Какой щебень используется для дорог
Перейти к содержимому

Какой щебень используется для дорог

  • автор:

apt.ru

Timeweb — компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети — расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

от 196 руб руб. / мес

Аренда VDS и VPS

Виртуальные серверы с почасовой оплатой. Меняйте конфигурацию сервера в любой момент и в пару кликов.

Какой щебень идеально подходит для строительства дорог

Какой щебень идеально подходит для строительства дорог

Не секрет, что щебень – это один из основных природных материалов, который используется в дорожном строительстве. Только в России при прокладке городских дорог, мостовых и федеральных трасс ежегодно расходуется около 70 млн. м3. И, разумеется, от его качества и физических свойств зависит безопасность дороги, ее долговечность и экономическая эффективность самого строительства.

Как показывает практика, лучше всего себя зарекомендовали 2 группы щебня:

  • осадочные скальные и рыхлые породы – известняк, доломит с фракциями 5-20, 20-40, 40-70, 0-40 и 0-70 мм;
  • магматические горны породы – гранит, диабаз, габбро с фракциями 5-20 и 20-40 мм.

Гранитный щебень

Гранитный дорожный щебень, как правило, используется при укладке нижних слоев дорожных покрытий и мостовых конструкций. Он является довольно прочным, надежным и износостойким материалом, чем и заслужил популярность в дорожном строительстве.

Вот некоторые свойства «правильного» гранитного щебня:

  • марка по прочности — М1400;
  • морозостойкость — F400;
  • истираемость – И-1;
  • содержание слабых пород — 0,2-3,5%;
  • объемный насыпной вес — 1370 кг/м3;
  • радиоактивность – II класс (от 370 до 740 Бк/кг).

Известняковый щебень

Известняковый дорожный щебень уступает гранитному по прочности и долговечности, однако его характеристики позволяют успешно выполнять многие задачи, которые встают в дорожном строительстве. А именно – устройство подушки под дорожное основание в виде асфальта, бетона или плотного грунта.

Свойства «правильного» гранитного щебня:

  • марка по прочности – М600 (800);
  • морозостойкость – F150;
  • содержание слабых пород — 5-9%;
  • объемный насыпной вес — 1300 кг/м3;
  • радиоактивность – II класс (от 370 до 740 Бк/кг).

Отметим, что в последние годы широкую популярность получил шлаковый (ферросплавный) щебень, который по своим характеристикам немного уступает гранитному и известняковому варианту, но по цене является более выгодным решением.

Кроме того, на рынке появился, так называемый, кубовидный щебень. Его называют «щебнем будущего», т.к. он не только прочнее и долговечнее своих аналогов, но и позволяет снизить время и трудозатраты по укладке дорожного покрытия до 70%.

Прямо сейчас мы предлагаем вам ознакомиться с ценами на щебень, а также сделать заказ на его поставку до вашего объекта.

Щебень для дорожного строительства: какого вида и фракции выбрать щебень для укладки дороги

1

14259

4

время чтения: 10 мин

К щебню, который используется в дорожном строительстве, предъявляются повышенные требования. От вида породы, из которого изготовлен этот стройматериал, и используемой фракции камней зависят качество будущего полотна, долговечность отремонтированного участка трассы и безопасность водителей легковых автомобилей, грузовых машин, муниципальных и междугородних автобусов.

виды щебня для дороги

Виды щебня для дорог

Щебень применяется для строительства грунтовых, асфальтных и железных дорог. Щебень характеризуется износостойкостью и долговечностью, обеспечивает надежность и прочность дорожного полотна.

Щебень для грунтовых дорог. «Грунтовки» прокладываются в тех местах, где содержать асфальтированные полотна нецелесообразно. Дороги грунтового типа не нуждаются в частых ремонтах — строятся в сельской местности и на подъездах к лесоповалам, карьерам, строящимся объектам (трафик на проездах 4 и 5 классов не превышает 200 машин за 24 ч). На таких покрытиях часто появляются глубокие колеи от грузовиков и слякоть после дождей. Проблема решается применением щебня фракций 0-40 мм С5 и С1. Под значительные нагрузки в основном используются диорит, гранит, серпентинит, амфиболит и габбро, под несущественные — пригодны мрамор и известняк.

Щебень для асфальтированных дорог. Щебенка нужна для устройства верхнего и нижнего слоев дорог и для их ремонта. Хотя применяться могут шесть пород камней 21 фракции, на практике в большинстве случаев используется только гранитная порода. Причины тому — разные. Например, у известняка относительно низкая прочность, поэтому он годится лишь для дорог, которые подвергаются невысокой нагрузке. По этой же причине не используется диоритовый сыпучий материал. В то же время высоким качеством обладает щебень серпентинитовый, амфиболитовый и габбро, но эти породы мало распространены. Основные фракции гранитного щебня для дорожных строительных работ — 5-10, 5-20, 20-40 мм.

Щебень для железных дорог

Щебень для железных дорог. Поскольку по рельсам передвигаются высокоскоростные тяжелые составы, которые создают сильную разрушающую вибрацию, то на железнодорожные полотна оказываются существенные динамические воздействия. Для стабилизации под путями устраивается балластная щебневая подушка, благодаря которой не проседают рельсы. Кроме того, применяемые камни, как правило, естественного происхождения, отличаются низкой электропроводностью. В результате сигнальные импульсы проходят исключительно по стальным путям. Для железных путей используются только гранит (фракцией 25-60 мм) и амфиболит (40-120 мм). Эти магматические породы отличаются высокой прочностью, морозостойкостью, низкой истираемостью и устойчивостью к значительным динамическим, статическим нагрузкам.

Виды щебня для локальных дорог

Если для строительства магистралей и городских дорог подходит сыпучий материал прочных пород, то для устройства дополнительных проездов в деревнях, коттеджных поселках и на территориях садовых некоммерческих товариществ лучше подобрать вторичную щебенку, асфальтовую или известняковую.

  • Вторичный щебень. Материал, который производится дроблением бетонных плит и блоков снесенных зданий и сооружений, в два раза дешевле известнякового аналога, поэтому с его использованием, кроме дорожного полотна, часто строится парковка на открытых и закрытых участках. Минусы таких камней — присутствие в составе древесных и металлических примесей, поэтому он плохо трамбуется.
  • Асфальтовый. Производится дроблением фрагментов асфальта с последующим разделением полученного материала на фракции. В отличие от вторичного аналога асфальтовая щебенка не имеет примесей, отличается однородностью по цвету и составу. Положительная особенность — со временем под воздействием автоколес и солнца материал хорошо утрамбовывается, поэтому в привлечении специальной техники не возникает надобности. Благодаря битуму, присутствующему в составе камней, образуется ровное дорожное покрытие без дополнительного финишного слоя.
  • Известняковый. Производится из осадочной породы прочности М600. Обладает однородной формой и белым цветом. Подходит для строительства сельских и магистральных дорог, а также пешеходных зон. К преимуществам принадлежат прочность, экологичность, эстетичность. Известняковый щебень благодаря самодостаточности не всегда нуждается в покрытии асфальтом. Поскольку не любит воду, то не применяется на заболоченных грунтах. Его недостатком является то, что он превосходит асфальтовый и вторичный щебень в стоимости.

Определяется необходимый тип щебенки в зависимости от технических характеристик и параметров, преимуществ и недостатков, а также целесообразности, исходящей из идеального соотношения эффективности и стоимости.

Как выбрать щебень для дороги в зависимости от фракции

Щебень, который применяется в дорожном строительстве

На выбор щебневой фракции влияют будущие нагрузки на дорожное полотно, климатические условия эксплуатации и предусмотренная сумма бюджетных средств. В большинстве случаев используются камни крупных и средних фракций размером зерен 40-70, 20-40 мм, 0-40 С5 и С1. У качественного материала, использующегося для строительства автодорог и создания подъездов, зерна имеют кубовидную форму. Такой щебень принадлежит к 1 группе — содержит не более 10% длинных, узких и плоских камней.

Наиболее походящие породы для щебенки — твердые гранит и гравий, которые по лещадности принадлежат ко второй либо третьей группе. Содержание пластинчатых и игольчатых зерен в них — 15-20%. У таких камней незначительное количество плохо трамбуемых частиц, поэтому основание дорожных полотен получается прочным при оптимальных затратах на стройматериалы.

Наиболее долговечным и прочным считается гранитный щебень фракции от 40 до 70 мм. Наиболее подходящими для их применения считаются трассы федерального значения, нуждающиеся в особо прочных стройматериалах для выдерживания максимальных эксплуатационных нагрузок.
Для дороги локального назначения используется щебень четырех фракций: 20-40, 40-70 , 5-20 мм и 0-40 мм (С1 и С5).

  • Фракция 20-40 мм. Годится для ремонтирования старых дорожных полотен, у которых основание частично подготовленное или снят верхний грунтовый слой. Такие камни не будут уходить в грунт. Чтобы они не расползались, финишное покрытие устраивается асфальтовой крошкой.
  • Фракция 40-70 мм. Подходит даже для таких участков, на которых не срезан верхний слой почвы, не подготовлена подушка, отсутствует основание. Используется также на заболоченной территории, по которой планируется проезд спецтехники. Такие крупные камни слабо уходят в грунт, поэтому, если не покрыть их асфальтовой крошкой, по дороге будет неудобно ездить водителям легковых автомобилей и велосипедистам.
  • Фракция 5-20 мм. Быстро расползается, уходит в почву, застревает в шинах автомобилей. Больше подходит для садовых дорожек.
  • Фракция 0-40 мм (С1;С5). Отличается высокой однородностью составляющих компонентов, чем обеспечивает безупречное качество любых производимых работ, с применением данной смеси. Широко применяется для изготовления покрытий автотрасс, автостоянок, взлетно-посадочных площадок. В качестве насыпей вдоль железных дорог.

Однородные мелкозернистые гранулы используются в качестве декоративного наполнителя, сырья в стекольной отрасли, в промышленных фильтрах. Производители кремния применяют некоторые разновидности фракционированного щебня. Материал также востребован для отделки и в сфере ландшафтного дизайна.

Технологии производства дорожного щебня

В отличие от гравия, намывного речного или кварцевого песка, образующихся естественным путем, щебень создается в искусственных условиях на дробильно-сортировочных предприятиях. Сырьем в большинстве случаев служат добытые плотные горные породы. Технология производства включает несколько этапов:

  • добыча породы;
  • доставка карьерными самосвалами;
  • измельчение (дробление);
  • сортировочный процесс;
  • последующая очистка и обработка.

Исходные фрагменты породы имеют размеры от 50 до 120 см. Чтобы достичь необходимой величины зерен по ГОСТам, дробление осуществляют в 3-4 этапа.

Щебень для дорожек

Щебень для дорожек

Неокатанный дробленый камень мелкой, средней и крупной фракций используют для обустройства пешеходных дорожек. Садовые дорожки из щебня укладывают:

  • на дачах и на участках придомовых территорий в жилых комплексах;
  • на подъездах к загородным домам, гаражам, административным и коммерческим зданиям.

Щебень подсыпают под дорожки из плитки в качестве выравнивающей подушки. Из щебенки делают тропинки между грядками на огороде и отмостку вокруг домов.

Какой материал лучше использовать для дорожек

Вопросы, которые задают себе домовладельцы и начинающие ландшафтные дизайнеры в процессе оформления придомовой территории, в 90% случаев касаются выбора материала:

  • Что лучше для дорожки на даче — гравий или щебень? Дачники выбирают практичные, экономичные и долгосрочные решения. Поэтому два из трех хозяев дач выбирают щебенку. Гравий используют на даче для украшения или отсыпки пешеходных зон, по которым ходят дети.
  • Какой материал предпочтительнее для покрытия пешеходных зон на респектабельном приусадебном участке — щебень или галька? Дорожки из щебенки предпочитают и домовладельцы роскошных усадеб и больших частных домов. Такое решение позволяет без лишних затрат засыпать длинные пешеходные зоны на больших участках.

Для создания декоративного эффекта щебенку окрашивают в бетономешалке полимерной или акриловой краской. Для окрашивания используют материал фракциями 5 – 10, который предварительно просеивают, чтобы убрать гранулы других размеров.

Плюсы и минусы дорожки из щебня

Преимущества щебневых покрытий:

  • невысокая стоимость;
  • простота укладки;
  • универсальный дизайн;
  • срок службы до 25 лет без подсыпки;
  • длительное сохранение исходного внешнего вида материала.

По щебневому покрытию сложно ходить босиком из-за острых краев дробленого камня. Если слой отсыпки меньше 7 см, без дополнительной обработки щебенки сквозь нее будет прорастать трава.

Какой щебень лучше выбрать для садовых дорожек

Специалисты по ландшафтному дизайну и строительству советуют выбирать щебневое покрытие для садовых дорожек в соответствии с их функцией и расположением.

Виды и размеры щебня по предназначению засыпаемого участка

Назначение дорожки/транспортной зоны

Рекомендации по выбору вида и фракции щебня

Подъезд к воротам или гаражу

Недекоративные виды щебня фракциями 20 – 40 или 20 – 70.

Под тротуарную дорожку

Мелкая щебенка фракциями 5 – 10, 5 – 20, 5 – 25, 10 – 15.

Под плитку на пешеходных зонах или площадках

Щебень мелкой фракции 5 – 10, 5 – 20 или отсев.

Для дорожек из щебня между грядками на даче

В зависимости от характеристики грунта — любой кроме известнякового и декоративного щебня. Фракции 5 – 10, 5 – 20, 5 – 25, 10 – 15, 10 – 20, 20 – 40.

Для разнообразного оформления дорожки используют метод зонирования. Отдельные секции дорожного полотна отсыпают мелким щебнем, а оставшееся пространство — камнем более крупных размеров. Для увеличения прочности и улучшения дизайна в щебневый слой укладывают плитку или плоский камень.

Как сделать дорожку из щебня своими руками

Порядок действий при устройстве дорожки из щебенки:

  • Проведите разметку. Во время расчерчивания территории добавьте 5 – 10 см с каждой стороны монтажного канала для бордюров.
  • Уберите в расчерченных дорожках грунт. Толщина выбираемой почвы должна быть 20 – 30 см.
  • Просыпьте дно полученного канала песком. Толщина песчаной подушки должна быть не более 15 см.
  • Пролейте песок водой для уплотнения. Дождитесь, когда вода впитается.
  • Выложите вдоль будущей дорожки бордюры или плоский камень. Укладку необходимо проводить на бетонное основание — слой цемента, налитый сверху на песчаную подушку или грунт.
  • Смешайте щебенку мелкой и средней фракции в пропорциях 1/1 и засыпьте сверху на песок.
  • Утрамбуйте щебень. Для трамбовки используют электрические виброплиты, ручные катки или другие приспособления — классическую «бабку», железные или деревянные трамбовочные «калоши».

Дорожки можно защитить от прорастания сорняков. Чтобы трава не прорастала сквозь щебенку, перед укладкой песчаной подушки на подготовленный грунт крепят геотекстиль. Щебневую дорожку можно одновременно защитить от травы и укрепить. Для этого нужно склеить щебень. Склеивание проводят с помощью цементного или полиуретанового раствора для заливки, которым проливают щебневое покрытие после его трамбовки и усадки.

Чтобы увеличить срок службы пешеходной зоны, уплотнить и закрепить щебень на месте засыпки, используют особую технологию укладки.

  1. В основу вымостки укладывают щебень крупных фракций.
  2. Сверху основной слой отсыпают мелким камнем.

Эта технология укладки называется «расклинцовка», потому что мелкие гранулы из верхнего слоя при трамбовке опускаются в нижний слой и расклинивают крупные фракции, заполняя пространство между ними. Для усиления расклинивающего эффекта мелкий щебень дополнительно засыпают сверху отсевом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *