желания большинства англичан совпадали. Рискну предположить, что Англия в любом случае не осталась бы католической — интересы британской монархии и Рима расходились слишком сильно, но уникальное стечение обстоятельств позво­лило англичанам получить свою церковную организацию, умеренно реформи­рованную и подходящую именно для них.

Легенда 7. Он принял закон о тунеядстве, по которому всех просящих милостыню нужно было казнить

Вердикт: это не совсем правда.

Генрих VIII действительно принял суровые законы против нищих и бродяг, но для того, чтобы правильно оценить эту меру, необходимо помнить: он был далеко не первым королем, сурово каравшим тех, кто желал пожить за счет других. В законах о нищих речь шла преимущественно о тунеядцах, здоровых физически, но по разным причинам предпочитавших просить милостыню.

Первый «антинищенский» акт приняли в 1349 году, после самой страшной эпидемии чумы за всю историю человечества, так называемой Черной смерти, от которой Британия очень сильно пострадала. Чума XIV века в разных районах унесла от половины до двух третей населения. Неудивительно, что эпидемия породила в том числе социальные эксцессы. Закон о рабочих 1349 года обязывал наниматься на службу всех здоровых людей до 60 лет, а также под страхом тюремного заключения запрещал оказывать помощь бодрым на вид попрошайкам. Правда, соблюдался закон не очень хорошо, и в 1351 году его в том же виде приняли во второй раз: власти посчитали, что это может улучшить ситуацию.

Разумеется, находились и желающие обойти эту норму. В Лондоне и других английских городах XIV–XVI веков нередко проходили суды над мнимыми нищими, то есть над теми, кто симулировал увечья. Они делали это с помощью воска, краски и кусков мяса, имитировавших кожные болезни и ранения, а также прятали под одеждой якобы отсутствующие конечности. Таких людей выставляли к позорному столбу и сажали в тюрьму. Именно на борьбу с профессиональными нищими был нацелен Кембриджский устав 1388 года: он запрещал попрошайкам покидать пределы своей сотни (административной единицы). При таком порядке прекрасно знавшие друг друга соседи получали возможность оказывать помощь только тем, кто действительно в ней нуждался.

В 1494 году при Генрихе VII приняли закон о бродягах и нищих. Их предпи­сывалось заключать в колодки на три дня, не давать им ничего, кроме хлеба и воды, а затем выпроваживать из города. Способные к работе люди должны были обращаться в свою родную сотню или туда, где они жили в последнее время.

При Генрихе VIII число нищих увеличилось по двум причинам. Во-первых, терзавшие Англию эпидемии несколько ослабли и население начало расти. Во-вторых, часть монахов и людей, работавших в монастырях, не смогли или не пожелали найти другие источники существования и влились в число бродяг. В 1530 году Генрих подписал закон о наказании нищих и бродяг. С одной стороны, этот акт ужесточал наказание за попрошайничество: колодки заменялись на плети и кнут, а в случае неоднократных нарушений виновному и вовсе грозила смертная казнь. С другой, этот закон не был абсолютным злом. Напротив, в нем наконец провели четкое разграничение между теми, кто не мог работать, и трудоспособными людьми, предпочитавшими побираться. Генрих VIII постановил: «немощные нищие», то есть те, кто не в состоянии себя обеспечить (по возрасту или состоянию здоровья), не должны умирать с голоду. Они получали официальное право просить милостыню, но только в преде­лах своей сотни. Эти люди также могли рассчитывать на помощь от приходских властей. Все репрессивные меры касались исключительно так называемых «закоренелых нищих» (sturdy vagabonds). Однако под действие закона попадали и безработные, которым не удавалось найти себе место.

И все же делать из Генриха VIII монстра не стоит. Его способы борьбы с нищими мало отличались и от предыдущих, и от актов, принятых во второй половине XVI века, при Эдуарде VI и Елизавете I.

Легенда 8. За время своего правления Генрих VIII растратил всю английскую казну

Вердикт: это неправда.

Чтобы разобраться в этом мифе, прежде всего необходимо установить, в каком состоянии находились английские финансы на момент воцарения Генриха VIII. Его отец — Генрих VII — был, во-первых, одаренным финансистом и, во-вторых, крайне скупым человеком. Он тратил деньги с очевидной неохотой. В частности, его двор, по меркам эпохи, был довольно скромным. Основатель династии Тюдоров не заводил дорогих фавориток и не передоверял финансо­вые потоки своим любимцам. Напротив, он окружил себя преданными, грамот­ными людьми, работавшими на благо государства. Наконец, королевские доходы в его царствование существенно увеличились — и не только за счет ввода новых налогов и увеличения размера старых. Генриху VII случалось и торговать государственными должностями, и брать денежные залоги с дворян и аристо­кратов, чья верность вызывала сомнения, и использовать другие сомнительные методы обогащения. Пожалуй, лучшим примером такой финансовой политики является знаменитая вилка Мортона. Речь о канцлере Англии Джоне Мортоне, который, если верить «Истории» Фрэнсиса Бэкона, оправдывал повышение налогов следующим образом: те, кто живет скромно и экономит, могут позволить себе уплатить налоги, ведь они скопили доста­точно; те, кто живет в роскоши и транжирит деньги, привыкли тратить много, а значит, и налоги для них не станут тяжким бременем F. Bacon. The History of the Reign of King Henry the Seventh. Cornell University Press, 1996. . Итак, благодаря удачной (для короля) финансовой политике и экономному расходованию средств Генриху VII удалось скопить немалые суммы. Он оставил своему преемнику полную казну и стабильное государство.

Генрих VIII тратил намного больше — его двор слыл одним из самых роскошных. Он обожал наряжаться (чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на многочисленные портреты короля), его жены также носили самые дорогие платья и имели огромный штат прислуги. Поражали своим размахом и придворные празднества. Например, торжества по случаю коронации Анны Болейн длились не два дня, как это было принято, а целых четыре — с 29 мая по 1 июня 1533 года. Желающие узнать о них подробнее могут ознакомиться с опубликованным по приказу Генриха отчетом — «Благородная торжественная коронация королевы Анны». Разумеется, не все деньги уходили на праздники и красивую жизнь. В отличие от отца, который избегал военных конфликтов, Генрих VIII дважды воевал с Францией и конфлик­товал с Шотландией. Однако о растрате казны говорить по меньшей мере некорректно. Генрих VIII, , унаследовал финансовый талант отца и продолжил укреплять государственный аппарат. Денег в казне в самом деле стало меньше, но и серьезного дефицита не было.

Легенда 9. Генрих VIII до конца своих дней оставался католиком

Вердикт: это скорее неправда.

Итак, поводом для разрыва канонических связей с Римом стало решение Генриха VIII аннулировать брак с неспособной родить наследника Екатериной Арагонской. Папа был категорически против, так как опасался вызвать гнев племянника Екатерины — императора Карла V Габсбурга. В ответ на отказ подчиняться папе Климент VII отлучил Генриха от Церкви — более того, объявил английский трон вакантным. Каким образом при этом английский монарх мог остаться католиком? Роман без взаимности явно не был его стихией. Конечно, отлучения королей от Церкви случались и раньше (например, с английским государем Иоанном Безземельным), но, в отличие от своих предшественников, Генрих не пытался помириться с Римом, а начал церковную реформу.

Бесспорно, в годы правления Генриха VIII англиканское вероисповедание только формировалось, оно пока еще мало отличалось от католичества. Давайте пройдемся по главным догматическим расхождениям. Первым шагом английской реформации стал Акт о супрематии 1534 года. В соответствии с ним король провозглашался главой национальной Церкви. Очевидно, что Генрих был главным выгодоприобретателем — лицом, максимально заинтересованным в сохранении данного закона. В 1536 году был принят первый доктринальный документ Англиканской церкви «Десять статей», представлявший собой причудливую смесь католических и протестантских догматов. В них отрицался канонический авторитет папы и почитание святых и в то же время сохранялось католическое учение о чистилище. С одной стороны, воспроизводился ключевой тезис основателя протестантизма Мартина Лютера — для оправдания человека перед Богом нужна прежде всего вера, — а с другой, сохранялось обязательное посещение мессы, которую продолжали служить на католический лад. Дальше — больше. В 1536–1540 годах распустили монастыри, а их иму­щество передали в королевскую казну, и понятно, что еще и поэтому Генриху было выгод­но придерживаться избранного курса, и именно это он и делал. В 1537 году появился официальный перевод Библии на национальный язык, а в 1538 всем церквям было приказано закупить по экземпляру. Очевидно, что латынь в те времена знали немногие, и неудивительно, что эта мера вызвала колоссальный положительный резонанс. Король не был исключением, как и все, он решительно предпочитал английскую Библию латинской.

В чем же корни этой легенды? Только в том, что Генрих VIII не пожелал реформировать церковные службы. При нем духовные обряды почти не изменились, так как король руководствовался в высшей степени продуктивным правилом: если прекрасно работает и не мешает, в реформах нет необходимости. И это дает нам возможность взглянуть на проблему вероисповедания Генриха VIII с другой стороны, глазами современников событий и ближайших потомков. Мы знаем, что начатая Генрихом церковная реформа положила начало целой эпохе религиозной нестабильности — в Англии борьба между католиками и протестантами затянулась минимум до середины XVII века. Любопытно, что участники противостояния обращали внимание не столько на догматы, сколько на церковные службы и религиозные практики. Камнем преткновения стал вопрос о литургической службе Католической церкви — мессе. Предполагалось, что мессу посещают католики и не признают протестанты. В рамках этой логики Генриха VIII можно назвать католиком, так как он не только сам посещал мессу, но и требовал того же от своих подданных.

И все же разрыв с Католической церковью произошел. Еще раз подчеркну, именно Генрих VIII был главным архитектором и самого разрыва, и новых религиозных догматов. Англия отошла от католичества, ее государь уже определенно не был католиком, но и протестантом не стал. В правление дочери Генриха Елизаветы I Британия получит свою национальную Англиканскую церковь, которая тоже устроит далеко не всех. Католики будут требовать возвращения истинной веры, протестанты — завершения церковных реформ. Пока же, в самом начале пути, вынести четкий вердикт вряд ли возможно: в католик, в протестант, то есть типичный англичанин, который делает все .

Легенда 10. Диккенс считал Генриха VIII мерзавцем и «сальным пятном на истории Англии»

Вердикт: это правда.

Чарльз Диккенс был автором не только популярных романов. В 1853 году он написал «Историю Англии для юных», адресованную в первую очередь его собственным детям Диккенс был многодетным отцом: у него родилось семь сыновей и три дочери. Почти все дети, за исключением младшей дочери Доры (1850–1851), дожили до взрослого возраста, что было большой удачей. . Это очень увлекательный, живой и интересный рассказ о прошлом Британии, который будет полезен не только маленьким читателям. Однако Генриху VIII в этой версии истории откровенно не повезло. Король описан без всякого пиетета. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать название первой из двух глав, посвященных правлению Генриха: «Англия времен Генриха Восьмого, прозванного Толсто­щеким Хэлом или Жирным Гарри (1509–1533)». В заглавии не просто звучит насмешка: оно откровенно противоречит историческому материалу. И дело даже не в том, что короля никогда так не величали. В молодости Генрих VIII был строен, как тополь, к 1533 году он уже немного поправился, но оставался мужчиной среднего телосложения.

Разумеется, насмешками над внешностью Генриха Диккенс не ограничился. Он утверждал, что это «один из величайших злодеев, живших на белом свете» Ч. Диккенс. История Англии для юных. М., 2007. . В сочинении можно найти следующие нелестные эпитеты: «самодовольный задира», «вылитый боров», «жирный негодяй» и так далее. Чем же Генрих заслужил столь резкие выражения? Во-первых, Диккенс, будучи человеком довольно строгих правил, категорически не одобрял развод Генриха с его первой женой Екатериной Арагонской и подчеркивал, что она была верной и преданной супругой. Внешняя политика Генриха, его вмешательство в европейские войны казались Диккенсу крайне неудачными. Не меньшее возмущение романиста вызывало «не прекращавшееся метание между рефор­мированной и нереформированной религией». По его мнению, следовало бы сразу учредить в стране настоящую англиканскую веру, чтобы освободить англичан, находившихся «в рабстве у священников». Наконец, Диккенс горячо осуждал казни, оплакивал судьбу Томаса Мора, жен Генриха и других жертв его тирании. Заканчивается рассказ о его правлении следующими словами:

«И то, что был он кровопийцей и злодеем, настоящим извергом рода человеческого, и запятнал историю Англии кровью и грязью, — чистая правда» Там же. .

А теперь давайте еще раз подумаем, почему Чарльз Диккенс превратил рассказ о правлении Генриха VIII в настоящий злобный пасквиль. Симпатия писателя к протестантам очевидна, но дело не только в ней. Личность и правление Генриха категорически противоречили всем убеждениям Диккенса. Помните, как яростно он критиковал пороки британского общества XIX века в своем романе о приключениях Оливера Твиста? Между тем для виктори­анской Англии эпоха Тюдоров была настоящим идеалом, «добрым старым временем», недосягаемым образцом для подражания. Очевидно, что образец должен был вызвать у него не меньшее негодование, чем ненавистный XIX век. К тому же Диккенс не был сторонником сильной центральной власти, и укрепление трона в правление Генриха VIII казалось ему отвратительным насилием над поддан­ными. Что уж говорить о легкомыслии короля: в чопор­ную, застегнутую на все пуговицы Викторианскую эпоху шесть браков Генриха выглядели в высшей степени экстравагантно. Иными словами, в Генрихе VIII воплотилось буквально все, что раздражало Диккенса, и он вволю перетасовал исторический материал, чтобы дать выход своему гневу.

Что такое хоумстейджинг: принципы и чек-лист предпродажного стейджинга квартиры

Чтобы продать жилье или сдать квартиру быстрее и выше среднерыночной цены, часто обращаются к предпродажной подготовке и хоумстейджингу. Между этими понятиями есть разница, но часто обе услуги оказывают одновременно.

Что такое хоумстейджинг

  • Хоумстейджинг, он же хоум стейджинг (от английского home staging — «инсценировка дома») — это подача квартиры в выгодном ракурсе, например, перед фотосъемкой на объявление о продаже / сдаче в аренду. Красивые кадры помогают покупателю лучше представить свою жизнь в пока еще чужом доме.
  • Предпродажная подготовка — это наведение порядка и мелкий ремонт. Благодаря небольшим косметическим изменениям квартира становится более привлекательной, обычно это позволяет повысить стоимость жилья.
  • Комбо предпродажной подготовки и хоумстейджинга — это подготовка специалистом квартиры к проживанию. Обычно ее проводят в новых домах с отделкой от застройщика: сначала делают мелкий ремонт (предпродажная подготовка), затем меблируют и декорируют (хоумстейджинг).

Дизайнеров, которые занимаются грамотной подготовкой квартиры к аренде или продаже, называют хоумстейджерами.

В этой квартире сделали небольшую перестановку, добавили некоторые предметы мебели — пространство стало визуально законченным. На фото: интерьер гостиной в квартире 63,6 кв.м в г. Санкт-Петербурге. В кадре диван Нумо от divan.ru. Дизайнер: Ксения Леванова; стилист: Нина Симонова; фотограф: Анна Скударь

Товары, как на фото, на divan.ru

32 990 руб. 51 190 руб.
5290 руб. 6490 руб.
51 990 руб. 74 990 руб.
18 990 руб. 20 990 руб.
1990 руб. 2490 руб.

Какие задачи решает хоумстейджинг

  • Увеличивает привлекательность квартиры, скрывает или нивелирует недостатки. Грамотный хоумстейджер увидит и подчеркнет достоинства квартиры, о которых вы сами можете даже не подозревать.
  • Расширяет аудиторию потенциальных покупателей. С помощью хоумстейджинга интерьер квартиры делают универсальным, подходящим разным группам людей.
  • Повышает стоимость аренды или продажи жилья. Отремонтированные и хорошо оформленные квартиры, как правило, продаются дороже рынка.
  • Позволяет продать квартиру быстрее. Уютное, аккуратное и продуманное жилье создает хорошее первое впечатление, поэтому покупатели меньше раздумывают, решаясь на сделку.

Цвет — самый работающий способ произвести хорошее первое впечатление. На фото: интерьер квартиры 42 кв.м, ЖК «Спутник». В кадре диван Линс и кресло Лонди — все от divan.ru. Хоумстейджер: Ольга Картвелишвили, агентство HSPROFI; фотограф: Константин Пырьев

Товары, как в проекте, на divan.ru

26 990 руб. 45 990 руб.
39 990 руб. 44 990 руб.
42 990 руб. 66 990 руб.
14 990 руб. 16 490 руб.
6990 руб. 8990 руб.
12 990 руб. 15 990 руб.

Почему хоумстейджинг работает

Хоумстейджер работает на стыке двух профессий — дизайнера и маркетолога. Перед тем как приступить к работе, он проводит маркетинговое исследование: оценивает сильные и слабые стороны недвижимости, изучает целевую аудиторию и ее потребности. В соответствии с полученным результатом оформляет квартиру и проводит рекламную кампанию — представляет недвижимость в лучшем свете.

Многие интерьерные дизайнеры буквально специализируются на инвестпроектах и инвестнедвижимости. Они точно знают, что понравится потенциальному покупателю или арендатору. На фото: интерьер квартиры 25,3 кв.м, ЖК «Мичуринский парк». В кадре диван Эби Мини от divan.ru. Рум-тур, героиня: Яна Раицкая (@‌raitskaya); хоумстейджер: Ольга Мирзабаева (@‌olga_mirzabaeva); фото из личного архива героини

Товары, как в проекте, на divan.ru

54 990 руб. 78 990 руб.
9990 руб. 13 990 руб.
17 990 руб. 19 990 руб.
12 090 руб. 10 490 руб.

Порядок действий при хоумстейджинге

1. Сделать косметический ремонт

Быстро продать квартиру помогает легкий косметический ремонт (он же престейджинг, или предпродажный ремонт). Делают его для того, чтобы ничто не испортило первое впечатление от квартиры. Например, убирают на потолке желтое пятно от старой протечки — иначе потенциальный покупатель может посчитать, что потолок течет регулярно. Также избавляются от ржавых смесителей, прикручивают оторванные плинтусы и дверные ручки — в подготовку недвижимости к продаже входит исправление любых бросающихся в глаза недочетов.

С чего начинать в рамках предпродажного ремонта:

  • Починить все сломанное. При подготовке жилья к показу потенциальным покупателям важно убедиться, что в квартире не осталось ничего нефункционирующего. Обратите внимание на плинтусы, карнизы, дверные и оконные ручки, петли дверей. Если что-то оторвалось, отклеилось или работает не так, как полагается, — нужно отремонтировать.
  • Создать нейтральный фон. Если у вас обои с рисунком или стены выкрашены в яркие оттенки, это может оттолкнуть покупателей еще на этапе просмотра фото. Выигрышнее всего смотрятся светлые однотонные стены. Для покраски понадобится грунтовка, которая закроет цветной фон, и светлая краска.

Квартира выглядела устаревшей. Отсутствовало зонирование, мебель была расставлена хаотично и находилась в «уставшем» состоянии, цвета отделки и предметов интерьера не сочетались между собой. Перекрасив стены и плинтусы в белый, заменив мягкую мебель, расставив цветовые акценты, хоумстейджер преобразовал комнату — теперь интерьер выглядит современно. На фото: интерьер квартиры 72 кв.м в г. Сочи. В кадре диван Соланс от divan.ru. Дизайнер: Евгения Куликова; фотограф: Виола Заварзина

  • Побелить потолок. Если в квартире обычный потолок, на котором есть пятна, их нужно обязательно закрасить.
  • Заменить смесители. Старые ржавые смесители со сколами и известковыми разводами резко ухудшают впечатление от ванной. Новые, даже недорогие, выглядят лучше и делают помещение визуально ухоженным.
  • Привести в порядок пол. Протертый линолеум или деревянные полы с облезшей краской тоже не улучшают внешний вид жилья. Если с покрытием совсем все плохо, стоит обновить краску или положить новый недорогой линолеум. Картинка станет на порядок лучше.

Чтобы привести балкон в порядок, старую некрасивую плитку на полу и подоконнике заменили на матовый керамогранит. Балкон дополнили мягкой кушеткой, чтобы на ней можно было лежать с ногами. На фото: интерьер балкона в квартире 42 кв.м в г. Москве. Дизайнер: Дарья Курчанова, студия Вonum.design; фотограф: Полина Полудкина

Совет: горшки, столик и стулья можно взять в аренду или попросить у знакомых, если вы делаете хоумстейджинг самостоятельно. Искусственный газон шириной три метра стоит 300 рублей за метр.

2. Навести порядок

Чистота и порядок позволят улучшить пространство визуально без дорогого ремонта. Проще всего пригласить профессиональный клининг: специалисты отмоют пожелтевшую сантехнику, сделают швы между плитками снова белыми и уберут даже самую застарелую грязь. Стоимость вашего жилья поднимется, если оно будет идеально чистым, а значит, и затраты на клининг окупятся.

Важно: чтобы квартира хорошо выглядела на фотографиях и не отталкивала еще на моменте просмотра объявления, хоумстейджеры просят хозяев убрать из кадра все личные вещи. Одежда, фотографии и бытовые мелочи создают визуальный шум и портят впечатление.

Что обязательно сделать во время уборки:

  • Отмыть санузел. Почистить сантехнику (санузлы даже с хорошим ремонтом, но пожелтевшей ванной отталкивают визуально). По возможности надо почистить/перезаполнить швы между плитками, заменить шторку для душа.

Перед фотографированием нужно убрать из ванной все личные вещи — бытовую химию, шампуни, зубные щетки, косметику. Представьте ванную комнату в гостинице: в ней нет ничего, кроме сантехники и туалетной бумаги. Для хоумстейджинга важно оставить санузел в таком же виде.

Пустые полки и раковина без разноцветных баночек с кремами и зубной пасты смотрятся бедно, поэтому поставьте на них нейтральные декоративные элементы

  • На фото 1: интерьер санузла в квартире 23 кв.м в г. Москве. Дизайнер: Анастасия Заркуа; стилист: Ольга Олейникова; фотограф: Роман Алексеев
  • На фото 2: интерьер санузла в квартире 72 кв.м, ЖК «Огни». Архитектор: Алиса Басова; стилист: Дарья Ишкараева; фотограф: Сергей Красюк
  • На фото 3: интерьер санузла в квартире 50 кв.м в г. Красногорске. Дизайнер: Марина Новикова (@ma_kova); фото из личного архива дизайнера
  • На фото 4: интерьер санузла в квартире 64 кв.м в г. Екатеринбурге. Дизайнер и декоратор: Алена Галкина; автор идеи и инвестор: Андрей Галкин; фото из личного архива дизайнера
  • На фото 5: интерьер санузла в квартире 28 кв.м, ЖК «Городские истории». Дизайнеры: Варвара Шалито и Валерия Нестеренко; фото из личного архива дизайнеров
  • Навести порядок на кухне. Удалить весь жир с кухонного гарнитура, бытовой техники и фартука, отмыть окно и пол.

С рабочей поверхности и открытых полок нужно убрать все, кроме бытовой техники (чайника и микроволновки). Освободить важно и другие поверхности, например, стол и подоконник — на них не должно оставаться посторонних вещей. Так кухня будет выглядеть на фото значительно лучше.

Со столешницы убрано все лишнее, что может цеплять взгляд

  • Фото 1: iStockphoto.com
  • На фото 2: интерьер кухни-гостиной в квартире 107 кв.м в г. Долгопрудном. Дизайнер: Юлия Люблянова; декоратор: Варвара Калитская; фотограф: Михаил Чекалов
  • Убрать лишние вещи. Чем свободнее поверхности, тем приятнее комната выглядит на фото. Для гостиной, спальни или прихожей правила одни и те же. Обычно убирают с вешалок всю одежду, включая верхнюю, прячут обувь, детские игрушки и личные вещи: косметику, украшения, фотографии. Можно оставить книги и мелкий декор.

Совет: если вы планируете продолжать жить в квартире, пока она продается, лучший выход — убрать личные вещи в закрытые шкафы, контейнеры или сумки, сделать фото для объявления, а потом разложить все обратно.

В кухне на фото выше стены и радиаторы перекрасили в голубой оттенок, а кривой стол заменили. Добавили декор, сфотографировали в правильном ракурсе и с хорошим светом — и помещение выглядит уже совсем по-другому. На фото: интерьер кухни в квартире 23 кв.м в г. Санкт-Петербурге. Рум-тур, героиня и дизайнер: Нина Симонова (@nina_simmi); фотограф: Анна Скударь

3. Меблировать интерьер

Когда все лишние вещи убраны, а порядок наведен, остается лишь добавить финальные штрихи. Чтобы комната смотрелась на фото идеально, иногда приходится переставлять мебель и добавлять универсальные детали.

  • Правильно расставить мебель. Пространство будет выглядеть на фото тесным, если мебель расставлена неправильно. Например, когда в узкой длинной комнате с одной стороны стоит диван, а с другой — тумба с телевизором и стол. Такая расстановка делает помещение еще более узким и длинным. Чтобы скорректировать пространство, мебель переставляют так, чтобы она хорошо смотрелась в кадре.

Узкую и длинную комнату в квартире-студии важно визуально скорректировать правильной расстановкой мебели, чтобы она не казалась похожей на вагон (см. фото выше). На фото: интерьер квартиры 34 кв.м в г. Сочи. В кадре диван Дара от divan.ru. Дизайнер: Мария Гарина; стилист: Екатерина Наумова; фотограф: Михаил Чекалов

Товары, как в проекте, на divan.ru

39 990 руб. 61 990 руб.
8990 руб. 10 490 руб.
6690 руб. 7490 руб.
7990 руб. 11 990 руб.
12 990 руб. 14 990 руб.
890 руб. 1490 руб.

  • Использовать декор. Часто после уборки интерьер выглядит пустым и буквально требует добавить деталей, которые сделают помещение уютнее. Они же помогут скрыть некоторые дефекты. Например, даже легкая штора закроет некрасивую батарею, которая бросается в глаза на фото. Мебель можно прикрыть пледами или чехлами.

Легкая штора закрывает зону батареи и делает окно визуально больше. На фото: интерьер гостиной в квартире 39,3 кв.м, ЖК «Люблинский». В кадре диван угловой Маркфул от divan.ru. Дизайн-студия UMEO; фотограф и декоратор: Анастасия Панова

Как правило, хоумстейджеры при оформлении интерьера добавляют текстиль: шторы, покрывала, чехлы, ковры. Вещи подбирают однотонные, без выраженного принта, светлых оттенков — они лучше смотрятся на фото. В ванной вешают светлые однотонные полотенца.

Разнообразить интерьер помогают также живые цветы, картины на стенах, мебель — например, кресло или стул.

Несколько примеров использования живописи и декора в практике хоумстейджинга

  • На фото 1: интерьер гостиной в квартире 51 кв.м в г. Москве. В кадре диван Динс от divan.ru. Дизайнер: Анастасия Хмелевская; фотограф: Александр Родин
  • На фото 2: интерьер кухни в квартире 91,6 кв.м в г. Санкт-Петербурге. Дизайнер: Анастасия Заркуа (@zarkua_design); стилист: Наталья Орешкова; фотограф: Татьяна Никитина
  • Фото 3: Vitalina Voroshkevich / Pexels
  • На фото 4: интерьер гостиной в квартире 69 кв.м в г. Кудрово. В кадре диван Динс Мини от divan.ru. Дизайнер: Анна Пелипчук; стилист: Нина Симонова; фотограф: Дмитрий Терентьев

4. Сделать хорошие фото

Финальная часть хоумстейджинга перед продажей недвижимости — профессиональный фотосет. Обычно для этого приглашают фотографа, который специализируется на интерьерной съемке. Если же такой возможности у владельцев жилья нет, можно попробовать снять самим. Главное, соблюдать основные правила.

  • «Держите» кадр. Не заваливайте горизонт и стены, это сильно портит впечатление.
  • Не снимайте потолок. Фото, где много потолка, выглядят не очень хорошо. Пусть лучше в кадре будет основа в виде пола.
  • Не включайте свет. Лампа на потолке может исказить цвета, поэтому квартиру лучше снимать днем, при солнечном свете. А темные части скорректировать в фоторедакторе или подсветить специальным оборудованием.
  • Снимайте реалистично. Широкоугольная съемка дает сильные искажения. Такой объектив подойдет только для фотографирования маленьких помещений — кладовки, ванной, туалета.
  • Фотографируйте детали. Это может быть сервировка стола или декор на комоде. Такие фото хорошо смотрятся в галерее и улучшают общее впечатление от квартиры.

Красивые детали в галерее привлекают внимание и запускают ассоциации: «Я хочу жить в этой квартире так же». На фото: интерьер квартиры 38,3 кв.м, ЖК «Лиговский Сити». Дизайнер: Алена Матисова; фотограф: Анна Скударь

Чего не стоит делать при хоумстейджинге

  • Затевать масштабный ремонт. Не нужно менять окна, двери, проводку и сантехнику, если вы планируете продавать квартиру. Особенно это касается дорогой отделки: она не поднимет цену жилья на свою стоимость.
  • Покупать дорогую мебель и декор. Лучше всего взять в аренду или попросить знакомых одолжить вам красивые картины и цветы. У профессиональных хоумстейджеров есть своя подборка декора, поэтому обратиться к специалисту зачастую будет дешевле, чем покупать все самому.
  • Исправлять фотографии. Да, фото после хоумстейджинга может не до конца соответствовать реальной картинке, потому что вы достанете свои вещи и снова поставите мебель, как вам удобно. Но закрашивать трубы или пятна на стенах в фотошопе все-таки не стоит, ведь когда придет покупатель, он все равно их увидит.

Чек-лист подготовки квартиры к продаже

Сделать косметический ремонт (привести в порядок пол, потолок, выкрасить стены в нейтральный цвет).

Починить/заменить все сломанное или пришедшее в негодность.

Навести порядок (отмыть кухню и санузел, убрать все личное).

Правильно расставить мебель (чтобы пространство выглядело выгодно на фото).

Использовать цветы и аксессуары.

Сколько стоит стейджинг квартиры

Хоумстейджинг можно сделать самостоятельно или обратиться к специалисту. Стоимость услуг профессионала зависит от его опыта, сложности проекта и цены жилья. В среднем хоумстейджеры берут до 1 % от стоимости квартиры при минимальных вложениях в ремонт (часто они не превышают того же 1 % от стоимости жилья). При этом вложения почти всегда «отбиваются», так как квартиры после стейджинга сдаются или продаются выше рыночной стоимости объекта.

Как правило, пригласить специалиста выходит в итоге дешевле и эффективнее, чем обойтись без него. Во-первых, у постороннего человека другой взгляд на квартиру: он подмечает вещи, к которым постоянные обитатели дома уже привыкли. Во-вторых, профессиональные хоумстейджеры имеют обширную коллекцию мебели, текстиля и декора, что можно использовать в оформлении. Покупать эти вещи вам не придется. Стейджинг окупается благодаря тому, что услуги дизайнера, мелкий ремонт и покупка необходимого стоят недорого в сравнении с суммой, на которую поднимается стоимость недвижимости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *