Какую функцию выполняет в наши дни казанский собор
Перейти к содержимому

Какую функцию выполняет в наши дни казанский собор

  • автор:

Казанский собор как символ славы

Казанский собор

Нынешний кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви – собор Казанской иконы Божьей матери – был построен в 1808-1811 годах по проекту архитектора Андрея Воронихина по приказу императора. В сентябре 1811 года храм освятил митрополит Амвросий. Казанский собор считается храмом русской воинской славы.

О торжествах в Петербурге корреспондент Радио Свобода попросила рассказать пресс-секретаря Казанского собора Елену Кириллову:

– Самые торжественные дни, кульминация торжеств – праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Прежде всего он, конечно, церковный, а уже потом – светский. Божественную литургию возглавил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. На литургии присутствовал Владимир Путин и Светлана Медведева.

После 21 сентября нас ожидает очень много светских событий: две крупные выставки, два концерта. Один концерт – благотворительный вечер в филармонии: специально для публики, которая не сможет прийти, например, 25 сентября, когда будет завершаться юбилей, на площадь перед собором.

Казанский собор – это еще и памятник воинской славы. 25 сентября сначала состоится шествие курсантов военных училищ и рот почетного караула по Невскому проспекту, будет возложение цветов к памятникам Кутузова и Барклая-де-Толли. А после этого на паперти перед собором установят специальную сцену, где выступят два военных оркестра. По исторической и по церковной традиции курсанты училищ будут ходить с большими корзинами конфет и раздавать их всем. Потом – небольшой подарок: будут сбрасываться белые цветы на всех гостей. Предполагается, что сбрасывать цветы будет Базыкин, самый наш известный вертолетчик, который участвовал в восстановлении креста на куполе Казанского собора (когда в Казанском соборе был Музей религии, на куполе установили флаг вместо креста), – рассказала Елена Кириллова.

Казанский собор построен по образцу собора Святого Петра в Ватикане, целиком из русских материалов, от мрамора до гвоздей. В соборе хранится одна из самых почитаемых русских икон – список с Казанской иконы Божией матери. В советское время в храме устроили Музей истории религии.

Историк Петербурга Михаил Мильчик вспоминает:

– Конечно, это ненормальная ситуация, когда в храме – Музей истории религии. Тем более что он имел направленность атеистически-антиклерикальную. Хотя музей по своим экспонатам был довольный интересный. Собственно, он сохранился и сейчас в новом помещении.

– В свое время идеологическая концепция строительства Казанского собора заключалась в том, чтобы построить храм, похожий на Собор Святого Петра в Ватикане и в то же время сделать его русским, еще раз подчеркнуть значение России, Петербурга как «третьего Рима». В какой степени эта идеологическая функция сейчас выполняется собором?

– Казанский собор выполняет функцию кафедрального собора для Санкт-Петербургской епархии. Он и расположен очень удачно, посередине Невского проспекта. А ту функцию, о которой вы говорите… Собор выполняет ее – в какой-то степени, но, конечно, не в полной мере. Во-первых, потому что все-таки Петербург сегодня – не столица России. Во-вторых, существует более высокий, более значительный по своей доминантной роли Исаакиевский собор. Но я напомню, что Исаакиевский собор является музеем, хотя иногда там проходят богослужения.

– Пожалуй, за всю историю Петербурга не предпринималось более масштабной попытки скопировать сакральное здание таких объемов, как Казанский собор. Можно, ли на ваш взгляд, сказать, что это пример такой петербургской копиистики архитектурной – в лучшем смысле слова?

– Думаю, можно. Но и вся петербургская архитектура развивает традиции, которые уже сложились в Европе. Если брать более ранние памятники, то это барокко, особенно в творчестве Растрелли, классицизм – причем классицизм в основном ориентируется как раз на эпоху зрелого Ренессанса. И вот в этом отношении Казанский собор, конечно, имеет точки соприкосновения с собором Святого Петра. Но в большей степени с той частью знаменитого римского собора, которая относится к колоннаде. Там, я напомню, колоннада выдающегося итальянского архитектора Бернини. И вот эта колоннада, я считаю, делает Казанский собор неповторимым памятником. По деталям он, конечно, не похож на Собор Святого Петра.

– Воронихин ведь собирался строить и вторую колоннаду с другой, южной стороны собора.

– Да, такую же, как со стороны Невского проспекта. Но она не была выстроена. В значительной степени деньги на строительство собора, хотя и не целиком, давал граф Строганов, дворец которого находится в непосредственной близости. Возникли какие-то денежные проблемы, как это часто бывает, и на южном фасаде постройка не была сделана. Воронихин задумывал собор, как центр двух площадей: одна площадь, обращенная к Невскому проспекту, а другая – на противоположной стороне. К сожалению, эта идея не была полностью осуществлена, потому что уже в XIX веке на этом открытом пространстве стали строить жилые дома.

Собор связан не только с Невским проспектом, но и с Екатерининским каналом (ныне – канал Грибоедова). Когда вы идете по набережной канала, восточный портик колоннады как раз замыкает перспективу. Оба портика, перед которыми стоят знаменитые памятники Отечественной войны 1812 года, поставлены не строго параллельно самому собору, а под углом. Не очень большим, но под углом. Таким образом, портик, как мы иногда говорим, «работает на просвет», то есть, идя вдоль набережных, мы можем видеть не просто портик, а видеть проем, проход через него, как в одну, так и в другую сторону.

– Еще одна особенность Казанского собора в том, что это храм русской воинской славы, там находятся икона «Одигитрия», список с Казанской иконы Божьей Матери, там, если не ошибаюсь, хранятся какие-то хоругви, воинские знамена.

– Казанский собор, конечно, осмысляется как своего рода мемориальный памятник героям Отечественной войны 1812 года. В соборе похоронен Кутузов. Там картина Алексеева (по крайней мере, раньше находилась) «Крестный ход у Кремля после освобождения Москвы в октябре 1612 года». В соборе – многочисленные трофеи войны: 107 знамен и штандартов, ключи от крепостей и городов, которые были взяты русскими войсками. А если еще добавить вот эти два памятника – Кутузову и Барклаю-де-Толли, то в целом мы видим, как архитектурными средствами выражены величие и значение победы. Я еще напомню, что собор не случайно называется Казанским, потому что здесь находилась икона Казанской Богоматери, которой был благословлен на царствие еще первый Романов. Государственное значение храма этим посвящением Казанской Богоматери вот этими реликвиями войны 1812 года еще больше усиливается.

– Осип Мандельштам, если я верно цитирую, так сказал о Казанском соборе: «И распластался храм церковный, как черный крестовик-паук». Откуда такое сравнение?

– Я думаю, что это идет от того, что в плане (и это связывают с традициями Ренессанса) собор имеет форму латинского креста. Паук, конечно, у нас вызывает скорее отрицательные ассоциации. Но, с другой стороны, вот эта распластанность, эти далеко сходящиеся аркады, колоннада… Может быть, это вызвало такую несколько своеобразную ассоциацию у великого поэта ХХ века.

– Казанский собор относится к числу ваших любимых питерских храмов?

– Он великолепно вписан в окружающее пространство, потому что он даже из дальних точек замыкает перспективу канала, виден из многих точек по Невскому проспекту. Легкость и воздушность колоннады – это тоже создает удивительное ощущение архитектуры, в которую входят городские пейзажи, небо. Если у меня есть пять-десять минут в запасе, я иногда делаю небольшой крюк и просто прохожу по этой самой аркаде, потому что она дает какое-то ощущение стройности, строгости.

16x9 Image

Андрей Шарый

И.О. Регионального директора Радио Свободная Европа/Радио Свобода по русскоязычному контенту Андрей Шарый в FaceBook

Казанский собор: режим работы, расписание экскурсий и цены в 2024 году

Казанский собор: режим работы, экскурсии и стоимость билетов в 2021 году

Представить Невский проспект без Казанского собора и знакомой площади перед ним с памятниками Кутузову и Барклаю де Толли невозможно.

Создание нового кафедрального собора началось при императоре Павле I. Главным пожеланием государя было сходство с храмом Святого Петра в Ватикане. В 1800 году граф Строганов предложил императору идеи зодчего Андрея Воронихина. Храм построили за 10 лет – с 1801 по 1811 годы. Главное место в нем заняла святыня – Казанская икона в драгоценном золотом окладе.

В этом соборе М.И. Кутузов молился перед отъездом к войскам. Здесь же его похоронили в 1813 году. Рядом с местом погребения разместили знамена поверженных французских частей и ключи городов, сдавшихся русским войскам.

Увековечили память российских полководцев Кутузова и Барклая де Толли при императоре Александре I. Памятники созданы по проекту автора Бориса Орловского в 1837 году.

После Октябрьской революции службы прекратились. В культовом здании в 1932 году открыли Музей истории религии и атеизма.В годы блокады храм замаскировали, но фигуры великих полководцев убирать не стали.

Богослужения возобновились в 1991 году, музей ликвидировали в 1998, а спустя 2 года Казанский собор сновал стал кафедральным.

По названию собора стали именовать площадь перед ним, соседний мост через канал в створе Невского проспекта, улицу, слева от храма, и остров, образованный рекой Мойкой, каналами Грибоедова и Крюковым.

Режим работы и расписание богослужений в Казанском соборе в 2024 годуВнутреннее убранство Казанского собора в Петербурге

С понедельника по субботу Казанский храм открыт с 9:00 до окончания вечернего богослужения (20:00). Утренняя литургия начинается в 10:00, вечерняя служба – в 18:00.

По воскресеньям и великим праздникам, приходящимся на иные дни недели (Рождество, Крещение, день Петра и Павла и т.п.) часы работы Казанского собора в Санкт-Петербурге дольше. Он открывается в 6:30, так как проводятся две литургии: ранняя в 7:00 и поздняя в 10:00. Время вечернего богослужения также в 18:00, храм закрывается в 20:00.

Экскурсии в Казанский собор и цена билета

Казанский собор с высоты

Вход в Казанский собор, как и в любую православную церковь, свободный. Экскурсии внутри храма проводятся по расписанию в период, между службами: с 11:30 до 18:00.

Особенность правил посещения: делать фото разрешается любительской техникой без функции вспышки и селфи-палки.

Казанский собор снаружи и изнутри

Туристам предлагается полюбоваться на величественный храм снаружи, зайти на колоннаду, посетить Воронихинский сквер, рассмотреть в деталях памятники полководцам, узнать историю создания памятника архитектуры, поговорить о нравах XIX века. Внутри собора можно приложиться к святыне, посмотреть на красоту планировки, мозаики пола, росписи стен, иконостаса.

Оргвопросы:

  1. Экскурсия проводится по понедельникам, четвергам, субботам и воскресеньям.
  2. Время начала – 16:00, длительность – 1,5 часа.
  3. Количество человек в группе – до 15.
Цена билетов на экскурсию в Казанский собор Санкт-Петербурга

Билет на одного взрослого посетителя – 650 руб. Дети до 7 лет проходят бесплатно.

Купить билет на экскурсию в Казанский собор можно онлайн. После заполнения:

  • ФИО;
  • Е-мейл;
  • номера телефона

можно в ячейке «комментарии» задать интересующие вопросы. При оплате онлайн достаточно внести 23% стоимости, остальное +50 руб. с человека (за проход в собор) доплачиваются наличными при встрече с гидом.

Вокруг Казанского собора

Гид проведет экскурсантов по берегу канала Грибоедова, Малой Конюшенной и другим улочкам старой части города. Центр маршрута – Казанский собор.

Вид: пешеходная.

Длительность: 2 часа.

Стоимость: 2800 руб. на группу до 10 человек.

Время экскурсии можно выбрать любое с 11:00 до 17:00.

Масонский Петербург

Экскурсия в Казанский собор

В формате детективного квеста гид расскажет о масонах, их влиянии на политику империи и архитектуру города. Символы этого тайного сообщества изображены на Михайловском замке, Александровской колонне и даже на Казанском соборе.

Вид: пешеходная.

Длительность: 2 часа.

Детали: стоимость – 922 руб. с человека, группа – до 19, можно с детьми, время старта – 11:00.

Три собора Петербурга

Экскурсовод проведет туристов через три самых известных собора города: Исаакиевский, Казанский и Спас на крови, расскажет историю, покажет их красоту снаружи и внутри.

Вид: пешеходная, индивидуальная.

Длительность: 2 часа.

Детали: стоимость 3000 рублей для группы до 5 человек, начало – в 9:00, место сбора – памятник Кутузову.

Храмы и соборы Невского проспекта

Казанский собор в Санкт-Петербурге вечером

Увидеть православную, католическую, 2 лютеранские, армянскую церкви на одной улице возможно только в Санкт-Петербурге!

Вид: пешеходная.

Длительность: 1,5 часа.

Детали: стоимость 4000 руб. на группу из 15 туристов, начало в 16:00, место встречи – Невский пр.-33.

Экскурсии, проводимые служащими собора

Экскурсии, наполненные духовным православным смыслом, проводят непосредственно служащие храма:

  • об истории создания и украшения;
  • о главной святыне – Чудотворной иконеБожией МатериКазанской;
  • о месте погребения М.И. Кутузова.

Расписание экскурсий в период с 11:30 до 18:00. Цены на экскурсии в Казанский собор Санкт-Петербурга можно узнать по телефону: 8-911-240-13-91.

Виртуальная экскурсия

Посетить собор можно не выходя из дома при помощи интерактивной панорамы.

Как добраться?

Адрес собора: Санкт-Петербург, Казанская площадь, 2.

Ближайшие станции метро – «Невский проспект» и «Гостиный двор». При выходе необходимо ориентироваться по направлению к каналу Грибоедова.

Остановка наземного транспорта «Метро Невский проспект» по направлению от Московского вокзала находится у базилики Святой Екатерины, по направлению от Зимнего дворца – прямо напротив собора.

Официальный сайт Казанского собора: http://kazansky-spb.ru/

Телефон для справок: +7(911)240-13-91 (экскурсионная служба собора)

Схема проезда:

Придворный храм семьи Романовых. 10 фактов о Казанском соборе

Казанский собор был построен в Петербурге в 1811 году. Он стал настоящим украшением Невского проспекта и почти полвека был самым крупным храмом Петербурга. Представляем 10 интересных фактов о Казанском соборе.

Внеконкурсный проект Андрея Воронихина

задумал построить новый Казанский собор 

на месте старой церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Император устроил конкурс проектов — в нем участвовали архитекторы Пьетро Гонзаго, Чарльз Камерон и Жан Франсуа Тома де Томон. Павел I уже одобрил работу Камерона, когда граф Строганов порекомендовал ему проект молодого архитектора Андрея Воронихина, который не участвовал в конкурсе. Императору его работа понравилась. Воронихина назначили главным архитектором, а Строганова — председателем попечительского совета при строительстве собора.

Рим, Флоренция, Петербург

Павел I хотел, чтобы новое здание напоминало римский собор Святого Петра. Андрей Воронихин спроектировал грандиозную колоннаду, которая перекликалась с проектом итальянского храма. 96 колонн Казанского собора не были расположены по периметру, они распахнулись навстречу Невскому проспекту. Боковая северная сторона храма стала парадной. По плану Воронихина, колоннаду должны были возвести и с южной стороны храма, но позже от этой идеи отказались.

Северные врата собора были отлиты из бронзы по образцу «райских дверей» флорентийского баптистерия — оригинал создал в XV веке скульптор Лоренцо Гиберти. Современники критиковали Воронихина за архитектурные заимствования и даже называли «копиистом».

Дж. Б. Пиранези. Вид площади Святого Петра. Из серии «Виды Рима». 1760-е. Рейксмузей, Амстердам, Нидерланды

А. Шелковников. Петропавловский собор в разрезе. 1826. Частное собрание

Вид Казанского собора в 1821 году. Цветная литография по рисунку Б. Патерсена. Частное собрание

Музей российского природного камня

Казанский собор называют музеем российского природного камня. Главным декоративным материалом стал известковый туф, который добывали в Гатчинском районе. Пудостский камень, как его называют, был похож на итальянский травертино, из которого построили собор Святого Петра. Туф с пористой структурой легко обрабатывался, его использовали для облицовки наружных стен собора, создания капителей , фризов  и наличников . Во внутреннем декоре храма Воронихин использовал карельский мрамор, местный порфир, яшму. Интерьер собора украшали 56 колонн из розового гранита с позолоченными капителями.

Художники и скульпторы

И снаружи, и внутри Казанский собор декорирован скульптурой и барельефами. Бронзовые статуи святых Владимира и Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи и Александра Невского 

создали Степан Пименов, Иван Мартос и Василий Демут-Малиновский. Над рельефами интерьера и фасадов, работали Федор Гордеев, Яков Рашетт, Иван Прокофьев.

Стены собора украшали росписями известные живописцы — Карл Брюллов 

, Василий Шебуев и Владимир Боровиковский. Первоначальный иконостас в 1837 году заменили на серебряный — его создал архитектор Константин Тон 

. На строительстве собора трудились не только именитые мастера: в 1810 году у помещика Теплова за тысячу рублей купили крепостного художника Тараса Иванова.

Читайте также:

  • Крепость, не знавшая сражений
  • Тысячелетие России в бронзе
  • Адмиралтейство

Храмовый музей Отечественной войны 1812 года

Казанский собор был торжественно открыт за год до Отечественной войны 1812 года 
. Перед отъездом в действующую армию службу в храме посетил Михаил Кутузов 

, которого только что назначили главнокомандующим. После войны в Казанский собор доставляли трофеи — военные знамена и штандарты, ключи от взятых городов и крепостей, маршальский жезл французского полководца Луи-Николя Даву.

В 1813 году в храме похоронили Михаила Кутузова, умершего от простуды. Решетку и надгробную плиту для его могилы изготовили по рисункам Андрея Воронихина.

В 1837 году в России отмечали 25-ю годовщину победы над Наполеоном. На площади перед собором установили памятники фельдмаршалам Отечественной войны — Михаилу Кутузову и Михаилу Барклаю-де-Толли 

Памятник фельдмаршалу Михаилу Кутузову. Площадь перед Казанским собором, Санкт-Петербург. Фотография: GAlexandrova / <a href=

commons.wikimedia / CC BY-SA 4.0″ />

Могила полководца Михаила Кутузова. Казанский собор, Санкт-Петербург. Фотография: Patriot k / <a href=

commons.wikimedia / CC BY-SA 4.0″ />

Памятник фельдмаршалу Михаилу Барклаю-де-Толли. Площадь перед Казанским собором, Санкт-Петербург. Фотография: Florstein / <a href=

commons.wikimedia / CC BY-SA 4.0″ />

Храм дома Романовых

Церковь Рождества Богородицы была придворным храмом дома Романовых 

. Здесь хранился список иконы Казанской Божией Матери — она считалась покровительницей династии. Когда возвели Казанский собор, он унаследовал и святыню, и роль придворного храма. Здесь венчались все члены царской семьи, здесь служили благодарственные молебны после неудачных покушений на Александра II 

, здесь праздновали 300-летие дома Романовых.

В ризнице собора хранились подарки императорской семьи: Евангелие в серебряном позолоченном окладе весом более 33 килограммов, крест из лазурита, золотая церковная чаша, украшенная алмазами, рубинами и мамонтовой костью.

Главная соборная святыня

Храм был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, одной из самых известных православных святынь. В соборе хранится ее список, который также считается чудотворным. Считается, что Петр I 

лично распорядился доставить святыню в Петербург, и до строительства церкви Рождества Богородицы икона хранилась в часовне на Петроградской стороне.

После Отечественной войны 1812 года Михаил Кутузов вернул в Россию сотни килограммов серебряных изделий, которые отступающие французы забирали из русских храмов. Часть этого серебра передали в Казанский собор. Его использовали, чтобы украсить киот Казанской иконы Божией Матери и иконостас главного придела.

Благотворительный центр

В XIX веке в Казанском соборе работала воскресная школа для взрослых, выходила собственная газета, храм был известным благотворительным центром. В годы Первой мировой войны 

здесь собирали продовольствие и теплые вещи для отправки на фронт, открыли один из первых в России лазарет на деньги прихожан и церковные средства. Он находился под покровительством императрицы Александры Федоровны. В самом храме ежедневно служили молебен о даровании победы над врагом.

Василий Садовников. Вид Казанского собора. 1847. Частное собрание

Тимофей Васильев. Вид Казанского собора со стороны заднего фасада, от Екатерининского канала. 1810. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Федор Алексеев. Вид Казанского собора в Петербурге. Не ранее 1810. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Музей истории религии и атеизма

В 1932 году Казанский собор закрыли. На куполе храма вместо креста установили позолоченный шар со шпилем, церковную утварь распределили между городскими музеями. Внутри собора разместился Музей истории религии и атеизма. Его экспозиция рассказывала о возникновении и развитии христианства, ислама, восточных верований. Здесь можно было увидеть коллекцию православных икон XVII–ХХ веков, обереги и амулеты, ритуальные предметы и самое крупное собрание книг по истории религии и религиоведению.

Мощи на чердаке

На чердаке Казанского собора почти 20 лет были спрятаны мощи святых, которые хранились в храме. Сотрудники Музея истории религии и атеизма перенесли туда мощи святого благоверного князя Александра Невского, святых Зосимы, Саватия и Германа Соловецких, святого Серафима Саровского 

, святого Иоасафа Белгородского. Лишь в 1991 году святыни вернули в храм, а мощи святого Иоасафа отправили сначала в Москву, а потом в Белгород.

Какую функцию выполняет в наши дни казанский собор

Стал колоннады полукруг, —

И распластался храм Господень,

Как лёгкий крестовик-паук.

А зодчий не был итальянец,

Но русский в Риме, — ну так что ж!

Ты каждый раз, как иностранец,

Сквозь рощу портиков идёшь.

15 (27) сентября 1811 г. в Санкт-Петербурге, в день коронации Императора Александра I, митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Амвросием был торжественно освящён Казанский собор.

Казанский собор был построен в честь чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, явившейся в город Казань в 1579 г. До 1710 г. икона находилась в Москве, в Теремном Казанском соборе. В 1710 г., по повелению императора Петра Великого, икона была перенесена в Санкт-Петербург, в часовню возле Старого Гостиного Двора. 6 (17) сентября 1733 г. на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Освящение храма состоялось 13 (24) июня 1737 г. в присутствии императрицы Анны Иоанновны. За день до освящения в храм был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божьей Матери.

В 1799 г. императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового собора взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви. Павел I поставил перед всеми участниками конкурса непременное условие: новый собор должен напоминать собор святого Петра в Риме и иметь большую колоннаду.

В конкурсе участвовали известные архитекторы того времени: П. Гонзага, Ч. Камерон, Д. Тромбара, Ж. Тома де Томон, но, в конце концов, императором был утверждён проект молодого, талантливого и мало кому известного архитектора Андрея Воронихина.

Закладка собора состоялась 27 августа (8 сентября) 1801 г. На торжестве присутствовал только что вступивший на престол Александр I. В день его коронации, 15 (27) сентября 1811 г., состоялось освящение собора.

Казанский собор строился 10 лет и на тот момент являлся самым большим храмом Санкт-Петербурга. Собор имеет в плане форму латинского креста. В соответствии с традицией его алтарная часть обращена на восток. На Невский проспект обращён северный фасад собора, к которому примыкает грандиозная колоннада из 96 каннелюрованных колонн коринфского ордера, высеченных из огромных гранитных монолитов, поставленных в четыре ряда, высотой около 13 м и весом до 30 т каждая. Портик посреди этой колоннады украшен бронзовыми фигурами Иоанна Крестителя, Апостола Андрея Первозванного, святых князей Владимира и Александра Невского. Храм венчает овальный купол с позолоченным крестом. Длина собора составляет 72,5 м, ширина — 56,7 м., высота — 71,5 м. Длина каждого из крыльев колоннады — 42,7 м.

Замысел Воронихина не был осуществлён до конца — не была построена южная колоннада, не закончено внешнее скульптурное оформление и внутреннее убранство.

«Стоимость сооружения… достигла 4 млн. 200 тыс. рублей ассигнациями. По освящению новопостроенного собора и перенесении в него Чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, была разобрана прежняя, сооружённая на Казанской площади при императрице Анне Иоанновне тесная церковь Рождества Пресвятой Богородицы».

Освящение храма было «… настоящим праздником русского строительного искусства: как сам собор был сооружён по плану и под наблюдением русского художника-самородка, так и материал для его сооружения был взят из недр русской земли, обработан русскими мастерами, на русских казённых заводах». В строительстве Казанского собора не участвовал ни один иностранный мастер. Бригадой каменщиков руководил Самсон Суханов. В отделке храма использовался олонецкий мрамор, выборгский и сердобольский гранит, рижский известняк. В наружной облицовке стен — пудожский известняк из карьера близ деревни Пудость близ Гатчины. Впервые в строительной практике Воронихиным здесь была применена металлическая конструкция купола.

После завершения Отечественной войны 1812 г. Казанский собор стал пантеоном славы русского оружия. В нём был похоронен, скончавшийся во время Заграничного похода, фельдмаршал М. И. Кутузов; помещены трофеи Отечественной войны и заграничных походов 1813-1815 гг.: 107 знамён и штандартов полков наполеоновской армии, ключи от 8 крепостей и 17 городов, а также жезл маршала Даву. На площади перед Казанским собором в 1837 г. по модели скульптора Б. Орловского были установлены памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли.

После революции 1917 г. интерьер собора сильно пострадал при изъятии в 1922 г. церковных ценностей. 25 января 1932 г. собор был закрыт, а 15 ноября 1932 г. в здании открыли Музей истории религии и атеизма. В 1950-1956 гг. была проведена реставрация интерьера, в 1963-1968 гг. — фасадов. Богослужения возобновились 25 мая 1991 г. в левом приделе. В следующем году был освящён главный придел. 30 апреля 1994 г. на купол был поднят крест.

В 1998 г. Казанский собор был освящён вновь, а указом патриарха Алексия II от 31 декабря 2000 г. собору был присвоен статус кафедрального, и он стал главным храмом Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.

Лит.: Аплаксин А. П. Казанский собор. СПб., 1911; Война и Казанский собор. Пг., 1915; История строительства [Электронный ресурс] // Казанский собор. Б. д. URL: http://kazansky-spb.ru/texts/stroitelstvo; Казанский собор. СПб., 2001; Лукомский Г. К. Решётка Казанского собора. Пг., 1915; Шурыгин Я. И. Казанский собор. Л., 1961.

См. также в Президентской библиотеке:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *