Гэсн 2001 енир чем заменен
Перейти к содержимому

Гэсн 2001 енир чем заменен

  • автор:

Гэсн 2001 енир чем заменен

Применение и разработка элементных сметных норм и расценок

2.5. Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) предназначены для определения состава и потребности в материально-технических и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения строительных, монтажных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ. ГЭСН используются для определения сметной стоимости выполняемых работ ресурсным методом, разработки единичных расценок различного назначения (федеральных, территориальных, отраслевых, фирменных) и укрупненных сметных нормативов.

Сборники ГЭСН используются для определения прямых затрат в составе сметной стоимости строительства ресурсным методом, разработки единичных расценок, индивидуальных и укрупненных сметных норм (расценок), применяемых в строительстве.

Ресурсные показатели, полученные на основе ГЭСН, используются при разработке проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР), для определения продолжительности выполнения работ, составления технологической документации и различных аналитических целей.

Ресурсные показатели, полученные на основе ГЭСН, могут служить основой для производственных норм расхода материалов и их списания.

2.6. Государственные элементные сметные нормы ГЭСН-2001 входят в состав межотраслевой системы документов в строительстве.

В состав государственных элементных сметных норм входят:

сборники государственных элементных сметных норм на строительные и специальные строительные работы (ГЭСН);

сборники государственных элементных сметных норм на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр);

сборники Государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования (ГЭСНм);

сборники Государственных элементных сметных норм на пусконаладочные работы (ГЭСНп).

Для специального технологического оборудования министерствами, ведомствами и другими отраслевыми структурами разрабатываются ведомственные элементные нормы на пусконаладочные работы (ВЭСНп).

2.7. Сборники ГЭСН отражают среднеотраслевой уровень строительного производства на принятую технику и технологию выполнения работ и могут применяться организациями-заказчиками и подрядчиками независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. ГЭСН не распространяются на отдельные конструкции и виды работ, к капитальности, классу точности и качеству которых предъявляются повышенные требования, а также на виды работ в горной местности, выполняемые на высоте более 3500 м над уровнем моря. Для таких видов работ разрабатываются индивидуальные элементные сметные нормы или поправочные коэффициенты, учитывающие соответствующие особенности производства работ.

2.8. Сборники ГЭСН содержат техническую часть, вводные указания к разделам, таблицы сметных норм и приложения. В технических частях приводятся указания о порядке применения сборников сметных норм, коэффициентов к сметным нормам, учитывающих условия производства работ, а также правила исчисления объемов работ.

2.9. Таблицы ГЭСН содержат следующие нормативные показатели:

затраты труда рабочих (строителей, монтажников), в чел.-ч;

средний разряд работы (звена рабочих);

затраты труда машинистов, в чел.-ч;

состав и продолжительность эксплуатации строительных машин, механизмов, приспособлений, механизированного инструмента в маш.-ч;

перечень материалов, изделий, конструкций, используемых в процессе производства работ, и их расход в физических (натуральных) единицах измерения.

2.10. В сборниках ГЭСНп, учитывая специфические особенности пусконаладочных работ (ПНР), приводятся:

сведения о составе звена (бригады) исполнителей пусконаладочных работ (количество, специальности ИТР и рабочих);

затраты труда в целом на звено, в чел.-ч.

В таблицах сметных норм ГЭСНп не указываются следующие ресурсные показатели:

расход материальных (в том числе энергетических) ресурсов, сырья и полуфабрикатов, используемых при проведении ПНР;

затраты труда эксплуатационного персонала, привлекаемого для участия в пуске и комплексном опробовании оборудования;

применение механизмов, в т.ч. контрольно-измерительных приборов.

Указанные затраты определяются на основании проектных данных.

2.11. На основании ГЭСН разрабатываются сметные расценки на строительные работы и конструкции, монтаж оборудования, а также на ремонтно-строительные и пусконаладочные работы, которые объединяют в сборники единичных расценок (ЕР).

2.12. Сборники ЕР разрабатываются в базисном уровне цен (по состоянию на 1 января 2000 года) и являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации.

Единичные расценки из сборников ЕР предназначены для определения в сметной документации прямых затрат и разработки укрупненных сметных норм на конструкции и виды работ.

2.13. Сборники ЕР на строительные (ремонтные) работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы по уровню применения подразделяются на федеральные (ФЕР), территориальные (далее — ТЕР) и отраслевые (далее — ОЕР).

Сборники ФЕР содержат полный набор расценок по видам работ, выполняемым на территории Российской Федерации, и разрабатываются в основном уровне цен для 1-го базового района (Московской области).

Сборники ФЕР вместе с государственными элементными сметными нормами образуют единую государственную сметно-нормативную базу для разработки системы укрупненных сметных нормативов.

В территориальные сборники ЕР включаются единичные расценки, привязанные к местным условиям строительства, которые применяются при строительстве в пределах территории административного образования Российской Федерации (региона).

Отраслевые сборники ЕР разрабатываются для специализированных видов строительства (энергетическое, транспортное, водохозяйственное, горнокапитальное, газопроводы, связь, отдельные виды промышленных объектов и т.п.).

2.14. Основой для разработки единичных расценок в базисном уровне цен (далее именуются «единичные расценки» или «расценки») служат:

элементные сметные нормы на конструкции и виды работ;

сметные нормы и расценки на эксплуатацию строительных машин;

сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции.

2.15. В тех случаях, когда отсутствуют необходимые сметные нормативы в действующей сметно-нормативной базе или технология работ и потребность в ресурсах существенно отличаются от предусмотренных в сборниках действующих элементных сметных норм ГЭСН, возможна разработка индивидуальных норм и расценок.

2.16. Единичные расценки сведены в таблицы и содержат на принятый в них измеритель конструкций или работ следующие показатели:

затраты на оплату труда рабочих (кроме затрат труда, учитываемых в стоимости эксплуатации строительных машин) по состоянию на 01.01.2000;

стоимость эксплуатации строительных машин, в том числе оплату труда рабочих, обслуживающих машины, по состоянию на 01.01.2000;

стоимость материалов, изделий и конструкций (кроме материалов, конструкций и изделий, стоимость которых не учитывается в единичной расценке) по состоянию на 01.01.2000;

нормы расхода материалов (в натуральных показателях), стоимость которых не учитывается в единичной расценке;

наименования и нормы расхода материалов, изделий и конструкций, характеристика которых принимается при составлении смет по проектным данным.

2.17. Таблицы единичных расценок имеют шифр, наименование, состав работ, измеритель и количественные показатели норм расхода ресурсов.

2.18. Материалы, изделия и конструкции представлены в таблицах сметных норм по обобщенной номенклатуре, как правило, без указания марок и дополнительных характеристик. При составлении смет учитываются конкретные материальные ресурсы на основании данных проекта. По отдельным материалам, изделиям и конструкциям, расход которых зависит от проектных решений (кабель, провода, трубы, металлические конструкции и др.), в таблицах сметных норм указываются только наименования, а в графах расход обозначают символом «П». При составлении сметной документации расход этих материальных ресурсов определяется по проектным данным с учетом трудноустранимых потерь и отходов.

Новая сметно-нормативная база ФЕР-2020, ГЭСН-2020!

Внимание! Вышло дополнение 5 к ГЭСН и ФЕР 2020, а значит — оно самое последнее с 31.03.21 О Дополнение №3 Общий протокол сравнения базы 2020 с доп.1-3 и «старой» базы ФСНБ-2020 смотрите здесь. Дополнение 4 — вступает в действие с 01.01.2021

Приказами Минстроя от 26.12.2019 № 871/пр., 872/пр., 873/пр., 874/пр., 875/пр., 876/пр. с 31.03.2020 вводится в действие новая редакция сметно-нормативной базы ФСНБ-2020: ГЭСН, ФЕР, ФССЦ, ценники на перевозки грузов. А также нормативы цены строительства (НЦС-2020).

По заявлениям Минстроя обновленная федеральная сметно-нормативная база (ФСНБ-2020), включает в себя более 80% актуализированных норм, и новые нормы на современные технологии.

Обзор, статистика, анализ базы — смотрите подробный документ.
Информация об изменениях в ФСНБ редакции 2020 года относительно редакции 2017 года (история изменения базы)
— смотрите протокол изменений (текстовый файл, около 17 Мб).
Файл большого размера, работать с ним не очень удобно. В ряде сметных программ история изменений базы будет при работе с базой 2020 будет реализована более удобно.

Подробный разбор изменений и дополнений 1-4 к базе ФСНБ-2020 — смотрите перечень изменений и дополнений к базе 2020 с 1 по 4.

Благодарим также за обзор изменений базы лично начальника отдела ценообразования и сметного нормирования компании «РИК» Максима Богословского. За помощь в подготовке подробного протокола сравнения — НТЦ «Гектор» и лично Ивянского Александра Матвеевича! За помощь в подготовке подробной аналитики по сравнений дополнений с 1 по 4 — компанию «Гранд-смета»

Давайте разберёмся… Новая редакция долгожданной базы для сметчика, куда вошли новые технологии технологии, а также гармонизированные нормативы и расценки, заимствованные из базы после гармонизации путем слияния и переработки баз ТСН-Москва, Росатом, РЖД и других появилась на сайте Минстроя 15 января 2019, в день отставки правительства. Подписал новые приказы заместитель министра строительства Дмитрий Волков.

При этом Федеральные единичные расценки разработаны в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года (то есть остается в уровне цен на 01.01.2000 года), по структуре совпадает с базой в редакции 2017 года. Вводится с 31 марта 2020 года!

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТНЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМЫ ГЭСН-2020 (Приказы Минстроя РФ от 26 декабря 2019 года № 871/ПР,872/ПР,873/ПР,874/ПР,875/ПР):

  • ГЭСН (приказ 871пр+приложения)
  • ГЭСНм (приказ 872пр+приложения)
  • ГЭСНмр (приказ 873пр+приложения)
  • ГЭСНп (приказ 874пр+приложения)
  • ГЭСНр (приказ 875пр+приложения)

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЕДИНИЧНЫЕ РАСЦЕНКИ ФЕР-2020 (Приказы Минстроя РФ от 26 декабря № 876 от 2019 года

  • ФЕР (приказ 876пр +приложения)
  • ФЕРм
  • ФЕРмр
  • ФЕРп
  • ФЕРр
  • ФССЦ, ФССЦпг, ФСЭМ

Приказы Минстроя на сегодняшний день утверждают базу ГЭСН-2020, но нет ни слова об отмене базы ГЭСН-2017. Возможно, это произойдет позже — до введения в действие новой сметно-нормативной базы для сметчиков еще 3 месяца.

А приказ об утверждении ФЕР-2020 содержит фразу ВКЛЮЧИТЬ в федеральный реестр сметных нормативов ФЕР-2020, но не содержит ни слова об отмене ФЕР-2017 и ТЕР-2014.

База не в 2020 уровне цен, а в 2000, поэтому ее стоимость нельзя рассматривать в отрыве от индексов.

После беглого знакомства приводим краткий анализ базы от уважаемого коллеги и профессионала — начальника отдела ценообразования и сметного нормирования группы компаний «РИК» — Богословского Максима Николаевича:

«Ценники очень сильно перевертели и переходных ключей нет. Найти ресурс по контексту (наименованию) возможно далеко не всегда, так как наименования были существенно изменены в связи с новыми подходами. Без корректных переходных ключей с 31 марта 2020 года, когда новая база вступит в силу, будет невозможно переводить старые наработанные сметы в новые. И даже если мы такие ключи получим, то их достоверность не гарантируется, а проверить соответствие этих ключей будет проблематично по изложенным выше причинам. Таким образом, сметчикам можно готовиться к пессимистичному сценарию развития событий, а именно: когда придётся выпускать сметную документацию на основе ГСН-2020 с чистого листа. Естественно, мы, как это всегда было прежде, постараемся сделать файл соответствия ГСН-2017 — ГСН-2020, но нет гарантий, что он будет полным и 100% достоверным. В ФССЦ не появилось необходимой для реализации ресурсного метода информации о массе брутто и классе груза по каждому материалу. Чуда не случилось.

  • Материалы: было — 58939, стало — 102109
  • Оборудование: было — 7712, стало — 17444
  • Машины: было — 1865, стало — 2034

Нормы (расценки).

ГЭСН-2017: 24737 (ФЕР-2017: 23558, не все нормы были привязаны в ФЕР относительно ГЭСН)

ГЭСН-2020: 24760 (+23), в том числе:

  • ГЭСН-01 (+12)
  • ГЭСН-05 (+12)
  • ГЭСН-06 (-2)
  • ГЭСН-10 (-11)
  • ГЭСН-13 (-1)
  • ГЭСН-15 (-2)
  • ГЭСН-16 (+18)
  • ГЭСН-24 (-6)
  • ГЭСН-25 (+4)
  • ГЭСН-26 (+1)
  • ГЭСН-32 (-2)

ГЭСНр-2017: 2584

ГЭСНр-2020: 2576 (-8), в том числе:

  • ГЭСНр-61 (-8)
  • ГЭСНм-2017: 18275

ГЭСНм-2020: 18 300 (+25), в том числе:

  • ГЭСНм-08 (+10)
  • ГЭСНм-10 (-3)
  • ГЭСНм-12 (+18)

ГЭСНп, ГЭСНмр без изменений (по количеству)».

Материалы перераспределили по группам, более правильно классифицировали.

Но очень затруднили поиск по наименованию.

Что-то подобное мы предполагали ранее и даже писали об этом.

Мнение А.М. Ивянского:

«В целом база довольно чистая, арифметических ошибок всего штук 5, висячих ссылок нет, ГЭСН/ФЕР друг другу соответствуют. Около 80 новых норм/расценок. Проведена большая работа по корректировке названий, убраны все фирменные названия. С одной стороны это более универсальный подход, с другой — по названию Кнауф теперь ничего не найти. Зачем с ресурсами всю эту перестановку кодов затеяли, я так и не понял. Возможно, хотели привести ФССЦ к кодам каталога ресурсов на ФГИС ЦС. Мелких изменений очень много, но они не радикальные — где-то гвоздь добавили, где-то убрали. В целом нормы расхода ресурсов, в том числе трудоемкость, уменьшили. Электроинструмента как не было в 2017, так и нет, остался в НР. Прошлись по техчастям, правки чисто редакционные. Для каких-то поправок уточнили область применения, что-то из текста вынесли в приложение».

В так называемой «Новой ФСНБ-2020» нормы затрат труда и показатели ФЕР стали (по большей части) еще меньше, чем в базе 2017 года! От 3 до 15 %. Метр погонный заменён на метр, из ценников из первой группы сразу 6 материалов исключили. Машины упали не по цене, а по трудоёмкости, в среднем на 10-15 %.

Почему снизились нормы? Генеральный директор ОАО МЦЦС «Мосстройцены» Л.Н. Подгорная говорила нам ранее в своём интервью про нормативы, которые использовались для разработки — СНИР, ЕНИР 84 и 91 годов… Снижение трудоемкости = гармонизация. А гармонизация формально идёт, не поспоришь — есть новые виды работ.

Минстрой подошел формально к поручению Президента и выпустил расценки в уровне цен 20-летней давности: ( Люди ропщут: как быть с повышением благосостояния и зарплатами, о которых нам говорит правительство и президент, если трудозатраты в базе ФСНБ-2020 — минус 10-12%?

Весь 2019 год ждали 38 000 расценок, построчные индексы к ФЕР, методики по накладным и сметной прибыли. Помните хронику проваленной реформы? О мониторинге и индексации.

Марат Хуснуллин дал поручение Минстрою внести изменения в сметные цены на затраты труда рабочих (повышение до экономически обоснованного уровня). Срок: до 28 февраля 2020.

Повышение стоимости труда невозможно оценить и проверить в имеющейся структуре индексов. Нужны индексы по статьям, а лучше построчные. И Главгосэкспертиза России, имея фундаментальные ресурсно-технологические модели сегодня могут выпускать индексы по статьям, но не хотят не понятно почему. В ФЕР-2020 трудоемкость понизили на 10%. Сейчас, выполняя поручение, индекс или базовую ЗП (странно менять цены 20 летней давности, но можно) повысят на 10% и отчитаются. Но в математике, к сожалению: 1*1,1/1,1=1.

По факту: дождались пока что новой базы 2020 (а не дополнения к старой 2017). В ней На 1179 норм больше чем в прошлый базе. Объяснение видимо простое:

  • в базе 2017 — «Битумы нефтяные жидкие бнд-40»
  • в базе 2020 — «Битум нефтяной бнд-40»

В Гранд-смета: База данных предоставляется разработчиком с момента ввода в гражданский оборот. Цена базы ГЭСН, ФЕР 2020 — 12 000 руб.
Если клиент покупал ФСНБ-2017, то обновления ФСНБ-2020 не заложены в неё, для получения обновлений по ФСНБ-2020 в течение года нужно покупать новую годовую подписку за 16 000 руб. Но по решению разработчика, при годовой подписке на обновления ФСНБ-2017, действующей на 16.01.2020 (момент опубликования базы ГЭСН-2020, ФЕР-2020 на сайте Минстроя России), клиенты получат без доп. оплаты базу ФСНБ-2020 (правда только исходную базу, без в дальнейшем вышедших к ней дополнений и изменений).

В Smeta.ru: Цена базы ГЭСН, ФЕР 2020 — 10 000 руб. Годовое обновление базы ФСНБ-2020 — 15 000 руб.

Информацию об условиях распространения базы ФСНБ-2020 в сметных программах, её стоимости и особенностях — смотрите в нашем подробном материале

Что-то не ясно? Условия распространения базы, цены. Какая-то сложная ситуация? Задавайте нам вопросы, поможем обязательно и найдем выход!

Cледите за новостями и рассылкой. Будет и дополнительная аналитика.

Что будет с ТЕРами? Есть мнение, что их отменят. Но мы считаем, что НЕТ, их просто не будут обновлять (как сейчас) и никто ничего официально прямо не отменит. Будут ждать, когда само «отвалится» и регионы сами перестанут их применять… Во избежание проверок с последствиями.

Методика по проверкам Союза инженеров-сметчиков России очень нравится контролерам. Рекомендуем быть готовыми!

  • Разъяснение Союза инженеров-сметчиков России «Об обязательном применении Федеральных единичных расценок и ежеквартальных индексов изменения сметной стоимости Минстроя России в 2020 году и на плановый период 2021 и 2022 годов»
  • О применении сметных норм, утвержденных приказами Минстроя России от 26.12.2019 г. №№ 871/пр., 872/пр., 873/пр., 874/пр., 875/пр. и федеральных единичных расценок и отдельных составляющих к ним, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов приказом Минстроя России от 26.12.2019 г. № 876/пр. с 31 марта 2020 года
  • Применение ТЕР, ФЕР и индексов к ним при работе с государственным финансированием
  • О переходе с ТЕР на ФЕР и индексах пересчета
  • Сборник методических материалов по проведению контрольных проверок объемов и стоимости выполненных работ в строительстве для заказчиков, подрядчиков, уполномоченных лиц, инспекторов и строительных экспертов/ С учетом изменений и дополнений/ 424 стр. PDF файл/ П.В. Горячкин. Союз инженеров-сметчиков. Методические рекомендации поставляются одним файлом pdf по электронной почте. Объем 4,5 Мб/ Стоимость — 2 800 руб.

Внимание! Статья дополняется по мере получения дополнительной информации и анализа. Ваш отзыв, комментарий и отклик (применимо к специфике привычной работы) может помочь коллегам! Отправляйте его нам на почту smety@all-smety.ru

Гэсн 2001 енир чем заменен

tinaK Вт Сен 11, 2007 12:23

Привет всем! Может кто знает и сможет помочь?
Ситуация: Бурим глубокие скважины на воду, но ГЭСН-49 нет в природе. Проектный институт составляет сметы в ценах 84 года но опять же не по сбонику 49 «Строительство скважин на нефть и газ» ,а по Е14 «Скважины» это опять же глубина до 600-700 м. НО! Существует сборник №4 » Скважины» на те же самые глубины в ценах 2001 года. ( только там не написано что он взамен чего-либа) Что делать, как доказать что не надо составлять в ценах 84 года?

tinaK Актив
Сообщения: 75 Зарегистрирован: Ср Апр 04, 2007 6:14 Откуда: Омск Репутация: 0 (?)

Ваша реклама

google adsense

Группа компаний «СтройСофт» Зарегистрирован: Чт Авг 22, 2002 11:06
Откуда: Москва

ТГВ Вт Сен 11, 2007 14:42

ПИСЬМО ГОССТРОЯ РФ ОТ 10.11.2003 N НК-7224/10

Письмо Госстроя РФ от 10 ноября 2003 г. N НК-7224/10
«О введении в действие новой сметно-нормативной базы
ценообразования в строительстве 2001 года»

Госстрой России докладывает о результатах работы, проведенной в соответствии
с п. 7.49 Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительству
и жилищно-коммунальному комплексу, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 24.11.99 N 1289, а также поручением Президента Российской
Федерации В.В.Путина от 14.08.01 N Пр-1474.
Госстроем России проведена переработка нормативных актов, введенных в
действие Госстроем СССР, и введено в действие постановление Госкомитета от
08.04.02 N 16 «О мерах по завершению перехода на новую сметно-нормативную
базу ценообразования в строительстве», в соответствии с которым с 01.09.03
признаны утратившими силу нормативные документы Госстроя СССР, составленные
в уровне цен, предусмотренном сметно-нормативными базами 1984 (1991) гг. Указанное
постановление признано Минюстом России соответствующим законодательству Российской
Федерации и изданным в пределах компетенции Госкомитета (письмо от 31.07.02
N 07/7275-ЮД).
Необходимость введения в действие указанного постановления обусловлена
несоответствием применяемых ранее нормативных документов Госстроя СССР современным
технологиям строительного производства и несоразмерностью предусмотренных
в них ресурсных показателей с реальными затратами ресурсов, определяющими
стоимость строительной продукции в современных условиях. Необходимость скорейшего
внедрения новой системы ценообразования отмечена в материалах проверки Главного
контрольного управления Президента Российской Федерации.
К разработке новых нормативных документов были привлечены заинтересованные
министерства и ведомства, 38 специализированных проектных организаций, свыше
80 региональных центров по ценообразованию в строительстве.
За указанный период Госстроем России разработаны, утверждены и доведены
до пользователей основные методологические документы сметно-нормативной базы
ценообразования 2001 года. На их основе разработаны и утверждены сборники
государственных элементных сметных норм (ГЭСН-2001) на строительные, монтажные
и пусконаладочные работы для объектов социальной сферы, ведущих отраслей промышленности,
а также реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений, позволяющие
определять стоимость строительной продукции повсеместно на территории Российской
Федерации ресурсным методом. На основе ГЭСН-2001 разработаны и введены в действие
сборники федеральных единичных расценок (ФЕР-2001), а также территориальные
сметные нормативы (ТЕР-2001).

К вопросу о применении поправочных коэффициентов к сметам, составленным на основе ЕНиР

Несмотря на то, что существующие ГЭСН продолжают совершенствоваться. Минрегион, КЦЦС разрабатывают дополнительные нормы и расценки на работы по новым, современным технологиям. У строителей существует потребность в использовании норм из ЕНиР.

Действующие сегодня единые нормы времени и расценки 1987г. (так называемые ЕНиР-87), приняты взамен ЕНиР 1969г., а ранее были ЕНиР 1960г. ЕНиР-87 утверждены постановлением от 5 декабря 1986г. № 43/512/29-50[1]. Этим же постановлением отменены ЕНиР-69, а так же отменены постановления, устанавливающие поправочные коэффициенты к ЕНиР-69 (п. 17, 23 приложения 2)[2]. В дальнейшем были приняты несколько дополнений и изменений к ЕНиР-87. Но ЕНиРы-69 не ушли безвозвратно. Так в письме Госстроя РФ № 10-237 от 29.04.2003г. «О применении ЕНиР-69» говорится: «При отсутствии в сборниках ЕНиР-87г. необходимой номенклатуры изделий допускается при составлении калькуляций стоимости изготовления продукции для санитарно-технических и вентиляционных систем применение ЕНиР-69г.».

В 1999г. были приняты Методические рекомендации по применению дифференцированных поправочных коэффициентов ко времени эксплуатации строительных машин и механизмов и определению поправочных коэффициентов к затратам труда рабочих-строителей (далее МР № НЗ-3605/10)[3]. Несколько может удивлять разрыв во времени между принятием ЕНиР-87 и постановление об повышающих коэффициентах в 1999г. Причиной такого временного разрыва может крыться в том, что ко времени принятия ЕНиР-87 уже действовали ЕРЕР 1984г., составленные на основе ЕНиР-69 и с учётом поправочных коэффициентов 1982, 1986гг. 2 А в 1998г. начинался переход на новую сметно-нормативную базу[4] (далее СНБ), и для составления новой СНБ и потребовались поправочные коэффициенты, принятые в МР № НЗ-3605/10.

Какова же причина принятия таких постановлений об поправочных коэффициентах к ЕНИР 1987, 1969гг.? Казалось бы, что в ЕНиР-87 учтено всё: прочие работы (п. 10, Общая часть ЕНиР), безопасные условия труда (п. 11), перемещение материалов (п. 12), работа в зимних условиях (п. 13), и выполнении работ в сложных производственных условиях (п. 14). Причём аналогичные условия прописаны и в ныне действующих МДС, в технических частях ГЭСН. Как представляется автору, ответ кроется в следующем: «ЕНиР в основном предназначены для разработки укрупненных и комплексных норм…» (п. 4 Общая части ЕНиР).

Необходимость применения поправочных коэффициентов описано в п. 1.4 МР № НЗ-3605/10: «Поправочные коэффициенты разработаны в целях учета комплексности выполнения строительно-монтажных работ по конструктивным частям зданий, сооружений и объектов, не учтенной ЕНиР-87 и ВНиР-87 на отдельные строительные работы». А так же в письме Минстроя РФ от 26 сентября 1995г. № ВБ-29/12-263 «О порядке применения поправочных коэффициентов к ресурсным сметным нормам «: «… Поправочные коэффициенты применяются к показателям затрат труда и времени эксплуатации машин и механизмов, определенных на основе производственных (элементных) норм ЕНиР и ВНиР издания 1987г. … Указанные коэффициенты обеспечивают переход от производственного уровня затрат к сметному в соответствии с п.4 Общей части ЕНиР-87 и учитывают объективно существующие в строительстве технологические перерывы, организационные простои по причинам, независящим от строителей, а также ряд вспомогательных и сопутствующих работ, не предусмотренных производственными (элементными) нормами ЕНиР и ВНиР «

В МДС 81-26.2001[5] «Методические указания по разработке государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования (ГЭСНм-2001)» п. 1.4 предпоследний абзац прямо указывает, что при составлении ГЭСНм-2001 необходимо использовать поправочных коэффициенты по МР № НЗ-3605/10.[6]

МДС 81-28.2001[7] «Указания по применению государственных элементных сметных норм на строительные и специальные строительные работы (ГЭСН-2001)» п. 2.4 так же говорится, что: «… Для учета реальных условий производства строительных работ в целом по объектам, их конструктивным частям с комплексной увязкой отдельных видов работ, обеспечивающей достаточную достоверность определения сметной стоимости строительства, к нормам затрат труда и времени эксплуатации строительных машин, установленным на основе ЕНиР, ВНиР и ТНиР, должны применяться поправочные коэффициенты, в соответствии МР № НЗ-3605/10».

Поправочные коэффициенты применялись не только Минстроем, но и Минтрансом. Так в постановлении Минтранса РФ 10 июля 1996г. «Нормы затрат труда и стоимости работ по содержанию автомобильных дорог» в п. 1.7 говорится: «Производственные нормы времени, связанные с эксплуатацией машин, приведены к сметным путем введения повышающих переходных коэффициентов. Эти коэффициенты учитывают внутрисменные перерывы в работе, вызванные перемещением машин в пределах строительной площадки из одной рабочей зоны в другую, и затраты времени на выполнение трудно поддающихся нормированию работ».

Так же в п. 6.1 МДС 81-19.2000 используется выражение «нормативная база по труду (сборники ЕНиР, ВНиР, ТНиР и др.)». И в нормативную базу по труду, несомненно, входит не отменённый МР № НЗ-3605/10.

Таким образом, не смотря на некоторую «старину» МР № НЗ-3605/10 (приняты в 1999г.) эти МР являются действующими, ссылка на данное МР есть в действующих МДС. А тот факт, что некоторые другие МДС и письма со ссылками на МР № НЗ-3605/10, на сегодня отменены, НЕ отменяет логику применения данного МР.

Поправочные коэффициенты по МР № НЗ-3605/10 имеют размерность от 1,0 до 1,31, поправочные коэффициенты к ЕНИР-69 имели размерность от 0,88 до 2,09 в зависимости от вида работ, используемого механизма и др. Поправочные коэффициенты по МР № НЗ-3605/10 применяются совместно с коэффициентами указанными в ЕНиР (в общей части и/или в вводных частях).

В тех случаях, когда в действующей СНБ отсутствуют необходимые сметные нормативы (прямые или применительные), или технология работ и применяемые ресурсы отличаются от предусмотренных в ГЭСН-2001, разрабатываются индивидуальные элементные сметные нормы (ИЭСН). При разработке ИЭСН могут быть использована СНБ 1984, 1991 годов[8], нормативная база по труду (ЕНиР, ВНиР и др.). При этом калькуляция затрат к ИЭСН может быть составлена из отдельных норм ЕНиР (одной! или нескольких) с применением поправочных коэффициентов по МР № НЗ-3605/10. В практике сметчика при использовании одной нормы из ЕНиР, такая норма непосредственно включается в смету, без составления ИЭСН. Другой, более трудоёмкий, способ составления калькуляция затрат к ИЭСН является определение затрат на основе данных хронометражных наблюдений методом технического нормирования и по расчету, составляемому на основе технологических карт трудовых процессов. В этом случает применение поправочных коэффициентов по МР № НЗ-3605/10 к трудозатратам и эксплуатации машин не допускается, кроме коэффициента для учета мелких, трудно поддающихся учету операций, приблизительно 1,03 (МДС 81-19.2000 п. 6.3).

Применение ЕНИР и конкретных размеров поправочных коэффициентов рекомендуется на основе согласованного решения между заказчиком и подрядчиком. При строительстве, осуществляемом с привлечением средств федерального бюджет, применение ИЭСН производится в порядке, предусмотренном Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.04.2008 № 44 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности».

Применение поправочных коэффициентов может стать резервом подрядных организаций при заключении договоров с заказчиками, особенно с теми которые не имеют бюджетное финансирование.

[1] Постановление Государственного строительного комитета СССР, Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 5 декабря 1986г. N 43/512/29-50 «Об утверждении единых норм и расценок на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (ЕНиР)»

[2] Постановление Госстроя СССР, Госкомтруда СССР и Секретариата ВСЦПС от 15 января 1982г. N 4/15/2-42а «Об утверждении Временных поправочных коэффициентов к Единым нормам и расценкам на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы»
Постановление Госстроя СССР, Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 10 ноября 1986г. N 24/474/26-101 «Об утверждении Временных поправочных коэффициентов к действующим Единым нормам и расценкам на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (ЕНиР)».

[3] Введены в действие письмом Госстроя РФ от 19 октября 1999г. N НЗ-3605/10. Ныне действующее.

[4] Постановление Госстроя России от 11.02.98 № 18-15 «О переходе на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве»

[5] В настоящее время действующее.

[6] Справедливости ради необходимо отметить, что такая прямая ссылка на МР № НЗ-3605/10 в одном из основных МДС 81-19.2000 «Методические указания о порядке разработки государственных элементных сметных норм на строительные, монтажные, специальные строительные и пусконаладочные работы» отсутствует. Предполагаю, что связано это было с тем, что в основу разработки ГЭСН-2001 было положена переработка ранее действующих сборников ЭСН-84 и СНиР-91 (см. п. 1.2 МДС 81-19.2000). И потом разработчиками МДС 81-19.2000 и МДС 81-26.2001 были разные организации-исполнители, и в более позднем МДС 81-26.2001, очевидно, учли упущения предыдущих МДС.

[7] МДС 81-28.2001 отменён в связи с принятием МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации».

[8] Смотри письмо Министерства регионального развития РФ от 2 ноября 2010г. N37581-ИП/08

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *