Пусковой ток в чем измеряется
Перейти к содержимому

Пусковой ток в чем измеряется

  • автор:

Что такое пусковой ток или ток холодной прокрутки аккумулятора ?

items_file_2587_l.jpg

Вас приветствует интернет магазин AKB-Master. В последнее время от наших клиентов мы всё чаще слышим вопрос “а что такое пусковой ток или ток холодной прокрутки аккумулятора ?”. И в преддверии наступления холодов мы бы хотели затронуть эту тему.

Наиболее тяжелым режимом работы для автомобильной аккумуляторной батареи является режим стартерного разряда при пуске двигателя. Все производители обязаны указывать пусковые токи АКБ на этикетке и измеряется он в Амперах (А).

Ток холодной прокрутки

Ток холодной прокрутки – это ток разряда, заявленный производителем, который аккумуляторная батарея может отдать в течении 10 секунд и температурой электролита -18*.
Главной ошибкой или большим заблуждением у покупателей служит тот факт, что чем выше пусковой ток (он же ток холодной прокрутки), тем лучше будет заводиться автомобиль. Это не совсем так. Аккумулятор в автомобиле служит: 1. для того что бы произвести запуск двигателя. 2. поддерживать работу электрооборудования пока автомобиль не работает.

Сколько нужно для старта?

Для того чтобы произвести запуск двигателя основным источником потребления энергии является стартер автомобиля. Если не углубляться в подробности моделей стартеров, то можно сказать, что для бензиновых моторов до 2.5 литров пусковой ток в холодное время года при -20* нужен МАКСИМУМ 300А.
Честно будет отметить, что для дизельных 2,5 литровых двигателей необходим пусковой ток выше до 550 А.

В основном на аккумуляторах мы видим токи холодной прокрутки в виде обозначений : SAE,EN, и CCA. SAE и EN обозначаются на аккумуляторах произведенных в странах европейского экономического союза и США. Показатели CCA используют производители Южной-Кореи и Японии. Подведем итог : Ток холодной прокрутки (пусковой ток) указывается на этикетке АКБ в Амперах (А), у каждого производителя он разный, и он обозначает, что данный ток может обеспечить батарея для пуска двигателя при температуре электролита -18 градусов.

Для дизелей выбираем АКБ с повышенным пусковым током, а для бензиновых моторов подойдет АКБ с стандартными показателями. P.S. аккумулятор как двигатель, нуждается в обслуживании.

Держите его в чистоте, проверяйте заряд, для обслуживаемых АКБ проверяйте его плотность. Но это тема для следующего нашего видео. Лёгких стартов и удачи на дорогах.

Что такое пусковой ток аккумулятора?

Это одна из основных характеристик аккумулятора, которая описывает параметр тока при запуске силового узла в стартере автомобиля.

Когда вы поворачиваете ключ зажигания, между электрической цепью и аккумулятором возникает короткое замыкание. Этот процесс можно определить по загоранию индикаторов на приборной панели. После повторного поворота ключа цепь замыкается: напряжение подается на реле, затем на стартер. Благодаря этому начинается вращение коленвала, двигатель начинает работу, и цепь размыкается.Теперь в работу включается генератор: он вырабатывает ток и восполняет потери в АКБ при работе двигателя.

Количество тока, необходимого для запуска двигателя, варьируется в зависимости от внешних факторов, например, от температуры окружающей среды. Поэтому объем пускового тока показывает, что аккумулятор может за нормативные сроки запустить холодный двигатель. Поэтому пусковой ток также называют ТХП или током холодного пуска.

Важный момент: Пусковой ток является оптимальным, если он способен поддерживать мощность источника питания при температуре -18 градусов в течение 30 секунд. Измеряется пусковой ток в амперах.

Факторы, которые влияют на пусковой ток.

Определенно есть прямая зависимость между размером пластин и мощностью аккумулятора, но не все производители используют это для увеличения пускового тока. Напротив, наблюдается тенденция к сокращению габаритов АКБ и преобразованию текущих технологий.

Поэтому пусковой ток может варьироваться в зависимости от следующих параметров аккумулятора:

  • количество пластин. Чем больше пластин, тем лучше, поэтому в европейских моделях размещено 5 пластин, а в китайских — 4, при одинаковых размерах аккумулятора;
  • качество применяемого свинца. Пластины из сплавов с большим количеством примесей заряжаются и разряжаются медленнее, поэтому и размер пускового тока у них меньше, чем у АКБ с электродами из более “чистого” свинца.
  • толщина пластин. Здесь работает чистая математика: чем тоньше пластины, тем больше электролита в аккумуляторе, поэтому пусковой ток в таких моделях больше.
  • герметичность. При потере электролита (особенно в необслуживаемых моделях) ухудшаются все характеристики аккумулятора, в том числе и объем пускового тока.

Как измерить пусковой ток аккумулятора.

К сожалению, наиболее точные данные для оценки пускового тока выдают профессиональные дорогостоящие приборы. Более привычное оборудование, например, мультиметр, здесь не поможет, так как он не показывает трехзначные показатели пускового тока.

Поэтому для общего пользования применяются “кустарные” методы, которые не требуют специального оборудования и дают результаты, приближенные к реальным.

Перечислим несколько вариантов проверки:

  1. Самый доступный вариант — это токоизмерительные клещи, которые не боятся высокого ампеража;
  2. Измерение также можно произвести с помощью нагрузочной вилки, подключенной к клеммам. Она даст кратковременную нагрузку на АКБ и покажет уровень тока. При этом готовые результаты сопоставляются на специальной таблице, где показано соотношение между напряжением и уровнем заряда. Главный недостаток данного способа — необходимость “заморозки” аккумулятора, так как ТХП измеряется при температуре -18 градусов по Цельсию.
  3. Для проверки пускового тока также подходит проверка светом — включаем ближний свет на 10 минут и следим за интенсивностью свечения. Если яркость не изменилась — аккумулятор работает стабильно.
  4. Наконец, можно использовать эксплуатационную проверку: просто контролируем время, необходимое для запуска мотора. Если ему требуется больше 10 секунд, то аккумулятор выдает недостаточное количество пускового тока.

Можно ли использовать для автомобиля аккумулятор с большим показателем пускового тока?

Сразу развенчаем распространенный миф: использование аккумулятора с пусковым током больше необходимого не ведет к поломкам элементов бортовой сети.

Фактически нет никаких ограничений; на легковой автомобиль можно поставить АКБ от грузовой машины, но в этом случае стартер все равно будет потреблять только ограниченное количество тока. Единственное ограничение, с которым вы столкнетесь — это недостаток пространства под капотом.

Кстати, установку более мощных аккумуляторов на легковые автомобили практикуют многие СТО и сервисные центры, и это еще раз доказывает безопасность их использования.

Нормативные показатели пускового тока.

Оптимальный показатель — это 250-270 А для запуска среднего авто. Но этот уровень может варьироваться в зависимости от климата, вида двигателя и мощности автомобиля..

Например, в теплых регионах показатель пускового тока может не достигать максимальной границы, в то время как на севере для холодного пуска нужен больший объем тока. Поэтому при температуре +6 градусов достаточно ПТ на уровне 230 А, а при -15 он увеличивается до 280-300 А.

Для грузовых автомобилей этот параметр вывести сложнее — у них слишком большой разброс мощности. Поэтому и показатель пускового тока имеет широкий диапазон показателей — от 580А до 800А.

  • Зарегистрироваться
  • Вход с паролем
  • Обратная связь

Что такое пусковой ток аккумулятора?

Что такое пусковой ток аккумулятора?

Современные двигатели требуют АКБ с более высокими пусковыми токами. Для запуска инжекторного авто требуется отдача максимального количества электроэнергии за минимальный промежуток времени. При этом чтобы корректно работала электроника, просадка напряжения при запуске должна быть наименьшей. Такой режим работы обеспечивается аккумулятором с высоким пусковым током. Поэтому современные АКБ проектируются таким образом, чтобы отдавать больший ток, но меньше внимания уделяется стойкости к разряду, поскольку его глубина при запуске двигателя минимальна.

Пусковой ток батареи измеряется различными методами. Самой распространенной методикой является европейская (EN), при которой батарею охлаждают до –18С в течение 24 часов, затем нагружают силой тока, равной номинальному пусковому току батареи. Тест считается пройденным, если напряжение не упадет ниже 7,2В в течение 10 секунд.

Ниже приведена таблица перевода тока холодного пуска, измеренного разными методами.

пусковой ток аккумулятора таблица.jpg

Чаще всего пусковой ток указывается по европейскому стандарту (EN), к нему привыкло большинство водителей. При этом соответствующий ток по американской системе CCA несколько выше. Этим пользуются некоторые производители недорогих батарей, указывая на наклейке ток в CCA. Это нужно учитывать при выборе аккумулятора.

Также стоит обратить внимание на репутацию завода, поскольку многие батареи, особенно дешевого сегмента, могут не выдавать заявленных характеристик. А батареи премиум класса от известных производителей, напротив, при измерении показывают результаты на 5–10% выше заявленных значений.

Способ измерения Midtronics

Распространенным способом проверки пускового тока является метод, изобретенный американской компанией Midtronics. Специальный тестер измеряет внутреннее сопротивление на определенной частоте и с помощью формулы вычисляет примерные значения пускового тока для разных систем измерения. Изначально метод был разработан для диагностики степени износа АКБ. Батарея должна быть заряжена и иметь комнатную температуру. При значении тока ниже 70% от изначального, батарея считается изношенной и рекомендуется к замене. Однако, более высокий показатель не гарантирует исправность АКБ, для окончательного вердикта батарея нуждается в дальнейшей диагностике другими методами. Тест пускового тока показывает, в основном, состояние отрицательных пластин.

Также стоит отметить, что некоторые АКБ не выдают номинальный ток при замере тестером, но при этом могут отлично запускать двигатель в мороз и иметь достойный ресурс. Причина кроется в необъективности теста, а также в желании производителя заявить более высокие характеристики, чем у конкурентов. Такое несоответствие встречается даже у известных производителей, однако это не говорит о плохом качестве батарей.

В последнее время на рынке появилось множество китайских тестеров, с разной степенью точности работающих по принципу Midtronics. Метод стал более популярным у автолюбителей. Следует признать, что производители батарей могут учитывать данный момент и проектировать батареи таким образом, чтобы именно при проверке тестером получались максимально высокие значения. При этом лабораторных испытаний вне завода почти никто не проводит, поэтому реальность полученных значений остается под вопросом, а многие уже привыкли доверять тестерам. Данное измерение почти ничего не говорит о качестве аккумулятора и никак не позволяет спрогнозировать его ресурс.

Подводя итог, можно сказать, что пользоваться данной методикой можно лишь для приблизительной оценки износа батареи, сравнивая показания новой и старой АКБ. Качество новой батареи оценить данным методом можно лишь косвенно.

Мифы о пусковых токах

Многие водители считают, что лучше всего выбирать максимально мощную батарею. Это верно лишь отчасти. Форсированные батареи с высокими токами целесообразно использовать для запуска дизелей, а также для двигателей большого объема на автомобилях, куда устанавливается АКБ небольшой емкости. Для авто с бензиновым двигателем малого объема самая мощная батарея не даст прироста в ресурсе по сравнению со стандартной.

Есть более важные критерии выбора, такие как технология, по которой изготовлена батарея и условия, в которых она будет эксплуатироваться. Следует ориентироваться на качество и ресурс аккумулятора. Чаще всего достаточно стандартных характеристик, не меньше, чем у АКБ, которую установил завод-производитель.

Также встречается утверждение, что из-за мощного аккумулятора может сгореть стартер или электроника авто. Данное мнение ошибочно. Стартер рассчитан на работу при напряжении 12 вольт, а это стандарт для всех стартерных батарей. Ток в обмотках стартера в момент запуска больше зависит от его мощности и сопротивления двигателя, который он прокручивает. Проще говоря, стартер берет столько тока, сколько ему нужно для запуска мотора. А пусковой ток АКБ характеризует просадку напряжения при запуске автомобиля. Чем мощнее АКБ, тем меньше просадка, соответственно, тем быстрее прокручивается двигатель, но в пределах мощности стартера. Напряжение в момент запуска никогда не будет выше 12 вольт, поэтому даже самая мощная батарея не способна что-либо повредить. Как только двигатель запустится, в работу вступит генератор, и напряжение бортовой сети будет составлять около 14 вольт, что выше, чем у аккумулятора, поэтому влиять на работу электроники он не будет.

Преимущества высокого пускового тока

  • Запас для нестандартных условий эксплуатации. Реальный пусковой ток снижается по мере разряда батареи, поэтому более мощная АКБ способна запустить двигатель даже будучи заряженной не на 100%.
  • Запуск при низких температурах. Чем холоднее батарея, тем меньший ток она способна отдать. Мощная батарея способна запустить двигатель в более сильный мороз.
  • Уверенный запуск дизельных двигателей, а также двигателей большого объема, которые требуют высоких пусковых токов.

Недостатки АКБ с большим заявленным пусковым током

  • Более высокая стоимость.
  • Возможно снижение заложенного при производстве ресурса батареи в пользу мощности. Для увеличения тока уменьшают толщину пластин в пользу их количества, так как нужна большая их площадь, а также используют более мелкозернистую активную массу, которая быстрее теряет пористость при разрядах АКБ. Также устанавливают больше отрицательных пластин, поскольку в основном они обеспечивают высокий пусковой ток, в связи с чем снижается объем электролита. При прочих равных условиях более мощная батарея может иметь более низкую надежность.
  • Объективно проверить данную характеристику можно только лабораторным методом.

На что обратить внимание при выборе

  • Требования производителя транспортного средства. Следует выбирать батарею, характеристики которой не ниже, чем у заводской.
  • Условия эксплуатации автомобиля и температурный режим.
  • Объем и тип двигателя.
  • Соотношение объема двигателя с максимально возможной емкостью АКБ, ограниченной посадочным местом.
  • Больше ориентироваться на качество и ресурс батареи.

Если вы не уверены в своем выборе, обратитесь к нашим специалистам. Они помогут вам подобрать оптимальную батарею для вашего транспортного средства, учитывая все факторы, которые могут повлиять на его работу.

Таблица Перевода Тока Холодного Пуска

Таблица перевода тока холодного пуска

Если воспользоваться таблицей, представленной ниже можно перевести пусковой ток в единицу измерения EN (в распространенную единицу).

Другими словами, в нашем примере, открыв капот Фольксвагена, установлен немецкий аккумулятор 60a/h 310 DIN или 60a/h 540EN.

С каждым годом практически все производители Украины и Европейского союза постепенно переходят на стандарт EN и крайне редко можно встретить единицы измерения DIN.

SAE/CCA — вы можете встретить на автомобилях, пригнанных из США. Все остальные стандарты менее популярны и их встретить можно крайне редко.

Таблица перевода тока холодного пуска
SAE / CCA EN IEC DIN
Американский
Стандарт
Европейский
Стандарт
Международный
Стандарт
Немецкий
Стандарт
100 100 65 60
150 140 95 85
200 180 130 110
250 230 160 140
300 280 195 170
350 330 225 200
400 360 260 225
450 420 290 255
500 480 325 280
550 520 355 310
600 540 390 335
650 600 420 365
700 640 450 395
750 680 485 420
800 760 515 450
850 790 550 480
900 860 580 505
950 900 615 535
1000 940 645 560
1050 1000 680 590
1100 1040 710 620
1150 1080 745 645
1200 1150 775 675
1250 1170 810 700
1300 1220 840 730
1350 1270 870 760
1400 1320 905 790
1450 1360 935 815
1500 1410 975 820
1540 1450 1000 870

Расшифровка стандартов пускового тока

CCA — ток холодной прокрутки (А)

Ток холодной прокрутки (ССА) измеряется в амперах и отражает стартерные характеристики аккумулятора. Чем выше ток, тем аккумулятор легче заведет автомобиль. Тем не менее, существует несколько различных методик измерения тока холодной прокрутки (SAE, DIN, IEC, EN, JIS) и при сравнении CCA у разных аккумуляторов нужно убедиться в том, что ток указан по одной и той же методике.

SAE (Американский стандарт)

Стартерный тест в соответствии с методикой SAE (сообщества автомобильных инженеров).

Тест показывает, что аккумулятор при температуре -180С отдаст ток равный току холодной прокрутки (ССА) в течение 30 секунд напряжением выше 7,2 В (3,6 в для 6В аккумулятора). Также существует зависимость от конструкции аккумулятора, приблизительно можно пересчитать ток холодной прокрутки от DIN к SAE:

SAE = (DIN х 1,5) + 40

Производительность аккумулятора быстро падает вместе с понижением температуры, поэтому такое испытание – хорошая проверка стартерных характеристик аккумулятора. Как и в случае с 10-секундным разрядом по стандарту EN, способность аккумулятора продержать напряжение выше 7,2 В на протяжении 30 секунд дает представление о способности запустить автомобиль при низких температурах.

DIN (Немецкий стандарт)

Как и по стандарту SAE испытание проводится при температуре -180С. Полностью заряженный аккумулятор разряжается до 6В установленным испытательным током. Напряжение должно быть не менее 9В после 30 секунд разряда, а время, требующееся на достижение 6В, не должно быть меньше 150 сек.

Хотя и существует зависимость от конструкции батареи, приблизительно можно пересчитать ток холодной прокрутки от SAE к DIN:

DIN = (SAE — 40) х 0,66

С появлением современных автомобилей с инжекторными двигателями и растущей потребности в легком запуске стандарт DIN потерял свою популярность среди автопроизводителей. Тем не менее, он дает четкое представление об объеме использованных в аккумуляторе материалов, но не отражает его стартерные характеристики.

IEC (Международный стандарт)

Как и в случае со стандартами SAE и DIN, испытания тоже проводятся при температуре -180С. Напряжение после разряда в течение 60 секунд установленным испытательным током должно быть не менее 8,4 В. Обычно:

В последние годы данный вид испытаний не проводится на европейском рынке.

EN (Европейский стандарт EN 50342.1 2006, ранее – EN 60095-1)

Испытание также проводится при -180С. Требования EN разделены на 2 методики – EN1 и EN2.

EN1 – Напряжение аккумулятора через 10 секунд должно быть 7,5 В. Затем делается перерыв на 10 секунд, и аккумулятор разряжается дальше при начальном токе, умноженном на 0,6. Второй этап длится 73 секунды, а в общем весь период разряда занимает 90 секунд (при предположении, что начальный период равен 10 сек. / 0,6 = 16,7 секунд).

EN2 – Такой же, как EN1, за исключением того, что второй период разряда проводится до 6 В в течение 133 секунд, а общее время теста — 150 секунд. Соотношение разрядных токов, соответствующее обеим методикам, во многом зависит от типа аккумулятора и может варьироваться от автомобиля к автомобилю и от конструкции к конструкции. На основании сравнительного анализа можно вывести следующее соотношение между EN1 и EN2:

EN2 = от 0,85% до 0,92% EN1.

JIS (Японский стандарт)

Испытание по JIS проводится при температуре -150С.

Автомобильные аккумуляторы обычно тестируются током 150 А или 300 А с различным требованиями во времени 10 и 30 секунд соответственно, и конечным напряжением выше 6 В. Данный стандарт не применяется для европейских производителей.

CA / MCA — стартерный ток (A)

Это испытание основано на требовании к ССА по стандарту SAE, но проводится при более высокой температуре — 00С, обычно он указывается на аккумулятор как СА (стартерный ток) или МСА (стартерный ток морских АКБ), а не ССА. Стартерный ток (СА/МСА) обычно на 25% выше, чем ток холодной прокрутки по SAE (ССА).

Резервная емкость (минуты)

Резервная емкость – это количество времени в минутах, при котором аккумулятор при 250С сможет отдавать ток силой 25А, пока напряжение аккумулятора не упадет до 10,5 В (5,25 В для 6В АКБ).

25А – типичная электрическая нагрузка на автомобиле при нормальных условиях эксплуатации, так что резервная емкость дает понимание времени, в течение которого автомобиль с нормальной электрической нагрузкой проедет с неработающим генератором. Расчитывается при максимально отключенных электрических потребителях на автомобиле.

Номинальная емкость (при 20-часовом режиме разряде, Ач)

Емкость в ампер-часах отражает общее количество электричества, хранимого в аккумуляторе.

1 ампер-час — это электрический заряд, который проходит через поперечное сечение проводника в течение 1 часа при наличии в нём тока силой в 1 ампер. Заряженный аккумулятор с заявленной ёмкостью в 1 А·ч теоретически способен обеспечить силу тока 1 ампер в течение одного часа.

Емкость в ампер-часах меняется в зависимости от тока разряда аккумулятора – чем медленнее разряд, тем больший объем электричества выдаст аккумулятор.

Емкость в ампер-часах – это объем электричества, которое аккумулятор отдаст в течение 20 часов до того момента, когда напряжение упадет до 10,5 В. Например, аккумулятор емкостью 100 Ач отдаст ток силой 5А в течение 20 часов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *