Сколько стоит техническое присоединение к электрическим сетям
Перейти к содержимому

Сколько стоит техническое присоединение к электрическим сетям

  • автор:

Льготное технологическое присоединение к электросетям объектов мощностью до 15 кВт для населения и бизнесав 2022-2023 годах

Базовой отраслью экономики любого государства является электроэнергетика, которая оказывает существенное влияние на его экономическое и социальное развитие. Одним из важных элементов социальной поддержки государством населения и предпринимателей является возможность льготного технологического присоединения к электрическим сетям, которая способствует созданию новых точек экономического роста, повышению уровня жизни и благосостояния граждан.
Начиная с 2009 г. по 1 июля 2022 г. стоимость льготного присоединения к электрическим сетям потребителей с максимальной мощностью до 15 кВт включительно устанавливалась региональными органами тарифного регулирования в размере 550 руб. с НДС.
К льготным заявителям максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, относились заявители, удовлетворяющие следующим условиям:
подключаемая мощность энергопринимающих устройств, с учетом ранее присоединенной мощности, не превышает 15 кВт;
подключение проводится по третьей категории надежности;
расстояние до ближайших объектов электрических сетей до 20 кВ необходимого заявителю напряжения не превышает 300 м в городских и 500 м в сельских населенных пунктах;
заявитель не подключал объекты по льготной ставке 550 руб. в данном районе в предыдущие три года.
В соответствии с данными годовых отчетов ПАО «Россети Московский регион», ПАО «Россети Центр» и ПАО «Россети Северо-­Запад», входящих в Группу компаний «Россети», средняя доля исполненных договоров технологического присоединения с присоединяемой мощностью до 15 кВт, включающая в том числе договоры, не относящиеся к льготной категории, за 2019–2021 гг. составила в среднем 90 %.

Новые особенности определения размера и применения льготной платы

В 2022 г. в статью 23.2 Федерального закона «Об электроэнергетике» были внесены изменения в части льготного технологического присоединения к электрическим сетям , предусматривающие, что Правительство Российской Федерации должно пересмотреть особенности определения размера и применения льготной платы. Было принято постановление Правительства РФ от 30.06.2022 г. № 1178, которым внесены изменения в «Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1178 (далее – ​«Основы ценообразования»).
К льготным заявителям максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, теперь относятся заявители, являющиеся физическими лицами (ранее к льготным относились все заявители мощностью до 15 кВт) и удовлетворяющие вышеприведенным критериям: третья категория надежности, расстояние до существующих сетей не превышает 300 м в городской и 500 м в сельской местности, не подключались по льготной плате в предыдущие 3 года.
Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей льготное присоединение теперь возможно только на общих основаниях с заявителями, присоединяющими максимальную мощность не более 150 кВт по третьей категории надежности, на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, при условии, что расстояние до существующих электрических сетей не более 200 м в городской и не более 300 м в сельской местности. При этом присоединение осуществляется не более одного раза в течение 3 лет.
Стоимость льготного присоединения объектов физических лиц мощностью до 15 кВт определяется как минимум из следующих значений:
стоимости мероприятий, рассчитанной с применением стандартизированных тарифных ставок;
стоимости мероприятий, рассчитанной с применением льготной ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности.
Льготная ставка за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности должна устанавливаться региональными органами тарифного регулирования в соответствии с пунктом 87 «Основ ценообразования» (в редакции от 30 июня 2022 г.) в рамках предельных размеров:
не менее 3 000 руб­лей за кВт – ​с 1 июля 2022 г.;
4 000 руб­лей за кВт – ​с 1 июля 2023 г.;
5 000 руб­лей за кВт – ​с 1 июля 2024 г.;
не более 10 000 руб­лей за кВт
Значения льготной ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности ежегодно, начиная с 1 января 2023 г., индексируются с учетом совокупности индексов цен производителей по подразделу «Строительство» раздела «Капитальные вложения (инвестиции)», публикуемых Министерством экономического развития Российской Федерации в составе прогнозов социально-­экономического развития.

Адресная поддержка

Отдельная ставка предусмотрена для членов малоимущих семей, ветеранов, инвалидов, лиц, подвергшихся радиационному воздействию, членов многодетных семей, для которых устанавливается «социальная» льготная ставка в размере 1000 руб. за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности. Значения «социальной» льготной ставки также ежегодно индексируются. С 1 июля 2022 г. «социальная» льготная ставка была установлена во всех регионах в размере 1000 руб. за 1 кВт, а с 1 января 2023 г. была проиндексирована на 6,4 % и установлена в размере 1 064 руб. за 1 кВт. В Сахалинской области «социальная» льготная ставка установлена с 1 июля 2022 г. по 31 декабря 2023 г. на уровне 500 руб.
Стоимость присоединения при возможности применения «социальной» льготной ставки также определяется как минимум из стоимости, определенной по стандартизированным тарифным ставкам, и стоимости, определенной по «социальной» льготной ставке.
Таким образом, Правительство Российской Федерации перешло к адресной поддержке отдельных категорий заявителей.

Динамика льготных ставок

На рис. 1–3 представлены льготные ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности по 85 субъектам Российской Федерации, установленные с 1 июля 2022 г., c 1 января 2023 г. и с 1 июля 2023 г. с учетом налога на добавленную стоимость (далее – ​НДС).

С 1 января 2023 г. льготные ставки должны были быть проиндексированы на индекс цен производителей (рис. 2). Так, в 34 регионах минимальная ставка 3000 руб. была проиндексирована на 6,4 %, по 3 регионам ставка была установлена на минимальном предусмотренном с 1 июля 2023 г. уровне 4000 руб. за 1 кВт без индексации, по 17 регионам льготная ставка установлена сразу на уровне минимума с 1 июля 2023 г. с индексацией – ​4256 руб. за кВт. По 30 регионам ставка была установлена с превышением минимального уровня.

С 1 июля 2023 г. в 30 регионах регуляторы предусмотрели увеличение льготных ставок до минимально установленного уровня 4000 руб. за кВт с учетом индексации – ​4256 руб. за кВт. По 4 регионам значение льготных ставок с 1 июля 2023 г. установлено на уровне 4000 руб. за кВт.
Исключение составляет Сахалинская область, где правительство области снизило льготную ставку с 1 июля 2022 г. по 30 июня 2023 г. – ​до 1000 руб., с 1 июля 2023 г. по 31 декабря 2023 г. – ​до 1500 руб.

В динамике за 2022–2023 гг. установленные в регионах льготные ставки представлены на рис. 4.
На представленных рисунках видно, что во многих регионах льготную ставку за 1 кВт устанавливают на минимально возможном уровне. Однако, есть регионы, в которых льготная плата установлена с 1 января 2023 г. в размере, близком к максимальному: 9 595,2 руб./кВт и 9 545,74 руб./кВт с НДС, соответственно, в Тверской и Московской области.

Установление льготной платы за присоединение к электрическим сетям является примером реализации региональными органами регулирования стимулирующей тарифной политики с выбором между:
максимальным сохранением возможности льготного технологического присоединения с компенсацией выпадающих расходов за счет тарифов на услуги по передаче электроэнергии;
снижением нагрузки на существующих потребителей электрической энергии региона за счет уменьшения выпадающих расходов от льготного технологического присоединения и увеличения льготной платы за технологическое присоединение для новых потребителей.

Динамика стоимости льготного подключения

На рис. 5 представлена стоимость технологического присоединения заявленной мощности 15 кВт с 1 июля 2022 г., рассчитанная по установленным в соответствующем регионе льготным ставкам за 1 кВт, приведенным выше на рис. 1, в сравнении со стоимостью присоединения, рассчитанной по стандартизированным тарифным ставкам на организационно-­технические мероприятия и установку приборов учета, с учетом НДС.

Несмотря на рост льготной ставки за подключение минимум в 82 раза (с 550 руб. до 45 тыс. руб. с НДС при подключении 15 кВт), в 39 регионах из 85 льготная плата за подключение не компенсирует стоимость организационно-­технических мероприятий (средняя стоимость – ​15,8 тыс. руб. с НДС) и установки приборов учета (средняя стоимость – ​31,2 тыс. руб. с НДС).
На рис. 5 серым цветом показан остаток средств на строительство сетевых объектов в 46 из 85 регионов, в которых льготная плата покрывает стоимость организационно-­технических мероприятий и установки приборов учета.
Для иллюстрации материальности остатка и дефицита средств по стандартизированным тарифным ставкам, установленным в соответствующих регионах, рассчитано сколько м воздушной линии сечением до 50 мм2 может быть построено за эти деньги (рис. 6). Со знаком «-» показана протяженность воздушной линии сечением до 50 мм2, соответствующая дефициту средств по регионам, где льготная плата не компенсирует стоимость организационно-­технических мероприятий и установки приборов учета.

Льготное присоединение предоставляется, если расстояние до существующих сетей не превышает 300 м в городской и 500 м в сельской местности. Соответственно рассчитанный выше остаток средств фактически не компенсирует стоимость работ по строительству воздушных или кабельных линий. Когда же для подключения необходима установка трансформаторной подстанции 10/0,4 кВ, возникают дополнительные расходы, которые тем более не покрываются льготной платой. Средняя стоимость строительства однотрансформаторной подстанции столбового/мачтового типа мощностью до 25 кВА (СТП 1х25 кВА) составляет 365 тыс. руб. с НДС, стоимость строительства по регионам представлена на рис. 7.

С 1 января 2023 г. с учетом установленных льготных ставок, представленных на рис. 2, стоимость льготного подключения заявителей мощностью 15 кВт увеличилась. На рис. 8 она представлена в сравнении со стоимостью присоединения, рассчитанной по установленным в соответствующих регионах с 1 января 2023 г. стандартизированным тарифным ставкам на организационно-­технические мероприятия и установку приборов учета.

Средняя стоимость организационно-­технических мероприятий с 1 января составила 14,6 тыс. руб. с НДС, а средняя стоимость установки приборов учета – ​28,1 тыс. руб. с НДС. При этом количество регионов, по которым льготная плата компенсирует стоимость организационно-­технических мероприятий и установки приборов учета, увеличилось с 46 до 62 из 85 регионов.
Протяженность воздушной линии сечением до 50 мм2, которая может быть построена за счет остатка или дефицита средств на строительство сетевых объектов, показанного на рис. 8, рассчитана в соответствии с установленными в регионах с 1 января 2023 г. стандартизированными ставками и приведена на рис. 9.

Средняя стоимость строительства однотрансформаторной подстанции столбового/мачтового типа мощностью до 25 кВА в 2023 г. значительно увеличилась и составила 484 тыс. руб. с НДС, рост по отношению к 2022 году – ​32 %. Стоимость строительства СТП 1х25 кВА по регионам представлена на рис. 10.

С 1 июля 2023 г. с учетом установленных льготных ставок, представленных на рис. 3, стоимость льготного подключения заявителей мощностью 15 кВт по отдельным регионам дополнительно увеличилась. На рис. 11 стоимость льготного подключения представлена в сравнении со стоимостью присоединения, рассчитанной по установленным на 2023 г. ставкам на организационно-­технические мероприятия и установку приборов учета. Так как стандартизированные ставки устанавливаются на год и не подлежат пересмотру с июля, стоимость организационно-­технических мероприятий, установки приборов учета и строительства воздушной линии сохраняются на уровне, установленном с 1 января 2023 г. Количество регионов, по которым льготная плата компенсирует стоимость организационно-­технических мероприятий и установки приборов учета, составит 70 из 85.
Протяженность воздушной линии сечением до 50 мм2, которая может быть построена за счет остатка или дефицита средств на строительство сетевых объектов, показанного на рис. 11, рассчитана в соответствии с установленными на 2023 г. стандартизированными ставками и приведена на рис. 12.

Повышение льготных ставок в 2023 г. привело к увеличению остатка средств на строительство сетевых объектов. Средняя протяженность воздушной линии 0,4 кВ сечением до 50 мм2, которая может быть построена за счет этого остатка, увеличилась с 2 м с 1 июля 2022 г. до 11 м с 1 января 2023 г. (рис. 9), и до 15,6 м с 1 июля 2023 г. (рис. 12). Но это далеко до предельных протяженностей, при которых предоставляется льготное технологическое присоединение – ​300 м в городских и 500 м в сельских населенных пунктах, и льготное подключение по-прежнему будет приводить к возникновению выпадающих доходов, тем более в случаях, когда необходимо строительство трансформаторных подстанций.

Выпадающие доходы от льготного присоединения

Расходы сетевых организаций на выполнение организационно-­технических мероприятий, установку приборов учета, на строительство объектов электросетевого хозяйства, при реализации льготного технологического присоединения к электрическим сетям, не компенсируемые платой за технологическое присоединение, являются выпадающими доходами, связанными с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям. Выпадающие доходы включаются в тарифы на услуги по передаче электрической энергии. Таким образом, все потребители, оплачивая счета за электрическую энергию, платят и за льготное присоединение новых потребителей.
В пояснительной записке к проекту Федерального закона «О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона «Об электроэнергетике» (письмо Правительства РФ от 22.11.2021 г. № 12284п-­П51) было указано, что некомпенсированные затраты, формирующие выпадающие доходы, с 2009 г. составили 54,7 млрд руб., а в перспективе с учетом ограничения роста тарифов на услуги по передаче электрической энергии могут составлять до 10 млрд руб. ежегодно. При этом затраты сетевых компаний на присоединение льготных категорий заявителей в 2009–2019 гг. составили 166 млрд руб.
На рис. 13 представлены выпадающие доходы сетевых организаций, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, по субъектам Российской Федерации за период 2021–2023 гг.

Наибольший объем выпадающих доходов, учтенных в тарифах на услуги по передаче электрической энергии в 2021–2023 гг., в абсолютном выражении приходится на Московскую и Ленинградскую области. Связано это напрямую с тем, что эти регионы граничат с Москвой и Санкт-­Петербургом, являющимися главными центрами экономической активности и притяжения населения в Российской Федерации. Соответственно, наибольший объем дачного и индивидуального жилищного строительства осуществляется на территории прилегающих областей.
Приведенные выпадающие доходы включают также и компенсацию льготного присоединения объектов малого и среднего бизнеса мощностью до 150 кВт, которые до 2023 г. не оплачивали стоимость мероприятий по строительству электросетевых объектов, необходимых для их присоединения. Многие региональные органы тарифного регулирования не раскрывают в своих решениях объемы выпадающих доходов по отдельным льготным категориям, указывая только общую сумму.
Для оценки распределения выпадающих доходов по льготным категориям до 15 кВт и до 150 кВт были собраны данные тарифных решений на 2021–2023 гг. по Московской области, Ленинградской области, Свердловской области, Республике Татарстан, Пермскому краю, Кемеровской области, Удмуртской Республике, Волгоградской области, Владимирской области, Ярославской области, Воронежской области, Брянской области, Республике Башкортостан и Иркутской области. Средняя за 2021–2023 гг. доля выпадающих доходов от присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт, составила по указанным регионам 59 %, доля выпадающих доходов от присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 150 кВт составила 41 %.
Более показательна для сравнения регионов по уровню выпадающих доходов относительная оценка – ​доля выпадающих доходов от льготного технологического присоединения в необходимой валовой выручке (НВВ) на услуги по передаче электрической энергии на содержание электрических сетей, которая представлена на рис. 14. (регионы выстроены по возрастанию средней доли выпадающих доходов за период 2021–2023 гг.).

Логично ожидать, что в регионах, где наблюдается большая доля выпадающих доходов, было бы целесообразно установить льготную ставку на ТП в размерах, близких к максимальным значениям, предусмотренным «Основами ценообразования». На основании данных по установленным льготным ставкам, приведенным на рис. 2–3, для десяти регионов с наибольшей средней долей выпадающих доходов в таблице 1 приведены установленные в 2023 г. значения льготной ставки.
Как видно из таблицы 1, только три региона из десяти, имеющих наибольшую долю выпадающих доходов, установили льготные ставки выше минимальных значений. Таким образом, органы тарифного регулирования регионов, испытывающих наибольшее влияние выпадающих доходов на тарифы на услуги по передаче электрической энергии, пока мало используют возможность управления спросом на льготное технологическое присоединение через величину льготной ставки.

Заключение

Необходимо признать, что пересмотр величины платы за льготное технологическое присоединение к электрическим сетям давно назрел.
Установленная с 2009 г. и не пересматривавшаяся до 2022 г. стоимость присоединения в размере 550 руб., по сути, давала возможность бесплатного подключения объектов мощностью до 15 кВт для физических и юридических лиц. Этой возможностью активно пользовались и население, и бизнес, и девелоперы.
Население подключало по максимуму все 15 кВт мощности, не задумываясь нужна ли такая мощность в действительности. Девелоперы делили землю на участки и подключали их к электрическим сетям по льготной плате, увеличивая тем самым продажную стоимость этих участков. Операторы связи присоединяли коммутационное оборудование в жилых домах, обеспечивая зачастую бесплатное подключение телекоммуникационных услуг новым абонентам.
Доступность присоединения к электрическим сетям, конечно, важна, но бесплатное льготное подключение в виде выпадающих доходов переходит в тарифы на электроэнергию, которые оплачивают все потребители, в том числе население, бюджетные организации, малый и средний бизнес, промышленность. Кроме того, бесплатное льготное присоединение новых потребителей приводит к возникновению больших объемов невостребованной сетевой мощности, содержание которой требует дополнительного увеличения тарифов на услуги по передаче электрической энергии, и также ложится на плечи существующих потребителей.
Рост льготной платы и ставка, теперь устанавливаемая в руб­лях за кВт присоединяемой мощности, должна заставить подключающихся потребителей задуматься какие электроприборы планируется использовать и какой размер электрической мощности действительно необходим.
Переход к адресной поддержке малоимущих, ветеранов, инвалидов, лиц, подвергшихся радиационному воздействию, членов многодетных семей, для которых предусмотрено установление «социальной» льготной ставки, позволит обеспечить доступность подключения к электрическим сетям для этих категорий населения при снижении общей величины выпадающих доходов.
С другой стороны, к сожалению, не стоит ожидать, что повышение льготной платы приведет к снижению тарифов на услуги по передаче и потребители получат ­какой-то ощутимый эффект от снижения выпадающих доходов. Сетевые компании, рост тарифов которых ограничивается предельным уровнем роста, устанавливаемым ФАС России, наверняка заместят снижение выпадающих доходов другими расходами. И хорошо, если это будут расходы на ремонты, эксплуатацию и обслуживание электросетевого оборудования, учитывая его высокую изношенность, о которой говорит отраслевое сообщество.
При этом сетевые компании продолжают наступление на льготное технологическое присоединение. В перечне поручений по итогам состоявшегося 19 апреля 2023 г. совещания Президента с членами Правительства Российской Федерации содержится поручение рассмотреть вопрос о возможности предоставления льготного подключения только при условии расположения энергопринимающих устройств в поставленном на кадастровый учет домовладении, не используемом для осуществления предпринимательской деятельности. То есть, предлагается лишить возможности льготного присоединения физических лиц, объекты которых расположены на участках, не поставленных на кадастровый учет, или на участках, где по данным кадастрового учета возможна предпринимательская деятельность.
Данная инициатива возможно получит негативную оценку в обществе, но ее следует рассматривать в контексте увеличения адресности предоставления льготного присоединения, снижения выпадающих доходов и тарифной нагрузки на потребителей электрической энергии.

В России отменили льготное подключение частных домов к электросетям

В России отменили льготное подключение частных домов к электросетям

И теперь подключение к электросетям обойдется в 3000 ₽ за каждый киловатт мощности.

Например, чтобы получить стандартные 15 киловатт, придется заплатить 45 000 ₽ вместо прежних 550 ₽.

Причина — с 1 июля вступили в силу закон от 16.02.2022 № 12-ФЗ и постановление правительства РФ от 30.06.2022 № 1178. Новые тарифы на подключение ввели из-за убытков энергетиков. Эти убытки они вынуждены были включать в тариф на электричество. По мнению министерства энергетики России, теперь баланс восстановлен, что позволит снизить тарифы.

Рассылка Т—Ж о квартирах и домах

Лайфхаки о покупке, ремонте и съеме жилья — в вашей почте раз в две недели. Бесплатно
Подписаться
Подписываясь, вы принимаете условия передачи данных и политику конфиденциальности

Сколько стоило подвести электричество раньше

До 1 июля 2022 года в России действовали льготные условия. Если от ЛЭП до границ участка было меньше 300 метров в городе и 500 метров в сельской местности, дом или участок подключали всего за 550 ₽.

Плата не зависела от мощности. Обычно энергетики выдавали на один частный дом 15 киловатт — этого достаточно, чтобы отапливать 150 м² площади только электричеством.

Сначала в льготные 550 ₽ входила только плата за подключение, а остальное собственник оплачивал сам. Но в 2020 году за эту же сумму стали устанавливать уличный щит и счетчик.

Но это не значит, что подключить дом к электричеству стоило всего 550 ₽. Еще нужен кабель, идущий от опоры к дому, и щиток с минимальным наполнением. Все электрооборудование, которое устанавливается после счетчика, покупает собственник дома. И суммы бывают разные: все зависит от того, как далеко расположен дом, какие материалы нужны и сколько стоят услуги электриков в регионе.

Обложка статьи

Подключение делали по третьей категории надежности. То есть резервного кабеля нет, и если на линии авария, скажем, на кабели упало дерево, то света не будет, пока эту аварию не устранят.

Счетчики на опору стоят около 10 000 ₽. Иногда их приходится покупать владельцу дома. Источник: onlinetrade.ru

Минимальный набор материалов, которые должен купить собственник. В 2024 году итоговая сумма может отличаться. Источник: etm.ru

Минимальный набор материалов, которые должен купить собственник. В 2024 году итоговая сумма может отличаться. Источник: etm.ru

Сетевая компания поставит счетчик на уличную опору и подключит кабель. Все, это и есть технологическое присоединение. Чтобы завести второй конец кабеля в дом и обустроить щиток внутри, надо платить этим же электрикам отдельно или нанимать частника по объявлению. Вот такие расценки. Источник: avito.ru

Сетевая компания поставит счетчик на уличную опору и подключит кабель. Все, это и есть технологическое присоединение. Чтобы завести второй конец кабеля в дом и обустроить щиток внутри, надо платить этим же электрикам отдельно или нанимать частника по объявлению. Вот такие расценки. Источник: avito.ru

Сколько стоит подключение

Теперь плата за подключение к электросетям зависит от мощности. С 1 июля 2023 года за каждый киловатт нужно заплатить не менее 4000 ₽, а с 1 июля 2024 года — не менее 5000 ₽

Конкретные ставки должны установить региональные энергетические комиссии в каждом субъекте страны. Максимальная ставка за киловатт ограничена 10 000 ₽, но региональные власти при определенных условиях могут ее повысить.

То есть подключить стандартные 15 киловатт, как раньше, обойдется не меньше чем в 45 000 ₽. А если подождать еще год, будет не меньше 60 000 ₽.

Но не обязательно подключать все 15 киловатт. Иногда в этом нет необходимости. Например, можно подвести к дому газ, тогда будет достаточно 7—8 киловатт — этого хватит, чтобы нормально работали стиральная машина, электрочайник, другая бытовая техника и освещение.

Все остальные условия остаются теми же : по новым расценкам подключают только один объект на участке, а расстояние от ЛЭП до границ участка должно быть меньше 300 метров в городе и 500 метров в сельской местности.

Если расстояние больше, собственник также должен оплатить строительство ЛЭП — это рассчитывается индивидуально.

Раньше можно было посчитать плату за подключение на портале Россетей, но сейчас калькулятор временно не работает — в него вносят изменения из-за новых тарифов.

Так сейчас выглядит калькулятор расчета стоимости подключения на портале Россетей. Источник: портал-тп.рф

Так сейчас выглядит калькулятор расчета стоимости подключения на портале Россетей. Источник: портал-тп.рф

Есть ли какие-либо льготы

Да, для некоторых категорий граждан действует льготный тариф — от 1000 ₽ за киловатт. К льготникам относятся:

  1. Малоимущие семьи, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума региона.
  2. Ветераны.
  3. Люди с инвалидностью.
  4. Многодетные семьи.
  5. Ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Льготой можно пользоваться не чаще одного раза в три года. Но если владелец дома аннулирует прежнюю заявку, новую можно будет подать сразу же и не ждать, когда истечет трехлетний срок.

Кроме того, сетевая компания должна рассчитать стоимость подключения не только по новой схеме, но еще и по стандартизированным тарифным ставкам. Это фиксированные ставки, где стоимость подключения не зависит от мощности. Такие ставки устанавливают региональные энергетические комиссии. Если сумма по стандартизированным ставкам будет меньше, энергетики обязаны взять ее.

Для расчета нужно учитывать стандартизированную ставку С1, то есть плату за техническое присоединение, и С8 — это плата за установку счетчика. Например, в Ярославской области в 2023 году С1 равна 16 968 ₽, а С8 — 20 785 ₽. Получается, что 15 киловатт по стандартизированным ставкам обойдутся в 37 753 ₽.

Обложка статьи

А если подавал заявку раньше

Подключат по старым тарифам. Новые правила действуют для заявок, которые поданы с 1 июля 2022 года. Если заявку отправляли до 30 июня включительно, ее рассмотрят по старым правилам. Срок исполнения заявок остается прежним — полгода.

Если хотите узнать, сколько времени занимает подключение и как все происходит, у нас есть такие статьи:

  1. Как электрифицировать участок и частный дом.
  2. Как подключить электричество на участке.
  3. Куда жаловаться, если электричество подключают слишком долго.

Больше материалов о покупке квартир и домов, обустройстве и ремонтах — в нашем телеграм-канале «Свой угол». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_nedviga

Анастасия Корнилова
Подключали дом к электричеству? Расскажите, как все прошло:

Загрузка

В статье же речь идёт об энергетической сверхдержаве ? Я ничего не перепутал ?

Nurgle, да какая уже это держава, так пародия, страна фасадов

Nurgle, нет, энергия-то у Вас дешёвая

Отредактировано

Nurgle, В мире много энергетических сверхдержав, среди них и США и Австралия и Канада и ОАЭ и Норвегия. Только нигде никогда не было такой лафы как 550рублей за подключения и даже по современным российским реалиям это самое дешевое предложение в отличии от других «сверх держав». Хотя РФ никогда не была энергетической сверхдержавой, по реже читайте советских газет и первый канал

Да, вы ничего не перепутали. Мы весь мир обеспечили газом, электроэнергией, причём по ценам, н же чем на нашем рынке. А свой народ душам

Nurgle, Где вы увидели сверх державу .

То самое «незаметное повышение цен»

Я просто в шоке,как можно в 30раз разом цену поднять? почему об этом молчат

Zaur, почему в 30 раз? мне вот заомили за увеличение мощности 88к. это до 15 квт

Денис, а зачем Вам 15 кВт?

Zaur, в 82 р у нас. Воронеж

Нехиленько так. скоро выгоднее будет просто солнечные батареи и ветряки ставить.

В мае купила участок,в июне подала заявку,сегодня пришел договор ,сумма 44000..почти 1/2 стоимости участка

Norl, у меня тоже заявка от апреля, счёт пришёл позавчера на 41 тыс. Куда обращаться, чтоб произвели льготное подключение за 550 руб. не понятно. Сетевая организация аргументирует такую сумму, тем что собран полный пакет документов только 8.07.2022,а дата подачи заявки роли не играет.

Наталья, у нас тоже самое. Заявка подана в июне, они ее приостановили. Мы ее доотправили в июле. И теперь упираются, что дата подачи заявки это дата когда они ее приняли в работу. Выставляют нам сумму 15000.Написала им обращение,они взяли и аннулировали заявку на

Наталья, Добрый день!
Вы оплатили полную сумму или обращались за перерасчетом на льготную сумму?

Отредактировано

Вот тебе и сверхдержава. пафос сплошной, а по факту пшик. газ не доводят, электричество тоже теперь дорого. скоро и на свечки цены взлетят. так и будем жить в избах, топиться дровами и срать в ямку, за то с телика вещается что мы всё замещаем, всех побеждаем, вечный экономический рост и прочее, еще и чтоб рабов было побольше то даже за первого ребенка копейки накидывают. полнейший беспредел и смутное время, угораздило же родиться тут и сейчас.

Если говорить положа руку на сердце, то 550 рублей что были это как тот рубль за который покупают котенка, что бы как бы не за бесплатно. Я подключал электричество в тот год, когда только эти 550 р ввели. Помню мне сначала насчитали за подключение 1млн 200 тысяч руб. А когда я сходил на прием к заму электросетевой региональной компании и показал новый закон с комментариями, что пойду жаловаться к антимонопольщикам — то согласились подключить за 550 рублей поскольку их ближайшая точка была в 300 метрах от моего участка за городом. Все провели и поставили новвй трансформатор за год. И теперь почувствуем разницу в цифрах. Вот какова была реальность с подключением электричества совсем недавно до этой версии закона. Так что последнее увеличение которое произошло, это точно не возврат к той жестокой реальности а скорее приведение цифр в какую то практическую, не бесплатную плоскость. Можно жить без газа, но жить без электричества сегодня не возможно. Так что выросшие расценки на мой взгляд достаточно практичны. Это точно не прошлый миллион.

Игорь, по вашей логике норм тогда что матерям платят 50руб в месяц (называю их йогуртовые) в декрете до 3 лет. Все норм, государство богатое, должно хоть чем то помогать своим гражданам, а не только брать, а теперь оно всячески пытается от всего откреститься

Sergey, в других странах вообще декрета нет. Тем более на 3 года. У нас три года место сохраняют. Поизучайте мировой опыт

Sergey, а в СССР вообще ничего не платили на детей . Не было ни детских ,ни декретов ,ни пособий . Ничего . После родов через две недели на работу выходили . Как такой вариант .

Астрелла, а СССР ещё квартиру бесплатно давали.

Миклуха, или квартиру отбирали, хозяев расстреливали и детей в детдом

Миклуха, давали бесплатный ордер на квартиру принадлежащую государству, которую было не продать, не завещать, не подарить. Только обменять.

Миклуха, Давали в пользование, а не в собственность, т. к. частной собственности не было.

Все это подключение они делали ща счёт средств капитального строительства а фонды на это строительство заложены в виде амортизационных отчислений в тарифах на жлектроэнергию
Все жти увеличения у рих от жадности. Они практически не летают капитальных ремонтов, чтоб прибыль была выше. Это жадность.

Игорь, Всё правильно пока миллеры и сечины покупают очередную яхту, Игорь пусть шкребет по сусекам что бы чайник хотя бы работал, скрепно.

Kolchegan, Игорю стоит пойти работать

Ух.
Подключили в 20ом году, 15квт, счётчик был ещё за свой счет(бесплатные ввели в середине года), 550р. + около 20 тысяч за счётчик, расходку и работы.

Изменения в стоимости подключения к электросетям с 1 июля 2023 года

Процесс подключения к электросетям детально прописывается в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», которые приняты постановлением Правительства РФ в 2004 году.

01 июля 2022 года вступили в силу Федеральный закон от 16.02.2022 № 12-ФЗ и постановление Правительства РФ от 30.06.2022 № 1178, положения которых знаменует постепенную отмену так называемого льготного технологического присоединения к электрическим сетям.

С 01.07.2022 законодательно определен новый механизм расчета стоимости данных мероприятий. В частности указано, что расчет производится двумя способами из расчета стандартизированных ставок или из расчета ставки за 1 кВт мощности, утвержденных органом регулирования (на территории Республики Хакасии с 01.01.2023 по 30.06.2023 ставка равна 3192 руб. за 1 кВт с НДС) и заявителю к оплате выставляется наименьшее значение.

Следует отметить, что с 01.07.2023 в соответствии с приказом Госкомтарифэнерго РХ от 28.10.2022 № 175-п размер ставки за технологическое присоединение составляет 4256 руб. за 1 кВт.

При этом на льготный тариф (4256 руб. за 1 кВт) могут рассчитывать заявители — физические лица, желающие получить до 15 кВт мощности.

При этом ранее утвержденная на 2023 год ставка для льготной категории граждан до конца года не изменится и составит 1064 руб. за 1 кВт.

Указанной льготой могут воспользоваться следующие лица:

— малоимущие семьи или одиноко проживающие граждане среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;

— многодетные семьи;

— ветераны (указанные в статьях 14 — 16, 18 и 21 Федерального закона «О ветеранах»);

— инвалиды (указанные в статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»);

— пострадавшие от последствий радиационных аварий.

Чтобы получить льготную цену подключения к электросетям, свой статус льготника необходимо подтвердить документом, выданным уполномоченным на то органом власти.

Потребителям с энергопринимающими устройствами мощностью от 15 до 150 кВт стоимость мероприятий по технологическому присоединению рассчитывается без применения льготных ставок, т.е. только по стандартизированным ставкам. Кроме того в стоимость мероприятий по технологическому присоединению включаются все затраты сетевых компаний на реализацию мероприятий «последней мили», т.е. расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих до присоединяемых энергопринимающих устройств.

Плата за технологическое присоединение к электрическим сетям

87. В размер платы за технологическое присоединение включаются средства для компенсации расходов сетевой организации на выполнение организационно-технических мероприятий, связанных с осуществлением технологического присоединения, указанных в подпунктах «г» и «д» пункта 7 и подпунктах «а» и «д» пункта 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, расходов на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) и расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства — от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, а в случае технологического присоединения генерирующих объектов к объектам электросетевого хозяйства, соответствующим критериям отнесения к единой национальной (общероссийской) электрической сети, — также инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.10.2014 N 1116, от 07.05.2017 N 542, от 07.03.2020 N 246, от 21.12.2020 N 2188, от 30.06.2022 N 1178)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 09.03.2019 N 256.

(см. текст в предыдущей редакции)

В состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей максимальной мощностью не более 150 кВт, присоединяемых по третьей категории надежности к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, при условии, что расстояние от этих энергопринимающих устройств до ближайшего объекта электрической сети необходимого заявителю класса напряжения составляет не более 200 метров в городах и поселках городского типа и не более 300 метров в сельской местности, не включаются расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства — от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики. В границах территории субъекта Российской Федерации одно и то же лицо может осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, соответствующих критериям, указанным в настоящем абзаце, с применением установленных настоящим абзацем особенностей расчета платы за технологическое присоединение не более одного раза в течение 3 лет. Установленные настоящим абзацем особенности расчета платы за технологическое присоединение применяются с учетом условий, установленных пунктом 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.06.2022 N 1178)

(см. текст в предыдущей редакции)

В состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт, не соответствующих критериям, указанным в абзаце третьем настоящего пункта, с 1 июля 2022 г. до 31 декабря 2022 г. допускается включение не более 50 процентов величины расходов, связанных со строительством объектов электросетевого хозяйства — от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2022 N 1178)

Размер платы за технологическое присоединение, в том числе величина стандартизированных тарифных ставок, и состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, определяются в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой (далее — методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2015 N 941)

(см. текст в предыдущей редакции)

Плата за технологическое присоединение к электрическим сетям, отнесенным к единой национальной (общероссийской) электрической сети, устанавливается Федеральной антимонопольной службой.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2015 N 941)

(см. текст в предыдущей редакции)

Размер стандартизированных тарифных ставок определяется в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства — от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики заявителя, с учетом положений абзацев третьего и четвертого настоящего пункта. Дифференциация стандартизированных тарифных ставок определяется в соответствии с предусмотренным методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям перечнем стандартизированных тарифных ставок с разбивкой по составу мероприятий по технологическому присоединению, обусловленных в том числе видами и техническими характеристиками объектов электросетевого хозяйства, уровнем напряжения в точке присоединения энергопринимающих устройств, а также максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.10.2014 N 1116, от 07.03.2020 N 246, от 21.12.2020 N 2188, от 30.06.2022 N 1178)

(см. текст в предыдущей редакции)

Льготная ставка за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности при технологическом присоединении объектов микрогенерации заявителей — физических лиц, в том числе при одновременном технологическом присоединении энергопринимающих устройств заявителей — физических лиц, максимальная мощность которых не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), и объектов микрогенерации, а также энергопринимающих устройств заявителей — физических лиц, максимальная мощность которых не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), устанавливается в отношении всей совокупности мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 10000 рублей за кВт (превышение указанного значения допускается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов) и не менее 3000 рублей за кВт — с 1 июля 2022 г., 4000 рублей за кВт — с 1 июля 2023 г. и 5000 рублей за кВт — с 1 июля 2024 г. (а в случаях, предусмотренных абзацами одиннадцатым — девятнадцатым пункта 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, — в размере 1000 рублей за кВт) при присоединении энергопринимающих устройств и (или) объектов микрогенерации, присоединяемых по третьей категории надежности к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, при условии, что расстояние от границ участка заявителя до ближайшего объекта электрической сети необходимого заявителю класса напряжения, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности. Предусмотренные настоящим пунктом значения льготной ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности ежегодно, начиная с 1 января 2023 г., индексируются с учетом совокупности индексов цен производителей по подразделу «Строительство» раздела «Капитальные вложения (инвестиции)», публикуемых Министерством экономического развития Российской Федерации (при отсутствии этого индекса используется индекс потребительских цен).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.06.2022 N 1178)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу с 1 июля 2022 года. — Постановление Правительства РФ от 30.06.2022 N 1178.

(см. текст в предыдущей редакции)

Расходы сетевой организации на выполнение организационно-технических мероприятий, указанных в подпунктах «г» и «д» пункта 7 и подпунктах «а» и «д» пункта 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, расходы, связанные с технологическим присоединением энергопринимающих устройств, плата за которые определена с применением льготной ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности, установленной в соответствии с абзацем седьмым настоящего пункта, расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт, и расходы на выплату процентов по кредитным договорам, связанным с рассрочкой платежа за технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 15 и до 150 кВт включительно, предоставленной до 1 июля 2022 г., не включаемые в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, в состав платы за технологическое присоединение, составляют выпадающие доходы сетевой организации, связанные с технологическим присоединением к электрическим сетям.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.10.2014 N 1116, от 07.05.2017 N 542, от 30.06.2022 N 1178)

(см. текст в предыдущей редакции)

Сетевая организация рассчитывает размер указанных выпадающих доходов в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям.

Территориальные сетевые организации ежегодно, не позднее 1 сентября, представляют в исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов сведения о расходах на строительство объектов электросетевого хозяйства для целей технологического присоединения и для целей реализации иных мероприятий инвестиционной программы, о расходах на выполнение мероприятий по технологическому присоединению, не связанных со строительством объектов электросетевого хозяйства, за три предыдущих периода регулирования, прогнозные сведения о таких расходах на очередной календарный год в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям с учетом стоимости каждого мероприятия в отдельности, а также с разбивкой по категориям потребителей, уровням напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, и (или) объемам присоединяемой максимальной мощности, а также сведения о расходах, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемых в плату за технологическое присоединение, в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям. На основе представленных сведений исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной календарный год рассчитывают с использованием метода сравнения аналогов и устанавливают не позднее 1 декабря года, предшествующего очередному году, плату за технологическое присоединение к электрическим сетям, не отнесенным к единой национальной (общероссийской) электрической сети (за исключением платы по индивидуальному проекту), в виде формулы платы за технологическое присоединение, единых для всех территориальных сетевых организаций на территории субъекта Российской Федерации стандартизированных тарифных ставок согласно перечню стандартизированных тарифных ставок, предусмотренному методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.12.2016 N 1476, от 09.03.2019 N 256, от 07.03.2020 N 246, от 30.06.2022 N 1178, от 30.12.2022 N 2556, от 07.02.2024 N 133)

(см. текст в предыдущей редакции)

Регулирующий орган в своем решении по утверждению платы за технологическое присоединение отражает расходы сетевой организации, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение. Размер указанных расходов включается в тариф на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 или 38 настоящего документа, начиная с периода регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение, и отражается регулирующим органом в решении по утверждению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.10.2014 N 1116)

(см. текст в предыдущей редакции)

Расходы на выплату процентов по кредитным договорам, связанным с рассрочкой платежа за технологическое присоединение энергопринимающих устройств, учитываются в тарифе на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в фактическом объеме, но не выше ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату заключения кредитного договора, увеличенной на 2 процентных пункта.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2020 N 2188)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае если по итогам хозяйственной деятельности прошедшего периода регулирования у сетевой организации появились экономически обоснованные расходы, превышающие объем средств, подлежащих компенсации сетевой организации в указанном периоде регулирования, за исключением расходов территориальных сетевых организаций на выполнение мероприятий по технологическому присоединению в части, превышающей размер расходов на осуществление указанных мероприятий, исходя из которого рассчитаны стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, то регулирующие органы при представлении соответствующих обоснований учитывают эти расходы при установлении регулируемых цен (тарифов) на последующий период регулирования с учетом индексов-дефляторов, а если по итогам такого периода регулирования выявлены необоснованные расходы или излишне полученные доходы, то регулирующий орган принимает решение об их исключении из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий период регулирования с учетом индексов-дефляторов.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.12.2016 N 1476)

(см. текст в предыдущей редакции)

Регулирующий орган в своем решении по утверждению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии отражает учтенные расходы сетевой организации, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включенные в плату за технологическое присоединение.

Не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства — от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики. Указанные требования не применяются в случае технологического присоединения генерирующих объектов к объектам электросетевого хозяйства, соответствующим критериям отнесения к единой национальной (общероссийской) электрической сети.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 31.07.2014 N 750)

В случае если для осуществления технологического присоединения энергопринимающего устройства заявителя по индивидуальному проекту сетевой организации (к электрическим сетям которой непосредственно планируется присоединение заявителя) необходимо осуществить технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации, уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов при расчете платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в составе указанной платы учитывается размер платы за технологическое присоединение, утвержденный (рассчитанный) для присоединения объектов сетевой организации к электрическим сетям смежной сетевой организации в целях присоединения энергопринимающих устройств указанного заявителя в запрошенных им объемах. При этом плата за технологическое присоединение такого заявителя по индивидуальному проекту утверждается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов при условии наличия утвержденной (рассчитанной) в установленном порядке платы за технологическое присоединение объектов электросетевого хозяйства сетевой организации к электрическим сетям смежной сетевой организации.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.05.2019 N 682)

(п. 87 в ред. Постановления Правительства РФ от 11.06.2014 N 542)

(см. текст в предыдущей редакции)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *