Основой лакокрасочных материалов на судне какой
Перейти к содержимому

Основой лакокрасочных материалов на судне какой

  • автор:

Судовые краски и грунтовки

Задача лакокрасочных материалов при покраске корабля — не только украшение, они должны по мере возможности облегчать работу судна и защищать его от разрушения. Корабли целыми месяцами и годами находятся в крайне враждебной среде — морская вода, перепады температур и дригие факторы, от которых помогут защитить специальные ЛКМ. Еще одной проблемой кораблей, являються морские животные. Одна единственная ракушка, конечно, мелочь, особенно если вспомнить о размерах многих современных кораблей, но дело никогда не ограничивается одной, двумя, десятком или даже сотней. Ракушки стремятся облепить всю подводную часть судна. Чем это опасно, помимо ухудшения внешнего вида? Увы, колонии ракушек снижают мореходные качества корабля. Замедляется скорость, растет расход топлива, владельцы судна теряют доходы. Как может помочь краска? Ее задача — не дать им возможности закрепиться. Для этого используется специальная необрастающая эмаль (необрастайка). Читать о необрастайке. yakorСуществует еще множество условий, которым должны соответствовать лакокрасочные материалы, использующиеся в судостроении. Здесь и физические, и химические, и технологические характеристики. Слишком дорого может обойтись применение неподходящей краски. Имеет значение и то, для чего предназначен корабль. Конечно, ледокол и круизный лайнер, который ходит в теплой воде, не стоит красить одной и той же краской — слишком разные условия работы.

На судне выделяется семь основных областей, для которых применяются разные корабельные краски:

krasim korabl

Первой областью является подводная часть судна и переменная ватерлиния. Для покраски этих частей судна применяются лакокрасочные вещества, в основе которых лежит эпоксидный состав. Толщина сухого слоя такой краски составляет от 75 до 400 микрон; Второй областью является надводный борт судна. Для покраски этой части судна также применяются корабельные краски по металлу на основе эпоксидного состава. Но в отличие от подводной части, тут эпоксидный состав более концентрированный. Толщина сухого слоя лакокрасочного покрытия составляет от 30 до 400 микрон. Важно заметить, что у данного вида корабельной краски шаг разницы между толщинами сухого слоя краски меньше, чем у краски для подводной части судна; Третьим подвидом корабельных красок является лакокрасочное вещество для палубы. В ее основе также лежит эпоксидное вещество, но в его состав добавляются специальные стабилизаторы, которые защищают ее от масла, нефти и других агрессивных химических веществ. Толщина сухого слоя такой краски составляет от 35 до 125 микрон; Четвертым видом корабельных красок является краска для надстроек и палубной оснастки. В основу этих красок ложатся полиуретановые и эпоксидные вещества. Они могут быть использованы, как краски для металлических дверей, располагающихся на палубе корабля. Толщина сухого слоя таких красок составляет от 35 до 100 микрон; Пятый вид корабельных красок применяется для внутренних помещений судна. Обычно эти краски, по большей части, являются алкидными эмалями, но бывают и такие, в основу которых ложатся эпоксидные и полиуретановые вещества. Толщина сухого слоя такой краски составляет от 35 до 75 микрон; Шестой вид красок применяется для грузовых отсеков и резервуаров с питьевой водой. Основным компонентом такой краски являются эпоксидные вещества. Иногда, для большей устойчивости к влаге, в корабельные краски по металлу для резервуара с водой добавляют нейтральную по химическому составу мастику. Толщина сухого слоя такой краски составляет от 125 до 250 микрон; Седьмой областью судна являются специализированные грузовые трюмы для горючих веществ. Их также называют: жаростойкие краски по металлу. Для них используются лакокрасочные вещества на основе эпоксидных веществ, но без растворителя. Стоит отметить, что они также являются красками для металлических дверей, которые ведут в эти трюмы. Толщина сухого слоя такой краски составляет от 125 до 500 микрон. Наиболее высокие требования предъявляются к защитному покрытию для подводной части наружной обшивки корпуса судна. Для нее применяются лакокрасочные материалы трех типов: антикоррозионного, противообрастающего и для переменной ватерлинии. В зависимости от растворителя такие лакокрасочные материалы классифицируются следующим образом: масляные, битумные, хлоркаучуковые, виниловые, акриловые, эпоксидные, эпоксидно-пековые, неорганические. Для защиты от коррозии элементов корпуса судна — надводных наружных поверхностей, наружных палуб, внутренних помещений, грузовых трюмов, балластных цистерн и других помещений применяют масляные краски, пленкообразующим веществом у которых служат олифы и эмалевые краски, приготовленные на разных лаках. При перекраске судовых конструкций или отдельных их участков для правильного выбора совместимости красок необходимо знать их основу. Группа компаний «БИР» специализируется на поставках лакокрасочной продукции для покраски судов различного района плавания. Всегда в наличии большой ассортимент спецэмалей, если чего-то нет в наличии, то наши специалисты предложат вам наилучшую замену. Купить и заказать судовую краску во Владивостоке с доставкой в Находку, Хабаровск, Комсомольск-на Амуре, Южно-Сахалинск, Анадырь, Петропавловск-Камчатский, Магадан и другие города Дальнего Востока можно по указанным телефонам и электронной почте: +7 (423) 233-35-92
+7 (423) 233-37-23 katerinabir@mail.ru
instrument_64@mail.ru Офис и склад для самовывоза:
г.Владивосток ул.Демьяна Бедного 17а ,
рядом с ТРЦ «Седанка Сити » за бензозаправкой «Бензо» двухэтажное здание, 2 этаж, оптовый отдел «Спецэмали, судовые краски»

Лакокрасочные материалы, применяемые в судостроении

В судостроении применяют большое количество разнообразных лакокрасочных материалов. Одни промышленность поставляет в готовом к употреблению виде, для других требуется предварительное смешение с дополнительным количеством пленкообразователя, растворителя или таких компонентов, без которых нанесенное покрытие не высыхает или не приобретает нужных свойств.

Принятая классификация по пленкообразующей основе (табл. 6.1), а также виду, роду и условиям эксплуатации облегчает выбор нужных материалов. Включение лакокрасочных материалов в определенную группу не исключает применения их и для других целей.

Маркируют грунтовки, краски, лаки, шпатлевки, эмали следующим образом. Вид материала обозначают соответственно словами «грунтовка», «краска» и т. п., добавляют буквы, обозначающие пленкообразующую основу, затем цифры, указывающие условия эксплуатации, и порядковый номер, состоящий из одной, двух или трех цифр, которые присвоены материалу (для масляных красок в порядковый номер входит цифра, определяющая вид олифы, использованной при изготовлении красок). В конце, при необходимости, словами сообщается о роде (густотертый и т. п.) и цвете материала.

Олифам, используемым для приготовления или разведения красок, присвоены следующие номера: 1 — натуральная олифа, 2 — олифа оксоль, 3 — глифталевая олифа, 4 — пентафталевая олифа, 5 — комбинированная олифа.

Таблица 6.1. Классификация лакокрасочных материалов по пленкообразующей основе

АБ Ацетобутиратцеллюлозные МЧ НМ Мочевинные Нефтеполимерные
АД
АК
АС
АУ
АЦ
БТ
ВА
ВЛ
ВН
ВС
ГФ
ИД
КО
КП
КС
КТ
КФ
КЧ
МА
МЛ
МС
Полиамидные
Полиакриловые
Алкидноакриловые
Алкидноуретановые (уралкиды)
Ацетилцеллюлозные
Битумные
Поливинилацетатные
Поливинилацетальные
Винилацетиленовые и дивинилацетиленовые
Сополимервинилацетатные
Глифталевые
Полиамидные
Кремнийорганические
Копаловые
Сополимерокарбинольные
Ксифталевые
Канифольные
Каучуковые
Масляные
Меламинные
Масляно- и алкидностирольные
НЦ
ПЛ
ПФ
ПЭ
УР
ФА
ФЛ
ФП
ФР
ХВ

Маркировка растворителей не имеет четкой индексации; необходимо учитывать, что растворители, имеющие индекс РЭ, предназначены для электроокрашивания.

К названию красок могут прибавляться следующие индексы, обозначающие условия сушки покрытия, вид и горючесть высохшей пленки: ГС — сушка при повышенной температуре; ХС — сушка при комнатной температуре; ПМ — пленка покрытия полуматовая; М — пленка матовая; ПГ — пленка имеет пониженную горючесть. Для некоторых материалов вначале ставится индекс, определяющий их разновидность: Б — без активного растворителя; В — водоразбавляемые; Э — эмульсионные. Например, на таре с лакокрасочным материалом указано: краска МА-25 М. Это краска масляная (МА), ограниченной атмосферостойкости (2), приготовлена на комбинированной олифе (5) с матовой пленкой (М). Или, к примеру, эмаль ХС-720. Она изготовлена на сополимерах хлорвинила (ХС), химически стойкая (7), заводской номер 20 и т. д.

Высохшие пленки лакокрасочных покрытий Регистр СССР подразделяет по степени их воспламеняемости на следующие группы:
сгораемые — температура воспламенения пленок ниже 750 °С; воспламенившись от постороннего источника пламени, они продолжают гореть или тлеть после удаления источника пламени. К ним относятся грунтовка и масляные краски, эмали алкидные, глифталевые, пентафталевые и др.

трудносгораемые с температурой воспламенения пленок ниже 750 °С, которые горят, тлеют или обугливаются только при воздействии постороннего источника пламени. Это эмали типов ПФ-218, КО-88, КО-813 и др.

несгораемые — пленки которых не горят при нагревании до 750 °С и не выделяют газообразных продуктов в количестве, достаточном для их воспламенения. К ним относятся кремнийорганические и цинксиликатные эмали.

В состав любой краски входят жидкая составная часть (пленкообразующая основа или связующее) и твердые компоненты (пигменты, наполнители). Краски, приготовленные на одной из олиф, указанных выше, называют масляными. В зависимости от количества связующего они могут быть густотертыми или готовыми к употреблению. Краски, приготовленные на лаках, называют эмалевыми, так как их пленки твердые и блестящие напоминают силикатную эмаль. Они поставляются только в готовом к употреблению виде.

Разница между эмалями и красками заключается в меньшем содержании в первых пигментов и наполнителей. Поэтому эмалевые покрытия имеют лучший декоративный вид и более высокий глянец.

Все лакокрасочные материалы на основе эфиров нитроцеллюлозы (НЦ) отличаются повышенной пожароопасностью во время нанесения, сушки, эксплуатации, удаления. Их пленки характеризуются быстрой воспламеняемостью и сильной горючестью, поэтому применять их в судостроении запрещается.

При выборе системы защиты учитывают, что лакокрасочные покрытия, эксплуатирующиеся в тропических условиях, быстрее стареют, чем покрытия на судах, эксплуатирующихся в умеренном климате. Происходят потеря блеска, изменение цвета, повреждение поверхностных слоев, начинается меление, появляются трещины, вызывающие полное разрушение покрытия. Поэтому суда, плавающие в районах с тропическими условиями или часто попадающие в них, следует окрашивать лакокрасочными материалами, пленки которых обладают тропикоустойчивостью; суда, эксплуатирующиеся в северных районах, должны окрашиваться материалами, на свойства которых не оказывают заметного влияния низкая температура и ее резкие перепады.

  • Образование лакокрасочных защитных пленок
  • Назначение и свойства лакокрасочных материалов
  • Сырье и вспомогательные материалы
  • Импортные лакокрасочные материалы

Технология покраски судов

  • Общие сведения о судах
  • Защита судов от коррозии и обрастания
  • Особенности условий эксплуатации
  • Технология очистки металла перед окрашиванием
  • Инструменты и оборудование для окрасочных работ
  • Лакокрасочные материалы, применяемые в судостроении
  • Подготовительные, грунтовочные и окрасочные работы
  • Требования безопасности труда и зашиты окружающей среды

Для судостроения

Эмаль АС-554 (флуоресцентная) для создания покрытий с максимальной яркостью при дневном или ультрафиолетовом освещении: самолетов, вертолетов, дорожных знаков, спасательного снаряжения, буев и т. д.

Эмаль КЧ-5224 для защиты от обрастания предварительно загрунтованной резины

Эмаль КФ-5228 для защиты резины от обрастания морскими водорослями и организмами

Эмаль ХВ-453 для защиты от коррозии подводной части судов, балластных цистерн, плавучих доков из стали и легких сплавов

Эмаль АС-5310 «Люминофор» для получения покрытий, которые должны иметь свечение в темноте, дорожных и морских знаков, приборов и оборудования в авиации, судостроении и железнодорожном транспорте

Эмаль ЭП-1305 для окраски деталей автомобилей, железнодорожных вагонов, в т.ч. для окраски полов в тамбурах вагонов, для судов морского транспорта

Эмаль АУ-167 для окрашивания конструкций речных и морских судов, ходящих в различных географических широтах, включая северные

Эмаль ЭП-439 (ЭП-439С) для защиты крупнотоннажных контейнеров, эксплуатирующихся в промышленной и морской атмосферах, а также для защиты от атмосферных воздействий надводного борта и надстроек судов неограниченного района плавания

Эмаль СП-432 для защиты от коррозии подводной части корпусов судов и железобетонных конструкций гидросооружений

Грунтовки УР-0446 «Уретан-антикор» для защиты металлоконструкций мостов, гидросооружений, портов, железнодорожных транспортных средств, судовых конструкций, трубопроводов, резервуаров и т.д.

Эмаль ПФ-5135 (палубная) Для окраски наружных металлических поверхностей палуб судов неограниченного района плавания, к которым предъявляются требования по износостойкости и противоскользящим свойствам

Эмаль ФЛ-61 для защиты от коррозии металлических труб различных судовых трубопроводов и систем, турбомеханизмов, насосов, баков и цистерн, омываемых маслом

Эмаль ХВ-5286 С для защиты от обрастания подводной части корпусов судов неограниченного района плавания

Эмаль ХС-720 для защиты от коррозии металлических поверхностей подводной части, пояса переменной ватерлинии (ПВЛ) и надводной части судов

Эмаль ХС-510 для окрашивания надстроек и надводного борта судов неограниченного района плавания

Эмаль XC-413 для защиты от коррозии подводной части судов неограниченного района плавания

ТУ У 22595554-17-01

Эмаль ХВ-5243 для защиты от обрастания подводной части судов неограниченного района плавания

Эмаль необрастающая КФ-5225 для продления срока службы штатного необрастающего покрытия на период достройки судов на плаву

ТУ У 24556584-16-01

Эмаль ХС-519 (противообрастающая краска) для защиты от обрастания поверхности подводной части судов, эксплуатирующихся в районах с умеренным и тропическим климатом

ТУ У 22595554-12-01

Эмаль ХС-717 для защиты от коррозии металлических поверхностей грузовых танков и топливных цистерн в условиях воздействия морской воды

Эмаль ЭП-438 для защиты стальных контейнеров, подводной части корпусов судов и бетонных полов производственных помещений

Грунтовка ЭП-0156 для антикоррозионной защиты металлических поверхностей изделий, эксплуатирующихся во внутренних помещениях судов

Грунтовка ЭП-0263 для грунтования стальных поверхностей в системах противокоррозионной защиты подводной и надводной части корпусов судов

Лак «Яхтный» для лакировки деревянных деталей морских судов, а также рам, дверей, обшитых деревом стен и потолков, паркетных полов и других деревянных поверхностей

Грунтовка ЭФ-065 для противокоррозионной защиты металлических поверхностей надводного борта и надстроек судов неограниченного района плавания, надводной части лодок, яхт

Эмаль ЭП-437 для защиты от коррозии подводной части корпусов ледоколов и судов ледового плавания

Эмаль КО-84 для окраски изделий из стали и алюминиевых сплавов, подвергающихся воздействию температур до +300°С, а также для нанесения маркировочных знаков

Грунтовка ЭП-0263С для межоперационной защиты металлопроката и секций строящихся судов и в системах лакокрасочных покрытий

Эмаль ХС-5226 для защиты подводной части корпусов судов неограниченного района плавания

Комплексное покрытие: грунтовка Б-ЭП-0126 и эмаль Б-ЭП-421 для защиты от коррозии стальных поверхностей, в том числе в замкнутых, трудновентилируемых судовых емкостях, эксплуатирующихся в условиях воздействия морской и пресной воды

Комплексное покрытие: грунтовка Б-ЭП-0237 и эмаль Б-ЭП-433 для защиты от коррозии стальных поверхностей, в том числе находящихся в замкнутых, трудновентилируемых судовых емкостях

Комплексное покрытие: грунтовка Б-ЭП-026 и эмаль Б-ЭП-610 для противокоррозионной защиты стальных поверхностей, эксплуатирующихся в условиях воздействия нефти, нефтепродуктов, пресной и морской воды

Комплексное покрытие: грунтовка Б-ЭП-0303 и эмаль Б-ЭП-452 для противокоррозионной защиты стальных поверхностей, в том числе судовых емкостей, эксплуатируемых в морской и пресной воде

Лак ЭП-075 для пропитки отливок из магниевых сплавов и в качестве полуфабриката при изготовлении эпоксидной грунтовки ЭП-09Т разных цветов

Эмаль ХВ-5153 для окрашивания подводных частей корпуса судов неограниченного района плавания, а также изделий, эксплуатируемых в морской воде

Эмаль КЧ-529 для защиты от обрастания резины, эксплуатирующихся в морской воде, а также для маркировки металлических, бетонных и резиновых изделий

Эмаль ХС-416 для защиты от коррозии подводной части судов из алюминиево-магниевых сплавов

ТУ У 22595554-19-01

Эмаль ЭП-2114 для окрашивания корпусов приборов из цветных металлов, их сплавов, нержавеющих, углеродистых сталей, эксплуатируемых внутри помещений судов

Лак АС-528 для защиты от выцветания металлических поверхностей, на которые нанесена флуоресцентная эмаль АС-554

Эмаль ХС-5132 для окраски топливных баков автомобильного, авиатоплива, дизельного топлива с целью защиты от коррозии и зарядов статического электричества

Эмаль ФА-5278 для ремонтной окраски лодок, катеров, садовых сооружений, контейнеров, ограждений и полов балконов, лоджий, цоколей зданий

Эмаль ЭФ-5144 для окраски наружных металлических поверхностей палуб судов неограниченного района плавания, к которым предъявляются требования по износостойкости

Эмаль ЭФ-1144 для окраски наружных металлических поверхностей палуб судов неограниченного района плавания

В судостроении применяют большое количество разнообразных лакокрасочных материалов. Одни промышленность поставляет в готовом к употреблению виде, для других требуется предварительное смешение с дополнительным количеством пленкообразователя, растворителя или таких компонентов, без которых нанесенное покрытие не высыхает или не приобретает нужных свойств.

Принятая классификация по пленкообразующей основе (табл. 6.1), а также виду, роду и условиям эксплуатации облегчает выбор нужных материалов. Включение лакокрасочных материалов в определенную группу не исключает применения их и для других целей.

Маркируют грунтовки, краски, лаки, шпатлевки, эмали следующим образом. Вид материала обозначают соответственно словами «грунтовка», «краска» и т. п., добавляют буквы, обозначающие пленкообразующую основу, затем цифры, указывающие условия эксплуатации, и порядковый номер, состоящий из одной, двух или трех цифр, которые присвоены материалу (для масляных красок в порядковый номер входит цифра, определяющая вид олифы, использованной при изготовлении красок). В конце, при необходимости, словами сообщается о роде (густотертый и т. п.) и цвете материала.

Олифам, используемым для приготовления или разведения красок, присвоены следующие номера: 1 — натуральная олифа, 2 — олифа оксоль, 3 — глифталевая олифа, 4 — пентафталевая олифа, 5 — комбинированная олифа.

Таблица 6.1. Классификация лакокрасочных материалов по пленкообразующей основе

АБ Ацетобутиратцеллюлозные МЧ НМ Мочевинные Нефтеполимерные АД
АК
АС
АУ
АЦ
БТ
ВА
ВЛ
ВН
ВС
ГФ
ИД
КО
КП
КС
КТ
КФ
КЧ
МА
МЛ
МС Полиамидные
Полиакриловые
Алкидноакриловые
Алкидноуретановые (уралкиды)
Ацетилцеллюлозные
Битумные
Поливинилацетатные
Поливинилацетальные
Винилацетиленовые и дивинилацетиленовые
Сополимервинилацетатные
Глифталевые
Полиамидные
Кремнийорганические
Копаловые
Сополимерокарбинольные
Ксифталевые
Канифольные
Каучуковые
Масляные
Меламинные
Масляно- и алкидностирольные НЦ
ПЛ
ПФ
ПЭ
УР
ФА
ФЛ
ФП
ФР
ХВ

Маркировка растворителей не имеет четкой индексации; необходимо учитывать, что растворители, имеющие индекс РЭ, предназначены для электроокрашивания.

К названию красок могут прибавляться следующие индексы, обозначающие условия сушки покрытия, вид и горючесть высохшей пленки: ГС — сушка при повышенной температуре; ХС — сушка при комнатной температуре; ПМ — пленка покрытия полуматовая; М — пленка матовая; ПГ — пленка имеет пониженную горючесть. Для некоторых материалов вначале ставится индекс, определяющий их разновидность: Б — без активного растворителя; В — водоразбавляемые; Э — эмульсионные. Например, на таре с лакокрасочным материалом указано: краска МА-25 М. Это краска масляная (МА), ограниченной атмосферостойкости (2), приготовлена на комбинированной олифе (5) с матовой пленкой (М). Или, к примеру, эмаль ХС-720. Она изготовлена на сополимерах хлорвинила (ХС), химически стойкая (7), заводской номер 20 и т. д.

Высохшие пленки лакокрасочных покрытий Регистр СССР подразделяет по степени их воспламеняемости на следующие группы:
сгораемые — температура воспламенения пленок ниже 750 °С; воспламенившись от постороннего источника пламени, они продолжают гореть или тлеть после удаления источника пламени. К ним относятся грунтовка и масляные краски, эмали алкидные, глифталевые, пентафталевые и др.

трудносгораемые с температурой воспламенения пленок ниже 750 °С, которые горят, тлеют или обугливаются только при воздействии постороннего источника пламени. Это эмали типов ПФ-218, КО-88, КО-813 и др.

несгораемые — пленки которых не горят при нагревании до 750 °С и не выделяют газообразных продуктов в количестве, достаточном для их воспламенения. К ним относятся кремнийорганические и цинксиликатные эмали.

Лакокрасочные материалы

Морские суда эксплуатируются в условиях, способствующих возникновению и интенсивному развитию коррозии металлических и гниению деревянных частей судна. Борьба с этими процессами является одной из важнейших задач экипажа.

Для защиты судов от коррозии применяются различные способы. Основной из них — нанесение на поверхности защитных лакокрасочных покрытий. Для надежной изоляции поверхности металла от воздействия внешней среды необходимо, чтобы наносимое покрытие было сплошным, не набухающим в воде, лишенным пор и обладало хорошей адгезией, т. е. прочным сцеплением с окрашиваемой поверхностью. Лакокрасочная пленка покрытия должна иметь достаточную прочность, хорошую эластичность при изгибах и вибрациях, стойкость к воздействию высоких и низких температур, моющих веществ, масел, нефтепродуктов и т. д. Для окраски судовых поверхностей выбирают сорта красок с таким расчетом, чтобы они наилучшим образом служили защитным покрытием от влияния на окрашиваемую поверхность превалирующих внешних факторов.

Любая краска состоит из двух основных компонентов: пленкообразователя и пигмента.

Пленкообразователи составляют основу лакокрасочных материалов. Это вещества, способные образовывать после высыхания прочную пленку. К ним относятся натуральные, полунатуральные и искусственные олифы, природные и синтетические смолы. Натуральная олифа получается путем специальной обработки растительного масла после его прогрева до температуры 180 °С. Полунатуральные олифы менее стойки, чем натуральные, так как, кроме масла, они содержат до 50% растворителей (скипидара, уайт-спирита). Искусственные олифы получают химическим путем.

Природные, или естественные, смолы — канифоль, янтарь, битум и др.,— сложные органические соединения в основном растительного происхождения. Синтетические смолы — эпоксид, этиноль, перхлорвинил и др. — представляют собой высокомолекулярные соединения — полимеры и сополимеры. Каждая краска имеет марку. В зависимости от типа смолы, входящей в состав пленкообразующей основы, лакокрасочные материалы отечественного производства имеют следующие условные обозначения:

ГФ — глифталевые; ПФ — пентафталевые; ЭП — эпоксидные; ХВ — перхлорвиниловые; КО — кремнийорганические, ВЛ — поливинилбутиральные и т. д.

Первая цифра в обозначении марки краски указывает на ее преимущественное назначение:

1 — атмосферостойкая; 2 — для внутренних помещений; 4 — водостойкая; 5 — для специального покрытия; 6 — маслобензостойкая; 7 — химически стойкая; 8 — термостойкая; 9 — электроизоляционная.

Последующие цифры указывают на порядковый номер регистрации материала.

Пигменты — сухие красящие вещества, не растворяющиеся в пленкообразователе. Их вводят в состав грунтовок, шпатлевок, красок, эмалей и мастик для придания им нужного цвета и улучшения качества покрытия. Пигменты бывают естественные и искусственные. Естественные пигменты — красящие минеральные вещества, получаемые в результате переработки сырья простыми способами: дроблением, измельчением, просеиванием, отмучиванием, прокаливанием. К ним относятся сурик железный, мумия, охра, умбра. Искусственные пигменты — белила литопонные, свинцовые, титановые и цинковые, сурик свинцовый, крон свинцовый и цинковый, лазурь железная, ультрамарин, киноварь искусственная и др. — получают путем химической обработки сырья.

Наиболее широко используют следующие пигменты:

  • — белые (белила литопонные, титановые, свинцовые и цинковые, мел),
  • — желтые (крон свинцовый, стронциевый и цинковый, охра),
  • — зеленые (зелень свинцовая и цинковая, окись хрома),
  • — синие (лазурь железная и ультрамарин),
  • — красные (киноварь, мумия, сурик свинцовый и железный),
  • — коричневые (сиена и умбра природные),
  • — черные (сажа и черни искусственные)
  • — металлические (пудра алюминиевая и цинковая, закись меди).

Кроме пленкообразователей и пигментов, окрасочные материалы могут включать в себя наполнители, пластификаторы, отвердители, растворители, разбавители, разжижители, сиккативы, пассиваторы, активаторы, инициаторы и ингибиторы коррозии.

Наполнители — инертные, некрасяшие вещества, получаемые путем тонкого помола дешевых природных минералов (слюды, талька, микроасбеста, тяжелого шпата). Их вводят в краски для снижения расхода пигментов и улучшения антикоррозионных свойств пленки пленкообразователя, повышения атмосферостойкости покрытий и их устойчивости к воздействию некоторых нефтепродуктов.

Пластификаторы — малолетучие вещества, придающие пленке эластичность и устойчивость к изгибам. В качестве пластификаторов применяются растительные масла невысыхающего типа (касторовое и хлопковое), химические соединения с высокой температурой кипения (хлорированный парафин и дибутилфталат) и различные смо-лообразные вещества.

Отвердители — жидкие вещества, которые при введении в некоторые сорта красок и лаков способствуют образованию твердых пленок.

Растворители — органические летучие жидкости, способные растворять пленкообразующую основу лака или краски и полностью улетучиваться из пленки в процессе ее образования. Растворители вводят для придания краскам и лакам малярной вязкости.

В сочетании с растворителями для разведения красок применяются разбавители и разжижители — вещества, не растворяющие пленкообразующую основу. К наиболее широко используемым растворителям и разбавителям относятся: амилацетат (грушевая эссенция), ацетон, бутилацетат, скипидар, этиловый спирт, уайт-спирит и др.

Сиккативы — вещества, ускоряющие высыхание масляных лакокрасочных материалов. Не следует добавлять сиккативы в готовые к употреблению краски, олифы и лаки, содержащие масла, так как они в нужном количестве вводятся в эти материалы при их изготовлении. Нельзя вводить сиккативы в лакокрасочные материалы, не содержащие масел, например в спиртовые лаки, нитроцеллюлозные эмали и краски эмульсионного типа.

Пассиваторы — вещества, которые при нанесении на очищенную поверхность металла вступают с ним в реакцию и образуют из различных комплексных соединений тонкую пленку, защищающую металл от коррозии, т. е. делают поверхность пассивной. Некоторые пассиваторы входят составной частью в лакокрасочные материалы, например фосфорная кислота — в фосфатируюшие грунты ВЛ-02, ВЛ-023 и др.

Активаторы применяют в красках, изготовленных на основе полиэфирных смол, для ускорения процесса образования пленок. С целью ускорения отвердевания пленок таких красок в их состав вводят специальные соединения — инициаторы.

Ингибиторы коррозии — вещества, чаще всего пигменты, входящие в состав красок, способные замедлять коррозию металла вследствие химического взаимодействия лакокрасочного покрытия с окрашиваемым металлом.

Лаки — это растворы естественных и синтетических смол или их соединений с маслом и другими веществами в каком-либо летучем растворителе. В зависимости от пленкообразующей основы лаки бывают масляные, алкидные, битумные, нитроцеллюлозные, поливиниловые, эпоксидные и др. Их используют в чистом виде для покрытия деревянных и металлических конструкций, а также для изготовления различных эмалевых красок. На судах наибольшее применение в чистом виде находят следующие лаки отечественного производства:

  • — масляные различных марок; бесцветные ПФ-238 и ГФ-166; масляно-стирольный МС-25 и на мочевинной основе МЧ-52 для наружных поверхностей и внутренних помещений; каменноугольный для якорей, якорных цепей, кнехтов и т. д.;
  • — битумный БТ-783 кислотостойкий для аккумуляторов и аккумуляторных помещений; спиртовые с добавлением анилиновых красителей для арматуры и предметов судового оборудования, не подвергающихся воздействию влаги.

Краски бывают масляные, эмалевые и эмульсионные.

Масляные краски имеют в качестве пленкообразователя натуральную или искусственную олифу. Они поставляются густотертыми и готовыми к применению. Густотертые краски выпускают в виде пасты, состоящей из сухих пигментов или смеси их с наполнителями, замешанных на натуральной олифе. В краске может быть один или несколько пигментов. В первом случае она получает наименование в зависимости от входящего в ее состав пигмента (белила литопонные, сурик железный, охра), а во втором — по ее цвету (фисташковая, бежевая и т. д.).

Наружные поверхности окрашивают наиболее атмосферостойкими и антикоррозионным масляными красками, приготовленными на высококачественной натуральной олифе. К таким краскам относятся белила свинцовые и титановые, сурик, зелень и крон свинцовые и др. Хорошими качествами обладают белила и крон цинковые, сурик железный, охра, мумия естественная и др. Их применяют для окраски внутренних и наружных поверхностей. Для составления различных колеров используют лазурь малярную (милори) и ультрамарин. Для окраски пожарной аппаратуры и инвентаря, маркировки трубопроводов, нанесения опознавательных знаков применяется разведенная густотертая искусственная киноварь.

Эмалевыми красками, или просто эмалями, называются краски, приготовленные на лаках. При высыхании они образуют твердую блестящую с глянцем или матовую пленку. В зависимости от пленкообразователя краски бывают нитроэмалевые, этинолевые, перхлорвиниловые и др. Эмали поставляют в готовом к применению виде, а также вместе с одним или несколькими компонентами.

На судах используют иностранные и отечественные эмалевые краски различных марок. Основные области применения эмалей отечественного производства следующие.

Для защиты подводной части корпуса судна и пояса переменных ватерлиний от коррозии и обрастания морскими организмами и водорослями используют противокоррозионные и противообрастающие эмали. К противокоррозионным эмалям относятся следующие:

  • — на сополимерно-винилхлоридной основе ХС-413 темно-коричневая, ХС-416 серебристая, ХС-436 красная и коричневая, ХС-748 коричневая,
  • — на перхлорвиниловой основе ХВ-142 разных цветов;
  • — на эпоксидной основе ЭП-46 (для судов, эксплуатирующихся в морской и пресной воде) и ЭП-437 (для ледоколов и судов ледового плавания) ,
  • — эмали на сланцевиниловой основе СП-426 и СП-432 — коричневые. Противообрастающими являются следующие эмали:
  • — на перхлорвиниловой основе ХВ-5153 и ХВ-5243 коричневые, ХВ-750 красная и зеленая;
  • — на сополимерно-винилхлоридной основе ХС-519 темно-синяя, ХС-5226 и ХС-5243 коричневые;
  • — на канифольной основе КФ-5225 красно-коричневая.

Для окраски надводных поверхностей, металлических палуб и внутренних помещений судов используют эмали различных цветов

  • — на пентафталевой основе ПФ-115, ПФ-167, ПФ-218, ПФ-579, палубные ПФ-1145 и ПФ-5135;
  • — на эпоксиэфирной основе ЭФ-1144 и ЭФ-5144.

Металлические поверхности, подвергающиеся воздействию высоких температур (от 250 до 500 °С), окрашивают термостойкими эмалями серебристо-алюминиевого цвета ПФ-837, ГФ-820, КО-88 и КО-813.

Пароводостойкую эмаль ФЛ-412 на основе бакелитового лака применяют для защиты от коррозии стальных аппаратов, подвергающихся воздействию горячей воды и пара (температура до 200 °С), а маслостойкую эмаль ФЛ-61 — для защиты стальных и чугунных поверхностей насосов, баков, цистерн, омываемых маслом (температура до 200 °С). Эпоксидные эмали В-ЭП-421, Б-ЭП-65 и Б-ЭП-68 различных цветов используют для нанесения на внутренниe поверхности топливных, балластных и топливно-балластных танков нефтеналивных судов.

Для зашиты от коррозии цистерн питьевой воды применяют эмали КО-42 на кремнийорганической основе, УР-7115 на полиуретановой основе, ВЖС-41 и «Силикацинк-3» на цинксиликатной основе.

Эмульсионные краски — быстросохнущие, с пониженной горючестью или с повышенной морозостойкостью, приготовляют с применением латексов — водных эмульсий сополимеров каучука. К ним относятся краски различных цветов и марок: ВА-2, ВА-27А, ВА-27НГ (негорючая), К.Ч-26М (морозостойкая), Э-ВС-515 (негорючая и нетоксичная).

Практически все лакокрасочные материалы в той или иной степени являются огнеопасными, а пары некоторых из них ядовиты ив смеси с воздухом взрывоопасны. Поэтому хранение их должно отвечать требованиям пожарной безопасности и охраны труда.

Лакокрасочные материалы хранят в специальных помещениях — малярных, оборудованных вытяжной вентиляцией. Для освещения малярной пользуются только специальными взрывозащищенными переносными аккумуляторными фонарями. В малярной запрещается оставлять ветошь и тряпки, пропитанные скипидаром, олифой, керосином и т. п. Малярная должна закрываться сразу же после выдачи и после приемки неизрасходованных при работе лакокрасочных материалов.

Грунты — это слои лакокрасочных покрытий, наносимые непосредственно на окрашиваемую поверхность. Используемые в качестве грунтовок краски должны иметь низкую вязкость, чтобы проникать во все поры грунтуемой поверхности, антикоррозионные свойства и быть водостойкими.

Масляные грунтовки применяют для покрытия поверхностей, окрашиваемых затем масляными красками или масляно-лаковыми эмалями. В качестве таких грунтовок используют масляные краски, приготовленные на высококачественных натуральных олифах, содержащие следующие пигменты: свинцовый или железный сурик, цинковые белила, крон цинковый. Наиболее высокими антикоррозионными свойствами, хорошей адгезией и водостойкостью обладает свинцово-суриковая грунтовка 81, состоящая (по массе) из 80 % свинцового сурика и 20 % натуральной льняной олифы. Однако она является самой дорогой и поэтому применяется только для покрытия судовых конструкций, находящихся в наиболее неблагоприятных условиях. Эта грунтовка токсична и применять ее для покрытия внутренних поверхностей запрещается.

Для защиты от коррозии стальных поверхностей, находящихся в более благоприятных условиях, используют смешанную грунтовку 83, состоящую из свинцового и железного сурика и натуральной льняной олифы. Эта грунтовка обладает несколько пониженными защитными свойствами по сравнению с грунтовкой 81, но она менее токсична и может применяться для покрытия внутренних стальных поверхностей. Для покрытия деревянных конструкций грунтовки разводят льняной олифой в соотношении 1:2. Свинцово-суриковую и смешанную грунтовки нельзя применять для покрытия оцинкованных поверхностей и конструкций из легких сплавов, так как свинец действует на них разрушающе. В качестве грунта для таких поверхностей используют железосуриковую грунтовку 72. По антикоррозионным свойствам, адгезии и водостойкости она значительно уступает грунтовкам 81 и 83.

Для покрытия оцинкованных поверхностей, конструкций из легких сплавов и дерева, окрашиваемых в светлые тона, используют также цинковые белила.

Лаковые грунтовки при высыхании образуют защитную пленку повышенной прочности. Они должны иметь ту же основу, что и эмалевые краски, которыми окрашивают загрунтованную поверхность. Такие грунтовки, пигментированные алюминиевой пудрой, применяют для покрытия поверхностей из легких сплавов и оцинкованных сталей.

Грунтовки из искусственных смол отечественного производства бывают:

  • — на фенольной основе — ФЛ-03К и ФЛ-03Ж. Первую наносят на стальные и деревянные поверхности выше переменных ватерлиний и на внутренние поверхности, а вторую — на те же поверхности, выполненные из алюминиевых сплавов или оцинкованных сталей;
  • — на эпоксидной основе — Б-ЭП-0126, Б-ЭП-0147, Б-ЭП-069. Их наносят на стальные поверхности сухих отсеков, коффердамов, форпиков, ахтерпиков, цепных ящиков, топливных, балластных и других цистерн и танков;
  • — на эпоксиэфирной основе — ЭФ-069 и ЭФ-1219 для защиты от коррозии наружных надводных и внутренних поверхностей корпуса.

Для нанесения на поверхности с остатками прочнодержащейся ржавчины толщиной до 100 мкм используют грунтовки-модификаторы ржавчины: «Коррина», ВД-К4-0184, ЭВА-0112, ЭВА-01 ГИСИ, ЭП-0199.

Фосфатирующие грунтовки характеризуются тем, что их защитная пленка образуется в результате химического воздействия грунтовки на грунтуемую поверхность. К ним относятся грунтовки ВЛ-02 и ВЛ-023 зеленовато-желтые и защитно-зеленые. Их наносят при температуре — 10. +30°С под любое лакокрасочное покрытие на углеродистые стали, цветные металлы и их сплавы, а также на пластмассы, бакелитизированную фанеру и дерево. Протекторная защита от коррозии заключается в том, что окрашиваемый металл становится катодом и не корродирует, коррозии подвергается пигмент (цинковая пыль), выполняющий роль анода. Протекторные грунтовки применяют для покрытия металлоконструкций, подвергающихся постоянному действию влаги.

Шпатлевки — это густые замазки для выравнивания неровностей и шероховатостей окрашиваемой поверхности. Основными компонентами шпатлевки являются наполнитель (порошкообразный мел) и пленкообразователь (олифа или лак). Для улучшения качества шпатлевок в них обычно добавляют пигменты (сурик, белила, охру и др.). Шпатлевки не обладают высокими антикоррозионными свойствами, поэтому их наносят, как правило, поверх грунта, используя специальные деревянные, металлические или твердые резиновые пластинки — шпатели.

В зависимости от пленкообразователя шпатлевки бывают масляные, лаковые и синтетические. Масляные шпатлевки применяют для шпатлевания внутренних поверхностей, лаковые и синтетические как более стойкие к внешним воздействиям — для наружных. На судах широко применяют следующие шпатлевки:

ЭП-00-10 красно-коричневую (используют для выравнивания загрунтованных и незагрунтованных поверхностей, а также в качестве антикоррозионного покрытия поверхностей трюмов, предназначенных для перевозки химических грузов; наносят кистью, валиком или краскораспылителем);

ПФ-00-2 красно-коричневую (для нанесения на металлические и деревянные поверхности).

Указанные шпатлевки используют также для заделки незначительных повреждений стеклопластиковых покрытий.

На подводные части и ледовые пояса ледоколов, а также на пояса переменных ватерлинии судов ледового плавания наносят специальные водостойкие шпатлевки (например, «Инерта-160», «Филл»).

Инструменты, применяемые при ручной и механизированной окраске

Окрасочные работы на судне включают в себя подготовку поверхностей к окраске, подготовку лакокрасочных материалов и инструмента, нанесение грунтовок, шпатлевание и окраску поверхностей.

Подготовка поверхностей к окраске заключается в тщательной очистке ранее окрашенных поверхностей от пыли, грязи, ржавчины и непрочно держащейся краски. В судовых условиях эту работу выполняют вручную или механизированным способом с применением соответствующих инструментов.

Кирка (рисунок 10, а) — ручник с заостренными в различных плоскостях концами. Она служит для ручной обивки толстых рыхлых слоев ржавчины на небольших площадях и в местах, где применение механизированного инструмента затруднительно или малоэффективно.

Металлические щетки (рисунок 10.1, б) применяются для окончательной зачистки металлических поверхностей от ржавчины и старой краски.

Скребки (рисунок 10.1, в) — стальные с заточенными краями прямые и загнутые полосы или насаженные на рукоятки треугольные стальные пластины. Они используются для удаления вручную небольших слоев ржавчины и непрочно держащейся краски.

Шпатели (рисунок 10.1, г) — стальные или деревянные лопатки для нанесения шпатлевки на подготавливаемую к окраске поверхность. Деревянными шпателями наносят обычно первый слой шпатлевки, а металлическими — последующие слои.

Цикли (рисунок 10.1, д) — тонкие стальные пластинки, которыми удаляют слои старой краски и лака с деревянных поверхностей.

Пневматические молотки (рисунок 10.1, е) — механизированный ручной инструмент ударного типа. Молоток имеет один или несколько стальных бойков с насечкой, которые приводятся в действие сжатым воздухом. Боек совершает от 1 тыс. до 6 тыс. ударов в минуту, удаляя даже прочно держащиеся на металле окалину и ржавчину.

Пневматические щетки (рисунок 10.1, ж) и шарошки (рисунок 10.1, з) — механизированные ручные инструменты с пневматическими роторами, которые приводят во вращение кольцевые металлические щетки или специальные шарошки. Шарошки применяются для удаления слоев непрочно держащейся ржавчины, а щетки — для окончательной зачистки поверхностей.

Электромеханические щетки и шарошки имеют то же назначение, что и пневматические, и конструктивно отличаются тем, что валик, на который насажена щетка или шарошка, приводится во вращение электрическим, а не пневматическим двигателем.

Инструменты для подготовки поверхности к окраске

Рисунок 10.1 Инструменты для подготовки поверхности к окраске

Малярные кисти выпускают различных размеров и формы.

Маховые кисти (рисунок 10.2, а) — самые большие круглые кисти, изготавливаемые из свиной щетины или конского волоса и используемые для окраски больших поверхностей.

Кисти-ручники (рисунок 10.2, б) — средние по размеру кисти с мягким упругим волосом. Их изготавливают различных форм и размеров. Внутри ручника имеется полость, которая является как бы запасным резервуаром для краски. Такие кисти применяют для окраски внутренних помещений, надстроек, подволоков и т. д.

Рисунок 10.2 Малярные кисти

Филеночные кисти (рисунок 10.2, в) — небольшие круглые или плоские кисти из щетины.

Трафаретные кисти (рисунок 10.2, г) аналогичны ручникам, но имеют более короткую и жесткую щетину с тупым обрезом. Их применяют для окрашивания по трафарету.

Флейцы (рисунок 10.2, д) — плоские кисти из длинного и мягкого барсучьего волоса.

Торцовые кисти (рисунок 10.2, е) — кисти с коротким жестким волосом, по виду напоминающие щетки. Их используют для обработки поверхностей с целью уменьшения глянца покрытия.

Валиковые кисти (рисунок 10.2, ж) — вращающиеся на ручках пластмассовые валики, обтянутые цигейкой, стриженой овчиной, искусственной тканью или пористой резиной. Их применяют для окраски больших поверхностей.

Разделочные кисти — небольшие кисти из беличьего или конского волоса, которые используют при разделке окрашиваемых поверхностей под ценные породы дерева. Для этой же цели применяют гребешки, изготовленные из дерева, листовой стали, пластмассы или резины.

Маркировочные кисти — небольшие кисти с коротким барсучьим, хорьковым или искусственным волосом с острым обрезом. Их применяют для нанесения надписей и цифр.

Новые кисти рекомендуется некоторое время использовать при подготовительных работах и только после того, как они немного обработаются и станут более эластичными, их можно применять для окраски. После работы кисти тщательно отжимают, освобождая от остатков краски, промывают. После работ с эмульсионными красками кисти промывают сначала теплой водой, затем водой с мылом, а после окраски масляными красками — уайт-спиритом, скипидаром или керосином. От остатков спиртовых лаков кисти отмывают ацетоном. Остатки нитролака, нитроэмали, эпоксидных составов отмывают соответствующими растворителями. После полного удаления краски промывкой кисть отжимают и досуха вытирают ветошью. На время непродолжительных перерывов в работе кисти можно оставлять в той же краске. Нельзя хранить кисти в керосине или растворителях, так как это ухудшает качество щетины и волоса. Отмытые от краски и просушенные обычные кисти хранят так, чтобы волосяная часть не деформировалась, валиковые кисти хранят в подвешенном состоянии.

Краскораспылители — аппараты для механизированной окраски. Они подразделяются на пневматические краскораспылители и установки безвоздушного распыления.

Пневматические краскораспылители, различаясь по конструкции, имеют общий принцип работы. Он заключается в том, что к выходному соплу в головке (форсунке) пистолета краскораспылителя по различным каналам внутри корпуса подаются одновременно под давлением краска и воздух. Проходя через сопло с большой скоростью, воздух захватывает частицы краски и выбрасывает ее из аппарата в виде распыленной струи — факела. Краска под давлением подается различными способами: от отдельно расположенного красконагнетательного бака (в краскораспылителе КР-20), самотеком от съемного наливного бачка, установленного сверху на аппарате (в краскораспылителе СО-71), или по принципу эжекции из бачка, расположенного под распылителем (в краскораспылителях КР-10 и КР-30). Воздух под давлением подается в распылитель от компрессора. Для исключения загрязнения краски примесями воздух перед поступлением в распылитель проходит через масловодоотделитель.

Качество окраски краскораспылителем во многом зависит от правильного соотношения количества подаваемой краски и воздуха. При недостаточной подаче краски и избытке воздуха струя пульсирует, а при недостатке воздуха и избытке краски вылетает из распылителя в виде крупных брызг. В зависимости от конструкции краскораспылителя оптимальное соотношение количества подаваемой краски и воздуха достигается посредством редуктора на краскораспылительном бачке и масловодоотделителе или регулятора иглы форсунки. Для нанесения грунтовочного слоя пневматические краскораспылители не применяют, так как защитные свойства нанесенной ими грунтовки недостаточны. Грунтовку наносят обычной кистью или установками безвоздушного распыления.

Установки безвоздушного распыления применяются для нанесения лакокрасочных материалов при грунтовке и окраске подводной и надводной частей корпуса судна, надстроек, палуб, оборудования и др. На судах используются отечественные установки типов «Топаз», «Тон», «Кит», «Спрут» и др. Их общей особенностью является то, что лакокрасочный материал поступает в пистолет под большим давлением, чем обеспечивается высокое качество нанесения грунтовок и красок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *