На какой основе рассчитывают объемы культурно бытового строительства
Перейти к содержимому

На какой основе рассчитывают объемы культурно бытового строительства

  • автор:

На какой основе рассчитывают объемы культурно бытового строительства

Расчет объемов культурно-бытового строительства

В общественных зданиях размещаются учреждения и предприятия обслуживания населения. По специализации и видам обслуживания общественные учреждения и предприятия подразделяются на детские дошкольные (детские ясли и детские сады), школьные, здравоохранения, культурно-просветительные, коммунально-бытовые, торгово-распределительные, общественного питания, административно-хозяйственные и др. Расчет вместимости или пропускной способности учреждений и предприятий обслуживания производится по расчетным нормам, приведенным в таблице 4. Расчет проводится в следующем порядке:

в шапку 4 и 5 граф таблицы вместо многоточия записывают перспективную численность жителей населенного пункта, определенную ранее. Затем определяют отношение перспективной численности населения к нормативной (1000 чел.) и на полученное значение умножают нормативные показатели вместимости (гр.2) и размер участка (гр.3). Результаты этих расчетов записывают соответственно в гр.4 и 5 в те же строки, где отсутствуют данные.

В соответствии с расчётными данными общественных учреждений подбирают типовые проекты общественных зданий для конкретного населённого места. При этом предпочтение целесообразно отдавать таким типовым проектам, в которых предусмотрено в одном здании разместить несколько общественных учреждений. При этом уменьшается строительная и эксплуатационная стоимость единицы объёма здания. Для вновь вводимых в эксплуатацию зданий и сооружений по каталогам паспортов типовых проектов в соответствии с расчетной вместимостью подбирают типы и число зданий или разрабатываются индивидуальные проекты.

Таблица 4-Перспективный расчет общественных учреждений

Нормативы на 1000 жителей

Расчётные показатели на

2.5 Расчет культурно-бытового строительства

В общественном центре населенного пункта сосредоточены наибо­лее важные общественные учреждения общепоселкового значения. В состав застройки общественного центра включаются, как прави­ло, административные, культурно-просветительные, торговые учрежде­ния и учреждения общественного питания. Школьные здания и детские учреждения обычно размещаются на обособленных участках, нередко удаленных от общественного центра. Коммунальные предприятия час­то входят в состав общественного центра (гостиницы, комбинаты бытового обслуживания, их приемные пункты, парикмахерские) или образуют группу зданий, примыкающую к жилой зоне поселка. Иногда их размещают в производственной зоне.

Количество зданий и состав учреждений культурно-бытового обслуживания, размещаемых в общественном центре, зависят от величины поселка и положения его в системе расселения. Радиус обслуживания населения учреждениями и предприятиями, размещенными в жилой застройке, как правило, следует принимать не более указанного в таблице 5.

Детские дошкольные учреждения следует размещать на само­стоятельных участках в отдалении от магистралей, прогонов скота, скотных и хозяйственных построек и предусматривать их максимальную вместимость при установленном радиусе обслуживания.

Таблица 5 — Радиус обслуживания населения учреждениями и предприятиями, размещенными в жилой застройке

Учреждения и предприятия обслуживания

Радиус обслуживания, м

Детские дошкольные учреждения 1 *:

в сельских населенных пунктах и в малых городах, при одно- и двухэтажной застройке

Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий

Физкульурно-спортивные центры жилых районов

Поликлиники и их филиалы в городах

Раздаточные пункты молочной кухни

То же, при одно- и двухэтажной застройке

Аптеки в городах

То же, при одно- и двухэтажной застройке

Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения:

в городах при застройке:

в сельских населенных пунктах

Отделения связи и филиалы сберегательного банка

1 * Указанный радиус обслуживания не распространяется на специализированные и оздоровительные детские дошкольные учреждения, а также на специальные детские ясли-сады общего типа и общеобразовательные школы (языковые, математические, спортивные и т.п.). Радиусы обслуживания общеобразовательных школ в сельской местности допускается принимать по региональным (территориальным) строительным нормам, а при их отсутствии по заданию на проектирование.

2 Доступность поликлиник, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и аптек в сельской местности принимается в пределах 30 мин (с использованием транспорта).

Примечания: 1. Для климатических подрайонов IА, IБ, IГ, IД и IIА, а также в зоне пустынь и полупустынь, в условиях сложного рельефа указанные в таблице радиусы обслуживания следует уменьшать на 30%.

2. Пути подходов учащихся к общеобразовательным школам с начальными классами не должны пересекать проезжую часть магистральных улиц в одном уровне.

Для каждой дет­ской группы устраиваются игровые пло­щадки, размеры которых и расстояние от них до жилых и общественных зданий следует принимать не менее: для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста 0,7 м 2 /чел., и расстояние — 12м; площадь игровой площадки для детей ясельного возраста следует принимать 7,5 м 2 на одно место. Размеры земельных участков при вместимости яслей-садов, в м 2 на одно место: до 100 мест — 40, свыше 100 — 35; в комплексе яслей-садов свыше 500 мест — 30. Число мест устанавливается в зависимости от демографической структуры населения. Расчетный уро­вень обеспеченности детей дошкольными учреждениями принимается в пределах 85%. В том числе общего типа — 70%, специализированного — 3%, оздорови­тельного- 12%.

Общеобразовательные школы необходимо размещать на обособ­ленных участках в отдалении от поселковых и автомобильных дорог в непосредственной близости от зеленых насаждений.

Нормы расчета учреждений следует принимать с учетом 100%-го охвата детей неполным средним образованием (1-9 классы) и до 75% де­тей — средним образованием (10 — 11 классы) при обучении в одну смену.

Размеры земельных участков при вместимости общеобразователь­ной школы (при наполняемости классов 40 % учащимися с учетом площадок спортивной зоны):

  • от 40 до 400 — 50м 2 на одного учащегося;
  • от 400 до 500 — 60м 2 на одного учащегося;
  • от 500 до 600 -50м 2 на одного учащегося;
  • от 600 до 800 — 40м 2 на одного учащегося;
  • от 800 до 1100 — 33м 2 на одного учащегося;
  • от 1100 до 1500 -21м 2 на одного учащегося;
  • от 1500 до 2000 — 17м 2 на одного учащегося;
  • свыше 2000 — 16м 2 на одного учащегося.

Учреждения здравоохранения. Лечебно-профилактические учреждения (больница, поликлиника, фельдшерско-акушерский пункт) следует располагать на отдельных участках, в стороне от общественного центра поселка и транзитных дорог.

Необходимые вместимость и структура лечебно- профилактиче­ских учреждений определяются органами здравоохранения и указывают­ся в задании на проектирование.

Стационары (больницы). Размеры земельных участков, согласно нормам проектирования, устанавливаются в зависимости от мощности ста­ционаров или больничных коек:

  • до 50 300 м 2 на одну койку;
  • свыше 50 до 100 300 — 200 м 2 на одну койку;
  • свыше 100 до 200 200-140м 2 на одну койку;
  • свыше 200 до 400 140-100м 2 на одну койку;

• свыше 400 до 800 100- 80м 2 на одну койку;

  • свыше 800 до 1000 80-60м 2 на одну койку;
  • свыше 1000 60м 2 на одну койку.

Поликлиники, амбулатории. Размеры земельных участков устанав­ливаются в зависимости от посещений в смену: 0,1 га на 100 посещений в смену, но не менее 0,3 га.

Фельдшерские или фельдшерско-акушерские пункты определяются по заданию на проектирование. Размер земельного участка принимается 0,2 га на один объект.

Культурно — просветительные учреждения входят, как правило, в за­стройку общественного центра. В большинстве случаев клуб является наиболее «представительным» зданием главной поселковой площади и в соответствии с этим выбирается в качестве ее архитектурно- планиро­вочного ядра. Такое значение клуба определяет и место его размещения на площади, как правило, библиотека входит в состав клуба.

Здание клуба следует располагать с отступом от красной линии, достаточным для устройства перед входами и выходами этого здания площадок из расчета 0,15м 2 на одно место в зале клуба. Расстояние от эвакуацион­ных выходов из клуба до красной линий должно быть не менее 15м. Зе­леные насаждения на участке клуба должны составлять не менее 50% об­щей площади участка.

Для курсового проектирования площадь участка можно прини­мать при размещении учреждения в населенном пункте с количеством жителей до 2 тыс. (150 мест в зрительном зале) — 0,5. 1 га.

Физкультурные и спортивные сооружения. Стадион или комплекс­ную спортивную площадку следует располагать в системе зоны отдыха (парка, сада), вблизи клуба или школьного участка.

Размер земельного участка следует принимать 0,7 — 0,9 га на 1 тыс. жителей поселка. Состав спортивных сооружений:

— спортивное ядро — одно;

— тренировочное футбольное поле — 90 60 м.;

— баскетбольная — 3818 м; волейбольная — 23×14 м; гимнастиче­ская — 4025 м; теннисная — 4020 м;

— спортивный комплекс с залом 3015 м.

Предприятия торговли и общественного питания. В поселках с компактной территорией, имеющих население до 5 тыс. человек, пред­приятия торговли и общественного питания концентрируются, как пра­вило, в составе общественного центра. При этом предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания объединяются в од­ном здании, образуя единый торговый центр.

Перед магазинами, столовыми, кофе, закусочными и торговым центром целесообразно организовывать площадки для отдыха посетите­лей. Такие площадки следует размещать в зелени, оборудовать скамьями, оформлять малыми архитектурными формами.

Нормы расчета предприятий обслуживания для магазинов: м 2 тор­говой площади на 1 тыс. человек — 300, в том числе, продовольственных товаров — 100, непродовольственных товаров — 200м 2 .

Торговые центры для поселка с числом обслуживаемого населения, тыс. человек:

  • до 1 0,1-02га;
  • от 1 до 3 0,2 — 0,4га;
  • свыше 3 до 4 0,4 — 0.6га.

Размеры земельного участка для предприятия торговли, на м 2 тор­говой площади:

— до 250 — 0.08 га на 100м 2 торговой площади;

— от 250 до 650 — 0,08 — 0.06 га на 100м 2 площади.

Предприятия общественного питания принимаются 40 мест на 1 тыс. человек. Размер земельного участка при числе мест, га на 100 мест:

  • до 50 0,2-0,25,
  • от 50 до 150 0,2-0,15,
  • свыше 150 0,1.

Предприятия коммунального обслуживания. Такие предприятия (парикмахерская, гостиница) следует располагать в составе застройки главной площади и включать в состав кооперативного здания торгового центра. Для бани, механической прачечной, котельной, хлебопекарни и др. целесообразно выделять общий участок.

Число предприятий коммунального обслуживания и размеры зе­мельных участков:

— прачечные, кг белья в смену на I тыс. чел. 6 0, размер участка — 0,2 — 0,4 га;

— бани, мест на 1 тыс. чел. — 7, размер участка — 0,2 — 0,4 га;

— гостиница — 6 мест на 1 тыс. чел., размер участка — 0,1 га;

— хлебопекарня на 1 тыс. чел. производительностью 0,5 т, размер участка 0,2 га.

Административные учреждения рекомендуется располагать в со­ставе застройки общественного центра, на легкодоступных для пешехо­дов участках, позволяющих устраивать к зданиям подъездные пути.

Число сотрудников администрации устанавливается по заданию на проектирование. Размер участка на одного сотрудника 40 — 60м 2 при этажности 2-3.

Учреждения жилищно-коммунального хозяйства (пожарное депо, кладбище традиционного захоронения) располагаются вне жилой зоны.

Пожарное депо: при числе жителей до 1 тыс. чел. — одно и от 1 до 7-тыс. чел. — два, размер земельного участка 0,3 — 0,6га.

Кладбище традиционного захоронения — размер земельного участка 0,24 га на 1 тыс. чел.

Площадь озелененных территорий общего пользования, парков сельских населенных пунктов принимается из расчета 6-16м 2 на одного жителя в зависимости от лесорастительного зонирования.

Расчет вместимости или пропускной способности учреждений культурно- бытового обслуживания производится в соответствии с при­ложением 7 СНиП 2.07.01-89** «Градостроительство. Планировка и за­стройка городских и сельских поселений».

Для населенного пункта следует предусмотреть все необходимые общественные здания, с учетом существующих, сохраняемых на расчет­ный срок.

Детский сад — ясли и школы. Как было показано выше дети дошкольного и школьного возраста относятся к несамодеятельному населению. Согласно табл. 3, численность населения составляет 1314 человек. Следовательно, количество несамодеятельного населения составит 13140,5 = 657 человек. Исходными данными по количеству детей до­школьного и школьного возраста являются данные местных и областных плановых и статистических органов. Для данного примера принимаем детей до 7 лет — 22% и количество детей школьного возраста — 20%, т.е. соответственно 6570,22 = 145 и 6570,20 =131 человек. Согласно нормам (см. выше), уровень обеспеченности детей дошкольными учреждениями составит 1450.85 = 123 человека. Размер земельного участка будет равным 12340 = 4920м 2 . Кроме того, плюс размер площадок для игр — 1230,7 = 86м 2 . Общая необходимая площадь земельного участка будет равна 4920 + 86 = 5006 м 2 , или 0,5 га.

Размер земельного участка общеобразовательной школы с уче­том 100 % -го охвата детей составляет 13150 = 6550м 2 , или 0,66 га. По­лученные данные вносим в табл. 10.

Согласно нормам, количество мест в клубе определяется от коли­чества жителей в поселке. Для нашего примера число жителей 1314 чело­век, следовательно (см. выше), число мест в клубе должно быть 150. Используя нормативные данные, приведенные выше, ана­логично определяем размер земельных участков для всех других общест­венных зданий.

В процессе расчета заполняется таблица 6.

Таблица 6 — Расчет вместимости общественных зданий и площади при них (пример)

3.3 Расчет объёмов культурно – бытового строительства, вместимости учреждений и предприятий обслуживания и размеров земельных участков, на которых они расположены

Объем культурно – бытового строительства определяется в соответствии с заданием на проектирование и нормой на 1000 жителей.

Расчет представлен в таблице 7.

Таблица 7 – Расчет вместимости учреждений и предприятий обслуживания и размеров их земельных участков

Учреждения, предприятия, сооружения

Нормативные показатели на 1000 жителей

На перспективную численность жителей

вместимость

размер участка

вместимость

размер участка, га

1. Детское дошкольное учреждение

на 1 место – 40 м 2

50 м 2 на 1 учащегося

0,2 га на 1 объект

Окончание таблицы 7

0,2 га на 1 объект

8.Предприятие бытового обслуживания

0,2 га на 1 объект

60 кг вещей в смену

0,2 га на 1 объект

0,2 га на 1 объект

11.Отделение связи со сберкассой

3.4 Расчет производственных зданий и сооружений

Производственная зона состоит из участков отдельных производственных комплексов, предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, транспортных сооружений, складов, улиц, дорог.

Размеры производственных комплексов и других предприятий предварительно определяются в зависимости от количества зданий в них и нормативной плотности застройки. Первоначально отдельно для каждого комплекса рассчитывается площадь застройки (табл.8).

Таблица 8 – Расчет площади застройки производственной зоны

Наименование зданий и сооружений

Площадь застройки 1 здания, м 2

Количество зданий

Площадь застройки, м 2

Основы градостроительства. Просто о сложном. Будущим градостроителям посвящается Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ / ПРАВИЛА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАСТРОЙКИ / ОСНОВЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА / ПРОЕКТ ПЛАНИРОВКИ ТЕРРИТОРИИ / ПРОЕКТ МЕЖЕВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ / TOWN PLANNING DOCUMENTS / PUBLIC HEARING / RULES OF LAND UTILIZATION AND DEVELOPMENT / FOUNDATIONS OF TOWN PLANNING

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Петрова Т.П., Бельков А.О.

Делается попытка провести «градостроительный ликбез» для всех заинтересованных в пространственном территориальном развитии города. В доступной форме показана структура всего пакета градостроительной документации , разъясняется, для чего она разрабатывается и зачем горожанам в ней разбираться, указывается, как горожане могут в собственных интересах использовать публичные документы по городскому обустройству. Статья предназначена для студентов и преподавателей специальностей «Архитектура», «Дизайн среды», «Градостроительство», «Городское хозяйство», а также будет иметь прикладное значение для городских сообществ, заинтересованных в развитии города, в возможности влиять на его пространственную ткань. Окажет помощь в работе профессионалов, специалистов в области архитектурного проектирования и градостроительства, которым приходится решать множество самых различных технических, экономических, эстетических, экологических и социокультурных задач, выступая в роли композитора, способного соединить различные аспекты и задачи в единый архитектурно-художественный образ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Петрова Т.П., Бельков А.О.

Актуальность внедрения управленческих инноваций при реализации градостроительной деятельности в муниципальных образованиях

Территориальное планирование развития городов в РФ: основные этапы формирования

Закономерности пространственной организации городов и проблемы создания генеральных планов на современном этапе (на примере г. Уфы)

Оценка степени градостроительных преобразований урбанизированных территорий с использованием гис-технологий

Комплексное устойчивое развитие территории
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOUNDATIONS OF TOWN PLANNING. SIMPLY ABOUT DIFFICULT. DEDICATED TO THE FUTURE TOWN PLANNERS

In the article the authors try to give a «town planning elimination of literacy for all the interested in the apace territory development of the city. In the accessible form we showed the structure of the whole submission, it is explained what it is developed for and why the citizens should understand it, it gives understanding how the citizens will be able to use public documents connected with town planning for their own aims. This article is for students and teachers of speciality Architecture, Area Design, Town planning, City utility, and will also have practical meaning for city communities, interested in the city development, in the possibility to influence its space fabrics. It will help in the work of professionals, specialists in the area of architecture design and town planning which have to solve numerous different technical, economical, esthetic, ecological, social and cultural tasks, playing the role of a composer, who is able to unite various aspects and tasks into a common architectural and art image.

Текст научной работы на тему «Основы градостроительства. Просто о сложном. Будущим градостроителям посвящается»

3. School of Management academic Professor Alan Brown. Big bucks not only draw cardfor FIFO workers: Edith Cowan University. 2012. Available at: https://www.ecu.edu.au/news/latest-news/2012/07/big-bucks-not-only-draw-card-for-fifo-workers (accessed 19.01.2016).

4. Rossiiskaya gazeta [Rossiiskaya gazeta]. Available at: http://www.rg.ru/2014/09/29/trenirovki-myshcy-site.html (accessed 29.01.2016).

5. Susomrith P., Brown A.R., Scott G.B., Sitlington H.B. Generational differences and Fly-In-Fly-Out (FIFO) employee turnover. Joondalup, School of Business, Edith Cowan University, 2013. 17 p.

6. Bol’shakov A.G. Gradostroitel’naya organizatsiya landshafta kak faktor ustoichivogo raz-vitiya territorii. Avtoref. diss. d-ra arkhitektury [Development organization of landscape as a factor of steady territory development. Abstract of dissertation of Doctor of Architecture]. Irkutsk, 2003. 46 p.

7. Baron R.A. The physical environment of work settings: Effects on task performance, interpersonal relations, and job satisfaction. Research in organizational behavior. 1994, vol. 16, pp. 1-46.

8. Leigh J.P. Employee and job attributes as predictors of absenteeism in a national sample of workers: the importance of health and dangerous working conditions. Social Science and Medicine, 1991, no. 33(2), pp. 127-137.

9. Tett R.P., Meyer J.P. Job satisfaction, organizational commitment, turnover intention, and turnover: path analyses based on meta-analytic findings. Personnel Psychology, 1993, vol. 46, issue 2, pp. 259-293.

Информация об авторах

Наумова Надежда Денисовна, студентка, e-mail: nd.naumova@yahoo.com, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Дружинина Инна Евгеньевна, доцент кафедры архитектурного проектирования, e-mail: irk.allegro.id@gmail.com, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the authors

Naumova N.D., undergraduate, е-mail: nd.naumova@yahoo.com, Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Druzhinina I.E., associate professor, Architecture Projection Department, e-mail: irk.allegro.id@gmail.com; Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

УДК 72.021.2+72.021.4 (072)

ОСНОВЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА. ПРОСТО О СЛОЖНОМ. БУДУЩИМ ГРАДОСТРОИТЕЛЯМ ПОСВЯЩАЕТСЯ

© Т.П. Петрова, А.О. Бельков

Делается попытка провести «градостроительный ликбез» для всех заинтересованных в пространственном территориальном развитии города. В доступной форме показана структура всего пакета градостроительной документации, разъясняется, для чего она разрабатывает-

ся и зачем горожанам в ней разбираться, указывается, как горожане могут в собственных интересах использовать публичные документы по городскому обустройству. Статья предназначена для студентов и преподавателей специальностей «Архитектура», «Дизайн среды», «Градостроительство», «Городское хозяйство», а также будет иметь прикладное значение для городских сообществ, заинтересованных в развитии города, в возможности влиять на его пространственную ткань. Окажет помощь в работе профессионалов, специалистов в области архитектурного проектирования и градостроительства, которым приходится решать множество самых различных технических, экономических, эстетических, экологических и социокультурных задач, выступая в роли композитора, способного соединить различные аспекты и задачи в единый архитектурно-художественный образ.

Ключевые слова: градостроительная документация, публичные слушания, правила землепользования и застройки, основы градостроительства, проект планировки территории, проект межевания территории.

FOUNDATIONS OF TOWN PLANNING. SIMPLY ABOUT DIFFICULT. DEDICATED

TO THE FUTURE TOWN PLANNERS

© T.P. Petrova, A.O. Belkov

In the article the authors try to give a «town planning elimination of literacy for all the interested in the apace territory development of the city. In the accessible form we showed the structure of the whole submission, it is explained what it is developed for and why the citizens should understand it, it gives understanding how the citizens will be able to use public documents connected with town planning for their own aims. This article is for students and teachers of speciality Architecture, Area Design, Town planning, City utility, and will also have practical meaning for city communities, interested in the city development, in the possibility to influence its space fabrics. It will help in the work of professionals, specialists in the area of architecture design and town planning which have to solve numerous different technical, economical, esthetic, ecological, social and cultural tasks, playing the role of a composer, who is able to unite various aspects and tasks into a common architectural and art image.

Keywords: town planning documents, public hearing, rules of land utilization and development, foundations of town planning

Прошло десять лет с момента принятия нового Градостроительного кодекса Российской Федерации, в котором изложены содержание, порядок принятия и реализации градостроительной документации разных стадий проектирования. Необходимость в определении степени ответственности всех уровней градостроительной документации обусловлена важностью Градостроительного и Земельного кодексов в жизни каждого горожанина.

Вся структура градостроительной документации определяется Градостроительным кодексом РФ. Он часто изменяется, в него вносилось много поправок примерно раз в квартал за последние два года.

Попробуем разобраться, какое влияние на жизнь горожанина и городских сообществ оказывает Градостроительный кодекс (ГК) и что необходимо знать, чтобы можно было обоснованно отстаивать свои права собственников земли, участвовать в жизни города, использовать в собственных интересах публичные документы по городскому обустройству.

С принятия этого закона в 2005 году началась новая эпоха в формировании градостроительной политики в нашей стране.

Рассмотрим устройство всего пакета документов территориального планирования (рис. 1), структуру этих документов, систему вложенности, взаимозависимость и влияние их друг на друга, особенности каждого из этих документов в отдельности.

Схемы территориального планирования Российской Федерации

Схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации (области, края)

Схема территориального планирования муниципальных образований. Генплан города

ПЗЗ. Правила землепользования и застройки. Градостроительный регламент

ППТ. Проект планировки территории. Проект межевания территории

Кадастровый план земельного участка

Градостроительный план земельного участка

ПЗУ. Схема планировочной организации земельного — участка

Рис. 1. Структура системы территориального планирования РФ

Внешняя рамка на представленной схеме соотносится с подготовкой пакета документов, который называется «Схемы территориального планирования Российской Федерации», в следующих областях: размещение объектов федерального значения, федеральный транспорт (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный транспорт), автомобильный транспорт федерального значения, энергетика, высшее профессиональное образование, объекты здравоохранения и закрытая часть — оборона страны и безопасность государства.

Схема территориального планирования Российской Федерации в настоящее время находится на стадии разработки. Однако некоторые схемы утверждены (например, транспортная) и оказывают влияние на градостроительную документацию областного и городского уровня.

Следующий этап территориального планирования развития территорий — это составление схем территориального планирования субъектов Российской Федерации (например, Иркутской области), которые содержат положения о территориальном планировании и карты размещения объектов регионального значения, относящихся к следующим областям: транспортная и инженерная инфраструктура регионального значения, образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, предупреждение чрезвычайных ситуаций в области, — и иных объектов, относящиеся к полномочиям исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (например, для Иркутска это территория областной больницы). Объекты, обозначенные на схеме территориального планирования области как региональные, должны быть показаны в муниципальной документации (вертикаль зависимости по уровням градостроительной документации такова: федеральные объекты отображаются в областных, региональных и городских схемах, а областные, соответственно, в городских схемах) [4].

Еще один документ, который принимается на областном уровне и прямо влияет на пространственное развитие города, — это проект зон охраны объектов культурного значения

(ПЗО). Его функция — это защита объектов культурного значения. ПЗО устанавливает границы зон охраны объектов культурного значения (памятников истории и культуры), археологических объектов, захоронений, а также зон регулирования застройки, т.е. таких территорий, где регулируется этажность (как правило, не выше, чем существующая окружающая застройка), плотность застройки, материалы, а также цвета, которые могут быть использованы в отделке фасадов без риска разрушения городской исторической среды.

Следующее окно-вложение на схеме демонстрирует этап по подготовке документов территориального планирования муниципальных образований, в т.ч. генеральный план города, генеральный план поселения. Генеральный план — главный документ территориального, пространственного развития города, который разрабатывается на срок не менее 20 лет. Он содержит: положение о территориальном развитии, карту объектов городского значения, карту границ города и городских округов, карту функционального зонирования, в которой указывается основной вид разрешенного использования земли. Также на карте обозначены рекреационные территории, жилые территории (делятся на подзоны в зависимости от этажности застройки), производственные зоны, деловые, общественные, зоны образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, многофункциональные зоны. На генплане показана транспортная и инженерная инфраструктура города, виден его экологический каркас.

Генеральный план (ГП) содержит материалы по обоснованию проекта планировки территории в текстовой форме и в виде карт и утверждаемую часть в виде карт — то, что выносится на публичные слушания.

Многие события и действия в масштабах города основываются на решениях, заложенных и утвержденных в генеральном плане города.

Итак, генплан — что же это за документ? Какая от него польза, и что он дает конкретному субъекту, то есть каждому из нас? Для ответа на эти вопросы необходимо определить само понятие «градостроительство» и то, зачем оно нужно.

Основная цель градоустройства не допустить хаотичного развития территории города. Можно принять то или иное решение и построить конкретный объект, не обращая внимания на градостроительную ситуацию, но такие действия однозначно приведут к большим проблемам в будущем. Например, к автомобильным пробкам, точечной застройке, уничтожению скверов и парков, проблемам с инженерной инфраструктурой (водоснабжением, электроснабжением и т.д.) и в конечном итоге к полному коллапсу жизни в городе. Примеры подобных ситуаций есть. Практически все крупные города столкнулись с такими проблемами, и, в особенности, исторические города [5].

Генеральный план является стратегией, вектором развития города, определяющим, по какому пути пойдет это развитие, что должно стать приоритетом на ближайшие годы и десятилетия вперед. Что особо важно — это публичность обсуждения и принятия решения о том, каким быть данному документу и решениям, заложенным в нем. Требования о необходимости обязательного проведения публичных слушаний впервые появилось в истории России именно в градостроительстве, и это абсолютно правильное и своевременное решение нового законодательства. Бывают ситуации, которые невозможно решить, не выслушав мнение и идеи всех участников жизни города: жителей, представителей бизнеса и власти. Лучше своевременно выражать свое мнение, конструктивную критику и, в конечном счете, влиять на итоговое решение, чем после утверждения ГП доказывать неправильность какого-либо решения и обвинять всех в этом.

Генеральный план города — это документ, который интересен для городских сообществ, к которым каждый из горожан имеет отношение. В целях защиты своих интересов или для принятия решений по приобретению земли необходимо знать структуру этого документа и его функции.

Однако генеральный план — это не документ, который на 100 % определяет будущее города. Это документ, на основании которого город потенциально фиксирует для себя территории под транспортные коридоры, городские коммуникации, развязки и запрещает использование этих территорий под застройку [6].

На генплане города отображается транспортная инфраструктура, названия микрорайонов, размещение социальных объектов, имеется таблица «Условные обозначения». Зоны обозначаются цифрами, в таблицах дана полная расшифровка всех буквенных и цифровых обозначений.

На основании генерального плана города разрабатывается проект правил землепользования и застройки (ПЗЗ). Генплан города или поселения имеет приоритет перед ним. Можно сказать, что проект ПЗЗ подчиняется генплану. Последний, в свою очередь, подчиняется вышеназванному документу ПЗО — проекту зон охраны объектов культурного значения (при его наличии).

Что из себя представляет документ ПЗЗ? Зачем он нужен и из чего он состоит? Ответ очевиден из самого названия этого документа — правила! Правила землепользования и застройки. Этот документ наравне с генпланом является главным градостроительным документом города, и если генеральный план определяет стратегию развития города в целом, то ПЗЗ, по сути, отвечают за ее реализацию. Именно они определяют для любого субъекта градостроительной деятельности в городе, будь то физическое или юридическое лицо, что, где и как можно строить и эксплуатировать, начиная от земельного участка, сооружения или здания в целом. Только при неотступном соблюдении ПЗЗ, их регламентов и требований можно рассчитывать на то, что мы все будем жить в гармоничном, комфортном и красивом городе, который будет радовать глаз нам и нашим потомкам.

Правила землепользования и застройки состоят из текстовой и графической части. В текстовой сосредоточены все основные требования и градостроительные регламенты, начиная от разрешенного функционального использования земельных участков, зданий и сооружений и заканчивая планировочными ограничениями, их размерами и требованиями по размещению как на отведенных для этих объектов территориях, так и в городе в целом. Например, отступ в метрах от красной линии (внутренней границы пешеходного тротуара вдоль улицы) до здания, максимальные и минимальные размеры участков для размещения тех или иных объектов, расстояния между жилыми домами на смежных участках и многое другое. Графическая часть правил содержит карту градостроительного зонирования, которая устанавливает границы территориальных зон, в которых действуют эти регламенты и требования. По результатам мониторинга карты градостроительного зонирования формируются земельные участки как под существующие здания и сооружения, так и участки для нового строительства [2].

Данная карта основана на генеральном плане и отвечает тем целям и задачам, которые необходимо достичь для его успешной реализации. Особо важно, что правила наравне с генпланом должны пройти обязательную процедуру публичный слушаний, общественного обсуждения документа, поскольку при их применении затрагиваются интересы всех жителей города, как лично каждого из них (приобретающих участок под дачу, дом, магазин и т.д. и сами эти объекты), так и общества в целом.

После прохождения публичных слушаний, ПЗЗ утверждаются представительным органом местного самоуправления и приобретают законодательную силу. В настоящее время правила землепользования и застройки стали все чаще разрабатываться одновременно с генпланом города. В чем основные отличия генплана от правил землепользования и застройки? ПЗЗ включают в себя четкие градостроительные регламенты, информацию о любой зоне в соответствии с данными регламентами и параметры застройки.

Градостроительный регламент — это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земли и используется в процессе их застройки и эксплуатации, предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, а также ограничения использования земельных участков.

На карте градостроительного зонирования ПЗЗ устанавливаемые границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности любого земельного участка к одной территориальной зоне. Например, по земельному участку одного собственника должна пройти новая городская дорога, которая режет его территорию на две части. Так как не раз-

решается размещать земельный участок в двух разных зонах, согласно ПЗЗ, необходимо наложить обременение и размежевать на разные зоны этот участок, разделить его на два отдельных участка и поставить оба на кадастровый учет (рис. 2).

Рис. 2. Публичная кадастровая карта

После утверждения правил землепользования и застройки все земельные участки должны быть поставлены на кадастровый учет в течение 6 месяцев, иначе они признаются недействительными.

ПЗЗ устанавливают следующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов: 1) основные, 2) условно-разрешенные и 3) вспомогательные. В текстовой части ПЗЗ эти виды отражены для каждой зоны, перечислено, что разрешается строить на конкретном земельном участке. Например, в ПЗЗ написано, что основные виды использования территории — это среднеэтажная застройка, магазины, объекты социального обслуживания. Допустим, основная застройка — до 7 этажей. Но если мы видим, что среди среднеэтажной застройки появляется высотное сооружение, это значит, что в условно-разрешенных видах использования для этого участка написано «многоэтажные дома». Если уже проведены публичные слушания, то, соответственно, совершенно законно было выдано разрешение на строительство многоэтажного здания.

Кроме видов разрешенного использования ПЗЗ устанавливают плотность застройки (максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади участка, которая может быть застроена, по внешней границе фундаментов ко всей площади участка), высотность застройки, процент озеленения, расстояние от границ земельных участков до объектов капитального строительства, расстояние от красной линии до фундаментов зданий, устанавливают публичные или частные сервитуты и коэффициент застройки участка в целом. Тем не менее если затрагиваются интересы собственника территории и в отношении него нарушается законодательство, то собственник (физическое или юридическое лицо) может оспорить данный документ, ПЗЗ, и через суд отстоять свои права.

Генеральный план города — это стратегический документ, очень важный в жизни горожан и необходимый для развития территории. Но он не может дать ответа на конкретные

вопросы относительно отдельного участка, здания, сооружения и т.д. Эти ответы находят свое отражение в правилах землепользования и застройки города [4].

Проект планировки территории (ППТ) создается для развития застроенных и подлежащих застройке территорий. Он разрабатывается в развитие генеральных планов населенных пунктов или, независимо от наличия генеральных планов, на территорию квартала, микрорайона или других территорий, названных в градостроительном законодательстве «элементами планировочной структуры». ППТ содержит основные показатели, необходимые для определения инвестиционной привлекательности территории — численность населения и возможные объемы нового строительства (жилищного, делового, социального, культурно-бытового, транспортного, инженерного). Решение о подготовке проекта планировки территории принимается руководителем органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа. ППТ утверждается органом государственной или муниципальной власти с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса РФ. Проект планировки территории, подготовленный на основании решения руководителя исполнительного органа государственной власти, обсуждению на публичных слушаниях не подлежит.

ППТ — основа для формирования градостроительных планов земельных участков, необходимых для получения разрешения на строительство.

Понятие «проект планировки территории» отличается от понятия «генеральный план». В отличие от генерального плана, являющегося документом с укрупненными ориентировочными показателями, ППТ — более подробный документ градостроительного регулирования, содержащий красные линии, объекты и инфраструктуру. Генеральный план поселения, в отличие от проекта планировки территории, не содержит необходимых данных для оценки возможности строительства. На основании утвержденного ППТ выдается градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) — документ, необходимый для получения разрешения на строительство.

Проект планировки территории — это единственный документ, который устанавливает красные линии, т.е. линии, которые обозначают существующие, планируемые границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов, скверы, бульвары). Красные линии — это жесткое обременение, за их границами строить нельзя [1] .

ППТ устанавливает границы зон планируемого размещения объектов социально-культурной и коммунально-бытовой сферы, в т.ч. школ, детских садов, объектов культуры, фиксирует схему инженерной и транспортной инфраструктур, остановочные пункты, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, определяет границы размещения объектов капитального строительства. Функция этого документа состоит в соблюдении существующих нормативов.

В современном мире сохранение природных территорий городов является актуальной проблемой. Требуется большая целенаправленная работа по их защите. Планирование мероприятий по восстановлению, сохранению и развитию территории осуществляется в процессе разработки градостроительной документации — проекта планировки (рис. 3).

Представленный пример проекта планировки территории жилого района Гидростроитель в г. Братске [3] был разработан в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Правилами землепользования и застройки города Братска. В составе проекта планировки разработан проект межевания территории.

Рис. 3. Проект планировки территории по адресу: г. Братск, р-н Гидростроитель,

в районе ул. Ангарской Экспедиции

В основу планировочного решения заложены: сложившаяся транспортная схема данного района с частичной реконструкцией узлов по требованиям красных линий, исторически сложившаяся планировочная сетка улиц.

В функциональном зонировании территории района приоритет отдан поквартальному формированию жилой зоны. На проектируемой территории предусмотрена застройка индивидуальными жилыми домами (коттеджами) с приусадебными земельными участками от 600 2 2 до 2000 м . Средняя площадь земельного участка — 1200 м .

В составе объектов социальной сферы предусмотрены отдельно стоящие и встроенные объекты культурно-бытового обслуживания повседневного и периодического спроса, в т.ч.:

— детский сад на 50 мест (перспективное строительство);

— магазин товаров первой необходимости общей площадью 150 кв.м;

— временные объекты торговли и аптека;

— спортплощадки, теннисные корты;

— парковки перед объектами обслуживающих и коммерческих видов использования.

Пример проектного распределения территории по видам использования приведен в

Распределение территории по видам ее использования

Элементы территории Площадь в границах проекта планировки (ПП), га % в границах ПП Кол-во м2 на 1 чел.

Жилая зона (малоэтажная застройка инди-

видуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками) 12,96 61 288

Объекты социального и культурно-бытового обслуживания населения (в т.ч. 0,4 0,8 9

объекты повседневного спроса)

Зеленые насаждения общего пользования 0,46 14,2 10,2

Улицы, дороги, проезды, площади 5,12 14 113

Производственные зоны 1,58 10 35

Итого 15,68/20,52 100 456

Население района на расчетный срок до 2030 года — 0,45 тыс. чел. — определено исходя из средней обеспеченности общей площадью на 1 жителя 30 м2 и проектного размещения жилищного фонда.

Средняя плотность населения в районе — 30 чел./га, плотность жилищного фонда -660 м2/га, плотность населения в жилой зоне — 22 чел./га, плотность жилищного фонда в жилой зоне — 1040 м2/га. Основные технико-экономические показатели застройки территории с указанием размера и этажности жилищного фонда, численности и плотности населения приведены в табл. 2.

Основные технико-экономические показатели застройки района. 2030 г.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существующий жилищный фонд, м 20 х 70 = 1400

Убыль жилищного фонда, м2 —

Сохраняемый жилищный фонд, м2 20 х 150 = 3000

Новое строительство, м2 70 х 150 = 10500

Жилищный фонд, всего, м2 13500

Население при 30 м2/чел., чел. 450

Территория жилой зоны / территория в границах ПП 15,68 / 20,52

Плотность населения в жилой зоне, чел./га 31

Расчет нормативной потребности объектов культурно-бытового обслуживания повседневного спроса, районного и городского значения был выполнен по рекомендательным нормативам СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СНиП 2.07.01-89*, СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства».

Все жилые комплексы обеспечены необходимым количеством парковочных мест, расположенных во встроенных паркингах. Открытые автомобильные стоянки, предложенные к размещению на территории квартала, являются гостевыми (на них не предусматривается хранение автотранспорта) и приобъектными (для сотрудников учреждений обслуживания).

Состав и содержание проектов планировки территорий, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования Российской Федерации, устанавливаются Градостроительным кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами РФ.

Состав и содержание проектов планировки территории, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципального образования, устанавливаются Градостроительным кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Проект планировки территории — документ для определенной территории, устанавливающий зоны размещения существующих объектов и их параметры, а также зоны размещения объектов, строительство которых может быть разрешено.

Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.

Проект межевания территории содержит схему границ существующих земельных участков и границ будущих земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.

Ниже представлен пример Проекта межевания территории жилого района Гидростроитель в г. Братске (рис. 4), выполненный в составе проекта планировки.

Проект планировки территории жилого района Гидростроитель в границах улицы Ангарская экспедиция г. Братска ЧЕРТЕЖ МЕЖЕВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ М 1:500

Рис. 4. Проект межевания территории по адресу: г. Братск, р-н Гидростроитель,

в районе ул. Ангарской Экспедиции

Еще раз уместно напомнить, что объекты и территории, обозначенные на схеме территориального планирования субъекта федерации (области) как региональные, должны быть отражены в документации городской, муниципальной. Вертикаль зависимости по уровням градостроительной документации такова: федеральные объекты должны быть показаны в областных, региональных и городских схемах, а областные, соответственно, в городских схемах, в т.ч. в проектах планировки территории.

Не допускается осуществлять ППТ при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев подготовки проектов межевания и градостроительных планов земельных участков по заявлению физических или юридических лиц.

В составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, и может проводиться подготовка градостроительных планов застроенных земельных участков.

В составе градостроительного плана указываются:

— зоны публичных сервитутов;

— отступы от границ участка до фундаментов зданий и сооружений;

— информация обо всех видах разрешенного использования участка, предусмотренных градостроительным регламентом;

— информация о разрешенном использовании земельного участка, назначении, параметрах и размещении объекта капитального строительства на данном участке;

— информация о расположенных на участке объектах культурного наследия;

— информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (технические условия);

— границы зоны планируемого размещения объектов для государственных или городских нужд в случае такой необходимости.

В состав градостроительного плана включается информация о возможности или невозможности разделения этого участка на несколько участков.

Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти.

Схема утверждения градостроительной документации в целом одинакова на всех стадиях и для всех уровней разработки градостроительной документации. Порядок утверждения такой: разработка документации, принятие документации администрацией, публичные слушания. После публичных слушаний работает специальная комиссия, которая рассматривает все поступившие предложения и замечания. После ее работы по принятым замечаниям градостроительная документация выносится на рассмотрение Городской думе для утверждения.

Глава местной администрации обеспечивает опубликование разработанной и утвержденной градостроительной документации в установленном порядке и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет.

Итак, свое взаимодействие с Градостроительным кодексом авторы статьи показывают с двух сторон: А.О. Бельков, как главный архитектор г. Братска в период 2007-2014 гг., освещает земельные отношения с точки зрения администрации, а Т.П. Петрова — с точки зрения архитектора-проектировщика, действующего в рамках закона. Авторы имеют многолетний практический и педагогический опыт работы в области градостроительства и делают попытку провести «градостроительный ликбез» для всех заинтересованных в пространственном территориальном развитии города.

Таким образом, в доступной форме была показана структура всего пакета градостроительной документации, разъяснено, для чего она разрабатывается и зачем горожанам в ней разбираться. Статья ориентирована на лиц, заинтересованных в развитии города, в возможности влиять на его пространственную ткань, на будущих профессионалов, специалистов в области архитектурного проектирования и градостроительства, которым приходится решать множество самых различных технических, экономических, эстетических, экологических и

социокультурных задач, выступая в роли композитора, способного соединить различные аспекты и задачи в единый архитектурно-художественный образ.

Статья поступила 29.04.2016 г.

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации: по сост. на 20 февраля 2016 г. с учетом изм., внесенных федеральными законами. М.: ООО «Проспект», КноРус, 2016. 160 с.

2. Земельный кодекс РФ: с изм. на 30 декабря 2015 года (ред., действ. с 1 января 2016 года) [Электронный ресурс] // Профессионально-справочные системы АО «КОДЕКС». URL: www.consultant.ru (18.01.2016).

3. Бельков А.О., Петрова Т.П. Проект планировки территории, расположенной по адресу: Иркутская область, город Братск, жилой район Гидростроитель, в районе улицы Ангарской Экспедиции [Электронный ресурс]. Братск, 2014. URL: www.bratsk-city.ru (18.01.2016).

4. Лекция 3. Градостроительный ликбез [Электронный ресурс] / А. Козьмин; Агентство развития территорий «Градостроительная школа», Центр городских сообществ и Центр прикладной урбанистики «Иркутск» при поддержке Администрации города Иркутска // Цикл образовательных лекций «Городская среда». 2016. URL: https://www.youtube.com/watch?v=M4CQHYF__3Y&index=3&list=PLF6OzegOjdyz8Dw0qfucY HReb7gmJTXdI (18.01.2016).

5. Local Planning: Contemporary Principles and Practice / eds. G. Hack [et al.]. Washington, DC: ICMA Press, 2009. 210 p.

6. Riddell R. Sustainable Urban Planning. Tipping the Balance. United Kingdom, 2004.

1. Gradostroitel’nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii: po sost. na 20 fevralya 2016 g. s uchetom izm., vnesennykh federal’nymi zakonami [Town-planning codex of Russian Federation: as on 20 February 2016 with the account of changes made by federal laws]. Moscow, OOO «Prospekt», KnoRus Publ., 2016. 160 p.

2. Zemel’nyi kodeks RF: s izm. na 30 dekabrya 2015 goda (red., deistv. s 1 yanvarya 2016 goda) [Land Code of RF: with changes for 30 December 2015 (ed., active from 1 January 2016)]. Professional’no-spravochnye sistemy AO «KODEKS» [Professional reference systems JSC «KODEKS»]. Available at: www.consultant.ru (accessed 18.01.2016).

3. Bel’kov A.O., Petrova T.P. Proektplanirovki territorii, raspolozhennoi po adresu: Irkut-skaya oblast’, gorod Bratsk, zhiloi raion Gidrostroitel’, v raione ulitsy Angarskoi Ekspeditsii [Project of territory planning, its address is: Irkutsk region, Bratsk, residential area Gidrostroitel, around the street Angarskoi Ekspedicii]. Bratsk, 2014. Available at: www.bratsk-city.ru (accessed 18.01.2016).

4. Koz’min A. Lektsiya 3. Gradostroitel’nyi likbez [Town-planning literacy project]. Tsikl obrazovatel’nykh lektsii «Gorodskaya sreda» [Cycle of educational lectures «City area»]. 2016. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=M4CQHYF__3Y&index=3&list=PLF6OzegO jdyz8Dw0qfucYHReb7gmJTXdI (accessed 18.01.2016).

5. Hack G. Local Planning: Contemporary Principles and Practice. Washington, DC, ICMA Press, 2009. 210 p.

6. Riddell R. Sustainable Urban Planning. Tipping the Balance. United Kingdom, 2004.

Информация об авторах

Петрова Татьяна Петровна, архитектор, член Союза архитекторов России, доцент кафедры дизайна, e-mail: ptp-@mail.ru, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664047, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Бельков Алексей Олегович, член Союза архитекторов России, руководитель архитектурного бюро, генеральный директор, главный архитектор бюро, e-mail: abstudiobelkov@gmail.com, «AB studio» OOO «ПСО», 665717, Россия, г. Братск, ул. Подбельского, 8, оф. 5.

Information about the authors

Petrova T.P., architect, member of architect Union in Russia, associate professor, Department of design, e-mail: ptp-@mail.ru, Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Belkov A.O., member of architect Union in Russia, head of architect bureau, general manager, chief architect of the bureau, e-mail: abstudiobelkov@gmail.com, «AB studio» LLC «PSO», 8 Podbelskogo St., office 5, Bratsk, 665717, Russia.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *