Офсетный лак сколько микрон покрытие стандарт
Перейти к содержимому

Офсетный лак сколько микрон покрытие стандарт

  • автор:

F.A.Q. Часто задаваемые вопросы


В «идеальном» случае (запрос «стандартный», время не пиковое и т.д.) на расчет требуется около получаса – часа. В иных случаях (высокий сезон, необходимость консультации с технологами или поставщиками «нестандартных» материалов) время ответа может растянуться до суток.

Естественно, на «скорость» сильно влияет четкость постановки запроса: если клиент не до конца представляет себе все параметры своей продукции или не знает «полиграфического языка» — это повлияет на время ожидания правильного ответа.

2. Сколько времени нужно на изготовление заказа?

В общем виде трудно ответить на этот вопрос: вид продукции, загрузка типографии, наличие необходимых материалов и т.д. сильно влияют на результат.

Среднее время исполнения «среднего» заказа в типографии «Август Борг» — одна – две недели.

Естественно, в каждом конкретном случае менеджеры назовут вам время ожидания.

3. Как вас найти?

Нередко такой вопрос поступает от клиента, уже находящегося в пути и звонящего нам по мобильному телефону.

На сайте типографии «Август Борг» есть схема проезда, и мы рекомендуем вам с ней ознакомиться перед выездом к нам (примечание: въезд — со стороны Амурской улицы (шлагбаум слева при движении из центра, рядом с проходной)).

Также можно воспользоваться картами Яндекс для поиска по адресу нашей типографии (для тех кому это привычней и удобней).

Уточним лишь, что по нашему почтовому адресу располагается промзона, вход через проходную (въезд через ворота со шлагбаумом), после которых – прямо и налево, до конца (около 200 метров).

4. Про верстку и дизайн…

Типография «Август Борг» не оказывает услуги по верстке и дизайну.

Если вам требуется подобная работа (надеемся, с последующей печатью в нашей типографии:), мы готовы адресовать вам список наших партнеров, которых мы можем вам рекомендовать.

5. Свойства полиуретанового (ПУР) клея?

Из существующих сегодня на полиграфическом рынке клеев ПУР – клей является самым сильным и эластичным.

ПУР – клей не реагирует на присутствие в корешке книги офсетной краски, мелованной поверхности или тонера (из-за чего обычные термоклеи не дают прочного скрепления), он хорошо склеивает синтетические материалы, бумаги из переработанных материалов и высоким содержанием наполнителей, бумаги с поперечным расположением волокон, лакированные (в том числе УФ-лаком) поверхности. Им можно склеивать сложные издания из различных видов бумаг.

Клей идеален для продукции с длительным сроком службы.

Особым преимуществом изданий на ПУР – клее – высокая раскрываемость за счет снижения толщины клеевого слоя, сила этого клея на 40 – 60% выше, чем стандартного термоклея.

ПУР – клей устойчив к высоким (90 о ) и низким (-40 о ) температурам, что имеет значение для клиентов в различных климатических зонах, не «стареет».

Последнее поколение ПУР – клеев имеет малое время застывания (около часа).

Значительно более тонкий клеевой слой ПУР – клея снижает вероятность повреждения обложки и налипания материала на нож во время подрезки.

Скрепление блоков с поперечной ориентацией волокон при использовании традиционных термоклеев может вызвать заметную деформацию на участках у корешка. Низкая же рабочая температура ПУР – клея не удаляет влагу из корешковой части блока и клей сохраняет достаточную вязкость и после застывания, что позволяет волокнам бумаги вернуться к нормальному состоянию.

Технология ПУР – клея позволяет делать даже книги в твердом переплете без шитья нитками, что снижает стоимость работ.

6. Ламинация или лак?

УФ лак (или ультрафиолетовый лак) — это раствор акриловых смол и жидких полимеров, которые закрепляются на бумаге благодаря УФ излучению. УФ лак наносится как сплошным, так и выборочным способом, предавая глубину и яркость изображению при сплошной или же расставляет акценты при выборочной заливке. Практически единственный минус этого вида постпечатной обработки является то, что на поверхности лака видны отпечатки от пальцев, что особенно выделяется при преобладании плашек тёмных тонов и достаточно больших площадях заливок.

ВД лак (или водно-дисперсионный лак) — представляет собой раствор синтетических смол в смеси этилового спирта и воды; накладывается на продукцию с помощью специальной секции в печатной машине; практически не заметен; применятся как защитный слой для краски и уменьшает время сушки офсетных тиражей. Различают матовый лак, приглушающий цвета, но добавляющий глубину изображению, и глянцевый, усиливающий яркость.

Офсетный лак — является самым доступным, имеет такую же структуру, как и офсетные краски, придаёт насыщенность цветам, ускоряет время сушки тиража, защищает от внешних воздействий.

Ламинация – это плёнка, которая бывает разной по толщине (от 32 до 300 микрон), а так же разной по эффекту (матовой или глянцевой). Ламинация наносится на изделие методом припрессовки: печатный лист и приложенная к нему плёнка для ламинации прокатываются между валами под давлением и при повышенной температуре. Припрессованная плёнка отлично защищает продукцию от внешних воздействий, продлевает срок службы печатного изделия, а так же, что немаловажно, вносит эстетический аспект: изделия с ламинацией смотрятся более презентабельно и стильно. Минус — возможно заламинировать только целиком весь лист продукции, выборочную ламинацию сделать невозможно.

7. Печать с ВД-лаком или печать без лака?

Наши лакировальные секции рассчитаны на нанесение тонкого слоя ВД лака, поэтому основная его функция – это защита краски от истирания. Рекомендуем лакировать все мелованные бумаги от 115 г/м 2 .

Изображение под глянцевой ламинацией становится более насыщенным и контрастным.

Матовая ламинация гасит цвета, исключает эффект бликов и придаёт поверхности бархатистость.

При этом надо знать, что печать 1+1 (чёрный) мало-мальски насыщенных сюжетов на матовой меловке без лака практически неосуществима.

Лакирование обложек (если не планируется ламинация) является совершенно необходимой процедурой!

8. Меловка «против» офсета

Безусловно, печать на мелованной бумаге всегда насыщенней и резче чем на офсетной. Это связано с тем, что на офсетной бумаге происходит увеличения точки из-за большей впитываемости. Рекомендуемая линеатура на меловке – не менее 170 lpi, на офсетке – не более 130 lpi.

9. Какие работы можно печать на офсетной бумаге?

Цветные работы на офсетной бумаге хорошо печатаются на бумаге 120 г/м 2 и выше.

Проблемы на офсетных бумагах:

  • При печати насыщенных сюжетов (бумага 70-100 г/м 2 ) или сетчатых фонов возникает проблема с «марашками», просвечиванием краски и отмаром .
  • При печати насыщенных сюжетов (бумага 120-160 г/м 2 ) или сетчатых фонов появление «марашек» практически неизбежно, способов борьбы с ними практически нет.

Офсетная бумага в основном предназначена для печати текстовых (штриховых) работ.

10. Почему на экране (принтере) картинка выглядит так, а на оттиске по-другому.

Причин может быть три.
Первая причина. Подавляющее большинство как дешевых LCD мониторов, так и дешевых цветных принтеров в принципе не могут обеспечить адекватную цветопередачу.
Вторая причина. Монитор (принтер) не настроен (не откалиброван сам монитор(принтер) и не настроены программы просмотра(печти)) для воспроизведения цвета офсетного оттиска.
Третья причина. Оттиск выполнен не по стандарту офсетной печати.

Самый простой способ избежать ситуации, когда возникает этот вопрос — перед печатью тиража сделать цветопробу. Желательно в той типографии, в которой будет печататься тираж.

Тем, кто хочет глубже разобраться с сути проблемы, сюда: http://forum.rudtp.ru/showthread.php?t=11768

11. Когда надо делать цветопробу.

Чем чаще, тем лучше.

Цветопроба сделанная в нашей типографии достаточно хорошо повторяет то, что должно получиться на печати, поэтому для того, чтобы понять, как будет выглядеть картинка — нужно делать цветопробу. Если всё сделано правильно, то заказчик должен увидеть на цветопробе именно то, что ожидал. Если это многостраничное издание, достаточно сделать цветопробы типичных страниц и сюжетов.

Всегда приходится быть готовым к определённым различиям между оттиском и цветопробой. В ряде случаев для того, чтобы правильно оценивать попадание в цветопробу, мы используем инструментальный контроль (спектрофотометр).

Для печатника цветопроба это не только образец того, что хочет видеть заказчик, но и показатель того, что процесс печати настроен правильно.

12. Каков минимальный тираж?

Наши любимые тиражи начинаются примерно от 300 экземпляров, но, как и почти любая типография, мы можем изготовить любой тираж, вопрос – устроит ли вас цена. Безусловно, есть типографии, специализирующиеся на малых тиражах, и в этом смысле мы таковыми не являемся.

Следует лишь обратить ваше внимание, что очень часто стоимость минимального (запрашиваемого вами) тиража в таких специализированных типографиях несильно может отличаться от стоимости нашего стандартного минимального тиража. Например, вы можете получить 20 экземпляров книги в специализирующейся на малых тиражах типографии (условно) за 100 рублей, а у нас 100 экземпляров – за 120.

Конечно, если вам некуда девать «лишние» 80 экземпляров, то вы потеряете 20 рублей. А если есть куда – вы получите эти 80 книг всего за 20 рублей!

13. Можно ли присутствовать при печати?

Понятно, что речь идет, прежде всего, об утверждении образца печати, на который в дальнейшем будет ориентироваться печатник. Стоит лишь учесть, что есть определенный регламент этой процедуры (грубо говоря, максимально отведенное на это время) – согласитесь, что мы не можем себе позволить непредсказуемые траты времени оборудования, стоящего много миллионов долларов. Да и очередь работ существует (в том числе и из живых людей, также желающих присутствовать при начале печати своего тиража).

А в принципе мы заинтересованы в этом, поскольку ваше присутствие при печати гарантирует отсутствие проблем в дальнейшем:)!

Естественно, данный ответ относится и к присутствию при некоторых других важных технологических операциях.

14. Можно ли получить наш прайс-лист / каталог?

Поскольку мы специализируемся на достаточно сложном и весьма разнообразном виде продукции – книжной, мы не видим способа создания прайс-листа и каталога.

Но мы работаем над вариантом, когда вы сможете узнать цену некоторых основных видов нашей продукции, например: книга, 7 БЦ, формат блока 100х200, бумага мелованная 150 г/м2, печать 4 + 4 и т.д., тираж 500 экземпляров.

В этом случае вы сможете составить себе представление о наших ценах.

15. Процедура получения готового тиража

Убедиться у своего менеджера в готовности вашего тиража и узнать его объем — вес (для выбора транспортного средства или курьера:), взять с собой правильно оформленную доверенность на получение данной продукции (иногда не помешает копия платежного поручения — если платеж совсем «свежий»), приехать в типографию и пройти на СКЛАД ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ. Всё.

16. Требования к завозу сторонних тиражей на брошюровку?

17. В каких программах принимаются исходные файлы?

18. Схема проезда в типографию

Наш адрес: ул. Амурская, д.5, корп. 2

Заезд с улицы Амурской, поворот налево при движении из центра:

Трафаретные лаки

Категория продуктов, объединённая наименованием «УФ-отверждаемые трафаретные лаки», включает в себя большое количество различных печатных лаков для шелкографии, предназначенных для решения самых разнообразных задач.

Наиболее распространены лаки УФ-отверждения. В эту группу входят самые разнообразные УФ-лаки, начиная от простых глянцевых лаков для выборочной и сплошной лакировки и заканчивая текстурными и рельефными лаками для создания специальных эффектов. Глянцевые УФ-лаки, наиболее часто используемые для отделки офсетной продукции, позволяют получать высокий глянец при возможности выборочной лакировки даже с самыми тонкими элементами изображения.

Внедрение лаков УФ-отверждения в технологию трафаретной печати открыло новые области применения шелкографии. Трафаретное УФ-лакирование позволило решить задачи, недоступные другим способам печати, благодаря большой толщине лаковых плёнок. Выборочное лакирование офсетных оттисков глянцевыми УФ лаками, а также лаками с глиттерами получило широкое распространение в полиграфии. На сегодняшний день отделка глиттерами возможна только посредством трафаретного лакирования специальными высоковязкими УФ лаками, позволяющими работать с низкономерными сетками (15 – 32 нит/см), используемыми для работы с глиттерами. Группа специальных трафаретных УФ лаков, помимо лаков для глиттеров, включает различные продукты для создания фактурных эффектов и рельефа. Рельефные УФ лаки приобретают всё большую популярность. Их используют не только для выделения рельефом элементов изображения, но и для печати линз при создании стерео изображений и для оригинальной отделки офсетных оттисков паттернами.

Доступные для продажи фасовки лаков 15 кг/л, 5 кг/л , 1 кг/л. уточняйте у менеджеров АТД!

Глянцевые лаки.

Глянцевые УФ-лаки, наиболее часто используемые для отделки офсетной продукции, позволяют получать высокий глянец при возможности выборочной лакировки даже с самыми тонкими элементами изображения.

  • Глянцевый УФ лак Sericol UVIBOND VARNISH UV391
  • Глянцевый УФ лак под тиснение фольгой Sericol FOIL BLOCKING VARNISH UV438
  • УФ лаки Sericol серии Uvibond
Артикул Наименование Применение
RV391 Eco Varnish RV391 Для бумаги, картона, ОПП ламинатов, самоклеящихся ПВХ — плёнок
UV391 Uvibond UV391 Для бумаги и картона, особый глянец
UV454 Uvibond UV454 Для биговки
UV438 Uvibond UV438 Для последующего тиснения фольгой
UV453 Uvibond UV453 Для лакировки ОПП ламинатов, металлизированных и труднолакируемых красок
UVA32 Uvibond UVA32 Для ПВХ — плёнок и пластиков
UL360 Uviplast Omniplus Глянцевый лак для печати с глиттерами.

Матовые лаки.

Матовые лаки предназначены для создания матового эффекта на бумаге и различных полимерных материалах трафаретной печатью.
Супер матовый лак HGM2788 может быть также использован на флексографских машинах с УФ сушкой.

  • Матовый УФ лак Sericol UVIBOND UV400
  • Матовый УФ лак Sericol UVIBOND UV405
  • Суперматовый УФ ЛАК HGM 2788
Артикул Наименование Применение
UV405 Uvibond UV405 Для бумаги и картона
UV400 Uvibond UV400 Для ПВХ и некоторых других видов плёнок и пластиков
DU-BDIVHGM2788C Supermat vernis 09HGM2788 Для ПЭ/ПП, ПВХ и некотрых других видов плёнок

Специальные лаки.

Специальные УФ лаки служат для создания самых различных изобразительных эффектов, способных украсить и выделить любой дизайн, а также защитить печатную продукцию от подделки.

  • УФ-лак для имитации пены или эффект пузырьков воздуха HGM 4744
  • Лак УФ-отверждения UVivid RVA05, видимый в УФ лучах
  • Текстурный лак с «зернистым» эффектом HLM 2642
  • Специальные УФ краски, добавки и решения возможных проблем
Артикул Наименование Применение
RVA05 Uvivid RVA05 Прозрачный лак, видимый в УФ лучах, предназначен для защиты продукции, ценных бумаг от подделок
UV399 Antislip Varnish UU399 Антискользящий лак, при печати с сеток 32-77 нит/см создаёт текстурный эффект
DU-BDIVHLM2642 UV Foam Varnish HLM2642 Текстурные лаки: текстура создаётся за счёт образования в слое лака множества мелких пузырьков воздуха. Чем крупнее сетка, тем более выраженная воспроизводится текстура.
DU-BDIVHGM4744 UV Foam Varnish HGM4744 Текстурные лаки: текстура создаётся за счёт образования в слое лака множества мелких пузырьков воздуха. Чем крупнее сетка, тем более выраженная воспроизводится текстура.
UU-ATD Perl Varnishes Лаки с добавлением перламутровых пигментов. Различные цвета и эффекты в ассортименте.

Рельефные лаки

  • Выделение элементов изображения рельефом
  • Имитация капель воды, мазков кисти итд
  • Печать текстов и предупреждающих знаков для людей с ограниченными возможностями по системе Брайля

Рельефные лаки предназначены для нанесения на бумагу, картон, ПВХ-пленку и другие пленки и пластики.
для изготовления печатных форм рекомендутеся использовать низколинатурные сетки (32-90 нит/см), эмульсию Dirasol948 или толстыt капиллярные пленки Chromaline Phat Films 100—400 мкм.

Артикул Наименование Применение
CN622 Uvivid CN622 Cатиновый. Для повышения глянца и прозрачности может смешиваться с лаком UV391 или UL360
DU-BDIVHGM5699 Relief Varnish HGM5699 Глянцевый, прозрачный
DU-BDIVHGM4369 Relief Varnish HGM4369 Высокоглянцевый, суперпрозрачный, не содержит силикон. Отсутствие в составе лака силикона повышает его поверхностное натяжение, что способствует получению более выраженного рельефного эффекта, однако может приводить к появлению в слое лака пузырьков воздуха.

нет товаров удовлетворяющих критериям поиска

Отделка печатной продукции: лакирование и ламинирование

Отделкой печатной продукции называют самые различные процессы, направленные на улучшение ее свойств: товарного вида, износостойкости, водостойкости и т.п.

К отделке печатной продукции относятся: лакирование, припрессовка полимерной пленки (каширование), экструзионное ламинирование, бронзирование, тиснение фольгой, термография и так называемые механические способы отделки — конгревное тиснение, штанцевание (биговка, перфорация, рицовка и высечка), гренирование и каландрирование. Отделочные процессы необязательны для обычной продукции, поэтому, как правило, применяются для изданий улучшенного и подарочного типов, а также для этикетки и упаковки. Хотя известны образцы журнальной продукции, где очень оригинально и к месту применяется, например, лакирование.

В данной публикации речь пойдет о процессах ламинирования и лакирования, а кроме того, будут рассмотрены и другие виды отделки, упомянутые в предыдущем абзаце.

Лакирование

Лакирование — один из наиболее популярных в последнее время видов отделки печатной продукции. Лак может быть сплошным или выборочным (частичным), матовым или глянцевым, текстурным или глиттерным.

Лакирование — это нанесение на оттиск (на всю поверхность, за исключением кромок, либо только по площади красочного изображения, либо по его части). Специалисты обычно говорят о сплошном или выборочном лакировании — нанесении прозрачного бесцветного лака, раствора смолы в подходящем летучем растворителе, жидкого олигомера, отверждающегося при введении инициатора или катализатора реакции полимеризации либо под действием ультрафиолетового излучения и электронных пучков.

Слой лака придает изображению высокий глянец, улучшает его зрительное восприятие, повышая контрастность и цветовую насыщенность. Кроме того, прочная пленка защищает оттиск от влаги и загрязнения, препятствует истиранию красочного слоя, увеличивает прочность и долговечность продукта.

Выборочное лакирование

Выборочное лакирование на камер-ракельном аппарате

Применяют этот способ отделки при изготовлении наглядных пособий, репродукций, открыток, этикеток, игральных карт, упаковок, обложек, суперобложек и пр.

Обычно глянцевые или матовые офсетные лаки используются для выборочного или полного покрытия листа, хотя они могут добавляться и в триадную или спотовую краску. Офсетный лак может наноситься «по мокрому» (одновременно с другими красками) или «по сухому» (то есть вторым прогоном после высыхания других красок). Во втором случае результат получается более качественным; впрочем, и себестоимость при этом возрастает. Офсетные лаки со временем желтеют; при нанесении лака поверх краски это менее заметно, чем на неокрашенных областях. Кроме того, такой лак требует интенсивного использования противоотмарочного порошка, в противном случае оттиски могут слипнуться. Остающийся в верхнем слое лака порошок негативно влияет на визуальные и тактильные свойства печатной продукции.

Выборочное лакирование UV-лаком

Выборочное лакирование UV-лаком

Выборочное UV-лакирование

Выборочное UV-лакирование трафаретным способом

В полиграфии используются четыре типа лаков:

  • дисперсионные лаки на водной основе (водорастворимые лаки);
  • уф­отверждаемые лаки;
  • лаки на основе летучих растворителей (спиртовые лаки);
  • лаки на масляной основе (масляные или оксиполимеризующиеся лаки, они же — «печатные»).

Наиболее широко применяются УФ­отверждаемые и водно­дисперсионные лаки, отличающиеся высокой степенью глянца и хорошей физико­химической стойкостью.

После печати обычными офсетными красками требуется нанести слой грунтовки, например, водно­дисперсионный лак, так как нанесение УФ­лака сразу на сухую краску не дает того ровного глянцевого эффекта. Водно­дисперсионный лак обычно наносят, используя специальную лакировальную секцию, оборудованную комбинированной сушкой (ИК­сушка и горячий воздух), после чего возможно нанесение УФ­лака при помощи УФ­лакировальной машины.

УФ- и ВД-лакировальная машина KYU 9W-120 (WEN Chyuan)

УФ- и ВД-лакировальная машина KYU 9W-120 (WEN Chyuan)

Лакировальная секция (камер-ракельная система) Rapida

Лакировальная секция (камер-ракельная система) Rapida

Если типография получила уже готовые оттиски, и нет уверенности в составе красок, то необходимо сначала нанести лак на водной основе, а потом уже начинать УФ­лакировку. Для этого лучше использовать водно­дисперсионный праймер­лак. При лакировании материалов со значительной впитываемостью можно использовать и специальное антивпитывающее вещество, чтобы лак не проваливался в бумагу.

Ультрафиолетовый лак совсем не содержит растворителей, поэтому не происходит его естественной сушки (за счет испарения), а все 100% массы нанесенного лака остаются на оттиске. Полимеризация же (сушка) лака происходит лишь под воздействием УФ­лучей, причем процесс этот почти мгновенный (при соблюдении правил технологического процесса).

Лакирование оттисков выполняется, как правило, в специальном устройстве, состоящем из самонаклада оттисков, лакировального устройства, выводного устройства отлакированных оттисков, сушильной камеры с зоной охлаждения и стапельного приемного устройства. Благодаря разработкам быстрозакрепляющихся лаков, не содержащих летучих растворителей, в последнее десятилетие появилась возможность производить лакирование оттисков непосредственно в печатных машинах, которые имеют одну или две лакировальные секции. Современные операционные лакировальные машины включают также устройство для удаления противоотмарывающего порошка.

Машина для лакирования, которую MGI называет следующим поколением, —

Машина для лакирования, которую MGI называет следующим поколением, — JETvarnish 3D

Отметим, что специализированные лакировальные машины обеспечивают лучшее качество, чем лакировка «по мокрому» непосредственно в печатной машине.

Cпециализированные лакировальные аппараты по принципу построения полностью повторяют стандартные конструкции оригинальных лакировальных аппаратов офсетных печатных машин и делятся на две группы: валковые и камер­ракельные по способу дозировки запечатываемого слоя.

Валковые выигрывают только при лакировании обычными прозрачными водными и УФ­лаками, когда требуется быстрая настройка толщины наносимого слоя лака. Преимущество особенно ощутимо при частой смене запечатываемых материалов в тиражах — от глянцевой бумаги до пористых картонов.

Стоимость валкового лакировального аппарата и его эксплуатации ниже, чем камер­ракельного. Поэтому сегодня это один из самых распространенных вариантов. Удобно и надежно иметь для УФ­лакирования отдельную машину и наносить УФ­лак на сухой оттиск. Другим важным моментом является вопрос качества лаковой пленки. Для УФ­лака очень важен промежуток времени от момента нанесения лака на оттиск до воздействия УФ­излучения. Чем больше времени, тем лучше растекается лак, а следовательно, выше глянец, что легко регулируется длиной вальцовой лакировальной машины.

В случае если предполагается использовать лаки со специальными пигментами — перламутровыми или металлизированными — потребуется камер­ракельный аппарат. А наличие анилоксовых валов для камер­ракельного лакировального аппарата с различными линиатурами и объемами ячеек позволит не только наносить специальные лаки с любыми размерами частиц пигмента, но и подобрать требуемую толщину слоя для лакирования обычными прозрачными водными или УФ­лаками практически по любым картонам и типам бумаги.

Лаки, содержащие абсорбируемые цветные пигменты, могут также включать пигменты, отражающие свет. Имеются лаки с группой металлизированных пигментов для золотого (бронзовый пигмент), серебряного (алюминий) и других «металлических» цветов. В сочетании с водным эти лаки позволяют достичь очень высоких значений глянца. С помощью перламутровых пигментов при различных способах окрашивания лакового слоя можно получить отражение света от поверхности, которое заметно отличается от обычного отражения на цветных оттисках.

Если рассматривать требования, предъявляемые к точному выборочному лакированию с высоким качеством, то на практике заметных преимуществ конструкции камер­ракельного аппарата перед валковой нет. Качество в большей степени определяют технологические свойства лаков и лакировальных форм. Более доступные валковые лакировальные аппараты выигрывают перед камер­ракельными по скорости настройки толщины наносимого слоя прозрачного водного или УФ­лака.

Но камер­ракельные аппараты обеспечивают более высокое качество и возможную спецификацию заказа на широком спектре запечатываемых материалов. Система камерного ракеля нашла очень широкое применение благодаря тому, что лак наносится по всей ширине печатного листа очень равномерно и отсутствует необходимость в какой­либо регулировке подачи лака. Поскольку эта система очень точно дозирует подаваемое количество лака, идентичное повторение не является проблемой, что особенно важно при повторном тираже по истечении времени. Только с использованием этой системы можно осуществлять печать дорогим золотым или серебряным лаком.

Основное назначение одинарного лакировального модуля — нанесение лака на запечатанный материал. Если печать осуществляется с применением традиционных офсетных (масляных) красок, то такую запечатанную продукцию лакировать можно только дисперсионным лаком. При необходимости лакировать продукцию УФ­лаком печатная машина должна быть оснащена таким образом, чтобы лист запечатывался УФ­красками, а после каждой печатной секции стояла УФ­сушка. Однако есть и другое решение. Это наличие печатной машины с двойным лакировальным модулем и различной конфигурацией сушек.

На печатной машине с двойным лакировальным модулем есть возможность печатать традиционными офсетными красками. Обязательным является наличие двух промежуточных ИК­сушек между лакировальными модулями. Как мы уже упоминали, при такой технологии УФ­лак можно наносить на печатное изображение только после предварительного нанесения грунтового слоя из дисперсионного лака. И чем больше дисперсионного лака в качестве грунтового слоя будет нанесено, тем выше будет качество глянца. Поэтому максимальная скорость печати не должна превышать 10 000 отт./ч. Именно на этой скорости еще возможно полное высыхание печатных офсетных красок и дисперсионного лака, чтобы нанесение УФ­лака происходило на полностью высохшее и подготовленное изображение оттиска.

При заказе машины с лакировальным модулем необходимо приобретать устройство охлаждения лака. Без этого устройства повышение температуры лака всего на 1 °С приводит к изменению вязкости лака примерно на 4 с. Такие изменения требуют снижения скорости печати и новой регулировки подачи лака.

Конечно же, офсетный способ — это не единственная возможность нанесения лака. Трафаретные машины позволяют наносить слой лака большой толщины. Со стороны может даже показаться, что вы смотрите не на лак, а на ламинацию. При трафаретной печати также гораздо больше маневра в выборочном лакировании. В композиции могут использоваться глянцевые, матовые лаки, а также их сочетание.

Практически каждое печатное производство может приобрести оптимальный набор оборудования, исходя из своих потребностей и финансовых возможностей. Учитывая, что лакирование — не самый дешевый вид отделки печатной продукции, следует отметить, что трафаретное нанесение — единственный способ лакирования, где изготовление тиражей 100­200 штук будет вполне рентабельным.

Весь процесс УФ­лакирования трафаретным способом можно условно разделить на три стадии: изготовление печатной формы (трафарета), нанесение лака, полимеризация лака.

Применяемая для трафарета сетка должна иметь не менее 150 нитей на сантиметр (из­за высокой текучести УФ­лака), а выбираемая фотоэмульсия обладать стойкостью к воздействию УФ­лака. При лакировании больших тиражей рекомендуется использовать диазофотополимерные эмульсии.

Как и в случае с краской, перенос лака с печатной формы производится путем продавливания его сквозь сетку при помощи ракеля (обычно полиуретанового). Такой способ переноса лака позволяет очень легко регулировать толщину его слоя, которая напрямую зависит от размера ячейки сетки и величины давления на ракель.

Для нанесения УФ­лака применяются обычные трафаретные печатные станки — полуавтоматические или автоматические. Ручные станки не используются из­за их низкой производительности.

Полуавтоматические станки можно применять как в режиме печати с ручным накладом и съемом с ориентировочной производительностью 800 отт./ч, так и смонтированными в линию, состоящую из печатного станка, подборщика листов и туннельной печи УФ­сушки. При работе на такой линии печатник только подает листы на печатный стол, а съем производится подборщиком листов, который переносит их на ленту транспортера УФ­печи.

Автоматические станки монтируются в линии с механизмами подачи и съема листов. Ручной труд в этом случае не используется, поэтому производительность процесса зависит только от характеристик автомата.

Для полимеризации (сушки) применяют специальные туннельные печи с кварцевыми лампами.

Как правило, лакированию подвергают оттиски, отпечатанные на относительно толстых, плотных и гладких сортах бумаги, так как на шероховатых и пористых бумагах трудно получить глянцевое покрытие, а лаковое покрытие на тонких бумагах вызывает загиб листов. Качество лакового покрытия в значительной степени зависит от гладкости бумаги и вязкости лака, поэтому вязкость лака контролируют вискозиметром и регулируют (например, разбавляя растворителем) в соответствии с показателем гладкости бумаги — чем он выше, тем меньшей должна быть вязкость лака.

К качеству отлакированных оттисков (после их сушки и вылеживания на поддоне в течение суток) предъявляются следующие требования: слой лака должен быть равномерным — без полос, просветов, затеков, пузырей и загрязнений; лаковый слой не должен изменять цветовой гаммы изображения, а листы не должны скручиваться.

Каландрирование после лакирования

Все виды лаков, за исключением УФ­лаков, наносятся ограниченной толщиной от 5 до 8 мкм и поэтому никогда не достигают такого значения глянца и степени защиты, какой характерен для продукции, ламинированной пленкой. Но ламинирование печатной продукции пленкой ограничивает возможность вторичной обработки и повышает стоимость изготовления. Горячее каландрирование позволяет получить гладкую поверхность, которая немногим отличается от ламинированной пленки.

В каландре установлены два цилиндра, которые соприкасаются друг с другом и вращаются во время работы в противоположных направлениях. Верхний цилиндр — металлический с полированной поверхностью, нижний — прижимной с обрезиненной поверхностью. Для очистки полированного цилиндра от налипшего лака устанавливается очистительный валик. Металлический полированный цилиндр имеет электрообогрев. Температуру нагрева его поверхности регулируют в пределах 100­150 °С с помощью терморегулятора. Цилиндры имеют относительное смещение по окружности и в осевом направлении для технологических регулировок. Величину зазора и давление между цилиндрами изменяют при помощи механизмов регулировки. А нагрев включают только после того, как цилиндры приведены во вращение.

Несмотря на все качественные преимущества, горячее каландрирование можно применять только в некоторых случаях, так как оно является дополнительным отделочным процессом. Стоимость печатной продукции, обработанной каландрированием, гораздо выше той, что изготавливается при лакировании в процессе печати.

Печатные лаки на масляной основе

Эти лаки представляют собой непигментированные матовые или глянцевые связующие печатных красок с химической или физической сушкой.

Для нанесения печатных лаков используются печатные машины. Обработка ведется через красочный аппарат. Она может осуществляться в офсетных печатных машинах как с увлажнением, так и без него. Обращаться с ними следует так же, как с печатными красками. Сушка протекает быстро и может быть еще ускорена при добавлении сиккатива.

При лакировании «сырое по сухому» не рекомендуется распыление противоотмарочных средств, так как они ухудшают глянец. Тем не менее зачастую обойтись без них нельзя. Почти всегда требуется вентиляция отлакированного стапеля или его перекладывание. Устранить собственный запах лака невозможно. Поэтому не рекомендуется применение печатных лаков для упаковки продуктов питания. Если продукция рассчитана на длительное использование, следует учитывать, что масляный лак со временем пожелтеет.

Дисперсионные лаки

Так называются лаки на водной основе. К ним относятся акриловые смолы и полиэтиленовые воски. Обычно в их состав входит до 60% воды. Сушка осуществляется физическим способом путем испарения. Дисперсионные лаки обеспечивают печатным оттискам оптическое облагораживание, высокий глянец, защиту от истирания.

Наносятся эти лаки на оттиски путем использования комбинированных увлажняющих и лакировочных аппаратов машин, лакированием «в линию». Возможно укладывание полного стапеля при лакировании «сырое по сухому» в большинстве случаев без напыления, так как лак сохнет очень быстро. При лакировании «сырое по сырому» (краска — лак), а также при лакировании фольги или поверхностей с малой впитываемостью можно применять легкое напыление. Лак не желтеет. Образование глянца зависит от запечатываемого материала. Различие качества красок не оказывает на глянец значительного влияния. Лаки на водной основе являются самыми экологически чистыми по отношению к другим лакам. Дисперсионные лаки имеют незначительный собственный запах, который полностью исчезает после высыхания.

Кроме бесцветных лаков используются и слабо окрашенные лаки. Печать «золотыми» дисперсионными лаками на листовых офсетных машинах становится в последнее время все более распространенной.

Область применения: лакирование прозрачными и бесцветными защитными или глянцевыми лаками без запаха упаковок, оберток, этикеток или конвертов, а также лакирование бронзированных печатных работ.

При лакировании металлизированных красок обязательно необходимо сначала протестировать сочетание «краска — лак». Некоторые краски в сочетании с некоторыми лаками могут темнеть или терять блеск.

Ультрафиолетовые лаки

Эти лаки представляют собой жидкие синтетические материалы (акриловые эфиры), обеспечивающие на оттисках глянцевое или матовое покрытие. Лаки закрепляются на оттисках путем УФ­полимеризации. Для их использования необходимы специальные лакировочные устройства. УФ­лаки характеризуются очень высоким глянцем и высокой степенью защиты оттисков от внешних воздействий. Наносятся они на оттиски как на отдельных лакировочных аппаратах, так и путем лакирования «в линию». В экологическом отношении УФ­лаки отличаются от масляных и водных лаков прежде всего тем, что плохо поддаются вторичной переработке.

UV-лак Senolith UV FP

UV-лак Senolith UV FP фирмы WEILBURGER Graphics

Катионные УФ­лаки являются основой для эпоксидных смол. После процесса лакирования они каталитически задубливаются. Высокоглянцевое покрытие таким лаком может применяться на материалах для упаковки продуктов питания. Однако перед его нанесением нужна грунтовка поверхности.

Для выборочного УФ­лакирования оттисков в печатной машине используются специальные печатные формы (лакировочные формы), работающие по принципу высокой печати.

Альтернатива

Сравнительно недавно на рынке появились устройства струйного УФ­лакирования.

Jet Varnish (от компании MGI), например, использует технологию струйной печати для того, чтобы наносить лак в требуемые области оттиска. Вскоре после нанесения этот лак полимеризуется ультрафиолетовым источником света. Лак, для того чтобы наноситься струйным способом, должен быть довольно жидким, поэтому он начинает впитываться в бумагу, и глянец получается не столь высокий, как при трафаретном лакировании. Но при использовании ламинации оттисков получаемый эффект уже полностью соответствует трафаретному УФ­лакированию. Впрочем, если не гнаться за «полным аналогом трафарета», то можно лакировать и без ламинирования, хотя глянец получается не очень качественный. Однако в большинстве случаев этого хватает.

Главное здесь в том, что с помощью Jet Varnish лакировать можно очень быстро и просто. По сути, на «приладку» тратится несколько минут и один­два готовых оттиска. Отлакировать тираж в 50­100 экз. можно за несколько минут и при этом не нужно делать никаких дорогостоящих форм. В результате стоимость выборочного УФ­лакирования существенно снижается.

Рабочий узел лакировальной цифровой струйной машины Scodix

Рабочий узел лакировальной цифровой струйной машины Scodix

Подобные решения сейчас предлагаются не только фирмой MGI, но и чешской компанией KOMFI, а также израильской Scodix со своими восковыми чернилами.

Однако формат Jet Varnish позволят лакировать оттиски размером до 50Ѕ70 см, что дает возможность работать не только с цифровыми оттисками, но и с оттисками офсетной печатной машины.

Выводы

В заключение следует отметить, что на рынке широко представлены лаки от различных производителей. Простое перечисление заняло бы довольно много места на журнальной полосе, а автор мог бы субъективно отнестись к материалу, осветив достоинства лаков одних производителей и не сказав ни слова о других.

Потребителям в первую очередь надо выбирать лаки по общим характеристикам, а уже потом обращать внимание на фирму­производителя. Под общими характеристиками мы имеем в виду целевой выбор лака — глянцевый или матовый, декоративные цели (металлизированные, перламутровые или люминесцентные), защитные (от истирания и других механических повреждений), барьерные, блистерные или ароматизированные, лаки с направленным скольжением и т.д.

Ламинирование

Лакирование, при всех его достоинствах, конечно, не единственный способ украшения печатной продукции. Прозрачное полимерное покрытие на оттисках, бумаге или картоне можно получить различными способами, но в полиграфии наибольшее распространение получили каширование (клеевое, бесклеевое) и экструзионное ламинирование. Каждый из этих способов имеет свои достоинства и недостатки.

Припрессовка пленки может быть применена для отделки изданий в обложках типа 1­4, в переплетах типа 5, 7, 8, 9, суперобложек, открыток, буклетов, календарей, проспектов, этикеток, упаковок и т.п.

Процессы ламинирования можно классифицировать по типу склеивающего вещества, используемого в производстве ламината, по расположению сушильного устройства и наличию растворителя, по наличию или отсутствию нагрева материалов:

  • экструзионное;
  • с использованием расплавов;
  • клеевое;
  • бесклеевое;
  • мокрое;
  • сухое;
  • сольвентное;
  • бессольвентное;
  • восковое;
  • горячее;
  • холодное.

Кашированиенем. Kaschieren — приклеивать, оклеивать. В нашем случае это соединение так называемого лайнера и основы или пленки и основы с оттиском. Для припрессовки к оттиску используются матовые или глянцевые пленки на основе полипропилена или полиэфира. Они применяются для долговременной защиты таких документов, которые имеют длительный срок действия и подвергаются значительному воздействию на поверхность.

Полностью ламинированная книга

Полностью ламинированная книга

Каширование обеспечивает максимальную защиту от истирания оттисков, надежно защищает их от любых воздействий внешней среды, допускает многократную очистку поверхности ламинированных оттисков, повышает их механическую стабильность и пр. Кроме того, каширование является надежным средством для защиты документов от фальсификации и подделки. Пленки к поверхности приклеиваются в специальных кашировочных устройствах (ламинаторах).

  • одностороннее — приклейка лайнера к основе;
  • двухстороннее — приклейка лайнера к основе с двух сторон;
  • слим­каширование — каширование лайнера друг к другу без основы.

В зависимости от способа соединения лайнера и основы различают клеевое и бесклеевое каширование.

При клеевом соединении на полотно лайнера наносится адгезив, после чего осуществляется его склейка с материалом основы. Параметры клеевого соединения зависят от свойств клея.

Клеевое соединение, в свою очередь, различается на «сухой» и «мокрый» способы. При «мокром» припрессовка материалов осуществляется сразу после нанесения клея на лайнер (пленку), и только потом производится сушка. В этом случае в качестве материала основы используется пористая бумага или картон, чтобы растворитель из клея мог беспрепятственно испаряться. При «сухой» склейке пленка после нанесения на нее клея сушится, а уже затем осуществляется припрессовка. «Сухой» способ считается более универсальным, так как позволяет соединять практически любые материалы.

Рабочий модуль кашировальной машины

Рабочий модуль кашировальной машины

Другие виды отделки печатной продукции

Имитация металлических покрытий

Имитация металлических покрытий под золото и серебро довольно популярна и применяется на широком спектре печатной продукции — от книг до упаковки. Этот вид отделки может выполняться тремя способами: бронзированием, печатанием металлизированными красками и тиснением полиграфической металлизированной фольгой.

Бронзирование — отделочный полиграфический процесс, при котором поверх оттиска печатают грунтовый слой, а затем припудривают его тончайшим слоем металлического порошка. Бронзированием можно отделывать оттиски, отпечатанные на бумаге высокого качества — клееных и гладких. Шероховатые бумаги, к сожалению, для этого способа непригодны. Непосредственно перед бронзированием получают оттиск краской соответствующего тона: под бронзовую пудру — желтого, под алюминиевую — сине-серого. Только не надо думать, что бронзирование проводится только двумя цветами. Такие оттенки, как «бледное золото», «богатое бледное золотое» и «богатое золото» наносятся смесями на основе меди. Серебряные оттенки получают, используя алюминий. Для получения медных оттенков применяется чистая медь. А специальные оттенки, такие как «бледное красное золото», «бледное желтое золото», «богатое бледное красное золото» и подобные, могут быть достигнуты путем смешения различных основ.

С производственной точки зрения бронзирование не является отдельным участком по обработке печатной продукции, секция для бронзирования может быть совместима с любой печатной машиной, которая есть в производстве. Хотя кое-где малые тиражи иногда по-прежнему производятся вручную.

Наиболее дешевым и простым способом нанесения металлизированных покрытий является печать металлизированными красками.

Металлизированные краски бывают двухкомпонентными и однокомпонентными. Двухкомпонентные краски смешиваются обычно в пропорции 1:1 перед использованием, однокомпонентные сразу готовы к применению. Надо только учитывать, что двухкомпонентные краски смешиваются непосредственно перед печатью и только в нужном количестве, так как при хранении готовой смеси краска тускнеет и теряет свою яркость. Но зато они обеспечивают стабильность, простоту использования и оперативность процесса печати.

Достоинством металлизированных красок является то, что их применяют во время печатного процесса, поэтому дополнительных расходов на послепечатную обработку не требуется. Печать металлизированными красками дешевле тиснения фольгой.

Надо учитывать, что металлическая пудра, играющая роль пигмента, предъявляет особые требования к связующему и печатной бумаге. Они должны быть нейтральными, так как даже невысокая их кислотность приводит к быстрой потере металлического блеска оттисков. Повышенную кислотность обычно имеет немелованная бумага, поэтому при отделке оттисков печатанием бронзовой и алюминиевой красками следует пользоваться мелованной бумагой, которая к тому же обеспечивает высокий блеск запечатанной поверхности. Другое важное требование к печатной бумаге — высокая прочность на выщипывание, поскольку металлизированные краски очень липкие. В остальном технология печатания металлизированными красками практически ничем не отличается от технологии печати обычными красками, содержащими органические пигменты.

Горячее тиснение фольгой (припрессовка фольги) — это процесс механического переноса металлизированного слоя с пленочного носителя на запечатываемую поверхность под воздействием давления и температуры.

Область применения этой технологии невероятно обширна, ведь фольга бывает не только блестящей. Существует еще цветная, металлизированная, перламутровая, дифракционная, голографическая фольга. В сочетании с конгревным тиснением возможно получение осязательных эффектов. Горячее тиснение фольгой дает любые виды рельефа (эмбоссинг, дебоссинг), возможно также структурное тиснение.

Для горячего тиснения фольгой на машинах устанавливают специальные секции. Тиснение в этом случае осуществляется с помощью нагревающегося гравированного латунного вала специальной полиграфической фольгой.

Тиснение под золото или серебро выполняется на ручных, полуавтоматических или полностью автоматических позолотных прессах с применением специальной полиграфической фольги для горячего тиснения.

Тиснение полиграфической фольгой — сравнительно дорогой способ отделки, так как фольга дороже металлизированной краски и металлической пудры, а процессы тиснения уступают процессам печатания по производительности. Для термочувствительных материалов он вообще неприменим.

Холодное тиснение с помощью УФ-лака — хорошая альтернатива.

Данная технология печати полиграфической продукции включает нанесение на запечатываемый материал так называемого лака холодного тиснения — специально разработанного адгезива. Лак наносится с применением обычной фотополимерной формы во флексографской печатной секции, частично полимеризуется УФ-лучами, на него накладывается фольга, после чего, уже в рулоне, в течение нескольких часов происходит окончательная полимеризация лака. Для холодного тиснения фольгой могут использоваться специальные секции с регулируемой мощностью УФ-ламп либо переделанные секции ламинирования.

Механические способы отделки

Гренирование — это обработка поверхности материала (бумаги, картона, оттиска), а также обреза книжного блока для изменения фактуры поверхности зернистой или другой развитой структуры.

Рельефный рисунок по всей поверхности бумаги, картона и переплетного покровного материала обычно наносят в процессе их отделки в специальном каландре, состоящем из стального гравированного (оборудованного электронагревом) и бумажного валов.

Разновидностью гренирования является повторение фактуры мазка при факсимильном воспроизведении картин масляной живописи.

Биговка — продавливание небольшой дорожки (линии сгиба) в бумаге или картоне. Биговка защищает место сгиба от заломов бумаги и растрескивания красочного слоя, придавая тем самым полиграфической продукции более аккуратный вид. Она широко применяется при изготовлении открыток, папок, буклетов и множества другой продукции.

В зависимости от формата листа, плотности бумаги и тиража для биговки используется различное оборудование — автоматические либо ручные биговальные машины. Также биговку часто делают одновременно с вырубкой (например, при изготовлении бумажных папок), используя специальные биговочные ножи.

Перфорация — это обработка полиграфической продукции для создания отрывных частей. Другими словами — это пробивка отверстий, очень близко расположенных друг к другу. Перфорация встречается на отрывных календарях, марках, купонах, блокнотах, тетрадях и др.

Вид и размеры отверстий определяются их назначением: для отрыва почтовых марок от листа, листа от блока, для скрепления книжных блоков спиралями, в процессе фальцовки листов для получения четкого сгиба, свободного выхода воздуха из замкнутых полостей тетрадей и т.д.

Высечка (штанцевание) — (от нем. stanzen — штамповать) — высекание фигурных полиграфических изделий (этикеток, детских книг, пазлов, заготовок для мягкой упаковки и т.д.) при помощи остро заточенного стального штампа.

Высечку делают специальным фигурным ножом, изготовленным из стальной полосы, которую после заточки изгибают по контуру рисунка. Готовый нож крепится в заготовке из толстой фанеры, в которой выпиливается узкая щель по конфигурации ножа. В процессе высечки нож врезается в марзан, в качестве которого служит лист прессованного картона или пластиката. Высечку выполняют поштучно или малой стопой.

При бесклеевом способе припрессовки применяют двухслойные полимерные пленки, состоящие из основы и термопластичного слоя, материал которого при расплавлении выполняет функции адгезива, то есть способен заполнять неровности поверхности материала основы и обеспечивать прочное скрепление покрытия и основы.

При нагреве в каландре термоплавкий слой пленки переходит из твердого в жидкое вязкотекучее состояние и под действием давления, осуществляемого в полосе контакта, заполняет макро­ и микроуглубления бумаги, смачивает ее поверхность и красочный слой оттиска, вступает с ним в адгезионное взаимодействие. При выходе из полосы контакта и охлаждении термоплавкий слой затвердевает, при этом адгезионные слои приобретают новые качества, отличные от исходных — поверхностный слой бумаги или оттиска становится монолитным, так как отдельные волокна и зерна наполнителя скреплены прочным, эластичным и прозрачным адгезивом, а слой прозрачного полимера армирован волокнами бумаги или картона. По этим причинам проклеенные лакированные материалы имеют большую прочность при одинаковой площади сечения, чем исходные волокнистые материалы и пленка адгезива.

При клеевой припрессовке используют однослойные полимерные пленки (триацетатную, полипропиленовую, лавсановую, очень редко — целлофановую) толщиной от 10 до 40 мкм. В качестве клея используют прозрачные бесцветные лаки, имеющие химическое родство с полимером пленки и содержащие растворители, вызывающие набухание и частичное растворение пленки. Вязкость и толщина клеевого слоя подбираются по показателю гладкости бумаги оттисков, площади и вида запечатанной поверхности: менее гладкие и незапечатанные бумаги требуют большего расхода клея пониженной вязкости. Клеевой слой до момента припрессовки обязательно высушивается (но не до потери липкости), чтобы многократно сократить время его закрепления — закрытый полимерной пленкой, он долго будет оставаться в жидкотекучем состоянии, так как затруднено удаление паров растворителя.

Процесс припрессовки пленки происходит в каландре, состоящем из обрезиненного и стального вала, обеспеченного регулируемым нагревом при мощном сжатии и высокой (до 130 °С) температуре, оптимальное значение которой зависит от вида пленки.

В качестве клеевого слоя при бесклеевой припрессовке используются полиэтилен низкого давления, полиолефины, сополимеры этилена с винилацетатом и сплавы полимеров на основе полиолефинов. Для лицевого слоя дублированных пленок используются те же полимеры, что и для клеевого способа припрессовки.

Линия для экструзионного ламинирования

Линия для экструзионного ламинирования

Экструзионное ламинирование — процесс нанесения па поверхность оттиска расплава полимера. Экструзия (от лат. extrusio — выталкивание) — это способ получения изделий или покрытий из полимеров, находящихся в вязкотекучем состоянии, в виде расплава. Экструзионный способ при ламинировании заключается в непрерывном выдавливании расплава полимера через узкую щель экструдера на движущееся полотно печатного, переплетного или упаковочного материала.

В экструзионных поливочных машинах ротационного принципа действия термопластичный полимер, применяемый в виде гранул, расплавляется в экструдере и через его щелевую головку наносится на предварительно нагретое полотно основы. Расплав прижимается к бумаге (или картону) в каландре, валы которого располагаются горизонтально, разглаживается и охлаждается при движении полотном стального полированного цилиндра, охлаждаемого проточной водой.

Экструзионный способ получения прозрачного полимерного покрытия широко применяется в производстве упаковочных материалов и изделий, некоторых видов рекламных изданий и может быть использован при изготовлении переплетных покровных материалов на бумажной основе.

В экструзионном способе покрытия бумаги и печатной продукции полимерным слоем применяется сравнительно дешевое сырье (гранулы полимеров, а не готовые пленки), производительность оборудования примерно на порядок выше, имеется возможность варьировать толщину полимерного покрытия и его эксплуатационные свойства в широких пределах.

Отдельно от экструзионного можно рассмотреть способ переноса лакового слоя с временной подложки, который имеет формальные признаки технологии лакирования и припрессовки полимерной пленки, так как в процессе припрессовки используют сухой лаковый слой, полученный на временной подложке — прочной лавсановой пленке. Технологический процесс протекает в четыре этапа: получение толстого лакового слоя на лавсановой пленке; припрессовка лакового слоя к листовой или рулонной печатной продукции; двухдневная выдержка склейки в рулоне; отделение подложки от оттисков. Первые два этапа обычно выполняются на автомате для клеевой припрессовки, а последняя операция — на его сматывающем устройстве.

В контексте технологии ламинирования необходимо упомянуть о ламинировании с применением синтетического воска.

Ламинирование с использованием расплавов может осуществляться также путем нанесения между соединяемыми слоями расплавленных смесей воска и полимера, обычно сополимера этилена с винилацетатом. Расплавленная масса с помощью вала наносится на один из слоев, который соединяется с другой лентой материала посредством сжимающих валов. Эта система ламинирования применяется, главным образом, для соединения алюминиевой фольги с различными видами бумаги. Стойкость слоев к отрыву в этой системе значительно ниже по сравнению с прочими системами ламинирования. Этот тип ламинирования используется для изготовления упаковки для жевательной резинки, сыров и т.п.

20 наивных, но важных вопросов про лакирование и его возможности, или как сделать оттиск более ценным

Лакирование печатной продукции традиционно считается средством защиты оттиска (повышения его стойкости к истиранию и загрязнению) и придания ему глянца (или матовости).

20 наивных, но важных вопросов про лакирование и его возможности, или как сделать оттиск более ценным

Лакирование печатной продукции традиционно считается средством защиты оттиска (повышения его стойкости к истиранию и загрязнению) и придания ему глянца (или матовости). Сейчас этот процесс всё чаще играет роль повышения ценности печатной продукции в глазах заказчика и переходит в разряд отделочных. А если отпечаток ценнее, значит, его можно продать дороже и повысить свою прибыль.

Вместе с компанией «ОктоПринт Сервис», поставляющей на российский рынок широкий ассортимент лаков немецких производителей hubergroup и Weilburger Coatings, мы попробуем разобраться в том, зачем лакировать, какие для этого требуются оборудование и виды лаков, и как это делать выгодно.

Эффект Chip off (эффект кратеров) — один из самых интересных эффектов, которые можно получить с помощью лакирования, как на лакировальной секции офсетной машины, так и в трафаретной печати. В качестве слоя-основы использован УФ-лак SenoLith UV Base Lacquer Chip Off 360600, в качестве второго — SenoLith UV Gloss Lacquer Chip Off 360610 с пигментом Merck Iriodin Solar Gold Satin 305. Для трафарета подойдут, соответственно, лаки SenoScreen UV Base Lacquer Chip Off 363600 и SenoScreen UV Gloss Lacquer Chip Off 363610

Зачем вообще нужно лакировать оттиски?

Лакирование используется в полиграфии очень широко при изготовлении картонной и блистерной упаковки, этикеток (в том числе вплавляемых), обложек книг и журналов, открыток, рекламной продукции. Среди его главных задач: защита оттиска от механического и химического воздействия и загрязнений, повышение его стойкости к истиранию, придание ему барьерных свойств против жира и влаги, уменьшение запаха краски и ускорение послепечатной обработки, а также придание продукции особых свойств и создание множества уникальных спецэффектов.

Очки кота покрыты термохромным лаком SenoSafe UV Screen Printing Lacquer Black 31 °C 363060, который становится прозрачным при температуре +31 °C

А что нужно для начала?

Наносить лак можно на различном оборудовании. Раньше, когда на офсетные печатные машины не устанавливали лакировальные секции, это делалось через красочный и увлажняющий аппараты. Технология эта устарела, но её всё ещё можно встретить в глубинке и в небольших типографиях. Но так можно наносить только масляные печатные лаки, которые, по сути, являются краской без пигмента. То есть у них схожий состав — смолы, растительные и минеральные масла, воск, сиккативы и добавки. Они дают желтизну на оттиске, со временем теряют свои свойства и долго сохнут. К тому же требуют применения противоотмарывающего порошка, да и наносятся очень тонким слоем, недостаточным для получения хоть какого-то заметного эффекта. Но если всё же вы хотите использовать такой вариант, то лаков в продаже много, а дополнительное оборудование покупать не нужно. Правда, придётся «пожертвовать» одной печатной машиной.

Значит, если мы хотим большего от лака, специальное оборудование всё-таки понадобится?

Если ваша цель — получить с помощью лакирования добавленную стоимость, придётся потратиться на офсетную машину с одной (а то и двумя — сейчас это, как говорится, в тренде) лакировальной секцией, отдельную лакировальную или трафаретную машину, либо модернизировать имеющуюся офсетную машину лакировальной секцией и сушкой. Для водно-дисперсионных лаков нужна ИК-сушка, для УФ-отверждаемых — традиционная ультрафиолетовая ламповая (UV) или светодиодная (LED-UV). Можно модернизировать печатную машину с секцией УФ-лакирования или трафаретную машину дополнительной секцией голографического лакирования (Cust&Cure).

Что нам выбрать, чтобы меньше потратить, но больше получить?

Вариантов получения добавленной стоимости с помощью лакирования не счесть, и каждый из них по-своему интересен. Самый распространённый способ нанесения лака — в офсетной машине с лакировальной секцией. Его преимущество — лакирование за один прогон с печатью. Соответственно — минимальное влияние на увеличение себестоимости, но заметное повышение цены печатной продукции. Если печать выполняется обычными красками, то на машине ставится ИК-сушка, и лакирование в линию возможно только водно-дисперсионными лаками. Если нужно УФ-лакирование, то и машина должна быть с оснащением для УФ-печати. Можно даже установить на обычную машину две лакировальные секции (под разные лаки) с двумя сушками разных типов — это практикуется.

Но, если планируете большие объёмы лакирования именно для придания спецэффектов, то лучше купить отдельную лакировальную или трафаретную машину.

Какие вообще бывают лакировальные секции? Чем они отличаются?

Самая простая, недорогая и поэтому самая распространённая конструкция лакировальной машины — двухвалковая. Один валик (дукторный) вращается в ёмкости с лаком и через другой (накатной) передаёт лак на лакировальную форму. Изменение давления прижима валиков приводит к изменению толщины слоя лака. Такие машины хорошо зарекомендовали себя на малых тиражах и часто меняющихся запечатываемых материалов, т.к. толщину слоя лака легко подстроить к смене материала. Однако минимальный слой лака, который можно получить на этих машинах, — 5 г/м². Для работы с тонкой, например этикеточной, бумагой это многовато.

Можно использовать трёхвалковую систему, отличающуюся от вышеописанной наличием раскатного валика. Слой лака на ней получается гораздо равномернее, но на приладку уйдёт больше времени и макулатуры.

Есть ещё лакировальные аппараты камер-ракельной конструкции, в которых лак наносится на форму через анилоксовый вал — он определяет толщину слоя на оттиске. При этом, чтобы изменить количество лака на оттиске, нужно менять анилоксовый вал. Учтите, что такая конструкция не позволяет работать с вязкими лаками, а валковая может использоваться для лаков с вязкостью до 100 с.

Что такое вязкость лака и как её определить? Можно просто посмотреть этикетку на банке?

Можно ориентироваться на значение на банке, где вязкость указана в секундах, т.к. фактически она представляет собой время растекания лака. Нужно обязательно иметь в виду, что это значение получено при температуре +20 °C. А изменение температуры лака всего на 1 °C приводит к изменению вязкости на 4 с. На больших тиражах лак подвергается длительной механической нагрузке, от которой его температура повышается, а вязкость, соответственно, снижается. Слишком низкая вязкость лака при высокоскоростном лакировании в линию ведёт к пылению и налипанию краски на лакировальное полотно, а если она становится меньше 25 с, лак распределяется неравномерно. При лакировании оттиска с двух сторон нижний предел вязкости — 45 с. Повышенную вязкость снижают добавлением воды (но не больше 5% от общего объёма лака).

А как правильно выбрать анилоксовый вал?

Если нужен слабый эффект лакирования, берут анилокс с линиатурой 100-120 lpi и объёмом ячейки 9-11 см 3 /м 2 . Более сильный достигается увеличением объёма ячейки до 12-16 см 3 /м 2 при той же линиатуре. А вал с объёмом ячейки 18 см 3 /м 2 и выше используется для высокоглянцевых, барьерных и блистерных лаков.

Может, стоит сразу купить трафаретную лакировальную машину?

Благодаря трафаретной технологии печати, при которой лак продавливается через сетчатые печатные формы с разным размером ячеек, этот способ УФ-лакирования предоставляет больше возможностей для получения спецэффектов, чем любой другой. К тому же, возможность получения слоя лака большой толщины создаёт сравнимый с ламинированием глянец поверхности и практически неограниченные возможности при выборочном лакировании. Присовокупите к этому самую быструю среди всех видов лакировальных машин окупаемость — и выбор окажется вполне разумным. А когда нет заказов на лак, машину можно использовать для трафаретной печати.

Трафаретный УФ-лак SenoScreen UV Relief Effect Lacquer Water Droplets 363056 с эффектом водной капли. Особенно выигрышно смотрится на металлизированном картоне

Можно лакировать любые оттиски, или краска и материал имеют значение?

Нужно учитывать взаимодействие краски с лаком и лаков между собой. Краска должна как можно лучше высохнуть до нанесения лака. Потом она уже не высохнет, и оттиск не пройдёт скотч-тест (заказчик будет недоволен и не примет у вас такую работу). Подобрать правильные пары красок и лаков помогут их поставщики.

Самый лучший материал для лакирования — глянцевая мелованная бумага. Если нужно лакировать другие материалы, — не всегда удаётся убедить в своей правоте заказчика, — обратите внимание на впитывание бумагой масла и влаги. Если оно излишнее, лак на оттиске может «провалиться». Сильно впитывающие сорта бумаги едва ли пригодны для лакирования, особенно для сложных вариантов. Например, для получения эффекта Twin (Drip Off) плотность бумаги должна быть больше 70 г/м² (особенно это касается лакирования водно-дисперсионным лаком). То же самое относится к дорогим сортам дизайнерской бумаги, в которых неравномерность верхнего слоя является специальным эффектом. Лак на такой бумаге не успевает заполимеризоваться внутри и проступает на обороте в виде жирных пятен. Поэтому для трафаретного лакирования на дизайнерских и макропористых сортах офсетной бумаги разработан лак SenoScreen UV Relief Satin Gloss Lacquer For Uncoated Paper 363034, который хорошо полимеризуется и не просачивается на оборотную сторону оттиска.

Пример использования голографического лака. В России такое оборудование выпускает «Ювиграф Инжиниринг»

С технологией и оборудованием более или менее понятно. А что мы в результате получим?

Огромное разнообразие спецэффектов, которые невозможно или дорого получать другим способом. Например, замену ламинирования, имитацию текстуры дизайнерской бумаги и тиснения, зрительное приближение части изображения, создание объёма, придание блеска, запаха и фосфоресцирующих и блистерных свойств и многое другое.

А можно подробнее?

Ну, например, водно-дисперсионный лак SenoSoft WB Matt Coating FP NDC 350210 даёт бархатистый эффект, очень востребованный производителями косметической упаковки. За один прогон у вас будет отличная имитация дизайнерской бумаги или плёнки для ламинации. Ярко выраженная матовость (степень глянца меньше 10 единиц) и эффект Soft Touch («мягкое прикосновение») расширяют сферу применения. В отличие от конкурентов, этот лак на оттисках не слипается, подходит для двустороннего лакирования (несмотря на слегка прорезиненную структуру), тиснения и нанесения УФ-лака. К тому же у него более высокая, чем у других водно-дисперсионных лаков, устойчивость к царапинам. Заказчики упаковки его точно оценят. Причём, не только картонной. Специальные добавки, повышающие стойкость к химическим веществам, позволяют наносить его на глянцевые ОПП-плёнки и картон с припрессованной металлизированной плёнкой. Самое главное, что это можно делать без предварительного нанесения праймера.

Очень интересный эффект в отделке даёт трафаретный УФ-лак SenoScreen UV Relief Effect Lacquer ICE 363064 с эффектом пены. С его помощью можно передать морскую или пивную пену, облака, снег и другие поверхности с похожей структурой. Лак вспенивается на трафаретной форме и затем ракелем продавливается через неё. Подходит для бумаги, картона и некоторых видов плёнок.

Водно-дисперсионные лаки с эффектом песка, например MGA Sand Touch Matt 58MGA5181, можно эффектно обыграть на рекламных проспектах турфирм, а с эффектом Soft Touch — в каталогах мебели (и не только).

В фармацевтической и пищевой промышленности востребовано лакирование термохромными лаками. Они меняют цвет при изменении температуры. Например, лак FlexiTherm CC 50, «исчезающий» при охлаждении, любят производители пива и натуральных молочных продуктов. Производители лекарств с помощью таких лаков могут контролировать правильность хранения и транспортировки продукции. Лак SenoSafe UV Screen Printing Lacquer Black 31 °C 363060, реагирующий на температуру человеческого тела — он становится прозрачным при +31°C — может создать интересные эффекты на сувенирной продукции, обложках книг, журналов и тетрадей. Коснулся такого отпечатка пальцами — спецэффект налицо!

А эффект металлизации с помощью лакирования можно получить?

Можно. С помощью лако-красок. Например, Acrilac Gold, Alu-Gold, Silver на водной основе. Вместо цветного в них добавлен металлизированный пигмент размером 1/10 от размера обычных металлизированных пигментов. Поэтому частицы «всплывают» на поверхность краски, и получается ярко выраженный металлический эффект. По техническим характеристикам лак-краски похожи на водно-дисперсионный лак. Валковая красочная секция для них не подходит — получается слишком толстый слой, ухудшающий визуальный эффект.

Упаковка конфет «Осенний вальс» производства Van Genechten Packaging. Лакирование лаком с золотым пигментом в линию даёт великолепный эффект. Для сравнения — сверху оттиск без лакирования

А если мы работаем с невпитывающими материалами, для нас что-то есть?

В ассортименте «ОктоПринт Сервис» более наименований лаков, среди которых есть водно-дисперсионные, например,SenoLith-WB Label Coating Alcohol Resistant 350597, и УФ-отверждаемые, например SenoScreen UV Gloss Lacquer 363501 для мелованной бумаги и картона, самоклеящихся полиэфирных этикеток и плёнок: ПЭТ, ПВХ и матовой OPP.

Имитирующий лёд лак SenoScreen UV Effect Lacquer Frost Pattern 363057 с эффектом подойдёт для металлизированных картонов и прозрачного пластика и будет отлично на них смотреться.

А ели нужно получить объёмное изображение? Для этого ведь обычные лаки не подходят.

И для этого есть специальные лаки, например SenoScreen UV Relief Gloss Lacquer 363012, который передаёт на оттиске объёмное изображение.

Я что-то слышал о Twin-лакировании. Можете объяснить доступно?

Twin-лакирование — это имитация выборочного лакирования последовательным нанесением двух лаков для получения интересных декоративных эффектов. Эта технология представлена сейчас в двух вариантах: Chip off и Drip off. В обоих случаях лак-основа с большим содержанием силикона наносится выборочно, а второй лак — сплошным слоем. Эффект получается за счёт разницы поверхностного натяжения первого и второго слоёв. Второй лак как бы стекает с поверхности первого на элементах изображения. Разница вариантов в том, что в первой случае второй слой наносят не в линию, а на предварительно высушенный оттиск.

У нас в стране такое кто-то делает?

Например, типография «Карат» (Нижний Новгород) использует Drip off для лакирования картонной упаковки. Матовый УФ-лак они наносят через красочный аппарат офсетной УФ-машины, а глянцевый — через лакировальную секцию. Изображение формируется с помощью печатной формы на матовом лаке. Там, где будет глянец, на форме — пробельные элементы, а там, где будет матовое изображение — печатающие. Тут — огромное поле для экспериментов: разные пары лаков, разные варианты мощности УФ-сушек дадут разные эффекты на оттиске.

А само выборочное лакирование тоже даёт такие эффекты?

Не совсем. Выборочным оно называется потому, что, в отличие от Twin-лакирования, когда первый слой лака покрывает оттиск целиком, наносится только на определённые участки изображения. Поэтому участки, на которых нет лака, как бы «уходят в тень». Надо сказать, что сегодня — это самый распространённый способ получения спецэффектов, но для него требуется лакировальная форма. Её вырезают из специальных лакировальных полотен на режущих плоттерах или методом лазерного гравирования резины, например Conty Caserline. Чаще всего для выборочного лакирования используется УФ-лак.

Упаковка туалетной воды, покрытая лаком с пигментом Iriodin. Цвет упаковки меняется в зависимости от угла падения света

Можно ли с помощью лакирования получить эффект псевдобронзирования, металлизации?

Для этой цели можно использовать ВД- и УФ-лаки с пигментами Iriodin или Color Stream, придающими им цвет, в том числе металлик (дающий эффект нанесения голографической фольги). Известные конфеты «Осенний вальс» продаются в коробке, покрытой лаком с золотым пигментом. Она изготавливается в типографии Van Genechten Packaging. Лак наносится за один прогон с печатью.

Технология голографического лакирования существует, но в России пока не реализована, хотя она активно используется, например, в типографии «Интеллсервис» (Алматы) для печати упаковки. Принцип таков: наносится специальный УФ-лак, а затем с мастер-плёнки на нём формируется голографическое изображение. Для этой технологии нужны дополнительная лакировальная секция и специальный модуль припрессовки.

Почему для создания эффекта мерцания не подходят краски, а нужны именно лаки?

Все интерферентные пигменты — это прозрачная слюда. Если их замешать в краску, то цветные пигменты краски перекроют эту прозрачность, и эффект сойдёт на нет. К тому же для печати через красочную секцию размер частиц пигмента не должен превышать 25 мкм, а это очень мало — перламутровый эффект будет очень слабым. Когда лак с пигментами лежит на поверхности, эффект выражен намного ярче.

Пример упаковки шоколада с отделкой на цифровой машине Scodix. Имитация выборочного лакирования, тиснения фольгой двух видов и конгревного тиснения выполнены за один прогон

Можно ли получить все эти эффекты при лакировании цифровых отпечатков?

В ассортименте «ОктоПринт Сервис» есть лаки для цифровых отпечатков, однако не все спецэффекты удастся получить с их помощью. Для цифровых типографий идеальным решением будет цифровая лакировальная машина Scodix, способная за один прогон выполнить несколько отделочных операций, в том числе имитацию выборочного УФ-лакирования, фольгирования и конгревного тиснения. В основе технологии — послойное нанесение специального полимера струйным способом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *