Чем опасен люфт рулевой рейки
Перейти к содержимому

Чем опасен люфт рулевой рейки

  • автор:

Люфт рулевой рейки: как убрать, что это и чем грозит, как проверить, должен ли быть и какой допустимый

Рулевая рейка отвечает за передачу усилия от руля на поворотные тяги колёс. Как влияет люфт при повороте рулевого колеса на движение автомобиля и чем это может быть опасно, рассматривается в данной статье.

Люфт рулевой рейки: как убрать, что это и чем грозит, как проверить, должен ли быть и какой допустимый

Что такое люфт рулевой рейкиДопустимый люфтПричины увеличенияКак проверить и определитьПошаговая инструкция устраненияВидео: как убрать люфт руляПоследствия езды с большим люфтомvar index=document.getElementsByClassName(‘index-post’);if (index.length>0)0)>>

Что такое люфт рулевой рейки

Люфт рулевой рейки можно определить, как угол поворота руля, при котором не происходит изменение направления движения автомобиля. Это прежде всего технологическая разница между движением руля и его реальным началом воздействия на поворот колёс. Зазор влияет на обеспечение связи руля за тяги, что, при неправильном зацепе, может грозить серьёзными неприятностями.

Важно! Если водитель долгое время работает на одном автомобиле, то знает и чувствует все нюансы своей машины. Если же приходится управлять разными авто, ему нужно приспосабливаться к каждому заново.

Угол поворота руля без смены направления движения авто регламентируется правилами дорожного движения.

Допустимый люфт не должен превышать следующих показателей для разных видов транспортных средств:

легковые авто, пикапы и автобусы на их основе — 10°;автобусы — 20°;грузовики — 25°.

Зазор рулевой рейки это не всегда плохо, — когда он находится в рамках, определёнными ПДД, он способствует комфортному управлению машиной.

Увеличения люфта определит водитель, который досконально знаком со своим автомобилем.

Признаки могут быть следующими:

стучащий звук во время езды по неровным участкам дороги;отпуская руль, водитель теряет контроль за машиной;при резких поворотах руля раздаётся хруст в районе колёс;щелчки в руле при его повороте;вибрации корпуса при движении;тяга авто в сторону при прямом положении рулевой колонки.

Знаете ли вы? При всех достижениях технического прогресса, автомобилисты до сих пор считают основным методом диагностики своей машины определение проблем «на слух». Многие лишь после этого решают обратиться в специализированные мастерские.

Это лишь субъективные ощущения водителя, которые позже определяются специалистами автосервиса.

Мастер сможет проверить такие возможные причины излишнего поворота руля без изменения направления движения авто:

неисправные элементы ходовой части — рулевая рейка, подшипники ступицы;стёртые зубцы рейки или её шестерни;несвежая, загрязнённая жидкость в гидравлической системе;изношенные части зубчатой сцепки рулевой рейки с другими частями механизма.

Как проверить и определить

Определить наличие излишнего люфта может не только водитель, но и специальный прибор — люфтометр. Это устройство может диагностировать наличие прокручивания руля без поворота колёс до того, как водитель сам поймёт, что зазор увеличился.

Знаете ли вы? Рулевая колонка с допустимым зазором при аварийной ситуации вовремя складывается и уменьшает вероятность травмы от неё водителя.

Как маленький, так и большой люфт заставляет водителя постоянно «ловить» автомобиль. Слишком мелкий зазор может резко бросить авто в сторону, а большой не даёт вовремя придать правильное направление движения.

Пошаговая инструкция устранения

Убрать излишний угол поворота рулевого вала можно как в автосервисе, так и самостоятельно.

Делать ремонт нужно в такой последовательности:

Установить машину на ровную поверхность.Обеспечить необходимое для езды давление в шинах.При помощи руля передние колеса установить ровно.Покачивая руль, узнать зазор и закрутить резьбовые детали рулевого механизма. При обнаружении изношенных или гнутых тяг и шарниров, необходимо заменить их.Проверить детали маятника и червячного редуктора. Разобрать, в соответствии с альбомом технического обслуживания автомобиля. Заменить изношенные втулки на новые и собрать всё в обратном порядке.

Видео: как убрать люфт руля

При правильной замене деталей и сборке редуктора, дальнейшее устранение излишнего зазора рулевой рейки производится с помощью подгонки редуктора. Для этого ключом на 19 и мощной шлицевой отвёрткой изменяется сила затяжки контргайки и регулировочного винта. После каждого полуоборота винта, гайка затягивается и рулём проводится проверка зазора. При необходимости, операция повторяется.

Последствия езды с большим люфтом

Основной опасностью увеличенного зазора рулевой рейки является несвоевременное реагирование машины на действия водителя — руль был вывернут для поворота, а, за счёт люфта, авто начинает поворот с некоторым запозданием. Это не слишком опасная проблема при небольшой скорости, но она может иметь критические последствия при входе в поворот на автобане.

Рекомендуем для прочтения:

Как устроен насос рулевого управления

Как поменять рулевые наконечники, когда это нужно делать

Неисправности рулевого управления — что может подвести в дороге

Сошка рулевого управления — что делать, если она сломалась

При таком поведении «железного коня», автомобилист теряет уверенность в своих действиях, начинает неуверенно ездить, и вероятность возникновения внештатной ситуации на дороге увеличивается. Попадание передними колёсами в ямку или на небольшой камень может привести к утрате контроля за авто.

Угол поворота рулевой рейки необходимо постоянно контролировать и устранять при превышении определённых ПДД норм. Опытные водители это чувствуют, а менее опытные могут пользоваться специальными устройствами как самостоятельно, так и в автосервисах. На дороге не существует мелочей, — качественное управление автомобилем является залогом безопасности всех участников дорожного движения.

Как убрать люфт в рулевой рейке автомобиля своими руками

Система рулевого управления дает возможность изменять направление траектории движения автомобиля. Она состоит из большого количества элементов. Ее важнейшим звеном является рулевая рейка. Люфт этого механизма недопустим, его необходимо устранить как можно скорее. Как убрать люфт в рулевой рейке? Об этом вы узнаете, прочитав нашу статью.

  • Почему появляется люфт в рулевой рейке
  • Каковы признаки люфта в рулевой рейке
  • Как убрать люфт в рулевой рейке своими руками

Причина люфта в рулевой рейке

Причина люфта в рулевой рейке

Прежде всего проанализируем, по какому принципу функционирует рулевое управление современных авто. Руль соединяется через карданный шарнир с устройством, которое представляет собой полую трубу, обычно изготовленную из дюралюминия. Внутри данного механизма находится зубчатая рейка, движимая с помощью шестерни, соединённой с карданным шарниром. Зубчатая рейка связана через внутренние наконечники с тягами, которые соединяются через наружные шарниры с рычагами поворотов на передних стойках подвески. В результате, когда происходит любое перемещение рейки, колеса поворачиваются. Поэтому даже малейший люфт в системе рулевого управления транспортного средства необходимо убрать. Ведь он является серьезной проблемой, которая может привести к опасным последствиям, начиная от запаздывания реакции на движение и заканчивая полной потерей управления машиной.

Люфт в рулевой рейке может появиться по следующим причинам:

  • плохо затянуты гайки крепления руля;
  • износились шлицевые соединения;
  • износились карданные соединения промежуточного вала;
  • ослабли крепления рулевого механизма к кузову;
  • увеличился зазор между шестерней и зубчатой рейкой;
  • износились наконечники;
  • износились резинометаллические шарниры, которые крепят тяги к механизму, или ослабли их болты крепления;
  • ослабли затяжки регулировочных тяг.

Рассмотрим более подробно основные причины возникновения люфта.

Ослабление затяжки гайки

  1. Ослабление затяжки гайки. Наиболее легкоустранимая причина возникновения люфта – это ослабление крепления руля вследствие отворачивания гайки его крепежа. Чтобы убрать эту неисправность, снимите декоративную обшивку и с помощью торцового ключа нужного размера затяните гайку. В большинстве случаев современные автомашины оснащены подушками безопасности, модуль которых устанавливается в обшивке руля. Для обеспечения доступа к гайке крепления его необходимо демонтировать. Работа должна проводиться скрупулезно, клеммы от аккумулятора нужно отключить. Когда ослабляется затяжка гайки крепления руля, может произойти потеря управления автомобилем вследствие изнашивания шлицов в месте соединения из-за проворачивания рулевого колеса на оси. В этом случае, чтобы убрать люфт, требуется срочный ремонт. Он будет заключаться в обязательной замене деталей, которые были повреждены. Последствие изнашивания карданных шарниров на промежуточном валу – возникновение ««эффекта зубчатого колеса», заключающегося в периодическом затирании руля при вращении. Из-за этой неисправности ухудшается управляемость автомобилем, особенно при движении с высокой скоростью. Замена промежуточного вала – единственный способ убрать эту проблему.
  2. Люфт также вызывает ослабление крепления рулевого механизма к кузову или осадка резиновых прокладок между рулевым механизмом и кузовом. Чтобы его убрать, следует подтянуть гайки крепления или выполнить замену пришедших в негодность резиновых деталей. Увеличение зазора в шестернях рейки – не менее неприятная ситуация. Она возникает из-за износа поверхностей соприкосновения шестерни и зубчатой рейки. Кроме того, достаточно часто в данном механизме происходит увеличение зазоров между направляющими и рейкой. При этом процесс изнашивания протекает в несколько раз быстрее, если нарушена целостность защитных пыльников, поэтому дефект желательно убрать.
  3. Износ наконечников тяг.Особую опасность представляет люфт, возникающий вследствие изнашивания наружных наконечников тяг, которые являются слабым звеном системы рулевого управления автомобилем. Причина повышенной уязвимости этих деталей – функционирование в сложных условиях: они постоянно подвергаются разрушительному воздействию грязи, воды и т. д. Эту неисправность рекомендуется убрать как можно скорее. Опасность дефекта в том, что транспортное средство может потерять управление из-за разрушения наконечника, которое происходит вследствие существенного увеличения радиальных и осевых зазоров его шарового сочленения. Последствия подобного повреждения трудно переоценить, поэтому в подобной ситуации рекомендуется срочно убрать дефект – заменить наконечники в автосервисе.
Читайте также!

Признаки люфта в рулевой рейке

Признаки люфта в рулевой рейке

Возникновение люфта не определяют «на глазок», что вызывает сложности при попытках убрать неисправность. Однако заметить первые признаки его появления может только хозяин автомобиля. В этом случае вы можете наблюдать следующие симптомы, сигнализирующие о возможной проблеме:

  • Хруст во время поворота колес.
  • Невозможность удержания заданного направления, когда отпущен руль.
  • Возникновение стука в рулевом приводе во время проезда по неровным поверхностям.
  • Щелчки в рулевом колесе, когда изменяется направление движения.
  • Совершение произвольных маневров, которые не зависят от положения руля.
  • Вибрации во время движения.

Как убрать люфт в рулевой рейке? Нужно вовремя выявить проблему. При проведении диагностики необходимо тщательно рассмотреть механизм полностью, выявив наиболее слабые узлы. Существует большое количество факторов появления люфта, однако их все можно отнести к единой причине – неисправному взаимодействию деталей привода управления.

  • Излишне сильно протянутая рейка.
  • Изнашивание зацепа «червяка» и зубчатой планки.
  • Повреждение деталей ходовой части – ступичных подшипников, рулевых тяг, наконечников.
  • Изнашивание зубцов шестерни или зубчатой рейки.
  • Несвоевременность замены жидкости в гидравлике.

Для диагностирования может быть использован люфтомер – специальное устройство, с помощью которого возможно обнаружить зазор в рулевой рейке еще до проявления первых признаков неисправности. Когда показатели, показываемые прибором, выше нормы, проблему необходимо убрать. Вы сможете найти нормы люфта для транспортных средств в ПДД.

Зачастую дефект не удается выявить вовремя, что приводит к необходимости полной замены рулевого механизма. Если показатель люфта является чересчур низким, управлять авто становится менее комфортно. При наличии сильного зазора для управления автомобилем приходится «ловить» его, то есть постоянно крутить рулевое колесо. Самой грозной опасностью является риск потери контроля над машиной, поэтому убрать неисправность – задача повышенной важности.

Если люфтомер показывает небольшие отклонения от нормы, то с ними можно справиться самостоятельно. Однако конструкция отдельных моделей предполагает проведение ремонтных работ профессионалами в автомастерских.

Как убрать люфт в рулевой рейке своими руками

Как самостоятельно осуществить подтяжку рейки:

  1. Чтобы отрегулировать рейку и убрать люфт, подтяните регулировочный винт, который находится в торцевой крышке рулевого механизма.
  2. Используйте эстакаду яму в гараже. Если такие идеальные условия недоступны, для подтяжки рейки можно применить домкраты. Обязательно укрепите машину после подъема на упорных «козлах».
  3. Выставьте передние колеса прямо (ровно) перед подъемом кузова автомобиля с помощью домкратов.
  4. В соответствии с ГОСТом РФ люфт рулевого механизма не должен быть больше десяти градусов. Измерьте его люфтомером: существуют как современные электронные, так и примитивные приборы.
  5. Подтягивайте регулировочный винт медленно. В ходе процесса проверяйте ход руля, а также присутствие стука в колонке или люфта.
  6. Если вы считаете, что вам удалось убрать дефект, осуществите ходовое испытание. Ощутили тяжесть рулевого колеса при движении? Тогда немного ослабьте регулировочный винт.

Как убрать люфт в рулевой рейке своими руками

Вам удалось убрать проблему, если рулевое колесо беспрепятственно возвращается в центральное положение, а стук или люфт не обнаруживаются.

Как диагностировать люфт в рулевой рейке и устранить его: советы автолюбителей

1. «Как определить люфт самостоятельно»

Я понял, что у меня люфтят тяги, во время замены в передних рычагах сайлентблоков. Предлагаю такой порядок действий:

  • Снимите колесо.
  • Отвинтите гайку от рулевого наконечника, с помощью которой тяга прикрепляется к поворотному кулаку. Выбейте или снимите съемником из поворотного кулака рулевую тягу.
  • Возьмитесь за тягу рукой и потихоньку двигайте ее туда-сюда вдоль оси. Мне удалось таким образом хорошо прочувствовать люфт. Слабые усилия, приложенные к тяге – гарантия того, что люфтит именно она, а не рейка.
  • Соберите все, как было.

Затем аналогично проверьте вторую тягу.

Читайте также!

2. «Наличие люфта легко определить по свободному ходу, но надо понять, где он»

  • Для проверки наружных наконечников поставьте палец на пыльник, в то место, где наконечник входит в ступицу, затем подергайте колесо.
  • Чтобы проверить внутренний наконечник, нащупайте шарнир на удлиненном пыльнике и проделайте то же, что указано в первом пункте.
  • Люфт также может возникать из-за шаровой опоры, но когда она уже мертва, проверьте с помощью монтажки. Давите рывками, стараясь не повредить пыльник, соединение шаровой и ступицы.
  • Когда люфт дает рулевая рейка, двигаться будут оба колеса, слабина может возникать из-за выработки. Чтобы проверить, поставьте авто на яму и резко дергайте верх-вниз за рулевую тягу. Подтяните 5-10 0 , если услышите стук справа. Руль не возвращается на рейку при движении? Тогда нужно ослабить. Учтите, регулируя, вы убираете стук, то есть зазор между верхушками зубцов червяка и рейки. Однако при этом убрать свободный ход не получится, поскольку зубцы изношены и не совпадает угол наклона. Поэтому стук возвратится спустя какое-то время.

Причина стука слева – разбитая опорная втулка, значит, нужно отремонтировать или заменить рейку.

Наличие люфта

3. «Проверка наличия люфта по принципу техосмотра»

Как убрать люфт рулевой рейки проще всего? Провести проверку как на техосмотре, когда один человек поворачивает руль в разные стороны при заглушенном моторе, а второй проверяет тяги и люфт в рейке на присутствие стуков. Люфт можно будет даже увидеть, если рулевые вконец убиты, и услышать. Чтобы его убрать, для подтяжки используйте регулировочную гайку (она, вроде бы, на 22) – контрите ее на 41. Я делал это таким образом: помощник полегоньку крутил в разные стороны руль, а я подтягивал потихоньку, как только исчезал стук – контрил. Потом заводил двигатель и немного проезжал, проверяя, как работает усилок, возвращается ли рулевое колесо самостоятельно после поворота. Это важно, ведь при перетяжке (что можно тут же услышать по работе усилителя) гидрач быстро сломается. Все это несложно, при желании не бойтесь заниматься регулированием самостоятельно, чтобы убрать дефект.

4. «Я регулировку сделал один на даче и с дачи ехал совсем на другой машине»

Убрал вентилятор и кожух, после этого смог увидеть регулировочный узел рулевой рейки. Сам сделал ключ, приварив к пластинке гайку на 27 (гайка с юбкой) и изогнув немного пластинку.

Не обтачивал ничего. Пометил краской, контргайку открутил с помощью зубила, которое перед этим нарастил, приварив часть круглой арматуры. Чтобы убрать люфт, установил ключ, затем повернул его вправо до упора, чуть-чуть отпустил и законтрил. Если судить по метке, я повернул регулировочную гайку примерно на 35-40 градусов.

Несколько дополнений по замене рулевой рейки

5. «Несколько дополнений по замене рулевой рейки»

Изучив посты на форуме о замене втулки рулевой рейки, решил действовать. Снял чехол со стороны втулки, увидел, что она в плохом состоянии и подлежит замене. Хочу посоветовать:

  • Начиная ремонт, чтобы убрать люфт, удостоверьтесь, что причина в самой втулке, а не в недостаточной подтяжке регулировочной гайки на ней.
  • Самый простой вариант – под подрамник поставить домкрат. Практически до конца выкрученных гаек было недостаточно для выхода рейки.
  • Метки на гайке не помогут убрать дефект, поскольку в любом случае выкрутить ее нужно будет до упора.
  • Мне не удалось вытащить вал, пока я не ослабил регулировочную гайку на рейке.
  • Износ вала был значительным там, где он ходит по втулке. К тому же я обнаружил на нем ржавчину, поэтому пришлось воспользоваться наждачной бумагой.
  • Чтобы убрать неисправность, гайку проще всего регулировать вдвоем и на собранном авто: один крутит рулевое колесо, другой закручивает, пока не исчезнет стук в рейке и не появится небольшое усилие на руле. Обратите внимание, стабилизатор нужно открутить от стоек.

Читайте также!

Заменив втулки сбора рейки, покатался на авто. В результате понял: стуки убрать не удалось. Тогда принял решение подтянуть регулировочную гайку на рейке. Хочу заметить, что ранее сделал неправильно – гайку выставил в том же положении, в каком и скрутил. Подтянув регулировочную гайку, прокатился на авто. Убедился, что получилось убрать почти все стуки, кроме идущих от резинок стабилизатора.

Результатом доволен – рейка совершенно не стучит. В том, что стучат резинки стабилизатора при наезде под углом на лежачих полицейских, виноват сам. Нужно было поменять их заодно, когда проделывал предыдущие операции, чтобы убрать неисправность.

Люфт руля: в чем причина и что делать?

Люфтом считается свободный ход руля, необходимый для отклика системы – то есть, передних колес. Проще говоря, это расстояние, которое проходит рулевое колесо до выполнения маневра.

Минимальный люфт наблюдается в любом автомобиле и может быть увеличен в соответствии с размером транспортного средства. В отдельных случаях люфт может увеличиться до опасного уровня – машина перестанет «слушаться», реакция системы станет замедленной.

Причины люфта руля

  • Выход из строя рулевых наконечников зачастую вызывает увеличение свободного хода рулевого колеса.
  • Частично или полностью разваленный ступичный подшипников.
  • Если недавно проводился ремонт ходовой части, то люфт может возникнуть вследствие недочетов в ходе ремонта – может быть не затянута центральная гайка подшипника.
  • Перетянутая рулевая рейка.
  • Выход из строя шаровой опоры.
  • Необходимость замены масла.

Люфт руля: в чем причина и что делать?

Значительный люфт руля может стать угрозой безопасности водителя и пассажиров.

Как правило, люфт в большинстве случаев спровоцирован неисправностью в одном из звеньев одной цепочки: руль, рейка, тяги и колеса. Когда ходовая часть автомобиля становится менее чувствительной к действиями водителя, следовательно, пора проанализировать проблемы, которые появились в управлении. Согласно ПДД, допустимое значение свободного хода рулевого колеса – 10 градусов или 30 миллиметров. Любое отклонение от данной нормы считается поломкой – следует устранить ее, предварительно проведя комплексную диагностику автомобиля.

Решение проблемы достаточно простое – после проверки машины поврежденные детали подлежат либо ремонту, либо замене. Главное при этом – качественный ремонт рулевого управления, который обеспечит дальнейшую исправность системы, а также безопасность водителя и пассажиров.

5 признаков, что с рулем у вас что-то не то.

Рулевое управление — одна из самых ответственных и самых технически сложных систем автомобиля. Любая неисправность может оказаться фатальной, поэтому важно знать, по каким признакам определить проблему и как ее решить.

Шумы, изменение в ощущениях при манипуляциях с рулем, стуки — о неисправностях в системе рулевого управления могут говорить многие признаки, отмечают специалисты компании Bosch. Рулевая система и ее компоненты в силу своей сложности, как правило, подлежат не ремонту, а замене. Собственными силами в таких ситуациях не справиться. Поэтому нужно обращаться за помощью на квалифицированные СТО, но перед тем как туда отправляться, лучше заранее сформулировать, какие именно неполадки вас беспокоят.

Стоит очень насторожиться, если слышите/видите:

  • стуки и биение в рулевом управлении и на рулевом колесе
  • увеличение люфта (то есть холостого движения) рулевого колеса
  • увеличение усилия, необходимого для вращения рулевого колеса
  • шум в гидроусилителе рулевого управления
  • подтекание рабочей жидкости.

Проблема 1. Стуки

Стуки и настораживающие звуки при повороте рулевого колеса (особенно при резких поворотах на небольшой скорости, во время парковки и т. д.), могут говорить о проблемах в гидроусилителе: низком уровне рабочей жидкости, разбалансировке, износе приводного ремня насоса системы рулевого управления, протечках и падении давления в системе. Как наконечники, так и тяги в рулевой системе со временем изнашиваются, давая люфт. В результате во время поворота машины при движении появляются скрипы и стуки. И если рабочую жидкость можно просто долить, то остальные проблемы потребуют серьезного ремонта.

Проблема 2. Люфт

Увеличение люфта рулевого колеса может говорить как о недостатке рабочей жидкости в системе гидроусилителя руля, так и об износе или поломке опор подшипников, рулевых тяг и рулевой рейки или ее крепления.

Проблема 3. Усилие

Увеличение усилия, необходимого для вращения рулевого колеса, обычно возникает в результате недостаточного уровня рабочей жидкости в системе гидроусилителя руля (гидроусилителю просто нечем «помочь» водителю). Однако есть и другие причины: ослабление или износ приводного ремня насоса рулевой системы, протечки в системе гидроусилителя рулевой системы, поломка креплений рулевой рейки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *