Почему чернеет масло в двигателе автомобиля
Перейти к содержимому

Почему чернеет масло в двигателе автомобиля

  • автор:

Почему темнеет масло в двигателе

Большинство неопытных водителей авто расценивают потемнение масла в ДВС как признак неисправности или неправильной работы мотора. Но этот симптом не всегда говорит о поломке. Во многих случаях изменение цвета и появление посторонних частиц является естественным процессом, который сопровождает эксплуатацию транспортного средства.

Каждый владелец машины должен знать, почему чернеет масло в бензиновом двигателе или дизельном силовом агрегате. Это поможет отделить нормальное потемнение от симптомов дефекта и вовремя обратиться в сервисный центр для обслуживания авто.

DSC09593.jpg

Должно ли масло в ДВС темнеть

Какого цвета масло в дизельном двигателе или бензиновом ДВС должно быть в исправном автомобиле? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Сразу после смены смазочная жидкость имеет красивый золотистый цвет и хорошую прозрачность. Но в процессе эксплуатации она темнеет и загрязняется продуктами износа.

Это естественный процесс, обусловленный функциями смазки. Она уменьшает трение между подвижными элементами, отводит лишнее тепло, очищает поверхности от нагара. Именно с последним связано почернение. Скорость изменения цвета зависит от типа и качества используемого топлива, режимов работы мотора и интенсивности использования автомобиля.

Вот почему чернеет масло в дизельном двигателе . В него постепенно попадают отложения с цилиндров, поршней, колец и других элементов. Этот процесс положительно влияет на исправность и срок эксплуатации мотора.

Из-за этого изменяется цвет масла в коробке переключения передач. Но там вместо продуктов сгорания топлива жидкость загрязняют микроскопические частицы металла, которые отрываются от фрикционов и зубчатых колес в процессе трения друг о друга.

Как быстро чернеет масло в дизельном двигателе ? В моторе, который работает на солярке, это происходит быстрее в сравнении с бензиновыми моделями. При сгорания дизтоплива появляются более темные выхлопные газы и нагар. ДВС с газобаллонным оборудованием, наоборот, меньше загрязняют смазочную жидкость продуктами горения из-за минимального количества грязевых отложений.

Если машина бОльшую часть времени ездит на газу, смазка внутри остается чистой до замены в процессе очередного технического обслуживания.

В исправном моторе потемнение появляется после 2–4 тыс. км пробега. Если это произошло раньше, водитель должен задуматься, почему быстро чернеет масло в дизельном двигателе. Ответ на вопрос даст мастер по ремонту авто после диагностики силового агрегата в сервисном центре. Обратиться к специалистам лучше как можно быстрее, особенно если владелец наблюдает другие симптомы поломки: падение уровня масла, нестабильная работа мотора, потеря мощности и другие.

Причины потемнения масла

Разберем подробнее, как быстро темнеет масло в дизельном двигателе и каковы причины, вызывающие это явление. Условно их можно разделить на две категории. Положительные, которые благотворно влияют на работу мотора, и отрицательные. Они свидетельствуют о возможных дефектах.

Применение масла высокого качества

Смазывающая жидкость в двигателе становится темной, если владелец залил в мотор более качественную марку. Это явление связано с работой очищающих присадок. Они вымывают накопившийся нагар, который меняет цвет масла. Чем больше моющих компонентов добавил производитель, тем быстрее темнеет смазка.

В этом случае эксплуатировать машину можно без опасений. Важно следить за вязкостью смазки с помощью щупа. Если оно однородное, но грязное — процесс протекает нормально. Но во избежание проблем очередную замену лучше провести раньше, чем обычно.

Вымывание продуктов износа и нагара

Важно не только, почему темнеет масло в дизельном двигателе. Нужно также обращать внимание на темпы изменения цвета. Если оно оно чернеет постепенно, процесс идет так, как задумано производителем. Причиной являются процессы окисления и вымывания. Качественная смазочная жидкость изменяет свой цвет после 2–3 тыс. км пробега, но при этом остается текучей и не содержит твердых примесей.

Смазка низкого качества ведет себя по-другому. Возможны два варианта:

  • Быстрое потемнение через 500–1000 км пробега. Это говорит о том, что производитель использовал для его изготовления некачественные компоненты.
  • Оттенок и прозрачность остаются неизменными и к 3–4 тыс. км пробега. Это свидетельствует об отсутствии моющих присадок, которые удаляют с поверхности цилиндров и поршней накопленный нагар.

Обратите внимание, что в дизельных двигателях из-за особенностей топлива масло изменяет свой цвет быстрее, чем в бензиновых. В любом случае необходимо своевременно заменять смазку во время регламентного обслуживания. Это уменьшает износ силового агрегата и препятствует «поеданию» смазывающей жидкости в будущем.

Иногда возникает вопрос, почему в дизельном двигателе масло черное, если он недавно прошел капитальный ремонт. Этот процесс не опасен, так как изменение цвета обусловлено притиранием подвижных компонентов друг с другом. В смазку попадают микроскопические металлические частицы. Из-за этого менять смазку нужно раньше, чем предусмотрено техническим регламентом.

Высокая зольность и низкое щелочное число

Определить количество присадок в масле покупатель может по сульфатной зольности смазки. Эта характеристика показывает число органических соединений металлов, которые не выгорают под действием высокой температуры и используются для очистки поверхностей от копоти. Она находится в прямой зависимости от щелочного числа(TBN).

Эти данные легко найти на канистрах со смазкой или в описании товара на сайтах производителей. Правила выбора следующие:

  • Высокая зольность и TBN говорят о хороших моющих свойствах смазывающей жидкости. Но она будет быстрее темнеть в процессе эксплуатации.
  • Низкие показатели зольности и щелочного числа свидетельствуют о меньшей очищающей способности. Такая смазка дольше остается чистой и сохраняет высокую текучесть.

Подбирать сульфатную зольность лучше с учетом рекомендаций производителя двигателя. Но при этом нужно принимать во внимание, что масла с меньшими показателями требуют частой замены и быстрее теряют свои свойства.

Поддельная смазывающая жидкость

Одна из явных причин, почему темнеет масло в двигателе бензиновом — подделка. Мошенники часто выпускают на рынок некачественные имитации популярных марок смазывающих жидкостей. Они не выдерживают высокой температуры в двигателе и быстро темнеют. В этом случае единственным способом исправления ситуации будет немедленная замена смазки с промывкой двигателя особыми составами.

Аналогичная ситуация возникает, когда владелец авто залил в мотор масло неизвестной компании, которое он купил на рынке подешевле. Такие жидкости быстро теряют свои свойства и изменяют цвет.

Попадание в масло продуктов сгорания топлива

Если из-за дефектов мотора выхлопные газы попадают в подпоршневое пространство, они вступают в реакцию с компонентами масла и окисляют их. Из-за этого жидкость становится темнее.

Проблема возникает из-за пробитой прокладки ГБЦ, повреждения колец для съема смазки на поршнях и по другим причинам. Кроме того, в смазывающую жидкость может попасть топливо и сделать ее более текучей. Еще одна проблема — неполная очистка цилиндра кольцом, из-за чего масло остается в камере сгорания, воспламеняется вместе с топливом и чернеет.

Потемнение часто вызвано проблемами в работе системы отвода картерных газов. Они также попадают в цилиндр, что ускоряет окисление компонентов смазки.

Топливо низкого качества

Зная, почему темнеем масло в дизельном двигателе, можно повлиять на скорость этого явления. Так как цвет меняется из-за вымывания продуктов сгорания, нужно обращать внимание на состав используемого бензина или солярки. Чем они чище, тем дольше смазка останется незагрязненной и прозрачной. Владелец машины должен заливать в бак максимально качественное топливо. Это продлит ресурс работы масла и уменьшит износ двигателя.

Это касается не только собственников авто с дизельным силовым агрегатом. В бензин производители часто тоже добавляют некачественные компоненты. Убедиться в этом можно, если поджечь небольшое количество топлива. О наличии «грязных» компонентов будет говорить дым с копотью, который поднимается над пламенем.

Нарушение температурного режима

На состояние смазывающей жидкости влияют условия эксплуатации автомобиля:

  • температура воздуха на улице;
  • наличие вентиляции;
  • постоянная работа под сильной нагрузкой;
  • езда при высоких оборотах.

Как быстро должно потемнеть моторное масло в двигателе

Цвет моторного масла — один из признаков, по которому определяется состояние как силового агрегата, так и качество самой смазки. Отсюда — резонный вопрос: как быстро должен лубрикант чернеть при стандартной, без экстремальных нагрузок, эксплуатации автомобиля.

Потемнение или почернение

Для начала определимся с главным вопросом — потемнение масла в процессе эксплуатации автомобиля — это нормальный процесс. Во время работы силового агрегата оно разогревается до температуры свыше 100°, циркулирует и смазывает трущиеся детали, обеспечивая удаление нагара с трущихся элементов силовой установки. Излишки масла затем оседают в картере.

Таким образом, естественное загрязнение — как раз-таки признак того, что смазка работает. И даже более того, если после пробега в несколько тысяч километров масло остается совершенно того же цвета, что и при заливке, можно заподозрить, что в лубриканте не достает очищающих присадок. Иначе говоря, отходы (шлаки, примеси, нагар) не удаляются с рабочей зоны двигателя, попросту говоря, масло не работает, резко сокращая ресурс мотора.

Однако опытный водитель сразу увидит отличие естественного потемнения от радикального почернения. Если смазка чернеет практически через несколько сотен километров эксплуатации, и по консистенции напоминает мазут, можно не сомневаться — либо вы залили в мотор контрафактный товар, либо с силовым агрегатом серьезные проблемы. В любом случае — вам дорога на сервис, чтобы установить причину произошедшего.

Через сколько километров пробега должно темнеть масло

Если масло темнеет примерно к двум — трем тысячам километров пробега, это естественный процесс потемнения. Однако следует обратить внимание на дополнительные симптомы изменения свойств лубриканта, в частности — убедитесь в том, что двигатель не подъедает масло, отсутствует запах гари, мотор работает без перебоев, а расход топлива не увеличился. В дальнейшем следует также продолжать отслеживать цвет, уровень заливки и консистенцию масла.

Почему масло стремительно чернеет

Если вы обнаружили, что масло почернело и загустело при смешных пробегах (меньше 1 тыс. км), то для изменившегося состояния смазки есть сразу несколько причин. Наиболее частый вариант — использование поддельных технических жидкостей. Причем такой вариант нельзя исключать, даже если автомобиль обслуживается в официальном сервисе. Одним из способов визуальной проверки — залить небольшое количество нефтепродукта, откачанного из мотора, в стеклянную колбу и выставить на солнце. Если через несколько дней в масле выделился осадок, перед вами подделка.

На быстрое потемнение моторного масла может влиять также использование некачественного топлива. Причем дизельные автомобили могут загрязнять масло быстрее бензиновых. Дело в том, что в процессе сгорания солярки образуется значительно большее количество сажи, чем в случае с бензином. Часть таких загрязнителей будет попадать в картер вместе с прорвавшимися газами. В случае же с бензином частой причиной является разрегулировка системы питания. При таком раскладе в цилиндры подается переобогащенная смесь, которая не сгорает полностью, из-за чего образуется сажа, оседающая на стенках цилиндров.

Еще одна причина быстрого почернения масла — износ поршневой группы. При таком сценарии излишки топлива, не сгоревшие в цилиндрах двигателя, проникают в смазку, что вызывает его деградацию. Косвенными признаками такой ситуации являются резкое увеличение расхода топлива и снижение силовых характеристик мотора.

Эксплуатация автомобиля под высокой нагрузкой — также в числе причин нештатного запустевания и быстрого потемнения лубриканта. Регулярная эксплуатация двигателя на высоких оборотах, особенно в сочетании с неправильно подобранной вязкостью масла, может вызвать закипание смазки. Если же в почерневшей смазке присутствуют белые прожилки и пена, не исключено попадании в масло антифриза, что также чревато дорогостоящим ремонтом.

Что делать, если масло быстро потемнело

Если к пяти, семи тысячам километров пробега масло сильно потемнело, это не только признак того, что смазка работает, но и повод задуматься о замене лубриканта раньше рекомендованного срока, например, на 7 тыс. пробега вместо рекомендованных 15 тыс.

Такая превентивная замена позволит решить проблему со старыми отложениями в двигателе. Перед заменой нового масла рекомендовано также дать мотору поработать на промывочном масле.

Подытоживая, можно заключить, что потемнение масла — это естественный процесс, бояться которого не стоит. Однако резкое изменение цвета и консистенции смазки — веская причина, чтобы усилить наблюдение за работой и состоянием мотора. При сильном и быстром загрязнении ранняя замена масла, равно как и промывка системы, рекомендованы.

Чернеет масло. Почему моторное масло темнеет

Желание написать статью на эту тему возникло благодаря двум клиентам автосервиса, которые, не сговариваясь, приехали в один день на практически одинаковых автомобилях (Honda Accord CF3 и CF4) и задали очень похожие вопросы. В первом случае это был даже не вопрос, а почти претензия, которая звучала так: “Почему масло, которое Вы мне залили почти сразу стало черным?”. И на мою фразу “а что Вас смущает” я услышал: “Мне специалисты сказали что это очень плохо и масло плохое”.

Во втором случае клиент не был столь категоричен, и беспокоился за состояние двигателя, потому что масло, залитое 2000 км назад стало черным, и, как ему показалось, пахло гарью.

Если в первом случае нам пришлось ввязаться в короткий спор, который ничем не закончился и каждый остался при своем мнении, то во втором, мы успокоили человека, продемонстрировав ему состояние масла на одном из наших автомобилей, стоящих рядом, показав ему аналогичную картину.

Тем не менее, два случая, — уже тенденция, поэтому мы решили рассказать всем о том, почему чернеет масло, плохо это или хорошо, и главное, от чего это зависит, и какие у этого свойства побочные явления.

Итак, почему же чернеет моторное масло?

Начнем с самого начала, то есть с масла. Любое современное моторное масло имеет в своем составе уйму разных присадок, направленных на достижение разных целей, при работе двигателя. Это и присадки для уменьшения трения, и присадки для изменения рабочих свойств масла при разной температуре, и многие другие, среди которых есть специальная присадка, регулирующая “щелочное число” моторного масла. Щелочь, оказывается, крайне необходимый элемент, который нейтрализует попадающие (в процессе работы двигателя) в масляную систему кислоты, а также противодействует отложениям в двигателе, убирает грязь, лаковый нагар и прочие «гадости», возникающие при работе двигателя.

Отложения под клапанной крышкой. www.hondavodam.ru

Что происходит с двигателем, если моторное масло имеет малое количество щелочных присадок? Ответ прост, — двигатель быстрее изнашивается и загрязняется всякого рода отложениями. А чем больше этих отложений, тем тяжелее работать двигателю, — во-первых, там где легла “грязь”, маслу пробраться намного сложнее и начинается голодание (привет K-моторам!), во-вторых, нарушается температурный режим работы двигателя, поскольку “шуба” не дает уходить теплу. Последствия этого, — локальный перегрев, разрушение элементов двигателя (распредвалы, рокера, проворот вкладышей).

Кстати, аналогичная ситуация возникает если долго не менять даже высокощелочное масло. Со временем, щелочная присадка начинает стареть (причем это происходит очень быстро, и чем сильнее засорен двигатель, тем быстрее это происходит), и качество защиты от грязи падает. Этот процесс можно сравнить со стиркой белья. Если Вы используете очень хороший стиральный порошок, но не меняете воду, — первая закладка белья будет постирана хорошо, вторая, — хуже, третья, — еще хуже, а четвертую закладку вы можете просто не разглядеть в той грязи, которая у Вас получится.

Почему же разные масла чернеют в разное время? Есть два варианта ответа, — первый, — в Вашей машине очень чистый двигатель, и загрязнять масло просто нечему. Второй, — в Вашем моторном масле мало щелочных присадок.

Плохо это или хорошо?

Этот вопрос лежит одновременно в области психологии и практичности. Как показывает практика, — вечно чистое моторное масло доставляет людям чувство глубокого морального удовлетворения. Автомобилисты со стажем (который они щедро и бесплатно передают молодому поколению) уверены, что хорошее масло не должно темнеть совсем, ну или только ближе к 10 000 пробега. Откуда такое мнение? Из прошлого! Когда-то, когда масла были совсем не того качества, чем сейчас, хорошее масло от плохого отличалось в том числе и скоростью его загрязнения. И этот фактор (чернота моторного масла), был одним из ключевых показателей необходимости его замены. То есть масло почернело, — все, пора его менять. А совсем дешевые масла чернели через 500 километров, поэтому автолюбители их недолюбливали — кому захочется менять масло каждую неделю? Стоит отметить, что масла в те времена чернели совсем не из-за наличия присадок, а именно из-за собственного плохого качества, поэтому проблема тех времен для нас понятна. Возникает другой вопрос, — правильно ли такое отношение (темное масло — плохое масло) с точки зрения качества современных продуктов и состояния двигателя? Наше мнение, — нет, неправильно.

Постоянно чистое современное моторное масло говорит не о его высоком качестве, и не о том, что двигатель у Вашей машины чистый. Скорее наоборот, это говорит о том, что масло не справляется с одной из своих ключевых обязанностей, — поддержании двигателя в рабочем состоянии, и защите его от вредных продуктов износа.

Дело в том, что потемневшее масло, “забравшее” в себя эти самые продукты, как бы “связывает” их и не дает им оседать на поверхность элементов мотора, а также не дает кислотным “осадкам” контактировать с металлическими деталями, вызывая их повышенный износ и коррозию. “Вечночистое” масло говорит о том, что эта функция просто не выполняется. И хотя видеть чистую каплю масла на щупе всегда приятнее, чем грязную, с точки зрения заботы о двигателе, это неправильно.

Другое дело, почему масло темнеет через разные временные промежутки.

Яндекс.Директ
OPEL Vectra продается на RST
RST — крупнейший поисковик автомобильных объявлений Украины.
rst.ua

От чего зависит скорость потемнения масла в двигателе?

По нашему мнению, — от внутреннего состояния самого двигателя, и от того, на сколько высок коэффициент щелочных присадок в том масле, которое Вы используете.
Если, например, совсем не соблюдать рекомендуемые интервалы замены масла, или использовать плохое (дешевое) моторное масло, в двигателе скапливаются отложения, которые оседают на металлических частях.

Чем больше грязи в моторе, — тем быстрее потемнеет моторное масло, которое начнет “отъедать” эту грязь с деталей двигателя. Причем этот процесс будет тем интенсивнее, чем больше содержится в масле щелочных присадок.

Потемневшее масло после 6000 пробега при абсолютно чистом двигателе. www.hondavodam.ru

То есть, если мотор имеет даже среднюю степень загрязнения, а масло низкощелочное, то оно будет медленно отмывать все это. А если масло высокощелочное, то оно почернеет через каких-нибудь 200-300 км. Чем больше грязи будет в двигателе и чем больше “щелочи” будет в масле, тем быстрее оно станет темным.

Какие могут быть побочные явления у этого свойства масла?

На самом деле, как таковых побочных свойств у современного почерневшего масла нет. Взявшее на себя грязь высокощелочное масло, в принципе, продолжает работать в двигателе в течение всего срока замены.

Единственной особенностью высокощелочных масел мы можем назвать относительно короткий срок эксплуатации (5 000 — 7 500 км). Как правило, высокощелочные масла не имеют сильных присадок против старения, поэтому длительная их эксплуатация (10 000 и более км) в условиях российского климата не рекомендуется. Да и само масло с сильными моющими свойствами столько не проработает, скорее раньше оно сгорит в двигателе, от старости.

Таким образом, мы можем подвести следующие итоги.

Во-первых, потемнение современного качественного моторного масла, — это больше “хорошо”, чем “плохо”. Значит оно работает, и отмывает отложения в двигателе Вашего автомобиля.

Во-вторых, интенсивность потемнения масла зависит от состояния двигателя автомобиля. Если двигатель грязный, масло почернеет быстрее, если чистый, — медленнее.

В третьих, качественное, высокощелочное моторное масло, как правило, не может работать в двигателе слишком длительные интервалы между заменами, — оптимальный пробег для такого масла 5 000 — 7 500 км.

Поэтому, если моторное масло в двигателе Вашего автомобиля быстро потемнело после замены, — не пугайтесь, — оно работает, отмывает мотор, делает все что надо, чтобы он работал дольше. Хотите помочь ему? Просто меняйте масло чаще.

Почему чернеет масло в дизельном двигателе?

Всем известно, что двигатель является важнейшим элементом в системе автомобиля, и его поломка приводит, как правило, к незапланированным и большим расходам. Поэтому постараемся объяснить, почему этот вопрос может оказаться совсем не беспочвенным.

Станции технического обслуживания давно перешли на синтетические масла, и такие переживания среди клиентов не редкость: цвет моторного масла может значительно меняться. На самом деле ответ на вопрос, почему быстро чернеет масло в двигателе, достаточно прост. Это связано с тем, что отработанные элементы внутренней части элементов двигателя попадают в смазочное вещество, окрашивая его в темный оттенок.

Заметим, что масло в дизельных двигателях работает в более жестких условиях, чем на бензиновых. Ведь кроме смазывающих функций масло в дизеле несет функцию охлаждения, поэтому объем масла всегда будет больше. Плюс к этому, дизельное топливо на российских заправочных станциях имеет превышение концентрации серы примерно в 50 раз, по сравнению с европейскими. Это также является одним из факторов, влияющих на цвет дизельного масла.

По счастью, современные синтетические масла обладают высокими моющими характеристиками. Масло способно активно впитывать сажу, особенно в первые километры пробега, и внутренние полости двигателя останутся чистыми до определенного момента.

Например, клиент проверяет уровень масла после его замены и на щупе обнаруживает черное масло. Это может быть не так заметно на новых автомобилях, как правило, до пробега 5 000 км. Но уже после более солидного пробега в 10 000 км и выше масло начинает чернеть.

Запомните: машинное масло темнеет всегда, какой бы марки оно ни было, и какой бы производитель его не изготавливал. Если оно остается светлым, то масло не моет и вся сажа остается на внутренних стенках двигателя. Чем больше моющих присадок в смазке, тем быстрее будет темнеть масло.

Другими причинами могут быть, например, значительный износ цилиндропоршневой группы или перегрев смазочной смеси, а также если вы подобрали масло с неправильными характеристиками вязкости. Поэтому советуем незамедлительно обратиться на станцию технического обслуживания, чтобы определить причину.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *