Как настроить трубу духовую
Перейти к содержимому

Как настроить трубу духовую

  • автор:

Строй и интонация на трубе

Трубач — солист духового, эстрадного, симфонического оркестра – должен следить за интонацией не только на своем инструменте, но и за чистотой строя всей группы трубачей. Исполнение интервалов в аккордах, выдержанных гармониях, в подголосочной или имитационной полифонии требует совершенно иной природы звуковысотного интонирования. В музыке гомофонно-гармонического склада каждый голос партии трубы представляет собой своего рода мелодию-горизонталь. Но если эта горизонталь не выполняет роль контрапунктического голоса, интервалы, ее составляющие, теряют свободно-интонируемую мобильность. Они начинают интонироваться по вертикали, как аккордовые созвучия. В данное случае в действие вступают закономерности чистого строя.

Гармонические интервалы интонируются в более ограниченной зоне и более строго, стабильно по сравнению с мелодическими, так как акустико-психологическая основа их интонирования совершенно отлична.

Простейшим видом аккорда является трезвучие до мажора. Звук до — основной тон. Он требует устойчивой интонации. Хоровики говорят: терция «делает» аккорд. Звук ми должен иметь тенденцию к повышению. Соль требует устойчивого интонирования. Законы ладового тяготения распространяются и на все обращения трезвучия:

Строй и интонация на трубе

Для минорного трезвучия характерна несколько заниженная терция.

Таким образом, звуковысотный слух трубача развивается на основе ладомелодических и ладогармонических функциональных тяготений звуков и аккордов. Он связан с эмоциональным характером мелодического движения в процессе интонирования музыкальных построений, является основой и составной частью более сложных, воспитываемых годами видов музыкального слуха — мелодического и гармонического. Исполнительство на трубе предполагает различные закономерности звуковысотного интонирования мелодий и интервалов в аккордах. Вариантное разнообразие интонаций, возможное на трубе, позволяет исполнителю играть на этом инструменте с относительно фиксированным строем так же чисто и выразительно, как это возможно на инструментах со свободной нефиксированной интонацией.
Огромную роль играет интонация как средство музыкальной выразительности. Трубач должен обладать способностью сознательно интонировать то или иное мелодическое построение. Мелодия пошла вверх, интонация тоже, и наоборот, мелодия спускается вниз, интонация тоже. В музыке есть звуки более важные и менее важные. Есть опорные и вспомогательные, кульминационные. Для слуха важна направленность движения и цель движения. Опорные звуки при движении мелодии вверх должны быть несколько завышены. Вот, например, начало из этюда № 2 В. Щёлокова:

Строй и интонация на трубе

Без интонационного завышения опорных звуков трубач не сможет добиться здесь передачи необходимого настроения — полетности, напряженности, драматизма. Все это сразу пропадает, если последовательно идущие звуки ля, ре и ля будут соответствовать равномерно-темперированному строю или даже занижены. Звуковысотная интонация здесь выступает как яркое средство музыкальной выразительности. Конечно, завышение опорных звуков должно проходить в рамках зоны, иначе игра становится фальшивой.

Понятие «строй» в педагогике можно трактовать по-разному. Строй — это эталон звучания ля первой октавы с частотой 440 кол/сек. Строй — это настройка инструмента, например трубы, в соответствии с равномерно-темперированным строем фортепиано, настройка на звук гобоя ля первой актавы в оркестре. Строй — это система высотных отношений хроматического звукоряда трубы. Здесь строй совпадает с понятием «интонация», одно из определений которой включает в себя высотную организацию музыкальных тонов по горизонтали.

При игре на струнных инструментах точность интонирования в основном зависит от слуха и навыков исполнителя. На точность же интонирования на трубе влияют добавочные факторы, не поддающиеся воздействию исполнителя. Такими факторами являются конструктивные особенности инструмента, температурные влияния и высота камертона, принятая как эталон в том или ином музы¬кальном учреждении или в оркестре, в учебном заведении.

Как указывалось выше, многие духовые инструменты могут обеспечить правильное интонирование звукоряда не выше строя 440 — 442 кол/сек. Повышение строя на трубе за пределы установленной нормы ведет к нарушению чистоты интервалов всего звукоряда. То же самое происходит при занижении общего строя.

При подстраивании трубы исполнитель может подтянуть отдельные звуки до любого заданного строя. Но избежать многих интонационных неточностей, возникающих вследствие отклонения от строя, на который сконструирован данный инструмент, трубач не в состоянии.

Для того чтобы научить ученика подстраивать инструмент, необходимо воспитать у него определенный слуховой навык. Первое, что требуется от начинающего трубача, это слышать и различать, выше или ниже интонационного уровня определенного звука фортепиано звучит его инструмент. При этом создается много трудностей, среди них различие тембровых окрасок звука, неустойчивость выдоха (у начинающих), наличие вибрато в звуке, контрастность динамики и т. д. Поэтому педагог при развитии навыка подстройки инструмента должен руководствоваться главными, решающими положениями, от которых надо отталкиваться в повседневной практической деятельности.

На трубе в строе Си-бемоль основным звуком, который следует подстраивать в первую очередь, является до второй октавы. В симфоническом оркестре все инструменты, в том числе и трубы, настраиваются на звук ля (си первой октавы на трубе в строе Си-бемоль).

Это происходит потому, что так удобнее подстраивать (выстраивать) струнные инструменты — скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Для медных духовых этот звук крайне неудобен. Поэтому при занятиях в классе (концертном исполнении на эстраде, в духовом оркестре трубачи обычно подстраиваются на звуке си-бемоль (до на трубе в строе Си-бемоль).

Есть инструменты, у которых интонационный строй натурального звукоряда несколько нарушен и до второй октавы интонационно завышено. Тогда, подстроив звук до второй октавы, необходимо произвести дополнительную подстройку по звуку си и затем, определив средний уровень выдвижения общей кроны, найти нужный строй.

При подстройке общего интонационного уровня инструмента важно соблюсти следующий порядок. Звук си-бемоль берет концертмейстер; услышав его и осознав, оценив мысленно, трубач извлекает до второй октавы на трубе. Навык, выработанный временем, помогает мгновенно определить, выше или ниже воспроизведенный звук, и в соответствии с этим задвинуть или выдвинуть общую крону инструмента. Накопленный в процессе занятий опыт поможет исполнителю точно замерить расстояние движения общей кроны. Второе воспроизведение звука на рояле и повторение его с солистом — это уже проверка проделанного подстраивания и более тщательная регулировка общей кроны.

Настраивание трубы в два приема, при двукратном повторении звука си-бемоль концертмейстером и солистом — привилегия уже опытных музыкантов. Но к этому надо стремиться, этому необходимо обучать. На международном конкурсе «Пражская весна» первый тур прослушивания обычно проходит анонимно, то есть исполнитель играет на эстраде, закрытой от членов жюри ширмой. Поэтому по условиям конкурса подстройка инструмента регламентируется двумя ля фортепиано и двумя си солиста.

Иногда при настройке инструмента создается впечатление, что ученик (солист) настраивает не свой инструмент, а рояль. Он первым берет звук, еще не услышав фортепианного си-бемоль, затем опять его повторяет, не слушая и не анализируя необходимого звуковысотного соотношения. Это часто происходит при концертном выступлении, когда ученики не могут совладать с охватившим их волнением.

Подстройка инструмента требует от трубача четкой и определенной атаки звука, ровного, «плоского» его продолжения. Звук нужно брать в нюансе mezzo forte. Ни в коей мере нельзя его форсировать или извлекать слишком тихо. Звук следует исполнять легко, свободно, без нажима мундштука на губы. По тому, как настраивается тот или иной трубач, уже можно предположить наличие у него определенных профессиональных качеств, культуры извлечения и ведения звука.

Следует всегда помнить, что, когда ученик начинает играть, инструмент бывает холодный и потому настроен несколько ниже. После исполнения нескольких тактов он нагревается и его строй соответственно повышается. Поэтому исполнитель должен строга следить за интонацией и постепенно немного выдвигать крону общего строя.

Ю. А. Усов
«Методика обучения игре на трубе»

Уход за духовой трубой — смазка, масло, ершики

В связи с многочисленными вопросами на тему ухода за инструментом, я предлагаю Вашему вниманию документ, который я нашел в своем архиве. Этот документ представляет собой инструкцию по пользованию инструментами фирмы Bach. Речь в ней идет о правильном уходе за трубой — о смазке, масле и ершиках. Скорее всего, то, что Вы прочтете, является переводом с английского, который я не решился редактировать, т.е. тот текст, который переводчик посчитал в данном случае наиболее верным, я предоставляю для Вас. Так же, как мне кажется, данная инструкция прилагалась к инструментам, которые впервые попали в СССР, и, возможно, время написания этого документа – период, когда в Московские оркестры начали поступать эти инструменты, т.е. предположительно 70-е годы 20-го века.

Инструкция

Перед тем как использовать этот драгоценный инструмент, следует ознакомиться
с инструкцией по правильному уходу за Баховской трубой и корнетом.

Для того, чтобы достигнуть хороших исполнительских результатов, хорошего звучания, интонаций и удовлетворительной работы клапанов инструмент одолжен иметь хороший внешний вид и поэтому, следовательно, должен содержаться в большой чистоте и быть как следует смазанным. Перед тем, как начать пользоваться инструментом, его следует до краев наполнить тепловатой водой, чтобы устранить мелкие частицы пыли, которые могли попасть в инструмент за время транспортировки. Баховские клапаны являются продуктом точного изделия, способными не пропускать малейших доз воздуха. Для того,чтобы достичь надежной работы клапанов, следует:

  1. Сохранять пистоны и внутреннюю часть клапана в большой чистоте, свободными от коррозии, и старого масла и сухой слюны.
  2. Не пренебрегать частым смазыванием клапанов.

Густая смазка используется для крон

Для промывания инструмента нельзя пользоваться горячей водой, т.к. это может разрушить лак, политуру. Следует, насколько это возможно, вычистить гибкой щеткой внутреннюю часть инструмента и каждые две недели промывать мягкой мыльной водой, а затем прополаскивать холодной водой. Выпустив воду, следует абсолютно чисто вытереть пистоны, внутреннюю часть клапана чистым платком или крепкой сетчатой тряпкой из-под творога или сыра, которая свободна от ворсинок. Где это возможно, следует использовать металлический прут с ушком, которым снабжен каждый инструмент. Нельзя для протирания пользоваться грязными и масляными тряпками. После чистки не трогать пистоны пальцами, чтобы не оставлять на них пота или грязи. Перед тем, как вставлять пистоны с них следует сдуть попавшие во время чистки пылинки. На каждый пистон нужно употребить несколько капель баховского масла, вставить их, повернув несколько раз так, чтобы смазка распространилась равномерно. Не плевать на клапаны, т.к. слюна содержит кислоту, которая будет разъедать футляр клапана, пистоны и способствовать преждевременному изнашиванию внутренней части клапанного футляра. Слюна не годится как смазка для какого-нибудь механического приспособления. В течение первого дня пользования инструментом можно несколько раз повторить процесс чистки (возможно, каждый час), с тем, чтобы удалить маленькие частицы металла, которые стирают и изнашивают клапаны. В течение первых 2-х или 3-х недель пользования инструментом необходимо вытирать пистоны и клапанные футляры каждый день, даже если он и работают удовлетворительно.

Жидкое масло — для пистонов

Тяжелые накопления слюны или другой грязи могут быть причиной бедного звучания, плохой интонации, тяжелого отклика и мешать работе клапанов.
Ежедневные занятия на инструменте (ежедневное вдувание во внутрь инструмента) помогут удалить весь осадок и ускорить работу клапанов за короткий срок. Щелочная вода нейтрализует кислоту, слюны. Так, как два исполнителя не имеют одинакового пальцевого нажима, каждый исполнитель должен сам разработать клапаны своего инструмента. Для этого понадобится 2-3 недели. Никогда не пользуйтесь клапанами без смазки! Для чистки внутренней части клапанного футляра применяйте очистительный прут, предварительно обернув его тряпкой, которая не могла поцарапать клапанный футляр. Не пользуйтесь очистительным прутом для чистки трубочек в пистонах инструмента, т.к. им можно повредить пистон. Эти трубочки следует очищать протягиванием тряпки и мягкой щеточкой. Если после чистки действие клапанов все еще будет замедленным, уверьтесь еще в том, что отверстие внутри клапанного футляра, в которое вставляется звезда, является абсолютно чистым, и, если это необходимо, устраните загрязнение заостренной деревянной палочкой. Если вырезы загрязнены, то звезда не ляжет прямо, а будет в наклонной позиции скользить в пазах пружинного футляра и тормозить движение клапана. Пружины должны находиться прямо. Не заменяйте оригинальные баховские пружины пружинами другого сорта потому, что они могут толкать клапанную звезду в наклонной позиции. Не сжимайте пружины, надеясь, что клапанное действие сделается легким. Так как два исполнителя не имеют одинаковой слюны, советуем попробовать различные сорта масла для клапанов. Все эти предосторожности, а также лакировка инструмента способны противостоять как кислотным особенностям самого исполнителя, атак и атмосферным условиям, химическому состоянию местной воды, соленой воды (у моря) и надолго сохранить инструмент. А теперь в качестве наглядного пособия посмотрите два видеоролика, в котором профессионалы показывают и рассказывают, как правильно мыть инструмент.

Как настроить трубу духовую

Семилетков Александр Александрович

педагог дополнительного образования

(духовые инструменты)

МАОУ ДОД ЦДОД

«Межшкольный эстетический центр»

Особенности настройки духового инструмента

Способ исправления неточностей настройки инструмента взаимодействием напряжения губ и дыхания возможен в тех случаях, когда отклонение высоты звука от нормы незначительно. Когда же неточность настолько велика, что исполнитель не может ее преодолеть этими средствами, необходимо устранить недостатки конструкции инструмента.

Духовые инструменты порой имеют дефекты, возникшие при их изготовлении или ремонте, а также в результате нарушений правил их эксплуатации. К ним относится, в первую очередь, несоответствие установленному стандарту длины кронов мундштучной трубки или мундштука, диаметра звуковых отверстий у деревянных духовых инструментов, несоответствие «подушечек» чашечкам клапанов, а также слишком малая или большая открываемость звуковых отверстий, образование вмятин на медных духовых инструментах и осадков в их канале. Эти дефекты отрицательно влияют на строй инструментов, изменяют высоту отдельных звуков. Большинство этих дефектов могут быть устранены самими исполнителями.

Однако и при самой целесообразной постановке исполнение на инструменте самого высокого качества может быть все же фальшивым. Иногда причиной фальшивого звучания становится неумение ученика слушать исполняемую музыку. Исполнитель должен распределить свое внимание таким образом, чтобы хорошо слышать и свое исполнение, и сопровождающую его музыку, а в звучащей гармонии находить опору для точного интонирования.

Считая чистую интонацию безусловно обязательной для каждого музыканта, следует с самых первых ступеней обучения развивать у учащегося это качество. Только постоянное наблюдение за точностью интонации, привлечение внимания учащегося к каждому фальшивому звуку может создать у учащегося критическое отношение к малейшей интонационной неточности. Это, в свою очередь, усиливает приспособленность губ и дыхания к точному интонированию.

Создавать особые упражнения для развития точной интонации нецелесообразно. Упражняться в интонировании можно на любом материале. Необходимо только внимание и острота музыкального слуха.
Развивая у начинающих чистоту интонации, следует больше использовать упражнения и пьесы, в которых ясно заметен каждый неточный звук. Очень полезно исполнение в медленном движении арпеджио, трезвучий и других аккордов. Во время работы над строем нужно учитывать свойства интонирования интервалов. В практике наблюдается следующее явление: большие интервалы обычно исполняются с тенденцией к понижению верхнего звука, малые – к повышению. Поэтому, занимаясь любыми упражнениями, нужно требовать от обучаемых, чтобы в большом интервале верхний звук исполнялся несколько выше, а в малом – ниже. Соответственно, если основным является верхний звук интервала, то в больших интервалах нижний звук должен исполняться несколько ниже, в малых – выше. Таким образом, большие интервалы должны немного «расширяться», а малые – «суживаться». То же самое относится к интервалам увеличенным и уменьшенным.

Проблема чистого интонирования часто оказывается связанной с проблемой вибрато на духовых инструментах. Вибрато на духовых инструментах представляет собою периодическую пульсацию выдоха, приводящую к изменениям высоты звука.
У некоторых исполнителей природное хорошее вибрато получается без особой подготовительной тренировки, у других оно имеет характер неприятного дрожания звука, с чем следует бороться.

Необходимо требовать от молодого исполнителя совершенно ровного звучания в течение длительного времени, чтобы мелкое дребезжащее вибрато исчезло.

Умеренное вибрато средней частоты на духовом инструменте создает впечатление теплого, проникновенного звука, оно улучшает качество тембра, а слишком частое вибрато придает звуку неустойчивый характер. Играющий на духовом инструменте должен пользоваться приемом вибрато умеренно: беспрерывно дрожащий звук духового инструмента быстро надоедает.

Один из способов вибрато состоит в колебании инструмента рукой, как это делают некоторые трубачи. Валторнисты иногда вибрируют с помощью движений правой руки в раструбе инструмента. Другой прием заключается в периодических ослаблениях и усилениях выдоха, создаваемых, по мнению некоторых исполнителей и педагогов, последовательными сужениями и расширениями голосовой щели.

Упражнения на вибрато проводятся на медленной, красивой кантилене. Полезно слушать исполнителей, обладающих хорошим вибрато, а также использовать звукозаписи мастеров, владеющих этим приемом в высокой степени. Таким образом, у исполнителей на духовых инструментах имеются довольно широкие возможности в достижении чистоты строя и интонации, нужно лишь уметь своевременно и правильно пользоваться теми или иными приемами.

Аксессуары для трубы

Любой музыкальный инструмент, в том числе труба, требует внимания и заботы. Тщательный уход поможет сохранить хорошее звучание вашего инструмента и привлекательный внешний вид.
Труба относится к семейству духовых музыкальных инструментов, а значит, постоянно сталкивается с воздействием влаги. Для того чтобы сохранить хорошее звучание инструмента и рабочее состояние всех деталей, необходимо после каждого занятия удалять влагу с помощью гибкого ершика и салфеток. Не забывайте смазывать клапаны трубы. Это обеспечит хорошее движение и правильное интонационное звучание.
Конечно, вы можете сами изготовить инструменты для ухода за трубой, но проще и практичнее приобрести готовые наборы. Такие комплекты содержат все необходимые приспособления и смазки для каждого элементы трубы.
Еще один аксессуар, который может потребоваться владельцу трубы – это сурдина. Она поможет изменить тембр инструмента и сделать его звучание тише. Наиболее часто используют сурдину джазовые музыканты, добиваясь полного изменения звучания трубы, вплоть до «кваканья». Как правило, сурдины бывают разных форм и размеров и каждая из типов (грушевидная или грибок) по-разному меняет звук инструмента. Какая именно сурдина подойдет именно для вашей трубы, зависит от того, какого тембра вы желаете добиться. Помимо формы, различаются и материалы, из которых производят этот аксессуар. Картонные, деревянные или металлические сурдины позволяют изменить звучание трубы от глухого, до звенящего.
Любому музыканту, играющему на духовых инструментах, может потребоваться такое приспособление, как лира. Специальный зажим крепиться к трубе и удерживает ноты на комфортном для глаз расстоянии. Сегодня производители предлагают лиры, изготовленные из различных металлов с разнообразными покрытиями.

Дополнительную информацию о компании можно получить у менеджеров отдела продаж по телефону: +7 812 611-00-97 , Санкт-Петербург dandrey@lutner.ru —> +7 812 611-00-97
—>

© Все права защищены Lutner.ru 1998-2024. При полном или частичном использовании материалов ссылка на Lutner.ru обязательна. Санкт-Петербург

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *