Какой должна быть высота низкой пассажирской платформы
Перейти к содержимому

Какой должна быть высота низкой пассажирской платформы

  • автор:

Платформа пассажирская

Платформа пассажирская

Платформа пассажирская — благоустроенная площадка на станциях или остановочных пунктах отечественных железных дорог для удобного и безопасного прохода, накопления, а также посадки пассажиров в вагоны и их высадки. Платформа пассажирская имеет, как правило, твёрдое покрытие (асфальт, бетон). По расположению относительно пассажирского здания вокзала платформы пассажирские бывают основные и промежуточные. Основные платформы всегда имеют непосредственная связь с вокзалом и могут размещаться сбоку от путей (боковые) и перпендикулярно к перронным путям (торцевые, или распределительные, устраиваемые только на станциях тупикового типа). Промежуточные (островные) платформы размещаются между приёмо-отправочными путями и соединяются с основными платформами пассажирскими и зданием вокзала пешеходными тоннелями, пешеходными мостами или переходами.
Платформы пассажирские разделяются на высокие — высотой 1100 мм (могут быть от 915 до 1300 мм) и низкие — 200 мм над головкой рельса. Высокие платформы пассажирские сооружаются на крупных пасс, станциях с массовой посадкой и высадкой, а также во всех случаях при обращении моторвагонного подвижного состава без подножек. Они более удобны для пассажиров, но затрудняют технического осмотра составов. Поэтому у путей, предназначенных для пропуска транзитных поездов, на станциях, где выполняется технического осмотр составов, устраивают низкие платформы. Длина пассажирской платформы определяется по наибольшей длине пасс, состава с возможностью увеличения её до 500 м, а для платформ, обслуживающих только пригородные поезда,— до 300 м. На станциях тупикового типа длина пассажирской платформы увеличивается на длину локомотива (в трудных условиях — не менее чем на 10 м). Ширина пассажирской платформы зависит от категории железнодорожной линии, скоростей движения поездов, интенсивности и характера пассажиропотоков (дальние, местные, пригородные), числа и расположения выходов с платформы и размеров устройств, которые должны быть на ней размещены.
Минимальная ширина основной боковой П. п. перед зданием вокзала 6—5 м, вне здания 4—3 м. Промежуточные платформы на линиях II категории и выше имеют ширину 4—3 м, на линиях III и IV категорий — до 3 м, при скоростях движения более 120 км/ч (на скоростных участках) ширину платформы увеличивают до 8 м.
Ширина П. п. на средних, больших и особо больших вокзалах устанавливается по расчёту. Основным условие расчёта — обеспечение беспрепятственного выхода прибывших пассажиров в город без резкого снижения скорости передвижения. На крупных пасс, станциях для защиты пассажиров от дождя, снега и солнца сооружаются крытые П. п.
Навесы устраиваются над каждой платформой в отдельности с применением несущих конструкций из сборного железобетона и перекрытий из армоцементных, алюминиевых или пластмассовых конструкций. Навес сооружается над всей П. п. по её длине (на больших и особо больших вокзалах) или над частью платформы (100—150 м). Для боковых П. п. навесы устраиваются односкатными, а для промежуточных — двухскатными с внутреннего водостоком.

2.2. Габариты пассажирских и грузовых платформ

2.2.1. Пассажирские платформыпри новом строительстве, реконструкции и эксплуатации должны размещаться в зоне нижнего выступа габаритов С и Сп, показанного на черт. 1 и 2 ГОСТ 9238-83 сплошной линией4-5-6-7-8, и иметь во всех случаях, кроме указанных в п. 2.2.1.1 настоящей Инструкции, размеры:

для высоких платформ: высоту — 1100 мм от уровня верха головок рельсов, расстояние от оси пути до края платформы — 1920 мм;

для низких платформ: высоту — 200 мм от уровня верха головок рельсов, расстояние от оси пути до края платформы — 1745 мм.

2.2.1.1. В целях улучшения условий посадки и высадки пассажиров высоту пассажирских платформ допускается принимать более 1100 мм (см. пп. 2.1.3и 2.2.3 ГОСТ 9238-83), но не более 1300 мм от уровня верха головок рельсов при расстоянии от оси пути 1920 мм в следующих случаях:

для платформ, расположенных у приемо-отправочных или главных .путей на раздельных пунктах на участках с интенсивным движением пригородных поездов, где главный и один приемоотправочный пути на однопутных линиях, а на двухпутных и многопутных линиях — главный и Приемоотправочный, пути в каждом направлении обеспечивают пропуск .негабаритных грузов, т. е. все сооружения и устройства отвечают требованиям очертания габарита С по сплошной линии для перегонов;

для платформ, расположенных на остановочных пунктах многопутных линий у путей, специализированных только под пассажирское движение;

для платформ, расположенных у тупиковых путей станции, если на этих путях не предусмотрен прием и отправление поездов с негабаритными грузами.

Высота пассажирских платформ, у которых предусматривается остановка, кроме пригородных электропоездов, также поездов дальнего следования, с целью обеспечения погрузочно-выгрузочных операций с почтово-багажными вагонами должна быть не более 1200 мм.

Железнодорожные линии, на которых пассажирские платформы могут иметь высоту 1300 (1200) мм, должны быть согласованы с Главным управлением движения МПС.

2.2.1.2. Высокие существующие пассажирские платформы, расположенные у путей (кроме главных), где скорость движения не превышает 50 км/ч, а также у тупиковых путей, разрешается содержать в межремонтный период при расстоянии от оси пути не менее 1875 мм.

2.2.1.3. Существующие низкие пассажирские платформы разрешается эксплуатировать впредь до переустройства, если их высота не превышает 270 мм при расстоянии от оси пути не менее 1425 мм.

2.2.2. Грузовые платформыпри новом строительстве, реконструкции и эксплуатации во всех случаях, кроме указанных в пп. 2.2.2.1-2.2.2.4, должны отвечать требованиям п. 2.2.1.

2.2.2.1. В целях улучшения погрузки и выгрузки грузов для всех грузовых платформ, расположенных у путей, где не производятся погрузка, выгрузка и пропуск негабаритных грузов, а также пропуск вагонов пригородных электропоездов, построенных по габариту Т, допускается (см. пп. 2.1.3и 2.2.3 ГОСТ 9238-83) принимать высоту 1200 мм, а расстояние от оси пути до края платформы — 1800 мм.

Вместо высоты 1200 мм допускается применять высоту грузовых платформ 1300 мм в случаях, когда это необходимо для обеспечения эффективных способов погрузки и выгрузки из соответствующего подвижного состава.

2.2.2.2. Грузовые платформы, построенные до введения ГОСТ 9238-83 и расположенные у путей, отвечающих требованиям п. 2.2.2.1, разрешается эксплуатировать при расстоянии от оси пути не менее 1750 мм.

2.2.2.3. Торцовые грузовые платформы специального назначения допускается проектировать высотой 1300 мм.

2.2.2.4. Если на пути загрузки или разгрузки специализированных составов исключено попадание всех других видов подвижного состава, то высоту и расстояние от оси пути до края расположенных у этих путей грузовых платформ допускается по разрешению министерства или ведомства, в ведении которого находятся соответствующие железнодорожные пути, устанавливать исходя из обеспечения наиболее эффективных способов загрузки или разгрузки соответствующих специализированных составов.

2.2.3. В процессе эксплуатации допускаются изменения следующих нормативных размеров платформ:

высоты платформ — 200, 1100, 1200 и 1300 мм — до 20 мм в сторону увеличения и до 50 мм в сторону уменьшения;

горизонтальных расстояний — 1920, 1800 и 1745 мм — до 25 мм в сторону уменьшения. Расстояние от оси пути до края платформ 1920 мм в процессе эксплуатации может увеличиваться на величину не более 30 мм (т. е. до 1950 мм).

Указанные допуски, кроме минусовых отклонений для высоты платформ, не распространяются на строительство новых и переустройство существующих платформ.

I Общие положения

1.1. Настоящие «Требования к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан» (далее — Требования):

разработаны на основе действующих законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, стандартов ОАО «РЖД», норм и правил, содержащих требования по обеспечению безопасности граждан на железнодорожном транспорте;

устанавливают единые требования к пассажирским платформам, в части обеспечения безопасности пассажиров.

Применение требований обязательно при новом строительстве, реконструкции пассажирских платформ, а также при модернизации технического оснащения.

1.2. Действие требований не распространяется на грузовые платформы, воинские платформы и платформы иного применения.

II Нормативные ссылки

В настоящих требованиях использованы нормы, требования и рекомендации, приведенные в следующих законодательных, нормативно-правовых и локальных нормативных актах:

Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ;

Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ;

Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ;

Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ;

Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденные приказом МПС России от 26 июля 2002 г. № 30;

Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные МПС России 26 мая 2000 г. ЦРБ-756;

Правила и технические нормы проектирования станций и узлов на железных дорогах колеи 1520 мм, утвержденные приказом МПС России от 28 июля 2000 г. № ЦД-858;

СНиП 35-01-01 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», введенные в действие с 1 сентября 2001 г. постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 г. № 73;

СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм, утвержденные постановлением Минстроя России от 18 октября 1995 г. № 18-94;

СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», утвержденные постановлением Минстроя России от 2 августа 1995 г. № 18-78;

СНиП 2.01.07-85* «Нагрузки и воздействия». Постановление Госстроя СССР от 29 августа 1985 г. № 135;

СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений, утвержденные постановлением Минстроя России от 13 февраля 1997 г. № 18-7;

ГОСТ Р 12.4.026-2001 ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 19 сентября 2001 г. № 387-ст.;

ГОСТ Р 52875-2007. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 553-ст;

ГОСТ 12.4.059-89 ССБТ Строительство. Ограждения предохранительные инвентарные. Общие технические условия. Утвержден и введен в действие постановлением Госстроя СССР от 13 апреля 1989 г. № 66;

СТО РЖД 1.07.001-2007 Стандарт ОАО «РЖД». Инфраструктура линии Санкт-Петербург — Москва для высокоскоростного движения поездов. Общие технические требования. Утвержден распоряжением ОАО «РЖД» от 26 марта 2007 г. № 476р;

ОСТ 32.120-98 Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта. Утвержден МПС России 20 ноября 1998 г.;

СТН Ц-01-95. Строительно-технические нормы Министерства путей сообщения Российской Федерации. Железные дороги колеи 1520 мм. Утверждены приказом МПС России от 25 сентября 1995 г. № 14;

Отраслевые нормы технологического проектирования (ОНТП) железнодорожных вокзалов для пассажиров дальнего следования. Приняты и введены в действие указанием МПС России от 31 декабря 1997 г. № О-1у;

ВНТП-98 ЦЛ-87/МПС СССР. Пригородные вокзалы. Нормы проектирования пригородных вокзалов. Приняты и введены в действие указанием МПС России от 20 ноября 1998 г. № А-1329у;

распоряжение ОАО «РЖД» от 27 июня 2008 г. № 1360р «О применении каталога «Единая система знаков безопасности для предупреждения случаев травмирования граждан на объектах железнодорожного транспорта»;

распоряжение ОАО «РЖД» от 23 декабря 2009 г. № 2655р «Требования к пешеходным переходам через железнодорожные пути»;

распоряжение ОАО «РЖД» от 8 декабря 2009 г. № 2489р «Об установлении границ ответственности, обслуживания и ремонта автоматических систем оповещения о приближении поезда»;

Технический регламент «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта». Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 525 (вступает в силу через 3 года со дня официального опубликования);

Технический регламент «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта». Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 533 (вступает в силу через 3 года со дня официального опубликования);

Инструкция о порядке обслуживания и организации пропуска высокоскоростных электропоездов «САПСАН» по железнодорожным путям общего пользования ОАО «РЖД». Утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 11 декабря 2009 г. № 2528р № С-3 ДОСС-1ЕТ;

Инструкция по заземлению устройств электроснабжения на электрифицированных железных дорогах от 10 июня 1993 г. № ЦЭ-191;

III Термины, определения

Габарит подвижного состава — предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться как груженый, так и порожний подвижной состав, установленный на прямом горизонтальном пути.

Габарит приближения строений — предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части сооружений и устройств. Исключение могут составлять лишь устройства, предназначенные для непосредственного взаимодействия их с подвижным составом.

Опора осветительной установки — несущая конструкция (мачта), обеспечивающая механическое крепление светильников.

Ограничительная линия — линия вдоль края платформы, за которую запрещается заходить пассажирам до полной остановки поезда.

Ограждение защитное — предохранительное ограждение, служащее для предотвращения непреднамеренного доступа человека к границе перепада по высоте при нахождении на пассажирской платформе, а также на лестничных сходах, пандусах и т.п., ведущих на платформу.

Ограждение сигнальное — предохранительное ограждение, предназначенное для обозначения опасной зоны.

Пассажирский остановочный пункт — пункт на перегоне, не имеющий путевого развития, предназначенный исключительно для посадки и высадки пассажиров.

Платформа боковая (береговая) — платформа, рядом с которой железнодорожный путь проходит только с одной стороны.

Платформа островная — платформа, расположенная между двумя железнодорожными путями.

Платформа пассажирская железнодорожная (далее платформа) — сооружение, представляющее собой специально расположенную рядом с железнодорожными путями и приподнятую по отношению к ним площадку, предназначенную для посадки и высадки пассажиров в вагоны.

Речевой информатор — электронное устройство, обеспечивающее автоматическое формирование речевых сообщений по командам, получаемых от внешних устройств, для последующей их передачи и воспроизведения;

Сигнал — носитель информации, используемый для передачи сообщений, указаний, предупреждений.

Тактильный наземный указатель — сигнал («средство» отображения информации), представляющий собой полосу из различных материалов определенного цвета и рисунка рифления, позволяющий инвалидам по зрению распознавать типы напольного покрытия стопами ног, тростью или используя остаточное зрение.

Указатель границы опасной зоны — линия вдоль края платформы, за которую запрещается выходить пассажирам при пропуске поездов.

IV Требования к размещению и габаритам платформ

4.1. Платформы подразделяются на следующие основные типы:

высокие и низкие — в зависимости от уровня поверхности платформы по отношению к уровню головок рельсов рядом проходящих железнодорожных путей;

боковые и островные — в зависимости от расположения их по отношению к железнодорожным путям.

4.2. Платформы, как правило, должны размещаться на прямых участках пути. Для платформ, расположенных на линиях, по которым осуществляется движение пассажирских и грузовых поездов, должны иметь следующие нормы по высоте:

для высоких платформ 1100 мм от уровня верха головок рельсов и 1920 мм от края платформы до оси пути;

для низких платформ 200 мм от уровня верха головок рельсов и 1745 мм от края платформы до оси пути.

4.3. Платформы в пунктах посадки-высадки пассажиров высокоскоростных поездов должны иметь высоту 1300 мм (СТО РЖД 1.07.001-2007).

4.4. В процессе эксплуатации допускаются изменения указанных в пункте 4.2. норм в следующих пределах:

по высоте до 20 мм в сторону увеличения и до 50 мм в сторону уменьшения;

по расстоянию от оси пути до 30 мм в сторону увеличения и до 25 мм в сторону уменьшения (Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. ЦРБ-756)

В целях улучшения условий посадки и высадки пассажиров допускается принимать высоту более 1100 мм, но не более 1300 мм для платформ, расположенных у приемо-отправочных или главных путей на раздельных пунктах, в том числе остановочных с большим потоком пассажиров, где главный и один приемо-отправочный путь на однопутной линии, главный и один приемо-отправочный путь в каждом направлении на двухпутных и многопутных линиях обеспечивают пропуск негабаритных грузов, т.е. все сооружения и устройства полностью отвечают очертанию габарита С по сплошной линии для перегона.

Пассажирские платформы, располагаемые у тупиковых путей станций, где не предусматривается прием и отправление поездов с негабаритными грузами, также допускается проектировать высотой до 1300 мм.

Высота пассажирских платформ, у которых предусматривается остановка, кроме пригородных электропоездов, также поездов дальнего следования, с целью обеспечения погрузочно-выгрузочных операций из почтово-багажных вагонов должна быть не более 1200 мм.

Перечень железнодорожных линий, на которых пассажирские платформы могут иметь высоту 1300 (1200) мм, должен быть согласован с Центральной дирекцией управления движением.

4.5. В кривых участках пути расстояния, приведенные по п. 4.2. определяются по нормам, установленным «Инструкцией по применению габаритов приближения строений ГОСТ 9238-83».

4.6. Ширину пассажирских платформ следует устанавливать в зависимости от интенсивности и характера потоков пассажиров, скоростей движения поездов по нормам, приведенным в «Отраслевых нормах технологического проектирования железнодорожных вокзалов для пассажиров дальнего следования. (ОНТП) и в «ВНТП-98 ЦЛ-87/МПС СССР».

4.7. На участках железнодорожных линий, где предусматривается движение пассажирских поездов со скоростями более 140 км/час, ширина островной платформы при расположении ее между главными путями должна быть не менее 8 м (Отраслевые нормы технологического проектирования железнодорожных вокзалов для пассажиров дальнего следования ОНТП).

4.8. Допускается эксплуатация боковых платформ, расположенных на раздельных пунктах, где производится безостановочный пропуск скоростного или высокоскоростных поездов, шириной не менее 4,5 м, при условии наличия ограждения сигнального. Ограждение сигнальное должно устанавливаться на расстоянии не менее 2 м от края платформы со стороны движения скоростного или высокоскоростного поезда. В этом случае соотношение ширины опасной зоны (Lоз), создаваемой движущимся скоростным или высокоскоростным поездом и зоны безопасного нахождения пассажиров (Lбез) на платформах определяется из соотношения Lоз:Lбез = 1:1,25 (см. рис. 1).

Рис. 1. Размещение сигнальной разметки на боковой платформе

При этом Lбез определяется по максимуму пассажиропотоков (как наблюдаемых, так и прогнозируемых на перспективу). (СТО РЖД 1.07.001-2007).

4.9. На остановочных пунктах платформы следует располагать, как правило, в одном створе. Расположение платформ не в одном створе или между главными путями может быть допущено в обоснованных случаях.

V Требования к размещению лестничных сходов и пандусов

5.1. Выходы с высоких боковых платформ должны быть расположены, как правило, в полевую сторону. Сходы в полевую сторону у боковых платформ следует проектировать при интенсивном пассажиропотоке через каждые 50 м, а в прочих случаях — через 100 м. Ширина сходов должна соответствовать половине ширины платформы, но быть не менее 2,5 м. (Отраслевые нормы технологического проектирования (ОНТП) железнодорожных вокзалов для пассажиров дальнего следования).

При невозможности организации выходов на полевую сторону на линиях со скоростью движения до 140 км/час допускается применение торцевых сходов. В этом случае вдоль железнодорожных путей от торцевого схода с платформы до места перехода через железнодорожные пути должно устраиваться ограждение высотой 1100 — 1200 мм.

5.2. При строительстве новых и реконструкции высоких платформ должны предусматриваться пандусы для маломобильных групп пассажиров (инвалидов, пассажиров с детскими колясками и других).

5.3. Уклоны лестничных сходов следует принимать не круче 1:2,3 (со ступенями 140×320 мм) и не положе 1:3,3 (со ступенями 120×400 мм). Количество ступеней в одном сходе не менее 3 и не более 16 (при необходимости, но только в пределах одного схода допускается до 20 ступеней).

Для граждан с ослабленным зрением непосредственно перед лестничными сходами и на площадках сходов должны располагаться тактильные наземные указатели.

5.4. При устройстве пандусов должны выдерживаться следующие параметры:

— шириной не менее 1,2 м (при движении кресел-колясок в одном направлении);

— с уклоном не круче 1:8;

— с поперечным уклоном пандуса не более 1:50;

— с высотой подъема каждого марша пандуса не более 0,8 м.

В начале и конце каждого подъема пандуса следует устраивать горизонтальные площадки длиной не менее 1,5 м и шириной не менее ширины пандуса.

Уклон наружных пандусов — не круче 1:12.

5.5. Допускается вместо лестничных сходов использовать только пандусы, шириной определяемой по п. 5.1. Лестничные сходы, пандусы и переходы должны иметь нескользкое покрытие.

VI Требования к конструктивным материалам поверхностей платформ и сходов

6.1. Поверхности платформ и сходов должны быть ровной, без выбоин, не допускать скопления воды, обладать противоскользящими свойствами.

6.2. Уклон поверхности платформ в поперечном направлении следует предусматривать не более 1:100. Для боковых платформ уклон поверхности должен быть направлен в сторону от железнодорожных путей с устройством водоприемного лотка.

6.3. Применяемый в проекте вид покрытия должен быть твердым, прочным, ремонтопригодным, экологичным. Выбор видов покрытия следует принимать в соответствии с их целевым назначением и с учетом возможных предельных нагрузок.

6.4. Для пассажиров с ослабленным зрением должны применяться волнистые и шероховатые поверхности специальных плит, образующих дорожки (например, из мелкодисперсного силикатного камня). Такие дорожки должны иметь высокую износоустойчивостью, устойчивостью к действию химических реагентов, используемых для очистки платформ от наледи. Волны на поверхности плиты должны располагаться с шагом 14 мм, который является оптимальным как с точки зрения очистки плит в процессе уборки, так и для тактильного контраста.

6.5. На поверхности плит тактильного указателя должно предусматриваться рифление глубиной 5 — 6 мм. Поверхность тактильного указателя должна быть контрастного цвета. Расстояние от края платформы до ближней к пути границы тактильного указателя должно быть 0,75 м при ширине тактильного указателя не менее 0,5 м.

VII Требования к сигнальной разметке и ограждениям на платформах

7.1. Вдоль платформы на расстоянии 0,75 м от ее края следует наносить ограничительную линию из контрастного по отношению к цвету покрытия платформы материала шириной от 0,15 до 0,20 м (см. рис. 1). Следует применять линии белого или желтого цвета.

7.2. При скоростях движения свыше 140 км/час на поверхности платформы дополнительно к ограничительной линии наносится на расстоянии не менее 2,0 м от края платформы линия, обозначающая границу опасной зоны.

7.3. На боковых платформах шириной менее 6 м, где предусматривается безостановочное движение пассажирских поездов со скоростями свыше 140 км/час на границе опасной зоны (но не ближе 2,0 м от края платформы) должно предусматриваться устройство ограждения сигнального. Ограждение сигнальное должно иметь проходы для пассажиров шириной не менее 2,0 м. Число проходов в ограждении должно быть не менее двух на длину вагона. Длина каждого из элементов ограждения должна равняться как минимум 2-кратной ширине оставляемых между ними проходов.

7.4. Высота ограждения сигнального должна составлять не менее 1100 мм.

7.5. На пассажирских платформах станций и остановочных пунктов, у лестничных сходов, у билетных касс должны быть вывешены плакаты, указатели, предупреждающие пассажиров об особой осторожности при проходе поезда.

7.6. На высоких платформах со стороны поля и торцов должно быть установлено защитное ограждение. Также должно быть установлено ограждение с перилами на лестничных сходах с платформ и входах на пешеходные мосты. Высота ограждения должна приниматься от 1000 до 1200 мм.

7.7. При использовании решетчатых металлических или железобетонных ограждений расстояние в свету между элементами заполнения ограждения не должно превышать 150 мм.

7.8. В конструкциях сигнального и защитного ограждений не должно быть острых углов, выступов, заусенцев, которые могли бы нанести травму пассажирам.

7.9. Ограждения должны окрашиваться красками стойкими к механическим, абразивным и атмосферным воздействиям.

VIII Требования к информационным устройствам и оповещению пассажиров на платформах

8.1. Количество и размещения устанавливаемых указателей, элементов и знаков должно быть удобным и достаточным для ориентации пассажиров как на подходах к пассажирской платформе, так и на самой пассажирской платформе.

8.2. Размещать различные указатели, таблицы, пиктограммы и другие знаки визуальной информации следует группами, в местах наиболее удобных для пассажиров. Следует придерживаться единого по высоте размещения однотипной информации.

8.3. Платформы на линиях I, II и III классов, должны быть оборудованы устройствами автоматического оповещения о приближении подвижного состава за 1 мин до фактического проследования подвижного состава мимо платформы.

8.4. На участках скоростного и высокоскоростного движения оповещение пассажиров о подходе скоростного поезда должно осуществляться за 15 мин до его фактического проследования мимо платформы устройствами автоматического оповещения.

При отсутствии устройств оповещения или их неисправности дежурные по станциям, вокзалам заблаговременно оповещают пассажиров, проводников стоящих поездов о приближении скоростного или высокоскоростного пассажирского поезда, и запрещении нахождения людей в опасной зоне. При отсутствии на станции устройств связи для информации пассажиров, оповещение о проследовании данной категории поездов должно осуществляться дежурными по вокзалам, платформам, билетными кассирами или другими работниками по указанию ДСП, с помощью мегафонов.

Оповещение осуществляется по связи для информации пассажиров за 15 минут до прохода скоростного пассажирского поезда путем трехкратного повторения сообщения с интервалом 5 минут. За 1 — 2 минуты до проследования поезда мимо платформы оповещение должно подаваться непрерывно.

8.5. На пассажирских платформах станций и остановочных пунктов, у билетных касс, переходах через пути должны быть вывешены специальные информационные щиты о времени проследования скоростных поездов и предупреждения людей об особой осторожности при их проходе: на станциях не менее 4-х, на других остановочных пунктах не менее 2-х на каждую остановочную высокую платформу и по 1-му на остановочный пункт с низкой пассажирской платформой. При этом дежурные работники, а также пассажиры, ожидающие поезда на платформах, должны отойти от края платформы на безопасное расстояние (не менее 2 м) или за ограждение сигнальное, специально установленное для этих целей.

8.6. Для формирования звуковых сигналов оповещения пассажиров должны применяться речевые информаторы или мультитональные сигнализаторы.

8.7. Уровень звукового сигнала должен быть достаточным для обеспечения надёжного восприятия пассажирами с нормальным слухом в пределах всей платформы, но, не нарушая при этом санитарных норм на прилегающих территорий.

8.8. Проектирование устройства оповещения пассажиров на платформах должно осуществляться также в соответствии с техническими требованиями к устройствам информирования пассажиров, изложенными в документе «Централизованная интегрированная система информирования пассажиров, оповещения работающих на железнодорожных путях и парковой станционной связи (ЦИСОП). Технические требования».

8.9. Электропитание устройств оповещения платформ осуществляется от двух независимых источников электроснабжения первой категории без аккумуляторного резерва. При наличии одного источника электроснабжения первой категории в качестве второго источника использовать аккумуляторную батарею.

IX Требования к освещению платформ

9.1. Освещение платформ должно соответствовать нормам, устанавливаемым ОСТ 32.120-98 «Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта».

9.2. Светильники следует размещать таким образом, чтобы исключать слепящее действие на граждан, находящихся на платформе. Показатель ослеплённости, рассчитываемый по методике, изложенной в ОСТ 32.120-98, в пределах всей платформы не должен превышать 150.

9.3. Средняя горизонтальная освещенность в пределах всей площади поверхности платформы должна соответствовать величинам, приведенным в таблице 1. При этом отношение максимальной освещенности к средней — не должно быть более 8:1.

Характеристика пассажиропотока на платформе

Горизонтальная освещенность в лк

Более 700 тыс. чел. в год

Высокие пассажирские платформы на железных дорогах России

Высокие пассажирские железнодорожные платформы предназначены для облегчения посадки пассажиров в вагон и находятся (в теории) на одном уровне с полом вагона.

Высокие платформы препятствуют переходу через пути в неустановленных местах и упорядочивают движение пассажиров по территории станции.

Их главный недостаток — несовместимость с уровнем пола в вагонах на практике, высокая стоимость сооружения, опасность падения людей с высоты, невозможность приёма поездов с безбарьерными низкопольными вагонами.

Также известен так называемый «синдром высоких платформ», при котором первый этаж двухэтажных вагонов вынужден входить в вагон через промежуточный (средний) этаж и наблюдать в окно те самые высокие платформы. Это ведёт к снижению скорости посадки — высадки, тем самым снижая маршрутную скорость, ухудшая экономику пассажирских перевозок, что особенно критично для городских, пригородных поездов. Само собой разумеется не может идти речь и о безбарьерной среде в такой случае.

Стандартная высота над уровнем головки рельса (УГР) для железных дорог России составляет 1100 мм. В случае, если нет помех для пропуска негабаритных грузов, допускается высота в 1300 мм от УГР. В основном это тупиковые станции без грузового движения или участки, где имеется дополнительный путь для пропуска негабаритных грузов. [1] [2] В исключительных случаях, сложившихся исторически, допускается высота от 915 мм от УГР [3] , по современным нормативам таких платформ не должно быть [4] .

Как правило, высокими платформами оборудуют целые участки линий, так как в этом случае не нужно менять положение настила («фартука») в электропоездах, и поднимать пол в вагонах поездов дальнего следования.

Почти всегда линии, оборудованные высокими платформами, электрифицированы. Высокими платформами оборудована лишь малая часть остановочных пунктов России, и масштабных работ по строительству новых платформ не ведётся. После 1991 года высокие платформы строились только на четырёх участках: Владимир — Гороховец, Черусти — Вековка, Гатчина — Веймарн и Выборг — Каменногорск.

Пассажирские платформы на линиях с переменным током и без электрификации, как правило, низкие.

  • 1 Список участков, оборудованных высокими платформами
    • 1.1 Пригородная зона Санкт-Петербурга
    • 1.2 Другие станции Октябрьской железной дороги
    • 1.3 Пригородная зона Москвы
    • 1.4 Другие станции Московской железной дороги
    • 1.5 Горьковская железная дорога
    • 1.6 Северная железная дорога
    • 1.7 Юго-Восточная железная дорога
    • 1.8 Северо-Кавказская железная дорога
    • 1.9 Приволжская железная дорога
    • 1.10 Куйбышевская железная дорога
    • 1.11 Свердловская железная дорога
    • 1.12 Южно-Уральская железная дорога
    • 1.13 Западно-Сибирская железная дорога
    • 1.14 Дальневосточная железная дорога
    • 1.15 Калининградская железная дорога
    • 1.16 Красноярская железная дорога
    • 1.17 Восточно-Сибирская железная дорога

    Список участков, оборудованных высокими платформами

    (+) — есть не только высокая(ие), но и низкая(ие) платформы; (*) — высокая(ие) платформа(ы) высота над уровнем головки рельса на 550 мм не 1100 мм

    • Санкт-Петербург-Главный — Москва-Пассажирская (Ленинградский вокзал)
    • Москва-Казанская — Люберцы-1 — Голутвин — Рязань-1
    • Москва-Курская — Тула-1-Курская — Орёл — Курск — Харьков-Пассажирский (на участке от Тулы до пригородной зоны Харькова есть единичные высокие платформы на центральных вокзалах, все остальные на низких платформах)

    Пригородная зона Санкт-Петербурга

    • Санкт-Петербург-Главный — Малая Вишера
      • Обухово — Волховстрой-1
        • Мга — Будогощь
        • Мга — Невдубстрой
        • Новгород — Вяжище
        • Пискарёвка — Кузнечное
          • Лосево — Каменногорск-1 (кроме ст. Каменногорск-2)
          • Ланская — Белоостров
          • Выборг — Каменногорск
          • Санкт-Петербург-Варшавский — Броневая (ветка закрыта для пассажирского движения с 2001)
          • Ленинский проспект — Калище
            • Лигово — Гатчина-Балтийская
            • Павловск — Новолисино
            • Вырица — Посёлок

            Другие станции Октябрьской железной дороги

            • Мурманск
            • Мурмаши
            • Лодейное Поле (+)
            • Волховстрой-1 (+)
            • Бологое-Московское (+)
            • Вышний Волочёк
            • Кувшиново (+)
            • Кашин
            • 176 км, линия Волоколамск — Ржев
            • Ржев-Балтийский (+)

            Пригородная зона Москвы

            • Москва-Пассажирская (Ленинградский вокзал) — Тверь
              • Решетниково — Конаково
              • Вербилки — Дубна
              • Бескудниково — Лосиноостровская (ветка демонтирована в 1987 г.)
              • Мытищи — Фрязево
                • Подлипки-Дачные — Фрязино-Пассажирская
                • Реутово — Балашиха
                • Фрязево — Захарово
                • Павловский Посад — Электрогорск
                • Люберцы-1 — Голутвин
                • Панки — Дзержинская (ветка закрыта для пассажирского движения с 1997 г., платформа Дзержинская разобрана, остальные заброшены)
                • Домодедово — Аэропорт Домодедово
                • Тихонова Пустынь — Калуга-1
                • Лесной Городок — Аэропорт Внуково
                • Новопеределкино
                • Кунцево — Усово
                • Голицыно — Звенигород
                • 211 км — Акулово, Пожитково
                • 250 км, Мачихино
                • Ильинский Погост — Егорьевск-2 — Воскресенск, 88 км

                Другие станции Московской железной дороги

                • Смоленск (+)
                • Рославль-1 (+)
                • Брянск-Орловский (+)
                • Вязьма (+)
                • Занозная
                • Орёл (+)
                • Курск (+)
                • Узуново (+)
                • Бобрик-Донской — Маклец (Новомосковское кольцо)
                  • Московская (демонтирована в июле ноябре 2009 года)

                  Горьковская железная дорога

                  • Нижний Новгород-Московский — Владимир (кроме станций Ковров I, Ковров 2, Чулково, ОП имени Войкова, ОП 324 км. На ОП Денисово одна платформа (с неё отправляются электропоезда в сторону Владимира) высокая, а другая — низкая (с неё отправляются электропоезда в сторону Нижнего Новгорода))
                  • Нижний Новгород-Московский — Семёнов (кроме платформ Кеза и 506 км)
                  • Нижний Новгород-Московский — Заволжье
                    • Починки — Варя
                    • 1-я западная и восточная платформы в Казани
                    • Казань — Свияжск (кроме пл. ЖБК-2, 766 км)
                      • Зелёный Дол — Волжск
                      • Казань — Аэропорт Казань
                      • Гусь-Хрустальный (+)
                      • Городская (Муром)
                      • Навашино (+)
                      • Свияжск (+)
                      • Зелёный Дол (+)

                      Северная железная дорога

                      • Балакирево (+)
                      • Филино
                      • Ярославль-Главный
                      • Тутаево
                      • Иваново (+)
                      • Семибратово (+)
                      • Ростов-Ярославский
                      • Архангельск (+)
                      • Северодвинск
                      • Шестихино
                      • Козьмодемьянск (+)

                      Юго-Восточная железная дорога

                      • Воронеж-1 — Графская — ст. Отрожка, ОП Боровская, Дубовка, Шуберское, Синицыно, Орлово, Углянец
                      • Отрожка — Лиски — ст. Отрожка, ОП Машмет
                      • Воронеж-Курский — Касторная — ст. Воронеж-Курский
                      • Липецк (+)
                      • Лиски (+)
                      • Благодатенский
                      • Александро-Невская
                      • Борисоглебск
                      • Мичуринск-Уральский (*) (+)
                      • Ржакса
                      • Обловка (+)
                      • Белгород

                      Северо-Кавказская железная дорога

                      • Сочи — Адлер — Имеретинский курорт
                      • Адлер — Роза Хутор
                      • Адлер — Аэропорт Адлер
                      • Дагомыс, Туапсе
                      • Кисловодск — Минеральные Воды, также были (в настоящий момент закрыты) ответвления: Бештау — Железноводск и Скачки — Промышленная.
                      • Ростов-Главный (+)
                      • Анапа

                      Приволжская железная дорога

                      • Волгоград I — 1я платформа
                        • Волжский — 1я платформа

                        Куйбышевская железная дорога

                        • Самара — Смышляевка (кроме ст. Безымянка, пл. Школьная)
                        • Пятилетка — Курумоч (до Старосемейкино высокие все, кроме пл. Сокская, далее только Задельная, Химзаводская, Тольятти)
                        • Уфа — Чишмы (кроме самой станции Уфа, пл. Правая Белая, Левая Белая и др.)
                        • Уфа — Загородняя (только некоторые платформы)
                        • Саранск-1 (+)
                        • Пенза-1 (+)
                        • Сюзюм
                        • Энергетик

                        Свердловская железная дорога

                        • Аэропорт Екатеринбург
                        • Краснотурьинская
                        • Сургут (+)
                        • Тобольск (+)

                        Южно-Уральская железная дорога

                        • Челябинск-Главный (+)
                        • Миасс (+)
                        • Чебаркуль
                        • Тракторстрой
                        • Шадринск (+)

                        Западно-Сибирская железная дорога

                        Дальневосточная железная дорога

                        • Владивосток — Кипарисово
                          • Угольная — Артем-Приморский III (по данным на 2010 год, высоких платформ нет)
                            • Аэропорт Кневичи (Владивосток)

                            Калининградская железная дорога

                            • Калининград-Пассажирский (+)
                            • Калининград-Северный(по состоянию на 2014 год высоких платформ нет) (+)

                            Красноярская железная дорога

                            • В 1980-е годы была построена двухпутная электрифицированная железнодорожная линия Солнечный — ПО Крастяжмаш протяжённостью 12 км.

                            На ней оборудованы четыре станции с высокими посадочными платформами, три из которых имели выходы на территорию ПО Крастяжмаш через подземные пешеходные переходы. Система функционировала непродолжительное время, после чего большая часть этой линии была разобрана.

                            Восточно-Сибирская железная дорога

                            В 1970-е годы была построена ведомственная железнодорожная линия с высокими посадочными платформами между г. Саянском и ПО «Химпласт» протяжённостью 18 км. На линии было оборудовано 5 станций с высокими посадочными платформами.

                            Кроме того, высокими платформами оборудованы все без исключения станции метрополитенов. Это не относится к Волгоградскому метротраму — используемые части платформ там низкие.

                            Материал первоначально жил в Википедии. Судя по комментариям, на его создание потратил много сил Болашенко. В 2020-21 гг. в Вики шла дискуссия о удалении статьи. Главная претензия — несоответствие статьи требованиям Вики, а именно, отсутствие АИ (Авторитетных источников). В этот период я готовил материалы для ЭНТ и в поиске нашел ее. Увы, 19 декабря 2021 статью таки удалили. Считаю, что это дает мне право опубликовать «спасенный» текст в ЭНТ

                            Обращаю внимание на то, что достоверность статьи недостаточно высока. Я при первом просмотре убрал из нее грубые ошибки по Куйбышевской и Свердловской дорогам, уточнил полигон на Дальневосточной. По мере работы с остальными дорогами постараюсь повысить достоверность.

                            1. ↑9238-2013, п. 5.1.6, 5.1.7.
                            2. ↑технической эксплуатации железных дорог России, п. 30
                            3. ↑нормы технологического проектирования ЖД вокзалов для пассажиров дальнего следования таблица 7.1, примечание 1
                            4. ↑417.1325800.2020 Железнодорожные вокзальные комплексы Правила проектирования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *