Заржавела гайка на болте как открутить
Перейти к содержимому

Заржавела гайка на болте как открутить

  • автор:

Как открутить прикипевший болт или заржавевшую гайку

Со временем все металлические крепления окисляются, что вызывает затруднения при раскручивании. Далее мы познакомим вас с методами, как открутить болты, которые заржавели, в домашних условиях, не деформировав при этом детали.

Что такое гайка и болт?

Гайка относится к детали для крепления, которая может быть квадратной, круглой или многоугольной формы. Также элемент изготавливается по индивидуальному заказу с различными насечками и выступами определенной высоты. Чтобы зафиксировать детали при помощи гайки, потребуется гаечный ключ. Изделие используется только в сочетании с другими резьбовыми элементами — болтами, винтами или шпильками.

Болт — крепежный элемент, выполненный из металла. Деталь состоит из стержня цилиндрической формы с наружной резьбой и шляпки. Используется для закрепления любых изделий. Основная задача болта — фиксация деталей в одной точке.

Эти детали очень часто применяются в промышленности, бытовых целях, электротехнической сфере и других областях.

Проблемы с заржавевшими болтами, гайками или другими резьбовыми крепежами

Практически все элементы, используемые в качестве крепежей, изготавливаются из металла, поэтому подвержены коррозии. Нередко гайки и болты применяются в автомобильных узлах, которые подвергаются воздействию влаги, что становится причиной образования ржавчины. Помимо этого, болты могут и прикипеть. Это приводит к тому, что возникают проблемы с выкручиванием.

Для автомобильных механизмов проблемы создают различные реагенты, которыми посыпают дороги в зимнее время года — соль, песок и химические составы. Такие вещества пагубно воздействуют на металл и ускоряют образование ржавчины.

Еще одна причина образования коррозии на крепежах автомобиля — потеря герметичности патрубков системы охлаждения. Залитая в бачок вода из-за разгерметизации трубок попадает на места соединений, что приводит к появлению ржавчины, а затем к трудностям при откручивании элементов.

Кроме автомобильной промышленности, гайки и болты применяют при монтаже системы отопления или водоснабжения, например, при устройстве домашнего водопровода, установке унитаза или раковины. Если использовать некачественные патрубки с резьбовыми соединениями, в итоге металлические элементы заржавеют, что станет причиной сложности при откручивании крепежных деталей. Та же ситуация возникает при длительной эксплуатации патрубков, соединенных при помощи резьбовых крепежей.

Причины, по которым не удается открутить прикипевшую гайку (болт)

Очень часто соединения с резьбой не поддаются раскручиванию. Причинами тому могут стать:

  • механические повреждения деталей вследствие сильного сдавливания или удара;
  • закручивание не по резьбе с чрезмерным усилием;
  • попадание в элементы соединения песка, соли и прочих твердых частичек;
  • образование ржавчины на поверхности болтов, патрубков и гаек из-за постоянного контакта с водой;
  • прикипание резьбовых соединений из-за воздействия высоких температур.

Проблема со ржавыми соединениями знакома практически каждому, особенно автовладельцам. Дело в том, что гайки и болты изготавливаются, как правило, из углеродистой стали. При долгом контакте материала с кислородом и водой происходит окисление и образование ржавчины, после чего пораженные детали сложно сдвинуть с места, а иногда и вовсе невозможно.

Многие производители выпускают крепежные элементы из нержавейки, но и это не гарантирует отсутствие проблем с раскручиванием. Кроме воды, в резьбовое соединение могут попасть твердые инородные частички (песчинки, соль и прочее), что приводит к заклиниванию крепежей при раскручивании.

Чего нельзя делать?

Ошибка многих новичков в том, что они пытаются выкручивать старые крепежи при помощи силовых способов. Это только усугубляет ситуацию и часто приводит к поломке элементов. Чтобы этого не произошло, важно подходить к решению проблемы без спешки. Если сломать изделие, придется применять более глобальные методы, например, высверливание крепежей в специализированном сервисе. Кроме того, что откручивание с усилием приводит к поломке гаек или болтов, это еще может стать причиной повреждения близлежащих узлов и дополнительных финансовых вложений.

Химические средства для выкручивания болтов и гаек

К наиболее популярным и результативным средствам относятся:

  • Силиконовая смазка WD-40. Многофункциональный состав для решения многих задач. Второе название — вытеснитель воды. Универсальная проникающая смазка хорошо подходит для того, чтобы раскрутить заржавевший болт в кране и других узлах, контактирующих с влагой. Подробнее о смазках «Жидкий ключ» читайте в статье.
  • Горючие смеси. Это может быть бензин, керосин, солярка или, например, скипидар. Средства помогают не во всех случаях, но отказываться от их применения не стоит.
  • Растворы на основе кислоты. Если окисление незначительное, можно попробовать открутить старую резьбу с помощью раствора лимонной кислоты, уксуса, а также 5% соляной кислотой, в составе которой есть ингибитор коррозии — уротропин.
  • Coca-Cola. Среди составляющих напитка есть ортофосфорная кислота. Именно она хорошо справляется со ржавчиной и окислительными процессами.

После того, как вы определитесь со средством, нанесите его на пораженный участок не меньше, чем на 15 минут. Этого времени хватит, чтобы компоненты проникли в резьбовое соединение и начали свое действие. По истечении указанного времени возьмите любой тяжелый предмет и потихоньку обстучите крепление со всех сторон. После этого аккуратно расшатайте ржавую гайку и попробуйте ее раскрутить.

Если с первого раза не получилось, повторите процедуру несколько раз. Для усиления эффекта состава можно обработать им ветошь и обмотать поврежденные крепежи на 10 минут. Если и это не помогло, ознакомьтесь с методами, представленными ниже.

5 рабочих способов открутить болты и гайки, которые заржавели

Нагрев элементов

В этом случае следует прогреть гайку, а затем приступать к ее раскручиванию. Нагреть элемент можно при помощи обычной восковой свечи, зажигалки, паяльника или газовой горелки. Во время прогрева ржавчина начинает деформироваться, что приводит к снижению ее сдерживающей силы.

Помните, что использовать этот способ при близком расположении изделий из дерева или деталей, покрытых лакокрасочными материалами, запрещено. Нагревание приводит не только к их порче, но и возгоранию. Также запрещено проводить процедуру во время работающего двигателя и выхлопного коллектора.

Чашечка из воска

Сложная и кропотливая процедура, но такой метод часто выручает при обширной ржавчине. Чтобы раскрутить элементы, сделайте из воска или обычного пластилина небольшую чашечку и оденьте на гайку. После этого возьмите раствор 5% серной кислоты и залейте ее в чашечку, постепенно добавляя цинк. Такой состав обеспечивает гальванических эффект, позволяет растворять ржавчину и беспрепятственно выкручивать детали. Работайте с кислотой предельно аккуратно. Чтобы не повредить кожу рук, обязательно наденьте резиновые перчатки.

Обстукивание

Проводится аккуратно с небольшим усилением. Чтобы открутить прикипевший винт, аккуратно постукивайте по его периметру любым тяжелым предметом или молотком. Это приводит к деформации ржавчины и ее рассыпанию. Проводите процедуру крайне осторожно, чтобы не повредить грани крепежа, потому что раскрутить деформированный шуруп или другой крепежный элемент будет еще сложнее. Старайтесь работать поэтапно — отстучали, затем пробуйте открутить, после этого опять следует отстукивание-раскрутка и так далее. Если сильно отстучать и начать резко выкручивать элемент, можно его сломать.

Закрутка гайки

Для начала закрутите гайку с приложением максимального усилия, а затем расшатайте соединение и приступайте к раскручиванию. Таким образом можно сместить слой ржавчины, которая препятствует раскрутке. Следите, чтобы во время закручивания не было хруста. Он говорит о чрезмерном усилии, которое может привести к поломке элемента. Такой способ можно сочетать с химическими составами, например, силиконовой смазкой. Она наносится после того, как вы закрутите гайку и приступите к раскручиванию.

Разрушение

Такой способ применяется в крайнем случае, если вышеперечисленные манипуляции не помогли. Перед высверливанием прислоните сверло нужного диаметра к центру болта и слегка ударьте по нему молотком, чтобы углубить изделие. Начинайте высверливание сверлом подходящего размера, а затем меняйте его на изделие большего диаметра.

Работайте так, чтобы дрель не отклонялась в стороны. Высверливать нужно строго посередине. Нельзя сразу использовать сверло большего размера, потому что можно сильно деформировать крепежный элемент, что приведет к его поломке.

Полезные советы

Часто многие сразу прибегают к крайним мерам. Не спешите этого делать, так как можно воспользоваться и другими вариантами. Они уступают по эффективности предыдущим, но могут помочь именно в вашем случае.

  • Открутить заржавевшее крепление можно при помощи газового (разводного) ключа
  • Если болт небольшого диаметра, прислоните к нему зубило под углом и ударьте несколько раз молотком в сторону раскручивания.
  • Сделайте на головке болта маленький пропил болгаркой, а затем попробуйте выкрутить элемент при помощи отвертки.
  • Для раскручивания используйте инструмент с длинной рукояткой или специальной насадкой.
  • Чтобы не сорвать головку, выполняйте раскручивание гайковертом. Если элемент все-таки повредился, можно использовать шпильковерт.
  • Раскручивайте деталь аккуратно с постепенным нарастанием усилия. Во время процедуры можно расшатывать болт, но только так, чтобы не сорвать резьбу.
  • Лучше использовать рожковые ключи, так как они плотнее других обхватывают шляпку болта.

Также можно использовать специальный термоключ ASTROhim. Его наносят на заржавевшую деталь на несколько секунд, после чего приступают к раскручиванию.

Не забываем о профилактике

Способы удаления заржавевших деталей есть, но, как ни крути, нужно прилагать усилие и тратить время. Чтобы этого избежать, лучше придерживаться профилактических мер.

  • Гайки, удерживающие глушитель в авто или колеса, обрабатываются антикоррозийными средствами, а затем солидолом.
  • Скопившиеся на деталях пыль, песок и прочие загрязнения ускоряют процесс окисления и увеличивают риск образования ржавчины, поэтому следует чаще мыть не только отдельные узлы, но и весь авто.
  • Используйте только качественные крепления с высоким классом прочности. Экономия на болтах и гайках может привести к их преждевременной поломке и повреждению близлежащих узлов.
  • Если есть возможность, храните транспортное средство в гараже. Частые осадки пагубно влияют не только на кузов, но и на крепежи.
  • Следите за сантехникой. Если кран на кухне или в ванной комнате потек, лучше заблаговременно устранить неполадки. Для этого придется снимать смеситель и менять прокладки. Таким образом вы спасете не только изделие от преждевременной поломки, но и крепежные элементы от образования ржавчины.
  • Применяйте надежные инструменты. Они стоят недешево, но в процессе эксплуатации показывают себя только с положительной стороны.

Если речь о патрубках с резьбовым соединением, регулярно проверяйте, чтобы на них не было подтеков. При необходимости проводите своевременную замену прокладок и прочих деталей, обеспечивающих герметичность соединений.

Что лучше — раскрутить или срезать головку болта?

Если заржавел или прикипел болт, чтобы не тратить время, многие пытаются срезать его болгаркой, однако не следует этого делать. После срезания головки крепление не всегда получается удалить легко и просто, поэтому иногда приходится извлекать его с усилием. Кроме того, малейшая ошибка при работе с болгаркой может привести к порче соседних узлов, и соответственно — к большим затратам. Поэтому сначала попробуйте все возможные варианты, а при отсутствии нужного эффекта уже применяйте крайние меры.

Как открутить заржавевший болт

Многие люди встречаются с такой мелкой проблемой, как заржавевший болт. Попытки открутить его приводят к неудачам и заставляют испытать массу неудобств. Первопричиной данной трудности является некачественный элемент, изготовители которого, как правило, не обрабатывают детали для того, чтобы защитить их от коррозии. Ниже, мы представляем несколько рекомендаций, помогающих устранить данную трудность, и что еще значительнее, снизить шанс её возникновение в дальнейшем.

Методы устранения ржавчины

Для того чтобы отвинтить ржавый болт или прикипевший элемент, необходимо воспользоваться следующими советами:

  1. Осуществить подготовку крепежа к отвинчиванию. Провести смазку заржавевшей гайки или болта при помощи тормозной смеси, скипидара, олеиновой кислоты или керосина. Рекомендуется обмотать заржавевшую деталь отрезком ткани, который заранее пропитывается одним из выбранных веществ.
  2. Применять для открутки заржавевших деталей, необходимо только высокоэффективный инструмент в виде головок, газовых или накидных ключей.
  3. Отвинчивание детали осуществляется одновременно с её раскачкой. Данное действие помогает прорезанию резьбы и проникновению смазки во внутрь.
  4. Отстукивание заржавевшего болта является еще одним действенным методом. Помимо этого, процесс не требует наличия специального навыка или определенных знаний относительно теоретического стороны работы. Несколько сильных ударов по детали через наставку, выполненную из цветной стали могут помочь решить проблему.
  5. Использование рычага. Наиболее популярным методом откручивания заржавевших болта является рычаг. В виде подобного механизма используют стальную трубку, которая надевается на ключ. По поверхности крепежа и вокруг него проводится зачистка при помощи щетки с металлическим ворсом. Применять рекомендуется накидные ключи, однако в редких случаях, могут подходить и рожковые. Все действия должны быть аккуратными. Самое основное — это не переборщить. Сильная нагрузка на заржавевшую деталь может спровоцировать следующее ряд необратимых процессов.
  6. Заржавевший не откручивающийся крепёжный элемент, поможет отвинтить обычный столовый уксус. На резьбовое соединение необходимо налить уксус и оставить его на 15-20 минут. За это время, уксус сможет подорвать коррозию и ослабить элемент крепления.
  7. Coca-cola является одним из наиболее популярных средств устранения заржавевшего болта. Она содержит ортофосфорную кислоту, которая действенно используется в промышленности с целью обезжиривания и чистки металлической поверхности от ржавых пятен. Процедура чистки такая же и со столовым уксусом.

Что делать, если болт сильно заржавел?

Для более запущенного случая, такие рекомендации могут оказаться не эффективными. Поэтому необходимо использовать другие более хитрые способы:

  • Метод русский ключ. Срубить деталь используя зубило и молоток.
  • Нагреть заржавевший болт. Осуществляется нагрев детали при помощи паяльника, промышленного фена или газовой конфорки, после чего проводится его отвинчивание.
  • Пластилиновый или восковой бортик. По диаметру гайки или болта выставляются бортики во внутрь которых закладывается некоторое количество цинковой опилки и серной кислоты. Кислота разъедает коррозию, а цинк помогает сберечь элемент от полной деформации. По истечению 24 часов элемент можно просто раскрутить.

Возможно возникновение положение, в ходе которого элементы крепления срывается в попытках его отвинчивания и на его шляпке или поверхности вокруг, остаётся остаток детали. Их устранение, как правило, производится несколькими методами.

Во-первых, необходимо обратно аккуратно приварить гайку к остатку крепежной системы, и последующее откручивание детали, исключительно, следуя рекомендациям, которые мы указали выше. Во-вторых, выкручивание стального наконечника и удаление механическим способом остатка резьбы на болте.

Идеальный метод устранить проблему — предупредить её. Для того чтобы справиться с проблемой, рекомендуется заранее думать о том, какие действия необходимо осуществлять для того, чтобы избежать её и обезопасить крепёжный элемент для продолжительной эксплуатации. Для этого нужно принять во внимание следующие советы:

  • Использовать исключительно качественный инструмент.
  • При закручивании детали применять смазочный материал.
  • Приобретать только качественный крепеж у проверенного производителя.

Компания «Машкрепеж» предлагает широкий выбор метизов, которые соответствуют всем показателям ГОСТа и проверены многими покупателями. Производитель зарекомендовал себя как надежный поставщик крепежных систем.

Как открутить ржавую гайку или болт

Проблема заржавевших крепёжных приспособлений обычно возникает при демонтаже конструкций. Коррозия превращает болты с накрученными на них гайками практически в единое целое. Это значительно затрудняет процесс демонтажа, но не делает его невозможным. Конструкции можно разбирать без повреждения основных элементов, если знать, как открутить ржавый крепеж. Для решения проблемы ржавого крепежа используются как механические методы, так и применение химических веществ, растворяющих ржавчину.

Средства и методы для выкручивания ржавого крепежа

  • Самым простым способом воздействия на ржавую гайку является рычаг. На зачищенное от ржавчины крепление накидывается гаечный ключ, , на рукоятку которого надевается труба. Такое удлинение ручки помогает гораздо легче разъединить проржавевшие детали, скрепленные гайками.
  • Для откручивания можно попробовать нагреть гайку. Металл разогревается. После этого с помощью воротка производится аккуратное скручивание с болта. Если углы стёрты, можно попробовать использовать торцевую головку. Нагреть гайку можно паяльной лампой или обычно свечой. И важно сделать это только с одной стороны. Тогда она расширится, и расширение повредит коррозионный слой, после чего раскрутить крепеж будет легче. Только перед этим нужно облить нагретый участок холодной водой. Метод действенный, но не подходит в случаях, при которых важно не испортить закалку металла.
  • Применение зубила для откручивания. В данном случае происходит разрушение соединения и увеличение диаметра гайки. Для этого на её гранях выбиваются канавки, благодаря чему она со временем ломается, высвобождая болт. Дрель или болгарка тоже подойдут. Высверленные отверстия или пропиленные борозды окажут тот же эффект. Головка болта может тоже приржаветь к металлу, поэтому после проделанной процедуры его можно попробовать выбить из отверстия.
  • Откручивание с применением WD-40. Метод достаточно популярен, его цена относительно низкая. Средство нужно распылить на проблемный участок с гайкой. Спустя примерно 20 минут деталь уже будет откручиваться. Для этих же целей можно использовать керосин.
  • Различные кислоты тоже помогут помочь в откручивании. Делается пластилиновый бортик вокруг болта или гайки. Туда наливается серная, уксусная, лимонная или другие кислоты. Кусок цинка запускает процесс. Спустя сутки можно скручивать гайку.
  • Популярен способ “от противного”, когда вместо того, чтобы расшатать гайку или другое крепление, его закручивают до упора. Это делает ход крепежного элемента более свободным, что в итоге помогает вытащить его.

Снятие гайки комбинированным методом

Механическое воздействие на гайку, покрытую ржавчиной, показывает хорошие результаты, но бывает, что грубая сила недопустима, так как демонтаж нужно производить с осторожностью. Если нужно разъединить приржавевшие элементы без грубого воздействия, помогут химические методы.

Так, если нужно открутить застрявшую гайку, подойдет торцевой или накидной ключ с 6 или 12 точками контакта. Этим инструментом нужно поочередно затягивать и ослаблять резьбу резкими движениями. Но этот метод подойдет только в случаях с небольшим слоем ржавчины. Иначе грубая сила может привести к тому, что при попытке открутить крепежный элемент слетит резьба.

Если такое воздействие не дало результатов, пройдитесь по поверхности гайки металлической щеткой и нанесите на нее WD-40, керосин, скипидар или солярку. Выждав 15 – 20 минут, слегка постучите молотком по гайке, чтобы сбить верхний слой коррозии, и далее снова попробуйте применить ключ. Дополнить эту схему можно рычагом, как описано в первом пункте списка, который указан выше.

Обратите внимание! Чтобы открутить гайку с помощью химических веществ, нельзя использовать литол и солидол. Они быстро затвердевают, из-за чего открутить ржавый крепеж становится невозможно.

Не только кислоты могут помочь вытащить гайку. Другая химия, которая доступна в магазинах, тоже демонстрирует хорошие результаты. Так, автомобилисты используют собственную методику, которая помогает вынимать застрявшие крепежные элементы. Их обрабатывают раствором из масла для КПП и ацетона в соотношении 1 к 1. Проблемный участок смазывают этой смесью несколько раз с перерывом в 40 минут или дольше. А после обработки по крепежу делают несколько ударов инструментом.

Что нельзя делать для откручивания

При проведении демонтажа и скручивании болтов есть некоторые нюансы. Главное – не использовать детали, тронутые ржавчиной, а при раскручивании заржавевших не наносить растворы на неочищенные поверхности. Если потребуется выбить болт, не следует применять молоток, не надев бронзовую накладку – она позволит не испортить инструмент.

Все описанные выше методы эффективны. Но лучший метод борьбы с коррозией – ее предотвращение. Профилактика заключается в соблюдении трех простых правил, которые избавят от необходимости возиться с испорченными коррозией деталями:

  1. использовать качественный крепеж;
  2. затягивать крепления в соответствии со степенью затяжки аналогичных резьбовых соединений;
  3. перед закруткой обрабатывать деталь смазкой.

На нашем сайте есть все для начала эффективной профилактики. Это качественные крепежные элементы надежных производителей, соответствующие необходимым стандартам.

Приржавел болт или гайка — способы откручивания

Прикипела гайка

Болт заржавел или прикипела гайка – довольно частая проблема, с которой можно столкнуться при ремонте или замене устаревших механизмов, конструкций, труб. Чаще всего этому подвержены такие метизы как болт, гайка, шайба, шпилька, анкер. Кроме проблемы открутить есть еще проблема как не сломать болт или что еще хуже не повредить саму конструкцию или место крепления. Для начала вам понадобится разводной или гаечный ключ, причем некачественный инструменты (металлические прессованные) сами могут сломаться, так как в случае прикипания может потребоваться значительное приложение усилий.

Для начала можно просто, прикладывая усилие инструмента к крепежному элементу, крутить вперед-назад, можно иногда постукивать по крепежу. Постукивания и другие вибрации всегда очень положительно влияют на процесс откручивания. Если это не помогает, переходим к следующему варианту. Нужно нанести смазку WD, бензин, керосин, скипидар, олеиновую кислоту – одно из. Или накрыть ржавый крепеж тряпочкой, смоченной этими веществами на пару часов. Постукивание, опять же, будет способствовать образованию микротрещин и прониканию веществ внутрь резьбы. Снова пробуем открутить заржавевший болт или гайку инструментом. Чтобы было легче открутить заржавежшую гайку можнт на ее грани сделать насечки и попробовать ударами немного сбить ее.

В случае неудачи, дальнейшим этапом будет нагревание ржавого крепежа паяльником, промышленным феном или горелкой. Металл расширится и, возможно, слой ржавчины растрескается, немного остыв, позволит открутить болт или гайку, или же еще раз повторить этап со смазкой в более хороших условиях.

Есть еще один более трудоемкий вариант – вокруг крепежа делается чашечка из кислотоупорного материала (воск, пластилин) в чашечку заливается раствор серной кислоты и бросается кусочек цинка. В результате химической реакции кислота разрушает ржавчину, а цинк растворяется и реагирует с железом, образуя цинковое покрытие. Поэтому болт не должен сильно пострадать от кислоты.

Чтобы прикипание болта или гайки не происходило совсем надо при монтаже крепежного соединения нанести на резьбу любую жировую смазку (вазелин). Тогда даже через много лет нахождения на открытом воздухе у вас не будет проблемы, как открутить заржавевший болт или гайку и существует возможность сломать крепеж или повредить конструкцию.

  • Войдите, чтобы оставлять комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *