Мастер поинтересовался о том что чей это инструмент
Перейти к содержимому

Мастер поинтересовался о том что чей это инструмент

  • автор:

Определи вид синтаксической ошибки (тестовое задание)

А) М. Ю. Лермонтов пишет о своём
поколении, что «и ненавидим мы, и
любим мы случайно».
1) неправильное употребление падежной формы существительного с
предлогом
Б) Те, кто не изучил самого себя,
2) нарушение связи между подникогда не достигнет глубокого
лежащим и сказуемым
понимания людей.
В) В журнале «Юности» была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.
3) нарушение в построении
предложения с несогласованным приложением
Г) Студентами усваиваются знания, внимательно слушая лекции.
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) В. Г. Белинский написал около
5) неправильное построение
20 статей и рецензий, специальпредложения с деепричастным
но посвящённые творчеству Н. В.
оборотом
Гоголя.
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

3.

А) Лингвистика не теряет не только
1) неправильное употребление пасвоеобразия своих методов, но и
дежной формы существительного с
щедро делится ими со смежными напредлогом
уками.
Б) В справочном издании «Словаре
русского искусства» есть прекрасные репродукции икон.
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Часть слушателей подготовитель3) нарушение в построении
ных курсов посещает кинолекторий,
предложения с несогласованзаинтересованных в получении знаным приложением
ний.
Г) Нарушая правила поведения, дру- 4) ошибка в построении предлозьям будет стыдно за тебя.
жения с однородными членами
Д) Все, кто изучал творчество М. Ю.
Лермонтова, знает много его стихотворений.
5) неправильное построение
предложения с деепричастным
оборотом
6) нарушение в построении
предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение
предложения с косвенной
речью

4.

А) Обладая способностью «управлять» растворимостью белка, его
1) неправильное употребление паконцентрацией и даже структурой, у дежной формы существительного с
паутины некоторых видов пауков
предлогом
очень большая прочность.
Б) Благодаря применения резервирующих составов растекаемость
краски по полотну ограничивается.
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Все, кто любит степной край, не
раз любовался живописным разнообразием его природы.
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Главный герой романа Ф. М. Достоевского «Идиота» князь Мышкин
4) ошибка в построении предложеодновременно смешон и трагичен,
ния с однородными членами
подобно Дон Кихоту, с которым он
ассоци и руется.
Д) В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля содержится более 80 тысяч слов,
ранее не записанные.
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

5.

А) Анализируя стихотворный текст, 1) неправильное употребление памной был совершенно верно опре- дежной формы существительного с
делён его размер.
предлогом
Б) В поэтической сказке А. Н. Островского «Снегурочке» показана
2) нарушение связи между подлекрасота окружающего мира, любви, жащим и сказуемым
природы, молодости.
В) Те, кто обращался к поэзии Б.
Пастернака, ошеломлён неожидан- 3) нарушение в построении предлоными метафорами, выразительножения с несогласованным прилостью антитез, сцеплением антонижением
мов.
Г) Благодаря выступающих у слу4) ошибка в построении предложешателей возникло желание продолния с однородными членами
жить дискуссию.
Д) Плохо выраженная мысль — это
леность не только речевых усилий,
а также леность мысли.
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

6.

А) Работая над окончательным ва1) неправильное употребление париантом рукописи, меня ничто так
дежной формы существительного с
не вдохновляло, как будущий успех
предлогом
моей книги.
Б) Те, кто обращался к поэзии Б. Пастернака, ошеломлён неожиданны- 2) нарушение связи между подлеми метафорами, выразительностью жащим и сказуемым
антитез, сцеплением антонимов.
В) Новый фильм будет демонстри3) нарушение в построении предлороваться в кинотеатрах «Салюте» и жения с несогласованным приложе«Севере».
нием
Г) Школьники нашего села охотно
помогали группе археологов, приехавшим из Новгорода.
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Благодаря внимания общества к
5) неправильное построение предэтой проблеме на сегодняшний день
ложения с деепричастным оборотом
она самая актуальная.
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

7.

1) неправильное употребление паСдав экзамен на степень бакалавра, у
него закружилась голова от неожиданно- дежной формы существительного с
го успеха.
предлогом
А)
Благодаря современных технологий
учёные исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти.
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Многие, кто бывал в Переяславле,
знает, что этот город моложе Ростова, но
его история тоже уходит корнями в
далёкое прошлое.
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Б)
В)
Справа от штурвала находился компас с
покрытым потрескавшейся и частью со4) ошибка в построении предложескочившей эмалью кругом указателя, испещрённых многочисленными деления- ния с однородными членами
ми.
Г)
Владимир говорил, что «я именно тогда
5) неправильное построение предв старом русском городке, в Вологде,
увлёкся историей, именно тогда нашёл и ложения с деепричастным оборотом
начал заниматься архивами деда».
Д)
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

8.

А) Отправляя довольно важную телеграмму, мне не хватило денег.
1) неправильное употребление падежной формы существительного с
предлогом
Б) О жизни и творчестве художника, о его загубленном таланте
можно прочитать в повести К. Паустовского «Оресте Кипренском».
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) В этих замечательных книгах, посвящённым самым интересным со- 3) нарушение в построении предлобытиям и фактам в жизни человека, жения с несогласованным приложевы найдёте ответы на многие инте- нием
ресующие вас вопросы.
Г) Благодаря тёплых дней золотой
осени лес как будто помолодел, заблистал золотом и красноватой
сетью берёзовых ветвей.
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Пётр говорил о том, что «у меня
слипаются от усталости глаза».
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

9.

А) Сразу по приезду в село Константиново — на родину поэта — школьники отправились в музей.
1) неправильное употребление падежной формы существительного с
предлогом
Б) 12 октября 1492 года флот Колумба,
состоявшего из трёх лёгких судов для
плавания на дальние расстояния, различил на горизонте небольшой остров.
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Обыкновенно, создавая своё произве- 3) нарушение в построении предлодение, в нём выражается авторское отно- жения с несогласованным приложешение к жизни и людям.
нием
Г) По утверждению К. И. Чуковского,
главная цель детских писателей заключается в том, чтобы «мы какою угодно
ценою воспитали в ребёнке человечность».
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Организм человека, в котором работают сложные биохимические механизмы, 5) неправильное построение предтребуют ежедневного поступления необ- ложения с деепричастным оборотом
ходимых питательных веществ.
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

10.

А) Каждый из тех, кому посчастливилось повстречаться с этим удиви1) неправильное употребление пательным человеком, познакомиться с
дежной формы существительного с
его творениями, неизменно оказывапредлогом
лись под властью его необыкновенного обаяния.
Б) Медикаменты, или лекарства, —
это вещества, применяемые как для
лечения болезней, так и травм.
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Не раздумывая ни минуты, отваж- 3) нарушение в построении предлоный всадник поскакал наперерез со- жения с несогласованным приложервавшегося табуна.
нием
Г) Подходя к музею Великой Отечественной войны, школьников охватило сильное волнение.
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Созданные писателем книги начинают жить самостоятельно , причём
жизнью активной, продолжитель5) неправильное построение предлоной, исполненной той последоважения с деепричастным оборотом
тельности, недостающей самому автору.
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

11.

А) Через год после выставки картины «Ночи на Днепре» А. И. Куин1) неправильное употребление паджи продемонстрировал зрителям
дежной формы существительного с
ещё одну картину, применив тот же предлогом
световой эффект.
Б) Нельзя не согласиться с утверждением, что те, кто неутомимо
стремится к достижению своей
цели, достоин глубокого уважения.
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Регистрация была проведена
3) нарушение в построении предлосразу по прибытию участников сим- жения с несогласованным приложепозиума в аэропорт.
нием
Г) Произнесение вашего доклада
вслух, готовясь к выступлению
перед большой аудиторией, поможет вам в дальнейшем более уверенно держаться на сцене.
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) И. С. Тургенев писал, что «ты
один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык».
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение пред-

12.

A) Все области человеческой приро1) неправильное употребление пады не только работают в согласии с
дежной формы существительного с
логикой и последовательностью, но
предлогом
и с подлинной правдой и верой.
Б) Благодаря ежегодного обильного
плодоношения, морозостойкости,
2) нарушение связи между подлеспособности легко размножаться,
жащим и сказуемым
слива получила широкое распространение на территории России.
В) Знаменитая Нижегородская ярмарка открывалась ежегодно, принимавшая людей со всей России.
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Совершенно понятно, почему
каждый владелец жилья запрещают 4) ошибка в построении предложеарендаторам держать домашних
ния с однородными членами
животных.
Д) Используя возможность показать
свой взгляд на мир природы, ху5) неправильное построение преддожниками создаются произведеложения с деепричастным оборотом
ния пейзажной живописи.
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

13.

A) Те, кто знаком с азами столярного
дела, может оборудовать рабочее
1) неправильное употребление паместо для компьютера своими рука- дежной формы существительного с
ми и при этом избежать лишних запредлогом
трат.
Б) На встрече со своими читателями
поэт признался, что «я словно
слышу стихи».
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Создав славянскую азбуку, на
3) нарушение в построении предлославянский язык были переведены
жения с несогласованным приложепрактически все важнейшие церковнием
ные книги и молитвы.
Г) Благодаря уникального набора
микро- и макроэлементов, аминокис4) ошибка в построении предложелот, лецитина, перепелиные яйца с
ния с однородными членами
успехом используются в косметологии.
Д) Крупный камень красивого фиолетового цвета, вставленного в брас- 5) неправильное построение предлолет, на самом деле оказался металжения с деепричастным оборотом
лическим сплавом.
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

14.

A) Написав стихотворение
«Смерть поэта», судьба Лермонтова была определена.
1) ошибка в употреблении производного предлога
Б) Все, кто сегодня пришел на
встречу с писателем, остался
доволен интересной беседой.
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) По завершению работ дом
был сдан в эксплуатацию.
3) нарушение в построении
предложения с несогласованным приложением
Г) Он поместил свою заметку в
школьной газете «Перемене».
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Одним из приглашённых,
опоздавших на праздник, был
Сергей, брат Юли.
5) неправильное построение
предложения с деепричастным
оборотом
6) нарушение в построении
предложения с причастным
оборотом
7) неправильное построение
предложения с косвенной
речью

15.

A) Вошедший в палату врач 1) нарушение в построении
Петрова прошла к поступредложения с несогласованпившему вчера больному. ным приложением
Б) В полку служат теперь
те, что десять лет назад
был пионером, бегал в
школу, играл в снежки.
В) По предъявлению документа посылка была тут же
выдана.
2) неправильное построение
предложения с деепричастным
оборотом
3) нарушение связи между
подлежащим и сказуемым
Г) Забравшись на гору,
видно всё вокруг.
4) ошибка в употреблении производного предлога
Д) Лекцию слушали не
только внимательно, но и
записывали.
5) неправильное построение
предложения с косвенной
речью
6) нарушение порядка слов в
предложении
7) нарушение в согласовании
определения и определяемого
слова

16.

A) Мастер спросил, что чей
это инструмент?
1) нарушение связи между
подлежащим и сказуемым
2) неправильное построение
Б) По обоим сторонам дороги
предложения с деепричастбыли высажены берёзы.
ным оборотом
В) Те, кто двадцать лет назад 3) неправильное построение
был школьником, сейчас
предложения с косвенной
вершит судьбу страны.
речью
Г) В «Войне и мир» Толстой 4) нарушение в согласовапоказал силу народной нена- нии определения и опредевисти к врагу.
ляемого слова
Д) Подъезжая к сей станции 5) ошибка в построении
и глядя в окно, у меня слете- предложения с однородныла шляпа.
ми членами
6) нарушение в построении
предложения с несогласованным приложением
7) нарушение порядка слов
в предложении

17.

A) Получив хорошее образование, Грибоедова направили сек- 1) ошибка в употреблении проретарём дипломатической мисизводного предлога
сии в Персию.
Б) Все, кто посмотрел новую киноверсию «Войны и мира», был
2) нарушение связи между подвозмущён вольностью иностранлежащим и сказуемым
ного кинорежиссёра в искажении содержания романа.
В) Одной из героинь повести,
сражающимся с врагом, была
Рита Осянина.
3) нарушение в построении
предложения с несогласованным приложением
Г) Горячо любящим родину
предстаёт перед нами М. Лермонтов в «Родина».
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) По окончанию сессии студен- 5)неправильное построение
ты разъехались по домам на ка- предложения с деепричастным
никулы.
оборотом
6) нарушение в построении
предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение
предложения с косвенной речью

18.

1) неправильное построение
A) Выбирая стиль одежды, подпредложения с прямой и косчеркивается индивидуальность.
венной речью
Б) Толпы людей были повсюду: 2) нарушение связи между подна улицах, площадях, скверах. лежащим и сказуемым
В)В картине «Спящем пастуш3) нарушение в построении
ке» Венецианову удалось перепредложения с несогласовандать всю прелесть неяркой русным приложением
ской природы.
Г) Мне было поручено уничто4) ошибка в построении предложить засевшего снайпера на дежения с однородными членами
реве.
Д) Витя сказал, что я приду к
тебе.
5)неправильное построение
предложения с деепричастным
оборотом
6) нарушение в построении
предложения с причастным
оборотом
7) нарушение в согласовании
определения и определяемого
слова

19.

A) Провожающие шли с сумками и
печальными лицами.
1) неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия смысла предложения
Б) В письме говорилось, что в город
едет ревизор, которым управляет
Сквозник-Дмухановский.
2) употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий
В) Я пил кофе, приготовленный бар- 3) неправильное построение предменом и в который добавили сливки. ложения с косвенной речью
Г) Согласно графика на заводе возобновлены работы.
4) нарушение в согласовании определения и определяемого слова
Д) Стремясь подбодрить Чаадаева,
А.С. Пушкин пишет, что «товарищ,
верь: взойдёт она, звезда пленительного счастья».
5) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
6) неправильное употребление падежной формы существительного с
предлогом
7) неверное соединение в одном
предложении причастного оборота и
придаточной части

20.

A) Биология изучает и опирает- 1) ошибка в употреблении дееся на законы эволюции.
причастного оборота
Б) Лежащая книга на столе
была интересной.
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Благодаря искусства Леонар- 3)неправильное употребление
до да Винчи весь мир узнал зна- падежной формы существительменитую Джоконду.
ного с предлогом
Г) Получив начальное домашнее образование, Гринёва от4) ошибка в построении предлоправили на службу в Белгород- жения с однородными членами
скую крепость.
Д) Все, кто приближается к пло5) нарушение в построении
щади, ещё издали видит непредложения с несогласованобыкновенной красоты храм,
ным приложением
ставший символом города.
6) нарушение норм управления
7) ошибка в употреблении причастного оборота

21.

A) Олег старался отцепить
санки, а они точно приросли, а
седок поворачивался и мотал
головой, а Алена только глядела вслед другу.
1) неправильное построение
сложного предложения
Б) Путешествуя с рюкзаком по
туристским тропам, требуется
немалая выносливость.
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Много критических замечаний и ценных предложений
было внесено в ходе обсуждения вопроса.
3) нарушение в построении
предложения с несогласованным приложением
Г) Дом полон людьми.
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Одним из российских обыча5) неправильное построение
ев, ценившимися многими стапредложения с деепричастным
рыми москвичами, было устное
оборотом
рассказывание.
6) нарушение в построении
предложения с причастным
оборотом
7) нарушение норм управления

22.

A) Повесть «Капитанскую
дочку» мы изучаем на уроках литературы.
1) ошибка в построении
предложения с однородными членами
Б) Исследуя берег реки,
лодка обнаружилась.
2) ошибка в употреблении
причастного оборота
В) Река совсем обмелела и
стала несудоходная.
3) нарушение в построении
предложения с несогласованным приложением
Г) Одним из чудес света,
привлекающего туристов в
Индии, является мавзолей
Тадж-Махал.
Д) Мы любили и учились у
этого учителя.
4) ошибка в употреблении
деепричастного оборота
5) нарушение норм управления
6) неправильное построение
предложения с косвенной
речью
7) нарушение связи между
подлежащим и сказуемым

23.

1) нарушение в построении
A) Лариса заворожённо смотрепредложения с несогласованла на пароход «Ласточку».
ным приложением
Б) Я не заметил, что был ли кто- 2) неправильное построение
нибудь ещё так расстроен, как
сложноподчинённого предлоона.
жения
В) По окончанию производственной практики каждый сту- 3) нарушение связи между поддент должен составить отчёт о
лежащим и сказуемым
проведённой работе.
Г) Тщательно подготовившись к
защите проекта, у докладчика
4) неправильное употребление
должны быть удачные примеры
производного предлога
для доказательств своей гипотезы.
Д) Три книги лежало на столе.
5) ошибка в употреблении причастного оборота
6) ошибка в построении предложения с однородными членами
7) ошибка в употреблении деепричастного оборота

24.

A) Составляя экономический
прогноз, аналитическим отделом обработаны данные всех
предприятий города.
1) неправильное построение
предложения с косвенной
речью
Б) Не только талант, но и трудо2) ошибка в употреблении деелюбие помогут в достижении
причастного оборота
цели.
В) Мы увидели то самое дерево,
3) нарушение связи между подпривлекшее наше внимание при
лежащим и сказуемым
первом походе.
Г) Материал параграфа, задан4) неправильное употребление
ного на дом, читали не только с
падежной формы существительинтересом, но и конспектированого с предлогом
ли.
Д) График полевых работ был
нарушен вопреки указания агронома.
5) ошибка в употреблении причастного оборота
6) ошибка в построении предложения с однородными членами
7) нарушение норм управления

25.

A) Те, кто не изучает иностранный язык, лишен возможности
читать в подлиннике шедевры
мировой литературы.
1) нарушение в построении
предложения с несогласованным приложением
Б) По завершению опыта были
получены подтверждения гипотезы.
2) неправильное построение
предложения с косвенной речью
В) О великой силе любви Орфея
и Эвридики рассказывается в
3) нарушение связи между подкниге «Мифах Древней Эллалежащим и сказуемым
ды», составленной А. И. Немировским.
Г) И рассказал он о себе Марье
4) неправильное употребление
Моревне, что я родом из царской
производного предлога
семьи.
Д) Используя языковые средства
5) ошибка в употреблении привыразительности, текст выглячастного оборота
дит более убедительным.
6) ошибка в построении предложения с однородными членами
7) неправильное построение
предложения с деепричастным
оборотом

26.

A) И сказала Баба Яга, что я
1) нарушение в построении
давно русского духу не слыха- предложения с однородными
ла, а тут ты ко мне сам пришёл. членами
Б) Расположившись на земляной насыпи, игра сопровождалась одобрительными или возмущёнными криками зрителей.
2) неправильное построение
предложения с косвенной
речью
В) Многие из тех, кто знали Чехова, помнят о его лютой ненависти к самовозвеличиванию и
чванству.
3) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Г) Ни один из прохожих, спе4) неправильное употребление
шивший на ярмарку, не обратил
падежной формы существительвнимания на стоящие в стороне
ного с предлогом
возы с домашней утварью.
Д) В течение жизни я побывал
во многих музеях и картинных
галереях мира: Ватикан, Эрмитаж, Лувр.
5) ошибка в употреблении причастного оборота
6) ошибка в употреблении деепричастного оборота
7) нарушение норм управления

27.

A) На земле, воде и воздухе
— всюду мы защищены!
1) ошибка в употреблении
причастного оборота
Б) У него было раскрасневшееся лицо от мороза.
2) ошибка в употреблении
деепричастного оборота
В) Составляя предложение,
мне было сделано замечание.
Г) Роман, а не повесть будут
опубликованы в ближайшем
номере альманаха.
3) нарушение связи подлежащего и сказуемого
4) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Д) По прилёту в столицу пер5) нарушение норм управлевым делом друзья отправиния
лись на Воробьёвы горы.
6) ошибка в построении
предложения с однородными членами
7) неправильное построение
предложения с косвенной
речью

28.

A) Учебники, полученные в
начале года и которые указа- 1) ошибка в построении предлоны в списке, должны быть
жения с причастным оборотом
сданы на перерегистрацию.
Б) Высказав мысль о необходимости разностороннего об- 2) ошибка в употреблении дееприразования, она очень слабо
частного оборота
аргументирована.
В) Согласно приказа послед3) нарушение связи подлежащего
ний урок отменялся в связи с
и сказуемого
проведением субботника.
Г) Иван Сергеевич спросил
меня, куда он идёт.
4) неправильное употребление падежной формы существительного
с предлогом
Д) Пять матчей нашей сборной по хоккею выиграны с
разгромным счётом.
5) нарушение норм управления
6) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

29.

A) Надев костюм в примерочной, он подгоняется по фигуре.
1) ошибка в употреблении причастного оборота
Б) Юноши готовились к соревнованиям наездников, считавшихся у черкесов большим событием.
2) ошибка в употреблении деепричастного оборота
В) Многие ребята мечтают и
стремятся к полётам в космос.
3) нарушение связи подлежащего и сказуемого
Г) Газету «Комсомольскую
правду» выписывают и читают
многие поколения читателей.
4) неправильное употребление
падежной формы существительного с предлогом
Д) Есть люди, которые всегда
считают то, что виноваты не
они, а другие.
5) ошибка в построении предложения с однородными членами
6) нарушение в построении
предложения с несогласованным приложением
7) неправильное построение
сложноподчинённого предложения

30.

A) Прошли пять минут.
1) ошибка в употреблении причастного оборота
Б) Исследуя творчество Лермон2) ошибка в употреблении деетова, многогранность его таланпричастного оборота
та вызывает восхищение.
В) Вопреки общепринятых норм
ударение в русском языке часто
3) нарушение связи подлежаставится неправильно под влиящего и сказуемого
нием неграмотных носителей
языка.
Г) Одно из чудес на Курильской
4) неправильное употребление
гряде, привлекающим туристов
падежной формы существительсо всего света, связано с вулканого с предлогом
нами.
Д) Он сказал то, что не успеет
выполнить работу в срок.
5) ошибка в построении предложения с однородными членами
6) нарушение в построении
предложения с несогласованным приложением
7) неправильное построение
сложноподчинённого предложения

31.

A) Крик и рыдание слышалось
из соседней комнаты.
1) неправильное употребление
падежной формы существительного с предлогом
Б) Называя одним и тем же словом в чём-то сходные понятия, 2) нарушение связи между поднесущественные детали не при- лежащим и сказуемым
нимаются во внимание.
В) В картине Остроухова «Золо3) нарушение в построении
той осени» многоцветие осени
предложения с несогласовансобралось в яркий весёлый
ным приложением
ковёр, нарядный орнамент.
Г) Одним из первых учёных, открывший закон относительно4) ошибка в построении предлости, как это не удивительно,
жения с однородными членами
был Лев Толстой.
Д) Давыдов хотел вникнуть и
познать все тайны Гремячего
Лога.
5) неправильное построение
предложения с деепричастным
оборотом
6) нарушение в построении
предложения с причастным
оборотом
7) неправильное построение
предложения с косвенной

32.

A) Все, кто работают на заводе,
живут в близлежащих
посёлках.
1) неправильное употребление
падежной формы существительного с предлогом
Б) Записывая формулу, должна
2) нарушение связи между подбыть повторена утверждённая
лежащим и сказуемым
комбинация знаков.
3) нарушение в построении
В) Хор исполнял песню «Калинпредложения с несогласованку».
ным приложением
Г) Ознакомьтесь со списком
кандидатов, выдвинутыми на
выборы.
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Свою решимость он подтвер- 5) неправильное построение
дил, что я готов выступать в
предложения с деепричастным
суде свидетелем.
оборотом
6) нарушение в построении
предложения с причастным
оборотом
7) неправильное построение
предложения с косвенной
речью

33.

1) неправильное употребление
A) Как мать, так и дочь прекраспадежной формы существительно играет на фортепиано.
ного с предлогом
Б) Употребляя слова-паразиты,
это засоряет речь.
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) В перечне мероприятий про- 3) нарушение в построении
водимыми в школе, был День
предложения с несогласовансамоуправления.
ным приложением
Г) Благодаря любви и взаимо4) ошибка в построении предлопонимания родителей он достиг
жения с однородными членами
значительных успехов.
Д) В стихотворении Пушкина
5) неправильное построение
«Анчаре» поднята проблема
предложения с деепричастным
взаимоотношений народа и влаоборотом
сти.
6) нарушение в построении
предложения с причастным
оборотом
7) неправильное построение
предложения с косвенной
речью

34.

A) Стараясь убедить читате1) неправильное употребление
лей, многое зависит от того,
падежной формы существителькакие примеры вы приводите. ного с предлогом
Б) Все, кто изучал биографию
Пушкина, знает о необычай2) нарушение связи между подном расцвете его творчества в лежащим и сказуемым
осеннюю пору.
В) В одном из старинных хра3) нарушение в построении предмов города, сохранившимся до
ложения с несогласованным принаших дней, под слоем краски
ложением
обнаружены древние фрески.
Г) Он надеялся опубликовать
и познакомить читателей со
4) ошибка в построении предлосвоей повестью до начала сле- жения с однородными членами
дующего года.
Д) Согласно поданного заяв5) неправильное построение
ления он отрабатывал послед- предложения с деепричастным
ний день.
оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение
предложения с косвенной речью

35.

A) Всех, кто работали на суббот- 1) неправильное построение
нике, похвалили за большой
предложения с косвенной
вклад в озеленение посёлка.
речью
Б) Я не заметил, что успел ли
Сергей выйти до возвращения
Николая Петровича.
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Задание, выполняющееся
нами, не вызвало особых затруднений.
3) нарушение в построении
предложения с несогласованным приложением
Г) Мы любим футбол и стрелять.
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение
Д) Студент грустно сказал, что я
предложения с деепричастным
еще пока не готов отвечать.
оборотом
6) нарушение в построении
предложения с причастным
оборотом
7) неправильное построение
сложноподчинённого предложения

36.

A) Отец заболел и сказал, что я
остаюсь дома.
1) неправильное употребление
падежной формы существительного с предлогом
Б) Он действует сообразно
своих интересов.
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Елена, читающая француз3) нарушение согласования
ские романы, имела расплывчавремени причастия и соответтые представления о настоящей
ствующего глагола-сказуемого
жизни.
Г) На собрание пришли жители
микрорайона, бабушки и домохозяйки.
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Всех, кто разбираются в тех- 5) неправильное построение
нике, приглашают принять уча- предложения с деепричастным
стие в технической олимпиаде. оборотом
6) нарушение в построении
предложения с причастным
оборотом
7) неправильное построение
предложения с косвенной
речью

37.

A) Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не
будет.
1) неправильное употребление
падежной формы существительного с предлогом
Б) Вопреки ожидания, Костя
получил в четверти тройку.
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Несколько ребят засмеялось.
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Приготовленные оладьи
мамой были необыкновенно
вкусны.
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Прогуливаясь по вечернему 5) неправильное построение
городу, у нас завязался разго- предложения с деепричастным
вор.
оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение
предложения с косвенной речью

Подготовка к ЕГЭ, задание 7
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

А) Сразу по приезду в село Константиново — на родину поэта — школьники отправились в музей.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) 12 октября 1492 года флот Колумба, состоявшего из трёх лёгких судов для плавания на дальние расстояния, различил на горизонте небольшой остров.

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) Обыкновенно, создавая своё произведение, в нём выражается авторское отношение к жизни и людям.

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) По утверждению К. И. Чуковского, главная цель детских писателей заключается в том, чтобы «мы какою угодно ценою воспитали в ребёнке человечность».

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) Организм человека, в котором работают сложные биохимические механизмы, требуют ежедневного поступления необходимых питательных веществ.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

А) Каждый из тех, кому посчастливилось повстречаться с этим удивительным человеком, познакомиться с его творениями, неизменно оказывались под властью его необыкновенного обаяния.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) Медикаменты, или лекарства, — это вещества, применяемые как для лечения болезней, так и травм.

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) Не раздумывая ни минуты, отважный всадник поскакал наперерез сорвавшегося табуна.

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) Подходя к музею Великой Отечественной войны, школьников охватило сильное волнение.

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) Созданные писателем книги начинают жить самостоятельно, причём жизнью активной, продолжительной, исполненной той последовательности, недостающей самому автору.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

А) Через год после выставки картины «Ночи на Днепре» А. И. Куинджи продемонстрировал зрителям ещё одну картину, применив тот же световой эффект.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) Нельзя не согласиться с утверждением, что те, кто неутомимо стремится к достижению своей цели, достоин глубокого уважения.

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) Регистрация была проведена сразу по прибытию участников симпозиума в аэропорт.

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) Произнесение вашего доклада вслух, готовясь к выступлению перед большой аудиторией, поможет вам в дальнейшем более уверенно держаться на сцене.

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) И. С. Тургенев писал, что «ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык».

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

A) Все области человеческой природы не только работают в согласии с логикой и последовательностью, но и с подлинной правдой и верой.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) Благодаря ежегодного обильного плодоношения, морозостойкости, способности легко размножаться, слива получила широкое распространение на территории России.

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) Знаменитая Нижегородская ярмарка открывалась ежегодно, принимавшая людей со всей России.

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) Совершенно понятно, почему каждый владелец жилья запрещают арендаторам держать домашних животных.

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) Используя возможность показать свой взгляд на мир природы, художниками создаются произведения пейзажной живописи.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

A) Те, кто знаком с азами столярного дела, может оборудовать рабочее место для компьютера своими руками и при этом избежать лишних затрат.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) На встрече со своими читателями поэт признался, что «я словно слышу стихи».

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) Создав славянскую азбуку, на славянский язык были переведены практически все важнейшие церковные книги и молитвы.

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) Благодаря уникального набора микро- и макроэлементов, аминокислот, лецитина, перепелиные яйца с успехом используются в косметологии.

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) Крупный камень красивого фиолетового цвета, вставленного в браслет, на самом деле оказался металлическим сплавом.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

A) Написав стихотворение «Смерть поэта», судьба Лермонтова была определена.

1) ошибка в употреблении производного предлога

Б) Все, кто сегодня пришел на встречу с писателем, остался доволен интересной беседой.

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) По завершению работ дом был сдан в эксплуатацию.

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) Он поместил свою заметку в школьной газете «Перемене».

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) Одним из приглашённых, опоздавших на праздник, был Сергей, брат Юли.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

A) Вошедший в палату врач Петрова прошла к поступившему вчера больному.

1) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Б) В полку служат теперь те, что десять лет назад был пионером, бегал в школу, играл в снежки.

2) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

В) По предъявлению документа посылка была тут же выдана.

3) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) Забравшись на гору, видно всё вокруг.

4) ошибка в употреблении производного предлога

Д) Лекцию слушали не только внимательно, но и записывали.

5) неправильное построение предложения с косвенной речью

6) нарушение порядка слов в предложении

7) нарушение в согласовании определения и определяемого слова

A) Мастер спросил, что чей это инструмент?

1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б) По обоим сторонам дороги были высажены берёзы.

2) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

В) Те, кто двадцать лет назад был школьником, сейчас вершит судьбу страны.

3) неправильное построение предложения с косвенной речью

Г) В «Войне и мир» Толстой показал силу народной ненависти к врагу.

4) нарушение в согласовании определения и определяемого слова

Д) Подъезжая к сей станции и глядя в окно, у меня слетела шляпа.

5) ошибка в построении предложения с однородными членами

6) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

7) нарушение порядка слов в предложении

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы к выступлению по теме « Подготовка к выполнению заданий части С. Основные способы сжатия текста. Подготовка к сочинению — рассуждению».

Тезисы к выступлению по теме« Подготовка к выполнению заданий части С.Основные способы сжатия текста. Подготовка к сочинению.

Пособие по подготовке к выполнению заданий В3-В14 на ОГЭ и В11-В16 на ЕГЭ по английскому языку — заданий на словообразование

Данное пособие предназначено для подготовки к выполнению заданий В3-В14 на ОГЭ и В11-В16 на ЕГЭ по английскому языку –заданий на словообразование : описание алгоритма выполнения заданий, подгото.

Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. Задание 6. Морфологические нормы.

Файл содержит тест в двух вариантах по теме «Морфологические нормы» ( задание 6 ЕГЭ) с ответами и блок заданий для работы на уроке.

9 класс. Подготовка к ОГЭ. Задание № 20. Задания для подготовки и проверочная работа.

В данной методической разработке представлены 12 заданий из сборника подготовки к ОГЭ, 9 класс «Анализ геометрических высказываний» (задание № 20). Эти задания можно разобрать в классе.

тренировочные задания для 7 класса подготовка к выполнению задания 5 ОГэ русский язык

подготовка к выполнению задания 5 ОГэ русский язык 7 класс.

Мастер-класс для учащихся «Подготовка к 5 заданию ОГЭ и к 12 заданию ЕГЭ: спряжение глаголов, личные окончания глаголов»

В презентации предоставлена теория о спряжении глаголов, основных исключениях из правил.Прикреплены практические задания для отработки теогретических знаний.

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему (Подготовка к ОГЭ, задание 9.1) (по тексту С.А. Алексиевич «Чернобыльская молитва»)

Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту С.А. Алексиевич «Чернобыльская молитва» через приём чтения с остановками технологии критического мышления.

Урок- практикум по русскому языку на тему «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными. Ошибки в построении сложноподчинённого предложения».

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов Самарский институт повышения квалификации работников образования СИПКРО

«Методологические и дидактические подходы к обучению русскому языку и литературе при внедрении ФГОС СОО»

учитель русского языка и литературы

МБОУ Лицея «Технический» г.о.Самары

Щербенкова Татьяна Николаевна

Задание к учебнику русского языка под редакцией С.И. Львовой

Раздел — «Синтаксис сложного предложения».

Количество часов на изучение раздела – 8

Тема — «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными. Ошибки в построении сложного предложения».

Количество часов на изучение темы – 2

Цель учебно-методических заданий :

-формирование у обучающихся лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций через изучение сложноподчинённых предложений.

— формировать навыки работы с текстом;

— развивать пунктуационную грамотность;

— учить использовать в речи сложноподчинённые предложения;

— развивать интерес к родному языку, познавательную активность, ассоциативное мышление;

— совершенствовать навыки самостоятельной работы с текстом.

Планируемый образовательный результат

Учащийся на углубленном уровне научится:

— рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;

— распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

— анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;

— осуществлять речевой самоконтроль;

— совершенствовать пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

— оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов.

Учащийся на углубленном уровне получит возможность научиться:

— анализировать языковые факты и явления, допускающие неоднозначную интерпретацию;

— осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;

— использовать языковые средства в соответствии с вариативностью современного русского языка;

— определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи.

Задание №1. Прочитайте текст. Выпишите сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными, разделив их на две группы.

Надобно сказать, что у нас на Руси если не угнались еще кой в чем другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. Француз или немец век не смекнет и не поймет всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, — словом, хоть восходи до миллиона, все найдутся оттенки. Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии, положим, существует правитель канцелярии. Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчиненных, — да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? Просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. Тот же самый орел, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. В обществе и на вечеринке , будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку.

Задание №2. Отредактируйте предложения в соответствии с нормами русского языка. В каких предложениях при замене придаточного будет уместно употребление указательного местоимения ТО.

1) Кажется то, что мы больше никогда не сможем увидеться, посмотреть друг другу в глаза, пожать друг другу руки.

2) Человеку показалось то, что это сон.

3) Историки утверждают то, что Царь- пушка первоначально стояла на Красной площади.

4) О Тургеневе современники отзывались то, что он состоял в переписке со всей Россией, Францией, Германией.

5) Друзья настаивали то, чтобы Гоголь непременно увидел московскую постановку «Ревизора».

6) После ссылки Достоевский стремился поделиться с читателями, что накопилось в душе.

7) В Михайловском Пушкин узнал то, что произошло восстание декабристов.

8) Он сказал то, что не успеет выполнить работу в срок.

Задание №3. Отредактируйте предложения в соответствии с нормами русского языка.

1) Я не заметил, что был ли кто-нибудь ещё так расстроен, как она.

2) И рассказал он Марье Моревне, что откуда он родом.

3) Отец рассказывал, что как они и через двадцать лет после окончания института каждый год ездят на встречу выпускников.

4) Пётр говорил, что как у него от усталости слипаются глаза.

5) Витя сказал, что в какое время он придёт к нам.

7) Мастер поинтересовался о том, что чей это инструмент.

8) Я слышала, что как очень храбрый человек рассказывал о своём страхе.

9) Мастер поинтересовался о том, что чей это инструмент.

Задание №4. Продолжите предложения так, чтобы в первом случае получилось СПП с придаточным определительным с местоимением ТО , а во втором- СПП с придаточным изъяснительным.

Пример: Он сказал то, что думал.

Он сказал, что придёт поздно.

1) Мне впервые стало ясно (то), что…

2) Брат сообщил мне (то), что…

4) Туру Хейердалу удалось доказать (то), что…

Мастер поинтересовался о том что чей это инструмент

LiveJournal

Войти

Нет аккаунта? Зарегистрироваться

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

28 September 2007 @ 02:37 pm
СЕКРЕТ СТРАДИВАРИ А.Кленов. Третий рассказ

Страдивари осторожно тронул пальцем блестящее лезвие маленькой стамески и подошел к верстаку. В фигурных колодках была зажата нижняя дека будущего инструмента. Мастер делал пару к уже готовой скрипке. Обе они должны были входить в состав квартета. Алы и виолончель давно уже дожидались рождения этих двух скрипок, сестер-близнецов.
Мастер проверил толщину деки, склонился над тисками, и над лезвием стамески взвилась тончайшая стружка.
Распахнулись двери, и в мастерскую вошел незнакомый человек.
— Добрый вечер, господин Страдивари.
— Добрый день, синьор, — отозвался мастер, сразу оценив и важный
вид вошедшего, и его добротную одежду.
Вошедший, впрочем, размашисто уселся на скамейку, смахнул с нее стружки жестом человека не самых утонченных манер.
— Что угодно синьору? — спросил Страдивари.
— Я хотел бы купить у вас виолончель.
— Синьор — виолончелист?
— Да-да, — чуть быстрее, чем следовало, ответил незнакомец.
— Синьор — артист или играет для души?
— От этого зависит стоимость виолончели? — несколько высокомерно
поинтересовался гость.
— О нет, синьор, — смущенно ответил мастер. — Просто мне хотелось
знать, в чьи руки попадет инструмент.
— Я плачу, — заметил господин и выразительно похлопал себя по бед
ру. — Я думаю, звон монет дает вам исчерпывающие ответы на все ваши
вопросы.
Страдивари сразу поскучнел. Он не любил покупателей, которые приобретали его инструменты, как мебель.
— Я к вашим услугам, синьор, — сухо сказал он.
— Недавно мне попался инструмент вашей работы, и я убедился, что
он стоит той славы, которая сопутствует вам.
Страдивари молча поклонился.
— Так вот, — продолжал гость, — я хотел бы купить у вас вашу лучшую виолончель.
— Свою лучшую виолончель я еще не сделал, — усмехнулся Страдивари.
— Так сделайте, — деловым тоном предложил незнакомец.
И он снова похлопал по кошельку.
— У меня есть две виолончели, — равнодушно ответил Страдивари, —
синьор может испытать их здесь же, при мне.
Незнакомец смутился и заерзал на скамейке.
— Видите ли, я давно не играл и. и у меня порезан палец, — заявил
он, вытянув руку с перевязанным пальцем. — Прошу вас, покажите мне
виолончель сами.
Страдивари насторожился. У незнакомца был перевязан палец правой руки, в которой держат смычок Это не могло ему серьезно мешать. «Почему он не хочет играть? — мелькнула мысль. — А может, просто не умеет?» Страдивари вышел в другую комнату за инструментами. Когда он вернулся, незнакомец стоял у верстака и очень внимательно изучал чертеж одной из скрипичных дек. Бумага вся была испещрена цифрами, и незнакомец настолько в них углубился, что даже не расслышал шагов появившегося мастера. Заметив наконец мастера, он поспешно положил чертежи и равнодушно отвернулся от верстака.
— Вот, синьор, мои виолончели, — сказал Страдивари, не обратив особого внимания на любопытство гостя. — Прошу прощения за невысокое умение игры на этом благородном инструменте. Тешу себя мыслью, что я настолько же хороший мастер, насколько скверный виолончелист.
Взяв смычок, он стал играть. Сначала нечто неторопливое, затем подвижное. Показав один инструмент, Страдивари взял другой. Поиграл на нем.
— Первый, — уверенно произнес незнакомец.
— «Кое-что он понимает, — подумал мастер. — Хотя, может, это просто случайность. Не похоже. Очень уж уверенно он сказал».
Незнакомец между тем обвел взглядом мастерскую и сказал:
— Инструмент хороший, но я хотел бы убедиться, что он действитель
но лучший среди тех, что у вас есть.
И он взглядом указал на виолончель, которая стояла в углу. Это была виолончель из квартета, последнюю скрипку которого заканчивал Страдивари.
— Этот инструмент не продается, — сдержанно сказал мастер.
— В таком случае, — обиделся незнакомец, — остальные не покупаются.
— Синьор, — терпеливо принялся объяснять Страдивари, — эта виолончель входит в состав квартета. Продать только один инструмент из квартета — все равно, что продать одну ножку от стула, а потом пытаться на этот стул сесть. Ведь эти четыре инструмента — единое целое. Если вы согласитесь приобрести вместе с виолончелью остальные инструменты квартета,
я готов отдать их в ваши руки.
— А почему вы считаете, что эти четыре инструмента — квартет?
— Видите ли, я добивался того, чтобы окраска звучания, тембр этих
инструментов были едиными, чтобы инструменты эти дополняли друг
друга.
Глаза незнакомца заблестели.
— А как вы этого достигли?

— Вы, наверное, хотели спросить, сколько это стоит, — сдерживая раздражение, ответил Страдивари. «Ну и покупатель, — подумал он. -За это время можно было бы дом сторговать».
Дальнейшее произошло неожиданно быстро. Незнакомец выложил деньги за весь квартет и согласился зайти за ним, когда будет доделана последняя скрипка.
С тяжелым сердцем отдавал инструменты мастер. Не нравился ему этот покупатель. Скорее всего он какой-нибудь коллекционер. Ей-богу, лучше продать инструмент вдвое дешевле музыканту, чтобы инструмент звучал, жил. А коллекция — мертвое дело. Скрипка, которая не звучит для людей, не стоит дерева, затраченного на нее.
Прошло несколько месяцев. Страдивари увлеченно работал, все реже вспоминая о незнакомце и своем квартете. Он и вовсе позабыл бы об этом случае, если бы однажды.
Как-то ночью сон долго не приходил к мастеру. Ворочаясь с боку на бок, Страдивари вспомнил вдруг, что забыл закрыть бутылку с лаком, в который добавил можжевеловой смолы. Лак мог застыть. Браня себя, Страдивари накинул халат и с фонарем направился в мастерскую.
Ключ упорно не хотел поворачиваться в замке. Страдивари рванул дверь, и дверь внезапно легко поддалась. Мастер метнулся в проем двери, освещая мастерскую фонарем. Неяркий свет ощупал углы комнаты. В одном из углов, прижавшись к стене, стоял человек. Пятно от фонаря поползло от ног к лицу человека.
— А-а, добрый вечер, синьор «виолончелист», — медленно произнес
мастер, узнавая старого знакомого.
Тот вышел из ула и тяжело опустился на скамейку. В руках у него были рулоны чертежей, принадлежавших Страдивари.
— Извольте объясниться, сударь, — строго сказал хозяин.
«Виолончелист» помолчал. Потом вздохнул и начал говорить.
— Мое имя Доменико Саккини, — произнес он тихо. — Я, видите ли, как и вы, музыкальный мастер. Когда-то я был прекрасным мебельщиком-краснодеревщиком и нажил большой капитал. Я мог бы прожить всю жизнь в богатстве и довольстве. Но. понимаете, господин Страдивари, я очень тщеславен. Я пробовал заниматься разными искусствами, но все неудачно. Платил, бог знает сколько, за уроки живописи. Но я не чувствую гармонии цвета. Художника из меня не вышло. Я брал уроки игры на виоле и виолончели. Но, получая большие деньги за уроки, мои учителя презирали меня за мою немузыкальность. Изящная словесность, увы, тоже не мой удел. И тогда меня внезапно осенило: искусство музыкального мастера — вот он, путь к славе. Ведь я имел дело с деревом, рука У меня верная. Вырезать детали нужной формы и склеить их — велика ли трудность. Господи, сколько дерева я извел понапрасну! И тут я понял: нужно знать какой-то секрет, чтобы добиться успеха. Вы, Антонио Страдивари, знаменитый мастер, знаете его. Нет-нет, не притворяйтесь. Дайте мне ваши чертежи.
— Послушайте, синьор Саккини, — перебил его Страдивари, — почему вы решили тогда купить.у меня виолончель, а не скрипку? Вы даже, помнится, купили ради этой виолончели целый квартет.
— Я слышал, как звучат ваши прекрасные инструменты, и решил
сделать точную копию одного из них. Я выбрал виолончель, потому что
при постройке большого инструмента ошибка в размерах не сказалась
бы столь губительно на его звуке. Что. Что такое.
Страдивари, уронив фонарь на верстак, хохотал так громко, что дрожали струны на многочисленных инструментах, висевших по стенам.
— Скажите, — спросил он, успокаиваясь, — если бы вы сделали точную копию с картины Рафаэля, вы считали бы себя великим художником?
— Нет, конечно. У каждого художника и мастера должен быть свой секрет.
— Секрет! — с насмешкой воскликнул Страдивари. — По-вашему, самое
главное — секрет. У хорошего мастера — как делать хорошие инструменты,
а у плохого, значит, — как делать плохие? Ха! Вот в чем секрет, — он по
стучал пальцем по лбу. — И вот в чем, — добавил он, вытянув вперед руки
с многочисленными шрамами и порезами. — Ну что можно скрыть от
взгляда понимающего человека, какие секреты? Поди-ка скрой, какой
материал берется на изготовление, скажем, корпуса скрипки. Да любой
младенец в городе Кремоне знает, что для верхней деки нет ничего лучше
равнослойной ели, а для нижней — явора. Размеры? Измеряйте сколько
хотите. Лаки? Смолы? Чушь! Никаких секретов. Можете зайти к нашему
аптекарю, у которого я покупаю лак чуть не ведрами. Он вам продаст
такой же. Я вам скажу, синьор, в чем дело. Я сделал за свою жизнь несколько сот скрипок, альтов, виолончелей, мандолин. И с каждым из них, из
этих инструментов, я нянчился, как с ребенком, пока не научил «разгова
ривать». Клянусь вам, что из каждого куска дерева я выжал то лучшее,
на что он способен. Не было хорошего дерева, я делал из плохого.
— Нянькой тоже нужно уметь быть, — буркнул Саккини.
— Поздравляю вас, — без тени иронии воскликнул Страдивари. — Верные слова. Терпение и любовь — вот что нужно в нашем ремесле. И ум, обязательно ум. Вы хотите, чтобы ваши инструменты звучали хорошо? А как хорошо? Что такое это самое хорошо? То-то и оно, что вы хотите, чтобы они звучали вообще хорошо. А я знаю, чего именно добиваться от каждого инструмента, от каждого куска дерева.
Страдивари схватил одну из скрипок и заиграл на ней.
— Нравится вам эта скрипка. А мне нет. В маленькой мастерской
она звучит сносно, а в большом зале звук ее быстро угаснет.
— А как добиться, чтобы.
— И это не секрет. Соображать нужно. Какая струна звучит ярче, гром
че, — та, что натянута, или та, которая приспущена. Конечно, та, что натя
нута. Чем больше напряжена струна, тем ярче звук. Но и перенапрячь
нельзя — задохнется звук, «задавится», лопнет струна. А скрипка — та же
струна. Если она будет напряжена, как мускулы дискобола, в звуке будет
и сила, и яркость. И настроить ее нужно, как струну.
— Настроить? Не понимаю. Настроить дерево, корпус без струн?!
— Вот именно!
— А на какие звуки? Какие ноты?
— Не хватит ли вопросов господин неудачник! Языком скрипку не построить. И потом. я хочу спать.
— Да-да, я сейчас уйду, — поспешно сказал Саккини. — Однако позвольте мне еще посетить вас. Я вынужден.
Страдивари удивленно поднял брови.
Видите ли, — смущенно продолжал Саккини, — мастеря копию вашей виолончели, я
разобрал образец, ваш инструмент.
— Вы погубили мою виолончель!
— Почему погубил? Вы снова склеите ее. Ведь все части вашей виолончели целы.
— О господи! Тысяча нот — это еще не соната. Десяток деталей — это
еще не музыкальный инструмент. Вот и вы можете научиться делать все детали инструмента не хуже моего. Главное же не в этом. Их, как звуки музыки, нужно привести к согласию, к гармонии.
— Гармония кусочков дерева?
— А разве, будучи краснодеревщиком, вы не делали того же, создавая орнаменты? Разве не искали гармонии?
— Вы правы, — воскликнул Саккини.
— Ну хорошо, — проворчал Страдивари, — приходите завтра же.
— Вы соберете ее, — обрадовался Саккини, — и она зазвучит не хуже,
чем прежде?
— Я не помню, как она звучала прежде, — сердито заметил Страдивари. _Я не могу сделать дважды один и тот же инструмент. Но я попытаюсь заставить ее петь, как поет моя лучшая виолончель.
— Так у вас все-таки есть образец! Вы покажете его мне? Умоляю вас!
— Показать? Да я сам ни разу его не видел. Я только слышу их, свою лучшую виолончель и свою лучшую скрипку. Они звучат у меня здесь и здесь, — Страдивари ткнул пальцем в висок и приложил руку к сердцу. — Любезный мой синьор, я слышу звучание своих инструментов еще до того, как начинаю их делать. Я сам становлюсь скрипкой или виолончелью. О, если бы я мог их сделать такими, какими слышу внутри! У вас внутри поет скрипка?
Саккини старательно прислушался.
Нет, он не услышал поющей скрипки, а когда попытался вызвать в своем воображении ее звучание, получилось что-то неопределенное, ускользающее.
И тогда он сказал:
— Благодарю вас, синьор Страдивари! Кажется, я понял, в чем ваш секрет.
С этими словами он поклонился великому мастеру и покинул его мастерскую.
Он был не первым и не последним, кто пытался слепо подражать легендарному мастеру из Кремоны, не понимая, что создание музыкальных инструментов ~ это искусство, а в искусстве каждый творец должен идти своей дорогой, каждый художник должен быть неповторимым. Страдивари слышал звучание своих инструментов еще до того, как начинал их делать.
Он прожил девяносто лет, сделал за свою долгую жизнь более тысячи инструментов и работал до последнего дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *