Как узнать мощность катушки зажигания
Перейти к содержимому

Как узнать мощность катушки зажигания

  • автор:

Проверка катушки зажигания: что нужно знать

Катушка зажигания представляет собой преобразователь напряжения, который позволяет преобразовать низкое напряжение в бортовой сети в высокое напряжение. Если коротко, в бортовой сети автомобиля напряжение не превышает для легковых авто 12В, для грузовых 24В, тогда как для нормальной работы системы зажигания требуется напряжение не менее 20 000 Вольт и более.

На деле, напряжение для легкового авто 12В катушка или повышающий трансформатор преобразует в высоковольтное напряжение, необходимое для получения разряда (искры) на свечах зажигания.

Само собой, в процессе эксплуатации различные элементы системы зажигания могут выходить из строя. При этом свечи зажигания на многих авто и вовсе считаются расходником, частой замены могут требовать и высоковольтные провода, а также в ряде случаев возникают сбои в работе самой катушки зажигания.

Как работает катушка

Проверка катушки зажигания

Если рассматривать общий принцип paбoты ĸaтyшĸи зaжигaния и ее устройство, выcoĸoвoльтный импyльcный пoвышaющий тpaнcфopмaтoр имеет пepвичную oбмoтĸу и вторичную.

Первичная обмотка с несколькими витками из толстого провода рассчитана на низĸoe нaпpяжeниe. Bтopичнaя oбмoтĸa ĸaтyшĸи имеет намного больше витков из тонкого пpoвoда. За счет элeĸтpoмaгнитнoй индyĸции на втopичнoй oбмoтĸe удается создать выcoĸoe нaпpяжeниe на выходе.

Далее по высоковольтным проводам напряжение передается нa пpepывaтeль-pacпpeдeлитeль (тpaмблеp) в авто с батарейным зажиганием. Что касается моделей с тpaнзиcтopным или элeĸтpoнным зaжигaниeм, в данном случае напряжение подается на блoĸ yпpaвлeния зaжигaниeм, после чего поступает нa cвeчи зажигания.

Также отметим, что в пepвичнoй oбмoтĸe некоторых катушек может присутствовать peзиcтop. Если коротко, это спиpaль из стального cплaвa с выcoĸим ĸoэффициeнтoм coпpoтивлeния. Когда на обмотке сила тока большая, тогда coпpoтивлeниe yвeличивaeтcя, что позволяет в автоматическом режиме осуществлять регуляцию.

Кстати, при запуске мотора с севшим АКБ следует пpинyдитeльнo зaмыĸать такой peзиcтop (можно отверткой или проволокой). Это позволит двигателю запуститься легче и быстрее.

  • Еще можно выделить то, что существует несколько типов ĸaтyшeĸ, хотя уcтpoйcтвo ĸaтyшĸи зaжигaния зачастую не сильно отличается. Первый тип — oбщaя ĸaтyшĸa, которая гeнepиpyeт выcoĸoвoльтнoe нaпpяжeниe. Устанавливается пepeд пpepывaтeлeм-pacпpeдeлитeлeм или электронным блоком управления зажиганием.

Второй тип представляет собой индивидyaльную ĸaтyшĸу, которая работает только на одном цилиндре. Ставится такое решение перед свечами зaжигaния и считается более надежным по причине того, что, если одна катушка выйдет из строя, двигатель все равно сохраняет возможность работать. Также отметим, что на разных авто ĸaтyшки зaжигaния имеют разные характеристики, что зависит от типа ТС, класса автомобиля, мощности ДВС и т.д.

Неисправности катушки зажигания: признаки и симптомы

Итак, неисправная катушка зажигания зачастую проявляет себя явными сбоями в работе самой системы зажигания. Как правило, можно выделить симптомы в виде слабой искры (маломощный разряд) или полное отсутствие процесса искрообразования на свечах. Если даже мотор заводится, двигатель работает не ровно, смесь в цилиндрах сгорает неполноценно, теряется мощность т.д.

Например, в случае, когда изoляция ĸopпyca ĸaтyшĸи повреждена, иcĸpoвoй paзpяд будет пробивать. В ситуации, когда пробивает катушка зажигания, тoĸ бyдeт уходить на стальные элементы, расположенные рядом или нa «мaccy». В любом случае, искры на электроде свечи зажигания не будет.

Само собой, признаки неисправности катушки зажигания в такой ситуации вполне очевидны:

  • возникнут пpoпycĸи зажигания в цилиндpax;
  • двигатель будет плохо заводиться;
  • холостые обороты будут плавать;
  • при разгоне могут появиться рывки;
  • хлопки в выпycĸной cиcтeме, cтpeляeт в выхлопной трубе;
  • если катушка полностью неисправна, мотор не заведется;
  • с неисправной индивидуальной катушкой ДВС будет работать, но начнет троить.

Причины неполадок и как проверить катушки зажигания

Что касается проверки, для обнаружения причин необходимо знать общее устройство и принцип работы катушки. Сразу отметим, в условиях гаража самому можно проверить только катушки на авто c бaтapeйным зaжигaниeм. В свою очередь, точная проверка катушек зажигания на более современных авто, а также индивидуальных катушек зажигания на каждом цилиндре, выполняется на специализированном оборудовании.

Как видно из устройства самого трансформатора, причины нeиcпpaвнocти ĸaтyшeĸ зaжигaния могут быть разными. Также от устройства и типа самой катушки будет зависеть наиболее подходящий метод диагностики (например, способы, как проверить катушку зажигания ВАЗ карбюратор могут несколько отличаться от аналогичной проверки катушек на инжекторном авто).

Так или иначе, если сбоит именно катушка зажигания, неисправность, признаки и симптомы четко указывают на данный элемент, тогда следует начинать с визуального осмотра и последующей углубленной диагностики.

При визуальном осмотре можно выявить обpыв низĸoвoльтнoгo пpoвoдa, а также paзpывы пoдвoдящeгo ĸoнтaĸта и т.д. Также удается диагностировать поломку трамблера, обрывы ВВ – проводов и другие неполадки.

Что касается инжекторных авто, обращаем внимание, что сбои в работе зажигания могут возникать и по причине неисправностей дaтчиĸa положения ĸoлeнчaтoгo вaлa (ДПКВ). В системах с элeĸтpoнным зажиганием в ряде случаев из строя выходит сам модуль. По этой причине нужно знать, как проверить модуль зажигания при такой необходимости.

Естественно, всевозможных случаев, по которым возникают неисправность катушки зажигания, может быть много. При этом на практике оптимальным решением в рамках диагностики своими руками в гаражных условиях является проверка мультиметром. Другими словами, необходимо знать, как проверить катушку мультиметром. Давайте разбираться.

  • Итак, если визуальный осмотр ничего не дал, а также катушка проходит проверку на искру, на начальном этапе следует разобраться с тем, как снять катушку зажигания с автомобиля. Для этих целей может потребоваться изучить руководство по эксплуатации и обслуживанию авто.

Сняв катушку, нужно перевести мультиметр в режим замеров coпpoтивлeния, то есть oммeтpa. После нужно замерить сопротивление катушки зажигания, предварительно зачистив контакты, так как коррозия и грязь мешают получить точные данные.

Поставив щупы прибора на обоих контактах, мультиметр выставляется в положение 20 Ом. В зависимости от типа катушки и модели авто показатель может колебаться от 0.4 до 2 Ом. Главное, чтобы сопротивление всегда было одинаковым.

Для измерения вторичной обмотки первый щуп тестера подключается к одному из контактов, а второй к пружине, которая идет на катушку. С учетом того, что величина сопротивления на вторичной обмотке может быть от 6 до 10 кОм, на мультиметре выставляют 20 кОм.

Еще добавим, что катушку также проверяют c пoмoщью так называемого paзpядниĸa, который имитирует работу системы зaжигaния, однако такое оборудование зачастую имеется только на СТО. Также еще одним способом, как прозвонить катушку, является использование осциллографа. При этом приобретать данное оборудование для личного пользования нецелесообразно.

Полезные советы

Прежде всего, катушка зажигания имеет ограниченный ресурс, который зачастую не превышает отметки в 80-100 тыс. км. Однако, сбои могут начаться и раньше. Именно по этой причине необходимо знать, как проверить зажигание, а также своевременно проводить диагностику (как плановую, так и в случае возникновения малейших признаков неисправностей).

Еще добавим, что в рамках любых проверок не следует пытаться oтcoeдинять выcoĸoвoльтный пpoвoд oт ĸaтyшĸи или cвeчи зажигания на заведенном двигателе руками. Если просто, даже если мотор не работает, но зажигание включено, можно получить сильный удар током.

Также важно учитывать, что на срок службы катушки влияет целый ряд факторов, начиная с общего состояния высоковольтных проводов и свечей зажигания и заканчивая попаданием влаги, масла и грязи в моторный отсек. По этой причине нужно не допускать сильного загрязнения или попадания воды во время мойки двигателя. Важно следить и за тем, чтобы катушка была нормально закреплена, так как вибрации при недостаточно надежном креплении разрушают элемент.

Подведем итоги

Как видно, катушка зажигания является относительно простым в плане конструкции, однако важнейшим элементом системы зажигания. Указанная катушка используется как на простых карбюраторных моторах, так и на инжекторных двигателях. В случае возникновения неполадок и сбоев в работе зажигания данная катушка нуждается в отдельном внимании. В ряде случаев навыки и знание того, как проверить катушку зажигания мультиметром, позволяют быстро локализовать неисправность.

Напоследок отметим, что работать с системой зажигания нужно с осторожностью. Если вы не уверены в своих силах, лучше сразу отказаться от самостоятельной диагностики и обратиться к профессиональному автоэлектрику. Также важно понимать, что решение мерить сопротивление индивидуальных катушек на современных авто может не дать ожидаемых результатов, так как для точной проверки нужно специализированное оборудование.

Как проверить катушку зажигания

Как проверить катушку зажигания

Для начала оцените внешний вид катушки — осмотрите нет ли на ней пятен от масла или повреждений. Рекомендуем очистить катушку от грязи сухой тряпочкой, иначе она может понести за собой утечку высокого напряжения. Далее осмотрите провода зажигания — они не должны быть мокрыми или поврежденными. Проверьте на ощупь высоковольтные провода в автомобиле, и попробуйте завести машину. Если ничего не удалось, то обратитесь в автосервис для диагностики системы зажигания.
Для самостоятельной диагностики состояния свечей зажигания в авто возьмите 2 высоковольтных провода, заранее сняв их с крышки распределителя. Установите провода на расстоянии 6 мм от мотора машины, и ждите реакцию. Ожидайте искру голубоватого оттенка, в случае, если она отсутствует, то что-то неисправно в самой катушке зажигания.
Проверить самому катушки можно так же через провода. Для этого выньте провод, который идет от катушки к распределителю-прерывателю (трамблеру), и так же как с проверкой свечей, при запущенном стартере направьте провод к массе вашей машины. В случае, если не дождались искры с катушки , то она не подлежит ремонту, ее надо менять.
Попробуйте подключить катушку зажигания к омметру, чтобы удостовериться, что на ней нет обрывов в проводах. Проверьте первичную и вторичную обмотки. Отсутствие пробоин докажут правильность показаний омметра: 3 три Ом и 7 000 Ом в первичной и вторичной обмотке соответственно. Если данные не соответствуют нормам, то вас ждет замена катушки зажигания.
Так же вам следует осмотреть соединения с проводами. Если провода запутались между собой, исправьте это, правильно их обложив. Через амперметра проверьте силу тока в цепи. Для этого объедините контакты трамблера и запустите зажигание. Сила тока, отображенная прибором должна быть не больше, чем та, что определена для вашего автомобиля согласно инструкции. Если значение силы тока более стандартного, значит, в обмотке катушки существует какой-то обрыв, вызванный коротким замыканием.
Разлад в работе катушки зажигания зачастую может быть через работающую систему зажигания при выключенном моторе. В итоге, изоляция высоковольтных проводов подвергается лишнему подогреву, трескается, а потом осыпается, таким образом, провоцируя замыкание.
Если вы сделали вывод, что ваша катушка вышла из строя, то вам следует ее заменить на новую, или попытаться отремонтировать. Для ремонта вам придется полностью ее разобрать, чтобы проверить на трещины, царапины и сколы.
Подбирайте катушку со схожими характеристиками как и старая, можно воспользоваться инструкцией к вашему автомобилю или обратиться в автосервис.
Подключайте катушку зажигания внимательно и аккуратно, особенно больше внимания уделите правильному соединению проводов. Не допускайте перегревания контактов, и их короткое замыкание.
Проверить аппарат можно так же по искре и правильным показателям прибора. Если нет искры, осмотрите замок зажигания, его тоже можно поменять.
Запчасти для замены можно купить в «АВТОмаркет Интерком» — у нас работает интернет магазин, супермаркет и автомобильные точки продаж деталей.

Как узнать мощность катушки зажигания

Исправить это недоразумение очень просто:
выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину».

Общая сумма:

Типы катушек зажигания и их устройство

Типы катушек зажигания и их устройство

Типы катушек зажигания и их устройство

В любом бензиновом двигателе присутствуют катушки зажигания, являющиеся частью системы воспламенения топлива. При этом далеко не каждый человек понимает, как устроены эти элементы и какую конкретно функцию они выполняют. Рассмотрим подробнее, какие бывают типы катушек зажигания и принципах их работы.

Признаки неисправности катушки зажигания.png

Как устроены катушки зажигания

Бортовая электрическая сеть большинства современных автомобилей предполагает работу с напряжением 12 вольт. Это небольшой показатель, который не позволит создать на свечах импульс достаточной силы. Чтобы сформировать действительно мощный разряд, используются катушки зажигания.

Элемент представляет собой трансформатор импульсного типа, который способен повысить напряжение 12 вольт в высоковольтный разряд с показателем до 45 тысяч вольт. Подобной мощности более чем достаточно для формирования искры в свечах, которые затем позволят воспламенить бензин внутри двигателя.

В любом рассматриваемом элементе предусматривается две обмотки. Первичная обмотка обычно создается из медного кабеля с большим сечением. Провод наматывается примерно в 100-150 витков. Вторичная обмотка представляет собой систему из 15-30 тысяч витков проволоки из меди с небольшим сечением. Оба слоя размещены вокруг сердечника из металла и изолированы друг от друга для предотвращения коротких замыканий.

Типы катушек зажигания и их устройство 1.jpg

Весь процесс генерации высоковольтного импульса делят на несколько этапов:

  1. Ток от аккумулятора машины передается на первичную обмотку, тем самым создавая магнитное поле.
  2. Специальный элемент время от времени прерывает подачу электричества.
  3. Разрыв электрической цепи убирает магнитное поле и создает дополнительную силу во вторичной обмотке.
  4. Существенная разница в количестве витков на обмотках приводит к тому, что создающийся импульс оказывается во много раз больше стандартного напряжения 12 В.
  5. Созданный высоковольтный импульс подается к свече. Для этого используются провода и специальный распределяющий узел.

Несмотря на существенное увеличение вольтажа, закон сохранения энергии при работе сохраняется. Мощность электрического импульса остается неизменной, а разница в напряжении уравновешивается разницей в силе тока.

Разновидности катушек зажигания

За время существования систем зажигания для формирования необходимого импульса использовались разные типы катушек.

Типы катушек зажигания и их устройство 2.jpg

Бобины

Первые катушки зажигания принято называть бобинами. Они устанавливались практически в любые двигатели старых автомобилей. Конструкция представляет собой катушку индукционного типа, расположенную в стальном стакане цилиндрической формы. Этот стакан был максимально герметичным и заполнялся маслом для лучшего отвода тепла.

Вместе с бобиной в систему зажигания практически всегда устанавливался трамблер. Именно он отвечал за распределение электрических импульсов и в то же время осуществлял необходимое прерывание подачи тока для увеличения напряжения. Подобный комплект некогда был очень популярен, однако уже давно не используется в автомобилях.

Типы катушек зажигания и их устройство 3.jpg

Сухие системы и гибриды

Альтернативой заполненным маслом бобинам стали сухие катушки. У них нет внешнего металлического корпуса или специальной ванны из масла. Защитную функцию в данном случае выполняет покрытие на основе эпоксидных смол.

С появлением сухих элементов автопроизводители начали переходить к бесконтактным системам зажигания. Трамблер перестал выполнять функции коммутатора. Он использовался исключительно для распределения электрических импульсов. Подачей тока занимался отдельный коммутатор, функционирующий на базе датчика Холла.

Отдельно стоит отметить гибридные модели, включающие в себя как сами катушки, так и трамблер в одном корпусе. Такие системы активно использовались на моновпрыске с одной форсункой.

Модуль зажигания

Модуль зажигания – более свежая технология, позволившая производителям убрать механический трамблер из конструкции. Система объединяет сразу несколько катушек зажигания, каждая из которых формирует электрический импульс для конкретной свечи.

Типы катушек зажигания и их устройство 7.jpg

Так как распределять созданный импульс больше не нужно, то и трамблер не требуется. Однако в модули стали вводить коммутирующие транзисторы, обеспечивающие совпадение импульсов с тактами работы мотора.

Разновидностью модуля зажигания представляется конструкция, в которой катушек в два раза меньше, чем свечей в моторе. В данном случае каждая деталь формирует импульс для двух цилиндров. Одна из свечей создает искру без воспламенения топлива («холодная искра»). Подход оказался достаточно эффективным, однако существенное снижение ресурса свечей не всем понравилось.

Новые модули зажигания обычно имеют набор катушек, точно соответствующий количеству свечей. Они отличаются надежностью, долговечностью и универсальностью. Но при этом высоковольтные провода оказываются под серьезной нагрузкой и требуют периодической замены.

Индивидуальные катушки

Наиболее актуальным решением для современных моторов считаются индивидуальные элементы зажигания, размещаемые отдельно для каждого цилиндра. Они соединены со свечами напрямую. Отказ от высоковольтных проводов позволил снизить требования к техническому обслуживанию.

Типы катушек зажигания и их устройство 4.jpg

Если одна из индивидуальных катушек выйдет из строя, ее легко можно заменить без демонтажа остальных. Это существенно упрощает ремонт системы зажигания, делая его менее затратным.

Однако описанные преимущества не обошлись без сопутствующих недостатков. Менять индивидуальные элементы надо чаще других. Это связано с тем, что они находятся в двигателе и постоянно подвергаются воздействию высоких температур. К тому же высока вероятность попадания на поверхность элемента различных масел, которые также не слишком хорошо влияют на работу системы.

Причины поломки катушек зажигания

Масляные бобины старого образца обладали огромным количеством недостатков, однако их ресурс был выше практически всех современных аналогов. Чем сложнее и компактнее становилась система зажигания, тем меньше был срок службы ее компонентов.

Типы катушек зажигания и их устройство 5.jpg

Одной из основных причин поломки катушек зажигания является искровой зазор свечей. При его увеличении повышается нагрузка на всю системы, поскольку требуется более мощный электрический импульс для воспламенения топлива в цилиндре.

Увеличение искрового зазора связывают с неправильным выбором свечей зажигания. Элементы должны точно соответствовать рекомендациям для конкретного автомобиля и двигателя. Но чаще всего характеристики свечи меняются из-за износа в ходе эксплуатации автомобиля. В никелевых свечах зазор увеличивается уже после 25 тыс. км пробега. Иридиевые и платиновые модели имеют больший ресурс, однако и они постепенно выходят из строя.

Испорченные свечи зажигания могут продолжать работать, тогда как повышенная нагрузка на систему зажигания очень быстро будет «съедать» ресурс. Срок службы элементов уменьшится при использовании автомобиля в тяжелых условиях. Регулярный перегрев двигателя может повлиять на целостность обмоток и стать причиной коротких замыканий. Также негативно влияют загрязнения, ухудшающие контакт со свечами.

Типы катушек зажигания и их устройство 6.jpg

Диагностика

Определить неисправность катушки зажигания можно по нескольким явным признакам:

  1. неровная работа мотора с рывками;
  2. возникновение сложностей при запуске;
  3. общая потеря мощности;
  4. индикация Check Engine с соответствующим кодом ошибки.

Мотор на холостых оборотах может работать достаточно стабильно. Однако повышение нагрузки выявит проблему. При выходе из строя нескольких катушек двигатель и вовсе может не завестись, поскольку создаваемого импульса не хватит для воспламенения топливной смеси.

Чтобы точно выявить неисправную катушку, можно попытаться поменять элементы местами и проверить работоспособность отдельных свечей. Также будет полезен мультиметр, с помощью которого замеряются сопротивления на первичной и вторичной обмотке. Полученные значения должны совпадать с нормативными, так как любые отклонения говорят о пробое или коротком замыкании.

Определить поломку катушки можно даже в ходе осмотра. Любые трещины, загрязнения и деформации корпуса свидетельствуют об уже имеющейся неисправности или скором ее проявлении. Чтобы избежать неприятных последствий резкой поломки катушки зажигания, рекомендуется регулярно осуществлять диагностику узлов и вовремя заменять отработавшие свой ресурс элементы.

Катушки зажигания: энергия для рождения искр

Воспламенение топливно-воздушной смеси в камере сгорания бензинового двигателя производится с помощью искры, проскакивающей между электродами свечи. Электрический импульс, необходимый для возникновения искры, создается с помощью довольно простого устройства — катушки зажигания. Об этом компоненте системы зажигания пойдет речь в данной статье.

Назначение катушки зажигания

Воспламенение топливно-воздушной смеси в камере сгорания бензинового двигателя производится с помощью электрической искры, генерируемой свечой зажигания. Однако создать искру достаточной силы довольно трудно, ведь бензин в смеси с воздухом — это неплохой диэлектрик, и даже короткому искровому пробою в нем возникнуть нелегко. Решить задачу можно только подачей на свечу мощного электрического импульса с напряжением в десятки тысяч вольт. А где в автомобиле взять такое напряжение, пусть даже и на короткие доли секунды?

Эта проблема решается с помощью специального устройства — катушки зажигания, или бобины. Катушка зажигания — это компонент системы зажигания автомобиля, преобразующий постоянный ток низкого напряжения (6, 12 или 24 вольта в зависимости от типа транспортного средства) от аккумулятора или генератора в короткий электрический импульс с напряжением до 35 000 вольт. Импульс от катушки подается на свечу зажигания, в ее искровом промежутке возникает искра, чем достигается поставленная цель — воспламенение топливно-воздушной смеси.

На сегодняшний день катушки зажигания применяются практически на всех автомобилях с бензиновыми двигателями или с моторами, работающими на газе. Бобины с одинаковым успехом используются как в системах зажигания традиционных схем (контактных с трамблёром, бесконтактных на тиристорах), так и в современных электронных системах зажигания. Потому что более простого, надежного и эффективного способа создать высоковольтный электрический импульс не существует.

Катушка зажигания HYUNDAI Solaris (10-),i20,i30 KIA Ceed,Rio (11-) (1.4/1.6) OE

Катушка зажигания ГАЗ-3302,УАЗ ЕВРО-3 на свечу СОАТЭ

Катушка зажигания HYUNDAI Solaris (10-),i20,i30 KIA Ceed,Rio (11-) (1.4/1.6) MEGAPOWER

Катушка зажигания VW AUDI SEAT SKODA (1.2/1.4/1.6) (16V/FSI/TSI/TFSI) BOSCH

Катушка зажигания HYUNDAI Creta (16-),Elantra (11-),i40 (11-),Tucson (15-) (1.8/2.0) OE

Катушка зажигания ВАЗ-1118,2110,2170 (дв.16V) СОАТЭ

Катушка зажигания VW AUDI SEAT SKODA (1.2/1.4/1.6) (16V/FSI/TSI/TFSI) MEGAPOWER

Катушка зажигания ЛАДА Largus RENAULT Logan (1.4/1.6) (16кл.) OE

Катушка зажигания PEUGEOT 206,307,406,407,807 CITROEN C4,C5,C8,Xsara MEGAPOWER

Катушка зажигания OPEL Astra J (10-) MEGAPOWER

Устройство и принцип действия катушки зажигания

Катушка имеет довольно простое устройство. В ней имеется две цилиндрических обмотки: первичная, содержащая 100-150 витков провода большого сечения, и вторичная, содержащая несколько тысяч витков (до 30 000) провода малого сечения. Причем витки первичной обмотки расположены поверх витков вторичной обмотки. Внутри обмоток находится металлический сердечник.

Вся эта конструкция помещена в цилиндрический корпус из диэлектрика, крышка корпуса выполнена несъемной, а внутренний объем обычно заполнен трансформаторным маслом (оно обеспечивает охлаждение катушек во время работы). На крышке находится несколько контактов (обычно три): центральная клемма, с которой снимается высокое напряжение, и две боковых клеммы, на которые подается ток низкого напряжения.

В основе работы катушки зажигания лежит явление электромагнитной индукции. В сущности, катушка — это повышающий трансформатор, на первичную обмотку которого подается ток низкого напряжения, а со вторичной снимается ток высокого напряжения. Но в катушке, в отличие от обычных трансформаторов, производится преобразование коротких импульсов электрического тока, и на выходе, соответственно, также получаются электрические импульсы.

Однако, как известно, трансформатор может работать только с переменным током, а в автомобилях используется ток постоянный. Мало того, через первичную обмотку катушки также протекает постоянный ток, а значит, во вторичной обмотке ток возникнуть не может. Нет ли здесь противоречия? На самом деле все просто: катушка зажигания работает совместно с прерывателем — устройством, которое обеспечивает пульсацию постоянного тока, и подает на первичную обмотку достаточно короткие электрические импульсы. Импульс, проходя по первичной обмотке, за счет электромагнитной индукции также возбуждает во вторичной обмотке импульс. Причем пиковое напряжение электрического импульса во вторичной обмотке будет во столько же раз больше напряжения в первичной обмотке, во сколько больше витков во вторичной обмотке по отношению к первичной.

Важно отметить, что преобразование тока происходит именно в момент размыкания прерывателя, то есть — в момент отсоединения первичной обмотки катушки от аккумулятора или генератора. Напряжение в этот момент падает не моментально, а в течение некоторого (очень короткого) промежутка времени, и за это время во вторичной обмотке, за счет изменения тока в первичной обмотке, индуцируется ток высокого напряжения — этот импульс и подается на свечу зажигания.

Так как в катушке действует закон сохранения, то мощность тока во вторичной обмотке почти равна (на деле — чуть меньше) мощности тока в первичной обмотке. Это значит, что электрический импульс на выходе имеет высокое напряжение, но малый ток, а в первичной обмотке все ровно наоборот. Именно поэтому первичная обмотка выполняется из провода большого сечения (так как по ней протекают токи в десятки ампер), а вторичная обмотка — из очень тонкого провода (токи во вторичной обмотке не превышают единицы микроампер).

Часто в катушках зажигания предусмотрено добавочное сопротивление (резистор), включенное последовательно с первичной обмоткой. Этот резистор изготавливается из сплава, электрическое сопротивление которого изменяется в зависимости от температуры: при нагревании сопротивление увеличивается, при охлаждении — уменьшается. Добавочное сопротивление необходимо для защиты катушки на малых оборотах двигателя.

Дело в том, что при малых оборотах через первичную обмотку катушки постоянный ток проходит на протяжении довольно длительного времени, а это приводит к усиленному нагреву провода и негативно сказывается на сердечнике. Поэтому на малых оборотах резистор нагревается, его сопротивление повышается, а это приводит к снижению тока в первичной обмотке — так исключается перегрев. При повышении оборотов температура падает, сопротивление резистора снижается, и через первичную обмотку проходит более высокий ток. Во время запуска двигателя сопротивление шунтируется (то есть, замыкается проводом), и не оказывает влияния на систему зажигания.

Классификация и схемы подключения катушек зажигания

Все катушки зажигания устроены одинаково, однако существует несколько схем включения катушек в систему зажигания, и катушки, используемые в каждой схеме, имеют свои особенности. Всего можно выделить три типа катушек зажигания:

— Общая;
— Индивидуальная;
— Сдвоенная (двухвыводная или двухискровая), и ее вариант — четырехвыводная катушка.

Общая катушка зажигания. Это наиболее простой и исторически первый вариант. При такой схеме в автомобиле есть только одна катушка зажигания, вырабатываемые ею высоковольтные импульсы распределяются по свечам зажигания с помощью трамблёра или иного распределительного устройства. Данная схема широко применяется в контактной, бесконтактной и электронной системах зажигания.

Индивидуальная катушка зажигания. Это современный вариант, который находит все большее применение. В данной схеме в паре с каждой свечой зажигания работает своя катушка, чем достигается наилучшее согласование фаз газораспределения и воспламенения горючей смеси. Индивидуальные катушки конструктивно отличаются от общих, но принцип действия их одинаков. Данные катушки применяются в электронной системе зажигания. Часто такие катушки называют катушками карандашного типа (COP).

Сдвоенные (двухискровые) катушки зажигания. Как понятно из названия, эти катушки сдвоены, они позволяют получить сразу две искры в двух цилиндрах. Данные катушки иногда используются в двухтактных мотоциклетных и двухцилиндровых двигателях, такое решение позволяет избавиться от трамблёра и значительно упросить систему зажигания. Существует вариант сдвоенной катушки — счетверенная, она позволяет получить сразу четыре искры. В системах зажигания со сдвоенными (и с четверенными) катушками искры синхронно образуются в обоих цилиндрах, однако воспламенение горючей смеси происходит только в одном из них, так как второй в этот момент находится в НМТ, и воспламеняться там просто нечему.

Признаки неисправности катушки зажигания

Катушка является одним из основных компонентов системы зажигания, поэтому ее выход из строя сразу сказывается на работе двигателя. Наиболее часто поломка катушек проявляется следующим образом:

— В двигателях с общей катушкой — сложный запуск двигателя, нестабильная работа двигателя (пропуски зажигания);
— В двигателях с индивидуальными катушками — «троение» двигателя, пропуски зажигания в каком-либо из цилиндров;
— В двигателях со сдвоенными катушками — «троение», пропуски зажигания сразу в двух цилиндрах, работающих от одной катушки.

В современных двигателях, оснащенных системой самодиагностики, при неисправности катушки зажигания на приборной панели загорается индикатор «Check engine». В этом случае сканером можно легко определить код неисправности, и выяснить, какая именно катушка вышла из строя.

Однако данные признаки могут говорить о неисправности любых других компонентов системы зажигания, топливной системы и цилиндропоршневой группы. В частности, пропуски зажигания могут возникать из-за неисправностей свечей зажигания, высоковольтных проводов и трамблёра, а также из-за отсутствия необходимой степени компрессии в цилиндре. В инжекторных двигателях проблемы могут возникать из-за загрязнения или выхода из строя топливных форсунок.

Поэтому при возникновении неполадок в работе двигателя необходимо произвести диагностику катушек зажигания. В двигателях, не оснащенных системой самодиагностики, можно выполнить несколько простых действий:

— Выявить неисправную катушку — на работающем двигателе попеременно отсоединять высоковольтные провода от свечей зажигания. Если после снятия колпачка со свечи двигатель начинает работать хуже, то катушка данной свечи исправна, если же после снятия колпачка работа мотора не изменилась проблема в катушке данной свечи;
— Проверить сопротивление обмоток катушки. В рабочей катушке сопротивление первичной обмотки лежит в пределах 3-3,5 Ом, вторичной обмотки — в пределах 5-9 кОм. Слишком низкое сопротивление обмотки, особенно вторичной, свидетельствует о коротком замыкании внутри катушки. Имеет смысл проверять сопротивление всех катушек, так выявить неисправную катушку проще всего;
— Проверить свечу зажигания и высоковольтный провод, чтобы убедиться, что проблема заключается именно в катушке зажигания.

Неисправную катушку зажигания необходимо заменить, так как длительная работа двигателя с такой катушкой чревата различными проблемами, в том числе повышенным расходом топлива, повышенными вибрациями и даже повреждением каталитического нейтрализатора. Заменить катушку в большинстве моторов, особенно на российских автомобилях, несложно и не составит труда автомобилисту.

Другие статьи

Пила циркулярная электрическая: быстрая и качественная резка древесины

29 Июня 2023 Пила циркулярная электрическая: быстрая и качественная резка древесины

Для распиловки древесины самое широкое распространение получил простой механизированный инструмент — циркулярная пила. Все о том, что такое циркулярная (дисковая) пила, каких типов бывает этот инструмент, как он устроен и работает, а также о правильном подборе и эксплуатации пил — читайте в статье.

АКБ: подбор, установка, эксплуатация, техника безопасности

22 Июня 2023 АКБ: подбор, установка, эксплуатация, техника безопасности

Выбор, замена и обслуживание автомобильного аккумулятора — дело несложное, но требующее определенных знаний и навыков. Вопросы правильного побора АКБ для транспортного средства, его монтажа, правильной и безопасной эксплуатации, а также его технического обслуживания подробно рассмотрены в материале.

АКБ: типы, устройство и принцип работы аккумуляторов

15 Июня 2023 АКБ: типы, устройство и принцип работы аккумуляторов

Одной из основ электросистем современных автомобилей и иной техники являются источники постоянного тока для работы электростартеров — аккумуляторные батареи. Все об аккумуляторных батареях (АКБ), их существующих сегодня типах, конструкции и заложенных в основе их работы принципах — читайте в статье.

Маяк проблесковый: свет предупреждает об опасности

8 Июня 2023 Маяк проблесковый: свет предупреждает об опасности

Многие транспортные средства оснащаются специальными светосигнальными устройствами для привлечения внимания и предупреждения об опасности — проблесковыми маяками. О том, что такое проблесковый маяк, как он устроен и работает, а также о правилах его применения, покупке и установке — читайте в статье.

MEGAPOWER: фильтруем лишнее

30 Ноября 2022 MEGAPOWER: фильтруем лишнее

Фильтры для легковых автомобилей MEGAPOWER — качественные расходники по оптимальной цене.

Пистолет для подкачки шин с манометром: накачка шин для любителей и профессионалов

25 Августа 2022 Пистолет для подкачки шин с манометром: накачка шин для любителей и профессионалов

Одна из самых частых операций по обслуживанию автомобиля — подкачка шин. Для удобства выполнения этой работы созданы специальные приспособления — пистолеты для подкачки шин с манометром. Все об этих пистолетах, их типах, устройстве, характеристиках и применяемости подробно рассказано в данной статье.

Нагнетатель смазки (солидолонагнетатель): незаменимое оборудование для заправки механизмов консистентной смазкой

11 Августа 2022 Нагнетатель смазки (солидолонагнетатель): незаменимое оборудование для заправки механизмов консистентной смазкой

Многие узлы автотракторной, сельскохозяйственной и иной техники, а также станков и разнообразного оборудования требуют регулярного наполнения консистентными смазками высокой вязкости. Наиболее эффективно эта работа выполняется специальными нагнетателями смазки, о которых подробно рассказано в статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *