Какое дерево лучше для резьбы узоров
Перейти к содержимому

Какое дерево лучше для резьбы узоров

  • автор:

Породы деревьев, пригодные для резьбы

Смотрите предложения в нашем магазине. Наши цены могут вас заинтересовать!

Для изготовления поделок и резьбы подойдут, в основном, мягкие породы древесины. Какую именно выбрать, зависит от назначения изделия и его внешнего вида. Резьба – сложный вид декоративного искусства. Поэтому материал должен также подбираться в зависимости от опыта. Новичкам подойдет один вид дерева, работать с которым проще, более опытным мастерам можно использовать и более капризное дерево.

Качество материала для резьбы

Если дерево подобрать правильно, то вы сможете:

  • Просто и быстро обработать любую заготовку;
  • Изделия будут выглядеть красиво (фактура дерева позволит);
  • Выполнить различные орнаменты на поверхности;
  • Поделки будут долго сохранять свой внешний вид.

Подбор материала зависит от той техники, которой пользуется мастер, инструментов и самого будущего изделия. Например, если резьба скульптурная, то прочность древесины играет большую роль. Тогда для поделки берут дуб, кедр или лиственницу.

Если важен рельеф изделия, подойдет липа или береза – древесина, которая славится мягкостью и гибкостью.

Что выбирают профессионалы?

Предпочтение отдается нескольким российским породам древесины. Экзотику мастера не уважают. Ее сложно достать, а также правильно остановить выбор на той древесина, которая произрастает в нашей местности.

Итак, для резьбы подойдет:

Очень простое в обработке дерево, которое больше всего используется для рельефной резьбы: картины, панно и т.п. Так как береза не имеет высоких показателей прочности, то для скульптур и других сложных изделий она не подходит.

Липу лучше всего обрабатывать стамеской или специальными резцами. Волокна древесины тонкие, поэтому мастерам она поддается легко. Сложные орнаменты и мелкие детали при наличии опыта будут смотреться очень красиво. Выигрывает и цвет древесины – светлый почти белый с ровной фактурой.

Из дуба вырезают прекрасную декоративную мебель, статуэтки и другие скульптурные вещи, поскольку дуб обладает высокой прочностью, и дубовые детали не деформируются со временем.

Такой же светлый как береза, но более твердый. Клен имеет красивую текстуру, но в обработке уступает ей. Работать с древесиной сложно. Мелкие детали и орнаменты не вытесать, поэтому, как правило, из клена делают простые вещи, с крупными рисунками и узорами. Резьба по клену выполняется стамеской, клюкарзами и другими небольшими инструментами.

Ольха нравится мастерам своим оттенком. Светло-розовые тона смотрятся очень красиво. В процессе обработки древесина меняет цвет. Сначала она светлая, практически белая, затем становится красноватой и в конечном итоге приобретает розоватый оттенок. Наиболее популярные изделия из ольхи – кухонная утварь, шкатулки, статуэтки и пр.

Смолистые хвойные породы также используют, но они требуют более тщательной подготовки заготовок, нежели лиственные. В ход идет сосна, пихта, кедр.

Как подобрать заготовку для резьбы по дереву?

Мастер обращает внимание на влажность, так как именно от этого показателя зависит долговечность его поделок. Заготовка должна быть сухая – не более 8% влажности.

Если на заготовке есть сучки, наросты, сколы, то ее использовать нельзя. Структура такой древесины перекрученная, и обрабатывать ее будет сложно. Инструмент не будет идти ровно по поверхности, а также сучки – это будущие трещины на изделии.

Тяжелые заготовки используют редко, поскольку чем тяжелее дерево, тем оно прочнее, а может и более влажное.

Как подготавливается древесина для резьбы?

Чтобы предотвратить раннюю порчу будущего изделия, подобранную древесину еще нужно подготовить. Во-первых, правильно просушить. Мастера прибегают к атмосферной сушке, но можно просушить заготовку до 15-20% в микроволновой печи. Если заготовка большая, то придется сушить на воздухе. Затем ее можно занести в помещение и довести до 8% влажности.

Небольшие куски дерева мастера также вываривают. В кипятке между волокнами древесины испаряется большая часть влаги, т.е. межклеточная влага уходить, повышается прочность заготовки и ее твердость. После нескольких часов в кипятке дерево просушивают на воздухе в течение, как минимум, семи дней.

Какие сорта древесины подойдут для занятия резьбой по дереву?

Так как я занимаюсь резьбой по дереву уже много лет, то могу посоветовать такую хорошую древесину для резьбы, а именно: сосна, бук, береза, клен, дуб, ольха.

Есть более мягкие древесины для резьбы по дереву, такие как липа, осина, тополь, но если Вы только начинаете заниматься резьбой по дереву, эти породы деревьев будет очень трудно обработать, так как они очень мягкие, очень легко крошатся. Липу я советую брать только для хороших профессионалов, которые занимаются резьбой по дереву несколько лет.

Перед выбором древесины, нужно знать, что Вы будете вырезать, если красивую фигурку, то здесь больше всего подойдет клен, ель, сосна, дуб, бук, если Вы хотите сделать красивую ажурную работу, тогда стоит обратить внимание не осину, березу, ольху, яблоню. Я для картин, а именно для вырезания портретов беру липу, именно липа хорошо подходит для вырезания лица, глаз.

Дерево для резьбы по дереву: особенности материалов, и какие породы древесины лучше выбрать?

Дерево для резьбы по дереву: особенности материалов, и какие породы древесины лучше выбрать?

Если вы начинающий резчик, одним из первых интересующих вас вопросов будет следующим – какое дерево лучше для резьбы по дереву? Материал в этом ремесле действительно очень важен. Весь творческий пыл может остыть, если для начинаний резчик выбрал неподходящую древесину. В этой статье вы узнаете, какой бывает древесина, какие «ходовые» сорта подходят для резного творчества, а так же, из чего складываются критерии качества материала. А в довершении к этому узнаете, как подготовить дерево к резьбе.

Технологические качества древесины

rezba-po-derevu

Базовые показатели для отбора дерева – твердость и плотность. Плотность материала позволяет разделить его на 3 вида: древесина с низкой плотностью, со средней плотностью, а также породы с высокими плотностными данными. По маркерам твердости дерево может быть мягким, твердым и сверхтвердым. Остановимся на этих характеристиках подробнее.

Материал по твердости:

  • Мягкие породы. К ним относят ель, каштан, а также пихту, сосну и иву, липу. Сюда же – тополь и ольха. Если из этой древесины делают, например, мебель, она будет дешевле. Из предложенных пород самой ходовой будет сосна. Мягкие породы дерева для резьбы – максимально комфортны в обработке. Мягкая древесина неплохо выгибается, хорошо шлифуется.
  • Твердые породы. Такая древесина характеризует лиственные варианты. В этом перечне будет бук, береза обыкновенная, осина, а также ясень, вяз. Особенно ценным сортом является ясень: это высокоэкологичная древесина с красивой структурой и прекрасным оттенком. Ясень чем-то напоминает могучий дуб, но все же он посветлее.
  • Сверхтвердые породы. Твердостью обладают граб, самшит, может ею похвастаться кизил, белая акация и, собственно, дуб. В мебельном сегменте, вне сомнений, это ценная древесина. И производят из нее люксовую мебель. Дерево этой группы отличается высокой устойчивостью к гнили.

Если вы только начинаете обучение резьбе, то старайтесь работать с мягкими породами. Например, в Сибири ремесленники работают с кедровыми заготовками, комфортным для резного творчества материалом с прекрасной фактурой. Из лиственных сортов резчики любят использовать липу. Ее древесина чистая и легкая в резке, то для крупных мебельных изделий она не подходит. А вот для первых опытов в резьбе – вполне. Породы дерева для резьбы предполагают целый список материалов, и они могут конкурировать друг с другом. Да и важны личные предпочтения мастера.

Выбор древесины для резьбы по дереву

rezba-po-derevu

Специалистам приходится работать с разным материалом для резьбы по дереву. И помимо объективных характеристик сортов, есть еще и субъективные оценки мастера. Потому, чтобы найти свой оптимальный вариант, приходится экспериментировать.

  • Сосна. У нее прямослойная древесина с желтизной, мощная со средней степенью усыхания. С ней легко работать, если дерево не особо смолянистое, она прекрасна в склейке, но не особенно удобна в отделочных действиях и окраске. Для мелкорельефной резьбы почти не годна. Но задействуется и для резного декора построек.
  • Лиственница. Древесина с высочайшими качествами. Тяжелая и прочная, не самая легкая в обработке, но очень долговечная. Она не загниет от сырости. Но чаще ее берут для строительства домов и изготовления паркета.
  • Тисс. Ядровая порода, нутро ее плотное и тяжелое, практически не гниющее. Удачный выбор для столярно-токарных нужд. Причисляют его к «красным» породам.
  • Можжевельник. А это уже очень интересная для резчиков порода. Тяжелое и твердое дерево мало усыхает, оно не боится гниения, долго держит приятный аромат. Прекрасно ведет себя при резке, хорошее в подкраске и послушное в полировке. Засохший можжевельник считается замечательной основой для столярничества. Древесина – подходящий выбор для тонкой плоскорельефной резьбы, а еще для объемной резьбы.
  • Кедр. Близка его структура к древесине сосны, потому в резном деле востребована. Так, выгодно смотрится дерево в полированных гладких изделиях, в различного рода поделках, украшенных контурной резьбой.
  • Дуб. Плотная древесина с изящной структурой, со средним высыханием и низким растрескиванием. Обрабатывать дуб приходится с немалой силой и с помощью высококачественного, хорошо заточенного инструмента. Древесина его часто применима для резьбы и точения, для мозаичных операций.
  • Черемуха. Тяжкая и крепкая древесина, влаги она страшится. Если дерево молодое, оно будет белым, старое – красновато-бурым. Сушить материал нужно осторожно. Отличает черемуху отличная резка во всех направлениях. Всегда это дерево активно использовали резчики по древу.
  • Яблоня. У этого дерева материал твердый, тяжелый, имеющий однородное строение. Непросто яблоню просушить, так как она сильно усыхает, но зато после высушивания она не коробится, не трескается. Дерево хорошо ведет себя в окраске, в шлифовке, в полировке и лощении. Практически идеален яблоневый материал для тонкой резьбы мини-скульптуры.
  • Орешник. Материал просто отличный для мелких резных операций. Из орешника давно уже вырезают шахматные фигуры, а еще карандаши, рукоятки.
  • Осина. Мягкая, нежных оттенков древесина, отлично поддается резке стамеской. Производят из нее легковесные игрушки, посуду и различный декор, который можно украсить резьбой.
  • Рябина. Красновато-бурая основа непроста в обработке, она прочная и тяжелая. Но для токарных и резных операций плотный и однородный состав вполне подходит. Ее и раньше использовали для резных и долбежных поделок. Корень рябины считается отличной заготовкой для скульптуры.
  • Ольха. Также применяется для резных работ, а еще для имитации более благородных пород дерева.

Отдельно стоит сказать про березу. Это древесина средней твердости и плотности, строение ее однородно. Она легко режется в разных направлениях, отлично сверлится и полируется. Но есть у материала и некоторые недостатки: береза имеет высокий риск растрескивания, коробления и усушки. Она подвержена червоточинкам и гнили.

Ну и, конечно, клен – плотная, яркая и высокопрочная древесина служит оптимальной основой для резных операций. В особенности, для накладной резьбы.

Более детальную информацию о древесине, можно получить при просмотре данного видео:

Критерии качества

Существуют определенные физические качества древесины, согласно которым мастеру приходится выбирать материал. Важны для резчика цвет дерева, влажность, текстура и запах. Будет оценивать он гигроскопичность, способность к разбуханию и усушке. Рассмотрим отдельные критерии.

Например, цвет древесины будет зависеть от возраста дерева, от того, как на него воздействовали внешние условия, от последующего воздействия отделкой, а еще от угла светоотражения. Декоративность древесины в поделке зависит от самой текстуры дерева, от того натурального рисунка, который виден на срезах.

Какой должна быть древесина для резьбы по дереву:

  • Так как молодое дерево еще мягкое и рыхлое, а старое неустойчиво к гнили и травмам, для резчиков ценной оказывается древесина среднего или зрелого периода. Но у разных пород показатели этого периода отличаются. Так, если взять дуб, его оптимальный возраст для резьбы – от 80 до 150 лет. У березы этот возраст в диапазоне 60-70 лет, у ясеня такой же. Возраст дерева можно посчитать по количеству так называемых годичных колец на поперечном срезе.
  • Влажность древесины – еще один значимый критерий. Если изделия, которые будут выполнены мастером, предназначаются для эксплуатации на улице, их влажность должна составлять 15%. И сушат материал для подобных изделий не менее 3 месяцев на улице, под навесом. Если изделия будут только внутри помещения, древесину еще придется досушивать в комнате.
  • Свежесрубленное дерево, конечно, не подойдет для резки. Да и пересушенное непригодно. В первом случае после высыхания материал сожмется в объеме, коробится. Во втором – даже при нормальных показателях влажности оно будет впитывать влагу из воздуха, отчего начнет разбухать и растрескиваться.

Не досушить и пересушить дерево – для мастера обернется проблемой. Если порода тверда и плотна, то качество изготовления поделки на такой основе пострадает. А вот мягкому древу для декорирования не так страшны проблемы с сушкой.

Обязательно глядите на годичные колечки: параллельность колец говорит о прямолинейности внутренней структуры древа. Широкие древесные слои – знак рыхловатости и не высокой прочности деревянной заготовки.

Одиночно растущие деревца тоже не берутся для резьбы, они более других подвержены ветровому воздействию, потому волокна их скручиваются, плотность их разная.

Новички-резчики не всегда знают, что в резной продукции не совмещают (или стараются этого не делать) разные породы, а также части дерева. Ядровая твердая древесина ссыхается меньше, чем заболонь, у доски же центра коробления фактически нет. Когда выбираете древесину, следует отказываться от брака (сучков, волоконного наклона, трещинок, а еще, безусловно, гнили и червоточинок).

Подготовка дерева к работе

sushka-drevesiny

Какое дерево лучше для резьбы по дереву мы узнали, а теперь несколько слов о том, как подготовиться к резьбе. Стартом подготовки, конечно, можно назвать и саму срубку дерева. Но это еще далеко до непосредственной работы резчика. Самый долгий подготовительный этап – сушка. От того, как он прошел, зависит итоговый результат. Зависит и процесс изготовления, будет ли он комфортным для ремесленника или придется ему помучиться с резьбой.

Рекомендации по подготовке рабочего материала:

    • Древесину традиционно заготавливают поздней осенью либо зимой, в дереве в это время меньше влаги, а потому сохнет оно скорее. Отношение к древесине было особым, трепетным, потому готовили материал без спешки. Естественная сушка предпочтительна, и процесс этот остался неизменным.
    • Естественная сушка предполагает укладывание бревен в штабеля, накрывание их навесом. И такое состояние длится год. Тот материал, что предназначается для резных операций, пилят на чурки, складируют в сухом месте без гуляющих сквозняков. В нем дерево также хранится долго, не менее года-полутора. Так оно просыхает до универсальной влажности в 8-10%.

sushka-drevesiny

    • Также древесину можно вываривать, а еще можно устраивать ей интенсив-сушку. Некоторые профи до сушки вываривают материал в кипятке несколько часов. Делается это для растворения внутриклеточной влаги. Разумеется, после варки древесина будет быстрее сохнуть. А если выварить материал в соленой воде, а потом еще натереть его крупной солью, сушка дерева ускорится.

sushka-drevesiny

  • Если вы решите предварительно вываривать дерево, можете «поиграть» и с его цветом. К примеру, если в воду при варке добавить кору ольхи, заготовка приобретет кофейный цвет.
  • Если заготовка мала, ее можно высушить на обычной батарее, летом неплохо она сушится на солнце, только сначала ее нужно завернуть в газету и полиэтилен.
  • Отдельные умельцы применяют для сушки инфракрасные кассеты. С их помощью сушить дерево можно и внутри помещения, и на улице.
  • Частая ошибка новичка – работа с сырой древесиной. Не наступайте на эти грабли, все заготовки должны быть с низкой влажностью.

Техническая подготовка – это практический навык. Но чем вы более вы будете начитанными и насмотренными, тем легче будет учиться. Например, часто начинающие резчики не берут в учет банальную разнородность древесины. Они вырезают скругленный орнамент, направляют режущую кромку в разные стороны, не меняя нажим инструмента.

Об инструментах, необходимых при резьбе по дереву, можно узнать из статьи: «Ножи для резьбы по дереву — удивительное разнообразие инструментов».

Резьба по дереву – целое искусство, которое состоит из маленьких секретов и больших премудростей. Удачи вам в их постижении!

Выбор древесины для резьбы

В этой статье рассмотрен вопрос, который обычно стоит перед начинающим резчиком: где взять и какую использовать древесину для резьбы? Хочется сразу сказать, что пойти и купить любую нужную заготовку в настоящее время по-прежнему невозможно. Тем не менее решение этого вопроса не является столь сложным, только беспокоиться о нем нужно заблаговременно. Как правило, самодеятельный резчик по дереву приобретает материал не тогда, когда он потребовался, а когда предоставилась такая возможность. Даже обычную древесину — ель, сосну, березу, бук — лучше запасать заранее, дать ей возможность высохнуть, проверить на растрескивание, коробление. Более надежное дерево старое, выдержанное, лишь бы в нем не было жучков-древоточцев. Источником для него могут быть детали разрушенных домов, выброшенная мебель, буковые планки паркетного пола и т. д. Спиленные или поваленные деревья нужной породы, в том числе и фруктовые, также объект внимания резчика.

Очень легко добываются небольшие заготовки — в многочисленных фирмах торгующих паркетом. Паркетная дощечка продаётся любых размеров и с очень хорошим выбором сортов древесины, в том числе и красного и черного дерева. Имеются, хотя и в меньшем количестве, фирмы, продающие отделочные доски из этих сортов древесины.

Кроме того существуют нетрадиционные источники приобретения заготовок для резьбы. Так например упаковка многих крупногабаритных товаров из южных стран сделана из красного дерева. Кухонные доски из красного дерева можно купить в хозяйственном магазине. Иногда можно приобрести или поменять материал у знакомых резчиков. Чертежные доски из липы, без сучков и достаточно однородные, продаются иногда в магазинах. Интересным источником ценных заготовок являются некоторые мебельные комбинаты, продающие обрезки древесины. Причем нередко эти обрезки представляют собой куски красного дерева (от комлевой части) в несколько десятков килограммов весом. Цены при этом весьма умеренные, поскольку продаётся эта древесина на дрова.

Такие запасы древесины приобретаются не сразу, но поскольку и работа по резьбе — процесс медленный, то нужная древесина практически всегда будет под рукой. На первых же порах начинающему резчику можно воспользоваться теми советами, которые приведены при описании первых поделок.

Отметим также, что нельзя указать на конкретный сорт древесины как самый лучший для начинающего резчика. Например бытующее мнение о том, что липа больше всего годится для резьбы, так как она «легко режется», не всегда верное. Легкость срезания древесины липы, ее мягкость являются отрицательными качествами для начинающего резчика: не имея практики в резьбе, он неосторожным движением может быстро испортить («поранить») поделку, чего нельзя сделать с твердой древесиной, хотя при резьбе ее физических усилий приходится прилагать больше. Липа требует особо острых инструментов именно из-за своей мягкости, иначе она не режется, а мнется (в некоторых местах), что также не хорошо для начинающего резчика. Липа подходит для резчика-профессионала, когда он, виртуозно владея ножом (например, богородские резчики), быстро и без больших усилий придает деревянной чурке контуры будущей поделки. Выбор сорта древесины для резчика так же важен, как и вопрос о материале вообще в прикладном искусстве (об этом будет подробнее сказано дальше): одним образом реализуется художественная форма в мраморе, по-другому — в граните и совершенно по-иному — в дереве. Такое же внимание надо уделять и отдельным сортам дерева: светлая и однотонная древесина подойдет, например, для скульптуры лица, портрета (темная однотонная древесина в этом случае менее выразительна): для тонкой ажурной резьбы также лучше иметь однотонную древесину; а ель или сосна, имеющие ярко выраженный полосатый рисунок древесины, т. е. текстуру древесины, могут быть использованы для поделок с крупными элементами рисунка или резьбе прорезной, где контуры вырезанных элементов являются определяющими в орнаменте. В некоторых сюжетах полосатая текстура хвойного дерева способствует выявлению сюжета или вносит в резьбу оригинальность. Подробнее об этом будет сказано в соответствующих разделах. Также мы учитываем при выборе древесины се твердость или мягкость, свилеватость или способность легко колоться, устойчивость к влаге или набухание и коробление от воды и т. д.- качества, которые в одних случаях будут положительными, в других — отрицательными.

Поэтому выбор сорта древесины, источник ее приобретения обдумываются одновременно с сюжетом резьбы и с технологией его выполнения. Удачно выбранный сорт древесины — это начало успеха в работе. Здесь нельзя применять поспешных решений, тем более что весь процесс резьбы может длиться неделями, иногда месяцами, а то и более года.

Начинающему резчику следует обратить внимание на то, что эстетическая ценность поделки, качество ее выполнения, находится в прямой зависимости и от выбора материала для резьбы, и от творческого замысла резчика, т. е. с первых шагов в работе указанные задачи взаимосвязаны. Проследим цепочку этой взаимосвязи.

Резчик будет более свободен в выборе материала, если владеет различными приемами техники и технологии в резьбе: может сращивать древесину в более крупный кусок с незаметными швами; может изготовить изделие сборным, монтировать из отдельных резных кусков одной и той же или различных пород древесины; может приготовить сам искусственную декоративную древесину для поделки; может использовать в резьбе (особенно в скульптуре лица) однородную формовочную массу на базе древесных опилок; может сочетать резьбу с облицовкой мозаичным набором из различных пород дерева: может тонировать древесину; может резать по сухой или сырой древесине. Это, в свою очередь, расковывает резчика в выборе темы, сюжета для резьбы или, как говорят, создаются в таком случае благоприятные условия для примата содержания, когда содержание определяет художественную форму, а не наоборот: цилиндрическая форма деревянной чурки диктует возможную художественную форму поделки, под которую, в свою очередь, подгоняется сюжет.

Вышесказанное заставляет более серьезно подходить к первой стадии работы самодеятельного мастера, которая предшествует непосредственно процессу резьбы,- к обдумыванию и вынашиванию замысла, сюжета и к пути его реализации. Именно на этой стадии и решается успех дела. Удачная реализация задуманной резьбовой поделки как раз и определяется хорошо продуманным до мелочей процессом работы от начала и до конца. Все это вносит в резьбу по дереву тот спортивный интерес, иногда азарт, заставляющий резчика выкраивать для работы каждый свободный час. И думать: «Что же, интересно, получится? Так ли, как я думал, как представляю?» Тот же интерес заставляет ломать голову над поиском решения какой-либо возникшей проблемы в резьбе, в монтаже, в композиции, которые требуют то конструкции нового инструмента, то какого-либо приспособления.

Неудачно выполненное деревянное резьбовое изделие уже не переделаешь. Все переделки и варианты должны быть продуманы предварительно (в замыслах, в рисунке, в пластилине), и для резьбы оставлен единственный, самый лучший вариант.

Чем больше опыт резчика, тем точнее совпадение замысла с полученным результатом. И этот уровень будет достигнут тем быстрее, чем серьезнее отношение резчика к своей поделке. Надо подходить к каждой своей работе, как к экзамену, где требуется раскрыть все свое умение, расценивать каждый объект художественной поделки как поле для приложения мастерства на самом высшем уровне своих способностей, считать, что именно эта поделка будет самой лучшей. И при выполнении последовательных операций в резьбе стараться также каждую последующую операцию сделать лучше предыдущей. Вот тогда будет и качество, и художественный уровень, а не размножение количества поделок. Вот тогда будет и рост художественного мастерства.

Резьбовое изделие, выполненное с любовью, когда в него вложено максимум терпения, поиска и труда, доставит впоследствии самому мастеру большое удовлетворение. Такая же реакция, как правило, бывает и у зрителя на соответствующие резные изделия. А если поделка выполнена наспех, поскорее, «чтобы закончить», из первой попавшейся древесины, то она может оказаться предметом разочарования и укором на долгие годы.

Итак, сорт древесины выбран, технология резьбы продумана, сюжет определен. Рассмотрим пригодность древесины с технической стороны, ее механические и физические свойства. В первую очередь она должна быть сухой, без сучков и, по возможности, без трещин. Хотя с трещинами на неответственных местах еще можно справиться, о чем будет сказано ниже, сучок же можно обыграть только вставкой вместо него какой-либо детали резьбы из того же куска дерева и с соблюдением такого же направления волокон древесины, как и в окружающем поле детали.

Заметим, что в некоторых случаях декора, решенных крупными полированными плоскостями, свилеватые переплетения слоев древесины вокруг сучков, дающие интересный рисунок, специально обыгрываются, даже выделяются. Иногда для этой цели используется и сам сучок. В некоторых случаях можно резать и из сырого (не высушенного) дерева, но тогда надо уметь ликвидировать отрицательные последствия высыхающей в процессе резьбы древесины. Умение работать с сырой древесиной позволяет выполнить такие технически сложные поделки (сырая древесина режется значительно легче сухой), какие из сухого дерева сделать вообще невозможно. Далее будет подробно рассказано и о сушке древесины, как обычной, в естественных условиях, так и ускоренной, когда сухой древесины в наличии нет, а условия не позволяют ждать ее выдержки.

Важно обратить внимание резчика на то, что существуют два вида влажности древесины: органическая, или внутриклеточная, и внешняя — дождевая. Органическая жидкость может быть удалена при естественной сушке только в течение нескольких лет, а внешняя — за несколько часов. Даже полностью набухшая от дождя доска высохнет в течение не более суток. Отметим в связи с этим, что древесина, спиленная зимой, обладает значительно меньшей органической влажностью; соответственно, она суше (иногда в 2 раза) и тверже весенней или летней. И конечно, наиболее благоприятна для резчика древесина сухостоя или валежника.

Для художественной поделки из дерева не всегда нужна ровная, без сучков древесина. Особенно для маркетри и для интарсии более интересна оригинальная текстура древесины, которая получается как раз вследствие заболевания или повреждения дерева, механических помех при его росте. Ниже мы познакомимся на конкретных породах с особенностями древесины, также подробно опишем свойства капов, здесь же отметим некоторые из них.

Свилеватая древесина, обладающая запутанным переплетением волокон, применяется резчиком и как прочная, не колкая (для киянок, черенков, топорища), и как декоративная, т. е. используются ее плоские срезы в виде шпона или облицовочных пластинок. Особенно красива текстура такой древесины в округлых наплывах (болонах) на стволах деревьев, которые так и называются свиль (или сувой, сувель). От свили можно отделить выпиливанием участки для изготовления изогнутых веточек, скобочек, полосок, хвостов животных в поделках, для тонких кривых деталей, где прямослойная древесина не годится. Для этой же цели можно использовать и завитки вокруг сучков, особенно старых, заросших, или вокруг прорости — омертвевшей древесины.

Из других особенностей и свойств древесины отметим следующие. Прочность и плотность древесины увеличивается от ядра (середины) к заболонной части. Также и влажность в середине ствола меньше, чем в заболони, а это значит, что доска, вырезанная из середины ствола, при высыхании не покоробится, но в средней части будет толще за счет разности в усыхании древесины. Отсюда же происходит, в частности, и коробление других досок — всегда с образованием выпуклости в сторону ядра ствола.

Из этих соображений сплачивание досок в один щит, даже если он снабжен поперечными планками, делается обычно с поочередным наложением лицевой и не лицевой сторон досок, чтобы свести к минимуму коробление щита. Лицевая, или правая, сторона та, которая ближе к внешней части ствола — к коре. Определить это можно, рассматривая доску с торца.

Пожалуй, умение определить лицевую сторону еще более важно для шпона (однослойной фанерки). Если повернуть лист шпона к свету так, чтобы лучи падали под острым углом и стали почти скользящими, то на лицевой стороне будут видны маленькие бугорки древесины, а на не лицевой, или левой,- продолговатые впадинки. Поэтому при фанеровке шпон наклеивается на основу не лицевой стороной, где впадинки способствуют затеканию и удержанию в них клея, а внешнюю, лицевую, сторону при этом удобнее обрабатывать: бугорки сошлифовать легче, чем всю поверхность сровнять со впадинками. В последнем случае «дефекты впадинок» проявляются часто при отделке поверхности лаком, что заставляет наносить значительно больше слоев лака, чтобы их убрать.

Маркетристу или резчику по дереву не всегда удается считаться с лицевой стороной шпона. Иногда одерживают верх и соображения о выразительности рисунка древесины, особенно, когда листы шпона берутся из одной пачки (кноля) и создается симметричный рисунок с расположением рядом двух одинаковых листов, но один правой, а другой левой стороной вверх. Тогда нужно хотя бы снять бугорки с правой стороны перевернутого листа шпона, чтобы они не мешали контактируемым поверхностям при склеивании.

В пачках покупного шпона лицевую сторону легко определить по бумажным полоскам (стяжкам), которыми склеены трещины: они наклеиваются всегда на лицевую сторону.

Обратим внимание читателя еще на некоторые данные о древесине и вытекающие отсюда выводы. При одном и том же весе деловая древесина сосны, например, стоит дороже, чем чугун или сталь. Несравнимо дороже благородная древесина. Дерево останется строительным материалом и в будущем, так как запасы металла и другие природные ресурсы исчезают безвозвратно, а дерево в среднем вырастает в течение десятков лет. Еще более любима древесина как отделочный материал, особенно в настоящее время. Она быстро вытесняет пластмассу, и здесь вопрос уже не только экологический. Здесь в первую очередь эстетика, а также гигиена, сохранение здоровья, удобства. После этого замечания можно более ясно представить значение в быту художественных поделок из древесины, тем более выполненных своими руками.

И уж коли мы стали рассматривать древесину с позиций экономических и социальных, то следует учесть, что стоимость древесины в изделии резчика по дереву будет занимать ничтожный процент по отношению к труду, вложенному в это изделие. Однако от качества древесины, ее внешнего вида (а если этого нет, зачем тогда делать из дерева?) Зависит очень многое, что определяется уже не «ничтожными процентами». Отсюда напрашивается ясный вывод: перед началом работы серьезнее подойти к выбору древесины, работать на самом лучшем материале, который доступен резчику в данный период.

Мастер по дереву должен владеть всеми приемами обращения с древесиной, использовать не только ее положительные свойства, но и брать на службу, казалось бы, отрицательные качества. Это упрощает работу, а результат получается лучше.

Рассмотрим свойства отдельных пород дерева и обратим внимание главным образом на те особенности, которые могут неожиданно повлиять на результат или процесс работы. Начнем с наиболее распространенных сортов древесины, но опишем также свойства и тех пород, которые поступают к нам как импорт или произрастают на юге страны, тем более, что сведения о них в литературе встречаются не часто. Практика показывает, что рано или поздно резчик использует и этот материал.

  • Материалы для столярно-плотницких работ
    • Древесные породы для столярно-плотницких работ
    • Лесо- и пиломатериалы
    • Шпон, фанера, ДСП, ДВП
    • ДСП, как материал для изготовления мебели
    • Выбор и заготовка материала
    • Сушка материала, измерение влажности, виды деформации доски
    • Свойства древесины
    • Древесина, как строительный материал
    • Наиболее эффективные средства защиты древесины от огня
    • Измерительный и разметочный инструмент
    • Инструмент для тёски и распиловки древесины
    • Инструмент для строгания
    • Инструмент для долбления, резания, художественной резьбы, сверления
    • Верстак
    • Приспособления
    • Затачивание
    • Пиление
    • Строгание
    • Сверление
    • Соединение на клею
    • Соединение на гвоздях, винтах и другие виды крепления
    • Сплачивание
    • Сращивание
    • Наращивание
    • Соединение под углом (вязка)
    • Соединения в шпунт и гребень
    • Угловая вязка щитов в гребень и врезным гребнем
    • Вязка на «ус»
    • Виды полов. Укладка
    • Наборный паркет
    • Укладка паркета
    • Щитовой паркет
    • Паркетные доски
    • Строгание, циклевание и шлифование паркетных полов
    • Ремонт паркетных полов
    • Породы древесины для изготовления лестниц
    • Основные правила при строительстве лестниц
    • Методы расчёта лестниц
    • Параметры основных деталей лестницы из дерева
    • Составление чертежа лестницы
    • Лестничные перила
    • Соединения деталей деревянных лестниц
    • Деревянная лестница на косоурах
    • Деревянная лестница с тетивами
    • Чердачная винтовая лестница
    • Переносные лестницы
    • Ремонт старой деревянной лестницы
    • Оконные переплёты
    • Крепление коробок в деревянных зданиях
    • Остекление переплётов
    • Ремонт оконных переплётов и коробок
    • Дверные коробки
    • Дверные полотна
    • Наличники
    • Двери на гвоздях
    • Двери на шпонках
    • Двери, связанные в наконечник, шипами или на «ус»
    • Как установить деревянную дверь
    • Ремонт дверей
    • Обшивка
    • Перегородки
    • Деревянная арка
    • Ремонт стен
    • Устройство крыши
    • Кровельные материалы
    • Кровля из мягких материалов
    • Покрытие для металлочерепицы
    • Обессмоливание и отбеливание древесины
    • Лакирование
    • Выбор древесины для резьбы
    • Свойства некоторых пород древесины
    • Сушка древесины
    • Заделка трещин
    • Удаление сучков
    • Исправление сколов
    • Склеивание
    • Фанерование
    • Отделка поверхности
    • Покрытие маслами и лаками
    • Тонирование, применение искусственных красителей
    • Составная и наборная древесина, особенности работы
    • Склейка щитов
    • Оклейные работы
    • Резная икона из дерева
    • Художественная обработка древесины
    • Техника работы в маркетри
    • Подготовка рисунка для мозаичного набора
    • Изготовление деталей
    • Маркетри с уточнённым цветом фанерок
    • Мозаика на сферической поверхности
    • Реализация сюжета в маркетри
    • Интарсия. Применение рельефной интарсии
    • Примеры смешанной техники декорирования поделок из дерева
    • Применение смешанной техники в художественном оформлении пола
    • Инструменты для резьбы: приобретение и изготовление
    • Плоские (прямые) стамески
    • Полукруглые резцы и стамески
    • Ножи и резаки
    • Клюкарзы, царазики, уголки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *