Проект межевания территории что это такое
Перейти к содержимому

Проект межевания территории что это такое

  • автор:

Что такое проект межевания территории и как его получить

Если в квартале утвержден проект межевания, то границы всех образуемых земельных участков должны быть строго по проекту межевания.

Кроме того, без утвержденного проекта межевания нельзя получить без торгов в аренду или собственность смежный земельный участок. Наконец, на территории, для которой утвержден проект межевания, разделить или объединить земельный участок, арендуемый у города, можно только в границах, утвержденных проектом межевания.

При постановке земельного участка на кадастровый учет проект межевания территории используется как документ-основание. По сведениям из проекта межевания кадастровый инженер готовит межевой план земельного участка. А на основании межевого плана Росреестр ставит земельный участок на кадастровый учет.

Чтобы не путаться в терминах, объясним, чем отличается проект межевания территории от межевого плана.

Проект межевания территории готовят на территорию квартала. Делают это проектные институты. До утверждения проект межевания проходит согласование с органами власти и публичные слушания. Утверждает проекты межевания в Москве Департамент городского имущества (ДГИ).

Листы проекта межевания территории

Межевой план — документ, в котором описывается отдельный участок для постановки на кадастровый учет. В нем содержатся координаты границы и площадь участка. Межевой план готовит кадастровый инженер. Проверяет межевой план Росреестр.

Листы межевого плана

То есть проект межевания — «стратегический» документ, содержащий сведения на весь квартал, а межевой план — «тактический» документ, для постановки на кадастровый учет конкретного земельного участка.

Чтобы проверить, утвержден ли проект межевания территории квартала, в котором расположен интересующий вас участок, нужно открыть карту на сайте Москомархитектуры, найти на ней ваш участок или дом и включить слой «проекты межевания территорий». Если проект межевания есть в базе данных Москомархитектуры, появится розовая граница. Щелкните мышью внутрь нее. Появятся сведения об утвержденном проекте межевания.

Иногда проект межевания может быть в составе другого документа — проекта планировки территории. Поэтому, если на карте нет сведений о проекте межевания, включите слой «проекты планировки территории», и проверьте, не утвержден ли на вашей территории проект планировки.

Если проекта планировки на карте тоже нет, еще не значит, что проект межевания не утвержден. Следующий шаг — обратиться в Департамент городского имущества. Туда нельзя просто так попасть, поэтому нужно будет отправить им обращение. Сделать это можно через сайт правительства Москвы или лично в службе одного окна ДГИ. Обращения должно быть примерно такое: «Прошу сообщить, утвержден ли проект межевания территории для квартала, в котором находится многоквартирный дом (или нежилое здание) по адресу: ….». Через 30 дней ДГИ ответит на обращение.

Следующий шаг — получить проект межевания территории на руки.

Существует два способа получения проекта межевания: через Москомархитектуру и через ДГИ.

Москомархитектура выдаст проект межевания только если он есть в ее базе данных, то есть отображается на карте, речь о которой шла выше. Обращаться нужно по государственной услуге «Предоставление сведений из ИАИС ОГД». Заявления принимают только в электронном виде. Стоимость услуги — 1100 рублей. Срок — 5 рабочих дней.

Плюсы при обращении через Москомархитектуру : обратиться может любое лицо, не обязательно собственник здания, помещения или квартиры. Срок оказания — всего 5 дней. Основной минус — в базе Москомархитектуры может быть устаревший проект межевания, либо может не быть его вовсе.

ДГИ выдает проект межевания по государственной услуге «Выдача копий правоустанавливающих, правоудостоверяющих документов». Заявления от физических лиц принимают как через портал mos.ru, так и в бумажном виде в службах одного окна ДГИ. От юридических лиц — только в электронном виде. В заявлении в поле «объект» выбирайте «земельный участок», в поле «вид документа» — «распоряжение».

ДГИ предоставляет копию проекта межевания только правообладателям зданий, помещений или квартир. Поэтому к заявлению нужно обязательно приложить документ, подтверждающий право собственности: свидетельство или выписку из ЕГРН.

ДГИ оказывает услугу бесплатно. Срок — 9 рабочих дней.

В результате государственных услуг у вас на руках окажется копия проекта межевания территории.

В ней вы увидите, какой земельный участок предусмотрен под вашим многоквартирным домом или нежилым зданием. Если границы этого участка вас устраивают, заключайте договор с кадастровым инженером для постановки участка на кадастровый учет.

Если границы участка вас не устраивают, нужно корректировать проект межевания территории. Для этого нужно получить распоряжение ДГИ на корректировку проекта межевания, найти проектную организацию, которая разработает корректировки, затем согласовать ее с органами государственной власти, провести публичные слушания и утвердить корректировку в ДГИ. Это займет не меньше полугода и будет стоит не меньше миллиона рублей. Поэтому, к сожалению, в нашей практике самый частый путь, который выбирают те, кого не устраивают границы в проекте межевания — ничего пока не делать.

Можем помочь вам с образованием земельного участка, или с приведением существующего участка к границам, установленным проектом межевания территории. Подробнее об услуге.

Проект межевания земельных участков, что это такое и какие требования

Что такое проект межевания территории (земельных участков)?

Проект межевания

Градостроительный кодекс устанавливает две цели проекта межевания территории.

Первая. Проект межевания разграничивает территорию. Когда участок большой площади разделён на несколько долей, то в базе он указан одним кадастровым номером. Узнать владельца отдельной доли можно только по проекту межевания. Во время раздела участка кадастровый инженер опирается на эту информацию.

Вторая. Границы на чертеже учитывают, где проходят, как изменяются или отменяются красные линии, которые обозначают земли общего пользования, которые не подлежат приватизации.

Проект межевания территории относится к градостроительной документации и обязательно входит в пакет документов при оформлении недвижимости.

Это юридический документ на землю, который устанавливает и обосновывает границы участков для владельцев.

Проект межевания границ земельного участка содержит данные об имеющихся сооружениях и облегчает строительство новых зданий и построек. Так как строительные нормы требуют соблюдать расстояния 1-5 метров между трассами сетей и зданиями.

Строительные нормы коллаж

Когда необходим проект межевания границ земельного участка

Законодательство требует составлять проект межевания в следующих случаях.

  • Когда образуется отдельный участок или изменяются существующие, например, при объединении, разделении земли, например, в СНТ, ОПТ.
  • Когда устанавливаются, изменяются или отменяются красные линии территории, застроенные объекты.
  • Для проектирования линейного объекта: линий связи, автодорог, ЛЭП, железнодорожных путей

Когда необходим проект межевания границ земельного участка

Документ используется, чтобы распланировать территорию, предназначенную под застройку.

Утверждённый проект межевания границ земельного участка может быть самостоятельным документом и стать юридическим основанием для оформления участка.

Все этапы создания проекта межевания границ земельных участков

Первым шагом становится получение от местной администрации решения о подготовке ПМТ (проекта межевания границ).

Затем собственник земли обращается к кадастровым специалистам. После заключения договора кадастровый инженер занимается подготовкой. В проекте пишется, что и где расположено вокруг интересующего объекта. Информацию собирает кадастровый инженер до того, как поедет на участок. Это подготовительная работа, во время которой он должен понять, что и как будет делать на участке, с чем он может там встретиться. Будет ли это неотмеченный на карте газопровод или сам участок располагается совершенно в другом месте, нежели это указано на карте? Такое встречается в нашей работе, особенно с новыми участками.

Итак, кадастровый инженер составил проект межевания, выделил контур нужного участка и смотрит, какие объекты, сооружения, коммуникации находятся поблизости.

У кадастрового инженера есть знания и опыт, с помощью которых он должен соблюсти в документах и в межевании требования закона, СНиПов, ГОСТа, строительных норм. Все результаты он оформляет в межевом плане.

Понимание ситуации он пишет в пояснительной записке: где находится участок, какой площади, разрешённое использование земель. К ней прикладывает чертежи и обоснования.

Проект межевания границ – это сводный, обобщающий документ из чертежей и текста, который показывает все данные по участку, почему он межевался так, а не по-другому.

В этом документе кадастровый инженер пишет заключения, которые он сделал во время работы, заверяет личной печатью и подписью.

После составления проект межевания границ подаётся на утверждение в местную администрацию, где располагается участок.

Проект межевания может регистрироваться в госреестре.

Местная администрация использует проект для обоснования сделок с недвижимостью.

Проект межевания территории необходим для того, чтобы узаконить, уточнить или изменить границы надела. Поэтому для составления проекта межевания территории земельного участка понадобятся документы:

  • Кадастровый паспорт или выписка из ЕГРН
  • Топосъёмка, чтобы определить рельеф местности и положение строений, наземных и подземных инженерных коммуникаций на территории
  • Проект планировки
  • Эскизный генеральный план местности с границами зон общего пользования, с указанием сетей газо-, электро-, водо-, теплоснабжения. Обязательно указываются реальные размеры всех объектов, чтобы облегчить согласования и дальнейшие расчёты.

Перечисленные сведения предоставляет собственник.

Образование земельных участков с нуля

Земельные участки образуются в следующих случаях:

  • Изменился физический или юридический статус существующего участка. Например, надел из земель сельхозназначения перевели в статус земель личного подсобного хозяйства.
  • Несколько существующих участков объединили в один. Например, владелец купил и присоединил соседние наделы.
  • Из существующего участка выделили отдельную долю.
  • Новый участок образовался из государственной или муниципальной земли

Приведём пример, как оформлялся земельный участок.

К нам обратился заказчик, который решил зарегистрировать собственность на землю. После обсуждения подробностей составили договор и приступили к выполнению.

Начали с межевания. Составили межевой план, который понадобится для составления кадастрового плана и регистрации участка.

Кадастровый инженер проверил, какие сведения об участке есть в государственном реестре, запросил выписку. Полученные документы подтвердили, что земля оформляется впервые.

Затем специалист приехал на территорию, сделал замеры, установил поворотные точки, обозначил их межевыми знаками. Так были определены контуры и вид участка, в котором он будет отображаться в официальных документах.

С заявлением и кадастровым планом владелец обратился в местную администрацию, чтобы получить разрешение на приватизацию.

Так, образование земельных участков проводится на основании проекта межевания от специалиста.

Образец проекта межевания земельных участков коллаж

Образец проекта межевания земельных участков

Проект межевания представляет собой описание и чертежи.

В тексте проекта описана территория.

  • пояснительную записку,
  • список документов, на основе которых он составлен
  • Список собственников с реквизитами правоустанавливающих документов.
  • Список участков, которые образуются, объединяются или изменяются.
  • Сведения о границах перечисленных участков.
  • Информация о доступе к перечисленным наделам.
  • Заключение кадастрового инженера
  • Проектный план с чертежами, выкопировкой.
  • Сведения о невостребованных участках, если такие есть.

Текстовые и графический разделы проекта межевания земельных участков проходят обязательное согласование. А обоснования в проекте показывают правильность решения при его разработке. Вместе с проектом межевания земельных участков рассчитывают материалы, составляют чертежи, делают обоснование точек границ участка, обосновывают экономические и технические детали документа.

По опыту знаем, что сбор и оформление проекта межевания в среднем составляет 3-4 месяца. Компания «ГАИГ» помогает владельцам участков оформить документы на любом этапе. Офисы специалистов расположены в Москве и области.

Проект межевания территории что это такое

Ст. 43 применяется с учетом особенностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ (Распоряжение Правительства РФ от 21.09.2022 N 2724-р).

ГрК РФ Статья 43. Проект межевания территории

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, муниципального округа, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.

(в ред. Федеральных законов от 02.08.2019 N 283-ФЗ, от 30.12.2020 N 494-ФЗ, от 13.06.2023 N 240-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Подготовка проекта межевания территории осуществляется для:

1) определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков;

2) установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта.

4. Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории.

5. Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя:

1) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования;

2) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд;

3) вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

4) целевое назначение лесов, вид (виды) разрешенного использования лесного участка, количественные и качественные характеристики лесного участка, сведения о нахождении лесного участка в границах особо защитных участков лесов (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков);

(п. 4 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

5) сведения о границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания, содержащие перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Координаты характерных точек границ территории, в отношении которой утвержден проект межевания, определяются в соответствии с требованиями к точности определения координат характерных точек границ, установленных в соответствии с настоящим Кодексом для территориальных зон.

(п. 5 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

6. На чертежах межевания территории отображаются:

1) границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры;

2) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи;

3) линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений;

4) границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд;

5) границы публичных сервитутов.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. При подготовке проекта межевания территории в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков их местоположение, границы и площадь определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

7. Материалы по обоснованию проекта межевания территории включают в себя чертежи, на которых отображаются:

1) границы существующих земельных участков;

2) границы зон с особыми условиями использования территорий;

3) местоположение существующих объектов капитального строительства;

4) границы особо охраняемых природных территорий;

5) границы территорий объектов культурного наследия;

6) границы лесничеств, участковых лесничеств, лесных кварталов, лесотаксационных выделов или частей лесотаксационных выделов.

(п. 6 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 538-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Подготовка проектов межевания территории осуществляется с учетом материалов и результатов инженерных изысканий в случаях, если выполнение таких инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории требуется в соответствии с настоящим Кодексом. В целях подготовки проекта межевания территории допускается использование материалов и результатов инженерных изысканий, полученных для подготовки проекта планировки данной территории, в течение не более чем пяти лет со дня их выполнения.

9. При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил.

10. В случае, если разработка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, в границах которой предусматривается образование земельных участков на основании утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, срок действия которой не истек, местоположение границ земельных участков в таком проекте межевания территории должно соответствовать местоположению границ земельных участков, образование которых предусмотрено данной схемой.

11. В проекте межевания территории, подготовленном применительно к территории исторического поселения, учитываются элементы планировочной структуры, обеспечение сохранности которых предусмотрено законодательством об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

12. В случае подготовки проекта межевания территории, расположенной в границах элемента или элементов планировочной структуры, утвержденных проектом планировки территории, в виде отдельного документа общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, за исключением случая подготовки проекта межевания территории для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение красных линий влекут за собой изменение границ территории общего пользования.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2017 N 455-ФЗ, от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Всё о проекте межевания территории

Сегодня начнем с того, что понятие «Проект межевания территории» (Далее – ПМТ) в жизни обычного человека встречается не часто. Однако, в последнее время, мы получаем множество запросов с просьбой помочь разобраться в данной теме от заказчиков и читателей нашего сайта.

Попробуем вместе выстроить понятную для всех картину.

С 01.03.2015 года вступил в силу Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в земельный кодекс Российской Федерации», в соответствии с которым изменился порядок образования и предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности: образование некоторых земельных участков и их предоставление осуществляется на основании, в том числе ПМТ.

Проект межевания территории — это совокупность чертежей, на которых отображаются границы застроенных и не застроенных земельных участков, планируемых для предоставления лицу для строительства, а также иные планировочные элементы.

ПМТ – это важный документ, который разрабатывается с целью установления границ земельных участков для дальнейшего использования по назначению.

Ранее к данному документу относились менее серьезно. Но на сегодняшний день ПМТ – является неотъемлемой частью планировки территории и образования земельных участков, так как стали применять данный документ на практике.

В соответствии со статьей 43 Градостроительного Кодекса РФ (Далее – ГрК РФ), подготовка ПМТ осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.

Подготовка ПМТ осуществляется, для:

1) определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков;

2) установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.

ПМТ состоит из основной части, включающую в себя текстовую часть и чертежи межевания территории.

Текстовая часть ПМТ состоит из:

1) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования;

2) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд;

3) вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных Гр К РФ;

4) целевое назначение лесов, вид (виды) разрешенного использования лесного участка, количественные и качественные характеристики лесного участка, сведения о нахождении лесного участка в границах особо защитных участков лесов (в случае, если подготовка ПМТ осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков);

5) сведения о границах территории, в отношении которой утвержден ПМТ, содержащие перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

На чертежах ПМТ отображаются:

  • красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории;
  • линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений;
  • границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты;
  • границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства;
  • границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;
  • границы территорий объектов культурного наследия;
  • границы зон с особыми условиями использования территорий;
  • границы зон действия публичных сервитутов.

Материалы по обоснованию ПМТ включают в себя чертежи, на которых отображаются:

  • границы существующих земельных участков;
  • границы зон с особыми условиями использования территорий;
  • местоположение существующих объектов капитального строительства;
  • границы особо охраняемых природных территорий
  • границы территорий объектов культурного наследия;
  • границы лесничеств, участковых лесничеств, лесных кварталов, лесотаксационных выделов или частей лесотаксационных выделов.

При подготовке ПМТ в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков их местоположение, границы и площадь определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

Наша Компания «Региональный кадастровый центр», уже несколько лет, специализируется на разработке проектов планировки территории, проектов межевания территории и оказывает помощь физическим и юридическим лицам в проведении подобных работ. О том как готовится ПМТ читайте в статье: «Для чего нужны проекты планировки и межевания территории?»

В каких случаях ПМТ необходим?

  1. При образовании земельных участков из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории.
  2. При образовании земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам.
  3. При образовании земельных участков в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии.
  4. При образовании земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
  5. При образовании земельных участков для размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Образование данных земельный участков проводится исключительно на основании ПМТ.

ПМТ также необходим в следующих случаях:

6. для установления красных линий, их изменения или отмены:

  • на застроенной территории, где строительство новой недвижимости не планируется;
  • на образованном (измененном) земельном участке в границах территории, на которой не предусмотрена деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории. При этом установление, изменение и отмена красных линий могут изменить только границы территории общего пользования.

Расположение красных линий нужно учитывать, например, при строительстве (реконструкции, капитальном ремонте) объектов.

7.для получения разрешения на строительство (ст. 51 ГрК РФ):

  • многоквартирных домов, если строительство будет проводиться в рамках комплексного освоения территории на арендованных землях государственной или муниципальной собственности;
  • линейных объектов, за исключением случаев, когда для их строительства не требуется документация по планировке территории (Постановление Правительства РФ от 12.11.2020 № 1816).

ПМТ исключен из перечня документов, являющихся основанием для определения местоположения границ земельных участков при их уточнении. Разъяснения даны в Письме Минэкономразвития РФ от 05.02.2020 № ОГ-Д23-959.

Поясняется, что ПМТ не относится к картографическим материалам или документам, в связи с чем изменения, внесенные в часть 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, не затрагивают вопрос применения для уточнения местоположения границ земельных участков картографических материалов.

В настоящее время при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, которые содержатся в документе, подтверждающем право на такой участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

«Все течет и все меняется, в том числе и требования к подготовке ПМТ. Наш первый договор по подготовке ПМТ, как сейчас помню, был в отношении строительства воздушных линий электропередач, а сейчас для строительства таких сооружений ПМТ не нужно подготавливать», рассказывает директор «Регионального кадастрового центра» Иван Новичков.

Помимо состава ПМТ, целей подготовки, считаем необходимым ответить на вопрос: Кто должен принять решение и подготовить ПМТ.

Для подготовки ПМТ сначала должно быть принято решение, после этого готовится сам проект.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГрК РФ, в зависимости от ситуации, принимают решение и готовят ПМТ следующие уполномоченные органы:

  • орган местного самоуправления поселения или городского округа в отношении территории, которая находится в границах такого поселения или городского округа (ч. 5 ст. 45 ГрК РФ);
  • орган местного самоуправления муниципального района, если объекты (в том числе местного значения) размещаются на территории нескольких поселений и (или) межселенной территории в границах района (ч. 4 ст. 45 ГрК РФ);
  • орган исполнительной власти субъекта РФ, если объект (в том числе регионального значения) размещается на территории двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) в составе этого субъекта РФ (ч. 3 ст. 45 ГрК РФ);
  • уполномоченный федеральный орган, когда планируется размещение объектов на территории нескольких субъектов РФ, включая закрытые административно-территориальные образования, границы которого не совпадают с границами субъекта РФ (ч. 2 ст. 45 ГрК РФ). По общему правилу таким органом является Минстрой России.

В случаях, когда строительство или реконструкция объекта местного (регионального) значения осуществляется на территории нескольких поселений (городских округов, районов), субъектов РФ, имеющих общую границу, принять решение и подготовить проект должны органы того муниципального образования поселения, субъекта РФ, за счет которого будет осуществлять строительство. При этом проводится согласование с органами власти поселений (городских округов, районов), субъектов РФ, на территории которых будут располагаться такие объекты.

Кроме этого, хотим отметить, что предусмотрен ряд случаев, когда ПМТ разрабатывается по инициативе частных лиц. Так, в соответствии с частью 1.1 статьи 45 ГрК РФ, решение о разработке документации по планировке может быть принято самостоятельно:

1) лицами, с которыми заключены договоры:

  • о развитии застроенной территории;
  • о комплексном освоении территории, включая строительство стандартного жилья;
  • о комплексном развитии территории по инициативе органов местного самоуправления;

2) правообладателями существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции, в случае подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции;

3) правообладателями земельного участка или недвижимости (одним из таких правообладателей), участвующими в комплексном развитии территории по инициативе правообладателей;

4) субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса в случае подготовки документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;

5) садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества.

Указанные лица при принятии ими решения о разработке документации по планировке территории обеспечивают выполнение соответствующих работ за свой счет.

Состав работ по подготовке и утверждению проекта планировки, совмещенного с ПМТ следующий.

Уполномоченный орган принимает решение о подготовке документации по планировке территории (в том числе ПМТ) и публикует его в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения в официальных источниках и на своем сайте (при его наличии). После этого Вы можете представить в уполномоченный орган свои предложения по порядку, срокам подготовки и содержанию ПМТ.

В этом случае подготовить ПМТ могут уполномоченные органы самостоятельно, подведомственные им учреждения либо привлеченные для этого по контракту лица, а также Вы сами по собственной инициативе, в соответствии с ч. 8 ст. 45 ГрКРФ).

Разработкой ПМТ занимаются специализированные организации, такие как «Региональный кадастровый центр». Наша Компания, например, готовила документы для таких компаний как: ООО «ОренбургДорПроект», АО «Новая Авиация», ПАО «Оренбургнефть», АО «Газпром газораспределение Чебоксары» и другие.

При подготовке ПМТ границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков определяются в соответствии с градостроительными регламентами, нормами отвода земель для конкретных видов деятельности, а также другими установленными требованиями к таким участкам, техническими регламентами, сводами правил.

Подготовка ПМТ осуществляется с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, которые выполняются в целях получения материалов:

1) о природных условиях территории, в отношении которой осуществляется подготовка ПМТ, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, прогнозов их изменения в целях обеспечения рационального и безопасного использования указанной территории;

2) необходимых для установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, уточнения их предельных параметров, установления границ земельных участков;

3) необходимых для обоснования проведения мероприятий по организации поверхностного стока вод, частичному или полному осушению территории и других подобных мероприятий, инженерной защите и благоустройству территории.

Итак, рассмотрим подробнее.

I Этап. Подготовительные и полевые работы. Включают в себя:

  • Изучение и подбор пунктов опорно-межевой сети (ОМС) в районе проведения работ;
  • Получение координат пунктов государственной геодезической сети (ГГС) в территориальных органах Росреестра;
  • Полевое обследование пунктов ГГС с целью оценки их фактического состояния и выявления пунктов, пригодных для геодезического обеспечения работ;
  • Выполнение топографической съемки с подземными коммуникациями в масштабе 1:500;
  • Камеральная обработка материалов топографо-геодезических изысканий;
  • Оформление и печать картографических материалов.

Результат работ по данному этапу: топографический план земельного участка в масштабе 1:500 в электронном виде и на бумажном носителе.

Срок выполнения таких работ составляет в среднем 15 рабочих дней (зависит от объема топографо-геодезических изысканий).

II Этап. Разработка ПМТ по объекту. Включает в себя такие работы как:

  • Запрос и получение Распоряжения в органе местного самоуправления «О принятии решения о необходимости подготовки ПМТ» с техническим заданием.

Срок рассмотрения запроса в соответствии с административным регламентом — 30 календарных дней. В случае принятия положительного решения срок направления ответа органа местного самоуправления составляет 10 календарных дней.

  • Разработка ПМТ в соответствии действующего законодательства РФ с требования к его составу.

Срок выполнения работ составит 30 дней.

Результатом работ будет являться проект ПМТ.

  • Согласование разработанного проекта ПМТ с администрациями муниципальных образований (сельсоветов).

Срок выполнения работ составит 30 дней.

III Этап. Утверждение проекта ПМТ.

Срок выполнения работ составит 14 дней. Результат работ по этапу: утвержденный проект ПМТ.

Проект утверждается уполномоченным органом. В большинстве случаев таким органом является орган местного самоуправления поселения (городского округа). Если Вы подготовили проект самостоятельно, то направьте его в соответствующий орган.

В соответствии со статьей 46 ГрК РФ, до утверждения проекта орган местного самоуправления:

1) осуществляет проверку на соответствие проекта установленным требованиям в течение 20 рабочих дней с даты поступления документов. По ее итогам проект направляется главе поселения (городского округа) либо возвращается на доработку;

2) обеспечивает рассмотрение документации на общественных обсуждениях или публичных слушаниях либо отклоняет такую документацию и направляет на доработку. Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний не может быть менее 1 месяца со дня оповещения жителей об их проведении и более 3 месяцев до дня опубликования результатов обсуждений или слушаний и устанавливается уставом муниципального образования или нормативным актом его органа.

В случае подготовки ПМТ, расположенной в границах элемента или элементов планировочной структуры, утвержденных проектом планировки территории, в виде отдельного документа общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, за исключением случая подготовки ПМТ для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение красных линий влекут за собой изменение границ территории общего пользования.

А также общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся для территории:

  • в границах которой правилами землепользования и застройки предусмотрена деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории;
  • в границах земельного участка, который предоставлен садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу;
  • на которой размещаются линейные объекты в границах земель лесного фонда.

Если обсуждения или слушания проводились, то орган местного самоуправления с учетом протокола и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний не позднее чем через 20 рабочих дней со дня опубликования такого заключения принимает решение об утверждении ПМТ или отклоняет такой проект и направляет на доработку.

После утверждения ПМТ орган местного самоуправления должен:

  • опубликовать его в официальных источниках и, при наличии, на своем сайте в течение 7 дней со дня его утверждения;
  • направить ПМТ в Росреестр для его внесения в реестр границ ЕГРН в течение 5 рабочих дней с даты его утверждения (в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости).

Если сведения о ПМТ не внесены в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия, Вы можете самостоятельно обратиться в Росреестр с соответствующим заявлением.

Таким образом процедура от принятия решения до утверждения ПМТ занимает в среднем 3-4 месяца. Однако, заметим, что конечный срок зависит, кроме всего прочего, и от величины объекта.

Будем рады, если наша информация поможет Вам в практической деятельности.

В случае возникновения вопросов, специалисты Компании «Региональный кадастровый центр», всегда готовы оказать практическую и методическую помощь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *